Особенности рефлексии педагогических работников во взаимосвязи с их ценностными ориентациями
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности рефлексии педагогических работников во взаимосвязи с их ценностными ориентациями»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
251.00 BYN
Особенности рефлексии педагогических работников во взаимосвязи с их ценностными ориентациями
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики рефлексии педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карьерные ожидания педагогов со стажем работы в отрасли до 5 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты исследования мотивов профессиональной деятельности педагогов со стажем работы в отрасли до 5 лет.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ИХ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
1.1 Подходы к интерпретации понятия «рефлексия» в современной психологии
1.2 Ценностные ориентации личности как психологический феномен
1.3 Специфика педагогической профессии, процесс становления профессионально-ценностных ориентаций
ГЛАВА 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Сформированность рефлексии педагогических работников различного стажа деятельности
2.3 Сформированность ценностных ориентаций педагогических работников различного стажа деятельности
2.4 Взаимосвязь рефлексии педагогических работников и их ценностных ориентаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важным внутренним процессом каждого человека является рефлексия. Это личностное образование позволяет осознать и выделить себя в окружающем мире, посмотреть на себя со стороны. Благодаря рефлексии личность получает возможность осознать необходимость собственного развития, вести наблюдение за личностными и поведенческими проявлениями. На основе понимания своих недостатков, анализа собственного поведения, у человека формируется образ того, каким путем и какими способам он может стать лучше.
В современных условиях особый интерес представляет изучение рефлексии педагогических работников во взаимосвязи с их ценностными ориентациями. Осмысление и осознание своего внутреннего мира важно педагогу как для его собственного саморазвития, так и взаимодействия с другими людьми. Педагогу важно уметь замечать свои недостатки и промахи, чтобы направить свои усилия на их коррекцию и преодоления. Ведь от личности педагога зависит уровень образования и воспитанности будущего поколения. Потому педагог и должен обладать развитой рефлексией.
Феномен рефлексии выступал предметом исследования таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А..Н. Леонтьев и др. Их трудны внесли большой вклад в разработку проблемами обращения личности во внутренний мир и выстраивания на этой основе всего поведения, выбора жизненного пути, стратегий саморазвития, проявления субъектности.
В своих работах А.В. Карпов рассматривает рефлексию как «психологическую синтетическую реальность, которая выступает и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них» [29, с. 58]. Такое понимание рефлексии позволяет рассматривать это образование, как находящееся на разных уровнях выраженности.
Рефлексию многие учёные рассматривают в тесной связи с такими понятиями, как индивидуальность, осознанность, самопринятие. В контексте модернизации образования приобретает ключевое значение рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности. Очень важно, чтобы современный педагог имел взгляд на собственную мысль, могу видеть свои действия и их последствия со стороны. Педагогическая рефлексия выступает важным аспектом профессионального роста. Она позволяет педагогу ориентироваться на самообразование и другие ценности.
К проблеме изучения рефлексии обращались такие исследователи, как А.А. Бизяева, Б. З. Вульфов, Е.А. Евстифеева, А.А. Тягунов, О. И. Каляшева, А.В. Карпов, И.С. Ладенок, Г.И. Липатников, Я.А. Пономарев, Е. Н. Рябышева и др.).
Лишь некоторые авторы обращаются к специфике педагогической рефлексии (О.Б. Левагина, Г.П. Щедровицкий и др.).
Среди белорусских психологов, занимающихся проблемой формирования рефлексии, можно отметить таких исследователей, как А.В. Зенько, А.В. Музыченко, И.И. Цыркун, И.А. Белокурская.
Личность педагога многими учеными рассматривается как важное условие, определяющее успешность образовательного процесса, и считается основным мерилом его профессионализма. Важной сферой современного педагога является ценностная сфера.
Ценностные ориентации - это личностные диспозиции, которая отражают отношение человека к явлениям социального мира, указывают на значимость определенных сфер и аспектов действительности (работы, семьи, развлечений, природы и искусства, саморазвития и т.д.). Они отражают личностный смысл человека (А.Н. Леонтьев), его жизненную позицию (Л.И. Божович) и т.д.
Общеизвестно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу, но уровнем профессиональной подготовленности.
Педагогическая деятельность обладает высокой социальной значимостью. От педагога требуется выполнение многообразных функций – организации учебной деятельности, управления вниманием учеников. Также он должен следить за собой, своей речью, мимикой и жестами. Так, педагог одновременно выступает организатором и руководителем педагогического процесса, благодаря рефлексии, его сознание должно быть направлено на осмысление происходящего, оценку и выстраивание своего поведения в соответствии с характером педагогической ситуации. Рефлексия при этом является важным механизмом выхода личности из наличной ситуации в надситуативную, позволяющим выстраивать наиболее адекватные стратегии поведения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ИХ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
1.1 Подходы к интерпретации понятия «рефлексия» в современной психологии
К проблеме рефлексии одним из первых обратил Аристотель, который определял ее как «мышление, направленное на мышление». Это явление человеческого сознания рассматривается с разных сторон многочисленными науками [2, с. 54]. Первоначально, понятие рефлексии, возникшее в философии, означало процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании. В частности, Декарт рассматривал рефлексию как способность индивида сосредоточиться на внутреннем содержании своих мыслей, отказавшись от всего внешнего, телесного. Понятие «рефлексия» (от латинского reflexio - «обращение назад») изначально возникло в философии и обозначало процесс размышления человека о совокупности происходящего в его собственном сознании. Это деятельность самопознания, открывающая для человека содержание его духовного мира [2, с. 54]. Сегодня понятие рефлексии рассматривают с точки зрения различных теоретико-методологических подходов, при рассмотрении феноменологии сознания личности. Учёные согласны в том, что отличительная черта рефлексии состоит в том, что она позволяет человеку выти за пределы самого себя и посмотреть на себя стороны.
Для научного изучения рефлексии поворотным моментом считаются работы английского педагога и философа Д. Локка. Он понимал рефлексию как внутренний опыт, предстающий в виде главного, первоочередного источника знаний. При этом делался акцент на разнице между этим внутренним опытом и внешним, формирующимся посредством работы органов чувств при восприятии окружающего мира.
По словам великого британского ученого Дж. Локка, рефлексия - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [35, с. 50]. Он считал, что существует два уровня психики: на первом располагаются восприятие, различные мысли человека и его желания. Второй уровень представлен такими аспектам, как наблюдение за своим восприятием, мыслями и устремлениями. По сути, рефлексию отождествляют с интроспекцией, так как оба образования позволяют человек изучить собственные закономерности психики.
Согласно двухуровневой структуре психики, созданной Локком, первый уровень - это восприятие, мысли и желания, второй - созерцание или наблюдение за структурами первого. В работах Д. Локк понятие «интроспекция» отражает идею о том, что возможно рефлексивное наблюдение. Также в своих работах данный автор подчеркивал, что рефлексия открывает возможность для самопознания [35, с. 51].
В современных исследованиях феномен рефлексии включают в контекст различных внутренних явлений - саморегуляции, самопознания, самоактуализации, самоотношения. По сути, на рассматривается как механизм, с помощь которого осуществляются перечисленные явления [5, с. 15]. Важно отметить, что именно от Локка идет традиция научного изучения рефлексии. Он впервые выделил рефлексию как особую психическую реальность и определил ее не только как действие ума над самим собой, т. е. наблюдение, на которое направлена умственная деятельность, но и как причину, вследствие которой происходит появление идей этой деятельности [10, с. 38].
В своих работах К.П. Швецов рассматривал различные подходы на рефлексию. Он указывает, что понятие рефлексии берет истоки от латинского слова «reflexio», что переводится как «обращение назад» и обозначает отражение, и вместе с тем исследование познавательного акта. В работах С. Кьеркегора также рассматривается сущность рефлексии. Философ говорил о том, что существуют различия между объективным и субъективным мышлением. Если «объективное мышление безразлично к мыслящему субъекту и его экзистенции, рассчитывает во всем на результат и способствует тому, чтобы человечество обманывалось, то субъективное мышление имеет другой тип рефлексии, а именно вид внутреннего, вид обладания, вследствие чего оно принадлежит именно этому субъекту и никакому другому» [20, с. 33]. По сути, рефлексия – это и есть субъективное мышление.
Субъективная рефлексия носит двусторонний характера. Человек одновременно мысли и действует, он смотри на себя со стороны, на свои мысли и действия, пытается их анализировать. Взгляды С. Кьеркегора на субъективное мышление отражены в положении о том, что «с одной стороны, внутренне изолированная субъективность «хочет сообщить себя», а с другой - стремится остаться «во внутренности ее субъективной экзистенции» [22, с. 24]. В таком понимании феномен рефлексия приобретает экзистенциальный характер и отражает проблему осмысления личностью своего бытия в пограничных ситуациях жизненного самоопределения.
ГЛАВА 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
2.1 Организация и методы исследования
Цель проведения эмпирического исследования заключалась в изучении взаимосвязи рефлексии педагогических работников и их ценностных ориентаций.
В исследовании приняли участие 30 педагогов УДО со стажем работы до 5 лет и 30 педагогов УДО со стажем работы от 5 до 10 лет.
Исследование строилось с соблюдение следующих этапов:
1. Подбор диагностического инструментария, инструктирование респондентов.
2. Изучение сформированности рефлексии педагогических работников и их ценностных ориентаций.
3. Определение различий в сформированности рефлексии и ценностных ориентаций педагогических работников различного стажа работы в отрасли.
4. Определение взаимосвязи рефлексии педагогических работников и их ценностных ориентаций.
При проведении тестирования испытуемых были соблюдены следующие принципы:
1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому: ни процесс деятельности диагноста, ни ее результат не должны наносить испытуемому какой–либо вред (здоровью, состоянию, социальному положению и др.). Согласно этому принципу, каждый испытуемый был информирован о целях исследования, методах и формах использования полученных результатов. Было получено согласие испытуемого участвовать в обследовании.
2. Принцип компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и обладает необходимыми умениями и навыками. Общение с испытуемыми строилось на взаимной симпатии и доверии, но в то же время позволяло без ущерба решать поставленные задачи.
3. Принцип беспристрастности не допускает предвзятого отношения к испытуемому, какое бы впечатления он не производил и каково бы ни было мнение о нем заказчика. Методика, применяемая диагностом была стандартизирована и адекватна целям исследования, особенностям каждого испытуемого.
4. Принцип конфиденциальности означает, что материалы, полученные диагностом на основе доверительных отношений с испытуемым не подлежат сознательному или случайному разглашению вне установленных условий. Для этого материалы психодиагностики кодируются, доступ к ним заранее регламентируется, согласуются сроки их использования и время уничтожения. Этот принцип, прежде всего, касается совершеннолетних людей.
5. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять. Доверительность – ознакомление испытуемого с целью исследования и последующим использованием результатов.
6. Принцип осведомленного согласия объединяет все требования, приведенные выше и реализуется в извещении всех участников психодиагностической деятельности о ее этических правилах и согласии с ними. Процедура психодиагностического обследования проводилась с соблюдением единообразия самой процедуры и обработки результатов.
Инструкция теста соответствовала таким требования, как: простота, краткость, понятность, использование примеров.
Бланки теста соответствовали следующим требованиям: поиск места для ответа занимал минимум времени; бланк содержал только нужную информацию; при групповом обследовании на бланке была указана инструкция.
Кратко опишем использованный в работе диагностический инструментарий.
Диагностика выраженности рефлексии педагогов проводилась с помощью методики определения уровня сформированности профессиональной рефлексивности педагогов, предложенной О.В.Калашниковой [58, с. 38].
Цель: диагностик уровня сформированности профессиональной рефлексивности.
Методика состоит из 34 вопросов, на которые требуется ответить да или нет. Вопросы направлены на самопознание, самоанализ. Соотнеся свои ответы с предложенными автором ответами, и, посчитав количество совпавших, определяется уровень развития профессиональной рефлексивности педагога: низкий, средний, высокий.
В качестве универсальной методики, позволяющей диагностировать специфику карьерных ожиданий является методика «Якоря карьеры». Данная методика позволяет выявить ценностные ориентациив карьере (автор методики Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) [58, с. 102].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного анализа литературных источников, можно сделать вывод, что рефлексия - одновременно способ и механизм выхода психики за некие пределы, что обуславливает гибкость и приспосабливаемость личности. Рефлексивные способности означают умение осуществлять реконструкцию и анализ схемы построения как собственной мысли индивида, так и мысли другого человека, а также умение выделять в этой схеме ее структуру для дальнейшей объективации и проработки в соответствии поставленным целям. Рефлексия отождествляется с психической реальностью, являясь одновременно процессом представления психике собственного содержания, состоянием осознания и уникальным, присущим человеку свойством.
К периоду молодости развивается рефлексия, в процессе поиска себя, социальной роли, смысла жизни, интимно-личностных отношений, профессиональных достижений. Рефлексия в молодом возрасте может развиваться в негативном и позитивном ключе, в зависимости успешности решения вышеперечисленных задач. От уровня осознанности и рефлексивности зависит способность к саморегуляции и самовоспитанию (по Л.А. Головей), то есть уровень самомониторинга у молодых людей, также должен быть на высоком уровне, для перехода к зрелому возрасту, так как он является частью рефлексивного процесса.
Рефлексия является важным средством самопознания, которая обеспечивает способность концентрировать внимание на себе, отслеживая свои чувства, мысли, ощущения, а также способность свободно проявлять свои эмоциональные состояния, не причиняя вреда другим, и осознавать причинноследственные связи.
Ценностные ориентации по своей сути выражают сознательное отношение индивида к различным сторонам к социальной действительности. В свою очередь, отношение определяет направленность личности. Когда у индивида сформировалась система ценность, это указывает на качественно новый этап формирования личности. Ценности личности развиваются в контексте ценностей общества, в котором они функционирует. Это показатель того, что ценности носят социально обусловленный характер. Ценности формируют ядро культуры, связаны с целеполагающей деятельностью людей и общества, трактуются как смысл жизни, имеют внеличностный, надличностный, а иногда внеисторический характер, позволяют разделить мир сущего и мир должного, устанавливают одну из возможных предельных рамок социальной деятельности; являются важным фактором социальной регуляции.
Профессиональные ценности — это те ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Это также средства, обеспечивающие личностный социально значимый результат любой профессиональной деятельности.
Педагогические ценности — это внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к самому себе, моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности.
Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически, в ходе развития общества, института образования и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.
В ходе исследования было определено, что у 46% педагогов со стажем до 5 лет и 12% педагогов со стажем от 5 лет до 10 лет низкий уровень развития рефлексивности, у 30% педагогов со стажем до 5 лет и 24% педагогов со стажем от 5 лет до 10 лет - средний уровень рефлексивности, у 24% педагогов со стажем до 5 лет и 64% педагогов со стажем от 5 лет до 10 лет - высокоразвитая рефлексивность.
В ходе исследования было выявлено, что карьерные ожидания у педагогов различны в зависимости от продолжительности трудовой деятельности.
Для педагогов со стажем работы в отрасли до 5 лет характерны следующие карьерные ориентации: для 25% - стабильность места жительства, 20% - стабильность работы, 20% - служение, 15% - менеджмент, 15% - профессиональная компетентность, 5% - интеграция стилей. Прежде всего, для молодых педагогов очень важно оставаться на прежнем месте жительства, они не видят перспектив смены места жительства и соответственно работы. Они привыкли к одному месту и ничего не хотят менять
У педагогов со стажем работы в отрасли от 5 до 10 лет в профессии начинают появляться такие карьерные ожидания, как: автономия - первичная забота личности с такой ориентацией (5%), освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений; менеджмент - для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации (10%).
1. Акутина, С.П. Современный учитель: личность и профессиональная деятельность / С.П. Акутина // Материалы XIII Международной научно– практической конференции (20 октября 2014 г.): сборник научных трудов. – М. : Спутник+, 2014. – 205 с.
2. Алиева, Т.М. К. Методики диагностики рефлексивных способностей будущих педагогов в ВУЗе / Т. К. Алиева // Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - №. 4. - C 53-57.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Изд–во СПб. гос. ун–та, 2017. – 530 с.
4. Андреева, Г. М. Современные аспекты проблемы ценностей в социальном познании / Г. М. Андреева. - Москва : Владос, 2012. – 415 с.
5. Антипов, Г.А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии / Г.А. Антипов, О.А. Донских // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск : НГУ, 2007. - С. 14- 21.
6. Арушанян, Г. Р. Понятие «ценность» в современной философской литературе / Г Р. Арушанян, О.В. Загорская // Вестник Донского государственного аграрного университета, 2014. - № 4-2 (14). - С. 39 - 49.
7. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Арханшельский. - Москва : Знание, 2008. – 385 с.
8. Баева, Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии / Л. В. Баева. – Москва : Прометей, 2013. – 240 с.
9. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. – Псков : ПГПИ им. С.М. Кирова, 2014. – 216 с.
10. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А.А. Бодалев . – СПб. : Питер, 1999. - 135 с.
11. Ваниянц, Д. Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи: автореф. на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Дмитрий Юрьевич Ваниянц.- Ставрополь, 2001. - 35 с.
12. Варламова, Е.П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 2844. 13. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин.
–М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2015. – 111 с.
14. Вяткина, Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Л.Б. Вяткина. – Пермь, 2004. – 18 с.
15. Гусева, Н. В. Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений / Н. В. Гусева // Молодой ученый. – 2010. — № 5.— С. 127 − 135.
16. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте:
автореф. дис. канд. психол. наук / Н.И. Гуткина . - М. : Гардарика, 2003. - 227 с.
17. Гуткина, Н.И. О психологической сущности рефлексивных механизмов / Н. И. Гуткина // Психология личности: теория и эксперимент. - М. : Сфера, 2012. - 108 с.
18. Денисов, А.А. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр / А.А. Денисов // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. - 2018. - № 6(11). – С. 26 – 34.
19. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 752 с.
20. Евстифеева, Е.А. Психологические экспликации рефлексивности в практике профессионального образования / Е.А. Евстифеева, А.А. Тягунов,
С.И. Филиппченкова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - № 2. - С. 32-38.
21. Елишев, С. О. Теоретико−методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» / С. О. Елишев // Вестник Московского университета. – 2010. — № 3. — С. 75 – 76.
22. Жигулин, А.А. Феномен рефлексии как психологическая проблема / А.А. Жигулин, Н.И. Плаксина, Е.Н. Рябышева // Территория науки. - 2015. - №. 2. - С. 23-27.
23. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – Ростов–на– Дону :Феникс,1997.–480 с.
24. Зинченко, В. П. Ценности в структуре сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. − 2011. − Т. 8. − С. 85 − 97.
25. Зубакова, Н. П. Влияние ценностных ориентиров на мотивацию профессиональной деятельности сотрудников торгового центра−парикмахеров / Н. П. Зубакова // Молодой ученый. – 2016. — № 21. – С. 89 – 95.
26. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. – СанктПетербург : Петрополис, 2007. − 387 с.
27. Каляшева, О.И. Конструктивная личностная рефлексия как основа саморазвития человека / О. И. Каляшева // Вестник университета. - 2015. - №. 13. - С. 340-342.
28. Камбарова, К. У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность / К. У. Камбарова // Молодой ученый. – 2016. — №11. — С. 1810 − 1812.
29. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 424 с.
30. Кашлев, С.С. Учитель как субъект эколого–педагогической деятельности / С.С. Кашлев / Бел. гос. пед. ун–т им. М.Танка. – Мн. : БГПУ, 2009. – 143 с.
31. Каяшева, О.И. Личностная рефлексия как условие самопонимания студентов вуза / О. И. Каляшева // Вестник университета. - 2015. - №. 12. - С. 326 - 328.
32. Коржова, Е.Ю. Психология личности: типология теоретических моделей / Е.Ю. Коржова. — СПб. : ИПП, 2014 — 334 с.
33. Крапивская, Л. В. Личность и ее ценностные ориентации / Л. В. Крапивская. − Москва : Владос, 2005. – 345 с.
34. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя, мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М. : Наука, 2009. – 485 с.
35. Ладенко, И.С. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / И.С. Ладенок. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 2007. - 241 с.
36. Левагина, О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О.Б. Левагина // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 394- 397.
37. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2007. — 510 с.
38. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Журнал Высшей школы экономики. Психология. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 110- 135.
39. Лингевич, О.В. Специфика профессионально–педагогической деятельности учителя // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая
2015 г.) / редкол. : О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», – 2015. – С. 38 – 40.
40. Липатникова, И. Г. Рефлексивная деятельность как один из путей индивидуального развития учащихся / Г. И. Липатникова // Начальное образование. – 2016. – №2. – с. 15–17
41. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 415 с.
42. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.
43. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика. учеб.-метод пособие /И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артемёнок и др. - Минск: БГПУ, 2012. - 516 с.
44. Пискунова, Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования / Под ред. Акад. Г.А. Бордовского. – СПб. : Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 79 с.
45. Полещук, Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика / Ю.А. Полещук. – Минск : БГПУ, 2016. – 92 с.
46. Пономарев, Я. А. Рефлексия в развитии творческого мышления / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Психологический журнал. - М., 1988. - Т. 9. - № 4. - С. 23- 43.
47. Преподаватель профессионального образования: учебно–методическое пособие/ А. И. Артюхина, В. И. Чумаков, В. В. Болучевская; Под ред. А. И. Артюхиной.– Волгоград: Изд–во ВолгГМУ, 2017.– 109 с.
48. Проблема формирования профессионального мастерства учителя в трудах педагогов Беларуси (вторая половина XX― начало XXI века): монография / Т.Н. Савенко. – Мозырь: МГПУ, 2009. – 120 с.
49. Прохоров, А.О. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности / А.О. Прохоров, А.В. Чернов // Экспериментальная психология. - 2014. - Т. 7. - №. 2. - С. 82-93.
50. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – Москва: Лист, 2005.- 489 с.
51. Рябышева, Е.Н. Рефлексия как предмет исследования в отечественной психологии / Е. Н. Рябышева // Территория науки. - 2016. - №.4 C. 17-19.
52. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // Социологические исследования . − 2007. − № 4. − С. 37 − 43.
53. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 35- 42.
54. Смоляр, А.И. Развитие у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности / А. И. Смоляр, О. Н. Князькова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - №. 4. - С. 228-232.
55. Харчев, А. Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности: автореф. дис. д-ра филос. наук / А.Г. Харчев. - Москва, 2005. – 205 с.
56. Чекушкина, Е.Н. Социальная рефлексия и творчество: механизмы самосовершенствования / Е. Н. Чекушкина, Е. Н. Родина//Теория и практика общественного развития. - 2014. - №. 12. - C. 16-19.
57. Щедровицкий, Г. П. Понимание, рефлексия и мышление / Г.П. Щедровицкий. - М. : Наследие ММК, 2005. – 512 с.
58. Юматова, И.И. Психодиагностика: учебное пособие / И.И. Юматова. - РнД: Феникс, 2017. - 254 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики рефлексии педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карьерные ожидания педагогов со стажем работы в отрасли до 5 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты исследования мотивов профессиональной деятельности педагогов со стажем работы в отрасли до 5 лет.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты