Особенности копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 19, ГУО (г.Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптация Н. Водопьяновой и ЕСтарченковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие и виды копинг-стратегий в психологии
1.2 Специфика копинг-стратегий учителей школ
1.3 Проявления эмоционального выгорания у учителей школ
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования эмоционального выгорания у учителей школ
2.3 Результаты исследования копинг-стратегий у учителей школ с повышенным уровнем эмоционального выгорания
2.4 Результаты исследования копинг-стратегий у учителей школ с пониженным уровнем эмоционального выгорания
2.5 Сравнительный анализ результатов исследования копинг-стратегий у учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания
Выводы по первой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный человек на протяжении своего жизненного пути не раз сталкивается с трудностями и обстоятельствами, которые требуют от него адаптивных способов совладания. От качества их преодоления во многом будет зависеть вектор развития, состояние психосоматического здоровья и социальная адаптация.
Особый научный интерес представляет поведение личности в стрессовых ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе профессиональной деятельности. Специалисты, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести учителей школ.
Стресс является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя школы. В последнее десятилетие отмечается особое внимание учёных к исследованию проблемы, связанной с сохранением и поддержанием психоэмоционального здоровья педагогов и повышением их профессиональной эффективности (Н.Е. Водопьянова, А.В. Антоновский, ЮМ. Кузьмина, В.М. Минияров и др.). Это обусловлено тем фактом, что, будучи представителями помогающих профессий, чья работа связана с интенсивным общением с людьми, частым эмоциональным перенапряжением, физическим и умственным истощением, педагоги в высокой степени подвержены стрессам.
Не каждый специалист может адаптироваться к постоянным напряженным условиям труда, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сложных конфликтных ситуациях общения. Это приводит к увеличению вероятности возникновения и развития негативных эмоциональных состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но часто незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание. Этот синдром оказывает негативное влияние на личность работника, а также на его успехи в профессиональной деятельности.
Принято считать, что наиболее подверженной категорией синдрому эмоционального выгорания, являются педагоги, что обусловлено характером их профессиональной деятельности. Многочисленные психологические исследования (К.С. Милевич, Т.В. Форманюк, Х.А. Шабарина, М.И. Эльбуздукаева), свидетельствуют о значительных масштабах проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Это порождает необходимость использования ими копинг-стратегий, способствующих разрешению проблем.
Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности педагога требует от него наличия больших резервов самообладания, навыков саморегуляции, выбора гибких способов совладания в стрессовой ситуации. Педагог, который стермится реализовать настоящие требования своей профессиональной деятельности, может подвергаться стрессам, с которыми он справляется в зависимости от способов реагирования, ему присущих. Отсутствие выработанных способов совладания со стрессом может приводить к нарушению психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта. В случае постоянного воздействия стрессовых факторов возможности сопротивления им могут ослабеть, что приведет к состоянию острого кризиса профессиональному выгоранию.
Проблема эмоционального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу синдрома эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман и др.
Среди отечественных авторов, которые занимались проблемой совладаюшего поведения и копинг-стратегий, можно назвать следующих: Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.
Однако, проблема изучения особенностей копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Эмоциональное выгорание является серьезным препятствием не только для позитивной профессиональной самореализации педагогов, но и для педагогической деятельности в целом, поскольку нарушает психологическое здоровье, деформируя личность и приводя к серьезным негативным последствиям. Потому возникает необходимость изучения особенностей копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания.
Цель исследования: выявить особенности копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания.
Объект исследования: совладающее поведение учителей.
Предмет исследования: особенности копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализа проблемы копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания в психологии.
2. Выявить копинг-стратегии учителей школ.
3. Определить проявления эмоционального выгорания у учителей школ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие и виды копинг-стратегий в психологии
Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ веке. Понятие «преодоление» («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В зарубежной психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман определяют «копинг» как динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, направленные на устранение внешних или внутренних противоречий [6, с. 102].
В свои работах Р. Лазарус выделил пять задач копинга, от реализации которых зависит успешность преодоления: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления (выздоровления); 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [21, с. 41].
Основной задачей копинг-поведения выступает такая адаптация человека к требованиям ситуации, которая позволяет ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, нейтрализовать эмоциональное напряжение и, таким образом, сделать максимально эффективным поиск конструктивного решения. Однако, многие ученые считают, что гибкость, как характеристика индивидуальности, также может способствовать адекватному разрешению возникающих жизненных проблем. Высокий уровень гибкости в структуре индивидуальности, наличие целей, а также предпочтения в выборе адаптивных копинг-стратегий рассматриваются как важные компоненты личностного ресурса [7, с. 47].
В зарубежной психологии понятие совладающего поведение анализируется с позиций диспозиционного, ситуационного и интегративного подходов. Диспозиционный подход объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей [46, с. 162].
Представители диспозиционного направления выделяли взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с копинг-стратегиями, использующимися индивидом в период стресса. Показана взаимосвязь способов совладания с интеллектуальным уровнем развития личности, оптимизмом, негативной эффективности, враждебности, нейротизма, локуса контроля на совладающие аспекты жизнедеятельности личности [46, с. 163].
Ситуационный подход рассматривает копинг в качестве динамического процесса, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. В рамках этого подхода широко распространена когнитивная модель совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкмана, где совладание с жизненными трудностями рассматривается как «постоянно изменяющимися когнитивными и поведенческими усилиями индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями» [46, с. 164]. Так, авторами совладание ими интерпретируется как осознанный ситуационный процесс, который имеет свои динамические характеристики.
Совладающее поведение рассматривается с позиции интегративного подхода, то есть с учетом личностных факторов субъекта совладания, ситуационных, социокультурных и регулятивных аспектов и определяется как целенаправленное поведение субъекта, устраняющее или уменьшающее вредное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам способами. Копинг является одним из аспектов способностей индивида, который вместе с ресурсами служит преобразованием ситуации, устранением угрозы. Личностные особенности индивида могут выступать как в качестве ресурсов, так и факторов, препятствующих успешному совладанию [45, с. 189].
В отечественной психологии наиболее распространено определение Т.Л. Крюковой, согласно которой копинг – это «индивидуальный способ взаимодействия личности с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни и ее психологическими возможностями. Главной задачей преодоления является удержание индивида в состоянии психического равновесия, если он попадает в напряженную, стрессовую или экстремальную ситуацию» [19, с. 24].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей копинг-стратегий учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 19 г.Минска». В исследовании приняли участие 60 педагогов в возрасте 25-53 года. стаж работы педагогов – от 1 года до 18 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в копинг-стратегиях учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой [25].
Цель: определение степени выгорания в профессиях типа «человек – человек». Под профессиональным (эмоциональным выгоранием) понимается профессиональная деформация, реакция на длительные профессиональные стрессы на протяжении длительного периода.
Шкалы методики:
«Эмоциональное истощение» - отражает степень эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью. По данной шкале можно набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).
«Деперсонализация» - отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. По данной шкале можно набрать от 0 до 25 баллов (0-4 низкий уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий уровень).
«Редукция личных достижений» диагностирует уровень оценки своей компетентности и продуктивности, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам. Критерии оценки: 0-22 высокий уровень редукции личных достижений; 23-30 средний уровень редукции личных достижений; 31 и выше низкий уровень редукции личных достижений.
Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Чем больше итоговая сумма баллов по шкале, тем выше уровень эмоционального выгорания (Приложение А).
2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского [17].
Цель: диагностика доминирующих копинг-стратегий личности.
С помощью методики можно выявить следующие копинг-стратегии:
– стратегия разрешения проблем – активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы;
– стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде;
– стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Опросник включает 33 утверждения. Ответы испытуемых сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла (Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Копинг-стратегии – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации.
Профессиональная деятельность учителей школ характеризуется повышенной напряженностью, сложной и многоаспектностью, что порождает трудные ситуации, требующие совладания с ними. Учителя школы могут использовать как конструктивные, так и деструктивные копинг-стратегии.
Эмоциональное выгорание – это профессиональный феномен, представляющий собой состояние умственного, эмоционального и психического истощения, взаимосвязанного с профессиональной деятельностью. У учителей школ эмоциональное выгорание проявляется в совокупности негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что Большая часть учителей школ обладает низким уровнем эмоционального выгорания – у них слабо выражена склонность к формированию профессиональной деформации как реакции на профессиональные стрессы на протяжении длительного периода при условии воздействия ряда факторов. Среди отдельных компонентов эмоционального выгорания у учителей школ более выражено эмоциональное истощение. Они испытывают сниженный эмоциональный тонус, повышенную психическую истощаемость, утратили интерес и испытывают негативные чувства к окружающим, ощущают «пресыщенность» работой. Учителя школы испытывают умерененое проявление эмоциональной отстраненности и безразличия от субъектов своей профессиональной деятельности и некотоую нудовлетовренность собой как профессионалом.
Выявлено, что у учителей школ с повышенным уровнем эмоционального выгорания преобладает копинг на избегание, а менее выражен копинг, направленный на разрешение проблемы. Также учителя с повышенным уровнем эмоционального выгорания предпочитают использовать такие способы совладающего поведения, предполагающее отказ от решения проблемной ситуации, игнорирование проблем; быстрое, необдуманное принятие решений или следование интуитивным импульсам; стремление избежать риска неудачи, доминирование, раздражение и вербальную агрессии по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
Установлено, что у учителей школ с пониженным уровнем эмоционального выгорания преобладает копинг на разрешение проблемы, а менее выражен копинг, направленный на избегание. Также они предпочитают использовать такие способы совладающего поведения, предполагающее настойчивость при разрешении проблемы, активную позицию в стрессовой ситуации, уверенность в себе и возможностях изменить ситуацию; стремление решать проблемные, трудные ситуации совместно с другими людьми, искать поддержку со стороны окружающих, а также стремление добиться своих целей за счет различных «уловок», использовании других людей.
Сравнительный анализ показал, что в группе учителей с пониженным уровнем выгорания более выражен копинг на разрешение проблемы, а в группе учителей с повышенным уровнем эмоционального выгорания – копинг на избегание. В группе учителей с пониженным уровнем эмоционального выгорания более выражены ассертивные действия и вступление в социальный контакт. У учителей с повышенным уровнем выгорания более выражены осторожные действия, импульсивные действия, избегание и агрессивные действия.
Гипотеза исследования о том, что существуют различия в копинг-стратегиях учителей школ с разным уровнем эмоционального выгорания, подтвердилась.
В результате корреляционного анализа установлено, что чем выше уровень эмоционального выгорания, тем ниже вероятность выбора в стрессовой ситуации копинга разрешения проблем и ассертивных действий. Чем выше уровень эмоционального выгорания, тем выше вероятность выбора таких копинг-стратегий, как: копинг избегания проблем, игнорирование проблемы, а также осторожные, импульсивные и агрессивные действия.
1. Андреева, А. А. Особенности связи копинг-стратегий и профессионального выгорания у педагогов с разным стажем / А. А. Андреева // Известия Иркутского государственного университета. – 2019. – Т. 27. – С. 45-57.
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 3-11.
3. Артемьева, Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности/ Т. В. Артемьева // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 4 (42). – С. 79-82.
4. Басманова, Н. И. Совладающее поведение как фактор эффективности профессиональной деятельности педагогов / Н. И. Басманова // Ученые записки РГСУ. – 2019. – Т. 18. – С. 86-95.
5. Бельских, М. А. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде / М. А. Бельских // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. – Москва : Буки-Веди, 2016. – С. 126-129.
6. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
7. Богомаз, С. А. К проблеме изучения гибкости мышления как личностного ресурса психического здоровья школьников / С. А. Богомаз, Т. Е. Левицкая // Сиб. психол. журн. – 2002. –№ 16. –С. 45-51.
8. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
9. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
10. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 433 с.
11. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е.В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог : вызовы, миссия, призвание : сб. науч. статей. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
12. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
13. Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
14. Жернакова, М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе / М. В. Жернакова // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 8-10.
15. Иванова, Т. Ю. Теория сохранения ресурсов, как объяснительная модель возникновения стресса / Т. Ю. Иванова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 3. – С. 119–135.
16. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. – 432 с
17. Индикатор копинг-стратегий (Д. Амирхан) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/448/. – Дата доступа: 11.10.2020.
18. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция / Г. С. Корытова, Ю. А. Еремина // Вестник ТГПУ. – 2015. – Вып. № 3 (156). – С. 42–47.
19. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
20. Кухтерина, Г. В. Стратегии защитно-совладающего поведения педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности / Г. В. Кухтерина, Л. В. Федина // Мир науки. – 2016. – Том 4, № 2. – С. 1-9.
21. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2006. – 167 с.
22. Магомедханова, У. Ш. Синдром профессионального выгорания и его профилактика у учителей начальных классов / У. Ш. Магомедханова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2. – С. 247-250.
23. Макаров, Ю. В. Причины и профилактика эмоционального выгорания учителей гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе / Ю. В. Макаров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 11-16.
24. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптированный вариант Н. Водопьяновой и Е. Старченковой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7069380/page:74/. – Дата доступа: 12.04.2021.
25. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е. С. Старченковой // Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб., 2005. – С. 326-334.
26. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
27. Моросанова, В. И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала / В. И. Моросанова // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33, № 3. – С. 98–111.
28. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, № 5. – С. 20-51.
29. Ноженкина, О. С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога / О. С. Ноженкова. – Смоленск, 2012. – 222 с.
30. Озеров, Д. Б. Особенности копинг-стратегий у педагогов с разным типом субъектной регуляции и стажем работы / Д. Б. Озеров // «Актуальные вопросы педагогики и психологии» : материалы международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск : Изд. «ЭНСКЕ», 2011. – С. 80-85.
31. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
32. Осадчая, Е. А. Особенности копинг-стратегий педагогов / Е. А. Осадчая. // Молодой ученый. – 2018. – № 30 (216). – С. 154-157.
33. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
34. Первитская, А. М. Анализ предпочитаемых копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы / А. М. Первитская // Вестник Курганского государственного университета – 2013. – №4 (31). – С. 92-95.
35. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
36. Сирота, Н. А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель использования / Н. А. Сирота, Н. В. Ялтонский // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 1993. – № 1. – С. 53-60.
37. Соболева, Н. В. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов / Н. В. Соболева // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 707-710.
38. Соловьева, О. В. Особенности синдрома профессионального выгорания в педагогической среде / О. В. Соловьева, И. В. Ортман // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019. – С. 318-321.
39. Соловьева, О. В. Педагогическая рефлексия учителя как фактор профилактики профессионального выгорания / О. В. Соловьева // Коллоквиум Журнал. – 2020. – № 2. – С.11-13.
40. Станибула, С. А. Характеристика ресурсов совладающего поведения / С. А. Станибула // Известия ГГУ – 2016. – № 5 (98). – С. 35-38.
41. Станченко, Е. Н. Профессиональная деятельность педагога в школе / Е. Н. Станченко // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. – Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 147-150.
42. Старченкова, Е. С. Роль неконструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В. В. Лукьянова. – Курск, 2008. – С. 81–99.
43. Старченкова, Е. С. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у педагогов на разных этапах профессионализации / Е. С. Старченкова // Вестник СПбГУ. – 2011. - № 2. – С. 196-201.
44. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
45. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
46. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
47. Цепков, А. Ю. Копинг-поведение учителя: специфика и динамика стратегий реагирования в конфликтах в зависимости от стажа профессиональной деятельности / А. Ю. Цепков // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №1. – С. 153-156.
48. Шабарина, Х. А Эмоциональное выгорание педагогов: причины и результаты исследования / Х. А. Шабарина, Г. Н. Боронина // Новая наука : от идеи к результату. – 2016. – № 4. – С. 136-136.
49. Эльбуздукаева, М. И. Синдрома эмоционального выгорания учителей / М. И. Эльбуздукаева // Учитель создает нацию : материалы научной конференции. – Махачкала, 2018. – С. 622-627.
50. Эрнст, Г. Г. Профессиональная рефлексия как механизм саморазвития будущего педагога / Г. Г. Эрнст // Концепт. – 2015. – № 12. – С. 154-156.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптация Н. Водопьяновой и ЕСтарченковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты