Психологический портрет личности трудных подростков из полных и неполных семей
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Психологический портрет личности трудных подростков из полных и неполных семей»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Психологический портрет личности трудных подростков из полных и неполных семей
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №18, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков из полных семей по 16-факторному личностному опроснику Р.Кеттелла.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты подростков по методике А. Басса-А. Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по показателю самооценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики направленности личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Исследование психологического портрета личности в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2. Особенности личности трудных подростков
1.3. Исследование особенностей полных и неполных семей, способных повлиять на формирование личности подростков
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования личности трудных подростков, воспитывающихся в полных семьях
2.3. Анализ результатов исследования личности трудных подростков, воспитывающихся в неполных семьях
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования личности подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современном обществе отмечается пристальное внимание к семье со стороны различных социальных институтов. Такой повышенный интерес можно объяснить рядом тенденций, среди которых ухудшение демографической ситуации в стране, увеличение количества неполных семей, минимализация воспитательного потенциала семьи, изменение системы ценностей, усложнение эмоционального, духовного мира современного человека.
С другой стороны, неуклонно растет число неполных семей. В 2020 году почти 60% разведенных брачных пар развелись, не прожив и 10 лет. Число неполных семей, то есть семей, состоящих только из матери (отца) с детьми в возрасте до 18 лет, по данным 2020 года составило 355 тыс., или 22% от общего числа семей, имеющих детей до 18 лет. Доля таких семей в городской местности составила 24%, в сельской – 17%. Из общего числа неполных семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, 60% проживали отдельными домохозяйствами и 40% - совместно с родителями матери (отца) или другими родственниками [30]. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь большинство подростков воспитывается в полной, нуклеарной, двухдетной семье. В то же время почти каждый четвертый подросток воспитывается одной матерью, каждый двенадцатый не связан с родителями кровными узами. В последнем случае в отношениях детей и родителей наблюдаются заметные осложнения, что делает воспитательный процесс в этих семьях менее успешным [30].
Современные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов Т.Н. Матафоновой, Т.И. Шульги показали, что подростки, проживающие в неполных семьях, имеют особенности психического и личностного развития, сложно адаптируются к условиям социума [17]. В связи с этим актуальными становятся исследования, в которых изучаются личностные особенности трудных подростков. Подростки в силу незрелости личности и переходности этого возрастного этапа становятся подверженными различным негативным воздействиям среды, что может проявляться в нарушениях поведения и социальной дезадаптации. Подростковый возраст в силу его переходности и активного включения во внешние социальные институты является одним из важнейших в процессе социализации. При этом на процесс социализации в подростковом возрасте влияет множество факторов. Одним из таких факторов является семейный.
Семья с одним родителем имеет свои психологические и социальные трудности. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Исследование психологического портрета личности в трудах отечественных и зарубежных ученых
Каждый человек уникален. Соответственно, психологический портрет личности – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. Психологический портрет личности составляют такие компоненты, как темперамент, характер, способности, интеллект, направленность, самосознание, волевые качества, самооценку, коммуникабельность и другие индивидуальные особенности человека.
В отечественной психологии проблема изучения психологического портрета личности представлялась длительное время несколько обособленно от представлений, которые формировались в различных зарубежных школах.
Кратко рассмотрим наиболее популярные положения отдельных отечественных ученых-психологов, которые раскрывают проблему изучения психологического портрета личности.
С точки зрения ряда отечественных ученых психологический портрет личности составляют её психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов. В личности также выделяют такие стороны (сферы), как интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивационную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.
Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения [29, с. 122].
Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закреплённых в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определённый стиль поведения и способ решения практических задач [29, с. 123].
Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремлённостью.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности личности трудных подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях личности трудных подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить особенности личности трудных подростков, воспитывающихся в полных семьях.
2. Выявить особенности личности трудных подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
3. Установить различия в особенностях личности трудных подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Выборка исследования: 40 подростков (20 из полной семьи, 20 из неполной).
Эмпирическая база исследования: ГУО «Средняя школа №18 г. Могилёва».
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование.
2. Методы количественной и статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента для независимых выборок). Обработка производилась в специализированной программе для автоматических расчетов статистических показателей SPSS 22.0.
Психодиагностические методики:
1. 16-факторный личностный опросник (подростковый вариант).
Был разработан Р.Кеттеллом. данная методика позволяет получить достаточно широкую информацию о личности человека. Баллы по каждому из факторов суммируются и переводятся в стены по соответствующим таблицам. При интерпретации исходят обычно из 3 и 8 стенов как граничных значений. Значения от 0 до 3 стенов по какому-либо фактору показывают низкую выраженность данной личностной особенности. Значения от 4 до 7 стенов свидетельствуют о средней выраженности данной личностной особенности. А значения от 8 до 10 стенов –о сильной выраженности данной личностной особенности [44].
2. Методика диагностики форм агрессии А.Басса-А.Дарки. Цель: выявляет уровень агрессивности и враждебности. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отечественной психологии психологический портрет личности чаще всего изучают как совокупность социальных, приобретенных качеств, как систему психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, в совместной деятельности, и общении и характеризуются устойчивостью. Отдельные зарубежные ученые рассматривали психологический портрет личности как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики (З. Фрейд). В некоторых теориях зарубежных ученых психологический портрет личности предстает как динамическая организация всех психофизических систем человека, обусловливающих его поведение и мышление (Г. Олпорт). В психологическом портрете личности представлены набор черт, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей (Р. Кеттелл).
Под «трудными» подростками понимаются, во-вторых, такие подростки, нарушения поведения которых исправляются, но с трудом. В этой связи следует различать термины «трудные подростки» и «педагогически запущенные подростки». Все «трудные подростки» являются «педагогически запущенными». Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. К личностным особенностям трудных подростков относятся: эмоциональная незрелость, нервозность, низкий самоконтроль; деформированная система ценностей, неумение удовлетворять свои потребности; низкая либо завышенная самооценка; низкая устойчивость к стрессам; болезненная впечатлительность; обидчивость; повышенная конфликтность.
Сравнительный анализ психологических особенностей подростков из полных и неполных семей позволил выявить одну и ту же тенденцию, согласно которой подростки, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину развития в сравнении с их сверстниками из полных семей. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение и повышенный уровень агрессивности.
В ходе эмпирического исследования были установлены различия в особенностях личности трудных подростков из полных и неполных семей. На основании обобщения данных по отдельным методикам и сравнительного анализа были составлены психологические портреты подростков из двух типов семей. На основании данных статистической обработки удалось выявить на уровне значимости p<0,01, что у подростков из неполных семей наиболее выражены следующие личностные особенности: сдержанность, обособленность; независимость, враждебность; тревожность, неуверенность; независимость, самостоятельность, по сравнению с подростками, воспитывающимися в полных семьях.
1. Авдеева, Г. Н. Нарушения общения и школьная дезадаптация / Г. Н.Авдеева, Н. С.Жукова // Вестник Московского университета. – 2015. – №3. – С. 38-52.
2. Адушкина, И. Б. Теоретические предпосылки изучения деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений / И.Б. Адушкина // Психопедагогика. – 2015. – № 2. – С. 10 − 18.
3. Белов, В. Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков / В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. – 2012. – №2. – С. 48-56.
4. Воробьева, К. А. Влияние внутрисемейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей / К. А. Воробева // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. – 2010. – №2. – С. 30-38.
5. Голубева, Э. А. Дифференциальный подход к коммуникативным способностям / Э. А. Голубева // Способности и склонности: Комплексные исследования. – М. : Приори, 2019. – 100 с.
6. Евдошенко, О. В. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества / О. В. Евдошенко // Вестник науки и образования. – 2019. – №15. – С. 112-115.
7. Егоров, И. В. Гражданское мировосприятие молодёжи: теоретико-эмпирическое исследование. Монография / И.В. Егоров [и др.] – М. : ИИУ МГОУ, 2016. – 116 с.
8. Захарова, Т. В. Исследование развития коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте в условиях реализации ФГОС НОО / Т. В. Захарова, Т. В. Казакова, Т. А. Колесникова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 51-59.
9. Идентичность и социализация в современном мире: сб. методик / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : МПГУ, 2015. – 248 с.
10. Иоаниди, А. Ф. Методы развития коммуникативных навыков у детей младшего подросткового возраста / А.Ф. Иоаниди, Л.В. Мамедова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12. – С. 56-58.
11. Капустин, С. А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей / С. А. Капустин // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119–129.
12. Ковалева, Н. Б. Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности / Н.Б. Ковалева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – №3. – С.317-321.
13. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М. : Приори, 2016. – 288 с.
14. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – СПб. : ЭКСМО-Пресс, Речь, 2016. – 256 с.
15. Маслихина, Н. В. Роль семьи в формировании личности ребенка / Н.В. Маслихина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. – Выпуск 1. – М. : МиЭм, 2008. – 212 с.
16. Межличностное общение / Под общ.ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. – СПб. : Питер, 2015. – 512 с.
17. Матафонова, Т. Н. Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). – Краснодар : Новация, 2019. – С. 4-6.
18. Медведева, И. В. Технологии социальной работы с лицами девиантного поведения / И. В. Медведева // Вестник Тюменского областного государственного института развития регионального образования. – Тюмень, 2016. – № 2. – С. 328-330.
19. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания / В. М. Минияров. – Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2016. – 256 с.
20. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога / авт.-сост. А. Н. Свиридов. – Волгоград : Учитель, 2010. – 184 с.
21. Муханова, Е. Д. Социальная работа с девиантными подростками / Е. Д. Муханова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №3. – С. 60-66.
22. Назаров, И. Н. Психолого-педагогическое сопровождение педагогически запущенных учащихся, детей и подростков группы риска / И. Н. Назаров // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2015. – № 4. – С. 215-221.
23. Никитина Ю. Трудные подростки: создать безопасную среду // Социальная защита. – 2015. – № 12. – С. 62-66.
24. Петрановская, Л.В. Если с ребенком трудно : монография / Л.В. Петрановская. – М. : АСТ, 2019. – 142 с.
25. Пергаменщик, Л.А. Жизненный путь семьи как индивидуальная история / Л.А. Пергаменщик, В.И. Слепкова // Проблемное поле современной семьи : материалы I Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова 18–19 июня 2015 г. (г. Москва) / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. – М. : ООО «Диона», 2015. – 250 с.
26. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К.Платонов // Психологические теории и концепции личности / Под ред. П.А. Горностай, Т.А. Титаренко. – М. : Аспект-пресс, 2016. – 342 с.
27. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб. : Питер, 2012. – 480 с.
28. Работа с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации : учеб. пособие / [Т.Э. Петрова и др.] ; под ред. Т.Э. Петровой. – М. : Русайнс, 2016. – 144 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 1999. – 648 с.
30. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/
31. Современное состояние социально-педагогической подготовки родителей : сб. науч. ст. / РАО, Федер. гос. науч. учреждение «Ин-т социальной педагогики» ; [под ред. Н. Р. Азизовой]. – М. : Соврем. образование, 2015. – 111 с.
32. Собкин, В.С. Идеалы и антиидеалы учащихся основной и старшей школы / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Национальный психологический журнал. – 2017. – №3. – С. 121-135.
33. Спирина, М.Л. Психолого-педагогические технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми / М.Л. Спирина // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 3. – С. 179-180.
34. Татунец, О.И. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема и аспект социальной работы // Гуманитарный трактат. – Кемерово, 2019. – С. 12-14.
35. Турина, И.С. Деятельность классного руководителя по профилактике девиантного поведения подростков во время обучения в средней школе / И.С. Турина, А.И. Гулякевич // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – 2018. – С. 131-134.
36. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века / Т.А. Фалькович. – М.: ВАКО, 2016. – 256 с.
37. Фурманов, И.А. Влияние агрессивности на насильственные аттитюды в социальных отношениях / И.А. Фурманов. – Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида [Электронный ресурс] : материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 23–24 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: И. А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 311-314.
38. Художественно-творческие методы и технологии в социальной работе : сб. науч. ст. по итогам II Междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград : Перемена, 2018. – 187 с.
39. Хуриева М. Ю. Основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся // Вестн. ИрГТУ. – 2013. – № 1 (72). – С. 292-297.
40. Чанилова, Н. Г. К вопросу о работе с неблагополучной семьей // Науч. обозрение: гуманитар. исслед. – 2016. – № 1. – С. 83-90.
41. Шайдукова, Л.Д. Социально-педагогическая помощь детям, оставшимся без попечения родителей / Л.Д. Шайдукова, Т.Н. Самойлова, Э.И. Сафкина и др. – Бирск, 2015. – 154 с.
42. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога : аутотренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориентация подростков, работа с родителями : 5-11 классы / Т.А. Шишковец. – [2-е изд., перераб. и доп.]. – М. : ВАКО, 2017. – 335 с.
43. Эмир-Аметова, Э.Р. Психолого-педагогическое сопровождение трудновоспитуемых подростков в условиях образовательных организаций // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : сб. материалов II науч.-практ. семинара. – Симферополь, 2018. – С. 229–237.
44. Яковлева, Н. Разработка индивидуально ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков. – 2-е изд. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 122 с.
45. Якушев, И.В. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений / И.В. Якушев // Вопросы психологии. – 2015. – №6. – С. 51 − 56.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков из полных семей по 16-факторному личностному опроснику Р.Кеттелла.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты подростков по методике А. Басса-А. Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по показателю самооценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики направленности личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты