Образ нечистой силы в рассказах Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Образ нечистой силы в рассказах Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки»
по дисциплине: «Русская литература»
2021
251.00 BYN
Образ нечистой силы в рассказах Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русская литература
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Народные верования славян
1.1. Мифологические представления древних славян
1.2. Демонология, как часть мифологии
1.3. Мистические образы русалки, черта
Глава 2. Образ нечистой силы в рассказах «Вечера на хуторе близ Диканьки»
2.1. Народные верования в творчестве Н.В. Гоголя
2.2. Образ Русалки в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»
2.3. Образ и характеристика Черта в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение
В настоящее время творчество Гоголя является достоянием русского народа и формирует определенную направленность литературного развития современности. Сам гениальный писатель предсказывал: «Давно уже странная сила определила мне идти рука об руку с моими странными героями, оглядывать всю стремительную жизнь».
Нечистые силы не давали покоя русскому народу с незапамятных времен. Люди встречаются с ними лицом к лицу, так и на уровне бесконечных легенд и басен. «Вечера на хуторе близ Диканьки» – замечательное произведение Николая Васильевича Гоголя, сочетающее в себе фольклор, юмор и мистику. В коллекцию вошли восемь рассказов, объединенных одним местом действия – хутором Диканька. Внимание привлекают диковинные истории, в которых реальность переплетается с вымыслом.
Актуальность исследования определяется особенностями изучения образа нечистой силы в произведениях Н.В. Гоголя, так как данные представления имеют свою собственную специфику по сравнению с иными произведениями.
Именно в произведениях Николая Васильевича Гоголя мы встречаем частые обращения к сказочным мотивам, примером чему может служить сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как всякий писатель, переосмысливающий исходный материал в процессе творчества, Гоголь не просто переложил на бумагу народные сказки, а создал на их основе и на основе увиденной им действительности новое произведение подлинного искусства.
В уникальном сочетании в «Вечерах» народные легенды и быт, реальное и фантастическое, история и современность. Гоголь умело смешивает фантазию и яркие образы действительности и быта. Рисуя бытовые сцены и картины, писатель насыщает повествование народными преданиями, которые выступают как неотъемлемая часть, как существенный момент характеристики героев.
Цель работы
Целью настоящей работы является теоретическое изучение и эмпирическое обоснование особенностей представления образов нечистой силы в произведениях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно данное произведение представляет собой кладезь разнообразных фантастических образов и направленность мифологического сюжета.
Объект исследований
Объектом исследований выступает образ нечистой силы в мифологических представлениях и литературных направлениях. В рамках данного исследования будет отражен оригинальный образ нечистой силы в произведениях данного автора. Также нами будут рассмотрены особенности представления данных образов в рамках повети Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Метод исследования
В данной работе нами применяется метод анализа литературных источников, методы классификации, отражающие особенности типологии мифологических персонажей, метод обобщения в рамках формирования определенных итогов проделанной работы и качественный анализ полученных результатов в процессе проведения работы.
Раздел 1. Народные верования славян
1.1. Мифологические представления древних славян
Создание мифов рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Слово «миф» греческого происхождения и буквально означает легенду, сказание. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира. Миф выражает мировоззрение и миропонимание эпохи своего создания. Литература, а именно повествовательная литература, генетически связана с мифом через сказку и героический эпос, которые зарождаются в самых глубинах фольклора. Некоторые черты мифологического мышления до сих пор сохраняются в массовом сознании наряду с элементами подлинного философского и научного знания, наряду с использованием строгой научной логики. Как следствие, мифология является ключом к пониманию не только первобытных времен, но и более поздних.
Мифологические представления древних славян – это настоящая сокровищница мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но и представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни животных и птиц, о человеческой судьбе, о доме, его обустройстве и украшении, об одежде, посуде и др. Славянская мифология является отражением знаний, развивавшихся на протяжении веков, возможно, тысячелетий человеческой практики.
Славянская мифология чаще всего делится на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем основным областям соответствуют также три основных этапа их языческой религии:
1) прямое поклонение природе и стихиям;
2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;
3) поклонение идолам, возвышенным над людьми
В основном все мифы делятся на следующие типы:
1. Универсальный вид – совпадающее у всех ветвей славян мировоззрение об окружающем мире, особенно в отношении общепризнанных явлений: смерти, изменений в природе и т.д.;
2. Региональный вид связан с верованиями, иногда одинаковыми, встречающимися на определенных территориях и различающимися в некоторых аспектах;
3. Местные виды. Примером такого деления может служить следующее: у западных славян были свои боги, имена которых не похожи на богов других ветвей.
Славянская мифология – это совокупность мифологических представлений древних славян (протославян), времени их единства (до конца первого тысячелетия нашей эры). По мере расселения славян с дославянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из района Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Лабы до Днепра и от южного побережья Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация славянской мифологии и выделение локальных вариантов, которые долгое время сохраняли основные черты общеславянской мифологии. Такова мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части рек Эльбы и Одера) и восточных славян (племенные центры Киева и Новгорода). Можно предположить существование и других вариантов (в частности, южнославянского на Балканах и западнославянского в польско-чешско-моравской области).
Однако существуют и другие виды классификации мифов, а именно по цели возникновения и пантеону мифических персонажей. Существуют так называемые космогонические мифы, в которых рассказывается о сотворении мира: рождении Земли и светил, разделении суши и воды, появлении животных и растений. Как правило, сотворением мира в мифах занимаются боги - воплощения стихий огня, воды и земли. Это самые древние боги, с которых начинается родословная мира. Часто они изображаются враждебными людям, далекими от человеческого облика.
Эсхатологические мифы повествуют о конце света, гибели всего живого, уничтожении людей, разгневавших богов. Одним из древнейших эсхатологических мифов является история о вселенском потопе, повторяющаяся во многих мифологиях. Сотериологические мифы повествуют о чудесном божественном спасении человека от предначертанной ему гибели в результате вселенской катастрофы. Как правило, в мифах фигурируют боги, доброжелательно настроенные к людям, и они организуют спасение.
Глава 2. Образ нечистой силы в рассказах «Вечера на хуторе близ Диканьки»
2.1. Народные верования в творчестве Н.В. Гоголя
Древнерусская литература и ее традиции играют значительную роль в осмыслении фундаментального пласта всей русской литературы XIX века. Творчество Н.В. Гоголя 1830-х годов, куда входят «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и «Петербургские повести», безусловно, вбирает в себя многомерное единство традиций древнерусской литературы. Современное литературоведение не уделяет должного внимания этому вопросу, несмотря на его важность, ведь в ранний период творчества Н.В. Гоголя древнерусские традиции оказали влияние, прежде всего, на христианские мотивы, которые реализуются в художественной ткани произведений писателя.
Для творчества Гоголя основной аспект народной обрядовой культуры был очень значимым в гоголевских произведениях. Уже в первом сборнике писателя одной из основных архетипических черт поведения и родового сознания персонажей является ощущение живой, непрекращающейся связи со своими предками, «дедами». Здесь торжествует не условное сказочное время, а мифологическая концепция циклического времени, согласно которой души умерших предков возрождаются в их потомках.
Л.И. Сазонова, исследуя раннее творчество Н.В. Гоголя, обращает внимание на литературную ориентацию повестей на средневековые традиции, наделенные христианской спецификой. В своей статье «Средневековый мотив чуда Богородицы в повести Н.В. Гоголя «Портрет», она отмечает: «Средневековье привлекало Гоголя как христианского писателя-моралиста, поэтому при анализе его творчества нельзя не учитывать идущую из глубины веков направленность его взгляда на литературу и культуру». На наш взгляд, средневековые мотивы гоголевских повестей неразрывно связаны с древнерусскими.
В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» четко прослеживается агиографическая (житийная) или патериковая традиция. Агиографические элементы можно увидеть в образе Вакулы, кузнеца, который воплощает христианскую добродетель. Изображение христианской добродетели занимает центральное место во всех житиях и патериках. Не случайно исследователь древнерусской литературы В.В. Кусков отмечает: «В центре жития - идеальный христианский герой, следующий в своей жизни за Христом».
Разновидностью житийной литературы являются патерики (Отечники), которые (в отличие от жития) содержат не всю биографию главного героя (обычно монаха), а только самые важные подвиги и события с точки зрения их святости. Особый акцент делался на успешной борьбе главного героя с демонами. Примечательно, что «присущая ряду патристических рассказов занимательность, повествовательный сюжет, сочетание наивной фантастики с бытовыми эпизодами привлекали внимание читателей».
Специфика патериковой прозы, включающей содержание устных рассказов, легенд и других жанров восточнославянского фольклора, а также элементы религиозных максим, молитв и описания чудес и видений, на наш взгляд, близка этой гоголевской повести. Набожность Вакулы, его вера в Бога, пост и покаяние, умение комически вывести черта и высмеять его через живопись – все это отражает патерналистскую традицию в раннем творчестве Гоголя.
Схожим в этом отношении с «Ночью перед Рождеством» является петербургский роман «Портрет». В нем в сравнительном плане показаны судьбы художников, один из которых, предав свой талант и став модным живописцем, посвятил себя служению золоту и нечистотам, другой, иконописец, – Богу. В первой части произведения развивается тема чертьского искушения, погубившего талант, а во второй рассказывается о том, как другой герой, автор чертьского портрета, сумел преодолеть искушение и найти путь к спасению.
Главный герой второй части, иконописец, получает заказ от церкви изобразить «духа тьмы». Раздумывая над изображением черта, иконописец размышляет над образом «страшного ростовщика», который не преминул явиться во плоти и заказать его портрет. Работа над портретом черта стала для художника большим испытанием, и портрет так и не был завершен. Находясь в доме мастера, художественное творение оказало разрушительное влияние на жизнь своего владельца (характер художника изменился, он стал ревновать к своим ученикам, его работа потеряла святость, его преследовали несчастья и внезапные смерти - жены, дочери и маленького сына).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что взаимодействия между сообществом и представлениями об окружающем мире. Все вышеперечисленные категории были направлены на определение отношения к окружающей действительности через мифологию и представления о божественном происхождении всех событий и явлений.
Демонология является одним из наиболее важных разделов мифологии. Многие исследователи в своих трудах определяли особенности демонологических персонажей в рамках славянской мифологии. Образ русалки и черта является важным направлением в рамках развития направления формирования славянской мифологии. Нами было определено, что данные образы являются наиболее важными атрибутами в рамках изучения мифологии и демонологии.
Народные верования и христианские традиции оказали большое влияние на процесс формирования и развития творчества Н.В. Гоголя. Мы видим, что в большинстве произведений данного великого писателя сочетаются как христианские, так и языческие мотивы. Мы можем сделать вывод о том, что особенности формирования творчества данного писателя напрямую зависят от динамики изменения религиозного мировоззрения писателя.
Гоголь остался и для последующих поколений великим писателем-реалистом, обличителем и разоблачителем современной ему крепостнической действительности. Созданные им образы в силу своей жизненной правдивости и силы социального обобщения и типичности сохранили свое значение до наших дней. Глубина и широта изображения характеров и типов, сложившихся в эксплуататорском обществе, позволили применить их к другим историческим и социальным системам.
Гоголь способствовал созданию подлинно демократической культуры и литературы, и в этом заключалось огромное объективно-историческое значение его творчества как художника-реалиста. Мощный критический реализм его творчества способствовал тому, что с появлением Гоголя наша литература обратилась исключительно к русской жизни, к русской действительности - так писал Белинский о значении гоголевского реализма.
Автор погружает читателей в мир украинской старины и народных легенд. В произведениях этого цикла, одновременно смешных, лиричных и страшных, герои - красивые и сильные люди, преодолевающие трудности во имя любви и свободы. Они открыто борются со злом в облике чертей и ведьм, иногда страшных, но чаще смешных.
Пограничная линия между мирами людей и злых духов и проницаемость этих миров – источник забавных приключений, которые до сих пор вызывают интерес читателя. Однако автор заставляет задуматься о том, что влюбленный мужчина не может решить свою проблему самостоятельно, поэтому готов пойти на все, даже заключить сделку с самим чертом. Чем заканчивается такая сделка, известно еще со времен Средневековья. У Гоголя, к счастью, лукавый не требует вознаграждения за свою помощь. Напротив, Левко помогает утопленнице наказать злую мачеху-колдунью.
Отличительной особенностью повести «Майская ночь или утопленница» является использование описаний природы, в том числе красоты украинской ночи, а также употребление эпитетов по отношению к месяцу, спящему хутору. Использование природных зарисовок отмечается и в выражениях главных героев в виде обращений Левко к своей возлюбленной.
Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание читателя своеобразными мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, существующими между людьми. Герои рассказа - отрицательные (черт, Солоха, Чуб) и положительные (Вакула), благодаря которым мы узнаем о культуре украинского народа во время событий.
Система персонажей в повести Гоголя, представленная героями с разными качествами, показывает образ жизни и мышления людей. Автор высмеивает алчность, трусость, жадность к наживе, угодничество, прославляя при этом смелость, ум, искренность и щедрость. Писатель говорит о том, что погоня за материальными благами и богатство духа несовместимы. Те, кем движут деньги, идут по дороге к погибели. Те, кто ведет праведную жизнь, рано или поздно будут вознаграждены. Именно так автор видел Россию. Через смех он изобразил жалкий образ жизни тех людей, которые в погоне за властью проявляли тупость и раболепие. Писатель делает вывод, что совестливый человек, несмотря на испытания и препятствия, найдет способ победить нечистую силу, преподав лживым героям урок.
1. Арутюнова Н.Д., Язык и мир человека, Москва 1998.
2. Афанасьев А.Н., Поэтические воззрения славян на природу, Москва 1994.
3. Винокур Г.О., О языке художественной литературы: Учебное пособие для филологических специализированных вузов, Москва 1991.
4. Винокур Г.О., Критика поэтического, Москва 1927.
5. Гоголь Н.В., Вечера на хуторе близ Диканьки, Москва 1998.
6. Афанасьев А.Н., Мифология Древней Руси, Москва 2005.
7. Байбурин А.К., Жилище в обрядах и представлениях восточных славян, Ленинград 1983.
8. Бахтин М.М., Проблема речевых жанров, Москва 1986.
9. Бочаров С.Г.,О стиле Гоголя. В книге: Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени, Москва 1976.
10. Велецкая Н.Н., Языческая символика славянских архаических ритуалов, Москва 1978.
11. Веселовский А., Народные представления славян, Москва 2006.
12. Виноградова Л.Н., Демонологические основы мира. Живая старина, Москва 1996.
13. Виноградов В.В., Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды, Москва 2003.
14. Виноградов В.В. О теории художественной речи: Учебное пособие Москва, 2005.
15. Винокур Г.О. Поэтика. Стилистика. Язык и культура, Москва,1996.
16. Громов Д.В., «Русалочьи» озера Курганской области. Живая старина, 2006.
17. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки, Москва, 1998.
18. Даль В.И., О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Москва 1996.
19. Денисевич К.Н., Домовой и домашний скот в поверьях Каргополья. Живая старина, 2002.
20. Запорожец В.В., Домовые Пошехонья. Живая старина, 2005.
21. Зеленин Д.К., Восточнославянская этнография, Москва 1991.
22. Зеленин Д.К., Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901–1913, Москва 1994.
23. Зеленин Д.К., Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки, Москва 1995.
24. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А., Мифы древних славян. Велесова книга, Саратов 1993.
25. Клушиа Е.А., Народная демонология Пудожья. Живая старина, 2006.
26. Левкиевская Е.Е., Мифы русского народа, Москва 2000.
27. Лотман Ю.М., Проблема художественного пространства в прозе Гоголя, 1968.
28. Максимов С.В., Нечистая, неведомая и крестная сила, Москва 1989.
29. Манн Ю.В. Гоголь. Книга первая. Начало, Москва 2012
30. Машинский С., Художественный мир Гоголя, Москва 1979.
31. Никитина А.В., Русская демонология, Санкт-Петербург 2006.
32. Никифоров А.И., Кощей. Макар. Яга. Живая старина, 1994.
33. Померанцева Э.В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, Москва 1975.
34. Пропп В.Я., Исторические корни волшебной сказки, Санкт–Петербург 1996.
35. Пропп В.Я., Морфология сказки, Москва 1996.
36. Пропп В.Я., Жанровый состав русского фольклора, 1964.
37. Сазонова Л.И. Средневековый мотив богородического чуда в повести Н.В. Гоголя «Портрет», 2011.
38. Синцова С.В. Мистические и культурно-художественные контексты // Пространство культуры. 2009. № 4.
39. Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века, Москва, 2005
40. Степанов Н.Л., Гоголь Н.В., Творческий путь, Москва 1959.
41. Толстой Н.И., Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике, Москва 1995.
42. Турбин В.Н., Герои Гоголя, Москва 1983.
43. Ухов П.Д., Атрибуции русских былин, Москва 1970.
44. Федотов Г., Стихи духовные: русская народная вера по духовным стихам, Москва 1991.
45. Чернякова О.А., Кем «полохали» детей на Руси. Живая старина, 1994.
46. Чёха О.В., Материалы по народной демонологии из села Линево, Живая старина, 2005.
47. Moszyński K., Kultura Ludowa Słowian. Część I. Kultura materialna, Kraków 1929.
48. Pełka L.J., Polska demonologia ludowa, Warszawa 1987.
49. Zych P., Vargas W., Bestiariusz słowiański. Rzecz o skrzatach, wodnickach i rusałkach, Olszanica 2012.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты