Право на юридическую помощь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Право на юридическую помощь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
251.00 BYN
Право на юридическую помощь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Становление и развитие права на юридическую помощь
1.2 Понятие и значение права на юридическую помощь
ГЛАВА 2 ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
2.1 Международные стандарты в сфере оказания и обеспечения права на юридическую помощь
2.2 Место права на юридическую помощь в системе конституционных субъективных прав человека и гражданина
ГЛАВА 3 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
3.1 Судебные органы в системе защиты прав человека
3.2 Реализация конституционного права на юридическую помощь адвокатурой в Республике Беларусь и Российской Федерации
3.3 Юридические клиники как средство реализации права на юридическую помощь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Права и свободы человека и гражданина – это высшая ценность, охраняемая Конституцией. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность государственной деятельности. Обеспечение и защита прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Целью современного развития общества является утверждение прав человека и гражданина, обеспечение условий для их полной реализации. Однако провозглашение прав без гарантии их обеспечения может привести к негативным социально-политическим последствиям, снижению авторитета власти, порождению правового нигилизма и различных форм девиантного поведения. Деформация общественного правосознания в результате длительного идеологического процесса может привести к созданию атмосферы неуверенности личности в своей безопасности.
Изучение проблемы обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на данном этапе развития государства имеет особое значение. Права человека и гражданина, бесспорно, важны в жизни общества и потому, что они облегчают общение между отдельными людьми и социальными группами, между отдельными людьми и государством. Непонимание этого делает невозможной адекватную оценку всей сложной системы политических, социальных, экономических и международных отношений.
Права человека и гражданина являются теми факторами, которые определяют статус человека в обществе и активность людей, удовлетворяют их потребности и интересы. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина невозможна без эффективной организации и осуществления исполнительной деятельности государственных органов и должностных лиц. Все это актуализирует необходимость глубокого всестороннего рассмотрения проблемы человека и прав граждан в Республике Беларусь как необходимого условия демократического развития.
Сами гарантии прав и свобод человека и гражданина представляют собой условия, средства, меры обеспечения их осуществления, защиты. Конституция Республики Беларусь устанавливает как общую гарантию реализации всех прав и свобод, так и определенное обеспечение индивидуальных прав и свобод человека и гражданина.
Юридическая помощь является важным условием обеспечения функционирования современного демократического правового государства, а также реальным шансом для граждан пользоваться комплексом конституционных прав и свобод.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день процесс конституционализации публичной системы, начавшийся с принятия Конституции Республики Беларусь, предполагает последовательное повышение уровня правовой защиты граждан и других правовых норм.
Несмотря на достаточно детальную регламентацию вопросов правовой природы и содержания права на юридическую помощь, предусмотренного ст. 62 Конституции Республики Беларусь, проблема оказания юридических услуг и субъектов этого предоставления остается дискуссионной. В частности, вопросы обеспечения гарантированности права на получение юридической помощи как института конституционного механизма признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина остаются малоизученными.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с обращением за юридической помощью и ее оказанием.
Предмет работы – нормы права, характеризующие понятие, содержание права на оказание юридической помощи, а также позволяющие установить формы деятельности адвокатуры как основного органа по оказанию юридической помощи, а также научные статьи в указанной сфере.
Цель работы – провести комплексный анализ норм права и научной литературу, характеризующие одну из гарантий реализации прав человека – право на юридическую помощь, особенностей и путей совершенствования.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Становление и развитие права на юридическую помощь
Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, в наши дни считается важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 62 Конституции Республики Беларусь и немало других законодательных предписаний, в первую очередь тех, которые призваны гарантировать право граждан на судебную защиту.
Прежде чем обратиться к вопросам современного понимания конституционного права на юридическую помощь, необходимо остановиться на генезисе и истории развития данного правового института.
Изучение исторических документов и научных работ, посвященных истории государства и права, выявило тот факт, что любая деятельность по оказанию юридической помощи связана преимущественно с деятельностью адвокатов как лиц, оказывающих юридическую помощь. Действительно, история развития адвокатуры как помощника по юридическим вопросам наиболее близка к истории юридической помощи, и это будет продемонстрировано в дальнейшем. Однако история развития адвокатуры и юридической помощи, если во многом и близка, но не всегда совпадает.
Возникновение юридической помощи тесно связано с возникновением права и, как следствие, государства. Вообще, о безусловном факте возникновения юридической помощи можно судить только на основе письменных источников. В правовой системе Афинского государства VIIVI вв. до н.э. в уголовном процессе юридической помощи в виде защиты лица, привлекаемого к ответственности, не было. Но уже в VIV вв. до н.э., появляются отдельные лица, профессионально оказывающие юридическую помощь гражданину, привлекаемому к уголовной ответственности – это были логографы и синегоры. О праве на юридическую помощь в период существования феодальных государств в литературных источниках имеются довольно скудные сведения [1, с.54].
Так, юридическая помощь в XI–XII вв. во Франции характеризовалась тем, что было распространено участие представителей в гражданских делах. В уголовном процессе обвиняемый был практически лишен юридической помощи. Первые упоминания об осуществлении юридической помощи в России можно проследить в середине XV в. на примере института поверенных. Свое же второе дыхание институт права на юридическую помощь получает в период установления в некоторых государствах конституционного строя.
Право на юридическую помощь является настолько важным, что свое закрепление оно нашло уже в первой конституции. Первые нормы об адвокатах в Беларуси и их деятельности содержались в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. Статут 1566 г. сформулировал правила адвокатской этики, установил уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей, а также предписывал суду назначать адвоката тому, кто в этом нуждался. В Статуте 1588 г., которым завершилась судебная реформа феодальной Беларуси, содержались нормы об оказании бесплатной адвокатской помощи [1, с.57].
25 сентября 1789 г. первый Конгресс нового федерального правительства Соединенных Штатов Америки предложил первые десять поправок к Конституции Соединенных Штатов. Шестая поправка, в частности, устанавливает право обвиняемого требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты [2, с.210].
ГЛАВА 2. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
2.1 Международные стандарты в сфере оказания и обеспечения права на юридическую помощь
Право на юридическую помощь является многоплановым, сложным, комплексным институтом, в котором переплетаются нормы конституционного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданского процессуального некоторых других отраслей права. Кроме того, проблема обеспечения права на юридическую помощь имеет, помимо чисто правового содержания, также политический, социокультурный, экономический и ряд других аспектов. Поэтому исследование права на юридическую помощь является весьма актуальным, так как конституционное право на юридическую помощь нуждается во всестороннем исследовании различных направлений. Это тем более необходимо в силу того, что наиболее характерной чертой нынешней правовой ситуации в Республики Беларусь является существенный разрыв между тем, что провозглашено международными правовыми актами, Конституцией страны и реальной жизнью.
В последние десятилетия права человека, зафиксированные в международно-правовых нормах и конституциях многих стран, нашли признание в общественном сознании. Международные организации накопили значительный опыт правозащитной деятельности. Во многих странах создан внутригосударственный механизм защиты прав человека, куда входят система органов правосудия, юстиции, прокуратура и омбудсман.
Юридическая помощь нашла свое закрепление в нормах международного права.
Первым международным документом, закрепившим право на получение юридической помощи является Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (в статье 11, отражается, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты) [8, с.167].
Другим международным документом, содержащим в себе один из аспектов права на получение юридической помощи, является Международный пакт о гражданских и политических правах. Согласно п. 3d ст. 14 Пакта, «каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства: d) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника» [31].
Анализируя действующие международные акты, можно проследить закрепление в них основных обязательств государств в сфере права на получение юридической помощи. Следует отметить, что в источниках международного права наряду с термином «право на юридическую помощь» можно встретить и другие наименования, «право на справедливое судебное разбирательство», «право на доступ к правосудию», «право на защиту»
Признание ряда других важнейших международно-правовых актов таких, как Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
ГЛАВА 3. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
3.1 Судебные органы в системе защиты прав человека
В настоящее время в правовой системе Республики Беларусь происходят глубинные изменения, что вызывает необходимость своевременного совершенствования судебных и внесудебных способов защиты прав человека, а также законодательства в данной области. Принципы демократического общества и международные общепринятые стандарты прав человека, несомненно, предполагают возможность судебной защиты нарушенных прав.
В Республике Беларусь, в соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь, судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам; судоустройство в Республике Беларусь определяется законом; образование чрезвычайных судов запрещается [18].
Судебная система Республики Беларусь является гарантом, обеспечивающим право на судебную защиту. Судоустройство в Республике Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, иными нормативными правовыми актами.
Судебную власть осуществляют все судебные органы. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. В судебную систему Республики Беларусь входят Конституционный Суд Республики Беларусь, система судов общей юрисдикции [40].
Компетентность суда проявляется, прежде всего, в профессионализме судей, их способности объективно во всем разобраться и вынести решение, основанное на законе. Конечно, не обходится без жалоб на несправедливость принимаемых решений.
Судебная защита прав человека – совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды [41, с. 88].
Мы считаем, что судебную защиту прав и свобод личности можно отождествлять с государственной, так как суд – это носитель государственной власти во всех сферах судопроизводства. Так же нужно отметить, что судебная защита производится в связи с нарушением прав и свобод, как до, так и во время судебного разбирательства. К таким процессуальным нарушениям можно отнести неправомерные действия органов прокуратуры, дознания и следствия.
Судебная защита, в отличие от многих других механизмов, является универсальной и обладает целым рядом исключительных качеств.
Во-первых, это то, что судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Применение слова «каждый» в контексте статьи 60 Конституции Республики Беларусь, дает нам понять, что судебная защита носит не персонифицированный характер. Отражения принципа защиты в основном законе государства свидетельствует о том, что государство охраняет, а при нарушении стремиться восстановить все главные и естественные права каждого человека и гражданина. Принцип защиты строиться на невмешательстве государства в процесс их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Конституция Республики Беларусь 1994 г. рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Основные положения, закрепленные Конституцией, касаются отношения государства к людям, которые служат условиями для решения всех проблем конкретного правового регулирования статуса человека и гражданина в Республике Беларусь.
Конституции прямо предусмотрено, что право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод может быть реализовано гражданином: в любой временной момент; в любом органе, учреждении, организации; в отношениях с любыми должностными лицами и гражданами.
Следовательно, право на юридическую помощь, включая помощь адвоката, подлежит беспрепятственному и своевременному обеспечению, в том числе на любой стадии уголовного процесса и вне зависимости от конкретного процессуального положения гражданина.
Данное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции прав, в том числе права на судебную защиту; права на разбирательство дела судом на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
При общей схожести, а зачастую и идентичности законодательных формулировок, очевидно, что само содержание и механизм реализации рассматриваемого конституционного права получили в государствах постсоветского пространства весьма различное наполнение. В этой связи определенный научный интерес представляет сравнительный анализ конституционного права на получение бесплатной юридической помощи в России и Беларуси. Несмотря на существенные различия в подходах к реализации права на получение бесплатной юридической помощи, Российская Федерация и Республика Беларусь признают и гарантируют первостепенную значимость такого права, без которого реализация других естественных прав человека не может быть признана эффективной.
В процесс формирования национальной конституционно-правовой доктрины, а также в целях надлежащего правового обеспечения государственных и общественных интересов, прав и свобод граждан в современных условиях весомый вклад вносит Конституционный Суд Республики Беларусь, который своими решениями и правовыми позициями посредством выявления конституционно-правового смысла норм законов утверждает верховенство Конституции Республики Беларусь, способствует выработке действенного механизма обеспечения прав и свобод человека.
Адвокатура как юридический институт в любом государстве призвана оказывать содействие утверждению единства теории и практики применения права, усилению защищенности прав и свобод граждан, которые гарантированы законами.
Адвокатура в мировой юридической практике имеет свою историю становления и развития, которая повлияла и на развитие адвокатуры в нашем государстве. История становления и развития адвокатуры уходит своими истоками еще в древность. Изначально институт представительства и адвокатуры рассматривались как родственные институты.
В свете конституционных предписаний о равенстве участников процесса перед законном и судом необходимо законодательно поставить потерпевшего в центр уголовного судопроизводства и сбалансировать его права с правами обвиняемого.
Считаем необходимым ввести институт конституционной жалобы для граждан и юридических лиц. Данный институт довольно часто встречается в юридической литературе, когда речь заходит о защите прав человека. Вместе с тем, сравнивая Республику Беларусь с другими государствами, можно смело констатировать, что это понятие находит свое отражение лишь в теоретических трудах ученых.
1. Мартинович, И.И. Адвокатура Беларуси: история и современность / И.И. Мартинович. – Минск: Тесей, 2012. – 176 с.
2. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий / А.А. Мишин, В.А. Власихин. – М., 2015. – 488 с.
3. Стецовский Ю.И. Советская адвокатура: Учеб. пособие для вузов / Ю.И. Стецовский. – М., 2016. – 235 с.
4. Васьковский, Е. Организация адвокатуры, ч. 1. / Е. Васьковский. – СПб., 2013. – 336 с.
5. Чельцов, М.А. Советский уголовный процесс / М.А. Чельцов. – М., 1975. – 982 с.
6. Фойницкий, И.Я. Курс уголовного судопроизводства / И.Я. Фойницкий. – СПб., 1886. – 637 с.
7. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Учебное пособие. – М., 2014. – 687 с.
8. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами / Л.Б. Алексеева, В.М. Жуйков, И.И. Лукашук (практическое пособие). – М., 2016. – 466 с.
9. Современные зарубежные конституции. Сборник документов по конституционному праву зарубежных стран. – М., 2016. – 532 с.
10. Кондрашев, А.А., Пикулева, И.В. Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки / А. А. Кондрашев, И. В. Пикулева // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 10. – С. 119-129.
11. Бутылин, В. Н. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Курс лекций / В. Н. Бутылин. – М. : Наука, 2017. – 240 с.
12. Акименко, К.В. Государственно-правовой механизм защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь: теория и практика / К.В. Акименко. – Минск: Право и экономика, 2018. – 171 с.
13. Салчак, А. А. Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско-правовой ответственности его участников : дис. … канд. юрид. наук / А. А. Салчак – М.: Норма, 2016. – 197 с.
14. Погорелова, О. А. Права человека: курс лекций / О. А. Погорелова. – Барановичи : БарГУ, 2016. – 151 с.
15. Балашенко, С.А. Права человека : учеб. пособие / С. А. Балашенко [и др.]. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
16. Резник, Г. М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» / Г. М. Резник // Адвокат. – 2017. – № 4. – С. 25-27.
17. Романец, Ю. В. Общая характеристика договоров оказания юридических услуг (поручение, комиссия, агентирование) / Ю. В. Романец // Законодательство. – 2018. – № 4. – С. 38-41.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
19. Змиевский, Д.В. Конституционные принципы осуществления государственной власти в странах постсоветского пространства / Д.В. Змиевский // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2012. – № 3. – С. 165-174.
20. Бабаев, В.К. Общая теория права / В.К. Бабаев. – Н. Новгород: Пламя, 2016. – 544 с.
21. Казарян, С.А. Сравнительный анализ законодательства, регулирующего оказание бесплатной юридической помощи на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / С.А. Казарян // Новый юридический вестник. – 2018. – № 1. – С. 6–10.
22. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М. : Юрист, 2015. – 48 с.
23. Андреев, В.В. Реализация конституционного права граждан на юридическую помощь в Российской Федерации / В.В. Андреев // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2018. – № 1. – С. 195–202.
24. Яткевич, О.Г. Уровень разработанности понятия «реализация права человека на квалифицированную юридическую помощь» / О.Г. Яткевич // Юрист. – 2014. – № 4. – С. 4–8.
25. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Минск, 2021.
26. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / К.Н.Кунцевич. – М.: Книжный дом, 2016. – 321 с.
27. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Минск, 2021.
28. Бахорина, С.Э. Бесплатная юридическая помощь и юридические клиники Республики Беларусь / С.Э. Бахорина // Юридическая наука и правоприменительная практика. – 2016. – С. 272–283.
29. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
30. Змиевский, Д.В., Павлов, С.Ю. Особенности реализации конституционного права на получение бесплатной юридической помощи / Д.В. Змиевский, С.Ю. Павлов // Вестник Российского университета кооперации. – 2016. – № 1 (23). – С. 110-112.
31. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
32. Основные принципы, касающиеся роли юристов от 27 августа-7 сентября 1990 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Москва, 2020. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/role_lawyers.shtml.
33. Общий кодекс адвокатов Европейского Сообщества // Московское юридическое бюро [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/2391-kodeks-es.html.
34. Рекомендация R (2000) 21 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом Министров 25 октября 2000 г. на 727-ом заседании Заместителей Министров) // СПС «Гарант». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/71493608/.
35. Стандарты независимости юридической профессии Международной Ассоциации Юристов // Консалтинговая группа Ардашев и Партнеры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ardashev.ru/index.php/article/archive/260.
36. Любич, О. Закон об адвокатуре: мнение адвоката / О. Любич // Юридический мир. – 2018. – № 2. – С. 13-23.
37. Акименко, К.В. Государственно-правовой механизм защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь: теория и практика / К.В. Акименко. – Минск: Право и экономика, 2018. – 171 с.
38. Алиев, З.Г. Роль гарантий прав человека в правовом государстве / З.Г. Алиев // Актуальные проблемы права. – СПб.: Питер, 2018. – С. 313–326.
39. Витрук, Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н.В. Витрук. – М.: Наука, 2015. – 229 с.
40. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс] : 29 июня 2006 г. № 139-З : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобрен Советом Республики 16 июня 2006 г. : с изм. и доп., внесенными Законом Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
41. Пляхимович, И. И. Основной Закон Беларуси и конституционная жалоба / И. И. Пляхимович // Конституция Республики Беларусь : 16-летний опыт применения : материалы круглого стола, Минск, 15 марта 2018 г. – Минск : Право и экономика, 2018. – С. 87–91.
42. Чечот, Д. М. Субъективное право и формы его защиты / Д. М. Чечот. – М. : Юристъ, 2016. – 72 с.
43. Тихиня, В. Г. Право на судебную защиту и проблемы повышения эффективности правосудия по гражданским делам / В. Г. Тихиня // Минский ин-т управления. – Минск, 2018. – С. 22–23.
44. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 янв. 1999 г., № 238-З : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г. : одобрен Советом Респ. 18 дек. 1998 г. : с изм. и доп., внесенными Законом Респ. Беларусь от 17.07.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
45. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г. № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г. : с изм. и доп., внесенными Законом Респ. Беларусь от 09.01.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
46. Иванов, Г. И. Права международное и национальное законодательство / Г. И. Иванов. – 3–е изд. – Минск : Дикта, 2017. – 359 с.
47. Мартинович, И.И. Адвокатура Беларуси : история и современность / И.И. Мартинович. – Минск : Тесей, 2017. – 176 с.
48. Липов, С.А. Ювенальная юстиция в России: прошлое и настоящее / С.А. Липов // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2016. – № 1. – С. 10-15.
49. Никитина, Л.В. Развитие идей института ювенальной юстиции / Л.В. Никитина // Бизнес в законе. – 2015. – № 11. – С. 52–57.
50. Анучкина, А.Д. Роль адвоката в ювенальном судопроизводстве по делам несовершеннолетних / А.Д. Анучкина // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – № 7. – С. 44–48.
51. Галушкин, А.А. Актуальные вопросы деятельности адвокатских образований на современном этапе / А.А. Галушкин // Право и экономика. – 2019. – № 3. – С. 22–28.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты