Репрезентация политического процесса в печатных СМИ Республики Беларусь
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Диплом
на тему: «Репрезентация политического процесса в печатных СМИ Республики Беларусь»
по дисциплине: «Социальные коммуникации»
2021
251.00 BYN
Репрезентация политического процесса в печатных СМИ Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальные коммуникации
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Упоминание Л. Ермошиной в «Вечернем Минске» за 14 мая 2020 года [51].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Упоминание С. Тихановского в «Новым часе» за 30 мая 2020 года [52].
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статьи из печатных изданий «Полацкі веснік» (7 августа 2020) [53] и «Вечерний Минск» (13 августа 2020) [54], содержащих призыв против акций и неповиновения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Призывы против власти в газете «Новы час» (30 мая 2020) [52].
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Освещение протестов в Беларуси в августе 2020 года в газете «Новы час».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПЕЧАТНЫХ СМИ
1.1 Место и роль СМИ в структуре информационного пространства
1.2 СМИ как автор политического процесса
1.3 Роль масс–медиа в политической системе общества
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПЕЧАТНЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2020
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Анализ и обсуждение результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время одно из главных мест в политическом процессе занимают средства массовой информации (далее- СМИ). Их взаимодействие с политикой и ее субъектами ежедневно ощущается в различных формах и проявлениях. Важность СМИ становится очевидной, если учесть, что средства массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть») [41].
Эффективность и динамизм позволяют СМИ эффективно влиять на духовную жизнь общества, на сознание самых широких масс населения. Они могут помочь склонить общественное мнение в поддержку определенных целей политики. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей принять и ассимилировать преобладающие социальные и политические ценности.
Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ, особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах правления.
Объект исследования: президентская кампания 2020 года в Республике Беларусь.
Предмет исследования: репрезентация политического процесса в печатных СМИ Рреспублики Беларусь на примере президентской кампании 2020 года.
Цель исследования: проанализировать репрезентацию политического процесса в печатных СМИ Рреспублики Беларусь на примере президентской кампании 2020 года. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические аспекты репрезентации политического процесса в печатных СМИ.
2. Провести эмпирическое исследование репрезентации политического процесса в печатных СМИ Республики Беларусь на примере президентской кампании 2020 года.
Методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (метод выборочного наблюдения, контент–анализ).
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность, объект, предмет, цель, задачи, и методы исследования), двух глав (определены теоретические аспекты репрезентации политического процесса в печатных СМИ, проведено эмпирическое исследование репрезентации политического процесса в печатных СМИ Республики Беларусь на примере президентской кампании 2020 года), заключения (обобщены результаты исследования), списка использованной литературы (54 позиции) и 4 приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПЕЧАТНЫХ СМИ
1.1 Место и роль СМИ в структуре информационного пространства
Невозможно представить современное общество без интенсивного обмена медиа в информационном пространстве. Информационное пространство или медиа–среда – это специфическая среда. Он Медиа-среда подчеркивает процедурную составляющую как наиболее динамичную и изменяющуюся ее часть – информационные и коммуникативные процессы, активно влияющие на индивидуальное и общественное сознание. На духовную сферу общества и систему ценностей наиболее непосредственным образом влияют информационные процессы.
Информационное пространство – это сфера деятельности отдельных лиц, профессиональных групп, субъектов управления, экономических и политических отношений и т. д. [1, с. 15].
Основные свойства информационного пространства: динамизм и структура.
Информационное пространство является основой для общения при формировании, обработке информации, а также генерации и хранении знаний. Информационное пространство из–за своей динамичности не является полноценным и. Оно управляет динамическими информационными процессами генерации, приема и передачи информации., Ппоскольку информационное пространство структурировано, то оно должно соответствовать целям, процессам и ролям пользователей. Кроме того, он информационное пространство имеет разные уровни доступа и защиты, уникальные возможности влияния на профессиональную сферу и технологически основан на информационной системе организации, локальных и глобальных сетевых ресурсах.
Благодаря своему трансграничному и виртуальному характеру информационное пространство выступает в современном мире как одно из основных направлений интеграции человеческого сообщества в глобальном масштабе.
Информационное пространство имеет рычаги управления общественными процессами и влияния на общественное мнение. Следуя М. Кастельс, мы понимаем информационное пространство как совокупность определенных структур, связанных с информационными отношениями [2, с. 204].
Глобальные изменения в глобальной повестке дня, высокий уровень дискуссий в политике и экономике, социальной сфере, развитие коммуникационных технологий расширили границы информационного пространства и возможности СМИ влиять на целевые аудитории.
С точки зрения этого подхода СМИ – это подсистема социального института, называемого массовой коммуникацией. Она обеспечивает оперативное производство и массовое распространение смысловых конструкций, ядром которых являются социально-значимые ценности общества [3, с. 43].
С точки зрения классического институционального подхода, массовая коммуникация через СМИ задает различные установки и правила профессионального поведения субъектов в информационном пространстве.
На наш взгляд, субъекты современного информационного пространства можно разделить на три группы: создатели информации (государство, бизнес, элиты), пользователи информации (аудитория, общество) и трансляторы информации. К последним мы относим СМИ, пресс- службы, пиар структуры, социальные медиа и блогосферу. Анализируя информационное пространство, отметим, что оно имеет ряд характерных характеристик, а также свои особенности развития и воздействия на целевую аудиторию.
К тому же глобальные изменения, которые претерпели средства массовой информации в XX веке, обусловили усиление роли масс-медиа в воздействии на современный социум. Согласно распространенному мнению, человечество вступило в эпоху информационного общества, когда СМИ приобрели неофициальный статус «четвертой власти» [4, с. 56].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПЕЧАТНЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2020
2.1 Организация исследования
С целью проведения исследования, посвященному репрезентации политического процесса в печатных СМИ республики Беларусь на примере президентской кампании 2020 автором были проанализированы следующие издания:
1. Общегосударственные: «Советская Белоруссия» и «7 дней».
2. Местные: «Вечерний Минск» и «Полацкі веснік».
3. Негосударственые: «Новы час», «Наша ніва».
Период анализ статей изданий: май – август 2020 года: период от подач заявлений о регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов до объявления итогов выбора.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап – подготовительный – на данном этапе проведен анализ литературы по проблеме исследования, подобраны методы сбора эмпирических данных.
II этап – проведение эмпирического исследования (осуществлялось с помощью методов сплошного наблюдения и контент–анализа).
III этап – констатирующий. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования.
2.2 Методы исследования
При проведении исследования использовались следующие группы методов:
1. Теоретические:
1) анализ;
2) синтез;
3) обобщение.
Анализ — это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез — это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Обобщение — это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.
2. Эмпирические:
1) метод выборочного наблюдения;
2) контент–анализ.
Выборочным называют наблюдение, основанное на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Выборочное наблюдение при правильной его организации и проведении дает достаточно достоверные данные для характеристики изучаемой совокупности в целом. Во многих случаях им можно заменить сплошной учет.
Контент–анализ или анализ содержания – стандартный метод исследования в области общественных наук, предметом анализа которого является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. СМИ имеет свои рычаги управления и влияния на общественное мнение. Они рассматриваются как многофункциональный институт, обладающий развлекательной, просветительской, воспитательной, социализирующей, психотерапевтической функциями. С появлением новых медиа-возможностей общение теперь возникает в процессе практики, когда люди могут менять программы (коды). Это возможно для всех заинтересованных сторон, в том числе лиц, определяющих политику, чтобы создать конечный продукт на имя массового потребителя. Основной характеристикой остается умение экспериментировать с «пространством», аудиторией и самим потенциалом СМИ. СМИ принимают активное участие в принятии политических решений, оказывают влияние на политическую повестку дня, выполняют роль политического посредника и передатчика политических сообщений, а также инициируют появление данных сообщений. Нередко активное участие прессы в этом процессе вызывает негативную реакцию со стороны власти. Средства массовой информации включены в политические процессы: в коммуникативной подсистеме они осуществляют взаимодействие между различными подсистемами политической системы, а также между политической системой и другими сферами общественной жизни.
2. С целью проведения исследования, посвященному репрезентации политического процесса в печатных СМИ республики Беларусь на примере президентской кампании 2020 автором были проанализированы следующие издания: общегосударственные: «Советская Белоруссия» и «7 дней», местные: «Вечерний Минск» и «Полацкі веснік» и негосударственые: «Новы час», «Наша ніва». Период анализ статей изданий: май – август 2020 года. При проведении исследования использовались следующие группы методов: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (метод выборочного наблюдения, контент–анализ). В качестве основных критериев сравнения репрезентации политического процесса в печатных СМИ Республики Беларусь на примере президентской кампании 2020 года автором исследования выбраны следующие: действующие лица, представленные в материалах статей, модальность подачи информации, освещение этапов выборной компании. В государственных («Советская Белоруссия», «7 дней) и местных («Вечерний Минск», «Полацкі веснік») печатных изданиях в качестве преобладающих действующих лиц являются президент А. Лукашенко и председатель Центральной избирательной комиссии Л. Ермошина. Значительно отстают от их показателей другие представители: С. Тихановская (С. Тихановский), В. Бабарико, В. Цепкало и др., которые появляются в статьях вышеуказанных СМИ только в период регистрации в кандидаты, а также при оглашении итогов президентских выборов. В свою очередь, в негосударственных СМИ («Новы час», «Наша ніва») в качестве лидеров по показателю «Действующие лица» являются оппозиционные кандидаты: С. Тихановская (С. Тихановский), В. Бабарико и В. Цепкало. Вслед за ними идут А. Лукашенко и Л. Ермошина. В государственных («Советская Белоруссия», «7 дней) и местных («Вечерний Минск», «Полацкі веснік») печатных изданиях наблюдается подача информации с использованием следующих фраз «выборы легитимные», «акции беспорядков – заранее спланированная акция оппозиции, которая финансируется западными странами», «против провокаций, беспорядков и массовых акций», «выборы – важное событие в жизни государства», «выборы – событие, которое определяет будущее страны», «в Беларуси пытаются расшатать обстановку…», «призыв идти не на улицу, а на выборы» и др. Противоположная тенденция наблюдается у негосударственных печатных изданий («Новы час», «Наша ніва»), которые указывают на незаконный сбор подписей, отсутствие безопасности у людей в стране («кроме насилия власти больше ни на что не способны»). Часто употребляемым словом является «репрессии». в государственных и местных СМИ преобладают статьи, в которых описываются процессы регистрации кандидатов, формирование и работа избирательных комиссий по сбору подписей, а также ход процесса голосования. В свою очередь, противоположная ситуация наблюдается у негосударственных СМИ, которые уделяют внимание этапам агитации и итогам выборов.
1. Средства массовой информации в современном мире // Материалы международного научно–практической конференции. – СПб.: Питер, 2012. – 514 с. – С. 15.
2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр // Философия эпохи постмодерна. – Минск: Красико–Принт, 1996. – 360 с.
3. Ортега–и–Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега–и–Гассет. – М.: АСТ, 2002. – 272 с.
4. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. – М.: АСТ, 2008. – 276 с.
5. Корконосенко, С.Г. Социология журналистики / С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект–Пресс, 2004. – 302 с.
6. Лассуэл, Г. Пропаганда и продвижение / Г. Лассуэл // Психология масс. – Самара: Агни, 1968. – 368 с. – С. 115.
7. Лассуэл, Г. Структура и функции коммуникации в обществе / Г. Лассуэл // Массовая коммуникация в современном мире. – М.: АСТ, 2002. – 414 с. – С.131 –132.
8. Лазарсфельд, П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие / П. Лазарфельд, Р. Мертон // Массовая коммуникация в современном мире. – М.: АСТ, 2002. – 414 с. – С. 140–144.
9. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. – М.: Аванти плюс, 2003. – 378 с.
10. Дзялошинский, И.М. Коммуникативные институты: новые подходы / И.М. Дзялошинский // Тезисы научной конференции. Векторы развития медиаисследований в России. – М.: НАММИ, 2012. – 239 с. – С. 10.
11. Корконосенко, С.Г. Национальная теория журналистики в России: утопия или реальный проект? / С.Г. Корконосенко // Тезисы научной конференции. Векторы развития медиаисследований в России. – М.: НАММИ, 2012. – 239 с. – С. 78.
12. Галумов, Э. Основы PR / Э. Галумов. – М.: Летопись XXI, 2004. – 359 с.
13. Кара–Мурза, С.Г. Манипулирование сознанием / С.Г. Кара–Мурза. – М.: Эксмо. Алгоритм, 2009. – 864 с.
14. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. – М.: Socio–Logos, 1993. – 336 с.
15. Бурдье, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – № 2. – С. 27–28.
16. Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье. – М.: МГИМО МИД РФ, 2004. – 288 с.
17. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. – М.: Кучково поле, 2007. – 512 с.
18. Пугачев, В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе / В.П. Пугачев // Вестник МГУ. – 1995. – №5. – С. 12.
19. Соловьев, А.И. Государственный PR: проблемы концептуализации и практического применения / А.И. Соловьев // Политическая психология, культура и коммуникация. – М.: РОССПЭН, 2008. – 678 с. – С. 283.
20. Горбатова, Н.В. Современные сми как инструмент политической социализации молодежи / Н.В. Горбатова, А.А. Малькевич // Управленческое консультирование. – 2015. – №5. – С. 17–21.
21. Палитай, И.С. Средства массовой коммуникации как фактор формирования образа страны / И.С. Палитай // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – №41. – С. 34–39.
22. Вишегурова, Л.М. Роль СМИ в сфере межнациональных коммуникаций / Л.М. Вишегурова // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2019. – №4. – С. 90–93.
23. Каминченко, Д.И. Некоторые политические особенности использования технологий «Новых» средств массовой информации / Д.И. Каминченко // НК. – 2013. – №1. – С. 76–78.
24. Зимин, М.В. Эффективность медиатизированной массовой коммуникации в избирательном процессе: теоретические модели и электоральная практика / М.В. Зимин // Научный журнал КубГАУ. – 2006. – №20. – С. 89–93.
25. Ворошилов, В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. – 402 с.
26. Гаджиев, К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект / К.С. ГАджиев // Вопросы фолософии. – 2011. – № 10. – С. 3–17.
27. Горбатова, Н.В. Цензура и информационная безопасность в современно мире: политическое измерение / Н.В. Горбатова // Управленческое консультирование – 2012. – № 2. – С. 12–18.
28. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи / И.В. Жилавская. – М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. – 243 с.
29. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 609 с.
30. Комаровский, В.С. Государственная служба и СМИ / В.С. Комаровский. – Воронеж: Издательство им. Е.А. Болховитинова, 2003. – 310 с.
31. Малькевич, А.А. Политическая социализация молодежи в условиях глобализации / А.А. Малькевич. – Великий Новгород: Филиал СЗАГС в г. Великий Новгород, 2011. – 188 с.
32. Мутовкин, Л.А. Политические мифы в процессе манипуляции сознанием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.promgups.com/blog/wp–content/uploads/2006/12/10.pdf.
33. Нафталтеева, В.О. Влияние современных СМИ на молодежь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie–sovremennyh–smi–na–molodezh.
34. Рубчевский, К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность. – 2003. – № 3. – С. 149.
35. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. СПб.: Изд–во СПбГПУ, 2004. – С. 98–107.
36. Палитай, И.С. Методология политико–психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах / И.С. Палитай // Политическая наука. – 2016. – № 1. – С. 193–203.
37. Журавлев, И. Психология и психопатология восприятия: Пролегомены к теории «зонда» / И. Журавлев. – М.: ЛКИ, 2008. – 128 с.
38. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. – М.: Издательство Московского университета, 1973. –180 с.
39. Егорова–Гантман, Е.В. Политическая реклама / Е.В. Егорова–Гантман. – М.: Никколо М, 2002. – 240 с.
40. Евгеньева, Т.В. Политическая социология / Т.В. Евгеньева. – М.: РОССПЭН, 2013. – 520 с.
41. Грачёв, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно–психологического воздействия / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М.: Эксмо, 2003. – 153 с.
42. Каминченко, Д.И., Балуев Д.Г. Фактор новых средств массовой информации в формировании современного политического индивида / Д.И. Каминченко, Д.Г. Балуев // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 1. – С. 266–270.
43. Черных, А. Мир современных медиа / А. Черных. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. – 312 с.
44. Бухарин, С.Н. Методы и технологии информационных войн / С.Н. Бухарин. –М.: Академический Проект, 2007. – 382 с.
45. Гукасова, М.М. Медийная личность и персональная сфера: пределы расширения в социокультурной ситуации / М.М. Гукасов // ИСОМ. – 2016. – №3. – С. 56–58.
46. Балуев, Д.Г. Влияние так называемых новых медиа на процесс политической идентификации / Д.Г. Балуев, Д.И. Каминченко // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – №3. – С. 43–54.
47. Володенков, C.B. Информационно–коммуникационная революция и её влияние на современный политический процесс / С.В. Володенков // Политическая экспертиза. – 2011. – № 4. – С. 159–167.
48. Меньшиков, В.В. Властный аспект политической идентификации / В.В. Меньшиков // Человек. Сообщество. Управление. – 2006. – № 4. – С. 10–17.
49. Павликова, М.М. Парадоксы информационного общества / М.М. Павликова // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Издательство Московского университета, 2009. – 412 с. – С. 90–98.
50. Фроленкова, С. Выборы–2020: нюансы и детали / С. Фроленкова // Вечерний Минск. – 2020. – № 19. – С. 2.
51. Салаўеў, С. Вяртаемся ў 1994–ты? / С. Салаўеў // Новы час. – 2020. – № 20. – С. 3.
52. Вместе за Беларусь! // Полацкі веснік. – 2020. – № 11. – С. 1.
53. Против блокировки // Вечерний Минск. – 2020. – № 32. – С. 4.
54. Хто заўгодна, абы не Лукашэнка. Рызыкі і надзеі – 2020 // Новы час. – 2020. – № 20. – С. 4.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Упоминание Л. Ермошиной в «Вечернем Минске» за 14 мая 2020 года [51].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Упоминание С. Тихановского в «Новым часе» за 30 мая 2020 года [52].
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статьи из печатных изданий «Полацкі веснік» (7 августа 2020) [53] и «Вечерний Минск» (13 августа 2020) [54], содержащих призыв против акций и неповиновения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Призывы против власти в газете «Новы час» (30 мая 2020) [52].
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Освещение протестов в Беларуси в августе 2020 года в газете «Новы час».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты