Право природопользования
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Право природопользования»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Право природопользования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и виды права природопользования
1.2 Основные принципы права природопользования
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Правовые формы природопользования: общая характеристика
2.2 Объекты и субъекты права природопользования
2.3 Права и обязанности природопользователей
2.4 Возникновение, изменение и прекращение права природопользования
2.5 Ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования (эколого-правовая ответственность)
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Охрана окружающей среды выступает важнейшим направлением государственной политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовым положениям об отношениях в области охраны окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права, являющегося самостоятельной отраслью правовой системы Республики Беларусь. Ее предмет – общественные отношения, возникающие в связи с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов.
Законодательство в области охраны окружающей среды регулирует общественные отношения, возникающие в связи с использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды и экологической безопасностью.
Право природопользования – понятие, которое в современной белорусской юриспруденции имеет весьма специфический статус. Соответствующий термин присутствует в международных соглашениях с участием Республики Беларусь, в национальном законодательстве, в актах судебной практики, в специальной литературе.
Актуальность данной темы связана с тем, что познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами – первостепенная задача человечества. Вторая задача состоит в том, чтобы как можно больше экологизировать внутреннюю и внешнюю политику государства.
Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения, изменения и прекращения права природопользования.
Предмет исследования составили нормы белорусского законодательства в области природопользования, учебные пособия, монографии, научные статьи по теме исследования.
Целью исследования выступило всестороннее исследование права природопользования в Республике Беларусь и выработка на основе данного исследования конкретных предложений по его совершенствованию в Республике Беларусь.
Задачи исследования таковы:
- определить этапы формирование законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- рассмотреть понятие, принципы и виды права природопользования;
- дать общую характеристику правовым формам природопользования;
- установить объектов и субъектов права природопользования;
- изучить права и обязанности природопользователей;
- выявить порядок возникновения, изменения и прекращения права природопользования;
- определить ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования;
- установить государственные органы, осуществляющие управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
Методология исследования представлена общенаучными методами (диалектический, исторический, анализ и другие) и специальными юридическими методами (сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический и другие).
Правовую основу исследования составили Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О животном мире», Закон Республики Беларусь «О растительном мире», Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и другое.
Правовой основой исследования послужили учебные пособия, монографии, научные статьи таких авторов, как М.М. Бринчук, В.В. Маврищев, А.Н. Сапогин, Т.И. Макарова, В.Е. Лизгаро, О.С. Шимова., А.М. Кабушко, Д.М. Демичев, С.А. Балашенко, И.В. Скуратович и других.
Структура дипломной работы включает в себя перечень условных обозначений, символов и терминов, реферат на двух языках (русском и английском), введение, основную часть (состоящую из трех глав), заключения и списка использованных источников (50 наименований). Общее количество страниц – 60.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и виды права природопользования
Обращаясь к понятию «право природопользования», следует, прежде всего, согласиться с мнением Л.Г. Клюкановой, которая указывает на «многозначность и сложность этой правовой категории» [1, с. 110]. В то же время, если допустить существование прямой пропорции между уровнем значимости социального феномена и уровнем его сложности, указанное обстоятельство является доказательством большой значимости исследуемого явления. Данный тезис находит свое подтверждение в специальной литературе. Н.Г. Жаворонкова в этой связи отмечает: «Устойчивое развитие экономики на основе рационального природопользования и минимизации вреда окружающей природной среде невозможно без развития научной доктрины права природопользования» [2, с. 4]. С.А. Боголюбов относит «обеспечение общего природопользования» к числу наиболее актуальных «направлений признания, обоснования и показателей суверенитета России на ее природные ресурсы» [3, с. 148].
Здесь следует уточнить содержание понятия «природопользование». В одном из первых отечественных исследований на эту тему «Право природопользования в СССР» говорилось следующее: «Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование» [4, с. 17]. Исследователи постсоветского периода природопользование определяют в целом аналогично, в то же время некоторые определения представляются требующими уточнения. Так, В.В. Петров рассматривал природопользование как «использование полезных для человека свойств окружающей природной среды» [5, с. 143]. Однако обоснованность использования стандарта практичности в данном случае может быть поставлена под сомнение, поскольку в разных случаях одни и те же свойства рассматриваются совершенно по-разному. Например, способность атмосферы конденсировать влагу, испаряющуюся с поверхности Земли, позволяет во многих случаях обходиться без использования ирригационных систем земледелия. В то же время проливные дожди могут быть прямой причиной наводнений, что оказывает негативное влияние на общество. Поэтому мы должны говорить о природопользовании как извлечении свойств окружающей среды, которые могут быть полезны для человека.
М.М. Бринчук пишет о трех позициях, с которым можно рассматривать понятие «право природопользования»: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя» [6, с. 69]. Однако, как представляется, без каких-либо оговорок употреблять термин «право природопользования» корректно лишь в двух смыслах, а именно в объективном и субъективном. Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность норм, регламентирующих отношения природопользования. Если такое отношение урегулировано соответствующей нормой, оно становится правоотношением. То есть право и правоотношение соотносятся в этом случае как форма и содержание. В свою очередь, субъективное право природопользования является неотъемлемым элементом содержания соответствующего правоотношения как формы. Следовательно, нет оснований говорить о тождестве формы и содержания.
Что касается раскрытия содержания субъективного права природопользования, достаточно распространенным, хотя и не самым удачным, способом является попытка сделать это через правомочия обладателя вещного права. Так, например, М.М. Бринчук определяет содержание субъективного права природопользования как «правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом». По ряду причин представляется, что это определение не может быть принято. Во-первых, в этой версии естественное право на использование ничем не отличается по содержанию от права собственности, как мы все знаем, право собственности является основным правом собственности. В то же время само существование права на использование в структуре права не позволяет нам однозначно охарактеризовать такое право как реальное право. Поэтому наличие возможности использовать вещи не означает, что у пользователя есть другие варианты. Поэтому наиболее очевидным является то, что это связано с естественной способностью пользователя распоряжаться использованием объектов. Наличие или отсутствие такой возможности напрямую зависит от условий, предоставляемых для использования природных объектов. То же самое верно и в отношении собственности [6, c. 70-71].
В целом, недостаточно обоснованное употребление понятийного аппарата гражданского права по отношению к праву природопользования является довольно распространенным явлением. Так, А.В. Винницкий, исследуя «ограниченное субъективное право в отношении находящихся в публичной собственности объектов общего пользования» (в том числе природных объектов), пишет: «Представляется, что по своей природе данное право – вещное и при этом принадлежит неопределенному кругу лиц» [7, с. 422]. Вместе с тем в учебной цивилистической литературе конструкции «вещное право» и «неопределённый круг правообладателей» справедливо противопоставляются. Так, О.Г. Алексеева пишет о праве собственности: «Как и любое вещное право, оно является абсолютным, так как точно известен собственник (управомоченное лицо)».
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Правовые формы природопользования: общая характеристика
Природные ресурсы могут предоставляться в пользование в порядке, установленном законом.
Гарантируется общее право граждан на бесплатное использование природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей без выделения им этих ресурсов и без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законом (общее право на использование природных ресурсов).
Отметим, что «использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности (специальное использование природных ресурсов) позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оплачивать, если иное не предусмотрено законодательством, в соответствии с решением государственного органа, в компетенцию которого входит принятие таких решений, договоры аренды, полные экологические разрешения в случае, предусмотренном указом Президента Республики Беларусь, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (ст. 16)» [20].
Следовательно, юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, разрешается осуществлять специальное природопользование на основании решений государственных учреждений, договоров аренды, концессионных соглашений и иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Можно видеть, что специальное использование природных ресурсов может основываться либо исключительно на административных актах (например, решениях административно-распорядительных органов или местных советов), либо на гражданско-правовых договорах, заключенных после решения государственного органа о предоставлении природных ресурсов в пользование.
Использование природных ресурсов имеет следующие правовые формы:
«а) возникающие на основании административных актов: право на постоянное или временное пользование природными ресурсами, право на пожизненное наследование права собственности на землю;
б) возникающие на основании договоров: право частной собственности на землю, право пожизненного наследования права собственности на землю, аренда природных ресурсов, концессия природных ресурсов, сервитуты» [18, с. 14].
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» особенно обращает внимание на такие, основанные на договоре, формы использования природных ресурсов, как аренда и концессия.
Аренда природных ресурсов. Общие положения об аренде как договоре имущественного найма определены в главе 34 ГК Республики Беларусь: «По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество, взимая плату за временное владение и пользование или временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Можно арендовать участки и другие изолированные природные объекты. Право аренды имущества принадлежит его владельцу. Владельцем также может быть лицо, уполномоченное законом, или владелец арендует имущество» [10].
В соответствии со статьей 17 КоЗ, «земля может быть передана в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, международным организациям и их представительствам» [27].
Арендодателем земли, находящейся в государственной собственности, является государственный орган, осуществляющий государственное управление и управление в области землепользования и охраны в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
Отметим, что «арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, могут являться администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков резидентам соответствующих свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых выступает администрация свободной экономической зоны, в границах данных зон, парков с осуществлением при необходимости перевода земельных участков из одних категорий в другие, в том числе с заключением договоров аренды этих земельных участков, если эти права делегированы соответствующими областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения) и районными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией» [27].
Особенности аренды отдельных природных ресурсов определены в природоресурсном законодательстве. Так, согласно статье 32 ВК: «Поверхностные водные объекты могут сдаваться в аренду для рыбоводства в соответствии с договорами аренды, заключаемыми местными администрациями и административными органами на основании решений местных советов.
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.
В сфере управления окружающей средой Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:
- «подписывает международные договоры, законы в области природопользования и охраны окружающей среды,
- издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;
- в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории Республики Беларусь чрезвычайное положение;
- назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус» [50, c. 242].
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь выступает представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:
- «определяет государственную экологическую политику;
- осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
- принимает законы в области охраны окружающей среды.
- рассматривает и утверждает государственные экологические программы» [50, c. 242].
Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления – выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:
- «осуществляет реализацию определенной Парламентом и Президентом Республики Беларусь экологической политики и экологических программ;
- создает внебюджетные фонды охраны природы;
- координирует деятельность министерств государственных комитетов, других органов, занимающихся охраной окружающей среды;
- утверждает лимиты добычи и использования природных ресурсов, лимиты сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- определяет порядок ведения учета природных ресурсов;
- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;
- принимает решения о прекращении деятельности или перепрофилировании экологически вредных объектов республиканского значении;
- выступает от имени собственника природных ресурсов;
- издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь» [50, c. 243].
Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности.
Однако к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
- «утверждение планов экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- установить местные налоги и сборы;
- организация экологического планирования, финансирования и логистики экологических проектов;
- координация деятельности природоохранных служб предприятий, учреждений и организаций;
- решение о запрете деятельности юридических лиц и их отдельных производственных объектов, цехов и площадок, расположенных на территории местных советов, или об отказе в праве таких юридических лиц и их производственных объектов использовать местные природные ресурсы в случае загрязнения окружающей среды, неразумного использования природных ресурсов и иных нарушений природоохранного законодательства, санитарных норм и правил;
- организация экологического просвещения, образования и воспитания граждан;
- обеспечение населения необходимой экологической информацией.
- исследует правомочия органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды, стоящие перед ними задачи и функции» [50, c. 244]
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
- «организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального применения природных ресурсов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видим, на данный момент право на использование природных ресурсов представляет собой симбиоз, и его корни уходят в историю использования людьми природных даров. Независимость отрасли в настоящее время является неоспоримым фактом, и в процессе ее становления история развития права в целом, в частности права природопользования, а также научные труды известных ученых-юристов, несомненно, занимают центральное место.
Природопользование представляет собой использование природных ресурсов (земли, недр, воды, леса, животного и растительного мира) в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Право природопользования – институт экологического права, совокупность правовых норм, устанавливающих порядок использования природных ресурсов (объективное право); объем прав и обязанностей субъектов, использующих природные ресурсы (субъективное право).
В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Самой распространенной в науке экологического права выступает классификация права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.
Право общего природопользования представляет собой право применения природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и других уполномоченных лиц. В свою очередь, право специального природопользования представляет собой право применения природных ресурсов с обязательным получением конкретных разрешительных документов.
Правоотношения, возникающие в рамках общего и специального природопользования внутренне неоднородны. Это в первую очередь относится к причине его возникновения. Поэтому общее использование природных ресурсов в любом случае не требует разрешения уполномоченного органа, но, как уже упоминалось ранее, оно не всегда прямо основано на законе. Второй вид правоотношений использования общего характера следует обсуждать, когда условиями реализации права пользования природой является наличие права собственности на используемые природные объекты. Здесь, принимая во внимание природу права собственности, можно говорить о существовании двух разновидностей. В первом случае природный объект принадлежит пользователю на одном из титулов, подразумевающих владение. Очевидно, что в таких случаях содержание права общего природопользования определяется непосредственно законом, также является по своей природе абсолютным и подлежит защите от действий любых лиц.
К основным принципам права природопользования относятся:
- рациональное природопользование;
- экосистемный подход к регулированию природопользования;
- целевой характер пользования природными ресурсами;
- устойчивость права пользования природными ресурсами;
- платность специального природопользования.
Право на использование природы в том или ином виде опосредует все без исключения возможности человека в области взаимодействия с природой, независимо от того, какая выгода должна быть реализована. Определяющим фактором является не характер интереса, а масштабы его реализации. В любом случае природопользование регулируется экологическим законодательством, но в то же время оно требует не только регулирования его отдельных разновидностей, но и правовой интеграции общих положений об использовании природных ресурсов.
Следует отметить, что принцип экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов в законодательстве Республики Беларусь системно не отражен, что является достаточно молодым, но не менее важным принципом, закрепленным в отдельных законодательных актах в виде декларативных норм, что не в полной мере реализовано в природоохранном законодательстве или законодательстве о природных ресурсах.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым закрепление принципа экономического стимулирования во всех природоресурсных кодексах в качестве основного принципа устойчивого развития и интенсификации природопользования. Более того, считаем уместным установить льготное налогообложение по всем основным налогам на использование природных ресурсов (водный налог, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых) путем предоставления на выбор природопользователей либо беспроцентного инвестиционного кредита при условии внедрения в производство механизмов рационального природопользования, либо соразмерного налогового вычета.
При прекращении права природользования ввиду нарушения требований законодательства или условий пользования требуется выяснение и подтверждение тех фактов, которые рассматриваются как основания прекращения.
1. Клюканова, Л.Г. О некоторых семантических характеристиках понятия «право лесопользования» как вида права природопользования и формы реализации права на доступ к природным ресурсам / Л.Г. Клюканова // Актуальные проблемы российского права. 2016. – № 2. – С. 110-118.
2. Жаворонкова, Н.Г. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития / под ред. Н.Г. Жаворонковой. – М.: Норма, Инфра-М, 2014. – 160 с.
3. Боголюбов, С.А. Признание и обоснование суверенитета России на ее природные ресурсы / С.А. Боголюбов // Журнал российского права. – 2016. – № 11. – С. 141-152.
4. Иконицкая И.А. Право природопользования в СССР / отв. ред. И.А. Иконицкая. – М.: Наука, 1990. – 196 с.
5. Петров, В.В. Экологическое право России: учебник / В.В. Петров. – М.: БЕК, 1995. – 558 с.
6. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – 4-е изд. – М.: Эксмо, 2010. – 668, [2] с.
7. Винницкий, А.В. Публичная собственность / А.В. Винницкий. – М.: Статут, 2013. – 732 с.
8. Васильева, М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений / М.И. Васильева // Экологическое право. – 2009. – № 2/3. – С. 56-67.
9. Ялбулганов, А.А. Налогообложение природопользования: унификация законодательства государств – участников ЕАЭС / А.А. Ялбулганов // Публично-правовые исследования: электронный журнал. – 2017. – № 1. – С. 46-60
10. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: в ред. от 5 января 2021 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9800218.
11. Балашенко, С.А. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008. – 379 с.
12. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М.: МНИИ; Воронеж: MODEK, 2011. – 624 с.
13. Бринчук, М.М. Принципы экологического права / М.М. Бринчук. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 208 с.
14. Лотош, В.Е. Фундаментальные основы природопользования / В.Е. Литош. – Екатеринбург: Полиграфист, 2007. – 449 с.
15. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 248 с.
16. Левин, О.В. Стимулирование в праве: теоретические и практические аспекты: автореф. дис. канд. юрид. наук / О.В. Левин. – Н. Новгород, 2006. – 26 с.
17. Зайцева, С.Ю. Стимулы и антистимулы в праве / С.Ю. Зайцева // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – № 3. – С. 86-87.
18. Баршинов, В.И. Правовое регулирование стимулирования охраны окружающей среды: автореф. дис. канд. юрид. наук / В.И. Баршинов. – М., 2009. – 30 с.
19. Морозова, И.С. Правовые льготы: проблемы формирования теории / И.С. Морозова // Современное право. – 2008. – № 1. – С. 53-57.
20. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ: в ред. от 18 декабря 2019 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19201982.
21. Об обращении с отходами [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9800218.
22. Глотова, И.И. Финансово-кредитный механизм рационализации природопользования / И.И. Глотова // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2015. – № 3. – С. 32-37.
23. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: в ред. от 29 декабря 2020 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0200166.
24. Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 2 апреля 2014 г.: одобрен Советом Республики 11 апреля 2014 г.: в ред. 18 июня 2019 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0200166.
25. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2005. – 416 с.
26. Воронько, Е.В. Природоресурсное право / Е.В. Воронько. – Минск: УО «МИУ», 2018. – 407 с.
27. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.: в ред. от 24 октября 2016 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0800425.
28. Лесной кодекс Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 332-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 3 декабря 2015 г.: одобрен Советом Республики 9 декабря 2015 г.: в ред. от 18 декабря 2018 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0800425.
29. Абрамович, Т. Концессия / Т. Абрамович // Экономическая газета [Электронный ресурс]. – № 11 (1129). – Режим доступа: http://www.neg.by/publication/ 2008_02_12_9366.html.
30. О концессиях [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 63-З: принят Палатой представителей 26 июня 2013 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2013 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300063.
31. Кодекс о недрах Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 406-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 10 июня 2008 г.: одобрен Советом Республики 20 июня 2008 г.: в ред. от 26 октября 2012 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: h https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0800406.
32. О животном мире [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З: принят Палатой представителей 7 июня 2007 г.: одобрен Советом Республики 22 июня 2007 г.: в ред. от 18 июня 2019 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0800425.
33. О растительном мире [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З: принят Палатой представителей 13 мая 2003 г.: одобрен Советом Республики 29 мая 2003 г.: в ред. от 18 декабря 2018 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10300205.
34. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.
35. Сапогин, А.Н. Природоресурсное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / А.Н. Сапогин; Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2015. – 173 с.
36. Сапогин, А.Н. Природоресурсное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие / А.Н. Сапогин; Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. – 172 с.
37. Макарова, Т.И. Экологическое право: курс интенсивной подготовки / Т.И. Макарова, В.Е. Лизгаро. – Минск: Тетралит, 2015. – 304 с.
38. Маврищев, В.В. Экологическое право: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Вышейшая школа, 2015. – 420 с.
39. Шимова, О.С. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью: учебное пособие / О.С. Шимова., А.М. Кабушко; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. – Минск: Юнипак, 2015. – 219 с.
40. Лизгаро, В.Э. Экологическое право: ответы на экзамен. вопр. / В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. – 5-е изд., перераб. и дополн. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
41. Демичев, Д.М. Эколого-правовая ответственность: теория и практика / Д.М. Демичев // Право и демократия: сб. науч. тр.; редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2006. – С. 127-142.
42. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г.) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/kanstytutsyya-1994-goda-sa-zmyanennyami-i-dapa-nennyami-/#1.
43. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г., № 91-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10300205.
44. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275- [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. от 6 января 2021 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275.
45. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 5 (89). – С. 26-29.
46. Уголовный кодекс БССР 1960 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/ImgPravo/pdf/UK_BSSR_1960.
47. Воробьев, А.Е. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты / А.Е. Воробьев и др.; под ред. В.В. Дьяченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 539 с.
48. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З: принят Палатой представителей 21 ноября 2008 г.: одобрен Советом Республики 28 ноября 2008 г.: в ред. от 18 июня 2019 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=25794.
49. Скуратович, И.В. Экологическое право / И.В. Скуратович. – Минск: БНТУ, 2020. – 176с.
50. Балашенко, С.А. Экологическое право: учебник / С.А. Балашенко [и др.]. – Минск: БГУ, 2019. –501 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты