Следователь и начальник следственного подразделения: понятие и процессуальный статус по законодательству Республики Беларусь
МИТСО (Международный университет)
Диплом
на тему: «Следователь и начальник следственного подразделения: понятие и процессуальный статус по законодательству Республики Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Следователь и начальник следственного подразделения: понятие и процессуальный статус по законодательству Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 100.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Генезис законодательства, регулирующего уголовно-процессуальный статус следователя и начальника следственного подразделения
1.2 Следователь и начальник следственного подразделения как участники уголовного процесса: понятия, функции, задачи
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА СЛЕДОВАТЕЛЯ И НАЧАЛЬНИКА СЛЕДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие процессуальный статус следователя и начальника следственного подразделения
2.2 Процессуальный статус следователя
2.3 Процессуальный статус начальника следственного подразделения
2.4 Взаимодействие следователя и начальника следственного подразделения с другими участниками уголовного процесса
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ И НАЧАЛЬНИКА СЛЕДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Преступность – общественно-опасное социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную систему, включающую в себя совокупность преступлений, совершенных в определенный период времени в рамках конкретных территориальных границ.
Расследование общественно-опасных деяний и установления обстоятельств их совершения, изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, привлечение их к ответственности, а также реабилитацию невиновных осуществляют следователи Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности во взаимодействии с другими участниками уголовного процесса.
Следователь и начальник следственного подразделения являются ключевыми должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование. Для реализации своих должностных функций они наделены соответствующим процессуальным статусом, регламентированным законодательством Республики Беларусь. Их процессуальная деятельность направлена на реализацию целей и задач, стоящих перед уголовным судопроизводством, связанных с защитой прав и интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения его прав и свобод. На досудебных стадиях уголовного судопроизводства следователь и начальник следственного подразделения являются ключевыми фигурами, а их правовой статус обеспечивает условия для решения стоящих перед ними процессуальных задач.
В настоящее время требуют совершенствования законодательное регулирование правового статуса следователя и начальника следственного подразделения, а также его теоретические положения и процессуальная практика, что свидетельствует об актуальности избранной темы исследования.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации процессуального статуса следователя и начальника следственного подразделения в уголовного процессе Республики Беларусь.
Предметом работы являются нормы права, предусматривающие процессуальное положение следователя и начальника следственного подразделения в уголовном процесса, а также отражающие их теоретические положения и правоприменительная практика.
Цель работы - комплексная характеристика правового статуса следователя и начальника следственного подразделения в уголовном процесса, разработка на этой основе теоретических положений, предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования их статуса и правоприменительной практики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать генезис законодательства, регулирующего уголовно-процессуальный статус следователя и начальника следственного подразделения.
2. Раскрыть понятие, функции и задачи следователя и начальника следственного подразделения.
3. Охарактеризовать нормативные правовые акты, регулирующие процессуальный статус следователя и нач. следственного подразделения.
4. Раскрыть процессуальный статус следователя и начальника следственного подразделения, содержание их взаимодействия с другими участникам уголовного процесса.
5. Провести анализ практических аспектов деятельности следователя и начальника следственного подразделения Следственного комитета Республики Беларусь.
6. Сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность следователя и начальника следственного подразделения, а также их практики.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Генезис законодательства, регулирующего уголовно-процессуальный статус следователя и начальника следственного подразделения
История возникновения таких субъектов, как следователь и начальник следственного подразделения, берет свое начало с формирования института государства. Любое государство нуждалось в доверенных людях, которые занимались тайным сыском, защитой государственных интересов, прав граждан.
Становление института расследования преступлений на территории современной Республики Беларусь приходится на XI в. и характерно для Киевской Руси. Правотворческие и правоприменительные процессы на ее территории неразрывно связаны с вопросом становления правоохранительных органов, выделения правоохранительной функции, в частности функций следователя. Однако в то время не существовало разграничения досудебного и судебного производств. Существенным признаком Киевской Руси как раннефеодального государства было имущественное расслоение населения и привилегированное положение феодального класса. Специализированных правоохранительных органов не было, однако их функции в то время выполняли князь и его поверенные (наместники, волостители, верующие, мечники, тиуны). За свои полномочия и расследования проступков они получали содержание от местного населения [7, с. 54].
Определенную правовую регламентацию следствие, соединенное с розыском, получило только во времена «Русской правды» (XI-XIII вв.). Доказывание происходило благодаря свидетельству «послушания» и «видоков», вещественным доказательствам, «судам божим», жребию, рту (присяге), ордалии, судебным поединкам, личному признанию [12, с. 69]. Для уголовного процесса данного периода был характрен частно-исковой (обвинительный-соревновательный) характер.
Во времена феодальной раздробленности Киевской Руси (30-е годы XII-XIV в.) продолжали действовать нормы «Русской правды» [38, с. 128]. В этот период кроме состязательного процесса в указанной сфере можно было констатировать элементы розыскного процесса, согласно которому по делам о преступлениях против княжеской власти розыскные, следственные и судебные функции выполняли князья и уполномоченные ими на это лица.
С укреплением княжеской власти розыскные и следственные функции постепенно перемещались с частных лиц на органы общего управления или на военные формирования и отдельных должностных лиц. Этому способствовало становление и закрепление общественных взглядов на преступление уже не как на оскорбление или ущерб, причиненный отдельному лицу или группе лиц, а как на посягательство, направленное против государственной власти и установленного ею порядка управления.
Таким образом, с укреплением государственности постепенно начал вытесняться частно-исковой процесс, изменяясь на поисково-следовательный (инквизиционный), который первоначально осуществлялся исключительно при расследовании дел о государственных преступлениях, а затем распространился и на другие преступления [33, с. 10].
Нормы «Русской правды» потеряли свою силу в результате вхождения белоруских земель в состав Великого княжества Литовского (далее – ВКЛ) в конце X1V в. Во времена пребывания белорусских земель в составе ВКЛ следствие сначала регулировалось нормами Судебника Казимира IV 1468 г. (первого сборника литовского уголовного и уголовно-процессуального права), а затем Статутами ВКЛ (1529, 1566 и 1588 гг.).
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА СЛЕДОВАТЕЛЯ И НАЧАЛЬНИКА СЛЕДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Нормативные правовые акты, регулирующие процессуальный̆ статус следователя и начальника следственного подразделения
Первым и важнейшим источником нормативного правового регулирования процессуального статуса следователя, и начальника следственного подразделения является Конституция Республики Беларусь, которая представляет собой ядро правовой системы белорусского государства и базу для развития всего белорусского законодательства. В Конституции закрепляются государственное устройство, основные права и свободы граждан, а также направления деятельности государственных органов, обеспечивающих защиту данных прав и свобод. Хотя в Конституции Республики Беларусь не содержится норм, напрямую регулирующих взаимодействие следователей с подразделениями, устанавливая основные принципы действующего законодательства, Основной Закон так или иначе воздействует на совместную деятельность следственных и оперативных органов. Так, например ст. 7 Конституции Республики Беларусь устанавливает принцип верховенства права, согласно которому государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, тем самым оказывая непосредственное воздействие на правовое регулирование такого явления, как взаимодействие следователей с подразделениями, предписывая руководствоваться при осуществлении своих полномочий и должностных обязанностей только законами и подзаконными актами, принятыми в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Устанавливая основные права и обязанности человека и гражданина, Конституция определяет направления деятельности всей правоохранительной системы, регламентируя пределы и правовые процедуры ограничения прав и законных интересов личности при уголовном судопроизводстве и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Конституция Республики Беларусь является правовой базой, на основе которой разрабатывались действующий Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и иные законы, регулирующие деятельность следователей и подразделений [15, с. 206].
В соответствии с действующим Законом от 17 июля 2018 г. № 130-З, нормативными правовыми актами, обеспечивающими правовое регулирование процессуального статуса следователя, и начальника следственного подразделения, помимо Конституции, являются: законы Республики Беларусь; декреты, указы Президента Республики Беларусь; нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов.
Следующим за Конституцией по иерархии нормативным правовым актом, регулирующим вопросы процессуального статуса следователя, и начальника следственного подразделения, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь который устанавливает порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса. Хотя уголовно-процессуальный закон не раскрывает общих условий процессуального статуса следователя, и начальника следственного подразделения, раздел VIII, в частности глава 22, определяет общие условия предварительного расследования и указывает органы, уполномоченные осуществлять предварительное следствие и дознание, регламентирует деятельность органов дознания по уголовным делам, общие правила производства следственных действий, устанавливает процессуальную форму и конкретные виды взаимодействия следователя с подразделениями [14, с. 207].
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ И НАЧАЛЬНИКА СЛЕДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Правовой основой начала реформирования следственных аппаратов ряда правоохранительных органов стал Указ Президента Республики Беларусь «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь» от 12 сентября 2011 года № 409 [31].
В результате совершенствования системы органов предварительного расследования подавляющее большинство следователей стало сотрудниками Следственного комитета Республики Беларусь (далее – Следственный комитет) и лишь небольшое их количество сохранилось в системе Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (далее – КГБ).
Следственный комитет как орган уголовного преследования обязан в своей деятельности руководствоваться основополагающими требованиями части первой статьи 18 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, обеспечив всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела, сбор доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, защиту прав и законных интересов участвующих в уголовном деле лиц [44, с. 55].
Надлежащую реализацию следователями закона в данной части в ходе досудебного производства призваны обеспечивать такие участники уголовного процесса как начальник следственного подразделения и прокурор, которые в рамках предоставленных им уголовно-процессуальным законодательством полномочий осуществляют соответствующие контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя, а также суд – в пределах законодательно установленных компетенций.
Процессуальный контроль начальника следственного подразделения предполагается как самостоятельная форма обеспечения слаженной работы следователей по расследованию уголовных дел (производству по материалам проверок), реализации иных направлений служебной деятельности, в том числе профилактики преступлений. Поскольку такой контроль не является альтернативой прокурорскому надзору, регулируется отдельными положениями УПК (к примеру, ст. 35 УПК) и ведомственными нормативными актами, за ним на практике закрепилось название ведомственного процессуального контроля.
Сочетание различных форм контроля (ведомственного, прокурорского и судебного) гарантирует не только защиту прав участников уголовного процесса, но и успешное расследование преступлений, изобличение всех виновных лиц, возмещение причиненного преступлением вреда и пр.
Среди названных выше форм контроля следует обратить особое внимание на ведомственный процессуальный контроль, реализуемый начальником следственного подразделения. Это объясняется его непосредственной близостью к объекту контроля (действиям и решениям следователей). Содержание данного вида контроля определяется рядом факторов: спецификой следственной работы; значимыми задачами, стоящими перед органами предварительного следствия в целом; конкретными компетенциями подразделений, правами и обязанностями лиц, осуществляющих ведомственный контроль, а также полномочиями, возложенными УПК на действия следователей и их руководителей на стадии досудебного производства [3, с.476].
Принято считать, что руководитель следственного подразделения осуществляет две основные функции: руководство предварительным расследованием и ведомственный процессуальный контроль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Теоретические выводы
Генезис законодательства, регулирующего уголовно-процессуальный статус следователя и начальника следственного подразделения можно разделить на 3 этапа: досоветский, советский и постсоветский.
В Российской империи постоянно действующий Следственный аппарат был создан Судебными уставами 1864 г. и существовал при судах. Причем следователи были самостоятельны, так как, со времени введения в 1864 г. должностей судебных следователей они фактически выводились из-под административного подчинения руководителей судов, при которых состояли, а также они не были подчинены и прокурорам.
На основании вышеизложенного видно, что в досоветский период времени, следователи и начальник следственного подразделения хоть и считались подчиненными судам, но фактически действовали самостоятельно.
А вот уже в советский период процессуальный статус следователя и начальника следственного подразделения характеризовался не только тем, что в отличии от досоветского периода, когда существовал отдельный Следственный аппарат, на данном этапе следствие находилось в системе органов прокуратуры, милиции и комитета государственной безопасности, что и указывает на то, что вышеуказанные должностные лица не обладали самостоятельностью и были полностью подчинены государственным органам, при осуществлении своих должностных обязанностей.
Для более качественного и независимого предварительного расследования была необходимость создания единого следственного аппарата, в котором было бы сосредоточено предварительное следствие по всем уголовным делам. Именно в связи с такой необходимостью и была проведена реформа по созданию Следственного комитета. Указом Президента Республики Беларусь № 409 от 12 сентября 2011 г. был создан Следственный комитет Республики Беларусь.
Согласно ч. 1 ст. 36 УПК следователем является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции, предусмотренной УПК, предварительное следствие.
Также хотелось бы отметить, что в юридической литературе редко встречается понятие следователя, которое расходилось бы с закрепленным в УПК, однако, разные ученые трактуют данное понятие по-разному. На мой взгляд, под понятием следователь необходимо понимать должностное лицо государственного органа, уполномоченное на проведение расследования по уголовному делу.
Под начальником следственного подразделения следует понимать должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместителей.
Под функцией участника уголовного процесса необходимо понимать направление его деятельности, вызванной объективной потребностью в удовлетворении личного или государственного интереса, достижении определенной цели.
Можно выделить следующие функции следователя и нач. следственного подразделения: 1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении и принятие по ним решения; 2) исследование обстоятельств дела; 3) разъяснение обвиняемому его прав; 4) предъявление обвинения; 5) применение мер пресечения; 6) прекращение уголовного преследования; 7) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением; 8) пресечение преступлений; 9) розыск обвиняемого; 10) окончание расследования преступления.
1. Ананич, С. В. Уголовное право Республики Беларусь: научно–методологические основы / С. В. Ананич. – Минск: Акад. МВД, 2017. – 470 c.
2. Андрейчик, Н. И. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь / Н. И. Андрейчик. – Минск: Акад. МВД, 2016. – 1230 с.
3. Баранов, А. М. Уголовный процесс / А. М. Баранов. – М.: Юрайт, 2020. – 568 с.
4. Безлепкин, Б. Т. Уголовный процесс / Б. Т. Безлепкин. – М.: Проспект, 2018. - 304 с. 13. Бибило, В. Понятие следственного действия в уголовном процессе / В. Бибило // Законность и правопорядок. – 2019. – № 1. – С. 41–45.
5. Бибило, В. Н. Соотношение следственных, судебных и иных уголовно-процессуальных действий / В. Н. Бибило // Суд. весн. – 2015. – № 3. – С. 70–75.
6. Божьев, В. П. Уголовный процесс / В. П. Божьев. – М.: Юрайт, 2019. – 490 с.
7. Боняк, В. А. Становление и развитие правоохранительных органов: историко-правовой аспект / В. А. Боняк // Правоохранительная функция государства: теоретико-методологические и историко-правовые подходы исследования: материалы мижкафедр. круглого стола (г.. Харьков, 23 октября 2012). – 2012. – С. 53-56.
8. Борико, С. В. Уголовный процесс / С. В. Борико. – Минск: Амалфея, 2017. – 400 с.
9. Булатов, Б. Б. Уголовный процесс / Б. Б. Булатов. – М.: Юрайт, 2017. – 352 с.
10. Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы: сб. науч. тр. / Государственное учреждение «Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь». – Минск: Право и экономика, 2016. - Вып. 2(40). - 241 с.
11. Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 518 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 25 июн. 2020 г. № 244 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Греков, Б. Д. Правда Русская: учеб. пособие / Б. Д. Греков. – Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1940. – 505 с.
13. Головко, Л. В. Курс уголовного процесса / Л. В. Головко. – М.: Статут, 2017. – 1280 с.
14. Гриненко, А. В. Уголовный процесс / А. В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2020. –308 с.
15. Давыдов, В. А. Основы уголовного судопроизводства / В. А. Давыдов. – М.: РГУП, 2017. – 444 с.
16. Данько, И. В. Уголовный процесс / И. В. Данько. – Минск: Акад. МВД, 2015. – 478 с
17. История возникновения органов предварительного следствия на территории Беларуси // Следственный комитет Республики Беларусь. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.sk.gov.by/history/.
18. Кальницкий, В. В. Следственные действия / В. В. Кальницкий. – Омск: Ом. Акад. МВД России, 2015. – 172 с.
19. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс] : 29 июня 2006 г., № 139-З : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Основной закон Республики Беларусь, 15 марта 1994 г.: с изм. и доп. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Лазарева, В. А. Уголовный процесс / В. А. Лазарева. – М.: КноРус, 2016. – 656 c.
22. Манова, Н. С. Уголовный процесс / Н. С. Манова. – М.: Юрайт, 2020. – 244 с.
23. Носкевич, И. Д. Формирование и реформирование органов предварительного расследования Республики Беларусь / И. Д. Носкевич // Журнал БГУ. Право. – 2017. – № 2. – С. 88–94.
24. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 13 дек. 2011 г. № 325-З // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. О Концепции судебно-правовой реформы : Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 г. № 1611-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в органах внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 апреля 1999 г. № 207 : утратил силу // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка : Указ Презид. Верхов. Совета СССР № 1237-VI от 6 апр. 1963 г. // Ведомости СССР. – 1963 г. – № 16. – ст. 181.
28. О Следственном комитете Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 403-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 23 июл. 2019 г. № 231-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 : утратил силу // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 11 февраля 1998 г. № 71 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
31. Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2011 г. № 409 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 7 апр. 2020 г. № 121 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
32. Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса Белорусской ССР : Закон Белорус. ССР, 29 дек. 1960 г. // Собр. законов, указов Президиума Верхов. Совета Белорус. ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорус. ССР. – 1961. – № 1. – Ст. 5.
33. Погорецкий, М. А. Функциональное назначение оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе: монография / М. А. Погорецкий. – Xарьков: Арсис, 2007. – 576 с.
34. Рыжаков, А. П. Органы дознания в уголовном процессе / А. П. Рыжаков. – М. : Городец, 2015. – 360 с.
35. Саркисова, Э. А. Уголовное право. Общая часть / Э. А. Саркисова. – Мн.: Тесей, 2015. – 592 с.
36. Сверчков, В. В. Уголовное право. Особенная часть / В. В. Сверчков. – М.: Юрайт, 2017. – 232 c.
37. Серов, Д. О., Федоров, А. В. Следствие при Александре II: Следственная реформа 1860 г. / Д. О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. – 2015. – № 12. – С. 52–56.
38. Софроненко, К. А. Общественно-политический строй и право Галицко-Волынской Руси ХІ–ХІІІ вв. / К. А. Софроненко. – М. : Юридическая литература, 1955. – 140 с.
39. Уголовный кодекс Республики Беларусь : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : с изм. и доп., внесенными Законом Респ. Беларусь от 11 ноября 2019 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
40. Уголовно-процессуальный кодекс БССР [Электронный ресурс] : принят Верх. Сов. БССР 29 дек. 1960 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Бе116 www.institutemvd.by ларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ImgPravo/pdf/UPK_BSSR_1960.pdf.
41. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. от 01.03.2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
42. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР : постановление III сес. ВЦИК, 25 мая 1922 г. // Собр. узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьян. Правительства. – 1922. – Отд. 1. – № 20–21. – Ст. 230.
43. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР : утв. постановлением ВЦИК, 15 февр. 1923 г. // Собр. узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьян. Правительства. – 1923. – Отд. 1. – № 7. – Ст. 106.
44. Угольникова, Н. В. Уголовный процесс / Н. В. Угольникова. – М.: Инфра-М, РИОР, 2016. – 182 с.
45. Устинова, А. В. Уголовный процесс / А. В. Устинова. – М.: Проспект, 2020. – 128 с.
46. Чурилов, С. Н. Методика расследования преступлений / С. Н. Чурилов. – М.: Юстицинформ, 2017. – 232 c.
47. Шиян, В. И. Уголовное право / В. И. Шиян. – М.: Маркет ДС, 2019. – 232 c.
48. Шостак, М. А. Уголовный процесс / М. А. Шостак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2018. – 630 с.
49. Шулепов, Н. А. Уголовное право / Н. А. Шулепов. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 704 с.
50. Доўнар, Т. I. Статут Вялікага княства Літоўскага / Т. I. Доўнар, У. М. Сатолiн, Я. А. Юхо. – Мінск: Тэсей, 2003. – 352 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 100.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты