Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте»
по дисциплине: «Международное частное право»
2021
251.00 BYN
Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международное частное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 88.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Ретроспективный анализ становления договора франчайзинга
1.2 Понятие, сущность договора франчайзинга
1.3 Пути развития договора франчайзинга
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА
2.1 Порядок заключения договора франчайзинга
2.2 Особенности изменения и прекращения договора франчайзинга
2.3 Элементы договора франчайзинга: стороны, содержание, форма
ГЛАВА 3 ДОГОВОР ФАРНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБОРОТЕ
3.1 Основы международно-правового регулирования договора франчайзинга
3.2 Опыт регулирования договора франчайзинга в зарубежных странах
3.3 Проблемы правового регулирования международного франчайзинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Институт франчайзинга обладает высоким уровнем популярности в мире. Вместе с тем в нашей стране данная форма ведения бизнеса в виду ряда причин остается невостребованной. В первую очередь, это некоторая неизученность самой сущности франчайзинга.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что франчайзинг применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Совсем недавно данный договор получил распространение и в Беларуси, прежде всего благодаря иностранным компаниям. Тем не менее, масштабы использования франчайзинга в белорусской экономике находятся на довольно-таки высоком уровне развития. Франчайзинг способен решить многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и белорусской экономики в целом.
Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей – это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний – расширить и упрочить свои позиции на рынке; а для государства – приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства.
Таким образом, существует необходимость в выработке комплексного знания о франчайзинге, а также четкого нормативно-правового регулирования. Ведь до сих пор, несмотря на увеличение темпов роста франшиз в экономике, четко-сформулированный всеобъемлющий закон о франчайзинговой деятельности так и не принят.
Объект исследования – общественные правоотношения, складывающиеся в сфере заключения, изменения и прекращения договора франчайзинга.
Предметом исследования выступают положения законодательства о правовом регулировании договора франчайзинга в Республике Беларусь и международном праве, а также научная литература, статьи периодических изданий.
Целью настоящей работы является на основе комплексного анализа положений законодательства, а также научной литературы выявить понятие, сущность значение и проблемы правового регулирования договора франчайзинга.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– провести ретроспективный анализ становления договора франчайзинга;
– исследовать понятие, сущность договора франчайзинга;
– выявить пути развития договора франчайзинга;
– проанализировать порядок заключения договора франчайзинга;
– изучить особенности изменения и прекращения договора франчайзинга;
– охарактеризовать элементы договора франчайзинга: стороны, содержание, форма;
– рассмотреть основы международно-правового регулирования договора франчайзинга;
– изучить опыт регулирования договора франчайзинга в зарубежных странах;
– выявить проблемы правового регулирования международного франчайзинга.
Методы исследования: диалектический метод, а также системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Ретроспективный анализ становления договора франчайзинга
История такой современной формы отношений, как франчайзинг уходит вглубь веков. Само слово «franchise» французское, означает «привилегия, льгота, освобождение от налога. Эта привилегия в средние века выдавалась монархами. Одним из первых исторических лиц, который получил право на торговлю от королевы Изабеллы, является Христофор Колумб.
В средние века в Англии франшизой назывались особые места, преимущественно места торговли, на которых разрешалось свободным гражданам осуществлять торговую и социальную деятельность. В то же время этот термин применялся и как право сбора налога на определенных территориях. Поэтому современный франчайзинг родился именно из средневековой традиции. Эволюция экономики и государственности в течение многих веков привела к современным формам франчайзинга [1, с. 64].
Как концепция современной модели история франчайзинга начинается с 1840 года, когда германские пивовары стали предоставлять владельцам таверн франшизы, дающие право эксклюзивной продажи пива того или иного производителя. Идея «преданных» дилеров уже ближе к современной форме франчайзинга и реализована в 1850 году немецким производителем швейных машин Зингер путем продажи контрактов на дистрибуцию и обслуживание своих машин на территории США.
Следующим важным этапом являются законы, регулирующие регистрацию товарных знаков и их использование. В этом аспекте важно то, что владельцу зарегистрированного товарного знака предоставлялось монопольное право на пользование им и возможность привлечения к суду лиц, которые неправомерно используют уже зарегистрированный и опубликованный товарный знак.
Такие законы были приняты в Великобритании (1875), в Японии (1888), в Германии (1894). В США этот закон был принят в 1870 году, но его признали не соответствующим конституции, и в действие вошел закон, принятый в 1881 году. Заключительную точку в законодательствах о товарных знаках на этом временном отрезке поставило мадридское соглашение о международной регистрации знаков [1, с. 66].
На рубеже XIX-XX веков франчайзинг стали активно использовать General Motors, Rexall Drugstores, Spar, Ben Franklin и др. Преимущественные отношения между франчайзером и франчайзи строились по оптово-розничному принципу, а именно, розничные торгующие организации использовали марку торговой фирмы, но при этом сохраняли свою независимость [1, с. 66].
Первым примером франчайзинга в США можно считать законодательное предоставление прав частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Полученное от правительства исключительное право давало стимул частному бизнесу вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя в данном случае и сохранялся определенный государственный контроль за работой железных дорог и банков. При этом предоставлялись определенные привилегии тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Например, передача права на землепользование лицу, которое обеспечит снабжение армии, или передача полномочий определенному лицу на сбор налога от имени правительства.
Таким образом, частный бизнес на этом позволил относительно быстро и качественно развивать предприятия разных сфер услуг без привлечения государственных средств. Еще более интересные примеры использования франчайзинга частным бизнесом были в 50-х годах ХIХ столетия, когда в США были предоставлены исключительные права изготовителям [2, с. 231].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА
2.1 Порядок заключения договора франчайзинга
Согласно нормам статьи 910-1 ГК договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) заключается в письменной форме и подлежит регистрации в патентном органе в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» (далее – постановление № 346) [37].
Данное положение обусловлено тем, что предметом комплексного лицензионного соглашения является использование объектов исключительного права, т. е. права на эти объекты охраняются патентами или сертификатами, зарегистрированными и выданными Государственным центром интеллектуальной собственности. Такая дополнительная регистрация необходима только при использовании соответствующего исключительного права на объект, если, конечно, такое право передается по договору.
Отметим, что сложность процедуры регистрации договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Беларуси обусловлена исключительными правами на торговые наименования, товарные знаки и другие объекты, в том числе возникновением, закреплением и передачей прав в целом, несоблюдением требований законодательства о регистрации сложных бизнес лицензионных (франчайзинговых) договоров, что, безусловно, может повлечь за собой признание договора недействительным, что, безусловно, может иметь серьезные последствия для сторон [38, с.412].
Структура договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) – приложение, содержащее подробное описание объектов, включенных в систему лицензирования (например, коммерческая тайна (ноу-хау), лицензионные товарные знаки и знаки обслуживания, наименование владельца).
Сведения о регистрации договоров, в том числе номер государственной регистрации договоров, вид договора, наименование сторон договора, срок действия договора, номер лицензии или свидетельства, а также внесение в них изменений и дополнений, их расторжение
В подпункте 1.4 пункта 1 Постановления № 346 говорится, что патентный орган должен подать заявку на регистрацию:
Заявка на регистрацию договора;
Договор составляется в трех экземплярах (два в оригинале и один в заверенной заявителем копии);
Доверенность (в случае ведения бизнеса через представителя);
Документ, подтверждающий уплату патентной пошлины [37].
Таким образом, контрактный характер договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) является сложным. Его тема (франшиза) включает в себя элементы различных контрактов. К ним относятся лицензионные соглашения, соглашения о совместном предприятии, соглашения о купле-продаже (например, при покупке технической и коммерческой документации, необходимой для ведения бизнеса) и другие виды соглашений. Возможность одновременного использования охраняемых и незащищенных объектов правового регулирования и получения необходимых услуг при осуществлении предпринимательской деятельности создает преимущества для сторон полного лицензионного (концессионного) договора [11, с.147].
Для передачи права на конкретный объект интеллектуальной собственности пользователю лицо, передающее такое право, должно быть правообладателем данного объекта на территории Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 ДОГОВОР ФАРНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБОРОТЕ
3.1 Основы международно-правового регулирования договора франчайзинга
В настоящее время большое количество успешных компаний создают франчайзинговые организации в других странах, так как международный франчайзинг стал одним из основных направлений для продажи товаров и услуг во многих государствах, а его распространенность в самых разных индустриях наглядно демонстрирует высокую степень его эффективности. Система международного франчайзинга создает благоприятные условия для выхода компаний на внутренние рынки других стран и стимулирует быстрое развитие их предпринимательской деятельности [53, с.216].
Суть международного франчайзинга заключается в том, что франчайзер (правообладатель франшизы) предоставляет франчайзи (пользователю франшизы) право представлять свой бренд на международном рынке. При этом франчайзи может использовать в своей деятельности товарный знак, а так же ноу-хау и бизнес-модель в целом. Все права и обязанности сторон прописываются в соответствующем договоре – договоре международного франчайзинга.
Как уже упоминалось, в настоящее время не имеется общепринятой дефиниции договора международного франчайзинга. С точки зрения частного права, договор франчайзинга является международным, если он касается правопорядка двух или более государств, то есть в тех случаях, когда стороны договора – франчайзер и франчайзи – имеют свои основные места деятельности (коммерческие организации) на территории разных стран. Договор франчайзинга, включая международный, является своего рода коммерческим соглашением, поскольку его сторонами являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью [53, с.218].
Как уже указывалось выше, основными источниками правового регулирования договора международного франчайзинга являются национальное право страны и lex mercatoria. Национальное законодательство применяется к данному договору в силу автономии воли сторон или в силу действия закона, применимого в отсутствие соглашения о применимом праве между сторонами. Lex mercatoria – это автономный правопорядок, который добровольно формируется сторонами, участвующими в международных коммерческих отношениях, существующий независимо от национальных правовых систем. Этот набор правил используется в качестве альтернативы национальному законодательству, применимому в конкретном случае [54, с.319].
Такие влиятельные международные организации, как Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная торговая палата (МТП), неоднократно совершали попытку определить договор франчайзинга в целом и договор международного франчайзинга в частности, а также установить общие правила его правового регулирования.
Так, УНИДРУА выпустил 2-е издание Руководства по международным договорам мастер-франчайзинга [54, с.320]. Оно всесторонним образом открывает заключение данного типа договора, от переговоров и составления основного договора франчайзинга, а также других сопутствующих его заключению договоров, до момента окончания правоотношений. Главным образом они касаются позиций сторон, непосредственно вовлеченных в процесс, т.е. франчайзера и суб-франчайзера, но также охватывают позиции суб-франчайзи в тех случаях, когда это является действительно необходимо.
В 1994 г. ВОИС опубликовала Руководство по франчайзингу [55]. В пункте 4 настоящего Руководства говорится, что «с юридической точки зрения франчайзинг основывается на договорном праве и не требует какой-либо специальной нормативной или законодательной структуры для своего функционирования и развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании исследования, проведенного в данной главе, можно сделать следующие выводы.
Историческое развитие франчайзинга прошло несколько этапов:
– средние века – заключение первых франчайзинговых соглашений;
– конец XIX века – появление законов, регулирующих использование товарных знаков (наиболее значимым можно назвать Мадридское соглашение);
– 1920е гг. – формирование товарного франчайзинга или франчайзинга первого поколения;
– с 1945 г. – пик активности в заключении франчайзинговых договоров вследствие возрождения мировой экономики после Второй мировой войны;
– 1960-70 гг. – создание Международной Ассоциации Франчайзинга, Европейской Ассоциации Франчайзинга, а также множества подобных местных ассоциаций вследствие появления массовых лжефраншиз; зарождение международного франчайзинга;
– с 2000х гг. франчайзинг стал привычным мировым экономическим явлением.
На сегодняшний день одной из проблем, препятствующих успешному развитию и функционированию франчайзинга в Республике Беларусь, является проблема терминологии, а точнее — отсутствие единой русскоязычной терминологии в данной сфере.
Основным источником правового регулирования франчайзинга является ГК, в гл. 53 которого, раскрывается сущность взаимоотношений правообладателя и пользователя в связи с лицензионным комплексом.
По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (далее — договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.
Договор франчайзинга двусторонний, консенсуальный, возмездный.
Сторонами договора комплексной предпринимательской лицензии являются правообладатель и пользователь. В качестве правообладателя могут выступать субъекты исключительного права – только юридические лица. В качестве пользователя могут выступать юридические лица и физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность. Поскольку ГК не запрещает осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими юридическими лицами, то данные субъекты гражданского права могут выступать в качестве стороны договора франчайзинга.
К числу существенных условий договора франчайзинга относятся условия о предмете и размере вознаграждения.
Договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме и подлежит регистрации в патентном органе, функции которого в настоящее время выполняет государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности».
Глава 53 ГК закрепляет обязанности правообладателя (ст. 9103) и пользователя (ст. 9104), а также возможность ограничения прав сторон по договору франчайзинга (ст. 9105). При этом самих прав сторон нормами главы 53 ГК не определено. Ответственность правообладателя и пользователя друг перед другом устанавливается договором франчайзинга и наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору.
1. Бунич, Г.А. Франчайзинг: теория и практика: монография / Г.А. Бунич, Л. В. Федякина. − М.: Дашков и К⁰, 2015. − 139 с.
2. Еременко, В.И. Международный опыт в области франчайзинга / В.И. Еременко // Законодательство и экономика. – 2018. – № 5. – 620 с.
3. Зуйкова, Л.П. Франчайзинг в истории / Л.П. Зуйкова // Экономико-правовой бюллетень. – 2017. – № 4. – С. 17-26.
4. Байбардина, Т. Н. Состояние и перспективы развития франчайзинга в торговле / Т.Н. Байбардина, В.Л. Кузьменко. – М.: Потребительская кооперация, 2017. – 560 c.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З // [Электронный ресурс] Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Лосев, С. С. Договор франчайзинга в праве Республики Беларусь [Электронный ресурс] / С. С. Лосев // ЭТАЛОН-ONLINE. – Режим доступа: https://etalononline.by/document/?regnum=u01803958&q_id=0.
7. Гражданское право : в 2 т. / О. А. Дюжева [и др.] ; под ред. Е. А. Суханова. – М. : Издательство БЕК, 2014 – Т. 2. : Учебник. – 627 с.
8. Брагинский, М. И., Витрянский, В. В. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М. : «Статут», 2015. – 1055 с.
9. Жук, А. В. Договор франчайзинга : понятие, предмет и существенные условия [Электронный ресурс] / А. В. Жук // ЭТАЛОН-ONLINE. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=u01600490&q_id=1857912.
10. Богдан, Н. Н. Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) : правовое регулирование и перспективы развития. Часть 1. Зарубежный опыт [Электронный Ресурс] / Н. Н. Богдан // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Сосна, С. А., Васильева, Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия / С. А. Сосна, Е. Н. Васильева. – М. : ИКЦ «Академкнига», 2015. – 375 с.
12. Халецкая, Т. М. Франчайзинг в системе обязательственного права / Т. М. Халецкая // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2016. – № 6. – С. 81–87.
13. Климова, С. В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте : дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 / С. В. Климова. – М., 2017. – 189 л.
14. Байбардина, Т. Н. Состояние и перспективы развития франчайзинга в торговле / Т. Н. Байбардина, В. Л. Кузьменко. – М.: Потребительская кооперация, 2015. – 560 с.
15. Тынель, А. Курс международного торгового права : учеб. для студентов вузов по курсу «Междунар. торговое право» / А. Тынель, Я. Функ, В. Хвалей. – Минск : Амалфея, 2009. – 703 с.
16. Харькова, А. Д. Правовые проблемы института франчайзинга в гражданском праве Российской Федерации / А. Д. Харькова // Persona. Justitia. – Саратов : Амирит, 2017. – С. 277−279.
17. Сокол, С. Ф. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь / С. Ф. Сокол, Ю. С. Миловзорова. − Минск : БИПС Плюс, 2016. – 128 с.
18. Мендельсон, М. Руководство по франчайзингу / М. Мендельсон. – М. : Сибли Интернэшл, Инк, 1995. – 121 с.
19. Цират, А. В. Франчайзинг и франчайзинговый договор / А. В. Цират. – Киев : Истина, 2002. – 246 с.
20. Филина, Ф. Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности / Ф. Филина. – М. : ГроссМедиа, 2008. – 66 с.
21. Алейников, Д. В. Договор франчайзинга / Д. В. Алейников. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2018 – 58 с.
22. Райников, А. С. Договор коммерческой концессии как институт обязательственного права и как правоотношение: дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 / А. С. Райников. – М., 2009. – 112 л.
23. Сланова, А. В. Договор коммерческой концессии в гражданском праве : дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / А. В. Сланова. – Краснодар, 2016. – 185 л.
24. Франчайзинг от А до Я / А. Меркулов, В. Фокин [и др.]. – М. : Феникс, 2014. – 70 с.
25. Судариков, С. А. Интеллектуальная собственность / С. А. Судариков. – М. : Изд-во деловой и учеб. литры, 2007. – С. 7.
26. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11 1994 года № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/023ea88341a6e5c32272078b73c431867e80390c/.
27. Храпуцкий, А. Франчайзинг : мировой и белорусский опыт / А. Храпуцкий // Финансовый директор. – 2016. − № 4. – С. 66-81.
28. Функ, Я. И. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел IV. Отдельные виды обязательств. Глава 53. Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) (статьи 910–911) / Я. И. Функ [Электронный Ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. Жибуль, О. В. Договор комплексной предпринимательской лицензии – франчайзинга / О. В. Жибуль // Наука и инновации. – 2018. − № 2. – С. 47-56.
30. Кривонос, А. А. Франчайзинг : от простого к сложному / А. А. Кривонос, Е. А. Кривонос. – Киев : Ассоциация франчайзинга, 2016. – 71 с.
31. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции : Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
32. Белов, В. А. Гражданское право : Общая часть : учебник / В. А. Белов. – М. : Центр ЮрИнфоР, 2014. – 960 с.
33. Иванова, Е. Ю. Международно-правовое регулирование франчайзинговых отношений : проблемы и перспективы / Е. Ю. Иванова, Е. А. Романовский // Экономический журнал ВШЭ. – 2013. − № 4. – С. 153−158.
34. Konigsberg A. International franchising. Commonly Used Terms. – London : International Bar Association, 1989. – Vol. 1. – 30 p.
35. Шкутько, О. Н. Международный франчайзинг : современные тенденции и мировой опыт / О. Н. Шкутько // Экономический вестник университета. – 2015. − № 26. – С. 102-108.
36. Блажнов, Е. А. Порядок франчайзинговой деятельности / А. Е. Блажнов. – М. : ФИЛИН, 2017. – 345 с.
37. О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) [Электронный Ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
38. Рыженков, А. Я. Гражданское право. Особенная часть. Обязательственное право. Учебник для бакалавров / А. Я. Рыженков. – М. : Элиста, 2015. – 650 с.
39. Исмагилова, Ю.Ш. Развитие интегрированной компании по франчайзинговой модели / Ю.Ш. Исмагилова, Л.В. Ситникова // Вестн. экон. интеграции. − 2016. − №7(64). − С. 38−43.
40. Братусь, С. Н. Предмет и элементы франчайзинга / С. Н. Братусь. – М.: Государственное издательство юридической литературы, 2016. – 197 с.
41. О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров : постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
42. Каменков, В. С. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором судебной практики / Д. П. Александров, В. С. Каменков. – Минск : Дикта, 2018. – 1175 с.
43. Еременко, В.И. О части четвертой Гражданского кодекса Республики Беларусь / В.И. Еременко // Законодательство и экономика. – 2018. – № 4. – С. 65-78.
44. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
45. Договорное право : в 4 т. / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М. : Статут, 2016. – Книга третья : Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – 1287 с.
46. Гражданское право: учебник : в 3 т. / Т. В. Авдеева [и др.] ; под ред. В. Ф. Чигира. – Минск : Амалфея, 2016. – Т. 2. – 960 с.
47. Гражданское право. Особенная часть : учебное пособие / Т. М. Халецкая. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2020. – 416 с.
48. Корзун, В. Б. Франчайзинг : сущность, проблемы, правовое регулирование \ В. Б. Корзун \\ Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2014. − № 4. – С. 3.
49. О коммерческой тайне : Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
49. Гражданское право : в 3 т. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого [и др.]. – М. : Проспект, 2017. – Часть 2 : Учебник. – 778 с.
50. Сокол С.Ф. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь. Минск: БИП-С Плюс, 2016. – 632 c.
51. Функ, Я. И. Франчайзинг в Беларуси : в ГК внесены изменения / Я. И. Функ // БНПИ. Юридический мир. – 2016. – № 19. – С. 9-22.
52. Об утверждении Инструкции о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) [Электронный ресурс] : постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, 15 апреля 2009 г., № 6 // ЭТАЛОН-ONLINE. – Минск, 2021.
53. Белов, В. А. Международное торговое право и право ВТО: учебник. ― Т. 1. Понятие и источники. Обычаи. Международные договоры / В.А. Белов. – М.: Юрайт, 2014. - 348 с.
54. Вилкова, Н.Г. Договорное право в международном обороте / Н.Г. Вилкова. – М.: Статут, 2016. - 511 с.
55. Руководство по франчайзингу. Женева: ВОИС, 1995. - 82 с.
56. Руководство УНИДРУА 1998 г. о договорах международного мастер-франчайзинга (второе издание) // Официальный сайт Международного института унификации частного права. – Режим доступа: http://www.unidroit.org/guide-to-international-master-franchise-second-edition.
57. Стригунова, Д.П. «Договор международного франчайзинга» / Д.П. Стригунова // Современное право. – 2014. № 12. – С. 135 – 141.
58. Типовой контракт международного франчайзинга МТП. Публикация № 557. Серия: "Издания Международной торговой палаты". На рус. и англ. яз. М., 2012.
59. Ахметзянов, Ф. З. История франчайзинга / Ф.З. Ахметзянов // Горизонты экономики. − 2015.− №4(9). − С. 41−43.
60. Антонова, Г.М. Мировой франчайзинг / Г.М. Антонова // Вестн. Моск. финансово-юридического ун-та. –2015. – №1. – С. 16–19.
61. Алексеев, А.Н. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга / А.Н. Алексеев, И.В. Сыроватко // В мире научных открытий. − 2014. – №10.2(34). – С. 22–33.
62. Баль, Н.В. Франчайзинг: мировой опыт / Н.В. Баль, С.С. Панов // Молодой ученый. − 2013. − №9. − С. 146−149.
63. Зимина, Л. Ю. Организация бизнеса на основе франчайзинга: учебное пособие / Л.Ю. Зимина. – Ульяновск, 2019. – 345 с.
64. Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга – Режим доступа: https://www.franchise.org/.
65. Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга – Режим доступа: https://www.rusfranch.ru/.
66. Стэнворт Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / пер. с англ. Л. Н. Павловой. – М., 2016. – 332 с.
67. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 2016. – 457 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 88.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты