Допрос потерпевших и свидетелей в уголовном процессе
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Допрос потерпевших и свидетелей в уголовном процессе»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2021
251.00 BYN
Допрос потерпевших и свидетелей в уголовном процессе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Юриспруденция
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПРОСА ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЯ
1.1 Понятие и сущность допроса, его соотношение с другими следственными действиями
1.2 Правовое регулирование допроса потерпевшего и свидетеля
ГЛАВА 2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЯ
2.1 Основания и условия проведения допроса потерпевшего и свидетеля
2.2 Структура допроса потерпевшего и свидетеля на стадии предварительного расследования
2.3 Производство допроса потерпевшего и свидетеля в судебном разбирательстве
2.4 Процессуальное оформление допроса потерпевшего и свидетеля
ГЛАВА 3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На всех этапах уголовного процесса раскрытия, расследования, рассмотрения уголовных дел важно выполнять задачу борьбы с преступностью. Достижение этой цели зависит от того, в какой степени расследование является научно обоснованным, тактически правильным и отвечает требованиям Уголовно-процессуального кодекса. Для достижения полного и объективного расследования большое значение имеет допрос.
Допрос свидетеля и потерпевшего – одно из наиболее распространенных следственных действий. Он представляет собой способ получения, заверения и проверки такого вида доказательств, как показания названных выше лиц. Допрос свидетеля и потерпевшего отличается по своей правовой природе и установленным порядком допроса.
При проведении предварительного следствия и судебного разбирательства допрос является самым распространенным следственным действием. Именно поэтому анализ его сущности, содержания, организации и проведения получил такое тщательное исследование в научной и практической литературе, превосходя по своей глубине и объему практически все остальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Это неудивительно, поскольку нет ни одного действия в рамках ведущегося уголовного преследования, которое бы по своим количественным и качественным характеристикам могло бы занять с ним равное положение.
Сложность и значимость данного следственного действия требовали и требуют его детальной разработки как по отдельным категориям уголовных дел, так и в отношении определенных участников уголовного процесса.
Кроме того, назрела очевидная необходимость научной и практической разработки рекомендаций по организации и проведению данного следственного действия в рамках судебного следствия для нужд государственного обвинения и защиты.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе допроса потерпевших и свидетелей в уголовном процессе.
Предметом исследования являются нормы белорусского законодательства, определяющие порядок осуществления допроса потерпевших и свидетелей в уголовном процессе, а также учебные пособия, монографии и научные статьи по теме исследования белорусских и зарубежных авторов.
Цель исследования заключается в определении порядка проведения и отличительных особенностей допроса потерпевших и свидетелей в уголовном процессе, а также определении конкретных направлений совершенствования производства указанного следственного действия.
Задачи исследования таковы:
- рассмотреть понятие и сущность допроса, его соотношение с другими следственными действиями;
- определить основы правового регулирования допроса потерпевшего и свидетеля;
- установить основания и условия проведения допроса потерпевшего и свидетеля;
- выявить структуру допроса потерпевшего и свидетеля на стадии предварительного расследования;
- изучить порядок производства допроса потерпевшего и свидетеля в судебном разбирательстве;
- исследовать порядок процессуального оформления допроса потерпевшего и свидетеля ;
- установить процессуальные особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля.
Методология исследования включает в себя такие методы, как анализ, синтез, дедукция, общенаучный метод познания, специальные методы научного исследования, традиционно-правовой метод, системно-структурный метод, формально-юридический.
Правовую основу исследования составили Международный пакт о гражданских и политических правах, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» и другое.
Теоретическую основу исследования составили учебные пособия и научные статьи по теме исследования таких авторов, как А.В. Дулов, Ю.С. Сальников, И.Н. Сорокотягин, Ф.В. Глазырин, А.П. Рыжаков, М.А. Шостак, С.В. Борико, А.И. Костров, В.В. Печерский, А.В. Страхов, А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский, Л.Л. Каневский, Ю.П. Шкаплеров, И.В. Данько, Н.И. Порубов, О.Ю. Скичко и других.
Структура дипломной работы представлена перечнем условных обозначений, символов и терминов, рефератом на трех языках (русском, белорусском и английском), введением, основной частью, состоящей из трех глав, заключения, списка использованных источников в количестве 45 наименований. Общее количество страниц – 50.
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПРОСА ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЯ
1.1 Понятие и сущность допроса, его соотношение с другими следственными действиями
В ходе надлежащего расследования преступлений среди различных следственных действий весьма особое значение имеет допрос. Допрос при производстве расследования – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Допрос – самый распространённый способ получения доказательств. В то же время допрос – одно из самых сложных следственных действий, его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приёмами допроса.
Сложность допроса заключается не только в том, что следователю в ряде случаев противостоит человек, не желающий говорить правду, и даже вообще не желающий давать показания, но и в том, что в показания человека, искренне стремящегося сообщить всё известное ему по делу, могут быть ошибки и искажения, заблуждения и вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний.
А.В Дулов пишет: «Допрос можно рассматривать как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемыми, во время которого осуществляется реализуемое законом воздействие на мыслительную и волевую сферу последнего» [1, с. 64].
Н.И. Порубов определяет допрос, как «следственное действие, заключающееся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу» [2, с. 156].
В свою очередь, по мнению С.П. Бекешко, «под допросом понимается устное общение между учреждением или лицом, осуществляющим производство по делу в соответствии с законом, и гражданином, который осведомлен о ситуации в деле, с целью выявления, проверки и интеграции известных гражданину фактических данных, которые могут быть использованы в качестве судебных доказательств» [3, с. 256].
Некоторые авторы определяют допрос как «наиболее распространенное и самостоятельное следственное действие, в ходе которого следователи и лица, проводящие расследование в установленном законом порядке, получают устные показания от подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших о том, что им известно, но в уголовных делах необходимо доказать, что они не знают о том, что им известно» [4, c. 247].
Следовательно, в правовой литературе понятие допроса как следственного действия трактуется по-разному, но самый общий смысл всех понятий один и тот же. Это связано с целью данного следственного действия, его значением и позицией следователя в других действиях, осуществляемых в ходе уголовного производства.
Сущность допроса состоит в востребовании от допрашиваемого показаний при помощи приемов криминалистической тактики, разработанных на основе обобщения следственной и судебной практики. Отсюда допрос можно определить, как следственное и судебное действие, нацеленное на получение органом расследования или судом в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом от допрашиваемого сведений об известных ему фактах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.
Выступая правовым явлением, допрос может быть рассмотрен со следующих позиций:
а) с позиции уголовного процесса в качестве процедуры, подробно регламентированной в уголовно-процессуальном законе, в качестве способа получения и фиксации показаний;
б) с позиции криминалистика – с точки зрения применения в процессе производства допроса тактических приемов;
в) с позиции судебной этики – как соответствие допроса нравственным и моральным нормам и принципам;
г) с позиции судебной психологии – в качестве процесса специфического общения с допрашиваемым допрашивающего [5, c. 90].
Цель допроса состоит в том, чтобы получить полное и объективное отражение реальности показаний. Эти заявления являются источником доказательств, и фактические данные, содержащиеся в них, выступают доказательствами. Для подозреваемых и обвиняемых, кроме того, показания, а также средства защиты от подозрений, возникающих в отношении них или предъявленных им обвинений.
Процесс формирования доказательств – от восприятия до передачи информации-носит психологический характер, и на протяжении всего процесса на человеческий разум влияют многие объективные и субъективные факторы, которые в конечном итоге, так или иначе, отражают полноту свидетельских показаний.
ГЛАВА 2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЯ
2.1 Основания и условия проведения допроса потерпевшего и свидетеля
Из отдельных разновидностей допроса самым распространенным является допрос свидетелей и потерпевших. Любое лицо, которое способно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, может быть свидетелем, за исключением защитника обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника.
Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие обстоятельства, имеющие значение для дела, так и тот, кому стало известно об этом со слов других лиц или из документов, а также из других источников.
Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он, также, как свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым [21, c. 64].
Допрос представляет собой следственное действие, в ходе которого заслушиваются устные показания допрашиваемого лица с целью установления истины по уголовному делу и формирования соответствующей доказательственной базы.
Основания допроса могут быть фактическими и юридическими.
Фактическим основанием являются данные о том, что лицу может быть что-нибудь известно об обстоятельствах, имеющих отношение к делу. Среди таких данных может быть и оперативно-розыскная, и любая иная информация.
Юридическое основание – вызов лица на допрос либо предложение (разрешение) таковому дать показания. В полной мере можно говорить о начале следственного действия лишь с момента ознакомления участвующих в нем лиц с правами. Только после этого осуществляется собственно деятельность по обнаружению и фиксации фактических данных, имеющих отношение к делу.
Фактическим основанием для допроса являются данные о том, что лицу может быть известно об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.
Допрос, как и любое другое следственное действие, возможен только после возбуждения уголовного дела.
Статья 215 УПК регламентирует место и время проведения допроса. По общему правилу допрос проводится по месту предварительного расследования [20]. Под местом проведения предварительного расследования понимается кабинет следователя или лица, проводящего расследование, при производстве по уголовным делам. Если следователь прикомандирован для работы в составе следственной группы, местом проведения допроса может быть кабинет, предоставленный следователю для проведения следственной операции в течение определенного периода времени.
В случае, если допрашиваемый находится в другом населенном пункте, в соответствии со статьей 184 УПК следователь, лицо, производящее дознание, вправе провести допрос по месту нахождения допрашиваемого либо направить поручение о допросе лица соответствующему следователю или органу дознания согласно территориальности [20].
Продолжительность допроса не может превышать четырех часов непрерывно и восьми часов в течение дня. Проведение допроса свыше четырех часов требует перерыва не менее чем на один час, с тем чтобы допрашиваемый имел возможность отдохнуть и принять пищу.
Временем начала допроса считается время, когда следователь, лицо, производящее дознание, начали выяснять данные о личности допрашиваемого. Временем окончания допроса является время, когда допрашиваемому было предложено ознакомиться с показаниями, изложенными в протоколе допроса. При наличии ограничений по продолжительности допроса, связанных с состоянием здоровья допрашиваемого, такие ограничения устанавливаются в заключении врача о возможности допроса с учетом состояния здоровья, которое заверяется подписью и печатью врача, работающего в государственном медицинском учреждении [22].
Статья 216 УПК регламентирует порядок вызова на допрос [20]. Потерпевший, свидетель, а равно подозреваемый либо обвиняемый, находящиеся на свободе, вызываются на допрос повесткой – официальным документом, содержащим требование явиться для допроса в установленное время. В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, время явки на допрос. При необходимости в ней могут быть указаны дополнительные данные. Например, если вызываются на допрос свидетель или потерпевший, то можно указать, по какому делу они вызываются [23, c. 114].
Повестка должна содержать последствия неявки на допрос без уважительных причин. О наличии таких причин вызываемое лицо обязано уведомить следователя, лицо, производящее дознание. В случае неявки без уважительных причин вызываемое лицо может быть подвергнуто приводу. О том, какие причины могут быть признаны уважительными.
ГЛАВА 3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЯ
Показания несовершеннолетних потерпевших и свидетелей и особенности их формирования, обуславливаются следующими критериями: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом, они не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление. Несовершеннолетние допускают ошибки при определении расстояний, промежутков времени, последовательности действий и событий, быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали [38, c. 14].
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на показаниях.
В части 8 ст. 4 УК указано, что под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 18 лет. В международно-правовых актах такое лицо называется ребенком. В силу физической и умственной незрелости подростка в уголовном праве установлены особенности уголовной ответственности и наказания. В УК Республики Беларусь, нормы, касающиеся таких особенностей, сосредоточены в самостоятельном разделе V, именуемом «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до18 лет». Соответственно установлены и особенности производства по уголовным делам в отношении таких лиц и в уголовном процессе [24].
В УПК Республики Беларусь имеется самостоятельная глава 45, именуемая «Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до18 лет» [20]. При этом, как в УК, так и в УПК особенности предусмотрены и в отношении несовершеннолетних, то есть если они были таковыми на момент производства по уголовному делу, и в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, даже если в процессе уголовного судопроизводства они уже достигли 18 лет. Поэтому предусмотренные законодательством льготы распространяются и на совершеннолетних обвиняемых или подозреваемых, но при условии, что они совершили преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших проявляются и кругом участников, он шире, чем в случае допроса взрослого участника процесса. Так, при допросе несовершеннолетнего участвуют педагог или психолог, защитник, законные представители. Наличие указанных участников зависит от того, в качестве кого допрашивается несовершеннолетний и от возраста допрашиваемого [39, c. 67].
При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого участие педагога или психолога обязательно. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса (ст.435) [20].
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 №3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» в пункте 11 закрепляет следующее: исходя из требований ст. 435 УПК, показания несовершеннолетнего обвиняемого, данные в отсутствие педагога или психолога, не имеют юридической силы, в соответствии с ч. 5 ст. 105 УПК признаются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения, а также использованы для доказывания обстоятельств, указанных в ст. 89 УПК [40].
Закон не в полной мере раскрыл процессуальное положение педагога (психолога), в связи с чем возникает ряд вопросов и прежде всего: кто может быть приглашен в качестве педагога (психолога)? В законе нет ответа на этот вопрос. Получается, можно пригласить любого педагога (психолога). С другой стороны, какая польза от участия при допросе незнакомого для несовершеннолетнего педагога (психолога)? Если несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) учится в учебном заведении, то педагога целесообразней пригласить оттуда, как правило, это педагог, который знает несовершеннолетнего. В других случаях, когда несовершеннолетний не учится целесообразно пригласить бывшего педагога или психолога.
Стоит отметить, что данный вопрос на практике решается несколько по-иному. Как правило, в учреждениях образования есть дежурный педагог, которого и вызывают на допрос, независимо от вышеуказанных рекомендаций о необходимости вызвать знакомого допрашиваемому педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным целям, сделаем некоторые выводы:
1. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, в которых центральное место занимает допрос, выступающий одним из основных средств получения доказательств. Под допросом понимается следственное действие, состоящее в получении информации от допрашиваемого лица об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела. Результативность допроса зависит от строгого соблюдения процессуальных норм и умелого использования следователями тактических приемов для проведения таких следственных действий.
Допрос тесно связан с другими следственными действиями. Так, проверка показаний на месте производится в отношении ранее допрошенного лица. Опознанию также предшествует допрос опознающего об обстоятельствах, при которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может произвести опознание.
Порядок проведения допроса потерпевшего и свидетеля, прежде всего, регламентируются УПК Республики Беларусь. Вопросы производства уголовных дел касательно несовершеннолетних регулируются как национальным законодательством, так и на международном уровне путем различных международно-правовых актов.
2. Фактическим основанием для допроса являются данные о том, что лицу может быть известно об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.
Допрос, как и любое другое следственное действие, возможен только после возбуждения уголовного дела.
По общему правилу допрос проводится по месту предварительного расследования. Под местом проведения предварительного расследования понимается кабинет следователя или лица, проводящего расследование, при производстве по уголовным делам. Если следователь прикомандирован для работы в составе следственной группы, местом проведения допроса может быть кабинет, предоставленный следователю для проведения следственной операции в течение определенного периода времени. Продолжительность допроса не может превышать четырех часов непрерывно и восьми часов в течение дня. Проведение допроса свыше четырех часов требует перерыва не менее чем на один час, с тем чтобы допрашиваемый имел возможность отдохнуть и принять пищу.
Потерпевшие и свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других потерпевших и свидетелей. Следователь, лицо, производящее дознание, принимают меры к тому, чтобы потерпевшие и свидетели по одному делу до допроса не могли общаться между собой. Перед допросом следователь, лицо, производящее дознание, удостоверяются в личности потерпевшего, свидетеля и выясняют их отношение к подозреваемому или обвиняемому, разъясняют им процессуальные права и обязанности, предупреждают об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При этом следователь, лицо, производящее дознание, обязаны разъяснить, что потерпевший или свидетель вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступлений их самих, членов их семей и близких родственников. Потерпевший или свидетель, не воспользовавшиеся этим правом, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. О разъяснении потерпевшему или свидетелю их прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью допрашиваемого лица.
Результаты допроса фиксируются в протоколе. Протокол составляется в ходе проведения допроса или непосредственно после его окончания (например, в случае применения звуко- и видеозаписи). Протокол может быть написан от руки или изготовлен при помощи технических средств.
Статья 219 УПК определяет особенности применения звуко- и видеозаписи при допросе. Инициатива в применении звуко- и видеозаписи может исходить как от следователя, лица, производящего дознание, так и от подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. Если решение о применении звуко- и видеозаписи принимает следователь или лицо, производящее дознание, то он обязан до начала допроса поставить об этом в известность допрашиваемого, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Если звуко- и видеозапись осуществляется по ходатайству допрашиваемого, то это также необходимо отразить в протоколе допроса до начала изложения показаний.
3. Показания несовершеннолетних потерпевших и свидетелей и особенности их формирования, обуславливаются следующими критериями: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
1. Дулов, А.В. Судебная психология: учеб. пособие / А.В. Дулов. – изд. 2-е, испр. и доп. – Минск: Амалфея, 2015. – 464 с.
2. Порубов, Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве / Н.И. Порубов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 1973. – 368 с.
3. Бекешко, С.П. Уголовный процесс БССР: учеб. пособие для юрид. вузов / С.П. Бекешко [и др.] ; под ред. С.П. Бекешко, Е.А. Матвиенко. – Минск, 1979. – 544 с.
4. Божьев, В.П. Уголовный процесс: учебник / под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2009. – 540 с.
5. Мухин, Г.А. Криминалистика: учебник: в 3 ч. / Г.Н. Мухина. – Минск, 2015. – Ч. 2 Криминалистическая тактика. – 243 с.
6. Коновалова, В.Е. Психология в расследовании преступлений / В.Е. Коновалова. – Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк. ун-те, 2008. – 143 c.
7. Глазырин, Ф.В. Психология следственных действий / Ю.С. Сальников, И.Н. Сорокотягин, Ф.В. Глазырин // Проблемы психологии следственной деятельности. Сборник научных статей. – Красноярск, 2016. – С. 130-134.
8. Белоусов, А.В. Процессуальное закрепление доказательств при расследовании преступлений / А.В. Белоусов. – М.: Юрлитинформ, 2001. – 173, [2] с.
9. Шкаплеров, Ю.П. Следственные действия: пособие / Ю.П. Шкаплеров, И.В. Данько; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Могилев: Могилев. институт МВД, 2017. –107 с.
10. Зорин, Г.А. Руководство по тактике допроса: учебно-практическое пособие / Г.А. Зорин. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 320 c.
11. Гуценко, К.Ф. Уголовный процесс: вчебник для студентов юридических вузов и факультетов / К.Ф. Гуценко. – М.: Зерцало, 2015. – 487 с.
12. Рыжаков, А.П. Уголовный процесс: учебник для вузов / А.П. Рыжаков. − 3-е изд. испр. и доп. − М.: Издательство НОРМА, 2016. –704 с.
13. Качалов, В.А. Уголовно-процессуальное право: учебное пособие для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов / В.А. Качалов, О.В. Качалова. – М.: МГИУ, 2017. – 388 с.
14. Устава уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3137/.
15. Устав уголовного судопроизводства: По офиц. изд. 1914 г. с прил. позднейших узаконений воен. времени (до 1 окт. 1915 г.) и с алф. предмет. указ. / Сост. проф. М.Н. Гернет. – Москва: М.М. Зив, 1916. – 902 с.
16. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/.
17. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml.
18. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.: вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.
19. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
20. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
21. Борико, С.В. Уголовный процесс: учебник / С.В. Борико. – Минск: Амалфея, 2010. – 400 с.
22. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bypravo.ru/postatejnyj-kommentarij-k-ugolovno-protsessualnomu-kodeksu-respubliki-belarus-chast-ii-dosudebnoe-proizvodstvo-razdel-viii-predvaritelnoe-rassledovanie-glava-25-dopros-ochnaya-stavka-predyavleni/.
23. Шостак, М.А. Уголовный процесс. Особенная часть (альбом схем): учеб. пособие / М.А. Шостак. – Минск: Амалфея, 2006. – 560 с.
24. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 6 января 2021 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
25. О документировании населения Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 г., № 294 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
26. Борико, С.В. Уголовный процесс: учебник / С.В. Борико. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2016. – 392 с.
27. Костров, А.И. Криминалистика: учебно-методический комплекс. В 2 ч. / А.И. Костров, В.В. Печерский, А.В. Страхов. – Минск: изд-во МИУ, 2006. – Ч. 1. – 420 с.
28. Порубов, Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии / Н.И. Порубов. – Минск: Вышэйш. шк., 1978. – 175 с.
29. Мухин, Г.Н. Криминалистика: учебник для студ. и курсантов вузов по юридическим спец.: в 3 ч. / под ред. Г. Н. Мухина [и др.]. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь. 2010. – Ч. 1: Теоретические основы криминалистики. Криминалистическая.– 215 с.
30. Конвенция против транснациональной организованной преступности: принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН: с изм. от 15.11.2000 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.
31. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.
32. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: заключена в г. Минске 22.01.1993 г.: в ред. от 28.03.1997 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.
33. Волеводз, А.Г. Правовые основы взаимной правовой помощи по уголовным делам с использованием видеоконференцсвязи / А.Г. Волеводз // Военно-юридический вестник Приволжского региона: сб. науч. тр. / ВП ПУрВО, Приволжский окружной военный суд и Самарская гуманитарная академия. – Самара, 2003. – Вып. 1. – С. 79-80.
34. Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной Республики Германии: с изм. и доп. на 01.01.93 / Перевод с нем. и предисл. Б. А. Филимонова. – М.: Изд. фирма «Манускрипт», 1994. – 203,[1] с.
35. Краснопевцев С. А. Использование систем видеоконференцсвязи в уголовном процессе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.
36. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 г.,№ 231-V: с изм. и доп. по сост. на 02.01.2021 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852.
37. Смирнов, А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 704 с.
38. Кузнецова, С.В. Тактика допроса несовершеннолетних: практ. пособие / С.В. Кузнецова, Т.С. Кобцова. – М.: Издательство-Экзамен», 2004. – 96 с.
39. Каневский, Л.Л. Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними / Л.Л. Каневский. – БашГУ; Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права. – Уфа: Восточный университет, 2001. – 140 с.
40. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=s20200003.
41. Порубов, Н.И. Допрос: процессуальные и криминалистические аспекты: монография / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 304 с.
42. Скичко, О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.09 / О.Ю. Скичко // Саратовская государственная академия права. – Саратов, 2005. – 26 с.
43. Гулякевич, Д.Л. Особенности допроса несовершеннолетних / Д.Л. Гулякевич // Адукацыяі выхаванне. – 2009. – № 11. – С. 21-24.
44. Полищук, Д.А. Психологические особенности общения при допросе / Д.А. Полищук // Прокурорская и следственная практика. – 2002. – № 1-2. – C. 62-66.
45. Архив суда Узденского района Минской области за 2013 год, дело №13126240176.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты