Художественные эксперименты в прозе Раймона Кено
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Художественные эксперименты в прозе Раймона Кено»
по дисциплине: «Литературоведение»
2021
168.00 BYN
Художественные эксперименты в прозе Раймона Кено
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Литературоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе имеются только 2 и 3 главы.
Поделиться
ГЛАВА 2 КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Р. КЕНО
2.1 Переосмысление истории в романах Р. Кено
2.2 Художественное воплощение идентичности в прозе Р. Кено
2.3 Концепция ускользающей личности
2.3 Концепция ускользающей личности
ГЛАВА 3 ИГРОВАЯ ПОЭТИКА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
3.1 Художественное своеобразие пространственно-временной организации текста
3.2 Система персонажей в романах Р. Кено
3.3 Языковая игра в рамках повествовательной структуры
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3.3 Языковая игра в рамках повествовательной структуры
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 2 КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Р. КЕНО
2.1 Переосмысление истории в романах Р. Кено
Концепция переосмысленной истории Раймона Кено принципиально важна для понимания его романов. Эстетические взгляды и романное творчество автора оказываются в прямой взаимозависимости от историко-философских воззрений писателя.
Так, основные положения концепции истории Р. Кено находят отражение в эссе «Une histoire modèle» («Образцовая история»), опубликованном парижским издательством «Галлимар» в 1966 году. Но сам текст эссе был подготовлен писателем гораздо раньше, почти в самом начале его творческой деятельности – ещё в 1942 году [1, с. 61]. Романное творчество Р. Кено иллюстрирует и во многом дополняет, развивает, концепцию Истории, изложенную в эссе «Une histoire modèle».
В «Une histoire modèle» Р. Кено подробно излагает взгляды на сущность и предназначение истории, которая, в понимании автора, существует в двух значениях – он рассуждает об истории как социокультурном феномене и об истории как науке, которая отражает реальную историческую практику и в то же время объективирует её. В концепции Р. Кено, представленной в эссе, получают отклики идеи из различных учений об Истории и культуре: мысли Августина Блаженного, Г.-В.-Ф. Гегеля, Р. Генона, с творчеством которых прослеживается наиболее тесная связь автора, а также А. Тойнби, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.
Представленные в эссе историко-философские взгляды Раймона Кено оказываются настоящим «попурри» на тему истории, комбинирующим идеи из различных концепций, и не могут претендовать на статус самостоятельного учения. Именно поэтому данное эссе имеет ценность не как историко-философская мысль, а скорее как документ, отражающий «тайные чаяния» [1, с. 57] писателя и объясняющий его романное творчество. Эстетическая концепция писателя и его романы детерминированы концепцией истории, что, в свою очередь, обусловливает необходимость рассматривать эссе «Une histoire modèle» в качестве ключевого нехудожественного текста Р. Кено.
Смысловым центром всей историко-философской концепции Р. Кено выступает понятие Золотого века, которое и транслируется в романном творчестве писателя. Автор определяет Золотой век как специфичное состояние, присущее первым людям на Земле – ощущение абсолютного счастья и покоя. Беззаботность «первобытного» человечества оказывается ключевой особенностью Золотого века, общую характеристику которого Р. Кено предлагает в эссе. Однако Золотой век может считаться подлинным лишь в том случае, если человечество, пребывающее в идиллическом состоянии счастья и покоя, не предвидит никакой катастрофы, способной положить конец этой идиллии, и даже не задумывается о возможном кризисе [2, с. 27]. Кроме того, истинный Золотой век обязательно предполагает внутреннюю сплочённость сообщества, единение всех его участников, которое обусловливается в том числе и единой территорией проживания [2, с. 45].
В историко-философской концепции, а также романах Р. Кено Золотой век как воплощение абсолютного счастья и покоя противостоит Истории – «царству» неизбывных несчастий и бесконечной суеты. История, которая рождается вследствие нарушения изначального порядка, берёт своё начало именно из Золотого века. Реальная историческая практика находит отражение в науке Истории, которая, в свою очередь, и объективирует Историю как социокультурный феномен. По твёрдому убеждению Р. Кено, «счастливые народы не имеют Истории. История – это наука человеческого несчастья. Если бы не было войн или революций, не было бы Истории; История не имела бы объекта» [2, с. 9].
Историческая наука, объектом которой выступают несчастья людей, также имеет свою специфику. Так, согласно Р. Кено, она даже не может считаться собственно наукой в строгом смысле слова, потому что не позволяет человеку в точности предвидеть грядущие события и изменять их по собственному желанию. Наука история оказывается только лишь инструментом и способом фиксации реального исторического процесса, потому что останавливается в своём развитии на «констатирующей, алхимической, астрологической стадии» [2, с. 10].
В рамках концепции Р. Кено, история может быть представлена в виде нисходящей спирали, на каждом витке которой идёт борьба духа и материи, восходящей и нисходящей тенденций: дух стремится подняться, замкнуть круг, вернуться к первоначальной цикличности, а материя, наоборот, уводит человека всё ниже, всё дальше от некогда доступного ему Высшего духовного принципа.
ГЛАВА 3 ИГРОВАЯ ПОЭТИКА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
3.1 Художественное своеобразие пространственно-временной организации текста
Жанрово-видовые поиски и инновации в литературе ХХ в. были связаны в первую очередь с изменениями в форме произведений. Так, например, ведущие романисты названного периода (М. Пруст, А. Жид, Д. Джойса, Г. Стайн, Г. Джеймс, У. Фолкнер и др.), акцентируя внимание на форме, пришли к выводу о том, что модернизация внешнего плана текста невозможна без трансформаций во внутренней, содержательной наполненности. Именно благодаря этому в крупнейших литературных произведениях нашла отражение новая, пока до конца не понятная и не изученная действительность, которая характеризовалась нетипичной для традиционных художественных текстов пространственно-временной организацией, что и стало основой для формирования качественно новых тенденций в интерпретации мира художественного произведения.
Творческая личность Р. Кено как яркого представителя французской литературы ХХ в. формировалась в условиях глобального кризиса духа, а также живого интереса к исторической науке как достоверной летописи всего сущего. Автор в своих произведениях стремился преодолеть гнет и предопределенность истории, что обусловило поиск новых смыслов, форм и средств их воплощения в литературном искусстве. Творческая деятельность Р. Кено своей спецификой тяготеет именно к эстетико-философской концепции, позволяющей разделить время на историческое бытие и небытие, а также вневременной Золотой век.
Таким образом, время как категория художественного хронотопа произведений Р. Кено заниамет главенствующее положение и подчиняет себе категорию пространства, которое начинает исчисляться во временном аспекте.
Открытое, разомкнутое, дискретное время является специфической особенностью всех произведений Р. Кено: на первый взгляд, оно включено в течение реального времени, однако подчиняется собственно художественных закономерностям временного континуума. О таком типе художественного времени рассуждает Д. С. Лихачёв: «С одной стороны, время произведения может быть «закрытым», замкнутым в себе, совершающимся только в пределах сюжета, не связанным с событиями, совершающимися вне пределов произведения, со временем историческим. С другой стороны, время может быть открытым, включённым в более широкий поток времени, развивающимся на фоне точно определённой исторической эпохи» [38, с. 214].
Время в романах Р. Кено не изолированно от исторического, реального времени, оно включает в себя и исторические события, имена и даты, изобретения и достижения человеческой цивилизации. Таким образом, подчеркивается неразрывная связь реальных временных планов исторической действительности и художественного произведения, созданного Р. Кено.
В романах «Репейник» и «Голубые цветочки» временным ориентиром объективной действительности является аллегорический образ первой и второй мировых войн как одних из самых мощных потрясений в истории Европы ХХ в. Однако в исполнении Р. Кено названные события подвергаются мифологической и метафорической шифровке.
Темпоральными отсылками к реальной истории являются не только упоминания событий, но и изображение исторических личностей и их изобретений. Так, в романе «Голубые цветочки» один из героев-двойников герцог д'Ож совершает своеобразные временные путешествия по истории, которые характеризуются отсылками читателя на реальную эпоху с помощью указания четких дат. Кроме того, автор умело вводит в сюжетную канву изобретение пороха, автомобиля и др.
Временной отсылкой в романе «День святого Жди-не-жди» является кинематограф, который появился в начале ХХ в. и воспринимался как учеными, так и простыми обывателями как особая форма искусства, котрой еще не было в истории.
Отметим также, что в зачастую реальные исторические персонажи не просто упоминаются в тексте, а становятся полноправными героями романов Р. Кено. Так, в романе «День святого Жди-не-жди» в качестве действующего лица появляется актриса Алиса Фэй (Alice Phaye). Её фамилия – Phaye – представляет собой искаженный вариант написания имени реальной голливудской актрисы Элис Фэй (Faye), чей пик популярности пришёлся как раз на конец 30-х гг. XX века [26, с. 311].
Как мы уже говорили, творческая личность Р. Кено формировалась в условиях кризиса духа, именно поэтому картина объективного мира в исполнении автора характеризуется безрадостным, упадническим настроение тотально пессимизма. Корни этого явления лежат в особенностях эстетико-философской концепции поисков Золотого века как избавления человечества от страха, несчастий и недугов, которые получил человек, который не сумел сохранить первозданный рай.
1. Gayot, P. Raymond Queneau (Classiques du Xxe siecle) [Текст] / P. Gayot. – Paris: Editions Universitaires, 1967. – 124 p.
2. Queneau, R. Une histoire modèle [Текст] / R. Queneau. – Paris: Gallimard, 1966. – 119 p.
3. Guénon, R. Symboles de la science sacrée [Текст] / R. Guénon. – Paris: Gallimard, 1986. – 439 p.
4. Queneau, R. Le chiendent [Текст] / R. Queneau. – Paris: Gallimard, 1974. – 431p.
5. Досковская, М.С. Поиски Золотого века как художественная доминанта романов Раймона Кено: авторефетан диссертации на соискание степени кандидата филологических наук / М.С. Досковская. – Самара, 2007. – 42 с.
6. Кислов, В. Примечания [Текст] / В. Кислов // Кено, Р. День святого Жди- не-жди. – М.: Текст, 2003. – С. 294-315.
7. Clancier, A. A la recherche d'une ascèse [Текст] / A. Clancier // Raymond Queneau. Cahier de J'Herne / Ce cahier a été dirigé par Andrée Bergens. – Paris: Editions de l'Herne, 1975. - №29. – P. 148-153.
8. Queneau, R. Le voyage en Grèce [Текст] / R. Queneau. – Paris: Gallimard, 1973. – 230 p.
9. Campana-Rochefort, M.-N. Les nombres des Fleurs bleues [Текст] / M.-N. Campana-Rochefort // Queneau aujourd'hui: Actes du colloque Raymond Queneau, Université de Limoges, mars 1984 / Présentés par G.E. Clancier. – Paris: Clancier-Guénaud, 1985. – P. 159-175.
10. Cassayre, S. Les Fleurs bleues de R. Queneau. Lectures d'une oeuvre [Текст] / S. Cassayre. – Paris: Editions du temps, 1999. – 92 p.
11. Queneau, R. Les fleurs bleues [Текст] / R. Queneau. – Paris: Gallimard, 2004. – 275 p.
12. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров [Текст] / Лотман, Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПБ, 2004. – С. 150-390.
13. Clancier, A. A la recherche d'une ascèse [Текст] / A. Clancier // Raymond Queneau. Cahier de J'Herne / Ce cahier a été dirigé par Andrée Bergens. – Paris: Editions de l'Herne, 1975. – №29. – P. 148-153.
14. Рымарь, Н.Т. Поэтика романа [Текст] / Н.Т. Рымарь; под ред. С.А. Голубкова. – Куйбышев: Изд-во Саратовского университета Куйбышевский филиал, 1990. – 252 с.
15. Агранович, С.З., Саморукова, И.В. Двойничество [Текст] / С.З. Агранович, И.В. Саморукова. – Самара: Самарский университет, 2001. – 132 с.
16. Queneau, R. Saint Glinglin [Текст] / R. Queneau. – Paris: Gallimard, 1997. – 267p.
17. Иванов, Вяч. Вс. Чёт и нечет: ассиметрия мозга и знаковых систем [Текст] / Вяч.Вс. Иванов. -М.: Советское радио, 1978 - 185 с.
18. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д.С. Лихачёв. – М.: Наука, 1979. - 352 с.
19. Barthes, R. Mythologies [Текст] / R. Barthes. - Paris: Editions du Seuil, 2001. – 233 p.
20. Дубин, С. Сюрреализм, «состояние яростной страсти» [Электронный ресурс] / С. Дубин // Иностранная литература. - 1997. – №11. – С. 247-250.
21. Валеева, Е.А. Поэтика романов Р.Кено ЗО-х-60-х гг. [Текст]: дис. канд. филол. наук / Е.А. Валеева. – СПб., 2006 – 245 с.
22. Барт, Р. Драма, поэма, роман [Текст] / Р.Барт // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. – М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. – С. 312-334.
23. Brenner, J. Les amoureux du Havre [Текст] / J. Brenner // Raymond Queneau. Cahier de l'Herne / Ce cahier a été dirigé par Andrée Bergens. – Paris: Editions de l'Herne, 1975. - № 29. – P. 178-182.
24. Debon, C. A hauteur d'homme [Текст] / С. Debon // Magazine littéraire. – 1986. - №228. – P. 26-27. 1985.
25. Debon,C. Le jeu autobiographique dans «Le dimanche de la vie» [Текст] / С. Debon // Queneau aujourd'hui: Actes du colloque Raymond Queneau, Université de Limoges, mars 1984 / Présentés par G.-E. Clancier. – Paris: Clancier-Guénaud, – P. 205-217.
26. Балашова, Т.В. Р. Кено и теории «нового языка» / Т.В. Балашова // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://md-eksperiment.org/post/20181220-remon-keno-i-teorii-novogo-yazyka.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе имеются только 2 и 3 главы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты