Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности»
по дисциплине: «Психология семьи»
2021
251.00 BYN
Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология семьи
Организация: Ясли-сад №1, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала, М. Кучера).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Многофакторный личностный опросник 16PF» Р. Кеттелла.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты корреляционного анализа (критерий rs-Спирмена).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
1.1 Подходы к определению синдрома эмоционального выгорания в психологии
1.2 Факторы синдрома эмоционального выгорания
1.3 Социально-психологические особенности личности как фактор эмоционального выгорания
1.4 Особенности эмоционального выгорания педагогов детского сада
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов детского сада
2.3 Результаты исследования социально-психологических характеристик личности педагогов детского сада
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности педагогов детского сада
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается рост числа людей, подверженных негативному влиянию профессиональной деятельности, которая занимает важное место в жизни человека. Многие специалисты, особенно представители коммуникативных профессий, испытывают негативно окрашенное психологическое состояние, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания, которые отрицательно сказывается на личности специалиста, успешности его профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности многими учеными рассматривается в контексте личной деформации профессионала под влиянием длительного стресса, профессионального стажа, усиления определённых личностных свойств. Современные ученые согласны в том, что профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания. Согласно К.А Дубиницкой, «значительную роль социально-психологических факторов формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности, у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений» [16, с. 2].
Особый интерес представляет изучение взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности у педагогов детского сада. Профессия педагога дошкольного образовательного учреждения относится к профессии типа «человек – человек». Эта профессия характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности.
Важность изучения синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности педагогов сада состоит в том, что от их психологического здоровья во многом зависит психологическое здоровье детей. Для профессиональной деятельности педагога характерны огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Психическое состояние педагога и особенности его поведения не могут не отражаться на характере общения с воспитанниками, развитии их личности.
Высокие требования социума к современному педагогу также влияют на его эмоциональное состояние и профессиональное поведение. Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Современный педагог должен быть готов к гибкому поведению, эмоциональной устойчивости, к сдерживанию негативных эмоций.
На возникновение синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние различные факторы, как объективные, так и субъективные. На роль личности специалиста в возникновении синдрома эмоционального выгорания указывали немногие ученые (М.В. Агапова, М.А. Гордеева, О.Ю. Дрожалкина, О.О. Монгуш, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова и др.).
Синдром эмоционального выгорания изучали многие зарубежные (Э. Пайнс и Э. Аронсон, К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман и Е.А. Хартман, К. Чернисс и др.), российские (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и др.) и белорусские ученые (Т.А. Исакова, Т.В. Кецко, А.В. Ракицкая, Ж.В. Рзаева, Е.А.Трухан, М.М. Скугаревская и др.).
Однако, проблема изучения взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в современной психологии остается недостаточно изученной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
1.1 Подходы к определению синдрома эмоционального выгорания в психологии
Эмоциональное выгорание является одной из важных проблем в психологической науке на протяжении десятилетий. Начиная с 70-х гг. XX в. велись дискуссии о трактовке понятия «эмоционального выгорания», его генезиса, закономерностей развития симптомов, влияния данного феномена на эффективность профессиональной деятельности [22, с. 181].
Х.Дж. Фрейденберг определил синдром эмоционального выгорания как «постепенный процесс утраты человеком эмоциональной, когнитивной и физической энергии, сопровождающийся симптомами эмоционального и умственного истощения, частого физического утомления, личной отстраненности и отсутствия удовлетворения выполненной работой» [цит. по: 46, с. 11]. По мнению Х.Дж. Фрейденберга, «синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, которые начиная свою трудовую деятельность, предъявляют к себе неоправданно высокие требования или же ожидают от выполнения ими той или иной работы чрезмерно высокого результата, что в дальнейшем может привести к психоэмоциональному расстройству, апатии, разочарованию в выбранной профессии» [46, с .11].
В зарубежной психологии существуют результирующие, процессуальные, стадиальные объяснительные модели эмоционального выгорания специалиста. Отечественные теории эмоционального выгорания трактуют понятие согласно позиций структурного и системных подходов, что не идет в разрез с зарубежными представлениями о феномене «эмоционального выгорания». На современном этапе изучения синдрома эмоционального выгорания большинство авторов рассматривает его или в качестве долговременной реакции на стресс, или как долговременную стрессовую реакцию, или синдрома, возникающего вследствие продолжительного профессионального стресса. Другие исследователи определяют феномен с другой позиции: как психологический механизм защиты на избранные психотравмирующие воздействия [14, с. 246].
В рамках одномерной модели эмоционального выгорания Э. Пайнс и Э. Аронсон рассматривают эмоциональное выгорание как «состояние эмоционального, когнитивного и физического истощения, инициированного продолжительным пребыванием в эмоционально перегруженных обстоятельствах. В качестве основной причины здесь выступает эмоциональное истощение, а остальные аспекты проявления дисгармонии поведения и переживаний являются лишь его последствием» [цит. по: 45, с. 430]. Авторы установили, что «выгоранию» подвержены профессии не только социальной направленности. А. Пайнс пришла к тому, что, «если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. При этом выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний» [цит. по: 45, с. 431].
В контексте двухфакторного подхода Д. Дарендорк и В. Шафелли определяют синдром эмоционального выгорания как совокупность аффективного фактора (эмоционального истощения, связанного с плохим физическим самочувствием, нервным напряжением) и установочного фактора (деперсонализации, что предполагает изменение установки и ли отношения к себе и субъектам профессиональной деятельности) [20, с. 296].
Общепризнанной является трехкомпонентная модель синдрома эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексона Авторы под ним понимают «ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных контактов на протяжении длительного периода. Данный феномен состоит из трех компонентов:
– «эмоционального истощения, проявлением которого является ощущение эмоциональной пустоты и психологической усталости, потеря интереса к жизни, депрессивные тенденции;
– деперсонализации, то есть в деформации отношений с лицами в профессиональной деятельности, возникновении установок, эмоций негативного или безразличного характера по отношению к клиентам;
– редукции персональных достижений, что предполагает негативную самооценку и собственных профессиональных достижений, отрицательное отношение к своим функциям, стремление их сократить, снятие с себя ответственности за свое поведение» [13, с. 21].
По мнению К. Маслач, основными факторами, способствующими возникновению данного синдрома, выступают: «индивидуальный предел «эмоционального Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию; внутренний психологический опыт, состоящий из чувств, установок, ожиданий, мотивов; негативный индивидуальный опыт, состоящий из проблем, дистресса, дискомфорта, негативных последствий» [13, с. 22].
В контексте социально-компетентности модели выгорания Д. Харрисон синдром выгорания рассматривает в тесной связи с восприятием личностью собственной социальной компетентности и продуктивности в межличностном взаимодействии с клиентом. В основе данной модели лежит мотивация специалиста на оказание помощи другим. Согласно психологу, «если профессионал теряет ощущение собственной способности быть полезным для других, появляется эмоциональное выгорание.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности педагогов детского сада нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности педагогов детского сада с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №1 г. Минска». В исследовании приняли участие 60 педагогов в возрасте 25-40 лет со стажем работы 3-15 лет.
В основе исследования лежало предположение о том, что существует взаимосвязь эмоционального выгорания и социально-характеристик характеристик личности педагогов детского сада.
1. Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко [10].
Цель: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания.
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Опросник содержит 84 вопроса, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». В соответствии с ключом обработка полученных показателей осуществляется следующим образом: подсчитывается сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания; сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования эмоционального выгорания.
2. Методика определения направленности личности Басса [36].
Цель: диагностика направленности личности.
Шкалы методики:
Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, склонность к соперничеству.
Направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность.
Направленность на дело – заинтересованность в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше.
Опросник включает 30 утверждений. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов, который наиболее всего соответствует каждому утверждению. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
3. Методика «Многофакторный личностный опросник» 16F Р.Кеттелла [38].
Цель: выявление индивидуально-личностных особенностей личности. С помощью методики можно выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства личности, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
Опросник диагностирует черты личности, которые автор методики называет конституционными факторами. Результаты применения методики позволяют оценить развитость личностных качеств, составляющих 16 факторов:
А (общительность – замкнутость);
В (высокий – низкий интеллект);
С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость);
Е (настойчивость – зависимость);
F (беспечность – озабоченность);
G (добросовестность – недобросовестность);
Н (смелость – робость);
I (мягкость – жестокость);
L (подозрительный – доверчивый);
М (мечтательность – практичность);
N (прямолинейность – дипломатичность);
О (тревожность – самоуверенность);
Q1 (консерватизм – радикализм);
Q2 (самостоятельность – зависимость);
Q3 (высокий самоконтроль – низкий самоконтроль);
Q4 (напряжённость – расслабленность).
Испытуемым предлагает опросник (форма А), который содержит 187 вопросов с тремя вариантами ответов для выбора наиболее подходящего. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Полученные в ходе обработки данных баллы затем переводятся в стены – условные баллы 10-балльной шкалы.
Критерии оценки:
1-4 стена – низкий уровень;
5-6 стенов – средний уровень;
7-10 стенов – высокий уровень (Приложение В).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что синдром эмоционального выгорания представляет собой профессиональный феномен, состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы. Эмоциональное выгорание тесно связано с психологическими особенности личности, с восприятием личностью собственной социальной компетентности и продуктивности в межличностном взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности и возникает на фоне длительного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания в своем развитии проходит три фазы: напряжение, резистенция и истощение.
Важнейшим фактором синдрома эмоционального выгорания являются социально-психологические особенности личности. Основными социально-психологическими характеристиками, способствующими возникновению эмоционального выгорания, являются: конформность и подозрительность в отношениях, склонность к самообвинению, коммуникативная толерантность, трудовая мотивация, неудовлетворительные условия труда, морально-психологический климат коллектива, система морального стимулирования, недостаточная социальная поддержка.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что у педагогов детского сада сложился симптом «Эмоциональный дефицит». У педагогов также складываются симптомы Неудовлетворенность собой», «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоционально-нравственная дезориентация», «Расширение сферы экономии эмоций». У педагогов детского сада в структуре синдрома эмоционального выгорания выражена фаза истощения, что свидетельствует о выраженным падении общего энергетического тонуса и ослаблении нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности педагогов детского сада. Большая часть педагогов детского сада характеризуется направленностью на дело, что свидетельствует об их заинтересованности в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела свое мнение, которое полезно для достижения общей цели. Педагоги детского сада обладают умеренно выраженной настойчивостью и склонностью занимать независимую позицию, умеренной общительностью, умеренной подозрительностью, смелостью в социальных контактах, умеренной прямолинейностью. Они характеризуются хорошими умственными способностями, напряженным внутренним миром, погруженностью в себя, ригидностью мышления. Педагоги характеризуются умеренной эмоциональной устойчивостью, склонностью к тревожному настроению, недооценке своих возможностей, раздражительностью. Они обладают средним самоконтролем и высокой добросовестностью. Преобладающими стилями межличностных отношений педагогов детского сада являются: альтруистический и дружелюбный, авторитарный.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у педагогов детского сада сложился симптом «Эмоциональный дефицит». У педагогов также складываются симптомы Неудовлетворенность собой», «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоционально-нравственная дезориентация», «Расширение сферы экономии эмоций». У педагогов детского сада в структуре синдрома эмоционального выгорания выражена фаза истощения, что свидетельствует о выраженным падении общего энергетического тонуса и ослаблении нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности педагогов детского сада. Установлено, что большая часть педагогов детского сада характеризуется направленностью на дело, что свидетельствует об их заинтересованности в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела свое мнение, которое полезно для достижения общей цели.
В результате корреляционного анализа установлено, что педагоги, испытывающие неудовлетворенность собой, характеризуются направленностью на себя. Педагоги, проявляющие эмоциональный дефицит, характеризуются направленностью на общение. Педагоги, испытывавшие эмоционально-нравственную дезориентацию, не характеризуются направленностью на общение. Педагоги, проявлявшие неадекватное эмоциональное реагирование, характеризуются направленностью на дело. Педагоги, проявляющие редукцию профессиональных обязанностей, не обладают направленностью на дело.
Педагоги, испытывающие состояние интеллектуально-эмоционального затора, обладают высокой тревожностью. Педагоги, испытывающие тревогу и депрессию, отличаются высокой озабоченностью. Педагоги, проявляющие недостаточное эмоциональное отношение к субъектам своей деятельности, характеризуются высокой добросовестностью. Педагоги, которые начинают экономить эмоции вследствие желания общаться с другими людьми вне работы, обладают низкой общительностью. Педагоги, которые предпринимают попытки облегчить или сократить обязанности, обладают низкой эмоциональной устойчивостью. Педагоги, склонные к возникновению психосоматических нарушений, обладают высокой напряженностью.
1. Агапова, М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности : автореф. дис. канд. психол. наук / М. В. Агапова. – Ярославль, 2004. – 22 с.
2. Александрова, Н. В. Факторы эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации / Н. В. Александрова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. – № 2. – С. 11-13.
3. Аринушкина, Н. С. Особенности эмоционального выгорания работников дошкольных образовательных учреждений / Н. С. Аринушкина // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2017. – №1. – С. 70-73.
4. Бабич, О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов : автореф. дис. канд. психол. наук / О. И. Бабич. – Хабаровск, 2015. – 26 с.
5. Балыкина, О. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования / О. С. Балыкина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2013. – № 11 (105). – С. 17–23.
6. Бекеева, С. Б. Особенности профессионально-педагогической деятельности / С. Б. Бекеева // Наука молодых – будущее России. – Курск, 2019. – С. 48-51.
7. Березенцева, Е. А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания / Е. А. Березенцева // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 162–170.
8. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л. : Наука, 1988. – 225 с.
9. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В. А. Бодров. – М. : Пер се, 2006. – 280 с.
10. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко – СПб. : Питер, 2004. – 235 с.
11. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96-104.
12. Буянкина, М. А. Проблема психического выгорания личности и организационная культура / М. А. Буянкина // Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 47-51.
13. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 433 с.
14. Гордеева, М. А. Взаимосвязь индивидуальных, социально-психологических характеристик личности и особенностей эмоционального выгорания у государственных служащих / М. А. Гордеева, В. В. Константинов // Вестник университета. – 2014. – № 9. – С. 245-251.
15. Дрожалкина, О. Ю. Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности выгорающих работников дошкольных образовательных учреждений / О. Ю. Дрожалкина, И. В. Малышев // Известия Саратовского университета. – 2012. – Вып. 3. – С. 28-31.
16. Дубиницкая, К. А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений : автореф. дис. канд. психол. наук / К. А. Дубиницкая. – Москва, 2011. – 27 с.
17. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – Том 6, № 1. –С. 27–39.
18. Исакова, Т. А. Синдром профессионального выгорания во взаимосвязи с коммуникативной толерантностью у педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Исакова // Актуальные проблемы социальной психологии: сб. науч. Трудов. – Минск 2014. – С. 21-24.
19. Кецко, Т. В. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов / Т. В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология: сборник научных трудов. – Мн. : БГПУ, 2005. – С. 198-206.
20. Кецко, Т. В. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т. В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология : сборник научных трудов. – Мн. : БГПУ, 2007. – С. 294-303.
21. Ким, Е. С. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации личности специалистов с медицинским образованием / Е. С. Ким, В. В. Унжаков // Здравоохранение Дальнего Востока. – 2018. – № 1. – С. 80-85.
22. Князев, В. Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической наук / В. Н. Князев // Вестник университета. – 2017. – № 5. – С. 181-189.
23. Кобялковская, Е. А. Психологические особенности профессионального развития личности педагогов ДОУ в связи с выраженностью потребности в самореализации : автореф. дис. канд. псих. наук / Е. А. Кобялковская. – Пермь, 2006. – 21 с.
24. Кожевникова, О. А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции / О. А. Кожевникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 7 (19). – С. 273–276.
25. Колесов, В. И. Факторы эмоционального выгорания педагогов в начале 21 века / В. И Колесов // Современное научное знание : теория, методологи, практика. – Смоленск, 2019. – С. 16-18.
26. Костин, Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е. Ю. Костин // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 2. – С. 40-44.
27. Кузнецова, Л. Э. Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога / Л. Э. Кузнецова // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). - С. 184-187.
28. Куликов, Л. В. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / под ред. А. О. Прохорова. – Казань : Изд-во КГТУ, 2001. – С. 59-64.
29. Лапина, И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И. А. Лапина // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – С. 331-334.
30. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. – 2000. – № 3. – С. 4–21.
31. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
32. Майстренко, В. И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей / В. И. Майстренко // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 1. – С. 21-29.
33. Малышев, И. В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации : автореф. дис. канд. психол. наук / И. В. Малышев. – Москва, 2009. – 26 с.
34. Медведева, Е. В. Факторы эмоционального выгорания у педагогов / Е. В. Медведева // Приоритетные направления развития науки. – Иркутск, 2017. – С. 14-17.
35. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psycabi.net/testy/634-diagnostika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-test-dmo-metodika-t-liri.
36. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала и М. Кучера) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kuchera.
37. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. – М. : Смысл, 20002. – 452 с.
38. Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла 16PF // Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла : руководство / А. Н. Капустина. – СПб., 2001. – С. 96-97.
39. Монгуш, О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / О. О. Монгуш // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. – Самара, 2015. – С. 47-51.
40. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 34-42.
41. Орел, В. Е. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности / В. Е. Орел // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2005. – № 2. – С. 55-61.
42. Орел, Е. В. Синдром психического выгорания личности / Е. В. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
43. Плотникова, А. Н. «Факторы, способствующие развитию синдрома «Эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы / А. Н. Плотникова //Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. – № 2. – С. 44-46.
44. Ракицкая, А. В. Влияние эмоционального интеллекта педагога на синдром его эмоционального выгорания / А. В. Ракицкая // Психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности и общения : материалы I международной научно-практической конференции (Гродно, 17 апреля 2009 г.). – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 323-329.
45. Ракицкая, А.В. Синдром эмоционального выгорания как предмет социально-психологических исследований / А.В. Ракицкая // Современные компьютерные технологии в условиях информатизации образования: сб. науч. ст. – Минск, 2011. – С. 430-435.
46. Савенкова, Е. С. Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования / Е. С. Савенкова // Вестник науки и образования. – 2019. – Ч. 2. – С. 11-14.
47. Сайбулаева, Д. Г. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов / Д. Г. Сайбулаева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2. – С. 368-371.
48. Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014. – № 5 (64). - С. 459-461.
49. Самоукина, Н. В. Карьера без стресса / Н. В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2004. – 421 с.
50. Сидоров, П. А. Синдром эмоционального выгорания / П.А. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – №7. – С 16-21.
51. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – № 7. – С. 3-9.
52. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
53. Сытникова, Ю. Б. Синдром эмоционального выгорания в контексте профессиональной деятельности педагогов ДОУ / Ю. Б. Сытникова // Инноватика в современном мире. – Уфа, 2020. – С. 228-233.
54. Сюртукова, Е. Ю. Особенности детерминации психического выгорания в педагогических профессиях / Е. Ю. Сюртукова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2013. – Т. 19, № 4. – С. 56-59.
55. Ткач, Е. Н. Социально-психологические факторы эмоционального выгорания сотрудников детских домов / Е. Н. Ткач, Р. С. Ткач // Акмеология. – 2016. – № 2. –С. 64-69.
56. Трухан, Е. А. Синдром эмоционального выгорания в педагогической деятельности / Е. А. Трухан, И. А. Фурманов // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 5. – С. 29–36.
57. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала, М. Кучера).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Многофакторный личностный опросник 16PF» Р. Кеттелла.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты корреляционного анализа (критерий rs-Спирмена).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты