Индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности»
по дисциплине: «Психология труда»
2021
251.00 BYN
Индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология труда
Организация: Сервисный центр Веста, ООО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
1.1 Подходы к профессиональной успешности и неуспешности психологии
1.2 Понятие и сущность профессиональной компенсации
1.3 Активность как способ компенсации личностью профессиональной неуспешности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей личности успешных сотрудников
2.3 Анализ результатов исследования индивидуально-психологических особенностей личности неуспешных сотрудников
2.4 Сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей личности успешных и неуспешных сотрудников
2.5 Анализ результатов исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников и способов компенсации профессиональной неуспешности
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня социально-экономические и глобализационные процессы, в нашей стране и в мире в целом, вызывают объективные процессы глубокой трансформации сферы профессионального труда, возрастание роли профессионализма во всех областях деятельности человека, требования к личности работника. В настоящее время остро стоит вопрос о профессиональной успешности специалиста, которая выступает барьером для различных профессиональных деформаций и дезадаптации личности субъекта труда.
Профессиональная успешность специалиста предполагает наличие таких психологических характеристик, которые обеспечивали бы ее функциональность, адаптивность, благополучие. В профессиональной деятельности возникают ситуации, приводящие к психическому напряжению, повышенному эмоциональному реагированию, что отражается на результатах деятельности, выборе способов решения возникающих проблем, способах построения взаимоотношений. Успешность профессиональной деятельности определяется степенью соответствия психологических характеристик личности содержательным специфическим требованиям профессии.
На профессиональную успешность влияет много различных внешних и внутренних факторов. Внешние условия вытекают из самой сущности профессиональной деятельности, а затем включают цели и задачи деятельности, определенные стандарты и профессиональные требования, общественные запросы, корпоративную культуру и т.д. Личность специалиста, его особенности во много определяют профессиональную успешность. Особое влияние оказывают индивидуально-психологические факторы: наличие определенных характерологических особенностей личности (профессионально важных качеств), эмоциональных свойств, развитых коммуникативных умений, навыков саморегуляции и т.д.
Индивидуально-психологические особенности человека влияют на его деятельность не непосредственно, а через сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции активности, которые опосредуют достижение профессиональных целей, проявления самостоятельности, автономности, настойчивости и других субъектных системных свойств, способствующих компенсации неуспешности профессиональной деятельности.
Неуспешным считается работник, несущий слишком большие затраты для достижения заданного уровня профессиональной эффективности. Однако, субъект труда может компенсировать отсутствие тех и иных способностей, которые необходимы для продуктивного выполнения своей деятельности.
Степень разработанности проблемы.
Проблемной профессиональной компенсации занимались такие зарубежные (А. Адлер, К. Юнг) и советские (Н.А. Вигдорчик, А.К. Маркова, Е.П. Ильин и др.) психологи. Среди современных ученых, которые интересовались данной проблемой, можно назвать В.В. Пронина, В.А. Толочек Я.С. Хаммера, Р.Н. Хакимзянова и др.
Феномен профессиональной успешности изучали такие авторы, как: Е.А. Климов, Е.А. Родионова, Р.Г. Сабиров, А.С. Соколова, М.В. Теплинских, В.А. Толочек, Я.С. Хаммер и др.
Однако, проблема изучения индивидуально-психологических особенностей компенсации личностью профессиональной неуспешности в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности.
Объект исследования: компенсация профессиональной неуспешности.
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в индивидуально-психологических особенностях и активности у успешных сотрудников и неуспешных сотрудников.
2. Существует взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и активности как способа компенсации личностью профессиональной неуспешности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к профессиональной успешности и неуспешности психологии.
2. Охарактеризовать понятие и сущность профессиональной компенсации.
3. Подобрать методики для изучения индивидуально-психологических особенностей компенсации личностью профессиональной неуспешности.
4. Установить индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы.
- Психологическое тестирование (опросник структуры темперамент (ОСТ) В.М. Русалова, опросник для определения уровня общительности В.Ф. Ряховского, Тест дифференцированной самооценки состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) В.А. Доскина);
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
1.1 Подходы к профессиональной успешности и неуспешности психологии
Успешность представляет собой способность и умение достигать успеха. Успешным принято считать человека, успешно достигающего своих целей, ощущающего это и имеющего в этом признание окружающих. Под профессиональной успешностью понимается совокупность позитивных результатов, накопленных в течение карьеры. Существуют как объективные, так и субъективные компоненты профессиональной успешности. К объективным компонентам традиционно относятся размер заработной платы, уровень занимаемой должности, карьерный рост. К субъективным компонентам относятся совокупность суждений человека о собственных профессиональных достижениях и результатах [40, с. 296].
Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности [27, с. 5]. Также под профессиональной деятельностью понимают «обеспечение рациональной организации труда (регламентации), условий и процесса (содержания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом» [54, с. 149].
В англоязычной литературе понятие успешности профессиональной деятельности рассматривается в терминах «карьера», «карьерный рост». В работах Д. Сьюпера профессиональная карьерная успешность рассматривается как индивидуальное восприятие человеком полноты использования его способности и возможности для самовыражения в конкретной профессиональной деятельности. В успешности карьерной важна вертикальная мобильность человека в социопрофессиональной среде, при этом оценивается уровень, темп, скорость, время должностного продвижения. При этом, Д. Сьюпер считает, что «важнейшей детерминантой профессионального пути человека является представление о своей личности – профессиональная Я-концепция, которая воплощается в серии карьерных решений» [29, с. 144].
В теории персонального развития Д. Тидман говорит о важности соответствия между личностными характеристиками, Я-образом и организационной средой для успешного развития карьеры. На его взгляд, процесс развития карьеры может состояться при условии своеобразного баланса между идеальным профессиональным Я-образом человека и ролевыми ожиданиями, предъявляемыми к нему профессиональной средой. Д. Тидман выделяет три фазы достижения успеха на этом пути:
– вхождение в должность – освоение профессиональной среды и сопоставление личных целей и представлений о карьере с целями и задачами организации;
– преобразование (приобретая опыт и влияние в организации, компетентность) и уверенность (попытка «приспособить» цели организации к собственным целям и возможностям);
– интеграция – стадия наступления соответствия между устремлениями человека, организационными целями и условиями [29, с. 145].
Согласно Д. Тидману, «процесс развития карьеры является одним из важных аспектов личностного развития, так как он учит человека видеть себя как «дизайнера и строителя собственной жизни» [цит. по: 29, с. 147].
В зарубежной психологии понятие «успешность» также рассматривается в контексте исследования феномена личности, как сложное образование, состояние из ряда психологических компонентов. В частности, Дж. Аткинсон, У Джеймс, Д. Мак-Клелланд, Г. Мюррей, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе, М. Хорнер и др. делают акцент на изучении таких психологических компонентов профессиональной успешности как: самооценка, уровень притязаний, мотивация достижения успеха или избегания неудачи [11, с. 13].
Согласно В. Фридриху и А. Хофману, поведение человека, направленное на успех, определяется не только способностями, но и диспозициями к достижениям, мотивами. С позиций психологов, важная роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого. В любой сфере человеческой жизнедеятельности направленность человека на успех представляет собой осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общественных требований (норм, ценностей, стандартов). Кроме того, Н. Фетер и Т. Роттер указывают, что результат деятельности приобретает для личности положительный или отрицательный знак лишь в той мере, в какой он имеет значение для собственного достижения. То есть результат деятельности становится психологически значимым и трактуется в качестве успешного в том случае, если он приписывается личным усилиям человека. Удовлетворенность же успехом и неудовлетворенность неудачей растут пропорционально степени интернальности контроля [11, с. 14].
В зарубежных исследованиях показано, что на профессиональную деятельность благотворно влияют такие качества, как: нонконформизм, активность, мотивация достижения.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления индивидуально-психологических особенностей компенсации личностью профессиональной неуспешности нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление индивидуально-психологических особенностей компенсации личностью профессиональной неуспешности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ООО «Сервисный центр Веста». В исследовании приняли участие 80 сотрудников в возрасте 20-30 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 40 успешных сотрудников и 40 неуспешных сотрудников (на основании экспертной оценки руководителя организации). Неуспешность сотрудников проявляется в низкой результативности, пассивности в трудовой деятельности.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в индивидуально-психологических особенностях и активности у успешных сотрудников и неуспешных сотрудников.
2. Существует взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и активности как способа компенсации личностью профессиональной неуспешности.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник структуры темперамент (ОСТ) В.М. Русалова [42].
Цель: диагностика особенностей индивидуальности, свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Шкалы методики: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность.
Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). В нашем исследовании применялся опросник для взрослых.
Опросник содержит 105 утверждений. Испытуемым предлагается оценить ряд утверждений, выбрав один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
Считается, что, то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Интерпретация результатов
– высокие значения – 9-12 баллов;
– средние значения – 5-8 баллов;
– низкие значения – 3-4 балла.
2. Опросник для определения уровня общительности В.Ф. Ряховского [32].
С помощью методики можно определить уровень коммуникабельности человека, его способности устанавливать, поддерживать и сохранять хорошие личные и деловые взаимоотношения с окружающими людьми.
Опросник содержит 16 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов: «да», «иногда», «нет». Обработка результатов. За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» - 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Баллы по всем вопросам суммируются.
3. Тест дифференцированной самооценки состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) В.А. Доскина [49].
Цель: диагностика самочувствия, активности и настроения.
Опросник представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность).
Полученная по каждой шкале сумма располагается в диапазоне 10-70 баллов. Критерии оценки:
6-7 баллов - высокие показатели
3-5 баллов - средние показатели
1-2 балла - низкие показатели
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что профессиональная успешность представляет собой интегральный показатель позитивных результатов, накопленных работником в течение профессиональной карьеры с личностными характеристиками. Основными составляющими профессиональной успешности сотрудника выступают: соответствие характеристик, качеств сотрудника организации требованиям определенной профессии; результативность в профессиональной деятельности; карьерное продвижение; уровень профессиональных знаний, умений и навыков; эффективность построения межличностного общения на различных уровнях взаимодействия в профессиональной деятельности. Выраженные анти-профессионально-важные качества выступают предпосылкой профессиональной неуспешности. Анти-профессионально-важные качества – это качества, которые в случае своей интенсивной выраженности, с одной стороны, и нескомпенсированности профессионально-важным качествами, с другой стороны, будут приводить к отрицательным результатам профессиональной деятельности.
Профессиональная компенсация рассматривается как форма профессионального приспособления, направленная на возмещение недостатка соответствия субъекта труда требованиям профессиональной деятельности. Профессиональная компенсация представляет собой заменяемость недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высоким уровнем развития другого качества. Это происходит путем использования имеющихся в наличии свойств и качеств, свойств и качеств другого человека, особенностей субъект-субъектных взаимосвязей, возникающих в процессе профессиональной деятельности, отличных от возмещаемых. В процессе профессиональной компенсации дефект, мешающий выполнять определенный вид деятельности, между наличными индивидуально-личностными особенностями и требованиями профессии уравновешивается. Существуют различные типы компенсации: интропсихический тип компенсации, компенсация на уровне стратегии, компенсация на уровне опыта, компенсация на уровне стиля деятельности.
Трудовая активность представляет собой инициативную деятельность, которая проявляется в усилении мобилизации сил человека (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных) за счет энергии внутренней мотивации, которая направлена на достижение целей, связанных с самореализацией субъекта в работе. Сотрудники, проявляющие определённую степень активности, добиваются соответствующих успехов в профессиональной деятельности. Активность можно рассматривать как способ компенсации личностью профессиональной неуспешности. Работники в условиях наличия внешних и внутренних ограничений, осознания собственной профессиональной некомпетентности или субъективно не принимаемых качеств, могут проявлять сверхнормативную профессиональную активность, которая может носить компенсирующий характер.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что 1. Успешные сотрудники характеризуются высокой активностью, работоспособностью, энергичностью, склонностью выбирать деятельность, которая требует от них актуализации своих сил и способностей. У них умеренно выражена потребность в социальных контактах, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, развитый коммуникативной самоконтроль, средний темп выполнения заданий, умеренная речевая активность, чувствительность к неудачам в коммуникативной сфере. Они не склонны бурно реагировать при неудачах на работе, эмоционально вовлекаться в ситуацию неуспеха, а проявляют спокойствие и уверенность в себе. Неуспешные сотрудники характеризуются пассивностью, нежеланием умственного напряжения, низкой вовлеченностью в процесс деятельности, склонностью к монотонной работе, средней скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, хорошо развитой речедвигательной системы, незначительным эмоциональным реагированием при неудачах на работе. При этом, они обладают ярко выраженной потребностью в социальных контактах, жаждой освоения социальных форм деятельности, легкостью вступления в социальные контакты, широким набором коммуникативных программ, средней чувствительностью к неудачам в общении.
2. Большая часть успешных сотрудников характеризуется нормальной коммуникабельностью – они умеют слушать собеседника, проявлять терпеливость в общении с окружающими, отсутствием неприятных переживаний при встрече с незнакомыми людьми, склонностью к избеганию больших компаний. Большая часть неуспешных сотрудников обладают ярко выраженной коммуникабельностью – они характеризуются развитыми коммуникативными умениями и навыками, желанием принимать участие в дискуссиях, поддерживать беседу, уверенностью в себе в коммуникативных ситуациях.
3. Успешные сотрудники проявляют высокую активность, имеют нормальное самочувствие и плохое настроение. Они чувствуют себя способными активно работать, напряженными, выносливыми, бодрыми; способны увлекаться делом, умерено подвижные и быстрые, несколько возбужденные. При этом, для них характерно плохое настроение, озабоченность, пессимистичность, разочарованность и недовольство.
1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Альбуханова-Славская. – М. : Московский психолого-социальный институт, 1999. – 224 с.
2. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб. : Академический проект, 2000. – 254 с.
3. Анисимова, Н. П. Компенсация как универсальный механизм адаптации и развития личности / Н. П. Анисимова // Ярославский педагогический вестник. – 1996. – № 2. – С. 10-12.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. – 528 с.
5. Афонин, А. С. Мотивация труда / А. С. Афонин. – К. : МАУП, 1996. – 466 с.
6. Богатырева, О. О. Проблема профессиональной самореализации: социально-психологический и культурно-исторический аспект / О. О. Богатырева // Мир психологии. – 2009. – № 1. – C. 251-260.
7. Богатырева, О. О. Психологические предпосылки карьерного роста / О.О. Богатырева // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 92–98.
8. Видгорчик, А. А. Компенсаторное профессиональное приспособление. История советской психологии труда / под ред. В. П. Зинченко. – М. : Изд-во МГУ.1983. – С. 213-222.
9. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
10. Гайворонюк, В. А. Система факторов мотивации трудовой активности персонала организации / В. А. Гайворонюк // Государственное управление. Электронный вестник. – 2007. – Вып. 10. – С. 1-6.
11. Геворякин, Г. Г. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии / Г. Г. Геворкян // Гуманизация образования. – 2015. – № 2. – С. 12-20.
12. Головнева, И. В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек – человек» / И. В. Головнева // Вестник Омского университета. – 2018. – № 1. – С. 42-55.
13. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. – М. : Канон-Пресс-Ц, 2000. – 56 с.
14. Деркач A. A. Развитие ценностной сферы профессионала / А. А. Деркач. – М. : Изд-во РАГС, 2001. – 482 с.
15. Дикая Л. Г. Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 942 с.
16. Ильин, Е. П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. – 1983. – № 5. – С. 95-99.
17. Карпов, А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности / А. В. Карпов // Психология труда. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
18. Каяшева, О. И. Представления о профессиональной успешности у преподавателей высших учебных заведений с разным уровнем макиавеллизма / О. И. Каяшева, З. Г. Ханова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 159-163.
19. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) / Е. А. Климов. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2003. – 320 с.
20. Клищевская, М. В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М. В. Клищевская. Г. Н. Солнцева // Вестник МГУ. – 1999. – № 4. – С. 177–182.
21. Кондрашихина, О. А. «Темные» качества личности в контексте анти-профессионально-важных качеств студентов-психологов / О. А. Кондрашихна // Психолого-педагогический журнал «Гудеамус». – 2020. – № 1. – С. 53-60.
22. Королев, И. В. Трудовая активность современной российской молодёжи: социологический анализ : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.04 / И. В. Королев; Рос. гос. соц. ун-т, каф. социологии и соц. работы. – М., 2009. – 22 с.
23. Кудусов, Л.А. Современные аспекты трудового поведения работников / Л. А. Кудусов // Известия Чеченского гос. пед. института. – 2020. – № 1. – С. 122-127.
24. Ларина, А. А. Профессиональная успешность как одно из направлений профессиональной карьеры / А. А. Ларина // Синергия. – 2018. – № 3. – С. 14-21.
25. Леденева, А.В. Социально-педагогические предпосылки формирования профессиональной активности / А.В. Леденева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 1. – С. 24-34.
26. Литвинюк, А. С. Человек как субъект профессиональной деятельности / А. С. Литвинюк // Вопросы педагогики. – 2019. –№ 1. – С. 125-128.
27. Луговский В. А. Психология профессиональной деятельности : учеб.- метод. пособие / В. А. Луговский, М. Н. Кох. – Краснодар : КубГАУ, 2015. – 101 с.
28. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
29. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – 2-е изд., стер. – Воронеж : Изд-во МОДЭК, 2003. – 452 с.
30. Немов, Р. С. Сверхнормативная деятельность как выражение активной социальной позиции коллектива и личности / Р. С. Немов // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 93-101.
31. Определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=7271.
32. Опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности // Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб., 2010. – С. 153-155.
33. Панов, В. И. Профессиональные способности и одарённость: парадоксы и средовые условия / В. И. Панов // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. – Москва, 2017. – С. 78-87.
34. Петровский, А.В. Активность // Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996. – С. 212-226.
35. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2011. – 233 с.
36. Попов, А. В. Трудовая активность как основа трудового поведения населения / А. В. Попов // Молодой ученый. – 2012. – № 10 (45). – С. 151-158.
37. Пронин, В.В. Индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности : автореф. дис. канд. психол. наук / В.В. Пронин. – М., 2002. – 28 с.
38. Родина, О. Н. О понятии «Профессиональная успешность» / О. Н. Родина // Вестник Московского Университета. – 1996. – № 3. – С. 60-67.
39. Родионова, Е. А. Психологические факторы эффективности сотрудников современного предприятия / Е.А. Родионова. – СПб. : Научно-технические ведомости. – СПбГПУ. 2011. Выпуск 2 (124). – С. 109-115.
40. Родионова, Е. А. Субъектный подход к определению профессиональной успешности / Е. А. Родионова // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. – М., 2013. – С. 295-308.
41. Рубинштейн, С.Л . Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2003. – 508 с.
42. Русалов, В. М. Опросник структуры темперамента (ОСТ) / В. М. Русалов. – М.: ИП АН СССР, 1990. – 50 с.
43. Ручка, А. А. Стимулирование и мотивация труда на промышленном предприятии / А. А. Ручка, Н. А. Сакада. – Киев : Наукова думка,1988. – 224 с.
44. Сабиров, Р. Г. Факторы и условия профессионального становления будущих офицеров / Р. Г. Сабиров // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 1. – С. 379-383.
45. Смирнова, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография / Е. А. Смирнова. – Шуя: Издательство «Весть», 2006. – 132 с.
46. Соколова, А. С. Критерии профессиональной успешности специалистов службы технической поддержки / А. С. Соколова // Современная психология : материалы науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 64-65.
47. Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2016. – 326 с.
48. Теплинских, М. В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы / М. В. Теплинских // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 92-97.
49. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников // Вопросы психологии. – 1973. – № 6. – С. 141-145.
50. Толочек, В. А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) / В. А. Толочек // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 3. – С. 27-62.
51. Федорова, Н. В. Управление персоналом организации / Н.В. Федорова. – М. : КНОРУС, 2013. – 209 с.
52. Фоменко, Н. Л. Психологические особенности личности, влияющие на успешность профессиональной деятельности / Н. Л. Фоменко // Актуальные проблемы психологии и прикладной социологии. – Саратов, 2020. – С. 67-75.
53. Хакимзянов, Р. Н. Психологическое содержание профессиональной успешности субъекта деятельности / Р.Н. Хакимзянов // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 3. – С. 250-253.
54. Хаммер, Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я. С. Хаммер // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 147-153.
55. Хоманс, Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. - М., 1984. – С. 82-91.
56. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. – М.: «Университетская книга, 1997. – 709 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты