Социальная фрустрированность и агрессивность у лиц, страдающих алкоголизмом
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социальная фрустрированность и агрессивность у лиц, страдающих алкоголизмом»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2021
251.00 BYN
Социальная фрустрированность и агрессивность у лиц, страдающих алкоголизмом
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Организация: Солигорская ЦРБ, УЗ
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник уровня агрессивности Басса-Перри.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Проверка на нормальность распределения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
1.1 Социальная фрустрированность как социально-психологическая проблема
1.2 Подходы к феномену агрессивности в зарубежной и отечественной психологии
1.3 Особенности проявления агрессивности и фрустрированности у мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом
Выводы по первой главе
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования социальной фрустрированности и агрессивности у мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом
2.3 Статистический анализ взаимосвязи социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом
2.4 Статистический анализ различий социальной фрустрированности и агрессивности у разнополых лиц, страдающих алкоголизмом
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе одной из острых социальных проблем является алкоголизация населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблема пьянства и алкоголизма во всем мире приняла угрожающий характер. Все больше мужчин и женщин увлекаются алкоголем, в котором видят способ разрешения проблем. В последние годы во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь, специалисты отмечают рост женского алкоголизм [32].
По данным Всемирной организации здравоохранения, в прошлом веке женский алкоголизм был редкостью, преобладал мужской алкоголизм. В ХХI веке число женщин, злоупотребляющих алкоголем, быстро растет. В частности, в Минске на сегодняшний день на диспансерном учёте состоит более 38 тысяч женщин. Опасность состоит в том, что если мужчинам становится зависимым после 7 лет систематического приема алкоголя, то у женщин зависимость появляется уже после 3 лет употребления спиртных напитков [8].
Проблема алкоголизма особенно актуальна на уровне личности, так как при болезненном пристрастии к алкоголю разрушается личность. Человек выпадает из организованного общества, теряя семью, работу, социальное положение. Алкоголизм возникает вследствие как внутренних (личностных), так и внешних (социальных) факторов, что бывает серьезное беспокойство специалистов, которые работают с лицами, страдающими алкоголизмом.
Особый научный интерес представляет изучение фрустрированности и агрессивности и фрустрированности у лиц, страдающих алкоголизмом. Алкоголь является одной из причин агрессии и домашнего насилия. Современные исследования показывают, что мужчины с алкогольной зависимостью отличаются большей склонностью к физической агрессии и побоям своих родных, которые часто служат преградой для выпивки. Ученые считают, что домашнее насилие является прямым результатов утраты самоконтроля мужчинами в ситуациях злоупотребления [3].
В Беларуси ситуация складывается также не лучшим образом. На начало 2021 года в отделе охраны правопорядка и профилактики Первомайского РУВД г. Минска на различных видах профилактического учета состоят более 500 жителей района, из них 152 гражданина за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, 360 – за злоупотребление спиртными напитками. Лица из второй категории также являются потенциальными скандалистам, так как состояние алкогольного опьянения является оной из предпосылок совершения преступлений, краж и административных правонарушений [57].
Человек, злоупотребляющий алкоголем, часто прибегает к нему как способу снижения негативных переживаний. Обычно такие чувства и переживания связаны тем, что индивид не может удовлетворить свои потребности, особенно в социальной сфере. Каждый человек придают свою значимость данным потребностям, что зависит от их особенностей смысловой сферы, установок и мотивов, жизненного опыта, умения решать проблемы. В связи с эти и возникает социальная фрустрированность. Она является результатом осознания неудовлетворённых потребностей и может вызвана различными детерминантами, которые располагаются в сфере работы, семьи, экономики, политики, образования, своего здоровья и т.д.
Употребление алкоголя снижает самоконтроль человека, он перестает управлять собой и сдерживать негативные эмоции. Неудовлетворённость своим социальным положением и агрессивные тенденции могут выступать детерминантами алкогольной зависимости. В итоге, человек, неудовлетворённый своим положением в обществе, всё больше приобщается к алкоголю, проявляя агрессию по отношению к другим и миру в целом. Образуется порочный круг, алкоголь порождает агрессию, к алкоголю подталкивает негативное состояние.
Исследованием социальной фрустрированности занимались многие ученые, среди которых А.Л. Бубнов, С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева, Л.И. Ермолаева, В.В. Константинов, В.В. Дьяков, Е.М. Ревенко, А.А. Шадрин, Ю.А. Шухлов, И.Я. Стоянов и др. Авторами исследуются факторы социальной фрустрированности, уровень ее проявления на выборке учащихся, студентов, представителей различных профессий.
В зарубежной психологии к проблеме социальной фрустрированности обращались Г. Селье, Р. Лазарус, Д. Бандура, Дж. Доллард, Л. Дуба, Н. Миллер, Р. Сирс и др. Ученые большое внимание уделяли фрустрации как основанию социальной фрустрированности, предлагали теории и концепции, объясняющие природу агрессии.
На сегодняшние день феномен агрессивности является достаточно изученным. Существует многообразие подходов к пониманию сущности агрессии, ее формам проявления и факторам возникновения. К феномену агрессивности обращались белорусские ученые (Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, В.А. Янчук и др.), российские (С.Н. Ениколопов Р.В. Овчарова, А.В. Никитин, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, и др.), зарубежные авторы (А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Л. Дуба, Н. Миллер, Р. Сирс, К. Лоренц, З. Фрейд и др.).
Вместе с тем, проблема изучения социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом, в современной психологии остается недостаточно освещенной. Кроме того, слабо изучен половой аспект данной проблемы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
1.1 Социальная фрустрированность как социально-психологическая проблема
В зарубежной психологии феномен социальной фрустрированности не выделяется в самостоятельную категорию и изучался исследователями в связи с понятием стресса (Г. Селье, Р. Лазарус) и агрессии (Д. Бандура, Д. Доллард). Широко известна фрустрационная теория агрессии (теория фрустрации-агрессии) Дж. Долларда, Л. Дуба, Н. Миллера, Р. Сирса. В качестве основы агрессии признается фрустрация, которая выступает мотивом в ней. При этом агрессия рассматривается как совокупность действий различной плана, направленных на то, чтобы причинить вред другому человеку или более доступному объекту. Согласно Дж. Долларду, «агрессивное поведение всегда предполагает фрустрацию и, наоборот, фрустрация ведет к какой-либо агрессии» [4; 5; 10].
Представители фрустрационной теории считали, что агрессия – это следствие некоторой блокировки, фрустрирования действий и желаний индивида. Изначально авторы предполагали, что фрустрация всегда стоит перед агрессией, которая всегда является ее следствием. Теория пытается объяснить, почему люди проявляют агрессию. По мнению Д. Долларда, под фрустрацией необходимо понимать психическое состояние, которое является реакцией при возникновении барьера на пути к цели. Агрессия же выступает как действие, цель которой состоит в нанесение вреда другому человеку или объекту, его заменяющему [87].
С течением времени Н. Миллер уточнил выдвинутую гипотезу и указал на то, что из-за фрустрации могут возникнуть разные стили поведения. При этом, агрессивное поведение рассматривалось как одна из моделей. Ученые при объяснении неагрессивных реакций, говорили о слабом устремлении к ней, указывали на разрыв между особенностями объекта агрессии и подавления агрессивного желания. Рассматривая другие факторы агрессии, Н. Миллер указала на сформированность у индивида игры способов реагирования на фрустрирующую ситуацию. фрустрацию. В случае, когда неагрессивные тенденции достаточно сильные, и по силе превосходят агрессивные реакции, то неагрессивные тенденции скрывают за собой агрессию [87].
В отечественной психологии лишь недавно социальная фрустрированность стала рассматриваться в качестве социально-психологического феномена. В качестве основных понятий, раскрывающих сущность социальной фрустрированности, выступают понятия «фрустрация», «фрустратор», «фрустрационная реакция», «социальные потребности».
В психологическом словаре фрустрация определяется как «психическое состояние, которое является результатом осознания невозможности удовлетворения той или иной потребности, сопровождается беспокойством, раздражительностью, чувством вины [19, с. 23]. В научных источниках термином «фрустратор» обозначают факторы и детерминанты, влекущие за собой фрустрацию. Это объекты, которые препятствуют удовлетворению значимой для индивида потребности, выступают барьерами. По сути, фрустратор представляет собой внешнюю причину и ее воздействие на личность [22, с. 29].
В психологической науке выделяются разные взгляды на определение понятия фрустрации. В работах Н.Д. Левитова фрустрация определяется как «состояние, которое связано с непреодолимыми трудностями на пути к цели, проявляется в ряде переживаний и поведения [46, с. 74]. Похожий взгляд может обнаружить в работе Л.А. Китаева-Смыка, которые уточнил переживания, вызванные фрустрацией. Так, согласно автору, фрустрацию составляют такие переживания, как: гнев, тревога, чувств вины и стыда. Индивид оценивает те барьеры, которые встречаются на его пути, и его субъективная оценка препятствий как неустранимых, это и есть фрустрация. При этом, субъективная оценка не всегда отражает реальное положение дел. Человек может воспринимать преграды как неустранимые, ощущать бессилие, но на самом деле эти преграды вполне устранимы [37, с. 84].
Важно различать понятия «фрустрация» и «фрустрированность». Если фрустрация – это состояние, связано с непреодолимыми трудностями, то фрустрированность вид психического напряжения, которое появилось из-за того, что личность не может по каким-либо причинам удовлетворить потребность и реализовать желания. Второе понятие более широкое, так как включает эмоционально-оценочное отношение субъекта к своим достижениям и положению в социуме [12, с. 91].
Большое внимание изучению социальной фрустрированности уделял Людвиг Иосифович Вассерман, который определяет социальную фрустрированность как «следствие невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Для каждой личность значимость актуальных социальных потребностей является индивидуальной, зависит от таких факторов как: самосознание (прежде всего, самооценка);
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
2.1 Организация исследования
Целью данного эмпирического исследования является выявление взаимосвязи и различий социальной фрустрированности и агрессивности у мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом.
Исходя из цели работы, были намечены задачи:
– провести эмпирическое исследование социальной фрустрированности и агрессивности у мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом;
– провести статистический анализ различий социальной фрустрированности и агрессивности у разнополых лиц, страдающих алкоголизмом;
– провести статистический анализ взаимосвязи социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом;
– сформулировать выводы и практические рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования: лица, страдающие алкоголизмом.
Предмет исследования: взаимосвязь и различия социальной фрустрированности и агрессивности у мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом.
Гипотезы исследования:
1. Основная - существует взаимосвязь социальной фрустрированности и агрессивности у мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом.
2. Дополнительная - существуют различия в уровне социальной фрустрированности и проявлениях агрессивности у мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом.
База исследования: психоневрологический диспансер УЗ «Солигорская ЦРБ».
Выборка исследования: 90 человек в возрасте 27-56 лет, страдающие алкоголизмом во второй и третьей стадии (45 мужчин и 45 женщин).
Методологические основы исследования.
В ходе исследования применялся диалектический метод научного познания, представляющий собой систему связанных между собой принципов и требований. В качестве общих методологических принципов выступают: принцип детерминизма, системности, объективности, развития, принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик, личностной принцип.
Частные психологические постулаты нескольких авторов, применяемые в исследовании:
– положение Л.И. Вассермана о том, что социальная фрустрированность – это вид психического напряжения, причиной которого выступает неудовлетворенность своим положением в различных социальных сферах;
– теоретические положения о трех компонентах агрессии в концепции А. Басса и М. Перри: инструментальный (физическая агрессия), эмоциональный (гнев) и когнитивный (враждебность).
Методы исследования:
– общенаучные (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.);
– эмпирические методы – тестирование;
– методы статистической обработки (критерий U Манна-Уитни, коэффициент корреляции r-Спирмена).
– методы интерпретации результатов исследования.
Полученные данные подвергались статистической обработке с помощью программы «STATISTICA v. 12.0».
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана [15].
Цель: выявление уровня социальной фрустрированности. Под социальной фрустрированностью здесь понимается форма психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях.
Данная методика была выбрана потому, что с помощью нее можно выявить степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности, т.е. социальную фрустрированность (Приложение А).
2. Опросник уровня агрессивности Басса-Перри [29].
Цель: диагностика агрессивности.
Опросник разработан в 1992 г. и представляет собой продолжение методики диагностики агрессивности Басса-Дарки. Адаптацию на русский язык провели в 2002-2004 гг. С. Н. Ениколопов и Н. П. Цибульский. В основе методики лежит идея о трех компонентах агрессии: инструментальном (физической агрессии), эмоциональном (гневе) и когнитивном (враждебности).
Выбор методики обусловлен ее информативностью критериев, возможностями количественного и качественного анализа, ее соответствием цели исследования (Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Социальная фрустрированность – это вид психического напряжения, которое появилось из-за того, что личность не может по каким-либо причинам удовлетворить актуальные социальные потребности и реализовать желания. Социальная фрустрированность обусловлена неудовлетворённостью своим положением в различных социальных сферах.
2. Агрессивность представляет собой готовность к реализации агрессивного поведения, сложное личностное образование, включающее инструментальный, аффективный и когнитивный компоненты (физическую агрессию, гнев и враждебность). Агрессивность, как личностная черта, определяет характер разрушительного поведения, основными чертами которого являются: нарушение социальных норм, причинение вреда себе или другим, наличие состояния напряженности.
3. Проявления агрессивности и фрустрированности у мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом, имеют свои особенности. Большую роль в возникновении агрессивного поведения лиц с алкогольной зависимостью играют их личностные особенности. Агрессивность как черта личности выступает одной из основных характеристик людей, страдающих алкоголизмом. Социальная фрустрированность лиц, страдающих алкоголизмом, обусловлена неудовлетворенными потребностями, низкой оценкой своих социальных достижений в основных аспектах жизнедеятельности. И мужчины, и женщины, страдающие алкоголизмом, склонны к аутоагрессии, использованию неконструктивных механизмов психологической защиты. Мужчины с алкогольной зависимостью характеризуются пассивным ожиданием изменений своей жизни, помощи со стороны других людей, пессимизмом, низкой осмысленностью жизни. У женщин с алкоголизмом отмечается низкий уровень самооценки, чувство одиночества, безысходности и бессмысленности существования, снижения социальных притязаний.
4. В результате эмпирического исследования установлено, что большая часть мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом, имеет повышенный уровень социальной фрустрированности – они испытывают ярко выраженное психическое напряжение, обусловленное неудовлетворенностью своими достижениями и положением в социально заданных иерархиях. Они негативно относятся к позициям, которые сумели занять в обществе на данный момент своей жизни.
5. Мужчины, страдающие алкоголизмом, характеризуются высоким уровнем агрессивности – они обладают выраженной склонностью к реализации агрессивной модели поведения, к деструктивным реакциям в сфере межличностных отношений, их направленности на устранение внешних препятствий. Женщины, страдающие алкоголизмом, обладают средним уровнем агрессивности, что говорит о выраженной склонности к реализации агрессивной модели поведения, к деструктивным реакциям в сфере межличностных отношений, их направленности на устранение внешних препятствий.
6. Статистический анализ при помощи метода Спирмена позволил выявить взаимосвязь социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом. Чем выше уровень социальной фрустрированности, выше у лиц, страдающих алкоголизмом, уровень агрессивности, а также выраженность физической агрессии, враждебности и гнева (р≤0,05). Мужчины и женщины, которые испытывают ярко выраженное психическое напряжение, обусловленное неудовлетворенностью своими достижениями и положением в социально заданных иерархиях, склонны к реализации агрессивной модели поведения, к деструктивным реакциям в сфере межличностных отношений, их направленности на устранение внешних препятствий. Следовательно, основная гипотеза доказана, цель достигнута, задачи решены.
7. Статистический анализ при помощи метода Манна-Уитни для независимых выборок позволил выявить статистически значимые различия в группах испытуемых по двум изучаемым переменным – социальной фрустрированности и агрессивности. Уровень социальной фрустрированности выше у мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, чем у женщин, страдающих алкоголизмом, при уровне статистической значимости р≤0,05. У мужчин достоверно выше выраженность физической агрессии, гнева и уровня агрессивности в целом, чем у женщин, страдающих алкоголизмом, на уровне статистической значимости р≤0,05. Таким образом, существуют различия в уровне социальной фрустрированности и проявлениях агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых людей. Следовательно, дополнительная гипотеза подтвердилась.
8. Практические рекомендации для лиц, страдающих алкоголизмом, по снижению социальной фрустрированности и агрессивности: участие к коррекционных программах, социально-психологических тренингах по снижению агрессивности; участие в обучающих семинарах и тренингах, направленных на повышение фрустрационной толерантности; посещение консультаций с целью коррекции агрессивности; обучение техникам отреагирования гнева приемлемыми способами.
1. Агапов, П.В. Социальная агрессия : традиции исследования проблемы (от К. Лоренца к Э. Фромму) / П.В. Агапов // Личность. Культура. Общество. – 2008. – № 5-6. – С. 418-425.
2. Акимов, И.Б. Психологические особенности агрессивности лиц с алкогольной зависимостью / И.Б. Акимов // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2018. – № 1. – С. 100-114.
3. Алкоголь и насилие в семье [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://korcrb.by/polezno-znat/638-alkogol-i-nasilie-v-seme.
4. Анисимова, Н.А. К вопросу об алкоголизме у женщин / Н.А. Анисимова, В.А. Куташов // Центральный научный вестник. – 2016. – № 15. – С. 3-5.
5. Аринушкина, Н.С. Факторы удовлетворенности жизнью у представителей разных типов профессий [Текст] / Н.С. Аринушкина // Пензенский психологический вестник. – 2016. – № 2. – С. 75-93.
6. Балина, Т.Н. Социальная фрустрированность как результат рассогласования между ценностями личности и возможностью их реализации в поведении / Т.Н. Балина, Н.В. Малова // Известия высших учебных заведений. – 2007. – № 1. – С. 54-59.
7. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб. : Евразия, 2000. – 322 с.
8. Беларусь — сильно пьющая страна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4esnok.by/mneniya/belarus-pjushaya-strana/.
9. Березов, С.А. Особенности постановки целей студентами вуза в связи с уровнем их социальной фрустрированности / С.А. Березин, Е.В. Белова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2017. – № 2. – С. 54-57.
10. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М. : Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
11. Боговарова, В.А. Аутоагрессивное поведение больных алкоголизмом и наркоманией / В.А. Боговарова // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 1-9.
12. Борок, Н.Г. Личностные особенности больных алкоголизмом второй стадии / Н.Г. Борок // Science for Education Today. – 2016. – № 3. – С. 40-48.
13. Бубнов, А.Л. Социальная фрустрированность у пожарных с разным уровнем нервно-психической устойчивости / А.Л. Бубнов // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. – 2012. – № 2. – С. 90-95.
14. Вассерман, Л.И. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение. Методические рекомендации / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб. : НИПНИ им. Бехтерева, 2004. – 28 с.
15. Вассерман, Л.И. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение. Методические рекомендации / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб. : НИПНИ им. Бехтерева, 2004. – 28 с.
16. Вильдгрубе, С.А. Психологические особенности больных алкоголизмом и их динамика в процессе психотерапевтической коррекции / С.А. Вильдгрубе // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2019. – № 2. – С. 91-96.
17. Волконская, Е.К. Понятие и мотивы агрессии / Е.К. Волконская / Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. – М., 2015. – С. 317-320
18. Гареева, И.А. Влияние гендерных различий на социальное самочувствие населения [Текст] / И.А. Гареева // Власть и управление на Востоке России. – 2019. – № 2. – С. 73-80.
19. Герш, Б.Г. Социально-психологические аспекты аддиктивного поведения / Б.Г. Герш // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 161–165.
20. Гладков, И.А. Социально-психологические аспекты женского алкоголизма / И.А. Гладков / Омский психиатрический журнал. – 2019. – № 1. – С. 4-6.
21. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 491 с.
22. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. – 2007. – № 3 (55). – С. 107–110.
23. Гурылева, Л.А. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор возникновения алкогольной зависимости / Л.А. Гурылева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 1-7.
24. Дементий, Л.И. Фрустрация : Понятие и диагностика / Сост. Л.И. Дементий. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
25. Джанерьян, С.Т. Социальная фрустрированность студентов (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями / С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 160-166.
26. Дмитриева, О.А. Клинико-психологическая характеристика эмоциональной сферы лиц с алкогольной зависимостью / О.А. Дмитриева // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – Уфа, 2020. – С. 303-310.
27. Ениколопов, С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения / С.Н. Ениколопов // Прикладная юридическая психология. – 2010. – № 2. – С. 37-47.
28. Ениколопов, С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 115-124.
29. Ениколопов, С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 115-124.
30. Ермолаева, Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / Л.И. Ермолаева. – М., 1993. – 23 с.
31. Ерышев, О.Ф. Алкогольная зависимость: формирование, течение, противорецидивная терапия / О.Ф. Ерышев, Т.Г. Рыбакова, П.Д. Шабанов. – СПб.: Изд-во «ЭЛБИ-СПб», 2002. – 192 с.
32. Женский алкоголизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.21med.by/informatsiya/novosti/828-zhenskij-alkogolizm.
33. Жмуров, Д.В. Словарь терминов агрессии и насилия. Анатомия жестокости // Д.В. Жмуров // LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 272 c.
34. Зараковский, Г.М. Социально-личностное благополучие в структуре качества жизни общества. Показатели и критерии / Г.М. Зараковский // Сборник докладов по качеству жизни. Критерии и оценки. – М.: ВНИИТЭ, 2003. – С. 25-29.
35. Змановская, Е.В. Девиантология. / Е.В. Змановская. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 288 с.
36. Изард К.Е. Психология эмоций. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 474 с.
37. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
38. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
39. Ильин, Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2014. – 208 с.
40. Индин, А.С. Агрессивное поведение у больных алкоголизмом с коморбидными расстройствами личности (факторы риска, клиника, терапия, профилактика) : автореф. дис. канд. gед. наук / А.С. Индин. – М., 2009. – 26 с.
41. Каргин, М.И. Исследование психологических особенностей лиц с алкогольной и наркотической зависимостью / М.И. Каргин // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2019. – № 1. – С. 190-196.
42. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса: монография / Л.А. Китаев-Смык. – М. : Изд-во Наука, 1983. – 368 с.
43. Кленова, М.А. Социальная фрустрированность личности на разных возрастных этапах: автореф. дис. .. канд .пед. наук / М.А. Кленова. – Саратов, 2017. – 18 с.
44. Клинов, В.В. Особенности мотивационной сферы студентов, занимающихся спортом / С.Н. Щур, В.В. Клинов // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 72-76.
45. Короленко, Ц.П. Психодинамические механизмы аддикций: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Германия: LAP LAMBERT, 2011. – 188 с.
46. Корытченкова, Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. И. Корытенкова. – Новосибирск, 2000. – 21 с.
47. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котляров. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. - 480 с.
48. Кошанская, А. Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А. Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172–175.
49. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2006. – № 1. – С. 63-73.
50. Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы личности от фрустрации / Е.И. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 86-94.
51. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 74-79.
52. Майсак, Н.В. Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста / Н.В. Майсак, Д.А. Яковец // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10. – С. 1830-1837.
53. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2008. – 445 с.
54. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Авт.-сост. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб. : НИПНИ им. Бехтерева. – 28с.
55. Мухачева, А.В. Качество жизни населения как научная категория: теоретические подходы к определению / А.В. Мухачева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 303-307.
56. Налчаджян, А. А. Агрессивность человека / А. А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
57. Насилие в семье можно остановить! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pervadmin.gov.by/nasilie-v-seme-mozhno-ostanovit!.
58. Нечин, М.Ю. Влияние агрессивности больных алкогольной зависимостью и их аутодеструктивное поведение / М.Ю. Нечин // здравоохранение Югры: опыт и инновации. – 2017. – № 2. – С. 51-54.
59. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / А.В. Никитин. – М.: МПГУ, 2006. – 18 с.
60. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство / А.Б. Петрова. – М.: Флинта, 2008. – 152 с.
61. Пилецкий, С.Г. Человеческая агрессивность через призму социобиологии / С.Г. Пилецкий // Известия высших учебных заведений. – 2013. – № 1. – С. 58-69.
62. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. –174 с.
63. Приленский, Б.Ю. Зависимое поведение и суицидальное поведение / Б.Ю. Приленский, А.В. Приленская // Тюменский медицинский журнал. – 2013. – Т. 15, № 1. – С. 19-22.
64. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26–30.
65. Савченко, Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования / Т. Н. Савченко, Г.СМ. Головина. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 423 с.
66. Саидов, А.А. Гнев и агрессивное поведение как результат неудовлетворенности жизнью / А.А. Саидов // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 2. – С. 313-317.
67. Сайков, А.Д. Агрессивное поведение лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в контексте структуры личности пациентов // А.Д. Сайков, О.А. Скугаревский // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2019. – № 4. – С. 569-575.
68. Сайков, А.Д. Психологические механизмы агрессивного поведения мужчин c алкогольной зависимостью и его влияние на комплаенс. Обзор литературы / А.Д. Сайков // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2017. – № 4. – С. 614-626.
69. Семенов, Д.С. Фрустрационная толерантность личности профессионала в условиях современного мегаполиса / Д.С. Семенов // Психологическая теория и практика – управлению : сборник научных трудов / под ред. Б. Ю. Берзина, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург, 2015. – С. 92-96.
70. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 96 с.
71. Середина, Н.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина, И.В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
72. Сомкина, О.Ю. Аутоагрессивная и личностно-психологическая характеристика женщин, страдающих алкогольной зависимостью / О.Ю. Сомкина // Медицинская наука и образование Урала. – 2016. – № 1. – С. 112-116.
73. Стволыгин, К. В. Методология и методы исследования в социальной работе: учеб. пособие / К. В. Стволыгин. – Минск : РИВШ, 2021. – 300 с.
74. Уваров, Е.А. Психологический анализ качества жизни лиц с алкогольной зависимостью и его психологические детерминанты / Е.А. Уваров, М.Г. Рябова // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – № 2. – С. 84-93.
75. Федорова, Н.Ю. Психологическая характеристика лиц, страдающих алкогольной зависимостью / Н.Ю. Федорова // Вестник молодого ученого Кузбасского института. – Новокузнецк, 2019. – С. 129-131.
76. Фрейд, З. Человек по имени Моисей / З. Фрейд; пер. А.М. Руткевич. – М.: Алгоритм, 2015. – 412 с.
77. Фурманов, И.А. Генезис расстройств поведения и приспособительных реакций: аффективно–динамическая модель агрессии / И.А. Фурманов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – № 4 (39) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mprj.ru/archiv_global/2016_4_39/nomer02.php.
78. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
79. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 1997. – 200 с.
80. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392 с.
81. Чураев, Э.Н. Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев и ее психокоррекция: автореф. дис. канд. психол. наук / Э.Н. Чураев. – Москва, 2005. – 26 с.
82. Шабалин, О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О.М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 33–35.
83. Шабашев, В.А. К вопросу о толковании и измерении качества жизни / В.А. Шабашев, Е.А. Морозова // Вестник Кузбасского технического университета. – 2005. – № 2. – С. 115-119.
84. Шевцова, В.А. Гендерные особенности проявления агрессивности у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.А. Шевцова // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 132-136.
85. Юдина, Н.А. Психологические подходы к изучению субъективного качества жизни / Н.А. Юдина // Известия Уральского федерального университета. – 2017. – Т. 23, № 2 (162). – С. 104-110.
86. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. – Минск: АСАР, 2005. – 768 с.
87. Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O., Sears R. Frustration and aggression. New Haven, 1939. - 209 p.
88. Dorfman L.Ya. (2008) Methodological analysis of the theory of integral individuality. Methodology and History of Psychology, no 3, pp. 106–121.
89. Evans B.R., Cotter Evans К.L., Smokowski R.A. (2016) The impact of social capital, anti-social capital, and social capital deprivation, Journal of Addictive Diseases, no 4, vol. 35.
90. Gustafson, R. Alcohol and aggression / R. Gustafson // J. Offender Rehabil. - 1994. V. 21, N 5. P. 41-80.
91. Hoffman A.G. (2003) Clinical narcology. Moscow: Miklosh, p. 215
92. Virkkunen M. (1994) Arch. Gen. Psychiatry, no 51, pp. 20–27.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник уровня агрессивности Басса-Перри.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Проверка на нормальность распределения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты