Взаимосвязь социально-психологических качеств руководителя и эффективность его деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь социально-психологических качеств руководителя и эффективность его деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Взаимосвязь социально-психологических качеств руководителя и эффективность его деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: МТБанк, ЗАО и ОИЭЯИ Сосны, ПМК водстрой, ОАО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Корреляционная матрица.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные подходы к изучению социально-психологических качеств руководителя
1.2 Понятие эффективности профессиональной деятельности в психологии
1.3 Соотношение социально-психологических качеств руководителя и эффективности его деятельности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования социально-психологических качеств руководителя
2.3 Результаты исследования эффективности профессиональной деятельности руководителя
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи социально-психологических качеств руководителя и эффективности профессиональной деятельности
2.5 Рекомендации по развитию социально-психологических качеств руководителя для повышения эффективности его деятельности
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе большое внимание уделяется кадровому обеспечению как важнейшему ресурсу успешной организации. Предпринимаются попытки поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности управления персоналом, преобразовывается система подготовки руководителя современной организации. Именно от личности руководителя зависит то, каких успехов достигнет предприятие. Сегодня акцентируются личностные качества руководителя, которые оказывают первостепенное влияние на управленческую деятельность. Характеристики личности современного руководителя складываются под влиянием его особенностей характера, направленности, актуальных способностей, жизненного опыта, условий деятельности и других факторов.
Функционирование организации напрямую зависит от эффективности управленческой деятельности, потому роль руководителя в организации несомненно важна и особенно значима. Психологи, прежде всего, указывают на стиль руководства, которые используется в организации. Тот или иной стиль позволят руководителю организовать работу персонала, структурировать задачи, построить отношения с вертикали, установить свой авторитет, поставить и направить работников на достижение корпоративных целей, мотивировать персонал на продуктивную трудовую деятельность.
Одна из важнейших проблем современного бизнеса – вопрос руководства и его эффективности. Специфика деятельности руководителя состоит в постоянном взаимодействии с людьми, потому важно, чтобы он обладал соответствующими кусай, позволяющими ему гибко выстраивать систему отношений с подчиненным, партнерами. Деятельность руководителя направлена на достижение целей организации, координацию персонала по их реализации. Следовательно, руководство – тот инструмент, позволяющий руководителю направить активность сотрудников в нужное русло.
Вместе с тем, не все руководители могут добиться осуществления этой задачи. Одной из причин может быть не соответствие индивида образу руководителя, т.е. содержание его личностных, профессиональных и деловых качеств не соответствует управленческому уровню. Это существенно снижает эффективность деятельности организаций. В современных условиях жесткой конкуренции, агрессивности внешней среды вопросы руководства выходят на первый план, что свидетельствует об ее актуальности.
Деятельность, в сфере которой проявляет себя профессионал, обуславливает успешность личности. В связи с этим профессиональная успешность руководителя организации обусловливается спецификой управленческой деятельности. Сущностной природе управленческой деятельности характерен ряд специфических особенностей. Многие руководители, имеющие большой опыт в управленческой деятельности, вынуждены обратить внимание на психологические аспекты деятельности, которые ранее в большей части были игнорированы.
Личностно-профессиональные качества руководителей исследовали авторы: М. Армстронг. И.В. Грошев, Т.И. Заславская, Р.М. Канапьянова, Р. Козмецки, Л.В. Корель, А.Е. Чирикова, А.Г. Штейнберг и др., мотивацию деятельности в сфере руководства – Л.В. Бабаева, Е.С. Балабанова, А.Е. Чирикова и др.
Проблему исследования социально-психологических качеств руководителя касались такие авторы, как И.А. Балдин, Л.В. Бабаева, Н.А. Ларина, С.Л. Леньков, А. У. Хараш и др.
К проблеме психологических показателей эффективности профессиональной деятельности обращались такие ученые, как В.В. Вахнина, А.К. Макарова, В.А. Бодров, Т.М. Быченко, Н. И. Кабушкин, К.С. Фищенко, В. Л. Марищук, А.А. Деркач и др.
Вопросы руководства и лидерства управленца в своих работах затрагивали многие исследователи авторы, среди которых В.С. Агапов, Г. Блейк, П.Г. Гордиенко, АЛ. Журавлев, Ю. Емельянов, Д. МакГрегор, Д. Герберт, Л.Г. Дикая, А.В. Корниенко, Г. Минцберг, Д. Парментер и др. В своих работах ученые показали сущность руководства, охарактеризовали существующие стили, проследили мотивационные аспекты их выбора.
Однако, проблема изучения взаимосвязи социально-психологических качеств руководителя и эффективность его деятельности в современной психологи остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: изучить социально-психологические качества руководителя в контексте эффективности его деятельности.
Задачи исследования:
– изучить теоретические аспекты проявления социально-психологических качеств руководителя и эффективности его деятельности;
– выявить социально-психологические качества руководителя;
– определить параметры эффективности профессиональной деятельности руководителя
– установить взаимосвязь социально-психологических качеств руководителя и эффективности профессиональной деятельности;
– предложить рекомендации по развитию социально-психологических качеств руководителя для повышения эффективности его деятельности
Объект исследования: социально-психологические качества руководителя.
Предмет исследования: взаимосвязь социально-психологических качеств руководителя и эффективности его деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные подходы к изучению социально-психологических качеств руководителя
В современных условиях к личности руководителя предъявляются высокие требования. Руководитель рассматривается как важнейший субъект управленческой деятельности, который своими личностными и поведенческими проявлениями вырабатывает субъективный ресурс, от которого зависит не только характер управления предприятием, но и его эффективности. В связи с этим оценка психологических особенностей руководителей разных уровней является важным аспектом совершенствования процесса управления. Руководители разных звеньев могут отличаться своими функциями, но их личностные особенности от этого становятся не менее важными.
Руководитель – лицо, которое выполняет возложенные на него функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование организации (коллектива) перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных – для воздействия на их производственную (научную, творческую и любую другую социальную) активность [48, с. 77].
Согласно М.А. Ревиной, «существующее установление ключевой роли руководителя в системе управления организацией отражает личностное направление в практике менеджмента, которое в противовес технологической направленности анализирует менеджера в роли организатора общественных процессов» [41, с. 71].
На сегодняшний день в психологической науке уже имеется достаточно широкий опыт исследования личности руководителя, обобщив который можно выделить ряд опытных подходов к ее исследованию.
Коллекционный подход к изучению личности руководителя отражает идею о том, что руководитель должен обладать определенным набором личностных качеств, которые могут обеспечить успех управленческой деятельности. Представители данного подхода пытаются разработать перечень таких качеств, в том числе и для конкретных должностей. Ключевой аспект системы оценки руководителей представлен диагностикой профессионально важных качеств, характерных для руководителя [1, с. 10].
Согласно М.А. Бондаренко, «руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности». Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств» [10, с. 35]. Эти качества руководителя наиболее полно описаны в работах А.И. Китова, Г.А. Нефедова и А.М. Омарова и др.
Согласно А.И. Китову, «в структуре личностных свойств руководителя выделяются четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества. Причем в рамках каждой из этих групп описаны отдельные, совершенно различные по своей природе и уровню конструкты» [10, с. 35].
В контексте конкурентного подхода предполагается, что руководитель – уникальная личность, которая имеет такие личностные особенности, которых нет у рядового сотрудника. Это и делает его руководителем. По мнению ученого Т.М. Быченко, «поиск таких свойств личности осуществляется при помощи сравнения группы руководителей и других работников, которые не относятся к этой категории, удачных и неудачных руководителей разных уровней по должностям (персонала среднего звена и т.д.). Такая объемная оценка предполагает такой научных поиск, где качественные особенности руководителя как личности оценивают в зависимости от того, какую позицию управленца он занимает в системе служебных статусов» [11, с. 86].
В контексте парциального подхода в центре внимания стоит вопрос о целенаправленной работе по изменению личности руководителям в специально созданных для этого условиях. По мнению В.С. Агапова, «развитие личности руководителя непосредственно имеет связь с отработкой отдельных приемов и действий, которые включены в процесс управленческой деятельности. В процессе этого особенное внимание уделяется анализу развития мышления и сотворению алгоритмов решения управленческих задач» [1, с. 10].
Существует и инженерно-психологический подход. По словам В.С. Агапова, «инженерно-психологический подход находит свое отражение в рассмотрении системы управления и изучает роль руководителя как лицо, которое принимает решение. В пределах данного подхода ограничиваются исследованием психологических процессов переработки руководителем информации и его личностных особенностей, которые проявляются в процессе управленческой деятельности» [1, с. 11].
Сущность другого, рефлексивно-ценностного подхода к личности руководителя состоит в следующем: руководитель должен обладать умением анализировать свою личность, понимать свои достоинства и недостатки. По мнению М.А. Бондаренко, «способность руководителя к видоизменению проявляется в развитии, осмыслении и самостоятельной коррекции его личной управленческой концепции, состоящей из целого ряда пересекающихся «концептуальных моделей» управленческой деятельности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи социально-психологических качеств руководителя и эффективности профессиональной деятельности нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи социально-психологических качеств руководителя и эффективности профессиональной деятельности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Исследование проводилось на базе ЗАО «МТБанк», «ОИЭЯИ – Сосны» , ОАО «ПМК – водстрой». В исследовании приняли участие 64 руководителя, из них 10 мужчин и 54 женщин. Возраст испытуемых – от 22 до 49 лет. Стаж работы – от 1 до 31 года.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязи социально-психологических качеств руководителя и эффективности профессиональной деятельности.
Методики исследования:
1. Тест на лидерство, доминирование (фактор Е по Кэттеллу) [21].
Цель: диагностика уровня склонности к доминированию.
Тест представляет собой шкалу из многофакторного личностного опросника 16 PF Кеттелла.
Опросник включает 13 утверждений. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие варианты ответов.
Критерии оценки:
Высокий уровень – 8-10 стенов – чрезмерная самоуверенность, независимое мышление, склонность командовать, руководствоваться собственными правилами поведения, авторитарность.
Повышенный уровень – 7 стенов – склонность к самоутверждению, независимость, доминантность, порой агрессивность;
Средний уровень – 4-6 стенов – скромность, уступчивость, конфромность;
Низкий уровень – 1-3 стена – склонность уступать другим, покорность, зависимость.
2. Методика определения организаторских и коммуникативных качеств личности Л.П. Калининского [6].
Цель: диагностика организаторских и коммуникативных качеств.
С помощью методики можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость.
Опросник содержит 160 утверждений. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие варианты ответов.
Критерии оценки. Выделены четыре степени выраженности психологических свойств: номинальная (0–3 балла), потенциальная (4–7 баллов), перспективная (8-11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов).
3. Методика «Эффективность лидерства» Р.С. Немова) [45].
Цель: диагностика уровня эффективности стиля руководства.
Опросник содержит 40 вопросов. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящей ответ. При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов, которые оцениваются по 1 баллу.
Критерии оценки:
- сумма от 30 до 40 баллов - стиль руководства считается высокоэффективным;
- сумма от 11 до 29 баллов - стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.
- сумма до 10 баллов - стиль руководства считается малоэффективным.
Также использовалась разработанная нами анкета, позволяющая выявить уровень эффективности профессиональной деятельности руководителя. Анкеты содержит вопросы, отражающие степень удовлетворенности трудом в целом, желание работать в данном коллективе, возможность самореализации, формальный и неформальный авторитет руководителя, психологический климат в коллективе, удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе, уровень конфликтности отношений в коллективе, мотивация трудовой деятельности, успешность функционирования коллектива.
Анкета содержит 10 вопросов и предполагает выбор одного варианта ответов из предложенных. Каждый вопрос предполагает 3 варианта ответов, которые оцениваются в 1, 2 и 3 балла. Сумма баллов по всеми по всем вопросам отражает уровень эффективности профессиональной деятельности руководителя.
Критерии оценки:
Низкий уровень – 0-10 баллов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что руководитель – это человек, который имеет формальные права управлять организацией, которые совмещаются с его личными характеристиками лидера. При этом, руководитель выполняет три роли – межличностные, информационные и по принятию решений, которые в совокупности определяют его функции. Функции руководителя – это конкретные виды деятельности в рамках определенной организации. Они вытекают из ролей руководителя и общих функций менеджмента и конкретизируются уровнем управления и хозяйственной деятельность организации.
Проблема эффективности деятельности персонала в психологии исследуется с позиций разных подходов. В рамках комплексного подхода утверждается, что эффективность деятельности субъекта труда является сложным динамическим процессом, обусловленным экономическими аспектами, личностными характеристиками и особенностями выполняемой работы. В контексте личностного подхода к эффективности деятельности персонала особое внимание уделяется личностным характеристикам персонала. Профессиональная деятельность и личность персонала рассматриваются нами как тесно связанные между собой элементы, функционирующие в едином пространстве с целью достижения эффективности.
Эффективность деятельности руководителя обусловлена его личностными, деловыми качествами, а также способностями, которые являются условием достижения им высоких результатов в сотрудничестве с подчиненными и выполнении задач организации. Эффективный руководитель обладает лидерскими качествами, контактностью, стрессоустойчивостью, стратегическим мышлением, высоким интеллектом, лидерскими качествами.
В результате эмпирического исследования выявлено, что большая часть руководителей облает высоким уровнем склонности к доминированию – для них характерна чрезмерная самоуверенность, независимое мышление, склонность командовать, руководствоваться собственными правилами поведения, авторитарность. Руководили характеризуются такими качествами, как: деловитость и направленность. Они стремятся к повышению деловых и организаторских качеств, к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива. Руководители уверены в своих силах и возможностях, склонны опираться на себя, стремятся к доминированию, способны отзываться на просьбы других. У них слабо выражены такие организаторские и коммуникативные качества, как: требовательность, упрямство, негативизм, уступчивость и зависимость.
Выявлено, что большинство руководители обладают высоким уровнем эффективности лидерства. Это говорит о том, что руководители успешно выполняют свои функции, умело взаимодействуют с коллективом, способны к самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Большая часть руководителей демонстрируют высокий уровень эффективности профессиональной деятельности. В коллективе этих руководителей сотрудники испытывают высокую степень удовлетворенности трудом в целом, а также условиями труда, характером и содержанием выполняемой работы, степенью самостоятельности и ответственности, заработной. У них ярко выражено желание работать в данном коллективе, ощущение возможности самореализации в профессии. Они на высоком уровне оценивают формальный и неформальный авторитет руководителя, психологический климат в коллективе, удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе. В коллективе отмечается низкий уровень конфликтности отношений. Мотивация трудовой деятельности у сотрудников высокая. Персонал указывает на высокую успешность функционирования коллектива в целом.
Проведенный корреляционный анализ показал, что чем выше эффективность лидерства руководителя, тем выше выраженность у него таких социально-психологических качеств, как направленность личности и деловитость и ниже выраженность зависимости. Чем выше уровень эффективности профессиональной деятельности руководителя, тем выше выраженность у него таких качеств, как деловитость, доминирование и ниже выраженность зависимости, психологического такта и отзывчивости. Следовательно, гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь социально-психологических качеств руководителя и эффективности профессиональной деятельности, подтвердилась.
На основании результатов исследования разработаны рекомендации по развитию социально-психологических качеств руководителя для повышения эффективности его деятельности. Психологу, работающему с руководителями организаций, рекомендуется для совершенствования профессионально-личностных качеств руководителя осуществлять работу в следующих направлениях: 1) психодиагностика, направленная на определение уровня склонности к доминированию, степени выраженности организаторских и коммуникативных качеств, уровня эффективности стиля руководства; 2) разработка программы индивидуального психологического сопровождения руководителей на основе результатов диагностики, выявленных недостатков в развитии социально-психологических качеств и трудностей при достижении эффективности в профессиональной деятельности;
1. Агапов, В. С. Теоретические модели личности руководителя в отечественной психологии / В. С. Агапов // Акмеология. – 2004. – № 3. – С. 10–16.
2. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – СПб. : Питер, 2004. – 824 с.
3. Артемьева, Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности : сб. ст. / под ред. Л. И Анцыферовой. – М., 1981. – С. 67–87.
4. Бабаева, Л. В. Женщины в бизнесе / Л. В. Бабаева, А. Е. Чирикова // Социол. исслед. – 1996. – № 3. – С. 75–81.
5. Балдин, И. В. Формирование компетентности и деловых качеств руководителя в системе бизнес-образования / И. В. Балдин // Актуальные проблемы бизнес-образования : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19–20 апр. 2012 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. В. Апанасович (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2012. – С. 16–17.
6. Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению / А. В. Батаршев. – СПб. : Питер, 2006. – 176 с.
7. Бахтина, И. А. Понятие профессиональной эффективности в психологии труда и критерии ее оценивания / И. А. Бахтина // Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 6 марта 2019 г. / Моск. гос. обл. ун-т ; отв. ред. Е. М. Климова. – М., 2019. – С. 14–20.
8. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М. : Флинта, 1998. – 165 с.
9. Большой психологический словарь / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
10. Бондаренко, М. А. Личность руководителя в отечественной психологии / М. А. Бондаренко // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. применения. – 2010. – № 11–1. – С. 33–38.
11. Быченко, Т. М. Демократический стиль управления организацией / Т. М. Быченко. – Саратов : Сарат. гос. аграр. ун-т, 2003. – 127 с.
12. Вахнина, В. В. Взаимосвязь индивидуально-личностных качеств руководителей и особенностей реализации ими управленческой деятельности на начальном этапе развития карьеры / В. В. Вахнина, И. Е. Бобкова // Психопедагогика в правоохран. органах. – 2019. – Т. 24, № 1. – С. 41–47.
13. Вересов, Н. Н. Черты «слабого» руководителя и семь главных управленческих ошибок [Электронный ресурс] / Н. Н. Вересов // Элитариум. Центр дополнительного образования. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2005/07/01/cherty_slabogo_rukovoditelja.html.
14. Волкова, О. В. Акмеологический аспект в профессиональной деятельности педагогов / О. А. Волкова // Соврем. образование Витебщины. – 2014. – № 4. – С. 14–17.
15. Галоян, Г. С. Эффективность управленческой деятельности руководителя организации: психологический аспект / Г. С. Галоян, Ю. А. Хабарова, Т. Н. Ищенко // Педагогика и психология: проблемы развития мышления : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Красноярск, 8 дек. 2016 г. / Сибир. гос. ун-т науки и технологий ; под общ. ред. Т. Н. Ищенко. – Красноярск, 2017. – С. 22–28.
16. Геберт, Д. Организационная психология: человек и организация : пер. с нем. / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. – Харьков : Гуманитар. центр, 2006. – 598 с.
17. Деркач, A. A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека : в 5 кн. / А. А. Деркач. – М. : Рос. акад. гос. службы, 2001. – Кн. 4 : Развитие ценностной сферы профессионала. – 482 с.
18. Журавлев, А. Л. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом / А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко, Н. Н. Хащенко // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива : сб. ст. / отв. ред. А. Л. Журавлев. – М., 1989. – С. 113–125.
19. Иванова, Е. М. Психология и эффективность деятельности субъекта труда / Е. М. Иванова // Психология в экономике и упр. – 2013. – № 1. – С. 6–12.
20. Ивашкин, А. Г. Актуальные проблемы управленческой деятельности / А. Г. Ивашкин // Изв. ТРТУ. – 2006. – № 13. – С. 244–247.
21. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. – СПб. : Речь, 2001. – 112 с.
22. Караваев, А. Ф. Сущность и структура профессионального призвания / А. Ф. Караваев // Высш. образование сегодня. – 2005. – № 4. – С. 52–54.
23. Карпинский, К. В. Профессиональная деятельность и развитие личности как субъекта жизни / К. В. Карпинский // Личность профессионала в современном мире : коллектив. моногр. / отв. ред.: Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – М., 2014. – С. 25–59.
24. Карпов, А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности / А. В. Карпов // Психология труда : учеб. для бакалавров / А. В. Карпов [и др.]. – М., 2014. – С. 190–196.
25. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учеб. для студентов вузов / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 336 с.
26. Кондрашов, В. А. Этика: история и теория / В. А. Кондрашов. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений / Е. И. Чичина : учеб. пособие / отв. ред. Ю. С. Борцов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 538 с.
27. Корниенко, А. В. Личность как фактор профессиональной успешности менеджеров по продажам / А. В. Корниенко // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3. – С. 163–166.
28. Кричевский, Р. Л. Если вы руководитель...: элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. – М. : Дело, 1998. – 398 с.
29. Ларина, Н. А. Влияние социально-психологической компетенции руководителя на управление организацией / Н. А. Ларина // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. – 2014. – № 3. – С. 180–184.
30. Леньков, С. Л. Личность профессионала и психологическая типология современной профессиональной деятельности / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова // Личность профессионала в современном мире : коллектив. моногр. / отв. ред.: Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – М., 2014. – С. 165–187.
31. Мамай, Л. А. Особенности психологической оценки эффективности работы специалистов: обзор подхода, методов и методик / Л. А. Мамай // Молодой ученый. – 2015. – № 18. – С. 336–341.
32. Марков, В. Н. Потенциал личности и его оценка [Электронный ресурс] / В. Н. Марков // Акмеология: методология, методы и технологии : материалы науч. сес., посвящ. 75-летию Н. В. Кузьминой / Рос. акад. гос. службы ; под ред. А. А. Деркача. – М., 1998. – Режим доступа: http://akmeolog.narod.ru/kus.html#20.
33. Мескон, М. Основы менеджмента : учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2006. – 720 с.
34. Минцберг, Г. Природа и структура организаций глазами гуру / Г. Минцберг. – М. : ЭКСМО, 2009. – 455 с.
35. Назаренко, В. В. Психологические детерминанты эффективности профессиональной деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.03 / В. В. Назаренко ; Соврем. гуманитар. акад. – М., 2009. – 26 с.
36. Огородников, П. И. Методика оценки эффективности работы руководителя в сельскохозяйственной организации / П. И. Огороднков, Г. Е. Мазуренко // Изв. Оренбург. гос. аграр. ун-та. – 2013. – № 5. – С. 182–184.
37. Орбан-Лембрик, Л. Е. Психологія управління : навч. посіб. / Л. Е. Орбан-Лембрик. – К. : Академвидав, 2010. – 544 с.
38. Парментер, Д. Ключевые показатели эффективности / Д. Парментер. – М. : Олимп-Бизнес, 2008. – 288 с.
39. Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2007. – 855 с.
40. Психология и этика делового общения : учеб. для студентов вузов / В. Ю. Дорошенко [и др.]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415 с.
41. Ревина, М. А. Гендерная идентификация в управленческой деятельности : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.08 / М. А. Ревина ; Моск. гос. технол. ун-т «Станкин». – М., 2001. – 19 с.
42. Родионова, Е. А. Психологические факторы эффективности сотрудников современного предприятия / Е. А. Родионова // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Гуманитар. и обществ. науки.– 2011. – № 2. – С. 109–114.
43. Рыболовлева, О. А. Профессиональное развитие персонала организации – компетентностный подход / О. А. Рыболовлева // Гуманитар., соц.-экон. и обществ. науки. – 2015. – № 3–1. – С. 114–116.
44. Самыгин, С. И.Психология управления : учеб. пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 512 с.
45. Урбанович, А. А. Психология управления : учеб. пособие / А. А. Урбанович. – Минск : Харвест, 2003. – 640 с.
46. Фаткин, Л. В. Социальное управление и экономическая психология / Л. В. Фаткин. – М. : Моск. ин-т нар. хоз-ва, 1985. – 160 с.
47. Фищенко, К. С. Оценка эффективности работы персонала / К. С. Фищенко // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы междунар. науч. конф., Москва, 20–23 апр. 2011 г. – М., 2011. – С. 68–70.
48. Чейз, Р. Б. Производственный и операционный менеджмент / Р. Б. Чейз, Н. Дж. Эквилайн, Р. Ф. Якобс. – М. : Вильямс, 2004. – 704 с.
49. Шевчук, А. Топ-10 деловых качеств, которые ценятся рекрутерами [Электронный ресурс] / А. Шевчук // Ht-lab.ru. – Режим доступа: https://ht-lab.ru/knowledge/articles/top-10-delovykh-kachestv-kotorye-tsenyatsya-rekruterami/.
50. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 2007. – 189 с.
51. Шепель, В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. – М. : Экономика, 1984. – 246 с.
52. EAPM. Newsletter. May 2014 [Electronic resource] // European Association for People Management. – Mode of access: http://www.eapm.org/wp-content/uploads/2014/05/EAPM-newsletter-May-2014.pdf.
53. Fried, M. Surviving downsizing... [Electronic resource] / М. Fried // Мindy’s Мuses. – Mode of access: http://mindysmuses.blogspot.com/search?updated-min=2011-01-01T00:00:00-08:00&updated-max=2012-01-01T00:00:00-08:00&max-results=11.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Корреляционная матрица.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты