Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах»
по дисциплине: «Психология труда»
2021
251.00 BYN
Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология труда
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Данные по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере Э.Шейна.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Данные по методике диагностики ценностных ориентаций С.Шварца.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Данные по методике диагностики личностных особенностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Содержание понятия «карьерные ориентации» в психологии
1.1.1 Проблема карьеры в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.1.2 Карьерные ориентации, их содержание и характеристики
1.2 Особенности профессионального развития в студенческий период
1.3 Личностные особенности студентов как фактор формирования их карьерных ориентаций
1.3.1 Ценностные характеристики личности как основа формирования карьерных ориентаций
1.3.2 Роль индивидуально - личностных особенностей студентов в формировании их карьерных ориентаций
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и процедура исследования
2.2 Результаты исследования содержания и характеристик карьерных ориентаций у студентов на разных курсах
2.3 Результаты исследования личностных особенностей студентов на разных курсах обучения
2.4 Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах
2.5 Практические рекомендации, направленные на формирование и развитие карьерных ориентаций студентов с учетом их личностных особенностей
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема профессиональных ценностей студенческой молодежи обусловлено стремительными изменениями рынка труда и образовательной среды, которые не сводятся только к узкопрофессиональным навыкам, а связаны с глубинными, смысловыми ориентирами личности, способной к постоянному саморазвитию и творчеству. При этом, анализируя дальнейший профессиональный рост в контексте постоянно возникающих новых запросов рынка, большую роль играет соотнесение ценностных ориентаций в карьере с психологическими особенностями личности.
Карьера представляет собой не только процесс успешного продвижения по лестнице административной, социальной, профессиональной, имущественной и прочей иерархии с целью достижения желаемого статуса и соответствующего ему уровня жизни, но и собственные, индивидуально осознанные суждения человека о трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворенности трудом.
Одним из самых важных этапов развития карьерных ориентаций считается период обучения в высшем учебном заведении. В этот период имеет место активный процесс формирование карьерных целей и выработки планов на будущее, которые в целом влияют впоследствии на успешность карьерно-профессионального развития. Именно на этапе поздней юности имеет место приобретение точных представлений о профессиональном и личностном росте в будущем, о требованиях, предъявляемых к определенной профессии. В современных условиях развития общества такая функция, как формирование и планирование карьеры и, что особенно необходимо отметить, карьеры выпускников профессиональных учебных заведений любого уровня играет важную роль. Студенческая аудитория характеризуется типичными карьерными ориентациями, отражающими социально-экономический статус общества, и приоритетными карьерными ориентациями, в зависимости от ориентации, периода обучения и гендерных особенностей студентов. В связи с этим интересно определить содержание и динамику выбора приоритетных карьерных ориентаций студентов-психологов на разных этапах обучения.
Однако, как показывает анализ литературы и практики профессиональной подготовки психологов, существует целый ряд противоречий. Между высокой социальной значимостью профессии психолога и недостаточной сформированностью научных представлений о динамике развития карьерных ориентаций будущих психологов.
Проблема исследования, представленная в данной работе, заключается в теоретическом осмыслении и эмпирическом изучении взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей студентов-психологов.
Объект исследования: карьерные ориентации.
Предмет исследования: карьерные ориентации и личностные особенности у студентов на разных курсах обучения.
Целью исследования является изучение взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить теоретический и эмпирический опыт исследования взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей студентов на разных курсах обучения;
2. Определить содержание и характеристики карьерных ориентаций у студентов на разных курсах обучения.
3. Изучить содержание и характеристики индивидуально-личностные особенности студентов.
4. Выявить и описать взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах.
5. Разработать практические рекомендации, направленные на формирование и развитие карьерных ориентаций студентов с учетом их личностных особенностей.
Гипотеза - существует статистическое значимое различие во взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах обучения.
Выборка исследования: 50 респондентов, студенты разных курсов Института психологии БГПУ имени М. Танка в возрасте от 18 до 25 лет (15 парней и 35 девушек).
Методы исследования:
1) Аналитический (теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблематике);
2) Психодиагностический.
3) Методы математической и статистической обработки. Проведён корреляционный анализ карьерных ориентаций и особенностей личности – методом ранговой корреляции Спирмена, критерий Стьюдента для независимых выборок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Содержание понятия «карьерные ориентации» в психологии
Одним из важнейших аспектов профессионального развития и самореализации человека является сознательное планирование карьеры. Определяющим фактором профессиональной карьеры человека является его представление о его личности - профессиональная «я-концепция», которая стремится перевести человека в ряд вариантов карьеры.
При выборе профессии, т.е. профессиональные предпочтения и тип карьеры человека основаны на его талантах, мотивах, потребностях и ценностях, общей концепции личности.
Карьерные ориентации выражают направленность личности на нормы и ценности карьеры, характеризующиеся когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами и формирующиеся в течение профессиональной социализации.
Карьерные ориентации – это направленность на определенное карьерное решение или выбор в области карьеры [34, с. 24].
Карьерная ориентация или «карьерный якорь» (термин происходит из американской социальной психологии) представляет собой систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к работе, интересов, социально определенных мотивов деятельности, сформированных на основе прошлого опыта в процессе его социализации. Ориентация на карьеру служит для управления, стабилизации и интеграции индивидуальной карьеры. Человек не всегда сознательно реализует свою профессиональную направленность.
Одной из самых популярных концепций карьерных ориентаций можно назвать теорию «Якорей карьеры» американского психолога Э. Шейна, известная как «модель профессионального развития». Эта концепция была сформулирована в середине 1970-х годов на основе широкомасштабного эмпирического исследования лидеров, организованного Э. Шейном. Согласно концепции Э. Шейна, в любой профессиональной деятельности существуют разные направления для продвижения человека, соответствующие его карьерным ориентациям, и эти профориентационные ориентиры («Якорь карьеры») связаны с реализацией имиджа часть человека. Исследование, проведенное Э. Шейном, показало, что личностные характеристики человека, продемонстрированные в процессе профессиональной подготовки, не определяют факторы его будущей карьеры [27, с. 33].
Это связано с тем, что в начале карьеры человек обнаруживает для себя неожиданные соответствия и несоответствия его собственных потребностей, ценностей и навыков требованиям организации, в которой он работает. Кроме того, собственный опыт работы имеет решающее значение для выяснения интересов, ценностей и талантов человека. Постепенное прояснение образа себя, связанного с профессиональными потребностями, мотивами, талантами и ценностями профессиональной сферы, было названо процессом поиска «карьерного якоря», который, стабилизируя, теперь выступает в качестве ведущей силы в карьере. «Якорь карьеры» это группа потребностей, ценностей и талантов, реализация которых имеет огромное значение для человека при выборе профессии. Во-первых, Э. Шейн определил «пять краеугольных камней» карьеры: опыт, управление, автономия / независимость, стабильность и предпринимательство. Последующие исследования были проведены в 1980-х годах. В прошлом веке можно было выделить три других карьерных якоря: служение, вызов, интеграция образа жизни [27].
Концептуальная модель неявных жизненных принципов как средства саморазвития личности основана на утверждении, что жизненные принципы это феноменологически выраженные высказывания, оценочные суждения, идеи, выбранные человеком в качестве руководящих принципов, определяющих природу его действий и действий. По сути, это внутренняя позиция человека, система его ценностных отношений с самим собой, другими людьми, вещами, природой и миром в целом. Через жизненные принципы человек действует как самосоздатель. Роль принципов в жизни человека очень важна. Успех человека в профессиональном и личном плане часто зависит от эффективности принципов и правил, которыми они руководствуются.
Изучение карьерной ориентации в контексте структуры профессиональной Я-концепции на этапе профессионализации осуществляется С.Ю. Ждановой [12]. Субъект формирует карьерную ориентацию, которую можно рассматривать в контексте его профессионального самоопределения и профессионализации как исполнительную функцию выбора приоритетного направления профессионального продвижения (академическая, управленческая, предпринимательская карьера и т. д.).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и процедура исследования
Целью исследования является изучение взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах обучения.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить содержание и характеристики карьерных ориентаций у студентов на разных курсах обучения.
2. Изучить личностные особенности студентов на разных курсах обучения.
3. Выявить и описать взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах.
4. Разработать практические рекомендации, направленные на формирование и развитие карьерных ориентаций студентов с учетом их личностных особенностей.
Гипотеза - существует статистическое значимое различие во взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей у студентов на разных курсах обучения.
Выборка исследования: 50 респондентов, студенты разных курсов Института психологии БГПУ имени М. Танка в возрасте от 18 до 25 лет (15 парней и 35 девушек).
Методы эмпирического исследования:
1. Психодиагностический.
2. Методы математической и статистической обработки. Проведён корреляционный анализ карьерных ориентаций и особенностей личности – методом ранговой корреляции Спирмена, критерий Стьюдента для независимых выборок.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Методика предназначена для выявления так называемых «якорей карьеры», то есть ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, социально обусловленных побуждений к деятельности, характерных для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»). Так определяется ведущая карьерная ориентация, количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация. В таком случае карьера не является центральной в жизни личности.
2. Ценностный опросник (ЦО) Шварца. Опросник применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. При разработке опросника автор использовал методику М. Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.
3. Методика «Семь качеств личности» (Р.Б. Кеттел) в модификации А.Г. Грецова. Методика позволяет выявить 7 личностных качеств. Результаты подсчитываются отдельно по семи шкалам. Каждый ответ «Б» оценивается в 1 балл по той шкале, к которой относится соответствующий номер вопроса. Варианты «А» или «В» оцениваются в 2 балла, если они совпадают с приведенным ниже «Ключом», или в 0 баллов, если не совпадают. Показатели по каждой шкале могут быть от 0 до 12. Показатели от 0 до 4 – низкие, 5-8 – средние, 9-12 – высокие.
Выбор именно этих диагностических методик обусловлен тем, что данные методики относятся к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки структуры ценностно-смысловых ориентаций и изучения профессиональной идентификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Карьерные ориентации выражают направленность личности на нормы и ценности карьеры, характеризующиеся когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами и формирующиеся в течение профессиональной социализации. Карьерные ориентации – это направленность на определенное карьерное решение или выбор в области карьеры. Карьерные ориентации, которые формируются в процессе социализации, являются базовыми социальными установками, отражающими значимость карьеры для человека и предпочитаемый им тип карьеры. Как социальные установки, карьерные ориентации отражают готовность индивида реализовать тот или иной карьерный путь. Карьерные ориентации отражают ценности карьеры и способ достижения успеха при ее построении.
Важным механизмом профессионального развития студентов является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов - это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление и закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в карьерную ориентацию. Профессиональное развитие студента всегда имеет социальную обусловленность и формируется в процессе индивидуального развития. На него оказывают влияние обучение и воспитание. Направленность личности проявляется в целях, которые устанавливает перед собой предприниматель, в его интересах, социальных потребностях, увлечениях и установках, а также в его влечениях, склонностях, идеалах и т. д. Описано три ведущих вида направленности личности профессиональном развитии: личная, общественная и деловая.
На карьерные ориентации влияют многие, зачастую не зависящие друг от друга факторы, что осложняет прогностическую способность любых карьерных исследований. Ведь интернальность локуса контроля сложно «увязать» с ролью семейных отношений, а уровень образования не менее важен в деле построения успешной карьеры, чем абсолютно не зависящая от него способность к выстраиванию грамотных межличностных отношений. При такой разрозненной многофакторной «картине» влияния на карьерный процесс роль исследователя заключается в вычленении взаимозависимых переменных для выстраивания комплексных карьерных моделей. При признании за человеком, стремящимся к выстраиванию карьеры, мотивации к успешному должностному и (или) профессиональному развитию и при отказе от рассмотрения внешних социальных ситуационных факторов центральными остаются личностные и организационные переменные, влияющие на карьерные ориентации. При этом если анализ отдельных черт, шкал и параметров не может составить единую общую картину результатов, то важной исследовательской миссией становится поиск и отбор наиболее интересных комплексных конструктов. Совокупный анализ набора личностных характеристик студентов может стать одним из наиболее адекватных предикторов и факторов выстраивания карьерных ориентаций.
В ходе обработки данных эмпирического исследования были вычислены показатели по доминирующим карьерным ориентациям студентов 1 и 4 курсов. Сравнение процентных соотношений позволяет только указать на наличие тенденции к тому, что у студентов 4 курса характерна более выраженная карьерная ориентация на интеграцию стилей жизни, которая проявляется в том, что развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Для студентов 4 курса характерна более выраженная карьерная ориентация, направленная на вызов и профессиональное развитие по сравнению со студентами 1 курса, которая проявляется в том, чтобы преодолевать непреодолимые препятствия, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы «бросать вызов». Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Выраженность этой карьерной ориентации у студентов можно объяснить их возрастом и тенденцией к проявлению «юношеского максимализма». По данным методики С.Шварца в целом для студентов 1 и 4 курса характерно доминирование таких ценностей как: доброта, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения и безопасность.
В результате диагностики личностных особенностей студентов установлено, что наиболее выраженные различия у студентов 1 и 4 курсов заметны по личностным особенностям «Робость – смелость». Более низкие оценки выявлены у большего количества студентов 1 курса по сравнению со студентами 4 курса. Студенты 1 курса более робкие, сдержанные, проявляют осторожность, не вполне уверены в своих силах, могут отличаться повышенной чувствительностью к угрозе. У студентов 4 курса более выражены высокие оценки по шкале. Они отличаются более выраженной смелостью, активностью, склонностью к риску. Также выражены различия по шкале «Уверенность в себе – тревожность». У студентов 4 курса более выражены низкие оценки.
1. Авраменко, Н.Н. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов / Н.Н. Авраменко // Прикладная юридическая психология. – 2015. – №2. – С. 134-142.
2. Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом: технологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 192 с.
3. Асафьева, Н.В. Социально-психологические аспекты профессионального становления личности / Н.В. Асафьева // Современное образование. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – М. : МГУ, 2018. – С. 243–246.
4. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 170 с.
5. Бильданова, В. Р. Профессиональные ценностные ориентации студентов / В. Р. Бильданова, Э. Д. Гришанина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6–1. – С. 79–79.
6. Болотова, Ж.А. Ценности педагогической деятельности / Ж. А. Болотова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1–2. – С. 257–259.
7. Бондарчук Е.В. Проблема формирования мотивации профессиональной деятельности студентов-педагогов / Е.В. Бондарчук // Весці БГПУ. – 2019. - №6.
8. Брагина, Ю. В. Формирование ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа / Ю. В. Брагина // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 6. – С. 125–131.
9. Былахиров, К.М. Мотивация в учебной деятельности студентов / К.М. Былахирев, Т.Ю. Ковтун // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 94–95.
10. Ермолаева, Е.П.. Психология профессиональной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. – 347 с.
11. Жарких, Н.Г. Мотивация карьерной ориентации / Н.Г. Жарких, Н.В. Васина, С.С. Костыря // Ученые записки ОГУ. Научный журнал. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – №4. – С. 343-347.
12. Жданова, С.Ю. Особенности представлений студентов о карьере / С.Ю. Жданова // Вектор науки ТГУ. - 2014. - Т.4. - №7. - С. 102-105.
13. Завьялова, Е. К. Управление развитием человеческих ресурсов / Е. К. Завьялова, М. О. Латуха. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. – 252 с
14. Изотова, Е.Г. Психологические особенности структуры учебной деятельности студентов вуза / Е.Г. Изотова [электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Архангельск, 2018. – С. 421-424. – Режим доступа : https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-struktury-uchebnoy-deyatelnosti-studentov/viewer
15. Карандашев, В. Н. Методика С. Шварца для изучения ценностей личности / В. Н. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004. – 166 с.
16. Карасев, П. А. Совершенствование программ высшего образования в контексте современных требований рынков образовательных услуг и профессионального сообщества / П. А. Карасев, Л. А. Чайковская // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 3–9.
17. Карякина, С.Н. Структура учебной мотивации студентов на разных этапах обучения в вузе / С.Н. Карякина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – №1. – С.46-51.
18. Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. – Вологда: Легия, 2018. – 332 с.
19. Кириенко, В.В. Студенческая молодежь: ментальные особенности, идентичность, образ жизни / В. В. Кириенко, В. В. Клейман, А. А. Злотников ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. – 281 с.
20. Кондратьева, М.В. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций и мотивации достижения в студенческом возрасте / М.В.Кондратьева // Наука и образование. – 2011. – № 4. – С.44-52.
21. Ксенда, О. Г. Стереотипные представления о профессии как социально-психологический фактор профессионального самоопределения личности // Психологические проблемы профессионального развития и профессионального образования личности : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 20–12 мая 2016 г. / Мозыр. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина. – Мозырь, 2016. – С. 124– 127.
22. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Соврем. слово, 2006. – 215 с.
23. Малошонок, Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н.Г. Малошонок, Т.В. Семенова, Е.А. Терентьев // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 92-121.
24. Мельникова, Н.Н. Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная динамика // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2016. – Т.9, №3. – С. – 76-86.
25. Миронова, С.П. Профессиональная идентификация личности: постановка проблемы и определение понятия / С.П. Миронова // Образование и наука. – 2018. – №4. – С. 81-90.
26. Обносов, В. Н. Влияние представлений о профессии на профессиональное развитие личности / В. Н. Обносов // Актуальные проблемы науки и образования. Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы / Под общ. ред. В. Я. Никульшина. – Мичуринск, 2017. – С. 65–68.
27. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М.Митиной. – Минск : Соврем. Слово, 2018. – 544 с.
28. Реньш М. А. Ценности профессиональной деятельности: теоретико-методологический аспект // Образование и наука. – 2017. -№4(8). - С. 28-37.
29. Рубанова, Е.Ю. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности социального работника / Е.Ю. Рубанова // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2015. – Том 6, № 4. – С. 194-201.
30. Рязанцева, М. В. Личностное и профессиональное становление студентов в процессе учебной практики / М. В. Рязанцева // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10-1. – С. 16–18.
31. Самойлик, Н. А. К вопросу о психологической диагностике профессионально-ценностных ориентаций личности / Н. А. Самойлик // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11.
32. Смирнов, С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза / С.Д.Смирнов // Вестник МГПУ. – 2015. - № 2. - С.25-34.
33. Смирнова, С.В. Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности / С.В. Смирнова, Е.Н. Сиднева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2015. - №3. – С.64-68.
34. Соловьева, Е. М. Подходы к определению понятия «карьерные ориентации» / Е. М. Соловьева // Психология карьеры: материалы Всерос. научно-практ. конф. (заоч.), 2012. — С. 24-27.
35. Терновская О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в вузе / О. П. Терновская // Прикладная психология и психоанализ. — 2018. — № 2. — С. 65-73.
36. Требушкова, Е. И. Стажировка как форма профессионального самоопределения молодых специалистов / Е. И. Требушкова, Ю. В. Шевченко // Социальное партнерство: опыт, проблемы и перспективы развития: сб. докл. и тез. XV Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. О. И. Зацепиной. – Ярославль, ЯФ ОУП ВО «АТ и СО», 2018. – С. 582.
37. Фатеева, А. Ю. Теоретико-методологический анализ проблемы развития ценностно-смысловой сферы личности в ранней взрослости / А. Ю. Фатеева // Сборник научных статей. – Минск : Изд-во Академии управления при президенте Республики Беларусь, 2015. – С.177–178.
38. Цариценцева, О. П Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6. – С. 73-74.
39. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Сост. В.П. Вдовиченко. – М.: Аспект-Пресс, 2018. – 24 с.
40. Шапиро, С. А. Управление трудовой карьерой работников организации / С. А. Шапиро, П. И. Ананченкова. – М. : Директ-Медиа, 2017. – 300 с. –
41. Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. 4-е изд. / В.А. Шаховой, С. А. Шапиро – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 425 с.
42. Шиняева, О.В. Теоретико-методологические подходы к исследованию профессиональной идентификации молодежи / О.В. Шиняева, К.А. Тчапе // // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2015. - № 4 (36). - С. 134-145.
43. Широкова, Л. В. Graduate recruitment: тенденции и возможности для российского рынка / Л. В. Широкова, Н. М. Алексеева // Актуальные проблемы и перспективы развития бизнеса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2018. – С. 356–360.
44. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 20017. – 466 с.
45. Шубаро, О.В. Ценностные ориентации иностранных студентов, обучающихся в белорусском государственном университете // Беларусь в цифрах: статистический справочник 2017. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Данные по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере Э.Шейна.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Данные по методике диагностики ценностных ориентаций С.Шварца.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Данные по методике диагностики личностных особенностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты