Редакции поэмы Якуба Коласа Сымон-музыка текстологический и редакторский анализ
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Редакции поэмы Якуба Коласа Сымон-музыка текстологический и редакторский анализ»
по дисциплине: «Журналистика»
2021
251.00 BYN
Редакции поэмы Якуба Коласа Сымон-музыка текстологический и редакторский анализ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Журналистика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ЯКУБ КОЛАС – РЕДАКТОР
1.1 Основные этапы творчества Я. Коласа
1.2 Авторское редактирование Я. Коласа
1.3 История написания и специфика поэмы «Сымон-музыка». Редакции поэмы
1.4 Лингвистические и стилистические особенности поэмы Коласа «Сымон-Музыка»
1.5 Значение творчества Я. Коласа в белорусской литературе и журналистике
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ЯКУБА КОЛАСА – РЕДАКТОРА НАД ПОЭМОЙ «СЫМОН-МУЗЫКА»
2.1 Текстологический анализ написания поэмы Я. Коласа «Сымон-музыка»
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Поэма «Сымон-музыка» в работе Якуба Коласа занимает отличительное место. Она, как и многие другие произведения белорусских писателей («Курган» Янка Купала, Люцианы Тополь «М. Танк», «Сады ветров» Э. Пуща), посвященные теме художника и искусства. Это глубокая мысль о судьбе художника и национального искусства, правдивости, бессмертия и недостатком народного искусства, острых путей пробуждения белорусского сознания. В настоящее время искусство должно быть неразрывно связано с родиной и людьми, со всеми богатствами звуков и красок мира.
Поэма «Сымон-музыка» Якуба Коласа для белорусов то же, что пушкинский «Евгений Онегин» для россиян. Это не только история вечной любви и личная драматургия лирического героя, но и энциклопедия жизни народа. Поэма о молодом скрипаче читается в школе, цитаты из него украшают патриотические билборды, а изображения главных героев выгравированы в бронзе на площади Якуба Коласа, одной из центральных площадей Минска.
Главным героем данного произведения является музыкант-самородок Сымон, на долю которого выпало множество трудностей. От природы это необычные способности, талантливый мальчик, который глубоко воспринимал природу, чувствовал разнообразные явления и изменения.
Поэма «Сымон-музыка» в специальной яркости отражает психологическое состояние Я. Коласа в первые постреволюционные годы. Поэт увидел, что герой того времени не стал сострадательным, милосердным, разрушенным революцией человека и «лицом с пистолетом», который заменил почти все законы и моральные нормы. Поэт переписывал текст несколько раз. В первом издании главный герой умирает. Вмешался мистицизм: когда автор готовил другой вариант стихотворения, рукопись таинственно исчезла. В результате текст был переписан с новой концовкой, в которой Сымон остался жив.
Филологи считают поэму сокровищницей белорусского языка, а литературоведы – гимном народному таланту. В поэме много реальных прототипов. Образ замка, в котором живет Князь, появился благодаря учителю Коласа по Несвижской учительской семинарии Кудринскому: «I замак у «Сымоне–музыку» я апiсваў, маючы перад вачыма нясвiжскi, так, як ён паўставаў з апавядання Кудрынскага» [1, с.158].
Исследованиями в области изучения особенностей текстологического и редакторского анализа поэмы Я. Коласа «Сымон-музыка» в рамках различных редакций занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как В.И. Яцухна, В.Е. Хализев, Н.А. Гуляев, В.П. Рагойша, М. Мушынский, И. Шаладонов, В. Максимович, В.Я. Ляшук, Ю.С. Пшырков и т.д.
Данные исследователи в своих работах раскрывали основные особенности и изменения текста поэмы «Сымон-музыка» в рамках различных редакций, проводили лингвистический анализ текста и определяли направленность мысли поэта в разные периоды формирования данного произведения.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: поэма Я. Коласа «Сымон-музыка».
Предмет исследования: текстологический и редакторский анализ поэмы «Сымон-музыка» в рамках различных редакций.
Цель исследования: изучить и обосновать особенности изменения текста поэмы «Сымон-музыка» в разных редакциях произведения.
Задачи исследования:
1. Выявить основные этапы творчества Я. Коласа.
2. Определить особенности авторского редактирования Я. Коласа.
3. Раскрыть историю написания и специфику поэмы «Сымон-музыка». Редакции поэмы.
4. Выявить лингвистические и стилистические особенности поэмы Коласа «Сымон-музыка»
5. Определить значение творчества Я. Коласа в белорусской литературе и журналистике.
6. Провести текстологический анализ написания поэмы Я. Коласа «Сымон-музыка».
7. Провести редакторский анализ написания поэмы Я. Коласа «Сымон-музыка».
Методы исследования: дедукция, индукция, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, типология, классификация, конкретизация и т.д.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении значения и роли творчества Я. Коласа в литературе и журналистике, а также выделении основных лексикологических качеств и свойств произведения «Сымон-музыка».
Практическая направленность исследования заключается в том, что мы провели текстологический и редакторский анализ произведения Я. Коласа «Сымон-музыка».
Научная новизна исследования заключается в выявлении специфических характеристик произведения «Сымон-музыка» в рамках различных редакций и направлений развития творчества писателя.
ГЛАВА 1. ЯКУБ КОЛАС – РЕДАКТОР
1.1 Основные этапы творчества Я. Коласа
Творчество Коласа формировалось на лучших традициях национальной литературы, на богатейшем наследии устного народного творчества и одновременно под влиянием прогрессивных представителей русской, украинской и мировой литературы. Его произведения отразили жизнь белорусского народа в переломные моменты истории, борьбу масс за социальное освобождение и национальное равенство. Колас – классик отечественной литературы, создатель бессмертных поэтических шедевров «Новая земля», «Сымон-музыка», «На ростанях». Один из основоположников белорусской фантастики, белорусского романа, авторитетный педагог нескольких поколений творческой молодежи, выдающийся педагог, ученый, организатор науки, государственный и культурный деятель. Его заслуга в том, что он рассказал миру о белорусской земле, о мужественных, свободолюбивых, героических людях, раскрыл в художественном слове его социальные и национальные устремления, неиссякаемый духовный потенциал [3, с. 15].
Произведение народного поэта Беларуси Якуба Коласа – целая эпоха в истории белорусской литературы. Он по праву считается основоположником национальной прозы, хотя прозаик также написал такие поэтические шедевры, как поэма «Новая земля» и «Сымон-музыка». Жизнь и творчество этого человека стали значительным вкладом в белорусскую культуру. Заслуга Якуба Коласа как народного писателя в том, что он открыл белорусскую литературу для развитой литературы мира, высоко оценил белорусский народ в своих произведениях [2, с.58].
Якуб Колас, получивший звание национального поэта в 1926 году, по праву находится на одной линии с Янкой Купалой. Это два самых талантливых человека, которые родились в том же году, жили и творили одновременно, пережили как взлеты, так и падения советской власти. И оба они создали настоящие шедевры белорусской литературы. Но, к сожалению, почему-то многие ставят Якуба Коласа на вторую строчку, оттесняя его в тень Купалы.
Якуб Колас (настоящее имя – Константин Мицкевич) родился в 1882 году в деревне Окинчицы (сегодня – территория города Столбцы) в семье лесника. Оба родителя будущего писателя были родом из деревни Николаевщина.
В связи с профессией отца, семья Мицкевичей часто меняла место жительства. Поэтому мальчик получал образование сначала дома, а затем в школе. Большое влияние на будущего поэта оказал дядя Антон, который с раннего возраста привил племяннику любовь к чтению. В 12 лет он впервые познакомился с белорусской литературой. Это произвело на него большое впечатление и осталось с ним на всю оставшуюся жизнь [3, с.78].
Константин окончил сначала народное училище, а затем, в 1902 году, Несвижскую учительскую семинарию. Во время учебы он увлекался художественной литературой: читал русскую классику, а также белорусских и зарубежных писателей. Также писал свои стихи на русском языке. Также был этнографом – записывал в тетрадях народный фольклор.
После окончания гимназии молодой выпускник работает учителем в Полесье. Он продолжает собирать белорусский фольклор, пишет собственные патриотические произведения и в это же время впервые знакомится с революционной литературой. Якуб Колас начинает вести активные беседы с крестьянами, в которых пытается донести до них необходимость борьбы за свои права. Будучи образованным человеком, он помогает им правильно составить петиции к местным помещикам. Они указывали на необходимость предоставления пастбищ и озер в общественное пользование. Такая деятельность не могла остаться незамеченной властями, и в наказание за такую работу Мицкевич вскоре был переведен преподавать в Верхминскую народную школу.
В 1902-1906 гг. работал учителем в Пинском районе в селах Люсино и Пинковичи. Продолжал собирать фольклор.
Он был одним из организаторов, а также участником нелегального педагогического съезда 1906 года. Съезд был разогнан полицией. А Мицкевичу запретили преподавать. Но, несмотря на указ, он работал нелегально до 1912 года. Позже события этих лет легли в основу романа «На ростанях» [4, с.189]
В 1906-1907 годах он открыл частную школу в селе Смолярное. В 1907 году переехал в Вильнюс, где работал заведующим литературным отделом «Наша Ніва», но по приказу полиции уволился и покинул город. В начале 1908 г. некоторое время работал учителем в селе Сани, после чего был арестован по обвинению в революционной деятельности, направленной на ликвидацию существующего государственного строя.
Оказавшись без права преподавания, писатель принимает предложение известного публициста А. Власова и начинает работать в газетном издании «Наша доля». 1 сентября 1906 года в этом издательстве впервые, под псевдонимом Якуба Коласа, публикуется стих Мицкевича. В это время продолжается следствие по делу организации учительского съезда, и по его завершению писатель приговорен к трем годам заключения. Отбывая наказание в достаточно сложных условиях, он продолжает работать. В то время как в тюрьме пытались наказать общественного деятеля Константина Мицкевица, в нем все больше утверждался и становился сильнее поэт-патриот Колас Якуб.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ЯКУБА КОЛАСА – РЕДАКТОРА НАД ПОЭМОЙ «СЫМОН-МУЗЫКА»
2.1 Текстологический анализ написания поэмы Я. Коласа «Сымон-музыка»
Методология текстовой работы в области редакционно-издательского дела обобщает многовековой культурный опыт редактирования книг. Для восприятия и понимания литературного произведения необходимы многочисленные приемы текстового анализа. Знание истории возникновения художественного текста важно не только для общего развития, но история возникновения художественного текста важна не только для общего развития, но и для более глубокого понимания и осмысления его содержания.
Определенная часть литературных произведений либо остается неопубликованной при жизни автора, либо публикуется с неточностями и искажениями, возникающими либо по небрежности издателей, либо преднамеренно (условия цензуры, необъективное редактирование и т.д.).
Текстологический анализ – это литературное исследование истории текста. Качественный текстологический анализ книги необходим для редактирования книги с целью ее последующего переиздания.
Текстологический анализ произведения предполагает:
- историзм исследования;
- установление и прослеживание связи текста с историко-литературным и культурно-историческим контекстом;
- учет всех изменений в тексте изучаемого произведения;
- рассмотрение других произведений того же автора (литературный «конвой»)»;
- произведений других авторов, работавших в сходных условиях; поиск следов влияния произведения на другие;
- изучение произведения как единого целого; анализ текстуальных изменений и т.д.».
Основные текстологические термины, которые необходимо использовать при проведении анализа:
1. Авторская воля — безусловный приоритет текста писателя, необходимость чёткого его воспроизведения для потомков.
2. Конъектуры — изменения, используемые в работе с текстом в отсутствии источников, вносимые по смысловой догадке, исходя из исторического контекста.
3. Контаминация — конструирование, восстановление текста по нескольким его источникам.
Атрибуция — восстановление авторства текста с помощью лингвостилистического анализа и документалистики.
Для анализа произведения Я. Коласа «Сымон-музыка», нами представляется использование следующих параметров анализа:
1. Выходные данные:
Книга. «Сымон-музыка».
Автор: Я. Колас.
Издание: Факсімільнае выд.
Опубликовано: Мінск : Мастацкая літаратура, 2012
Физические характеристики: 277, [1] с. : партр. ; 20 см
Язык: Белорусский.
ISBN: 978-985-02-1335-8.
УДК: 821.161.3-1
Жанр: ПАЭМА (літ.)
Примечания: Перад выхаднымі данымі аўтар: Колас Якуб (Міцкевіч Канстанцін Мікалаевіч)
Выхадныя даныя арыгінала: Менск : Дзяржвыд. Беларусі, 1925
1000 экз.
Связанные документы: Сымон-музыка: паэма / Якуб Колас. - Менск [Мінск] : Дзяржвыд Беларусі, 1925. - 277, [2] с., [1] л. партр.
Структура издания: данное издание состоит из двух частей, имеет содержание и предисловие. В данной книге отсутствует справочный аппарат: нет примечаний, комментариев и указателей. Этот факт усложняет особенности описанных факторов и событий.
Характеристика издания: данное издание представляет собой поэму, которая содержит в себе определенные фольклорные мотивы, особенности лирического стихосложения. Подобные произведения, являются основным типом литературных источников, отражающих особенности народной фольклористики, отражающих жизнедеятельность и быт простого народа.
В данном произведении описаны эпические стихотворные произведения, которые принадлежат определенному автору, которые в отличие от «народной», «лирико-эпической», «эпической» песни. Именно в рамках данной классификации происходит выделение как особого жанра.
Данная поэма способствует определению своего жанра как специфической направленности и разновидности. Данная поэма направлена на формирование представлений о конкретных социально-психологических условиях, которые приводят к определенному значению поэмы или ее результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что творчество Я. Коласа представляет собой длительный и напряженный труд, направленный на формирование любви и патриотизма в отношении своей Родины. Нами было выявлено, что творчество Я. Коласа имеет определенную этапность. Основными этапами являются такие как ранний, в рамках которого поэт сочинял свои первые произведения, период Великой отечественной войны, период заключения в тюрьме.
Редакторская деятельность Я. Коласа представляет собой важную веху в рамках его деятельности и определяет особенности формирования творчества данного писателя. Наряду с другими писателями, мы можем выделить такие особенности как преобладание в творчестве Я. Коласа большого количества текстов, направленных на реализацию переводческого и редакционного потенциала. Заслуга Якуба Коласа как национального писателя в том, что он открыл для развитых литератур мира белорусскую литературу, воспел белорусский народ.
Поэма «Сымон-музыка» свидетельствует о широте творческого диапазона Я. Коласа, самобытности его таланта и огромном творческом потенциале как поэта-лирика. Он поражает разнообразием образных средств, гармонией содержания и формы, богатством ритмики, безупречной инструментальностью поэтической строки, сладостью, уверенностью стиха, удачным использованием фольклорной поэтики. Поэма оказала большое влияние на развитие белорусской поэзии и лирико-эпической поэмы, открыла большие возможности для романтических форм и способов отражения действительности.
Через сюжет, через образную систему и раскрывается идейно-философское богатство стихотворения. В первую очередь это касается образа главного героя. С первых же строк Сымон привлекает своей неординарностью, самобытностью.
Деревенский мальчик наделен тонким музыкальным слухом, умением понимать природу – пение ржаных колосьев, птиц, шелест травы, сочинение песен. Неутомимый мечтатель, он создает в своем воображении чудесные образы, строит сказочные дворцы, до себялюбия любит звуки колоколов, чувствуя в них. Нами были определены основные лингвокультуральные особенности поэмы «Сымон-музыка».
Творческое наследие Якуба Коласа имеет не только самостоятельное эстетическо-художественное значение, но и культурное, поскольку процесс межличностного диалога, диалогических отношений, по мнению М. Бахтина, становится «почти универсальным явлением, пронизывающим всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение».
При этом ученый понимает «смысл» как некую объективную совокупность понятий, действий и ценностей. Смысл – это субъективное содержание, которое слово и речь приобретают в конкретном контексте, в конкретной ситуации общения. Поэтому межкультурный диалог, осуществляемый посредством работ Я. Коласа, является обмен значениями и поиск нового, собственного значения.
В ходе исследования произведения Я. Коласа «Сымон-музыка», нами был проведен текстологический и редакторский анализ. В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты исследования:
– По характеру содержания данная поэма относится к традиционному классическому направлению.
Идея и проблематика: основное на чем сосредотачивает внимание автор –это процесс возрождения особенностей белорусизации в рамках повышения уровня значимости Беларуси.
Лирическим героем поэмы является бедный музыкант с талантом и простыми человеческими желаниями.
По характеру построения композиция является линейной, то есть формированием последовательного хода событий.
В поэме введены образы поры года, олицетворения деревьев, лесов и т.д.
В рамках обоих редакций поэмы использовались такие изобразительные формы как метафоры, эпитеты, олицетворения.
Данная поэма представляет собой традиционное для литературы произведение, основное для творчества автора и направленное на осознание особенностей жизни и быта населения Беларуси в разные временные периоды.
– мы определили основные черты развития редакторского анализа в рамках произведения «Сымон-музыка». Нами было определено, что заголовок играет в данном произведении решающую роль, так как изначально он носил довольно обобщенный характер, со временем он стал более значимым и названием стало включать в себя имя главного героя.
Редакторский анализ поэмы показал, что различные редакции носят в себе различные идейные направления, в первом случае они формируют представление о неизбежности гибели белорусского самосознания, во втором – воодушевление и оживление системы в рамках повышения уровня самосознания.
1. Александровіч, С. Х. Ад роднае зямлi : Аповесць пра маленства і юнацтва Я. Коласа / С. Х. Александровіч. — Мінск : Дзяржвыд БССР, 1962. — 236 с.
2. Александровіч, С. Х. На шырокі прастор : Старонкі жыцця Якуба Коласа / С. Х. Александровіч. — Мінск : Мастацкая літаратура, 1972. — 429 с.
3. Александровіч, С. Х. Крыжавыя дарогі : Аповесць пра Якуба Коласа / С. Х. Александровіч. — Мінск : Мастацкая літаратура, 1985. — 333 с
4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М. : Худож. лит., 2005. – 502 с.
5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества : сб. избр. тр. / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 2009. – 423 с.
6. Белокурская, Ж. Е. «Другое чытанне для дзяцей беларусаў» Якуба Коласа как источник этнокультурной информации / Ж. Е. Белокурская // Национально-культурный компонент в тексте и языке : материалы III Междунар. науч. конф. под эгидой МАПРЯЛ, Минск, 7–9 апр. 2005 г. : в 3 ч. / Минск. гос. лингв. ун-т, Белорус. гос. ун-т, Белорус. респ. фонд фундам. исслед. ; редкол.: А. В. Зубов [и др.]. – Минск, 2005. – Ч. 3. – С. 104–106.
7. Беларуская савецкая літаратура за мяжой : дапам. для настаўнікаў / Г. Я. Адамовіч [і інш.]. – Мінск : Навука і тэхніка, 1998. – 88 с.
8. Берднік, С. Моўнае багацце трылогіі Я. Коласа «На ростанях» / С. Берднік // Нар. асвета. – 1984. – № 11. – С. 23–27.
9. Голуб И. Б. Конспект лекций по литературному редактированию / И. Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 432 с.
10. Гуляев Н. А. Теория литературы / Н. А. Гуляев. – М.: Высшая школа, 1997. – 277 с.
11. Каўрус, А. А. Мова народа, мова пісьменніка / А. А. Каўрус. – Мінск: Маст. літ., 1989. – 247 с.
12. Каўрус А. З крыніц народнай мовы: [Аб мове твораў Я. Коласа] / А. Каўрус. – Мінск: Выш. шк., 1968. – 80 с.
13. Колас, Я. Зб. твораў : у 14 т. / Я. Колас ; Акад. Навук БССР ; рэдкал. : В. Барысенка [і інш.]. – Мінск : Мастац. літ., 1972–1978. – Т. 11 : Публіцыстычныя і крытычныя артыкулы, 1917–1946 гг. – 1976. – 422 с.
14. Колас, Я. Збор твораў: у 14 т. Т. 6. / Я. Колас. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1974. – 318 с.
15. Колас, Я. Новая зямля. Сымон-музыка: паэмы / Я. Колас. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1986. – 421 с.
16. Конан, У. Беларускі музыка-арфей / У. Конан // Полымя. – 1992. – № 11. – С. 149 – 153
17. Красней, В. П. З працы Якуба Коласа над паэмай “ Новая зямля” / В. П. Красней // Веснік БДУ.– 1982. – № 1. – С. 18–22.
18. Литературное редактирование: курс лекций / под ред. Н. С. Валгиной.– М.: МПИ, 1989. – 128 с.
19. Лужанін, М. Колас расказвае пра сябе / М. Лужанин. – Мінск: Асвета, 2012. – 258 с.
20. Ляшук, В. Я. Якуб Колас ў школе : дапаможнік для настаўнікаў / В. Я. Ляшук. – Мінск: Аверсэв, 2006. – 320 с.
21. Максімовіч, В. «Паміж нябесаў і зямлі…» / В. Максімовіч // Роднае слова. – 2002. – № 11. – С. 4 – 7
22. Мацюх, М.Д., Мушынскі М.І. Колас Якуб // Беларускія пісьменнікі: Біябібліягр. слоўн. У 6 т. Т. 3 / Ін-т літ. імя Я. Купалы АН Рэспублікі Беларусь, Беларус. Энцыкл.; Пад рэд. А.В. Мальдзіса. – Мінск, 1994. – С. 299-304.
23. Мильчин, А. Э. Методика редактирования текста / А. Э. Мильчин. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 524 с.
24. Мушынскі, М. «Паэма Якуба Коласа «Сымон – Музыка» / М. Мушынскі // Роднае слова. – 2000. – № 5. – С. 52 – 57
25. Мушынскі, М. «Алегарычны вобраз сонечнага промня ў паэме «Сымон Музыка» Я. Коласа / М. Мушынскі // Роднае слова. – 2008. – № 11. – С. 7 – 9
26. Мушынскі, М.І. Коласазнаўства // Беларуская энцыклапедыя. – У 18 т. Т. 8. – Мінск:, 1999. – С. 386-387.
27. Навуменка, І.Я. Якуб Колас: Духоўны воблік героя. / И.Я. Науменко. – Мінск: Академия, 1981. – 258 с.
28. Народныя песняры: да 90-годдзя з дня нараджэння Я. Купалы і Я. Коласа: зборнік артыкулаў / пад рэд. І. Я. Навуменкі. – Мінск: БДУ, 1972. – 270 с
29. Падлужны, А. І. Лінгвістычныя погляды Я. Коласа / А. І. Падлужны // Каласавіны: матэрыялы навук. канф. з нагоды 90-годдзя творчай дзейнасці Я. Коласа/ Дзярж. літ.-мемар. музей Я. Коласа; рэд. Г.В. Гавароўскі. – Мінск, 1997. – С. 105–114.
30. Пшыркоў, Ю.С. Летапісец свайго народа: Жыццёвы і творчы шлях Якуба Коласа / Ю. С. Пшыркоў. – Мн.: Навука і тэхніка, 1982. – 367 с.
31. Пшыркоў, Ю. С. Якуб Колас : Жыццё і творчасць / Ю. С. Пшыркоў. — Мінск : Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1951. — 167 с.
32. Пшыркоў, Ю. С. Трылогія Якуба Коласа «На ростанях» / Ю. С. Пшыркоў. — Мінск : Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1956. — 226 с.
33. Пшыркоў, Ю. С. Эпас рэвалюцыі : паэмы Я. Коласа «Новая зямля» і «Сымон-музыка», трылогія «На ростанях» / Ю. С. Пшыркоў. — Мінск : Вышэйшая школа, 1975. — 238 с.
34. Рагойша, В. П. Уводзіны ў літаратуразнаўства. / В. П. Рагойшы. – Минск: БДУ, 2009. – 208 с.
35. Редакторская подготовка изданий / под ред. С. Г. Антоновой. – М.: 2004. – 496 с.
36. Стилистика и литературное редактирование / под ред. В. И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 653 с.
37. Фортунатова, Е. Ю. Культурологический подход к формированию умений восприятия художественного текста / Е. Ю. Фортунатова, Н. Л. Федотова // Национально-культурный компонент в тексте и языке : материалы III Междунар. науч. конф. под эгидой МАПРЯЛ, Минск, 7–9 апр. 2005 г. : в 3 ч. / Минск. гос. лингв. ун-т, Белорус. гос. ун-т, Белорус. респ. фонд фундам. исслед. ; редкол.: А. В. Зубов [и др.]. – Минск, 2005. – Ч. 2. – С. 146–147.
38. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2009. – 438 с.
39. Шаладонаў, І. Праблема знешняй і унутранай свабоды ў творчасці Я Коласа / І. Шаладонаў // Каласавіны: мат. навук. канф. – Мн.: 2003. – 118 с.
40. Шамякіна, Т. Беларуская класічная літаратура и міфалогия / Т. Шамякіна. – Минск: Мастацкая літаратура, 2001. – 237 с.
41. Янкоўскі, Ф. М. Аб працы Я. Коласа над мовай рамана «На ростанях» / Ф. М. Янкоўскі. – Мінск: Асвета, 1989. – 245 с.
42. Яцухна, В. І. Тэорыя літаратуры: дапаможнік для студэнтаў філалагічных спецыяльнасцей ВНУ / В.І. Яцухна. – Гомель: ГДУ імя Ф. Скарыны», 2006. – 279 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты