Гендерные особенности взаимосвязи эмоционального выгорания и ролевого конфликта у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Гендерные особенности взаимосвязи эмоционального выгорания и ролевого конфликта у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Гендерные особенности взаимосвязи эмоционального выгорания и ролевого конфликта у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: ГССМП подстанция №6, УЗ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Представления об эмоциональном выгорании в современной психологии
1.2. Теоретические подходы к проблеме конфликта в психологии
1.3. Психологические аспекты деятельности медицинских работников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТИЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Особенности проявления эмоционального выгорания у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности
2.3. Ролевой конфликт у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности
2.4. Гендерные особенности взаимосвязи эмоционального выгорания и ролевого конфликта у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности
2.5. Рекомендации по преодолению эмоционального выгорания и ролевого конфликта у медицинских работников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Известное выражение «сгорел на работе» - это не выдумка, а вполне реальное явление, которое психологи называют эмоциональным выгоранием (синдром психического выгорания). Это самостоятельное состояние (не симптом какого-либо заболевания), характеризующееся хронической усталостью, безразличием к работе, к себе и к окружающим, чувством уныния, возникающим на фоне влияния постоянного рабочего стресса.
Американский психолог Р. Лазарус и канадский врач Г. Селье впервые изучили и отметили снижение психической устойчивости и работоспособности в результате длительного влияния стресса, отказ от выполнения действий в ситуации повышенной нагрузки.
Термины «выгорание» и «психигическое выгорание» были введены американским психиатром Г. Фрейденбергом в 1974 году. В то время автор описывал таким образом всех работников, испытывающих хронический стресс, спровоцированный большим количеством высокоэмоциональных взаимодействий с клиентами или в сферах с повышенной эмоциональной нагрузкой и ответственностью.
Каждый человек переживает разовый стресс по-разному, но негативные последствия бывают редко. Ежедневные эмоциональные перегрузки могут разрушить психику любого человека. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников - частый вариант психоэмоционального расстройства, который можно объяснить просто тем, что помощь другим является хроническим ежедневным стрессором.
Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека: она является смыслом жизни, средоточием всех наших мыслей и целей. В процессе профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной профессии, то есть становление человека как специалиста. Формирование профессиональных качеств, необходимых для экспертной деятельности, - это долгая и кропотливая работа, которая зависит от большого количества факторов. Оно происходит в течение карьеры человека: с момента выбора профессии, через период обучения и продолжается до тех пор, пока человек не перестанет выполнять обязанности по своей профессии. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение ее жизни (появление новых методов и технологий), требований общества к ней.
Таким образом, любая профессиональная деятельность накладывает психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее. Такая «деформация» может быть, как предпосылкой для формирования передовых профессионалов, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенное накопление изменений в сложившейся структуре деятельности и личности, которые негативно влияют на производительность труда и взаимодействие с другими участниками этого процесса, а также на развитие самой личности. Преодоление профессионального саботажа сопровождается психическим напряжением, психологическим дискомфортом, явлением кризиса. Одним из проявлений профессионального разрушения человека является феномен эмоционального выгорания.
Актуальность и значимость выбранной темы обусловлена сложной природой синдрома эмоционального выгорания и неоднородной трактовкой его причин и проявлений. Синдром эмоционального выгорания у работников здравоохранения - это состояние психического, физического и психоэмоционального истощения и переутомления, возникающее в условиях хронического ежедневного стресса. В большинстве случаев эта проблема возникает у специалистов со следующими отличительными характеристиками: высокое чувство ответственности; забота о людях; готовность помочь любому в любой ситуации; желание и стремление быть нужным; доброта сердца. Согласно статистическим исследованиям, 35% врачей страдают неврозом или находятся в пограничном состоянии. 48% медицинских работников испытывают синдром эмоционального выгорания [8, с.56].
Внутриличностный конфликт представляет собой противоречие во взглядах, ценностях человека относительно себя самого, своей жизни. Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Когда человек, который придерживается определенных убеждений, нарушает собственные правила, у него возникает чувство внутреннего противоречия. Психологический дискомфорт может доставлять глубокие страдания. Избавиться от них самостоятельно удается не всегда. Люди, которые годами не могут разрешить внутренние конфликты, становятся агрессивными или наоборот, податливыми и безвольными, отказываясь принимать решения и делать выбор. Такие личности склонны искать виновных во всем, даже в мелочах. Они любят обвинять других. Длительные внутриличностные переживания приводят к различным негативным последствиям, в том числе и эмоциональному выгоранию.
Объект исследования: эмоциональное выгорание и ролевой конфликт у медицинских работников.
Предмет исследования: гендерные особенности взаимосвязи эмоционального выгорания и ролевого конфликта у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Представления об эмоциональном выгорании в современной психологии
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введенное в психологию американским психиатром Г.Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Научный интерес к синдрому профессионального выгорания обусловлен нарастанием проблем, оказывающих негативное влияние на самочувствие и эффективность труда работников, и их отношение к окружающим людям [21, c.27].
В зарубежной психологии синдром профессионального выгорания рассматривается довольно давно такими исследователями, как Дж. Фрейденберг, Б. Перлман, Е. Хартман, К. Маслач, С.Н. Джексон и др.
В психологии интерес к данному явлению появился в конце 80-х гг. (В.В. Бойко, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьянова и др.). Другой основоположник идеи выгорания – K. Маслач, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.
Первоначально под синдромом профессионального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни [19, c.12].
В настоящее время синдром профессионального выгорания входит в рубрику Международной классификации болезней (МКБ-10: Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни»). Отметим, что на сегодняшний день в данной теме отмечаются разногласия терминологического плана, а также понимания и толкования проблематики профессионального выгорания.
Исследователи в своих работах используют разные варианты термина. Так исследователи Т.С. Яценко, Т.В. Форманюк оперируют термином «эмоциональное сгорание», В.В. Бойко – «эмоциональное выгорание». В.Д. Вид, Е.И. Лозинская пишут об эмоциональном перегорании. Н.Е.Водопьянова использует термин «психическое выгорание», а Т.Н.Ронгинская –»профессиональное выгорание». Самое популярное среди них «эмоциональное выгорание». Академик М.Буриш считает, что «выгорание – психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса» [8, с. 47].
В.В.Бойко определяет эмоциональное выгорание как «…выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия» [6, с. 20].
Ученый-психолог К. Кондо трактует синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены, прежде всего, те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми.
К.Маслач определяет профессиональное выгорание как, «синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека» [30, с.18].
Из всего многообразия определений профессионального выгорания наиболее точной следует признать определение исследователей Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой. Они пишут, что «профессиональное выгорание – это негативное психологическое явление, проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии» [11, с.14]. В данном определении выделим два основных момента: наличие дисфункциональных симптомов, которые определяют, прежде всего, эмоциональную сферу и снижение профессиональной эффективности; выгорание может происходить только в профессиональной деятельности и у лиц без психопаталогий. Как и любое другое патологическое состояние, синдром профессионального выгорания имеет свои специфические симптомы.
Зарубежные ученые К. Маслач и С. Джекобсон выделяют три основных признака этого синдрома:
1. Эмоциональное истощение (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой).
2. Редукция личных достижений (ощущение утраты эффективности или достижений, чувство некомпетентности ощущение утраты эффективности и достижений в профессиональной деятельности. Это профессиональная самооценка в синдроме выгорания).
3. «Деперсонализация» (личностная отстраненность от своего труда и его объектов) [30, с.45].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТИЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация и методика исследования
Исследование проводилось в 2021 г. в УЗ ГССМП подстанция №6.
Выборка составила 50 медицинских работников (23 мужчины и 27 женщин) с различным стажем работы.
Для исследования использовались: Полоролевой опросник (С.С. Бем); Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (А.И. Шипилов).
Методика «Полоролевой опросник» (С.С. Бем). Опросник направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинного, фемининного, андрогинного (Приложение А).
Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко). Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмиругощие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Цель: диагностировать механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза (Приложение А).
Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (А.И. Шипилов). Методика позволяет определить уровни внутриличностной конфликтности и локализацию внутриличностного конфликта (Приложение А).
2.2. Особенности проявления эмоционального выгорания у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности
Результаты методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)» представлены в таблице 2.1 (Приложение Б).
Таким образом, фазы развития стресса распределились следующим образом:
- фаза «напряжения» - 13 человек (26%). Из них 6 женщин (12%) и 7 мужчин (14%). Со стажем работы до 5 лет – 4 человека (8%). Со стажем свыше 10 лет – 9 человек (18%). Эти испытуемые, как правило, удовлетворены собой, но переживают психотравмирующие обстоятельства, испытывают тревогу и депрессию;
- фаза «резистенция» - 25 человек (50%). Из них 15 женщин (30%) и 10 мужчин (20%). Со стажем работы до 5 лет – 15 человек (30%). Со стажем свыше 10 лет – 10 человек (20%). Половине испытуемых свойственная данная фаза. Эти люди на стресс реагируют неадекватно, избирательно и эмоционально. У них эмоционально-нравственная дезориентация, расширена сфера экономии эмоций. Профессиональные обязанности ослаблены;
- фаза «истощения» - 12 человек (24%). Из них 6 женщин (12%) и 6 мужчин (12%). Со стажем работы до 5 лет – 6 человек (12%). Со стажем свыше 10 лет – 6 человек (12%). В плане стресса эти испытуемые испытывают эмоциональный дефицит, эмоциональную и личностную отстраненность. Так же у них могут проявляться психосоматические и психовегетативные нарушения.
У всех испытуемых степень сформированности фазы – сформировавшееся (100%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Синдром эмоционального выгорания – это патологическое состояние человека, при котором он постоянно чувствует моральное, эмоциональное и физическое истощение. Синдром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональным и умственным истощением, снижением удовлетворения от выполняемой работы и физическим утомлением. В таком случае жизнь не приносит Вам радости, а работа – удовлетворения. Ваши нервные силы истощены, с этой проблемой нужно вовремя бороться. В результате человек становится безразличным ко всему. Сострадание к другим заменяется отсутствием понимания. Кроме того, меняется отношение не только к пациентам или клиентам, но и к сотрудникам и членам семьи, когда поток агрессии и презрения устремляется на невинных людей.
Эмоциональное выгорание состоит из 3 компонентов: эмоционального истощения, цинизма и упрощения достижений (личных и профессиональных). Выгорание может привести к созданию экзистенциального вакуума, снижению чувства значимости в настоящем и обесцениванию смысла в будущем. Неудовлетворенность качеством жизни также может быть причиной и следствием выгорания. Психологические последствия синдрома эмоционального выгорания следующие: ухудшение качества выполнения работы, потеря креативности, увеличение количества рабочих и семейных конфликтов, частые отлучки с работы, происходит переход на другую работу, смена карьеры.
На формирование выгорания влияют множество факторов. Профессиональное выгорание персонала является все более актуальной проблемой в современной системе здравоохранения. Снижение физического и психического здоровья медицинских работников в первую очередь связано с данным синдромом. Профессиональная деятельность медицинских работников требует максимальной самоотдачи и самообладания, она является эмоционально насыщенной. Они сталкиваются с каждодневными проблемами пациентов, негативными эмоциями с их стороны, поэтому им приходится самостоятельно устанавливать некий защитный барьер от эмоционального перенапряжения. Но по природе своей человек не может не реагировать и оставаться безразличным на проявления различных видов чувств, поэтому сопереживает все это вместе с окружающими. Весь этот «груз» эмоций отражается, как ухудшением здоровья самого человека, так и снижением результативности труда.
Ролевой конфликт – это конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек. Ролевой конфликт — это одна из разновидностей ролевого стресса, наряду с ролевой неоднозначностью и ролевой перегрузкой. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Ролевые конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным.
В данной работе ролевой конфликт понимается как процесс внутреннего психологического конфликта внутри человека, который отражает его восприятие своей социальной и психологической роли. К факторам, вызывающим возникновение ролевого конфликта, относятся: противоречия, изначально заложенные в роли; противоречия, возникающие между ролью и ее восприятием; противоречия, возникающие в результате одновременного существования нескольких ролей.
Эмпирической исследование в рамках дипломной работы посвящено исследованию взаимосвязи гендерных особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и ролевого конфликта у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности.
Результаты исследования показали, что фаза «резистенции» была доминирующей у половины испытуемых. Их реакция на стресс была неадекватной, избирательной и эмоциональной, у них была эмоциональная и моральная дезориентация, а сфера экономии эмоций была расширена. Профессиональные обязанности ставятся под угрозу.
Рассматривая проявление внутриличностного конфликта, было установлено, что большинство испытуемых имели средний уровень внутриличностного конфликта. Эти субъекты характеризуются тем, что им не чужды тревоги и сомнения, что в целом они адекватно реагируют на неожиданные или сложные жизненные ситуации, а также тем, что они способны к самоанализу. Они не испытывали серьезных проблем с адаптацией к новым ситуациям. У них была гибкая и умеренная ситуативная тревожность. Рассматривая проявление ролевого конфликта, результаты показали, что он более выражен у женщин, чем у мужчин.
Исходя из поставленной задачи определения взаимосвязи эмоционального выгорания и ролевого конфликта у медицинских работников исходя из стажа профессиональной деятельности был использован непараметрический статический критерий – корреляция Спирмена (статистическая программа SPSS v.15). В ходе исследования, было установлено, что в ситуации переживания внутриличностного ролевого конфликта женщины, в том числе со стажем профессиональной деятельности более 10 лет, склонны испытывать симптомы эмоционального выгорания.
Медицинский персонал представляет собой одну из наиболее уязвимых для возникновения эмоционального выгорания группу. Необходимо уделять большое внимание изучению особенностей профессиональной деятельности медицинского персонала, а также проблеме ролевых конфликтов женщин-медицинских работников с целью как улучшения качества их труда, так и для исследования путей повышения эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы медицинского учреждения в целом.
1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине/ Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М. : Наука, 2014. – С. 231-244.
2. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания / О.И. Бабич // Иркутск : ИПКРО, 2019. – 172 с.
3. Баробанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» / М.В. Баробанова// Вестник МГУ. – 2020. – №1. – С. 23.
4. Башенкова, Л.А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л.А. Башенкова, Е.В. Кухарская// Среднее профессиональное образование. – 2018. – №11. – С. 43-45.
5. Березовская, Л.Г. К вопросу о критериях риска развития «синдрома эмоционального выгорания» / Л.Г. Березовская // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного-Курск : КГУ, 2017. – С.17-19.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /В.В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – 105 с.
7. Бойко, Р.В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других / Р.В. Бойко. – М. :Филинъ, 2016 – 256 с.
8. Бочарова, Ю.Ю. Профессиональное сознание как фактор профилактики эмоционального выгорания специалиста социальной сферы / Ю.Ю. Бочарова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2020. – Т. 1. – № 3. – С. 47-52.
9. Винокур, В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.А. Винокур // Вестник МАПО. – 2018. – № 2. – С. 25-30.
10. Винокур, В.А. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики/ В.А. Винокур// Психодиагностика и психокоррекция/ Руководство для врачей и психологов. – СПб. : Питер, 2018. – 384 с.
11. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н. Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
12. Водопьянова, Н.Е. Воспринимаемая самоэффективность и ресурсообеспеченность как факторы, препятствующие профессиональному выгоранию / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Густеёва // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – № 4. – С. 23-30.
13. Водопьянова, Н.Е. Позитивный подход к противодействию профессиональному выгоранию/ Н.Е. Водопьянова, К.Н. Шестакова // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 3 (35). – С. 24.
14. Водопьянова, Н.Е. Современные подходы к превенции синдрома выгорания : коллективная монография / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. – Курск: КГУ, 2018. – C. 234-247.
15. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М. : ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2019. – 404 c.
16. Гринберг, Дж. Управление стрессом/ Дж. Гринберг. – СПб. : Изд- во Питер, 2017. – 496 с.
17. Грузинова, А.И. Профессиональное выгорание и методы коррекции / А.И. Грузинова // Сборник научных трудов Sworld. – 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 48-53.
18. Демина, А.Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения : учебное пособие / А.Д. Демина. – М.: Просвещение, 2016. – 236 с.
19. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт социологии РАН, 2016. – 362 с.
20. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей [Электронный ресурс] / С. Захаров. – Режим доступа :http://forums.rusmedserv.com/ showthread. php? t=8748.
21. Изард, К. . Психология эмоций/ К.Э. Изард. – СПб. : Питер, 2017. – 464 с.
22. Колдубовская, Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 75-80.
23. Косарев, В.В. Профессиональная заболеваемость медицинских работников /В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2018. – № 3. – С.27-38.
24. Крапивина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации :Дисс. ... канд. психологических наук / О.В. Крапивина. – Тамбов, 2014. – 231 с.
25. Ксенофонтов, А.М. Профилактика психологической дезадаптации в штатных и экстремальных условиях служебной деятельности/ А.М. Ксенофонтов, И.А. Новикова, А.Г. Соловьев, М.В. Корехова. – Архангельск : СГМУ, 2017. – 35 с.
26. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2018. – 92 с.
27. Лукьянов, В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных :автореф. дисс. ... доктора медицинских наук / В.В. Лукьянов. – СПб., 2017. – 23 с.
28. Маркарян, А.Г. Профессиональное выгорание как следствие профессионального стресса / А.Г. Маркарян // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2017. – Т. XIX. – № 3. – С. 32-34.
29. Масияускене А.: учеб.пособие / О.В. Масияускене. – 2-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 251 с.
30. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива/ К. Маслач. – М.: Издательство Института психотерапии, 2014. – 147 с.
31. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются/ К. Маслач // Школьный психолог. – 2017. – № 7 – С.16-18.
32. Муздыбаев, К.И. Психология ответственности/ К.И. Муздыбаев. – СПб. : Издательство +, 2019. – 64 с.
33. Овдей, С.В. Феномен профессионального «выгорания»: источники возникновения, диагностика, профилактика/ С.В. Овдей// Социальная работа. – М.:Новопринт, 2017. – №6. – С. 38-42.
34. Огнерубов, Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов / Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2017. – №2. – С 307- 318.
35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Одегов. – М. : Мир и Образование, Оникс, 2017. – 736 с.
36. Орел, В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – 2018. – № 4. –С. 70-97.
37. Орел, В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность : Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук / В.Е. Орел. – Екатеринбург, 2016. – С.110-115.
38. Папанова, О.А. Синдром эмоционального выгорания у социальных работников и способы его профилактики/ О.А. Папанова // Психология личности. – 2017. –№3. – С.49-53.
39. Прохоров, А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 68-80.
40. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 85-95.
41. Самоукина, H.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2017. – 224 с.
42. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – М : Прогресс, 2017. – 254 с.
43. Смирнова, И.Е. Профессиональное выгорание и здоровье сбережение в трудовой деятельности / И.Е. Смирнова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2017. – № 2-2. – С. 52-54.
44. Филаретов, В.А. Профилактика синдрома профессионального выгорания/ В.А. Филаретов, В.А. Данилов, Н.И. Головченко // Вестник НЦБЖД. – 2014. – № 1 (19). – С. 63-66.
45. Филина, С.В. Коррекция и профилактика синдрома выгорания/С.В. Филина // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий/ Под ред. В.В. Лукьянова. – Курск: Изд-во КГУ. – 2018. – C. 24-25.
46. Хатагурова, А. Профессиональное выгорание: может ли сестра не гореть на работе? / А. Хатагурова// Сестринское дело. – 2017. – № 4-5. – С. 21-25.
47. Черлюнчакевич, А.И. Программа по профилактике профессиональной деформации педагога / А.И. Черлюнчакевич // Психология обучения. – 2013. – № 6. – С. 125-142.
48. Шмелева, Н.Б. Профессиональное выгорание и деятельность/ Н.Б. Шмелева, О.А. Денисова // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 3. – С. 69-71.
49. Юрьева, Л.Н. Профилактика и коррекция синдрома выгорания у врачей /Л.Н. Юрьева // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / Под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, – Курск : Изд-во КГУ. – 2018. – C. 284-299.
50. Яковлев А.В. Основы конфликтологии /А.В.Яковлев. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2018. –150с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты