Взаимосвязь коммуникативной толерантности и эмоционального интеллекта у студенческой молодежи
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь коммуникативной толерантности и эмоционального интеллекта у студенческой молодежи»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
128.00 BYN
Взаимосвязь коммуникативной толерантности и эмоционального интеллекта у студенческой молодежи
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
1.1 Толерантность как социально-психологический феномен
1.2 Коммуникативная толерантность личности: понятие, факторы, влияющие на её формирование
1.3 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
1.4 Психологические особенности студенческого возраста
1.5 Направления и перспективы волонтерской деятельности для студенческой молодежи
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
1.1 Толерантность как социально-психологический феномен
Концепция толерантности разрабатывалась более века, и поэтому, как «историческое содержание», она все еще представляет собой широкое пространство для дискуссий. Следующий момент, объясняющий существование нескольких концепций толерантности в разных парадигмах, связан с тем, что толерантность приобрела соответствующую интерпретацию, «наполненную своим особым конкретным смыслом».
Толерантность в переводе с латинского означает быть терпимым, терпимым, снисходительным к кому-то или чему-то [30].
Толерантность может функционировать как кодекс поведения, представляющий цели деятельности человека, как принцип и норма. Как принцип, он переводится в позицию определения руководящих идей, ориентиров и внутренних убеждений деятельности человека. И как норма, толерантность укрепляет структуру социального взаимодействия, фиксируя степень и точность соблюдения установленных людьми правил. Толерантность, как идеал, будет действовать на самом высоком уровне своего выражения.
Согласно Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, выражающаяся в праве всех людей в гражданском обществе быть разными, обеспечивать прочную гармонию между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважать многообразие различных культур, цивилизаций и народов мира, быть готовым понимать и работать с людьми, отличающимися по внешнему виду, языку, верованиям, обычаям и убеждениям».
В преамбуле Устава Организации Объединенных Наций определение толерантности изложено следующим образом». Проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом как добрые соседи».
Наиболее распространенная интерпретация «толерантности» - «терпимость», что неудовлетворительно, поскольку подразумевает как минимум насилие над собой, несмотря на собственные внутренние нормы. Такое насилие, как и любое насилие, не может не привести к росту напряженности, в отличие от сдерживания негативного поведения.
Этимологический анализ слова «толерантность» и его субстантивация в европейских языках, особенно в английском (А. Г. Асмолов), показывает довольно широкий спектр значений, используемых в различных контекстах, особенно в общей психологии (психологии личности) и социальной психологии [9].
Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова считают, что понятие «толерантность» имеет особое значение в любом языке на земле - оно связано с интуитивным пониманием человеческой солидарности, всеобщей взаимосвязанности людей и уважением прав других [32]. Мнения об этом интуитивном понимании и о существовании понятия «толерантность» во всех языках достаточно произвольны.
В своем современном проявлении термин «толерантность» является предметом многих научных исследований, трактуемых с различных точек зрения: политической, философской, социальной, религиозной, биологической, расовой, психологической и других.
Политическая толерантность подразумевает способность принимать политические решения без принуждения.
Социальная толерантность - это форма партнерского взаимодействия между различными социальными группами общества и их властными структурами, когда требуется сотрудничество и уважение позиций всех сторон-.
Религиозная толерантность рассматривает духовный аспект и обращается к вопросу религиозной терпимости.
Биологическая толерантность выражается как генетическая зависимость способности организма противостоять стрессорам, с одной стороны, и как основа его адаптивности, с другой.
Этническая толерантность - это отсутствие негативного отношения к культуре другого народа.
1.2 Коммуникативная толерантность личности: понятие, факторы, влияющие на её формирование
В современном мире толерантность является одной из важных характеристик, поскольку во многих странах высоко ценится точка зрения каждого человека. В процессе общения с другими людьми люди проявляют толерантность, которую исследователи называют коммуникативной толерантностью. Коммуникативная толерантность - это особый вид толерантности.
В.В. Бойко, М.Т. Громкова, В.М. Грищук, П.Ф. Комогорова, Л.И. Маленкова, А.В. Мудрик, Л.А. Николаева, О.Б. Скрябин, Г.П. Щедровицкий, Л.П. Яцкевич и др. изучали проблему коммуникативной толерантности. Исследователи считают толерантность важным аспектом и отмечают, что она является основой общения. С точки зрения развития, толерантность является началом процесса формирования общения, а общение - конечной точкой толерантности.
Для понимания коммуникативной толерантности стоит обратить внимание на понятия «толерантность» и «коммуникация». Толерантность - это терпимость к различным мировоззрениям, образу жизни, поведению, религиям, обычаям. А коммуникация - это обмен информацией (общение) между организмами. По мнению А.Н. Леонтьева, общение - это не только передача информации, это «система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в совместной деятельности, процесс реализации социальных и личностно-психологических отношений, и использование для этого специфических средств, прежде всего языка» [26]. Таким образом, коммуникативная толерантность - это способность человека терпимо относиться к другим людям, а также принимать их без агрессивных реакций.
В.В. Бойко ввел понятие «коммуникативная толерантность». Он объясняет коммуникативную толерантность как «характеристику отношения человека к людям, показывающую степень терпимости к психическим состояниям, качествам и поведению партнеров по взаимодействию, которые он считает неприятными или неприемлемыми» [12, с. 396].
Г. Крайг понимает коммуникативную толерантность как ценность социокультурной системы, ценную черту характера, внутренний стержень социальной психологии, определяющий отношение человека к себе, к окружающему миру [22].
В.М. Грищук определяет коммуникативную толерантность как психосоциальную характеристику личности, основным направлением сознания которой является толерантное, бесконфликтное коммуникативное поведение, особый, доброжелательный тип взаимодействия личности с окружающими.
О.Б. Скрябина определяет коммуникативную толерантность как устойчивое личностное состояние, определяющее определенный тип личностного взаимодействия с другими людьми, характеризующееся наличием в сознании субъекта образца успешного и личностно значимого коммуникативного поведения толерантности, а также доминирующей сознательной направленностью в процессе его реализации.
Е.А. Калач определяет коммуникативную толерантность как важное личностное и профессиональное гуманистическое качество специалиста по связям с общественностью, которое способствует успешному осуществлению его профессиональной деятельности и, следовательно, должно быть реализовано в процессе подготовки специалистов в этой области деятельности.
По мнению Л.А. Николаевой, коммуникативная толерантность является важным профессиональным качеством для лиц, являющихся будущими специалистами в области «человек-человек», и является важной составляющей успешной профессиональной деятельности юристов.
По мнению С.Н. Толстиковой, коммуникативная толерантность будущих социальных педагогов - это динамическое явление, которое обеспечит самореализацию личности социального педагога в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная деятельность социальных педагогов регулируется различными стилями коммуникативной толерантности: синергия, адаптация к исполнению, избирательность.
1.3 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Сочетание понятий «интеллект» и «эмоции» вызвало много споров и дискуссий в научном сообществе. По мнению некоторых авторов, во-первых, «интеллект» здесь является неуместной и вводящей в заблуждение метафорой должен быть заменен термином «способность»; во-вторых, интеллект определяется как способность, но «без какой-либо уникальной способности, связанной с эмоциями» [41; 43].
Классическая концепция интеллекта была разработана Д. Векслером, который определил его как общую способность людей действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно общаться с окружающей средой. Это определение включает в себя не только рациональные способности, но и социальные и коммуникативные. К сожалению, эта группа факторов не получила должного внимания, в отличие от рационального компонента, который повлиял на развитие идеи о том, что интеллект - это некий конструкт, отвечающий за решение математических и логических задач [36].
Изначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с понятием «социальный интеллект». Оно появилось благодаря таким исследователям, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк, в контексте проблемы развития социального интеллекта. Д.В. Ушаков заявил, что эмоциональный интеллект, хотя и тесно связан с социальным интеллектом, имеет свои особенности. Таким образом, эти две концепции можно представить, как перекрывающиеся области [38].
В 1985 году клинический физиолог Р. Бар-Он впервые ввел обозначение эмоционального коэффициента по аналогии с коэффициентом интеллекта. В 1990 году Дж. Майер и П. Саловей ввели понятие «эмоциональный интеллект». Вместе с Д. Гоулманом, Дж. Майером и П. Саловеем они составляют «тройку лидеров» исследований эмоционального интеллекта. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, что такое эмоциональный интеллект [6].
Существует большое количество определений эмоционального интеллекта.Р. Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», определяет эмоциональный интеллект как набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и стрессами внешней среды [16].По мнению Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои и чужие эмоции, чтобы мотивировать себя и других, а также взаимодействовать в частном порядке и с другими людьми. способность хорошо управлять эмоциями в [6].
Если подходить к этой теме с прикладной точки зрения, то имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе не может быть надежным предиктором успеха на работе, но он является основой для компетенций, необходимых для достижения успеха.
Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко осознавать чувства другого человека дает возможность развивать такие компетенции, как способность влиять на других мотивировать их. Люди, которые лучше умеют управлять своими эмоциями, чаще развивают такие компетенции, как инициативность и способность работать под давлением. Именно анализ эмоциональной компетентности необходим для прогнозирования успеха на работе.
В 20 веке основное внимание уделялось «общему» интеллекту (IQ). В то время перспективы человека на успех в жизни оценивались на основе интеллекта и технических способностей.
В книге Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» приводятся данные исследований, согласно которым различные версии IQ с вероятностью 4-25% влияют на успешность человека [17].
Д. Голдман убедительно показывает, что наиболее эффективны в своей деятельности те, кто сочетает разум и эмоции. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом принимают лучшие решения, действуют более эффективно в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что помогает им продвигаться по карьерной лестнице [38].
Тема эмоций далеко не нова в научном сообществе. В XX веке было проведено множество исследований, посвященных проблеме эмоций. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о единстве интеллекта и эмоций, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века [6].
1.4 Психологические особенности студенческого возраста
Новые мотивы, новые ценности, новые потребности и интересы возникают в переходные и кризисные периоды развития человека и перестраивают на своей основе личностные качества предыдущего периода. Мотивация, присущая студенческой жизни как системе формирования личности, связана с развитием самосознания, осознанием места своего «Я» в системе социальных отношений.
С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются характеристики внутреннего мира и самосознания, эволюционируют и реорганизуются психические процессы и свойства личности, меняется структура эмоционально-волевой жизни [29].
Подростковый возраст (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет) - это период, когда человек может пройти путь от неопределенного, неустойчивого юноши или девушки, претендующего на взрослость, до фактического взросления.
В подростковом возрасте молодой человек сталкивается с проблемой выбора своих жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутренние позиции по отношению к себе, к другим и к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек осознанно определяет свое место в категориях добра и зла. Честь, достоинство, права, обязанности и другие качества личности - это те вопросы, которые больше всего волнуют человека в юности. В юности молодые люди максимально расширяют свой диапазон добра и зла, испытывая свой разум и душу на спектре от прекрасного, благородного добра до ужасного, покорного зла. В этом возрасте молодые люди стремятся испытать все многообразие духовной жизни, присущее человеческому состоянию ума и сердца.
Именно в этот период человек решает, в каком порядке он будет использовать свои способности, чтобы реализовать себя в работе и жизни.
Именно в подростковом возрасте происходит формирование человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтологического осознания сходства с другими людьми, отстраняется от социально значимых личностных качеств, способности к эмпатии, позитивного морального отношения к людям, к себе и природе и т.д.
Развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интереса к научным исследованиям относятся к новым формам подросткового возраста [21].
Смысл жизни является наиболее важным новообразованием в раннем подростковом возрасте [20]. Именно в этот период вопрос о смысле жизни становится глобальным, учитывающим как близкие, так и далекие перспективы.
Также важным новообразованием является появление жизненного плана, который показывает сознательно выстроенное отношение к своей жизни, проявление начала поиска ее смысла.
Для дальнейшего успешного взаимодействия следует научить студентов принимать индивидуальность других людей, быть терпимыми к дискомфорту партнеров по общению, уважать мнения и позиции друг друга. В мультикультурной среде коммуникативная толерантность и эмоциональный интеллект становятся важными факторами успешного обучения и личностного развития студентов.
В современной психологии значительное внимание уделяется эмпирическим исследованиям уровня коммуникативной компетентности, а также уровня эмоционального интеллекта студентов, их связи с различными подструктурами личности. Так, диагностируя коммуникативную компетентность студентов творческих и нетворческих профессий, В.В.Козлов и Н.Г.Санникова пришли к выводу, что у студентов-психологов в процессе обучения развивается личностная толерантность. Однако наличие установок и предрассудков в отношении определенных социальных групп приводит к нетерпимости и негативизму, что проявляется в общей негативной коммуникативной установке.
В статье А.А. Денисовой представлены результаты исследования толерантного отношения личности и особенностей конфликтного поведения студентов. Авторы делают вывод, что коммуникативная толерантность положительно связана с такими стилями поведения в конфликте, как компромисс, избегание и адаптация.
На основе эмпирических данных О.В. Рудыхина описан синтез уникальных психологических особенностей толерантной личности студентов. В этот комплекс входят такие качества, как стремление к саморазвитию, ориентация на эстетические ценности, стремление к искренности и гармонии в межличностном взаимодействии, склонность решать проблемы гуманным способом.
1.5 Направления и перспективы волонтерской деятельности для студенческой молодежи
Помимо поиска карьеры, молодые люди стараются интегрироваться в социальную жизнь своего окружения. Волонтерская работа часто помогает им в этом.
Вовлечение будущих специалистов в волонтерскую деятельность является важной образовательной и воспитательной задачей в системе профессионального высшего образования. Условиями важности данного вопроса являются, во-первых, приоритеты развития гражданского общества; забота об идеологии белорусского государства; во-вторых, необходимость усиления методической поддержки волонтерских организаций, работающих в учреждениях образования.
Система добровольчества, широко распространенная во многих странах, представляет собой социальное явление, основанное на базовой естественной потребности одних людей помогать другим. 2000 год был объявлен Международным годом добровольцев, что послужило важным импульсом для развития мирового добровольческого движения. Социологические опросы, проведенные среди населения, показывают, что большинство граждан становятся добровольцами из глубокого сострадания к нуждающимся. Волонтерство - это уникальная возможность приобретения жизненного опыта, расширения круга общения, личностного роста студентов и студенческой молодежи в целом. Сегодня в мире существует целая сеть международных волонтерских организаций. Его деятельность направлена на объединение и мобилизацию молодых людей, развитие их активности в сфере добровольчества, координацию работы с различными категориями людей, нуждающихся в заботе. Волонтерство - это форма участия студентов в общественно-полезной деятельности, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальных проблем.
Развитие добровольческого (волонтерского) движения в республике имеет большой нравственный потенциал для студентов, формируя социально-духовные отношения в обществе для каждой личности. Как специфический институт социализации, волонтерство создает условия для усвоения студентами социального опыта и реализации личных и общественных потребностей на основе интересов, поскольку сочетает в себе три основных направления социализации личности: деятельность, общение и самопознание.
Участие студентов в деятельности волонтерских объединений способствует активному освоению практических навыков и умений, развитию организаторских способностей, инициативы, социальных контактов и партнерского взаимодействия с государственными и общественными институтами в интересах тех, кто нуждается в помощи.
Согласно очень распространенному определению, волонтерство - это результат свободно выбранной деятельности человека, направленной на безвозмездную помощь другим [8].
Из имеющихся определений понятия «волонтер» наиболее точным и полным является приведенное ниже.
-Волонтер - это человек, который предлагает свои услуги добровольно, не по каким-либо материальным или финансовым мотивам, не по социальным, экономическим или политическим причинам, а из убеждения, что его деятельность принесет пользу человеку, обществу [16].
-Волонтер - это человек, который добровольно занимается каким-либо делом [7].
-Волонтер - это человек, который добровольно и бескорыстно оказывает услуги на регулярной или периодической основе на благо обездоленных [1].
Потенциал и возможности волонтерства для студентов можно рассмотреть через призму функций, которые оно выполняет. Здесь стоит отметить два векторных направления эффектов волонтерства: векторно-субъектное и векторно-социальное.
С точки зрения субъективного подхода можно выделить следующие функции.
1. Мировоззренческая. В процессе вовлечения в работу по социальному обеспечению студенты ощущают значимость своего существования, необходимость и важность волонтерской деятельности, осознают возможность реалистичного преобразования и свою роль в этом процессе.
2. Образовательная. Участие в волонтерских проектах требует от человека ответственности и проявления таких качеств, как сострадание, доброта, товарищество, честность, бескорыстие, благородство и т.д.
3. Коммуникативная. В большинстве случаев студенческая волонтерская деятельность направлена на людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в силу социальных, экономических и других факторов (помощь пожилым людям, сиротам, людям с тяжелыми заболеваниями и т.д.). Волонтерская работа связана с необходимостью общения с лидерами волонтерских или других общественных организаций, другими волонтерами, целевыми группами, сотрудниками государственных учреждений, проводящих волонтерские программы, и т.д.
1. Алтынцева Е.Н. Волонтерское движение: взаимодействие с детьми-сиротами : учеб.-метод. пособие / Е.Н. Алтынцева, О.В. Косточкина ; Белорус. гос. пед. ун-т. – Молодечно : Победа, 2007. – 100 с.
2. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конференции, 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003.
3. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конференции, 30–31 января 2004 г., г. Брест. Брест, 2004.
4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.57-65.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
6. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С.78-86.
7. Асмолов А.Г. 21 век: психология личности в век психологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность / Под ред. В.И.Кабрина. - Томск: Изд-во Том. Ун-та. - 2002. – 262 с.
8. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.
9. Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
10. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. – СПб.: СПбМАПО, 1998. – 24 с.
11. Бойко В.В. Психоэнергетика. - СПб. : Питер, 2008.- 416 с.
12. Большой психологический словарь / [Авдеева Н.Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
13. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Вопросы психологии. - 1958. -№ 3. - С.125-134.
14. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.
16. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М., 2006. – 326 с.
17. Истоки милосердия / Учреждение образования «Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова». – Витебск, 2003. – 35 с.
18. Карлинская И.М., Шлягина Е.И., Щербакова А.Б. О построении типологии толерантности // Электронное приложение к журналу «Ежегодник Российского Психологического Общества». Психология и культура: Материалы 3 съезда РПО (25-28 июня 2003 г.). – 599 с.
19. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Академический проект, 2005. - 192 с.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., Просвещение, 1989. – 256 с.
21. Кон И.С. Психология юношеского возраста проблемы формирования личности : учебное пособие / И.С. Кон. – Москва : Просвещение, 1979. – 175 с.
22. Крайг Г. Психология развития. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
23. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.
24. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М., 2004.
25. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты //Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен/Под ред. Г.А. Емельянова. М., 2000.
26. Малова А.А., Сяитова, Н.Т. К вопросу о коммуникативной толерантности современных подростков // Современные научные исследования и инновации. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс] / А.А. Малова, Н.Т. Сиятова. – 2015. – Режим доступа: http://web. snauka.ru/issues/2015/02/46495
27. Олпорт Г. Природа предубеждения. Век толерантности // Науч.-публицист. вестн. 2003. № 6. С. 39-50.
28. Пособие волонтёра / Беларускi Чырвоны Крыж. – Минск, 2007. – 36 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 1999.
30. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.
31. Словарь иностранных слов. – 9-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1982. – 608 с.
32. Солдатова Г.У., Асмолов А.Г., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. — 2001. — № 1-2. — С. 8–19.
33. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. - М.: Изд-во МГУ. - 2001.-116 с.
34. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : Учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 488 с.
35. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стер. Москва; Воронеж, 2003. 368 с.
36. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М. : Вербум-М, 2003. – 164 с.
37. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2
38. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
39. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4. - С.131-139.
40. Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2015. № 8. Ч. 2. С. 175-179.
41. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, Москва: « Советская энциклопедия», 1983.- 840 с.
42. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2.
43. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М. : Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. – 469 с.
44. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.
45. Gardner H. Multiple Intelligences. N.Y., 1993
46. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2005
47. Mayer J.D., Salovey P. Emotional Intelligence. N.Y., 2005.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты