Особенности проявления прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности проявления прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности проявления прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Склонность личности к прокрастинации» (О.А. Ширвари).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник СВП (степень выраженности прокрастинации) (М.А.Киселева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД) (Н. Фишер, М. Бонд, в адаптации Е.Ю. Мандриковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Феномен прокрастинации в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Психологические особенности студентов педагогического вуза
1.3 Специфика проявления прокрастинации у студентов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей проявления прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения
2.3 Методические рекомендации
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Для современного человека, живущего в стремительно меняющемся и развивающемся мире, особое значение приобретают вопросы достижения успеха и благополучия. Стратегия и тактика обращения со временем своей жизни, способ его использования как в текущей ситуации, так и в масштабах целой жизни являются важными составляющими жизнедеятельности и показателями его личной эффективности. Но часто, несмотря на расширяющийся диапазон возможностей и индивидуальной свободы, человек сталкивается с барьерами на пути к своему успеху. Одним из феноменов, препятствующих личной и профессиональной эффективности, является прокрастинация.
В современном обществе увеличивается число лиц, называющих себя прокрастинаторами и страдающих от склонности откладывать дела на другой срок. Многие психологи связывают появление этого феномена со все более ускоряющимся научно-техническим прогрессом, с повышением требований к срокам сдачи работ и их качеству (Н. Милграм, Дж. Хариотт и Дж. Феррари). Исследования Дж. Хариотт и Дж. Феррари подтверждают, что, число прокрастинирующих людей за последние годы значительно выросло [47, с. 88].
Проблема прокрастинации за последнее время стала одной из самых распространенных во всем мире. Перед психологической наукой встает важная задача изучения причин и предпосылок прокрастинации, как в теоретическом, так и в практическом плане. Феноменология прокрастинации достаточно обширна. Эта проблема может затронуть любую сферу деятельности человека: учебную (откладывание выполнения домашнего задания, подготовки к экзамену), трудовую (неспособность сдать работу в срок), социальную (откладывание встреч, звонков и т.д.), бытовую (откладывание домашних обязанностей). Выявление факторов и особенностей проявлений прокрастинации вносит свой вклад в определение источников негативных состояний, недостаточно развитых личностных качеств, отношения к деятельности. Все это обуславливает высокую актуальность и практическую значимость исследования феномена прокрастинации.
В настоящее время общество предъявляет высокие требования к самостоятельности и ответственности студента, к умению рационально планировать и распределять собственное время, своевременно осуществлять важные для него виды деятельности. Особенно это актуально в современных изменяющихся условиях, которые предполагают большое разнообразие альтернатив и сокращением сроков, отводимых на подготовку к экзаменам. В условиях дефицита времени, многообразия возможных отвлекающих факторов, наружу выходят личностные особенности, не позволяющие выполнять деятельность на основе ее планирования и саморегуляции.
Современный студент должен постоянно демонстрировать высокий уровень самоорганизации, адаптивности, гибкости, умения быстро и качественно осваивать информацию. Но не все студенты обладают внутренними ресурсами и возможностями успешного выполнения поставленных задач. Часто студент пытается решить проблему за достаточно короткий срок, неудача в которой может стать фактором отказа от ее решения, возникновения негативных эмоциональных состояний.
Степень разработанности проблемы.
В западной психологической литературе, где началось изучение феномена прокрастинации как личностной характеристики большинством авторов отмечается ее негативное воздействие на успешность выполнения деятельности (C. Лэй, 1997; М. Акиноль, A. Тиль, 2007). Последствия прокрастинации проявляются не только в снижении успешности и продуктивности деятельности, но и в острых эмоциональных переживаниях, вызванных собственным неуспехом, чувством вины, неудовлетворенностью результатами. Явление прокрастинации обычно проявляется в деятельности, результат которой очень важен для личности.
Наиболее изученный вид прокрастинации – это академическая прокрастинация. Изучением проблемы академической прокрастинации занимались такие ученые, как: П. Стил, Дж.Пери, Н. Фьоре, Н.Н. Михалко, А.В. Микляева, С.Б. Мохова, Е.О. Олейникова, С.В. Позняк, Н.Е. Плавник, Е.А. Тащилина, Т.М. Тронь, О.О. Шемякина и др.
Актуальность темы исследования. Студенческий возраст является наиболее подверженным для возникновения прокрастинации, так как именно в этот период актуализируются такие психологические образования, как самоопределение и жизнеутвреждение, рост рефлексии и самоотношения, появление перфекционизма и др. Особенности личности студента, восприятие ситуации, значимость будущего результаты и другие факторы могут привести к развитию прокрастинации. В свою очередь, многочисленные исследования показывают, что прокрастинация в студенчестве приводит к возникновению негативных физических и психологических последствий [44; 52; 55; 56]. Многие исследования прокрастинации проведены на выборке студентов. Вместе с тем, недостаточно раскрыты особенности проявления прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Феномен прокрастинации в зарубежной и отечественной психологии
В психологическом словаре термин «прокрастинация» (от латинского «crastinus» – «завтра» и приставки «pro» – «на») определяется, как «сознательное откладывание выполнения намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы» [30, с. 226].
В зарубежной психологии распространено мнение, что прокрастинация может являться психологической особенностью характера человека, который способен продуктивно работать лишь в состоянии стресса из-за недостатка выделенного на работу времени. Эта позиция отражена в работах таких психологов, как: П. Рингенбах, У. Симпсон, Т. Пичил и Дж. Феррари. Автор рассматривают как общую прокрастинацию – тенденцию к откладыванию дел, а также возбуждающую прокрастинацию как осознанное откладывание дел на потом с целью получения острых ощущений от выполнения задачи непосредственно перед наступлением крайнего срока [15, с. 153].
Другой взгляд на феномен прокрастинации отражен в работах Н. Фьоре, который определяет прокрастинацию как форму поведения, выработанную для борьбы с тревожностью, которая появляется в начале работы и в попытках завершить дело. Прокрастинация выступает не причиной проблем, а попыткой их разрешения (перфекционизма, страха допустить ошибку или боязнь неудачи, преодоления нерешительности, неумения распоряжаться временем или неспособности к целеполаганию [33, с. 26].
В современной зарубежной психологии выделяют следующие подходы к пониманию сути феномена прокрастинации: психодинамический (М. Спектер, Дж. Феррари), поведенческий (Дж. Эйнсли, Л. Соломон), когнитивный (А. Эллис), интегративный (П. Стил). Согласно психодинамическому подходу, причины откладывания дел необходимо искать в их связи с механизмами психологических защит, а также в концепции избегания выполнения задач. Человек избегает выполнения дел, которые несут угрозу для его самооценки и самоуважения. Так, М. Спектер и Дж. Феррари считают, что «люди, склонные к прокрастинации, в целом более ориентированы на настоящее и испытывают трудности при планировании и прогнозировании будущего. Прокрастинация является последствием детских травм и серьезных проблем в отношениях с родителями» [21, с. 25].
Исследование, проведенное М. Спектер и Дж. Феррари, позволило установить высокую отрицательную взаимосвязь прокрастинации с ориентацией на будущее и положительную корреляцию с ориентацией на прошлое. Авторы пришли к тому, что «прокрастинаторы не склонны оценивать настоящее с гедонистических позиций, а демонстрируют вместо этого высокий уровень фатализма. Для них также характерна негативная оценка прошлого. Становится очевидно, что нельзя объяснить привычку откладывать дела «на потом» стремлением получить сиюминутное наслаждение» [21, с. 28].
С точки зрения Дж.Пери существует два основных типа прокрастинации - расслабленный тип прокрастинации и напряженный тип прокрастинации. Расслабленный тип прокрастинации заключается в том, что человек может тратить свое время на другие, более для него приятные занятия по сравнению с требуемой деятельностью. С другой стороны, напряженный тип прокрастинации связан с общей перегрузкой человека, когда он теряет ощущение времени, не удовлетворен своими достижениями, нерешителен и не уверен в себе [3, с. 124].
Дж. Р. Феррари предложил типологию прокрастинации в зависимости от личностных особенностей людей и их поведения. Согласно его классификации, существуют:
– «нерешительные» - люди, склонные к откладыванию из-за давления груза ответственности. Чаще всего они руководствуются следующим принципом: если решение не принято, то и нельзя допустить ошибку, нельзя прийти к неудовлетворительным результатам. Таким людям часто свойственен перфекционизм;
– «избегающие» - прокрастинаторы, поведение которых обусловлено стремлением не выполнять субъективно неприятные задачи, а также избежать оценок со стороны окружающих;
– «искатели острых ощущений» - это «активные прокрастинаторы». Они целенаправленно откладывают принятие важных решений, т.к. им нравится ощущение того эмоционального подъема, который возникает при выполнении дел в последний момент [21, с. 29].
В поведенческом подходе закрепилась идея о том, что степень прокрастинации возрастает за счет закрепления иррациональной стратегии в поведении. Так, Дж. Эйнсли назвал прокрастинацию «базовым импульсом человека». Он считал, что люди предпочитают выбирать краткосрочную деятельность, за которую получат положительное подкрепление или награду, вместо долгосрочного воплощения своих целей в жизнь. Причину такого поведения он видел в том, что краткосрочная деятельность - более быстрый способ почувствовать удовлетворение от проделанной работы, за которую гарантировано можно получить награду. Но эта привычка препятствует достижению долгосрочных целей, поскольку человек попадает как бы в замкнутый круг в поиске немедленного удовлетворения [52, с. 48].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления особенностей проявления прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей проявления прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в проявлениях прокрастинации у студентов педагогического вуза в зависимости от профиля обучения.
База исследования: в исследовании приняли участие 60 студентов Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка 3-5 курсов в возрасте 21-23 года. Выборку исследования составили 3 группы по 20 человек: студенты психологического профиля, студенты социально-педагогического профиля, студенты физико-математического профиля.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник «Склонность личности к прокрастинации» (О.А. Ширвари) [58].
Цель: диагностика уровня и форм проявления прокрастинации.
Шкалы методики:
Личностно обусловленная прокрастинация - полученные показатели свидетельствует о выраженности прокрастинации в большинстве сфер жизнедеятельности. Индивид осознает наличие данной черты, видит отрицательные последствия оттягивания дел на последний день. При чем, прокрастинация особо проявляется при достижении цели и в деловой сфере.
Ситуативно обусловленная прокрастинация - полученные показатели в целом говорит о зависимости деятельности личности от наличия интереса и внешней мотивации. Личность склонна выполнять деятельность только при наличии интереса, внешней и внутренней мотивации. При возникновении трудностей личность не проявляет активности, если для этого нет острой необходимости.
Общий уровень прокрастинации — полученные показатели в целом говорит о выраженности прокрастинации во всех сферах жизни.
Опросник включает 54 вопроса. Испытуемому предлагается выбрать один вариантов ответов.
Критерии оценки:
Личностно обусловленная прокрастинация: низкий уровень 0–5 баллов; средний уровень - 6–10 баллов; высокий уровень 11–18 баллов.
Ситуативно обусловленная прокрастинация: низкий уровень - 0–3 балла, средний уровень - 4–5 балла, высокий уровень 6–10 баллов.
Общий уровень прокрастинации: низкий уровень - 0–8 баллов; средний уровень – 9-16 баллов; высокий уровень – от 17 баллов (Приложение А).
2. Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеевой, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой) [28].
Цель: диагностика прокрастинации как склонности к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Индивид, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел, игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на другую деятельность. При этом, он находит себе оправдания.
Опросник включает 20 утверждений, которые описывают избегающее поведение в ситуациях, типичных для учебной деятельности. Испытуемых просят оценить по пятибалльной шкале, насколько характерно для них то или иное поведение.
При обработке результатов подсчитывается общий показатель студенческой академической прокрастинации, при этом баллы, проставленные респондентом в ответ на «обратные» утверждения, инвертируются, т.е. 5 баллов заменяются на 1 балл, 4 балла - на 2 балла и т.д.
Подсчитывается общий показатель (сумма баллов), отражающий уровень прокрастинации. Критерии оценки: высокий уровень – 70-100 баллов, средний уровень – 31-69 баллов, низкий уровень – 1-30 баллов (Приложение Б).
3. Опросник СВП (степень выраженности прокрастинации) (А.М. Киселева) [20].
Цель: диагностика степени выраженности прокрастинации и таких ее проявлений, как: мотивационная недостаточность, перфекционизм, тревожность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что прокрастинация представляет собой комплексный феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, тесно связанный с мотивационной сферой личности. Проявлениями прокрастинации являются: откладывание выполнения дел и деятельности, учебных заданий, принятия решения. В основе феномена прокрастинации могут лежать: иррациональные убеждения, заниженная самооценка, высокая мотивация достижения успеха, социальные страхи, низкий уровень ответственности, неспособность к самостоятельному принятию решений. Прокрастинация является осознанным процессом, который предполагает неспособность управлять целостностью ситуации и сопровождается эмоциональным дискомфортом, тревогой и негативными переживаниями.
Включение студента в учебную деятельность выступает фактором, формирующим особенности его личности. Именно в учебной деятельности и внеучебной социальной активности студент педагогического вуза раскрывает свой потенциал, развивает личностные качества, формирует уровень притязаний. В студенчестве активно формируется субъективность личности, навыки самоорганизации и саморегуляции, позволяющие добиваться высоких результатов. Особенности ценностных, карьерных ориентаций, а также учебной мотивации студентов связаны с их специальностью и характером будущей профессиональной деятельностью.
Для студентов характерно откладывание учебных заданий, что может быт связано с такими причинами, как: страх неудачи, трах потерять контроль над ситуацией, наличие внешней оценки выполнения задания, стремление сделать задании совершенно, стремление активизировать ресурсы, достигнув «дедлайна». На проявления прокрастинации у студентов оказывают влияние личностные характеристики. Прокрастинаторы от непрокрастинаторов отличаются определенными интеллектуальными способностями, социально-психологическими и индивидуальными особенностями.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть студентов психологического профиля обладает высоким уровнем прокрастинации во всех сферах жизни, высоким уровнем личностно обусловленной прокрастинации и ситуативно обусловленной прокрастинации. Студенты социально-педагогического профиля обладают высоким уровнем прокрастинации во всех сферах жизни, средним уровнем личностно обусловленной и ситуативно обусловленной прокрастинации. Студенты физико-математического профиля характеризуются преимущественно средним уровнем прокрастинации во всех сферах жизни, низким уровнем личностно обусловленной прокрастинации и средним уровнем ситуативно обусловленной прокрастинации. Сравнительный анализ показал, что существуют значимые различия между студентами разного профиля по уровню прокрастинации. Так, уровень общей прокрастинации, уровень личностно обусловленной прокрастинации и уровень ситуативно обусловленной прокрастинации достоверно выше у студентов психологического профиля, чем у студентов социального-педагогического и физико-математического профиля.
Большая часть студентов социально-педагогического профиля обладает высоким уровнем академической прокрастинации – у них ярко выражена склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, связанных с выполнением учебных заданий. У студентов психологического профиля преобладает средний уровень академической прокрастинации. Для студентов физико-математического профиля характерен низкий уровень академической прокрастинации. Уровень общей прокрастинации достоверно выше у студентов социального-педагогического профиля, чем у студентов психологического и физико-математического профиля.
Студенты психологического профиля характеризуются ярко выраженной общей прокрастинацией, умеренно мотивационной недостаточностью, высоким перфекционизмом, повышенной тревожностью. Студенты социально-педагогического профиля обладают ярко выраженной общей прокрастинацией, ярко выраженной мотивационной недостаточностью, высоким перфекционизмом, умеренной тревожностью. Для студентов физико-математического профиля характерна средняя общая тревожность, умеренно выраженная мотивационная недостаточность, низки перфекционизм, низка тревожность. Сравнительный анализ показал, что существуют значимые различия между студентами разного профиля по проявлениям прокрастинации. Так, перфекционизм, тревожность и общая прокрастинации на достоверном уровне более выражена у студентов психологического профиля. Мотивационная недостаточность более выражена у студентов социального-педагогического профиля.
Большая часть студентов психологического профиля обладает низким уровнем самоорганизации деятельности – они не склонны четко планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. Студенты социально-педагогического и физико-математического профиля обладают преимущественно средним уровнем самоорганизации деятельности. Сравнительный анализ показал, что существуют значимые различия между студентами разного профиля по уровню самоорганизации деятельности. У студентов психологического профиля более выражены фиксация на планировании своей деятельности. У студентов физико-математического профиля выше планомерность, целеустремленность и настойчивость при достижении целей, уровень самоорганизации деятельности в целом.
1. Болотова, А. К. Человек и время в познании, деятельности, общении / А. К. Болотова. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 283 с.
2. Вaрваричева, Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников / Я.И. Варваричева // Здоровье нации – основа процветания России: материалы научно-практических конгрессов. – М., 2008. – С. 147–149.
3. Варваричева, Я. И. Феномен прокрастинации : проблемы и перспективы исследования / Я. И. Варваричева // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 121–131.
4. Вербицкий, А. А. Психология мотивации студентов : учеб. пособие для вузов / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. – М. : Издательство Юрайт, 2016. — 178 с.
5. Глушко, А. Н. Проблемы и возможности оптимизации развития студентов, склонных к прокрастинации / А. Н. Глушко // Человеческий капитал. – 2019. – № 6. – С. 133-141.
6. Дементий, Л. И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л. И. Дементий, Н. Н. Карловская // Психология обучения. – 2013. – № 7. – С. 4-19.
7. Епанчинцева, Г. А. Исследование прокрастинации у студентов университета / Г. А. Епанчинцева // Аллея науки. – 2019. – № 3. – С. 232-238.
8. Забродина, Л.А. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидно-личностными характеристиками студентов [Электронный ресурс] / Л.А Забродина // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-osobennostey-prokrastinatsii-s-individno-lichnostnymi-harakteristikami-studentov.
9. Зверева, М. В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. В. Зверева. - М., 2015. – 25 с.
10. Зобнина, Т. В. Исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и мотивации достижений у студентов – будущих педагогов / Т. В. Зобнина // Вестник КГУ. – 2018. - № 1. – С. 70-74.
11. Ивутина, Е. П. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов / Е. П. Ивутина, Е. С. Шуракова // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. – 2013. – Т. 4 (1). – С. 146-151.
12. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 302 с.
13. Казанцева, Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. А. Казанцева. – М., 2000. – 24 с.
14. Казарян, А. Ф. Влияние психологических особенностей студентов на их успешность в учебной деятельности / А. Ф. Казарян // Немецко-российское сотрудничество : материалы научно-практической конференции. – Москва, 2019. – С. 67-72.
15. Калинина, Т. В. Феномен прокрастинации : современные исследования / Т.В. Калинина // Приволжский научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 152-156.
16. Камнева, Е.В. Проявления прокрастинации в контексте личностных качеств // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16227
17. Карловская, Н. Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н. Н. Карловская, Р. А. Баранова // Психология в вузе. – 2008. – № 3. – С. 38–49.
18. Килинская, Н. В. К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования / Н. В. Килинская // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 82-85.
19. Киселева, М. А. Особенности прокрастинации личности / М. А. Киселева // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи : сб. науч. ст.- Саратов, 2015. – C. 31-34.
20. Киселева, М. А. Теоретическое обоснование опросника «Степень выраженности прокрастинации» (СВП) / М. А. Киселева // Социофера. – 2015. - № 10. – С. 23-27.
21. Ковылин, В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2. – С. 22-41.
22. Коробейникова, А. О. Взаимосвязь академической прокрастинации и самооценки у студентов [Электронный ресурс] / А. О. Коробейникова, Е. П. Ивутина // Концепт : научн.-метод. электрон. журн. – 2016. – Т. 32. – Режим доступа: http://e–koncept.ru/2016/56669.htm.
23. Кулешова, В. В. Проблема академической прокрастинации в контексте учебной деятельности студентов / В. В. Кулешова // Сборник научных трудов. – М., 2017. – С. 105-113.
24. Латушкина, В. М. Прокрастинация и результативность в учебной и научной деятельности аспиранта / В. М. Латушкина, С. Н. Костромина // Ананьевские чтения 2010. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. – С. 110-112.
25. Люленкова, О. Ю. Влияние прокрастинации на успеваемость студента / О. Ю. Люленкова // Наука и образование. – 2019. – № 1. – С. 66-68.
26. Манакова, М. В. Психологические особенности субъектности студентов в период обучения в педагогическом вузе / М. В. Манакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 4. – С. 180-187.
27. Мандрикова, Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 87 - 111.
28. Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т. Ю. Юдеева, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://sites.google.com/site/test300m/pssp.
29. Мешкова, И.В. Психологические особенности студентов педагогического вуза с различными ценностными карьерными ориентациями / И.В. Мешкова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 56–60.
30. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – 421 с.
31. Микляева, А. В. Академическая прокрастинация в студенческой среде : результаты эмпирического исследования / А .В. Микляева, Д. С. Реброва // Известия Иркутского гос. Ун-та. – 2017. – Т. 19. – С. 59-66.
32. Михалко, Н. Н. Психологические особенности личности студента / Н. Н. Михалко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1. – С. 229-233.
33. Мохова, С. Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С. Б. Мохова, А. Н. Неврюев // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С 24-35.
34. Несына, С. В. Развитие сферы саморегуляции студентов – будущих педагогов / С. В. Несына // Акмеология профессионального образования. – Екатеринбург, 2020. – С. 114-117.
35. Олейникова, Е. О. Феномен прокрастинации и особенности его проявления в учебной деятельности студентов / Е. О. Олейникова // Наука и знание. Сборник научных трудов. – Москва, 2018. – С. 111-114.
36. Панчук, Е. Ю. Прокрастинация и особенности ее проявления у студентов / Е. Ю. Панчук // Сборник научных трудов Ангарского гос. технического университета. – 2020. – № 17. – С. 344-352.
37. Пасовец, Ю. М. Работа в системе ценностных ориентаций молодежи / Ю. М. Пасовец // Культурное пространство молодежи: смыли и практики. – М., 2019. – С. 183-186.
38. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
39. Плавник, Н. К. Психологические факторы академической прокрастинации у учащихся / Н. К. Плавник // Научные труды республиканского института высшей школы : Психологические науки. – 2017. – № 17 (3). – С. 192-196.
40. Позняк, С. В. Феномен академической прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / С. В. Позняк // Научные труды республиканского института высшей школы : Психологические науки. – 2017. – № 17 (3). – С. 302-308.
41. Понарядова, Т. В. Лень: причины, признаки, преодоление / Т. В. Понарядова. – СПб. : Образование, 1996. – 96 с.
42. Разгоняева, Е.В. Проявление прокрастинации у студентов технического вуза / Е.В. Разгоняева // Психологическое благополучие современного человека. – 2019. – № 2. – С. 139-145.
43. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
44. Рожина, И. Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы ее преодоления / И. Р. Рожина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – № 4. – С. 23-28.
45. Сибирцева, Е. И. Личностные ресурсы людей с различным уровнем прокрастинации [Электронный ресурс] / Е. И. Сибирцева // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye–resursy–lyudey–s–razlichnym–urovnem–prokrastinatsii.
46. Тащилина, Е. А. Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов университета различных направлений подготовки: магистерская диссертация: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. А. Тащилина. – Екатеринбург, 2014. – 26 с.
47. Тронь, Т. М. Взаимосвязь параметров академической прокрастинации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учебной мотивацией и успеваемостью у студентов-прокрастинаторов / Т. М. Тронь // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – Вып. 11. – С. 88-84.
48. Тронь, Т. М. Феномен прокрастинации : причины возникновения / Т. М. Тронь // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – № 6. – С. 88-95.
49. Федоренко, М. В. Психологические особенности личности студентов педагогических специальностей / М. В. Федоренко // Качество высшего и профессионального образования в постиндустральную эпоху : материалы научной конференции. – Казань, 2016. – С. 454-457.
50. Фьоре, Н. Легкий способ перестать откладывать дела на потом / Пер. с англ. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013.- 43 c.
51. Халимов, З.М. Особенности воспитания будущих педагогов педагогической психологии / З.М. Халимов // Вестник Бохтарского гос. ун-та. – 2017. - № 1. – С. 65-73.
52. Чеврениди, А. А. Обзор исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе / А. А. Чеврениди // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – № 2. – С. 46-55.
53. Чернова, А. Д. Особенности самоотношения студентов-психологов / А. Д. Чернова // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 479-481.
54. Чернышева, Н. А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения [Электронный ресурс] / Н. А. Чернышева // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prokrastinatsiya–aktualnoe–sostoyanie–problemy–i–perspektivy–izucheniya.
55. Шатюк, Т.Г. Особенности прокрастинации у студентов / Т.Г. Шатюк // Молодежь и государство : материалы научной конференции. – Тверь, 2019. – С. 78-86.
56. Шемякина, О. О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов / О. О. Шемякина // Психология и право. – 2013. – № 4. – С. 120-126.
57. Шершнева, Т. В. Карьерные ориентации будущих педагогов-инженеров / Т. В. Шершнева, Р. В. Король [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/38093/Karernye_orientacii_budushchih_pedagogov-inzhenerov.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
58. Ширвари, О. А. Разработка опросника для изучения склонности личности к прокрастинации / О. А. Ширвари, Е. Е. Чёрная, В. А. Панов [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 1105-1113.
59. Эриксон, Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Флинта, 2006. – 352 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Склонность личности к прокрастинации» (О.А. Ширвари).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник СВП (степень выраженности прокрастинации) (М.А.Киселева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД) (Н. Фишер, М. Бонд, в адаптации Е.Ю. Мандриковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты