Особенности представления о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности представления о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности представления о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №2, ГУО (г. Сенно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов по опроснику «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов по тесту описания конфликтного поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по тесту.
Поделиться
Введение
1. ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Теоретические подходы к анализу стратегий поведения в конфликте
1.2 Факторы, влияющие на стратегию поведения в конфликте подростков
1.3 Особенности становления личности в системе межличностных отношений подростков
Выводы по первой главе
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ исследования
2.3 Представление о справедливости у подростков с разными стратегиями поведения в конфликте
2.4 Рекомендации по формированию опыта диалога по установлению договоренности у старших подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что почти все социальные системы характеризуются конфликтами. Для них характерно несоответствие интересов и линий поведения как отдельных лиц, так и групп.
Формирование необходимых условий в рамках развития определенной организации необходимо отметит то, что часто интересы людей отличаются, на фоне чего формируется определенная конфликтная ситуация. Эта проблема актуальна и для образовательных учреждений, кроме того, конфликты могут возникать не только между преподавателями, но и между учащимися. В подростковом возрасте существует множество конфликтов, как между учащимися, так и между учащимся и преподавателем, родителем и подростком, родителем и преподавателем и т.д. При изучении особенностей формирования определенной конфликтной ситуации у подростков необходимо отметить, что есть необходимость в формировании и проведении определенных рекомендаций по предотвращению негативной ситуации.
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, который влияет как на физиологическое, так и на психическое здоровье ребенка. Этот кризис напрямую связан с периодом полового созревания. Для этого периода характерными являются такие особенности как координальное перестроение системы психологических структур, что формирует и обуславливает наличие сознательности в поведении.
Основными направлениями в рамках данного возрастного периода являются такие как формирование определенного уровня агрессивности и протестного поведения, а также формирование определенного уровня жестокости. Именно в рамках подросткового возраста происходит определенное влияние взрослого человека на процесс развития и становления условий развития личности. Именно негативные моменты оказывают значительное влияние на процесс проявления и формирования агрессии и конфликта.
Знание причин подростковых конфликтов и особенностей поведения в конфликтах необходимо для развития у подростков навыков адекватного самоуважения, формирования навыков анализа ситуаций межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для трансформации конфликта в конфликт-сопротивление с помощью активных методов обучения и иных способов выбора оптимальных стратегий поведения [1, с.122].
В современных условиях требования к образовательному процессу растут с каждым днем, есть много вопросов, которые необходимо решить немедленно и качественно. В работе рассматриваются вопросы предотвращения конфликтов: И.Н. Андреева, С.М. Емельянов, А.Г. Здравомыслов, Ж. Скотт, Е.А. Уткин и др. Изучены особенности регулирования конфликтных ситуаций в учебном заведении: Д.А. Абгаджава, А.Г. Пинкевич, А.П. Филиппенко, М.В. Черепанова, Ф.В. Шарипов и др.
Конфликты в педагогическом процессе изучали известные отечественные психологи и педагоги – В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко и др. Б.М. Бехтерев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев рассказали о том, как межличностные конфликты психологически сложны и болезненны для детей, особенно их непосредственных участников, и отметили, что конфликты могут иметь различные последствия для ребенка.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: стратегии поведения в конфликте (личности в целом).
Предмет исследования: особенности представления о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: для подростков с высоким уровнем представления о справедливости, в основном, характерным является наличие высокого уровня конфликтности, и наоборот, у подростков с более низким уровнем конфликтности, характерным является более низкий уровень конфликтности.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности представления о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к анализу стратегий поведения в конфликте.
2. Выделить факторы, влияющие на стратегию поведения в конфликте подростков.
3. Выявить особенности становления личности в системе межличностных отношений подростков.
4. Определить особенности представлений о справедливости у подростков с разными стратегиями поведения в конфликте.
5. Провести сравнительный анализ представлений о справедливости у подростков двух групп.
6. Разработать рекомендации по формированию опыта диалога по установлению договоренности у старших подростков.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературных источников, классификация, обобщение);
– эмпирические (опрос, анкетирование, сравнительный анализ).
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении литературных источников по теме исследования, изучения основных конфликтных стратегий подростков и их влияние на формирование представления о справедливости.
1. ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Теоретические подходы к анализу стратегий поведения в конфликте
Конфликт понимается как противостояние двух или более оппонентов, имеющих разные точки зрения на ситуацию. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, несогласие во мнениях, противодействие в достижении целей.
Вся жизнь человека тратится на разрешение этих споров. Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» с оттенком сарказма, сказал: «если в жизни нет конфликта, проверьте свой пульс». Конфликт – это противостояние желаний, успешное разрешение напряженной ситуации пойдет на пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора необходимо почувствовать границу, на которой конструктивно происходит прояснение отношений. Нарушение этой границы негативно сказывается на обеих сторонах противостояния [3, с.55].
Такие исследователи, как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.Р. Лурия, В.С. Бехтерев и другие обращали внимание на важность изучения конфликтов в педагогическом процессе. Они предупреждали, что процесс изучения конфликтов труден для детей подросткового возраста. В рамках формирования конфликтной ситуации необходимо отметить, что именно определенный конфликт оказывает влияние на процесс нарушения гармонии в рамках взаимоотношений с другими, затягивая процесс социализации личности, поскольку в подростковом возрасте не до конца формируется способность находить выход из сложных ситуаций, снимать негативные эмоциональные переживания с помощью внутриличностной саморегуляции [8, с.56].
Проблема влияния личностных качеств подростков на поведение в конфликтных ситуациях является актуальной проблемой психологии, поскольку определение факторов выбора школьниками поведенческих стратегий в различных конфликтных зонах является важным условием повышения эффективности системы обучения, а также воспитания в семейных и школьных условиях.
Важно сказать, что наиболее ценными в этом направлении являются исследования:
- Анцупова, А.Я., Дмитриева А.В., Гришина Н.В., Ратников В.П., Здравомыслов А.Г., выделяя проблему конфликтов в отдельной области, выстраивая систему знаний об этом направлении [4, с.88];
- Г. Дж. Скотт, Ф.Е. Василюк, А.И. Шипилов и другие, которые видят возможности изучения конфликтов в работе с личностью, а также параметров внутреннего мира [40, с.225].
В.Г. Казаков говорил: «конфликт как некое сознательное противоречие между несколькими сообщающимися личностями, сопровождающееся попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений» [23, с.102].
А.А. Ершов говорил; «конфликт – это действие противоположных и несовместимых интересов, мотивов и типов поведения в определенной ситуации2 [19, с.122].
Е.И. Суименко и Д.П. Кайдалов отметили: «конфликт – это столкновение взглядов, интересов, устремлений и установок личности» [24, с.229].
А.г. Ковалев считает: «конфликт – это феномен групповых и межличностных отношений, а также проявление противостояния и активное столкновение принципов, оценок, характеров и мнений. Конфликт – это разрушение этих отношений на эмоционально-познавательном уровне. С точки зрения психического состояния, конфликт может быть защитной реакцией и эмоционально окрашенной реакцией» [26, с.33].
В.П. Ратников утверждает: «конфликт как трудноразрешимое противоречие, вызванное острыми эмоциональными переживаниями. А.В. Дорохова считает, что конфликт следует понимать как способ решения фундаментальных противоречий, неразрешимый другим (логическим) способом» [37, с.122].
Н.В. Гришина, полагает: «конфликт – это, прежде всего, биполярное явление, т.е. противостояние двух начал, которое проявляется в деятельности сторон, направленной на преодоление противоречия, при этом каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами)» [13, с.45].
А.Ю. Анцупов указывает: «конфликт является наиболее острым способом разрешения значительных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, состоящим в противостоянии субъектов конфликта и обычно сопровождающимся негативными эмоциями» [5, с.144].
По мнению К. Лоренца, именно агрессивность индивида и толпы указывает на наличие определенной конфликтной ситуации. Однако, данный автор отмечает, что агрессия представляет собой естественное состояние любого живого организма [32, с.98].
Классификация конфликтов:
1. Межличностные (столкновение взаимодействующих людей, цели которых либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данной ситуации, противопоставляют друг другу и мешают друг другу).
2. Межгрупповые (столкновение групп в коллективе, обществе).
3. Внутриличностные (столкновение противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов в 1-м лице).
В конфликтной ситуации важно, как субъекты ее представляют. Могут существовать как ложные конфликты (не имеющие существенных оснований, противоречий), так и подлинные конфликты [27, с.33].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
2.1 Организация исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №2 г. Сенно». В исследовании приняли участие 50 старших подростков в возрасте 15 лет. Выборка составила 15 (30%) девушек и 35 (70%) юношей. В связи с преобладающим количеством в выборке юношей, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Цель исследования: выявить особенности представлений о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте.
Задачи исследования:
1. Изучить представления о справедливости у старших подростков.
2. Определить стратегий поведения в конфликте у старших подростков.
3. Установить взаимосвязь представлений о справедливости и стратегий поведения в конфликте у старших подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь представлений о справедливости и стратегий поведения в конфликте у старших подростков.
Объект исследования: представления о справедливости.
Предмет исследования: особенности представлений о справедливости у старших подростков с разными стратегиями поведения в конфликте.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Шкала веры в справедливый мир» (К. Далберт) [47].
Цель: диагностика выраженности веры в справедливый мир.
Опросник включает в себя три компонента, отражающие основные адаптивные функции в отношении личности к справедливости:
- потребность в порядке;
- вера в справедливость по отношению к самому себе;
- вера в общий справедливый мир.
Вера в справедливый мир является личностным конструктом, показателем отношения субъекта к линейной взаимной справедливости (если я поступаю правильно, то и в отношении меня жизнь будет справедлива), к упорядоченности и прогнозируемости мира, а также стремление к осмысленной картине отношений в мире.
Опросник включает 13 утверждений, которые необходимо оценить по 6-балльной шкале.
2. Опросник «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер) [48].
Цель: диагностика уровня чувствительности к справедливости.
Методика базируется на концепции чувствительности к справедливости немецкого психолога М. Шмитта (M. Schmitt), согласно которой чувствительность к справедливости – это черта личности, которая проявляется как готовность воспринимать и эмоционально сильно реагировать на случаи несправедливости.
Выраженность чувствительности к справедливости описывается при помощи четырех индикаторов: частоты переживаемой несправедливости; интенсивности эмоциональных реакций на несправедливость; устойчивости мыслей о несправедливых событиях; мотивации к восстановлению справедливости.
С помощью методики можно выявить четыре вида чувствительности к справедливости:
- с позиции жертвы. Чувствительность жертвы проявляется в случае нарушения прав, ущемления интересов человека и сопровождается чувством гнева;
- с позиции свидетеля. Чувствительность свидетеля характерна для ситуаций, когда событие не затрагивает непосредственно интересов самого субъекта, но вызывает у него чувство морального возмущения;
- с позиции бенефициара. Чувствительность бенефициара проявляется, когда субъект случайно получил выгоду за счет других. В двух последних случаях ведущая эмоция – чувство вины;
- с позиции нарушителя. Чувствительность нарушителя проявляется в случае, когда субъект получил выгоду в результате активного нарушения прав другого человека.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что конфликт представляет собой столкновение интересов двух противоборствующих сторон. В структуру конфликта включены такие структуры как объект, участники, среда, характер конфликта. Основными стратегиями поведения в конфликте являются такие как соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Данные стратегии направлены на оптимизацию взаимоотношений между конфликтующими сторонами. Наиболее конструктивными стратегиями являются такие как компромисс и сотрудничество, а наименее конструктивными – избегание, приспособление, и соперничество.
В подростковом возрасте наблюдается рост агрессии и конфликтов, что связано с определенным течением этого возрастного периода. В связи с этим необходимо изучить существующий уровень конфликтности и разработать индивидуальные и групповые меры по снижению конфликтности и агрессии в подростковом возрасте.
Конфликтные ситуации в рамках подросткового возраста и кризисного периода в большей степени проявляются как проявления внутреннего опыта подростка. Наличие конфликтной ситуации проявляется чаще всего как отражение взаимоотношений с ближайшим окружением. Значимыми для подростка ситуациями являются такие как определенные жизненные ситуации, которые не имеют объективного конфликтного содержания.
Для подросткового возраста, в основном, характерными являются такие особенности как изменение прохождения конфликтной ситуации в зависимости от возрастного периода, к примеру, чем старше, тем выше показатели и от пола, так как девушки в большей степени склонны к вербализации конфликтных переживаний.
Основные конфликтные ситуации в рамках подросткового возраста: наличие унижения со стороны сверстников, переход из одного образовательного периода в другой, вмешательство родителей в процесс воспитания и вхождение в новый возрастной период, формирование определенного типа общения и наличие определенного типа самооценки. Именно все вышеуказанные проявления демонстрируют особенности прохождения подросткового кризиса.
Стратегии преодоления конфликтных ситуаций в рамках подросткового периода основываются на таких психологических механизмах как эмоциональное преодоление, физическое восстановление рефлексия и т.д.
Фрустрация представляет собой один из наиболее важных механизмов развития и формирования путей преодоления конфликтных ситуаций, которые направлены на определенное внешнее воздействие. Дети более молодого возраста чаще всего более агрессивно реагируют на особенности внешнего вмешательства и оно проявляется в рамках обвинений, агрессии и требований.
Основными стратегиями преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте являются такие как определяющие конкретную типологию поведения, которая определяется бессознательными импульсами поведения, такими как ситуативные, восстановительные, нормативные, которые направляют свою активность на формирование восстановительных, пассивно-созидательных, творческих и иных стратегий.
При определении основной типологии поведения в рамках определенных конфликтных ситуаций необходимо определить, что данные противоречия направлены на изучение основных аспектов фрустрационных направлений, которые связаны с определенными экстрапанитивными и эгозащитными реакциями, которые связаны с фиксацией на препятствии.
Для межличностных отношений характерными являются такие особенности как определение субъективно переживаемых взаимоотношений между людьми в рамках принадлежности к определенной семье и группе. При наличии определенного типа удовлетворенности межличностными отношениями необходимо отметить, что именно эти аспекты являются определяющими факторами в рамках определенного характера общения.
Основой межличностных отношений является определенная система отношений и ориентаций, ожиданий и стереотипов, которые направлены на восприятие и оценку друг друга. Определенные межличностные отношения определяют взаимосвязь между такими видами деятельности как игра, обучение и работа.
Необходимо отметить такие особенности как определение типа общения, направленного на выполнение функций, изменяющихся с возрастом. Именно межличностное общение направлено на формирование взаимодействия в рамках определенных психологических потребностей.
В результате исследования было установлено следующее:
1. Старшие подростки преимущественно обладают умеренно выраженной потребностью в порядке и справедливости. Для многих подростков более старшего возраста характерными являются такие особенности как отсутствие веры в персональный справедливый мир, что оказывает влияние на ценностную сферу личности подростка и формирует определенный тип совладания с трудными личностными ситуациями. При наличии определенной веры в персональный личностный мир необходимо отметить, что формируется определенный тип самореализации и формирования представления о определенных установках по отношению к миру.
2. Для детей старшего подросткового возраста, в основном, характерными являются такие особенности как чувствительность к справедливости в русле ущемляемых интересов. Интенсивность снижается в случае возникновения определенной несправедливости в процессе формирования отношения к другим людям или процессам.
Для представлений подростков характерными являются такие особенности как необходимость острого реагирования на процесс несправедливости.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 278 с.
2. Алексеева, А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации.//Дис. канд.психол.наук. – Л. – 1983. – №12. – С.33-55
3. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. – Казань, 2012. – 258 с.
4. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов. – М.: Академия, 2011. – 245 с.
5. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Владос, 2003. – 245 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 1990. – 247 с.
7. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – М.: Издательство: Амалфея, 2009. – 258 с.
8. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР, 2011. – 258 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л.И. Божович. – М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
10. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПБ: Речь, 2004. – 258 с.
11. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Издательство МГУ, 2004. – 258 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2011. – 258 с.
13. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПБ.: Питер, 2000. – 245 с.
14. Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. – М.: Академия, 2003. – 258 с.
15. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения / Н.С. Данакин. – М.: Академия, 2005. – 259 с.
16. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – №2. – М. – 2012. – С.22-28
18. Ершов, Е.З. Психология конфликтов / Е.З. Ершов. – М.: Академия, 2015. – 178 с.
19. Ершов, A.A. Социально-психологические аспекты конфликтов //Социальная психология и социальное планирование / А.А. Ершов. – Ленинград. изд. ЛГУ, 2013. – 258 с.
20. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс,1996. – 256 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.:Логос,2009. – 256 с.
22. Иванов, В.Н. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский М.: Академия, 2014. – 258 с.
23. Казаков, В.Г. Психология / В.Г. Казаков. – М.: Аспект-ПРЕСС,2000. – 174 с.
24. Кайданов, З.И. Психология единоначалия и коллегиальности / Е.И. Сулименко. – М.: Форум, 2015. –289 с.
25. Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения:// Дисс. канд.психол.наук. – М. – 1986. – №11. – С.15-22
26. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Академия, 2015. – 158 с.
27. Ковачик, П., Предупреждение и разрешение конфликтов / Н. Малиева – М.: Академия, 2004. – 258 с.
28. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
29. Левин, К. Педагогическая психология / К. Левин. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
30. Леонов, Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации://Дисс. канд. психол.наук. –Пермь, 1996. – 147 с.
31. Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидере. – М.: Академия, 2001. – 258 с.
32. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Прогресс, 2004. – 258 с.
33. Лурия, А.Р. Лекции по психологии / А.Р. Лурия. – М.: РСФСР, 1989. – 278 с.
34. Макаренко, А.С. Педагогика / А.С. Макаренко. – М.: Академия, 2011. – 278 с.
35. Петровский, A.B., Психология. Словарь / М.Г. Ярошевский Москва, Политиздат, 2010. – 258 с.
36. Платонов, К.К. Психология личности / К.К. Платонов. – М.: Академия, 2011. – 278 с.
37. Ратников, В.П. Конфликтология / В.П. Ратников. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 278 с.
38. Розин, В.М. Психология: теория и практика / В.М. Розин. – М.: Форум-Информ, 2007. – 258 с.
39. Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 258 с.
40. Скотт, Дж. Способы разрешения конфликтов / Дж. Скотт. – М.: Академия,1995. – 247 с.
41. Сорокина, А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. – Уфа, 2006. – 258 с.
42. Томас, К. Конфликтология / К. Томас. – М.: Академия, 2015. – 147 с.
43. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. – М.: Издательство «Наука», Москва 2006. – 254 с.
44. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – № 6. – Москва. – 2008. – 287 с.
45. Эльконин, Д.И. Детская психология / Д.И. Эльконин. – М.: Академия, 2012. – 258 с.
46. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Академия,2015. – 278 с.
47. Методика «Шкала веры в справедливый мир» (К. Далберт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infopedia.su/15xe5fc.html.
48. Опросник «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/222868496.
49. Тест описания конфликтного поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) [Электронный ресурс].
50. Методика «Справедливость-забота» (С.В. Молчанов) [Электронный ресурс].
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов по опроснику «Чувствительность к справедливости» (М. Шмитт, в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица результатов по тесту описания конфликтного поведения К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сводная таблица результатов по тесту.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты