Культовая архитектура Гомельщины в 19-начале 20 века
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Культовая архитектура Гомельщины в 19-начале 20 века»
по дисциплине: «История Беларуси»
2021
251.00 BYN
Культовая архитектура Гомельщины в 19-начале 20 века
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История Беларуси
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Петропавловский собор в Гомеле. Современный вид.
Приложение Б Поколюбичская церковь. Современный вид.
Приложение В Католическая часовня Святого Казимира в Жлобине. Современный вид.
Приложение Г Свято-Троицкий костел в Речице. Современный вид.
Приложение Д Изображение Большой синагоги в Гомеле. Вторая половина XIX века.
Приложение Е Синагога «Рош-Пина» в Гомеле. Современный вид.
Приложение Ж Церковь Николая Чудотворца в Волотове.
Приложение И Церковь Всех Святых в Пиревичах.
Приложение К Гомель. Католический костел.
Приложение Л Храм святой великомученицы Е, д. Гадичево.
Приложение М Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Довске.
Приложение Н Гомельская Троицкая церковь.
Приложение П Свято-Покровская церковь в Стрешине.
Приложение Р Руины Свято-Николаевской церкви в Корме.
Приложение С Собор в Юровичах.
Приложение Т План строительства молитвенного дома в Рогачеве.
Поделиться
Введение
1. Историография и источники
2. Архитектура культовых сооружений Гомельщины в первой половине XIX века
2.1 Культовая архитектура РПЦ на Гомельщине в первой половине XIX века
2.2.Римско-католическая культовая архитектура на Гомельщине в первой половине XIX века
2.3 Иудейская культовая архитектура на Гомельщине в первой половине XIX века
3. Архитектура культовых сооружений Гомельщины во второй половине XIX века – начале XX вв
3.1 Культовая архитектура РПЦ на Гомельщине во второй половине XIX века – начале XX вв
3.2 Римско-католическая культовая архитектура на Гомельщине во второй половине XIX века – начале XX вв
3.3 Иудейская культовая архитектура во второй половине XIX века – начале XX вв
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Изучение архитектуры Гомельской области, определение региональных его черт на современном этапе приобретает значительный интерес. Актуальность разработки этих проблем связана с общественно-историческими событиями последних десятилетий XX и начала XXI вв., с социокультурным развитием отдельных белорусских регионов. Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес со стороны индивидов, социальных групп, этносов к самоидентификации, которая в свою очередь невозможна без обращения к своему культурному наследию, тем более это актуально в контексте Года малой родины.
На волне возрождения религиозных ценностей возрос интерес к изучению культового зодчества. Повышенный интерес к архитектурному наследию объясняется тем, что оно является одним из объективных носителей исторической памяти народа, создающим и сохраняющим среду его обитания, соединяющим в единое целое природную и рукотворную среду. Именно этим обусловлены выбор темы и актуальность данного исследования.
Огромную роль в исследовании отыграли логические (анализ, синтез) и специальные исторические (историко-генетические и структурный) методы.
Важным аспектом исследования является новизна, которая характеризуется систематизацией информации о истории церковной архитектуры Гомельщины в XIX – начале XX вв.
Анализ и синтез — две универсальные, противоположно направленные операции познавательного мышления:
Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Историко генетический метод один из основных методов исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений. Последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта. Отличительными чертами метода являются конкретность (фактографичность), описательность, субъективизм.
Структурно–функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Кроме того, в исторических исследованиях используются и общенаучные методы познания: анализ, синтез, экстраполяция, а также математические, статистические, ретроспективные, системно-структурные
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность, объект, предмет, цель, задачи, новизна и методы исследования), четырех глав (рассмотрены специализированная литература и исторические источники, определены православные храмы на Гомельщине в XIX – начале XX вв., выявлены римско-католические костелы на Гомельщине в XIX – начале XX вв., выделены иудейские синагоги на Гомельщине в XIX – начале XX вв.), заключения (подведены итоги исследования), списка использованных источников и приложений.
Цель исследования: охарактеризовать культовую архитектуру Гомельщины в XIX – начале XX вв.
Объект исследования: история архитектуры на белорусских землях в годы Российской империи, а предмет – культовая архитектура Гомельщины в XIX – начале XX вв.
1 Историография и источники
В современной исторической науке церковная архитектура Гомельщины в XIX начале XX вв. недостаточно глубоко, несмотря на обилие публикаций в списке источников и литературе.
Подробная характеристика церковной архитектуры Гомельщины в XIX начале XX вв. приводится в обобщающих трудах историков.
Так, с 1984 по 1988 годы выходит из-под печати сборник «Збор помнікаў гісторыі і культуры». Один из семи томов данного издания посвящен памятникам истории и культуры Гомельской области. Данный сборник включает статьи о недвижимых памятниках (истории, археологии, архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства), которые уцелели со времен древности до середины XIX в., наиболее характерные для второй половины XIX – начала XX в. [1].
С 1985 года началось издание многотомного серийного издания энциклопедического характера историко-документальных хроник районов и городов Беларуси «Память». 29 книг посвящено районам Гомельской области [2-3].
Роль графа Н.П. Румянцева в истории гомельского региона, в том числе в качестве мецената в области церковного строительства затрагивается в статье Э.А. Макушниковой, опубликованной по итогам выступления на международной научно-практической конференции в Гомеле 12-13 мая 2004 года [4].
С 2004 года Национальной академией наук Беларуси, Институтом искусствознания, этнографии и фольклора началась публикация многотомной энциклопедии «Гарады і вёскі Беларусі». В справочнике на основании новейших архивных и других источников отражены история и современное экономическое и культурное состояние всех населённых пунктов каждого района, в том числе тех, которые перестали существовать. Первые две книги посвящены Гомельской области [5].
С 1996 года началось издание специализированной энциклопедии, издаваемой церковно-научным центром «Православная энциклопедия». На август 2019 года выпущено 54 тома. Один из томов посвящен Жлобинской и Гомельской епархиям [6].
Даты, включенные в календарь «Старонкі гісторыі Гомельшчыны», отражают события и даты истории, общественной, экономической и культурной жизни региона, юбилейные даты выдающихся людей, жизнь и деятельность которых связана с краем [7].
В советской исторической науке исследование церковной архитектуры являлось белым пятном из-за атеистической политики государства. Несмотря на это, было опубликовано ряд исследований посвященных данной тематике. В первую очередь, это касается научных трудов в области архитектуры В.А. Чантурии.
В книге «История архитектуры Белоруссии» рассматриваются развитие белорусского зодчества и градостроительства в дооктябрьский период, памятники архитектуры, оценивается вклад белорусского народа в общую сокровищницу культуры нашей страны [8].
В монографии «Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии» автор знакомит с выдающимися памятниками зодчества и градостроительными комплексами Беларуси. Даны схемы исторических частей городов, фасады и планы многих исторических сооружений [9].
Дальнейшее исследование церковной архитектуры в указанный период связано с постсоветской исторической наукой, в первую очередь белорусской. Среди белорусских исследователей выделяются В.Ф. Морозов, В. Телеш, А.Н. Кулагин, О.А. Макушников, А.И. Локотко, М.В. Акулич.
Книга В.Ф. Морозова «Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура» знакомит читателей с историей и архитектурой белорусского города Гомеля эпохи классицизма, с деятельностью его владельцев –выдающихся представителей российского дворянства - графа П. А. Румянцева, графа Н. П. Румянцева и князя И. Ф. Паскевича, воплотивших в Гомеле мечты европейских просветителей о создании идеальных условий для жизни людей, и построивших здесь усадьбу, ставшую по высказываниям современников одной из самых богатых и благоустроенных в Российской империи [10].
В книге В. Телеша собраны и каталогизированы несколько сотен старых открыток с изображениями городов Беларуси. Книга также рассказывает интересные факты, связанные со зданиями на открытках, и существуют ли эти здания сейчас. Создание книги «Города Беларуси на старых открытках» - логическое продолжение его книги «Минск на старых открытках», изданной в 1984 году [11].
Энциклопедический справочник А.Н. Кулагина «Праваслаўныя храмы Беларусі» посвящен церковному зодчеству со времен древности до наших дней. В нем содержится информация о известные памятники - церкви, монастыри, часовни, вошедшие в сокровищницу мировой архитектуры, малоизвестные памятники и те, которые не дошли до нас по разным причинам [12].
2 Архитектура культовых сооружений Гомельщины в первой половине XIX века
2.1 Культовая архитектура РПЦ на Гомельщине в первой половине XIX века
С конца XVIII в. в культовом зодчестве Беларуси начинается развитие архитектуры классицизма. В стилистике строгого классицизма было возведено большинство жилых зданий в городе. Им присуще создание кубовидных форм основных объемов построек, тактичное использование колоннад дорического ордера, рустовка стен первых этажей, в чем проявилось влияние творческого наследия А. Палладио. Иногда же, в соответствии с идеями Просвещения об использовании в классицистических постройках облика известных произведений архитектуры прошлого, эти здания повторяли жилые дома, построенные известными архитекторами в европейских странах. В архитектуре Гомеля соединились влияния идей Просвещения и романтизма. Влияние идей Просвещения проявилось в использовании строгой стилистики классицизма с ее ориентацией на греко-римскую античность, в стремлении к назидательности и дидактичности архитектуры зданий, многие из которых создавались по подобию известных произведений архитектуры прошлого. Строгий стиль классицизма получил распространение на белорусской земле благодаря также влиянию Вильно. Это произошло из-за популярности крупнейших построек, возведенных к концу XVIII века в центре города — кафедрального собора и ратуши. Кроме того, в центре Вильно было возведено в стилистике строго классицизма множество особняков местного дворянства. Строгий стиль получил распространение и благодаря творчеству на белорусской земле архитекторов виленской школы.
В начале XIX века с Гомелем была связана судьба выдающегося русского просветителя графа Н. П. Румянцева. Здесь он воплотил в жизнь мечту лучших представителей просвещенного дворянства о создании идеальных условий для проживания людей. На месте средневекового поселения им был возведен новый Гомель с широкими и прямыми улицами и каменной классицистической застройкой. При его создании были использованы достижения европейской архитектуры. Центр нового Гомеля напоминал ансамбль центра Парижа, здание костела – Пантеон в Риме, Петропавловский собор – церковь Св. Женевьевы в Париже… Здесь же возникла первая в Российской империи ланкастерская школа, возводится лицей по примеру Царскосельского. Гомель становится центром экономической жизни региона и одним из культурных центров Российской империи. Здесь же, в Гомеле, в течение первой четверти XIX века был построен совершенно новый город с широкими улицами, большими площадями и каменными зданиями, где достоинства урбанизации соединялись с прелестями сельской жизни, где были и промышленные предприятия, и, главное, очень много учебных заведений. По размаху и глубине вложенных в его создание идей, их новизне город напоминал лучшие творения эпохи Возрождения в Европе. Все было очень точно и тщательно задумано – удачно выбрано место строительства, создана его планировочная структура, где требуемый для развития города размах улиц сочетался с присущим человеку камерным масштабом. Город состоял из капитальных зданий и по этой причине не подвергался пожарам – настоящему бедствию той поры. И поэтому впоследствии он не был покинут, не был перестроен полностью, а сохранил очень многое из того, что создано его просвещенным владельцем. Он стоит и поныне, являясь основой современного Гомеля, второго по величине города Беларуси. Новый Гомель возводился, начиная с 1801 года на месте старого поселения с его живописным скоплением плотно стоящих деревянных домишек. И его строительство началось, как обычно это было в практике переустройства городов конца XVIII века, с прокладки новых улиц. Улицы теперь не повторяли излучин рельефа, а зачастую пересекали многочисленные ручьи, ложбинки и овраги. Прокладка новых улиц повлекла за собой снос домов и отселение людей. Для этого была использована Спасова слобода и Новобелица. Работы охватили все местечко. Но главным их местом, все же, была прилегающая к дворцу старого владельца территория, где требовались большие усилия для засыпки рвов. Здесь и организуется главная площадь Гомеля, его лицо. На ней возводятся первые постройки. Архитектору Джону Кларку 25 апреля 1801 года поручается исполнить «план рядов или 9 гостиного двора», и в июле здание уже начинает возводиться. В местечке строятся магазин, корчма, трактир, трепальная фабрика. Работы выходят и за его пределы. В это время Дж. Кларк выполняет проект церкви в деревне Волотова и начинает ее возводить.
Дж. Кларк был по происхождению англичанином, один из немногих архитекторов начала XIX века, постоянно работавших в Беларуси. Представитель архитектуры классицизма.
В 1800-1826 гг. жил и работал в Гомеле по приглашению князя М. П. Румянцева, который пригласил Кларка, вероятно, прямо из Англии, планируя использовать его для запланированного строительства в его белорусской вотчине. Румянцеву не составило труда пригласить иностранного мастера, учитывая, что во время пребывания во Франкфурте-на-Майне он выполнял обязанность «искать и отбирать для работы в России иностранцев, обладающих техническими знаниями».
3 Архитектура культовых сооружений Гомельщины во второй половине XIX века – начале XX вв.
3.1 Культовая архитектура РПЦ на Гомельщине во второй половине XIX века – начале XX вв.
Следует отметить, что на формирование классицистической застройки Гомеля основное влияние оказали рационалистические идеи Просвещения, которые привносил заказчик строительства граф Н.П. Румянцев, требовавший от Кларка создания «…архитектуры простой, без больших наружных украшений». В ней проявились и дидактические функции, что вылилось в создание основных построек по образцам выдающихся произведений мирового зодчества. Так, гомельский костел напоминал Пантеон в Риме собор Святых Петра и Павла – церковь Св. Женевьевы в Париже, гостиный двор – «серебряные ряды» на Невском проспекте в Петербурге, экономический дом графа Н.П. Румянцева – усадебный дом в Бедфордшире в Англии. Эти архитектурные произведения не только образовывали людей, привносили в их жизнь черты практицизма и экономии, но и оказывали влияние на воспитание высоких моральных качеств. И наиболее существенна в этом роль архитекторов и заказчиков, связанных с масонством. Именно масоны стремились наделить постройки чертами символичности, используя в их композиции простые геометрические формы.
Таким образом они хотели изменить человека, сделать окружающий его мир лучше. Наиболее известными представителями масонства, которые повлияли на появление многих зданий в стилистике строгого классицизма, были граф З.Г. Чернышев и архитектор Л. Гуцевич. Граф Чернышев в своем частновладельческом Чечерске создал идеальные геометрические построения композиции города, поместив в его центре готико-классицистическое здание ратуши с символическим пятибашенным завершением, окружив его четырьмя практически идентичными церквами-ротондами в стилистике строгого классицизма. В этом ясно прочитывается желание графа через символику геометрических построений плана города и основных зданий повлиять на сознание его обитателей. В наибольшей степени ампир проявился в военном строительстве при создании ансамблей Брестской и особенно Бобруйской крепостей. Проектирование осуществлялось петербургскими зодчими под руководством А.Е. Штауберта, соратника К.И. Росси. Здесь нашло отражение характерное для петербургской архитектуры первой половины XIX в. стремление к созданию представительных парадных ансамблей, демонстрирующих силу и мощь Российского государства. Аналогичные идеи были заложены в строительстве немногочисленных в то время. общественных зданий, а также православных церквей, проекты которых также разрабатывались петербургскими архитекторами. В значительно меньшей степени черты ампира проявились в дворцовоусадебном зодчестве, где в первой половине XIX в. доминировала стилистика строгого классицизма. Лишь во дворцах богатейшего дворянства – Паскевичей в Гомеле и Булгаков в Жиличах, возводимых в николаевскую эпоху, их владельцы через высокие декоративные качества ампира стремились продемонстрировать собственные амбиции и огромные финансовые возможности.
В середине 19 века, когда начинается мода на национальные мотивы и течения, многие художники и архитекторы России принимают решение создать определенный «сплав» из старых народных форм, но при этом не жертвовать современными (для того периода) достижениями. Так появляется псевдорусский стиль. Он предназначается для того, чтобы возродить народное творчество России, использовать его не только в мелких игрушках, ремесленной деятельности или, например, мебели, но и в более масштабных проектах.
Тем не менее, так как мода всегда диктует правила, то данная архитектура проникала и в другие виды строений самого разного предназначения. Это могли быть дворцы, конюшни, амбары, пивоварни и даже почтовые станции. Причем, совсем необязательно постройка должна была соответствовать направлению целиком, т. е. присутствовали либо черты неоготики, планомерно распределяясь по всему зданию, либо имелся один, или несколько элементов.
Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъёма интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Стиль последовательно сочетался с другими направлениями [32].
Построена в 1870-1889 гг. в псевдорусском стиле под руководством академика архитектуры Е. Червинского (проект создавался при участии А. Х. Пеля) рядом с Петропавловским собором Фёдором Ивановичем Паскевичем для упокоения членов семьи Паскевичей, владевших гомельским дворцом и парком с 1834 по 1918 годы. Строительство поручили петербургским архитекторам М. Е. Месмахеру и О. Э. Вегенеру. Первый отвечал за декоративное украшение часовни-усыпальницы, а второй занимался непосредственно строительством.
В 1889 г. в часовне были перезахоронены останки генерал-фельдмаршала, светлейшего князя И.Ф. Паскевича (1782-1856) и его жены Елизаветы Алексеевны, урождённой Грибоедовой. (Первоначально И.Ф. Паскевич, умерший в Варшаве, был похоронен в селе Ивановском (теперь - город Демблин). Сюда же перевезены останки его деда и бабки из имения Щеглицы в Могилёвской области.
В 1903 г. Фёдор Иванович Паскевич (1823-1903) также был захоронен в часовне-усыпальнице.
Заключение
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В современной исторической науке церковная архитектура Гомельщины в XIX начале XX вв. недостаточно глубоко. Подробная характеристика церковной архитектуры Гомельщины в XIX начале XX вв. приводится в обобщающих трудах историков («Збор помнікаў гісторыі і культуры», историко-документальная хроника «Память», «Гарады і вёскі Беларусі» и др.). Среди советских историков выделяется В.А. Чантурия. В современной исторической науке Беларуси церковной архитектурой Гомельщины в вышеуказанный период занимаются В.Ф. Морозов, В. Телеш, А.Н. Кулагин, О.А. Макушников, А.И. Локотко, М.В. Акулич. Огромный фактологический материал содержится на краеведческих туристических сайтах, а также на официальных сайтах монастырей.
2. Основными православными храмами на Гомельщине в XIX веке являются церковь в Поколюбичах (возведена в 1811 году), Петропавловский собор в Гомеле (построенный в 1824 году в стиле классицизма архитектором Дж. Кларком), Свято-Троицкий (возведен в 1852 году в псевдо-византийском стиле), Свято-Успенский собор в Речице (освещен в 1854 году). В начале XX века в Гомеле были возведены Успенская железнодорожная церковь и Преображенская каменная церковь в Гомеле, Полесская Свято-Николаевская церковь (1904 год) и Георгиевская армейская церковь (1904 год). Кроме этого распространение получило деревянное культовое зодчество (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Глыбоцкое и храм в деревне Головинцы). Важно отметить, что массовое строительство православных церквей было связано с политикой царских властей в рамках лозунга «Православие. Самодержавие. Народность». До сегодняшнего дня сохранилось большинство православных храмов на вышеуказанной территории.
3. Среди римско-католических храмов на Гомельщине в XIX – начале XX вв. выделяются костел в Антушах (построен в начале XIX века благодаря деятельности ксендза Константина Антушевича), часовня Святого Казимира в Жлобине (построена в 1911 году), Свято-Троицкий костел в Речице (освещен в 1903 году), костел Святого Антония в Рогачеве (построен в 1912 году из красного кирпича) и др. Отличительной особенностью гомельского региона, было свободное католическое вероисповедание и отсутствие со стороны российской царской администрации запрета на строительство католических храмов.
4. Первые иудейские синагоги на Гомельщине появились во времена Киевской Руси. Новая волна строительства синагог наметилась во времена правления Витовта. Еврейское население в Гомеле появилось в XV – первой половине XVI вв. К XVIII веку наблюдается увеличение количества еврейского населения города. В 1864 в Гомеле и Гомельском уезде происходит вторая волна роста еврейского населения, в связи с введением «черты еврейской оседлости», что приводит к увеличению строительства иудейских синагог (в конце XIX века насчитывалось 26 синагог). Среди памятников данного религиозного направления в Гомеле выделяются Большая и Малая каменные, Старосельская, Любавичская и Мало-любавичская и синагога «Рош-Пино». К сожалению, сегодня сохранилась лишь одна из вышеперечисленных синагог в городе – «Рош-Пино». Кроме этого сохранилась синагога в Чечерске, построенная в 1880 году. Каменные руины синагог представлены в Столине и Погосте. Во второй половине XIX века были возведены три синагоги в Мозыре, одна в Калинковичах. Важно отметить, что у данных синагог наблюдаются сходства в плане, интерьере, устройстве фасада и материалах постройки (как правила, камня).
1. Мiцянiн, А.А. Касцел у в. Антушы / А.А. Мiцянiн // Збор помнікаў гісторыі і культуры. Гомельская вобласць: у 7 т. – Мiнск, 1985. – Т. 3. – С. 290.
2. Памяць. Мазыр. Мазырскі раён [Тэкст]: гісторыка дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі / рэд. М. А. Капач, В. Р. Феранц. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1997. –573 с.
3. Памяць. Чачэрскі раён [Тэкст]: гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі / рэд. Г. К. Кісялёў [і інш.]. – Мінск: Белта, 2000. – 621 с.
4. Макушникова, Э.А. Н.П. Румянцев и его эпоха в контексте славянской культуры / Э.А. Макушникова: материалы междунар. научно-практ. конф., Гомель, 12-13 мая 2004 г. / ГГУ им. Ф. Скорины; редкол.: Н.Н. Коновалова [и др.]. – Гомель, 2004. – С. 15-23.
5. Гарады і вёскі Беларусі: у 15 т. / рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд.) [i iнш.]. – Мiнск: БелЭн, 2004-2011. – Т.1., кн.1. Гомельская вобласць / Г.П. Пашкоў [i iнш.]. – 2004. – 632 с.
6. Гомельская и Жлобинская епархия // Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т. XII. – С. 8-22
7. Старонкі гісторыі Гомельшчыны: каляндар дат і падзей на 2018 год / складальнік Н.М. Канавалава; аддзел краязнаўства Гомельскай абласной універсальнай бібліятэкі імя У.І. Леніна. – Гомель, 2017. – 120 с.
8. Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии. Т. 1. 3 изд. Минск 1985.
9. Чантурия, В.А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии / В.А. Чантурия. – Минск: Полымя, 1985. – 236 с.
10. Морозов, В.Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура / В.Ф. Морозов. – Минск: Четыре четверти, 1997. – 336 с.
11. Целеш, В. Гарады Беларусi на старых паштоўках / В. Целеш. – Мiнск: Беларусь, 1998. – 335 с.
12. Кулагiн, А.М. Праваслаўныя храмы Беларусі / А.М. Кулагiн. – Мiнск: Беларуская энцыклапедыя, 2001. – 328 с.
13. Макушников, О.А. Гомель с древнейших времен до конца XVIII века / О.А. Макушников. – Гомель: Центр научно-технической и деловой информации, 2002. – 243 с.
14. Локотко, А.И. Архитектура европейских синагог / А. И. Локотко. – Минск: Ураджай, 2002. – 156 с.
15. Кулагiн, А.М. Каталіцкія храмы Беларусі / А.М. Кулагiн. – Мiнск: Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2008. – 488 с.
16. Акулич, М.В. Калинковичи и евреи / М.В. Акулич. – Минск: Цифровая книга, 2017. – 238 с.
17. История Свято-Петропавловского кафедрального собора г. Гомеля // Официальный приходской сайт Свято-Петропавловского кафедрального собора [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://soborgomel.cerkov.ru/istoriya-sobora/.
18. Петропавловский собор // Энциклопедия архитектуры [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=3970.
19. Храм преподобного Никиты исповедника в аг. Поколюбичи // Сеть православных сайтов prihod.ru [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://pokolybichi.cerkov.ru/.
20. Храм святого благоверного князя Александра Невского в г. Гомель // Весь Гомель [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: https://allgomel.by/companys/obedineniya-i-obshchestva/tserkvi-khramy/92248.html.
21. Храм святого великомученика Георгия Победоносца в г. Гомель // Весь Гомель [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: https://allgomel.by/companys/obedineniya-i-obshchestva/tserkvi-khramy/92244.html.
22. Головинцы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы // Народный каталог православной архитектуры [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sobory.ru/article/?object=28687.
23. Католическая часовня Св. Казимира // Вотпуск ру [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12242.
24. Свято-Троицкий костел в Речице // Все об отдыхе и туризме в Беларуси [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://probelarus.by/belarus/sight/church/svyato_troickiy_kostel_v_.html.
25. Католические медальоны Ветковщины // Гулевичи. Клуб однофамильцев [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://gulevich.net/galery.files/katolicheskie_medaliony.htm.
26. Еврейская история Гомеля // Краязнаўчы сайт Гомеля i Гомельшчыны [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://nashkraj.info/evrejskaya-istoriya-gomelya/.
27. Евреи в Гомеле // Краязнаўчы сайт Гомеля i Гомельшчыны [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://nashkraj.info/evrei-v-gomele/.
28. Глушаков, Ю. Свой Биробиджан на берегу Сожа. Блеск и нищета гомельских евреев // Белорусский портал tut.by [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://news.tut.by/culture/538550.html.
29. Синагога в Чечерске // Планета Беларусь [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://planetabelarus.by/sights/sinagoga-v-checherske/.
30. Калинковичская синагога // Независимый израильский сайт [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://belisrael.info/?p=5.
31. Церковь Николая Чудотворца // Памятники Гомельщины [Электронный ресурс]. – 2021.– Режим доступа:. http://monument goub.by/?p=396.
32. Блохина И. Псевдорусский стиль. — Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. — АСТ, 2014. — 400 с.
33. Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік / А. М. Кулагін; [рэдакцыйны савет: Г. П. Пашкоў, Л. В. Календа]. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2007. — 653 с.
34. Перевечский Храм // Краеведение Жлобин [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа : http://kraeved.zhlobinedu.by/uncategorized
35. Виноградов, Л.А. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. / Л.А. Виноградов. – Гомель: Сож, 2005. – 48 с.
36. Храм святителя Николая Чудотворца // Туровская епархия [Электронный ресурс]. – 2021. –Режим доступа: http://www.turov.by/eparhia/temples/28
37. Пакроўская царква // Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад.: В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. – Мінск: БЕЛТА, 2009. – С. 281.
38. Малков, И. Г. Гомель – древний и современный. Архитектура и ее создатели : [монография] / И. Г. Малков, И. И. Малков ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2014. – 70 с.
39. Национальный исторический архив Беларуси
40. Краеведческий сайт Гомеля и Гомельщины //Гомельская Троицкая Церковь[Электронный ресурс] 2021.Режим доступа:http://nashkraj.info/gomelskaya-troitskaya-tserkov-arhitekturnyj-pamyatnik-rumyantsevskoj-epohi-iz-istorii-stroitelstva
41. Проектные чертежи на постройку каменной церкви с иконостасом и колокольней в г. Речице Могилевской губернии. 1835–1838 гг. // Центральный государственный исторический архив России в Санкт-Петербурге(ЦГИАР). – Фонд 1488. – Оп. 2. – Д. 660. – Л. 2.
42. Яшчанка, А.Р. Нарысы гісторыі культуры Беларусі / А.Р. Яшчанка.–Мінск: Беларуская навука, 2014. – 312 с.
43. Слюнькова, И. Н. Архитектура городов Верхнего Приднепровья ХVII – середины ХIХ в. / И. Н. Слюнькова. – Минск: Наука и техника, 1992. – 114 с.
44. Памятные книжки Могилевской губернии (1853–1916) [Электронный ресурс] / Нац. б-ка Беларуси; [сост.: В. П. Лапо, Н. С. Шилович]. – Электрон. дан. – Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2011.
45. Чантурия, В.А. Атлас памятников архитектуры и мемориальных комплексов Белоруссии / В.А. Чантурия. – Минск: Вышэйшая школа, 1983. — 110 с.
46. Габрусь, Т.В. Сакральнае дойлідства Беларусі: 1000-гадовая спадчына / Т. В. Габрусь. – Мінск: Беларуская навука, 2014. – 483 с.
47. Пилявский, В. И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник / В. И. Пилявский. – Л.: Стройиздат, Ленингр. отд., 1981. – 212 с.
48. Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: у 5 т. / рэдкал.: Ш. П. Шамякін (гал. рэд.) [і інш.] – Мінск: БелСЭ, 1984–1987. – Т. 5: Скамарохі – Яшчур. – 1987. – 703 с
49. Колосовская, А. Н. Архитектура католических монастырей Беларуси первой половины XIX века / А. Н. Колосовская // Архитектура: сборник научных трудов. – 2013. – Вып. 6. – С. 32-39.
50. Памяць: гіст.-дакум. хроніка Калінкавіцкага р-на / Рэд.-укл. В. Р. Феранц. – Мінск: Ураджай, 1999. – 798 с.
51. Ісаенка, У.Ф. Юравічы над Прыпяццю / У.Ф. Ісаенка. – Мінск: Арты-Фэкс, 2000. – 65 с.
52. Леду, К.Н. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству / К.Н. Леду. – Екатеринбург: КАНОН, 2003. – 312 с.
53. Синагоги и раввины в турове/ [Электронный ресурс] - 2021. Режим доступа: https://tutejszy.ru/gomelskaya/zhitkovichskij/turov/187-sinagogi-i-ravviny-v-turove-do-1917-g-chast-1
54. Краеведческий сайт Гомеля и Гомельщины //евреи в Гомеле [Электронный ресурс] 2021.Режим доступа: http://nashkraj.info/evrei-v-gomele/
55.Гомельская иудейская религиозная община // Еврейская община в Гомеле [Электронный ресурс] 2021. Режим доступа: http://www.jewishgomel.com/clauses/nasha-istoriya
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Петропавловский собор в Гомеле. Современный вид.
Приложение Б Поколюбичская церковь. Современный вид.
Приложение В Католическая часовня Святого Казимира в Жлобине. Современный вид.
Приложение Г Свято-Троицкий костел в Речице. Современный вид.
Приложение Д Изображение Большой синагоги в Гомеле. Вторая половина XIX века.
Приложение Е Синагога «Рош-Пина» в Гомеле. Современный вид.
Приложение Ж Церковь Николая Чудотворца в Волотове.
Приложение И Церковь Всех Святых в Пиревичах.
Приложение К Гомель. Католический костел.
Приложение Л Храм святой великомученицы Е, д. Гадичево.
Приложение М Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Довске.
Приложение Н Гомельская Троицкая церковь.
Приложение П Свято-Покровская церковь в Стрешине.
Приложение Р Руины Свято-Николаевской церкви в Корме.
Приложение С Собор в Юровичах.
Приложение Т План строительства молитвенного дома в Рогачеве.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты