Правовое регулирование банковской тайны в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовое регулирование банковской тайны в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Банковское право»
2021
251.00 BYN
Правовое регулирование банковской тайны в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Банковское право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВСКОЙ ТАЙНЕ
1.1 Банк как юридическое лицо
1.2 Сущность банковской тайны
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ
2.1 Влияние банковской тайны на поведение субъектов хозяйствования
2.2 Особенности банковской тайны
ГЛАВА 3 БАНКОВСКАЯ ТАЙНА ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Особенности регулирования банковской тайны в зарубежных странах
3.2 Недостатки и направления совершенствования регулирования банковской тайны в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в специализированных организационных мероприятиях, которые проводят различные операции с деньгами, гарантиями, а также оказывают различные услуги, возникла в прошлом. Спектр банковских услуг постоянно расширяется по мере появления промышленного производства, необходимости привлечения капитала и, в целом, появления новых видов экономической деятельности.
В Республике Беларусь первые нормативные правовые акты, регулирующие порядок строительства и эксплуатации банков, были приняты только в 1990 году: Закон «О национальных банках Республики Беларусь» и Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь».
В дальнейшем этот закон утратил силу в связи с принятием Банковского кодекса Республики Беларусь (2000 г.).
Поскольку экономические явления и банковское право сложны, естественно функционирует дуализм: с одной стороны, это обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов (предпринимателей), а с другой стороны, собственно хозяйственной деятельности (предпринимателей).
Актуальность данной работы заключается в том, что банки (кредитные организации) заняли прочное место в современной жизни. Обычный человек пользуется услугами банков, когда оплачивает счет за квартиру, использует для оплаты покупок платежную карту, получает кредит для покупки квартиры, машины или делает вклад. Еще чаще встречаются с банками организации, юридические лица, которые основную массу денежных операций (перевод денег в оплату товаров или услуг, кредитование, получение в необходимых случаях наличных денег и проч.) проводят через банки и с помощью банков. Банки являются активными участниками финансового рынка, выступая в качестве участников и в качестве организаторов соответствующих операций.
Объектом исследования являются общественные отношения в области банковской тайны в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие банковскую тайну в банковском праве.
Целью дипломной работы является системное исследование банковской тайны в Республике Беларусь.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
‒ раскрыть общие положения о банковской тайне;
‒ изучить специфику банковской тайны;
‒ раскрыть банковскую тайну за рубежом.
В процессе исследования наряду с общенаучными методами познания (анализа и синтеза и др.) использовались также и специальные методы: общенаучные диалектические методы познания, частные научные методы (описательный, логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа).
Методологической и теоретической основой исследования послужили положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституции) 2, нормативные акты действующего законодательства: Банковский Кодекс Республики Беларусь (далее – БК) 3, а также труды таких ученых, как Ю.П. Довнар, Л.А. Ханкевич, Л.Г. Полякова и др.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы. Основная часть состоит из трех глав.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВСКОЙ ТАЙНЕ
1.1 Банк как юридическое лицо
В соответствии ст. 8 БК, банк – юридическое лицо, имеющее исключительное право проводить все следующие банковские операции:
– привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (вклады);
– размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, оплаты и срочности;
– открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц [3].
Банк вправе осуществлять другие банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 БК [3].
Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в форме акционерного общества или унитарного предприятия в порядке, установленном БК и иным законодательством Республики Беларусь.
Доктринальная классификация банков учитывает множество критериев, среди которых наиболее важными являются: виды операций, осуществляемых банками, обслуживаемые банками в отрасли, организационно-правовые формы и формы собственности.
Задачи банка как предприятия связаны с обеспечением потребностей народного хозяйства и населения в его услугах. Банковский продукт (услуга) по своей природе относительно недифференцирован, как это имеет место на предприятиях отраслей народного хозяйства, где производятся товары различного назначения. Банки имеют дело с конкретными вещами - деньгами, и их услуги в основном связаны с движением денег (ссуды, депозитные операции, расчеты и т. д.) или сопровождают это движение (трастовые операции, выдача гарантий, хранение ценностей и т. д.). Это: платежные средства, выпущенные на макро- и микроуровне (наличные, векселя, чеки, банковские карты и т. д.); накопленные ресурсы и превращение их в работающие на экономику; ссуды, предоставленные клиентам в качестве капитала; различные услуги потребителю [8, с. 21].
Банки, в отличие от таких секторов народного хозяйства, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, работают в сфере обмена, а не производства, а влияют на производство только своими методами (выдача, погашение ссуд, процентов).
Банки – это сфера занятости особого типа предпринимателей-банкиров. Труд рабочих, занятых в банковском секторе, формирует издержки обращения и представляет собой вычет из стоимости, созданной в отраслях материального производства.
Банки относятся к категории так называемых финансовых посредников. Посредническая функция является важнейшей в деятельности банков. Это в первую очередь кредитное посредничество. Банки накапливают и мобилизуют денежный капитал, временно высвобождаемый в процессе обращения денежных средств, и ссужают его во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Перераспределение денежного капитала осуществляется от кредитора к заемщику при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться без посредничества банков, но в то же время резко возрастают риски потери денег, предоставленных в кредит, и общие затраты на перемещение средств. Прямое предоставление свободного денежного капитала их собственниками в ссуду промышленным, торговым и другим предприятиям наталкивается на ряд препятствий (несоответствие размера свободного денежного капитала размеру спроса, несоответствие в сроках, недостаточная информированность государства. заемщика). С другой стороны, банки наиболее осведомлены о платежеспособности клиентов, размерах и сроках поступления денежных средств, у них есть новейшие банковские технологии [9, с. 95].
Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои долговые обязательства (депозиты, сертификаты, переводные векселя, чеки) при сборе средств, а привлеченные средства размещаются в долговых обязательствах и ценных бумагах, выпущенных другими лицами. Принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство «депозит», а выдавая ссуду – новое требование к заемщику. Новые требования и обязательства становятся товаром на денежном рынке. Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой задолженности перед юридическими и физическими лицами (средства на счетах, депозиты). Это увеличивает риск банковского дела. Обязательства, закрепленные размером долга, должны быть погашены в полном объеме, независимо от рыночных условий [10, с. 36].
Посредническая функция банков также проявляется в посредничестве при проведении платежей для своих клиентов как наличными, так и безналичными средствами. Концентрация денежных средств на банковских счетах позволяет производить платежи бесперебойно, снижая стоимость их проведения. При проведении расчетов через банки используются стандартные формы расчетов, платежные документы. Банки берут на себя ответственность за своевременное и полное выполнение распоряжений клиентов о проведении платежей за их счет, а при определенных условиях – за счет кредита.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ
2.1 Влияние банковской тайны на поведение субъектов хозяйствования
Банковская система играет чрезвычайно важную роль благодаря ее взаимодействию со всеми секторами экономики. В условиях расширения спектра услуг, оказываемых банками, особую актуальность приобретает такой аспект взаимодействия банков с иными участниками гражданского оборота, как обеспечение конфиденциальности информации.
С развитием рыночных отношений возникла потребность в обеспечении защиты информации при денежном обращении, в частности, при проведении банковских операций. Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет [12, с. 154].
Банковская тайна – это одна из главных особенностей отношений, которые складываются между кредитными организациями и их клиентами, а также между кредитными организациями и лицами, которые желают получить информацию [13, с. 58].
Банковская информация относится к информации с ограниченным доступом, а именно к конфиденциальной информации. Доступ к ней ограничивается законодательно, чтобы защитить основы конституционного строя, здоровья, нравственности, интересов иных лиц, а также их прав, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Банковская тайна является конфиденциальной информацией. Разглашение наносит вред посетителям и партнерам кредитной организации, Нарушение банковской тайны приводит к утрате доверия, а значит, портит рыночные позиции банка. К ней относятся сведения о счетах, взносах, операциях, личности посетителей, корреспондентов и лиц, упомянутых в договоре с банком. Реквизиты посетителя (корреспондента) помимо прочего оформляют содержание банковских операций и оформляющих их документов [13, с. 84].
Нужно отметить, что это затрагивает довольно широкий список операций: привлечение взносов; предоставление кредитов; воплощение расчетов по поручению посетителей; открытие и ведение счетов посетителей; покупка, реализация, сбережение ценных бумаг и управление ними; выдача поручительства, гарантии за третьих лиц и прочие операции в пределах зоны ответственности банка [12, с. 155].
Одним из главных показателей банковской тайны выступает конфиденциальная информация и предоставляется посетителем банку в целях обеспечения соответствующего предложения банком подходящих услуг по договору с посетителем. Следовательно, предоставление сведений носит дополнительный характер относительно к заключенному между банком и посетителем договору.
Ответственность сохранять банковскую тайну неотделима от иных обещаний банка по этому договору.
Клиенты и корреспонденты, которые являются клиентами банка, имеют право требовать, чтобы была сохранена банковская тайна. В некоторых вариантах таковым правом наделены и прочие лица, связанные с банком не договором, а в силу иных моментов, отмеченных в законе.
В Республике Беларусь содержание банковской тайны определено в ст. 121 БК, которым может выдаваться банковская информация [1].
Банковская тайна – это инструмент, который должен защищать права граждан. Степень защищенности банковской тайны отражает степень доверия к банковской системе в целом.
Национальный банк и банки гарантируют соблюдение банковской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Работники Национального банка и банков обязаны хранить банковскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 БАНКОВСКАЯ ТАЙНА ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Особенности регулирования банковской тайны в зарубежных странах
Сначала кратко обсудим секретные особенности зарубежных банковских операций. В результате в ряде стран предоставление информации о банковской тайне очень ограничено. Банки имеют право не разглашать банковскую тайну, даже если против их клиентов возбуждено уголовное дело. Аналогичные правовые системы банковской тайны были введены в Люксембурге, Сингапуре, Швейцарии и ряде зарубежных стран.
В 2010 году парламент Швейцарской Конфедерации ратифицировал соглашение между правительствами США и Швейцарии. Согласно соглашению, крупнейший банк Швейцарии отправил в налоговые органы США данные о примерно 4500 клиентах, подозреваемых в налоговом мошенничестве. Подтверждение этой тенденции – вступление в силу в феврале 2013 года Федерального закона о международном сотрудничестве в налоговых вопросах. Это не полная отмена банковской тайны, а настоящая слабость режима. В Соединенных Штатах банковская тайна изложена в Законе об обмене и отчетности в иностранной валюте. Порог применения Закона о банковской тайне составляет 10 000 долларов. Все вышеперечисленное подлежит строгому контролю со стороны контролирующих органов.
Переговоры об отмене банковской тайны между участниками ведутся в Европейском Союзе уже 18 лет. Европейский Союз достиг межправительственного соглашения о борьбе с уклонением от уплаты налогов. Предусмотрено, что государства-члены Европейского Союза будут автоматически обмениваться банковской информацией, которая необходима для гарантии уплаты налогов физическими и юридическими лицами в их стране.
Организация экономического сотрудничества и развития приняла стандарт, согласно которому государства должны запрашивать информацию о счете нерезидента в местных банках и автоматически предоставлять ее в налоговые органы тех штатов, в которых эти иностранцы проживают лично в соответствии с законами о защите данных. В переводе сначала указываются имя владельца счета и налоговый номер, а также информация о процентных доходах по вкладам, дивидендах, доходах от продажи активов и некоторых видах страхования.
В контексте отмены Института банковской тайны в Европе эксперты предположили, что отток средств в Сингапур, Малайзию и Гонконг увеличится.
Сравнение банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации, по-видимому, связано с тесной взаимосвязью экономик двух стран и перспективами их интеграции с финансовым рынком.
Банковские системы Российской Федерации и Республики Беларусь имеют двухуровневую структуру. Верхнее звено принадлежит Центральному банку (Банк России и Национальный банк Республики Беларусь), второе звено - коммерческий банк (кредитная организация в России). Количество банков в Белорусском регионе значительно меньше, чем в России - это связано с большой площадью, занимаемой страной. Кредитные организации неравномерны.
В структуре активов государственных банков доминируют особенности анализируемой банковской системы; но в Беларуси уровень государственной монополизации более значителен. Особая доля малого иностранного капитала как в российской, так и в белорусской банковской системе.
Финансовый кризис 2011 года повлиял на состояние систем обеих стран, но сильнее пострадала Республика Беларусь. Собственный капитал в денежном выражении сильно уменьшился, и нужно было увеличивать прибыль только для компенсации нанесенного ущерба.
За последние три года наблюдается рост как пассивов, так и активов, а также аналогичная структура в наблюдаемых странах (в Беларуси и России основным источником ответственности является остаток на счетах физических лиц и организаций, активы - кредитование).
Банковские системы Республики Беларусь и Российской Федерации испытывают аналогичные трудности. Оба должны уменьшить доминирование государственных банков за счет расширения сотрудничества с частными банками, включая иностранные банки. Это позволит банковскому сектору распределять источники кредита в соответствии с рыночными сигналами, повысить эффективность и способствовать стабилизации всех банковских секторов и экономики в целом. Необходимо улучшить банковский контроль и надзор, правовую среду, повысить уровень кадрового, информационного и научного обеспечения банков.
В зарубежном законодательстве большое внимание уделяется соблюдению конфиденциальности информации в банковском секторе. В одних государствах предполагается максимальная неприкосновенность информации, составляющей банковскую тайну, в других создается жесткая система контроля финансовых потоков, в которую входят банки, информирующие определенные государственные органы об определенных видах финансовых операций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банк - юридическое лицо, обладающее исключительным правом на проведение совокупности указанных банковских операций:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) на депозиты (вклады);
- размещение привлеченных средств, от своего имени и за свой счет в части оплаты, оплаты и выручки;
- открывать и вести банковские счета для физических и (или) юридических лиц.
Банк оставляет за собой право проводить банковские операции, кроме видов деятельности, предусмотренных ст. 14 БК.
Понятие банковской тайны содержится в ст. 121 БК: «Информация о счетах и вкладах (вкладах), включая наличие счетов и банков (небанковских финансовых организаций), владельцев, суммы и реквизиты» других счетов, суммы средств, находящихся на счетах и во вкладах (вкладах), а также информацию о специальных операциях, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (вкладам), а также о находящемся на хранении в банке имуществе , являются банковской тайной и не подлежат разглашению» [3].
В Республике Беларусь содержание банковской тайны определяется ст. 121 БК. Информация о счетах и депозитах, в том числе наличие счетов в банках (небанковских финансовых учреждениях), владельцы, номера и другие реквизиты счетов, сумма средств на счетах и депозитах, а также информация о специальных операциях, операциях без открытия счетов, операции по счетам и вкладам, а также имущество, находящееся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению [3].
Национальный банк Республики Беларусь, другой банк страны гарантирует конфиденциальность банковских операций клиентов и банков-корреспондентов. Сотрудники Национального банка и других банков обязаны хранить банковскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных БК и иными законодательными актами Республики Беларусь.
В ст. 121 БК установлен перечень лиц, от которых может быть выдана банковская информация: их соответствующие юридические лица и предприниматели, аудиторские организации, которые их проверяют, суды, органы прокуратуры, следственных и предварительных расследований, Комитет государственного контроля, налоги и таможня, Национальные банки.
Также указывается список лиц, которые имеют право получать информацию о секретах своих банков: исследования и предварительные расследования, суды, налоговые инспекторы и нотариальные конторы и т.д.
Банки обязаны предоставлять Министерству финансов Республики Беларусь и местным финансовым учреждениям информацию о счетах государственных органов республики, иных юридических лиц и их соответствующих предпринимателей за счет бюджетных средств и (или) дополнительных средств государственного бюджета, а также получение (получение) денежных средств по иностранным государственным займам и (или) иных денежных средств под поручительство Правительства Республики Беларусь, поручительства (поручителя) органов исполнительной власти и местных администраций.
Те, кто получил в соответствии со ст. 121 БК, информацию, составляющую банковскую тайну, не имеет права разглашать эту информацию без согласия владельца счета и (или) депозита (вклада) и несет ответственность за эту информацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Следует отметить, что иностранные органы также могут получить банковскую информацию в Республике Беларусь. Это делается при помощи соответствующего Соглашения «О правовой помощи по гражданским и уголовным делам». С помощью двустороннего соглашения белорусские правоохранительные органы также получили доступ к иностранным банкам, но отказ от такого сотрудничества уже давно был необходим для удовлетворения международного спроса.
БК и другие нормативные акты Республики Беларусь обеспечивают надежное хранение денег и ценностей иностранных и отечественных инвесторов при сохранении конфиденциальности и конфиденциальности банковских операций.
При этом в случаях, предусмотренных международным законодательством и соглашениями, информация о депозитах может быть предоставлена государственным органам, а депозиты могут быть задержаны.
Банковские тайные учреждения необходимы для нормального функционирования экономики.
С одной стороны, это особый случай коммерческой тайны, когда речь идет об обеспечении конфиденциальности транзакций, счетов и депозитов, что может быть проблемой защиты информации при управлении коммерческой организацией; с другой стороны, это один из аспектов обеспечения неприкосновенности частной жизни граждан; в-третьих, банковская тайна выполняет определенные защитные функции, обеспечивая недоступную информацию о финансовом состоянии юридических лиц и граждан и тем самым защищая их от противоправных намерений и действий.
1. Трудовой Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2021.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
3. Банковский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г. № 275-З : принят Палатой представителей 3 октября 2000 г. : одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г. (с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. № 133-З) // Национальный правовой портал Республики Беларусь. – Режим доступа : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0000441. – Дата доступа : 15.02.2021.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) [Электронный ресурс] : 19 дек. 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. : с изм. и доп. по состоянию на 18 окт. 2016 г. // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2021.
6. Круглов, В. А. Банковское право: понятия и схемы : учебное пособие / В. А. Круглов, Т. В. Телятицкая, Ю. М. Амельченя. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2008. – 319 с.
7. Губаревич, А. В. Банковское право. Курс лекций / А. В. Губаревич – Витебск : Витебский государственный университет им. П. М. Машерова (ВГУ), 2019. – 87 с.
8. Банковское право. Общая часть / Ю. П. Довнар. – Минск : Амалфея, 2007. – 336 с.
9. Ханкевич, Л. А. Банковское право Республики Беларусь. – Минск : Молодёжное научное общество, 2007. – 260 с.
10. Полякова, Л. Г. Банковское право : курс лекций / Л. Г. Полякова. – Электрон. данные. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2019. – 84 с.
11. Томкович, Р. Р. Банковское право : курс лекций / Р. Р. Томкович. – Минск : Амалфея, 2011. – 672 с.
12. Дуля Е.Н. Правовой режим банковской тайны /Е.Н. Дуля // Проблемы правотворческой и правоприменительной практики в условиях развития информационного общества: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч 1 / гл. ред. С.Е. Чебуранова; Ред кол. Л.Я. Абрамчик, А.Г. Авдей, Г.А. Зорин, М.И. Игнатик, И.Э. Мартыненко, В.В. Седельник, Т.Г. Хатеневич, В.В. Хилюта. – Гродно: ГрГМУ, 2015. – С. 154-158.
13. Экономическая теория (политэкономия): учебник: для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [Г.П. Журавлева и др. – М.: Инфра-М, 2011. – 863 с.
14. Экономическая теория: учебник: для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / [И.К. Ларионов и др.] – М.Дашков и К., 2013. – 407 с.
15. Экономическая теория: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неэкономическим специальностям / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРАМ, 2013. – 397 с.
16. Каменков, В. С. Банковское право : учебно-методический комплекс / В. С. Каменков, А. В. Каменков. – Минск : Дикта, 2008. – 296 с.
17. Червякова, Т. А. Теоретико-прикладные проблемы лицензирования в Республике Беларусь / Т. А. Червякова. – Минск : БГУ, 2014. – 155 с.
18. Ханкевич, Л. А. Финансовый и налоговый контроль / Л. А. Ханкевич. – Минск : ТетраСистемс. – 2007. – С. 66-68.
19. Cергеенко, Т. В. Правовое регулирование банковской деятельности в вопросах и ответах / Т. В. Сергеенко – Гомель : Гомельский филиал Международного университета «МИТСО», 2014. – 48 с.
20. Губаревич, А. В. Банковское право. Курс лекций / А. В. Губаревич. – Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2019. – 87 с.
21. Аниферик, В. С. Отдельные аспекты совершенствования законодательства Республики Беларусь о лицензировании банковской деятельности / В. С. Аниферик // Право Беларуси: история и современность : сб. материалов Междунар. науч.-теорет. конф. студентов, магистрантов и аспирантов «Развитие институтов гражданского права в законодательстве Беларуси от Статута BKJI 1529 г. до Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г.» (Минск, 24 нояб. 2009 г.) и Респ. науч.-теорет. конф. студентов, магистрантов и аспирантов «Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР от 27 июля 1990 г. и ее место в развитии конституционного процесса в Республике Беларусь» (Минск, 16 нояб. 2010 г.) / Белорус. гос. экон. ун-т ; редкол. : И. В. Вишневская (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2010. – С. 67-68.
22. Губерт, Д. Правовой режим банковской тайны, порядок ее охраны / Д. Губерт // Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес. — 2013. — № 9. — С. 61—68.
23. Садчиков, М. М. Институт банковской тайны в системе российского и зарубежного права и законодательства / М. М. Садчиков // Банк. право. — 2013. — № 6. — С. 68—71.
24. Шулековский, В. Банковская тайна: проблемы сохранения / В. Шулековский // Банк. деятельность. — 2014. — № 13. — С. 44—46.
25. Отдельные практические вопросы использования банковской тайны // КонсультантПлюс : Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национ. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2021.
26. Томкович, Р. Р. Банковская тайна: понятие, содержание, порядок раскрытия [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.01.2000 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Бондаренко, Н. Л. Некоторые проблемы современной белорусской цивилистики // Вестн. Пермского ун-та. Юридические науки. – 2014. –№ 4 (26). – С. 94–101.
29. Соглашение об информационно-аналитическом и консультативном сотрудничестве между центральными (национальными) банками государств – участников СНГ [Электронный ресурс] : [подписано в г. Москве 20.05.2011] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. О международных договорах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г., № 421-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
31. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] : Федеральный Закон Российской Федерации от 2 дек. 1990 г., № 395-1 : в ред. Федер. Закона от 03.07.2016 г. // Консультант Плюс : Россия. / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
32. Даниленко, С. А. Правовое регулирование банковской тайны : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / С. А. Даниленко; [Место защиты: Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности Роспатента]. ‒ Москва, 2007. ‒ 26 с.
33. О реестре банковских гарантий [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 8 сент. 2016 г., № 335 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
34. Правила осуществления операций с электронными деньгами [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 26 нояб. 2003 г., № 201 : в ред. постановления Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 27.02.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
35. Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 18 янв. 2013 г., № 34 : в ред. постановления Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 31.02.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
36. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : утв. Декретом Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
37. Инструкция о порядке представления в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, банками Республики Беларусь, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» информации по безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте [Электронный ресурс] : утв. постановлением Комитета гос. контроля Респ. Беларусь, Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 26 авг. 2004 г., № 1/134 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
38. Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 40 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
39. Положение о порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 2 февр. 2009 г., № 141 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
40. Устав Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 13 июня 2001 г., № 320 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 31.05.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
41. Слободчикова, Л. В. Пробелы законодательства о банковской тайне и предложения по их преодолению в Республике Беларусь // Актуальные проблемы гражданского права : сб. науч. трудов. Выпуск второй (восьмой) / Международный университет «МИТСО»; редкол. : И. А. Маньковский (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2016. – 258 с. – С. 222–238.
42. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 56-З : в ред. от 18 июля 2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
43. О медиации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 58-З: в ред. от 5 янв. 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
44. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З: в ред. от 11 июля 2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
45. Слободчикова, Л.В. Банковская тайна как объект правового ре- гулирования в Республике Беларусь / Л.В. Слободчикова // Актуальные вопросы юридической науки: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Пермь, 28 февр. 2017 г. / отв. ред. Р.В. Новиков, А. М. Бобров.– Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2017.– С. 14–22.
46. Томкович, Р. Р. Банковская тайна: понятие, содержание, порядок раскрытия [Электронный ресурс] / Р. Р. Томкович // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.– Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты