Влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение супругов в конфликте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение супругов в конфликте»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
251.00 BYN
Влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение супругов в конфликте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностика семейных взаимоотношений (А.С. Кочарян).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика диагностики взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях Ю. Е. Алешиной и Л. Я. Гозмана.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУГОВ НА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
1.1 Понятие семейного конфликта
1.2 Психотравмирующие последствия семейных конфликтов
1.2 Стратегии поведения супругов в конфликтных ситуациях
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Характеристика супружеских взаимоотношений
2.3 Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях
2.4 Влияние семейной сплоченности на взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях
2.5 Практические рекомендации по профилактике семейных конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен принято считать семью наиболее стабильным и устойчивым институтом. Именно семья формирует у человека важные ценности, с которыми он идёт по жизни. Если сравнивать с другими социальными институтами, то только семья обладает мощнейшими ресурсами для социализации человека. Когда рождается ребёнок, именно семья способствует его развитию как личности, дает необходимые навыки, как физические, так и творческие. На протяжение всей своей жизни индивид будет неразрывно связан со своей семьей, ощущая на себе её нравственное влияние. К сожалению, в последнее время семейные конфликты стали очень распространённым явлением, это говорит о том, что институт семьи переживает кризис.
За последние годы чрезвычайно возрос интерес к проблеме разрешения конфликтов в межличностных отношениях. Сегодня конфликты в коллективах — это повседневная реальность. Проблемы формирования и развития определенной степени конфликтности, а также их разрешение представляет собой систему работы по выявлению интереса к определенной психологии и социологии, а также ими интересуются социальные работники, все специалисты, направляющие свою деятельность на изучение особенностей взаимодействия людей.
Конфликт как социально-психологический феномен – это закономерная и естественная характеристика отношений в социуме. В научной литературе существует большое количество исследований, которые направлены на изучение разных сторон этой проблемы».
Высокий интерес к проблемам окружающих людей, повышенное стремление к проблеме новизны самоутверждения и формирование оптимального уровня отношения к собственному внутреннему миру, особенности которые направлены на возникновение внутриличностных и межличностных особенностей.
Человеку присуще иметь собственные интересы, цели, убеждения, что заставляет его отстаивать их в тех ситуациях, когда появляется агрессивная точка, противоположная его позиции. Стремление доказать собственную правоту присуще человеку изначально, так как отражает для него понятие справедливости. Однако, такие доказательства могут принимать явно негативную форму, что проявляется в форме конфликтов. Конфликт - достаточно сложное явление, в рамках которого происходят процессы как позитивные, так и негативные, но последние характерны именно для самих участников конфликта. Позитивные факторы конфликтной ситуации несут информацию для окружения конфликта.
Актуальность обуславливается необходимостью анализа причин конфликтов в семье, так как не решаемые вовремя трудности межличностного взаимодействия, могут привести к разрушению супружеских и внутрисемейных отношений.
Проблема, затронутая в теме исследования, в настоящее время достаточно актуальна. Семейные конфликты в нашей стране на сегодняшний день выступают как наименее изученные среди других типов социальных конфликтов. Н.В. Малярова в конце 80-х годов исследовала роль конфликта в функционировании семейной структуры. А.Д. Тартаковский также в 80-е годы проанализировал конфликты в сфере брачно-семейных отношений, предложив основные пути их устранения. В.А. Сысенко исследовал один из типов семейных конфликтов - супружеский, определив причины его возникновения. Семейные конфликты с точки зрения психологического консультирования рассмотрела А.Н. Волкова.
Причины конфликтов в семье могут быть самыми разными. Супружеские конфликты возникают по причине неудовлетворения потребностей супругов, на почве бытовой жизни, некорректного поведения, в результате разногласий супругов, супружеской измены, низкого уровня культуры общения, бесконтрольного стремления к лидерству одного или обоих супругов, несовместимости в той или иной сфере жизни.
Семейные конфликты не проходят бесследно, они имеют психотравмирующие последствия: «семейная тревога», состояние вины, полной семейной неудовлетворенности, нервно-психическое напряжение. Конфликт в семье может привести как к разрушению семьи, так и к ее сплочению.
Любое предупреждение конфликта, его урегулирование направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут являться причины, ведущие к разрушению сложившейся системы взаимодействия в семье.
Объект исследования – супружеские конфликты как проблема современной психологии.
Предмет исследования: особенности влияния личностных особенностей на разрешение конфликтов между супругами.
Цель исследования: эмпирически изучить и теоретически обосновать особенности влияния индивидуально-психологических особенностей супругов на способы разрешения конфликтов между ними.
Гипотеза исследования: существуют особенности взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей супругов и их способов разрешения конфликтов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУГОВ НА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
1.1 Понятие семейного конфликта
Семейный конфликт понимается, как определенные отношения среди участников семьи, вызванный острыми противоречиями, а также он характеризуется развитием системы, за счёт которой конфликт разрешается. Чаще всего участники конфликта связывают его появления с столкновением интересов, целей, потребностей, взглядов на жизнь, которые совершенно отличаются друг от друга. Конфликты в семье как правило возникают, из-за не грамотного распределения обязанностей внутри семьи, психологической обстановки между членами семьи, определения семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла семьи, системы ценностей индивида и их соответствие с ценностями супруга(и) [29].
Для определенных семейных конфликтов необходимо отметить основные особенности протекания конфликтных ситуаций. При изучении особенностей семейного конфликта необходимо отметить, что они примерно стандартные, так как начинаются из определенных этапов, таких как появление конфликта, разрешение определенной конфликтной ситуации, а также определенное эмоциональное переживание в связи с этими особенностями. Однако, противоречия, возникающие в семейной ситуации, отличаются определенными эмоциональными противоречиями, высоким уровнем скорости протекания, а также выявления определенных способов протекания.
Рассмотрим функции семейных конфликтов. Самая основная функция семьи - это развитие личности каждого вхожего в семью индивида. Если семья не будет развиваться, то тем самым она перестанет быть источником саморазвития других членов семьи, тем самым стопоря процесс социализации. Развод как правило в таком случае означает, что один из супругов не смог подняться в своём личностном росте на ступеньку выше и выходом из такой ситуации стало разрушение семейных отношений. Семейные отношения характеризуются различными этапами, понимание того, что происходит на данном этапе и грамотное разрешение различных конфликтных ситуаций будет являться гарантом сохранения отношений [30].
На начальном этапе существования семьи высокий уровень конфликтности возникает в рамках выявления определенной гетерогенности, так как определенный семейный союз, имеет в своей системе различный образовательный уровень супругов, несовпадение ценностных ориентаций и коммуникативных способностей. Одними из наиболее важных примеров является наличие интернациональных семей, норм поведения и бытовых привычек.
По мнению О.А. Карабановой, супруги вступают в законный брак и сразу же начинается определенный этап взаимодействия, так как супруги начинают влиять друг на друга, что формирует определенные взгляды на жизнь. После заключения брака интересы мужчины и женщины должны перерасти в общие, т.е. должно произойти слияние в общее «я». Для идеальных отношений лучшего всего, когда достигается максимальное совпадение общих взглядов и интересов [25].
При возникновении определенной проблемы необходимо отметить такие особенности как возможность обсуждать открыто возникающие противоречия и в дальнейшем сыграть положительную роль для укрепления отношений. Манипуляции в процессе общения оказывают негативное влияние на процесс взаимодействия, так как этот факт подразумевает определенный отказ от искреннего общения и выработку методов подчинения других людей.
Основные функции супружеских конфликтов на начальном этапе супружеской жизни:
– как регулятор возникновения определенной системы ценностей;
– устранение эгоистических установок в рамках формирования манипуляций чувствами других как положительных качеств.
Более поздние этапы жизненного цикла формирует совершенно новый тип конфликтности, который заключается в формировании представлений в переплетении различных социальных процессов. Именно на примере образа жизни других людей, у супругов складывается представление о других семьях и происходит сравнение традиций, установок в других семьях.
Для каждого из супругов характерными являются такие особенности как представление о том, что такое идеальные отношения между супругами, однако эти представления могут претерпевать изменения со временем, что формирует определенные конфликтные ситуации.
Основная идея такой конфликтности заключается в том, что источник развития семейной группы происходит именно как конфликт. Отрицательные явления, такие как нестабильность сложившихся взаимоотношений и напряжение в семейной системе исчезают в тот момент, когда семья формирует новый уровень развития семьи в целом и отдельных ее индивидов.
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУГОВ НА ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель проведения исследования заключалась в изучении влияния психологических особенностей супругов на поведение конфликте.
Исследование подразумевало соблюдение следующих этапов:
1. Подбор диагностического инструментария. Инструктирование испытуемых.
2. Изучение семейной адаптации и сплоченности
3. Анализ специфики взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях и реакций супругов на конфликт.
4. Выявление гендерных различий в конфликтном взаимодействии супругов.
5. Определение влияния семейной сплоченности на взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях.
В исследовании приняло участие 60 человек: 30 супружеских пар со стажем семейной жизни до 10 лет (12 супружеских пар воспитывают одного ребенка, 8 – двоих, в 10 семьях детей нет).
Исходя из поставленной цели, в качестве диагностического инструментария были определены следующие методики:
1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) [50]. Данный опросник направлен на формирование представлений о том, что такое эмоциональная связь между участниками семейной группы. Основные критерии являются такими как:
– эмоциональная связь;
– семейные границы;
– принятие решений;
– друзья;
– интересы и отдых.
2. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса [8].
Данный тест направлен на выбор одного из пяти вариантов поведения личности, которые представлены в первой главе исследования.
Тест содержит 30 парных утверждений, представляющих собой 2 варианта ответа, необходимо выбрать тот из них (либо «А», либо «Б»), который больше соответствует поведению и действию индивида в конфликтной ситуации. За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется один балл, затем баллы суммируются. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Характерным способом поведения является тот, который получил наибольший балл.
3. Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) [16]. Методика представляет собой бланковый тест-опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер.
Основными параметрами являются такие особенности как активность и пассивность в рамках формирования определенных конфликтных ситуаций. Основными сферами семейной жизни являются такие как:
1. Проблемы отношений с родными;
2. Воспитание детей.
3. Проявление стремления к автономии.
4. Нарушение системы ролевых ожиданий.
5. Определение норм поведения.
6. Доминирование.
7. Проявление ревности.
8. Отношение к деньгам.
4. Методика «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян) [50] формирует представление о восприятии и понимании друг друга в конфликтной ситуации. Данный опросник содержит в себе 89 утверждений, на которые необходимо дать определенные особенности.
Для проведения статистического анализа применялся U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
U-критерий Манна-Уитни Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт представляет собой столкновение различных интересов и позиций, которые направлены на формирование определенного типа взаимодействия. Конфликтные ситуации бывают такими как внутриличностные, межличностные, социальные и межгрупповые. Основными стадиями являются такие как формирование противоречивых средств и интересов, переход конфликта в определенное материальное содержание, формирование определенных конфликтных действий, а потом разрешение конфликтов.
Конфликт представляет собой определенное состояние открытой и длительной борьбы, а также определение дисгармонии в процессе формирования определенных взаимоотношений, столкновение противоположных импульсов, тенденций и противоположностей.
Основная структура конфликта: устойчивые связи конфликтной ситуации, формирование навыков построения целостности, тождественности, а также формирования определенных сторон общения.
В любой конфликтной ситуации необходимо определить такие особенности как участники конфликтной ситуации и определенный объект конфликтной ситуации.
Стратегия поведения в конфликте представляет собой направление личности человека или группы людей, которая помогает сформировать определенное направление для реализации ситуации конфликта.
К основным стратегиям можно отнести такие как избегание, компромисс, приспособление, соперничество и сотрудничество.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что на 13% женщин больше, чем мужчин указали на объединенность супружеской сплоченности, а на 17% мужчин больше, чем женщин, отметили запутанность семейных отношений. 40% женщин отметили структурированность семейных отношений, 26% - ригидность, 17% гибкость и хаотичность.
Результаты по исследованию (мужчины):
– избегание – 5%;
– приспособление – 10%;
– конфронтация – 60%;
– сотрудничество – 15%;
– компромисс – 10%.
Результаты по исследованию (женщины):
– избегание – 10%;
– приспособление – 30%;
– конфронтация – 20%;
– компромисс – 15%
Таким образом, мы определили, что для мужчин в рамках конфликтной ситуации, в основном, характерными являются такие показатели как конфронтация. Наименее актуальной стратегией поведения является избегание.
Женщины в свою очередь склоняются больше всего к таким стратегиям как конфронтация, сотрудничество.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что мужчинам чаще характерен высокий уровень конфликтности.
Для мужчин более высокую выраженность имеет неконструктивная установка на брак, дефензивные установки, агрессия, соматизация тревоги, фиксация на психотравме.
Для большинства женщин и мужчин характерна средняя выраженность неконструктивных установок на брак. Мужчины и женщины в супружеских отношениях в средней степени прибегают к защитам, которые приводят к недопущению в сознание психотравмирующей информации (вытеснение, отрицание затруднения, регрессия и т.п.). Для большинства женщин и мужчин характерна средняя выраженность агрессии с тенденцией к низкой, в средней степени прибегание к демонстрации агрессии, демонстрация фиксации на психотравме.
У большинства супругов определяется негативная реакция на возникающие в паре конфликты и при этом пассивный характер поведения.
В ходе статистического анализа было выявлено, что существует:
- отрицательная взаимосвязь семейной адаптации, выраженности агрессии (Rs=-0.62 при значимости 0,639) и депрессии (Rs=-0.43 при значимости 0,508). Таким образом, при сформированной семейной адаптации у супругов не выражена депрессия и агрессия.
- отрицательная взаимосвязь семейной сплоченности, негативной установки на брак (Rs=-0.572 при значимости 0,007) и общего уровня конфликтности в паре (Rs=-0.452 при значимости 0,236). Таким образом, при выраженности семейной сплоченности для супругов не характерна негативная установка на брак и конфликтность в отношениях.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые строят свою деятельность в рамках изучения особенностей выбора стратегии поведения супругов в рамках конфликтной ситуации.
1. Андреева, Г.М. Семейная психология / Г.М. Андреева. — СПб. : Речь, 2014. — 244 с.
2. Антонов, А.И. Кризис семьи и пути его преодоления / А.И. Антонов. - М. : Юрид.лит., 2015. - 221 с.
3. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М. : Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2016. - 304 с.
4. Арутюнян, М.Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей / М.Ю. Арутюнян. – М. : Просвещение, 2010. – 185 с.
5. Богданов, Г.Т. Супружеская жизнь / Г.Т. Богданов. - М. : Профиздат, 2014.
6. Бузина, О.В. Удовлетворенность браком в «молодых» семьях / О.В. Бузина, Е.Е. Новосельцева // Ананьевские чтения. Психология и политика. Тез. науч.–практ. конф. – СПб. : СПбГУ, 2012. – С. 35–38.
7. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2010. – 444 с.
8. Буртовая, Е.В. Конфликтология / Е.В. Буртовая. - М. : Юнити, 2003. - 512 с.
9. Варга, А.Я. Системная психотерапия супружеских пар / А.Я. Варга. – М. : Когито- Центр, 2012. - 343 с.
10. Вдовина, М.В. Семейная конфликтология / М.В. Вдовина. - М. : МосГУ, 2011. - 264 с.
11. Вдовина, М.В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в семье / М.В. Вдовина. - М. : МосГУ, 2010. - 274 с.
12. Волкова, А.Н. Социально–психологические факторы супружеской совместимости: диссертация канд. психол. наук / А.Н. Волкова. – СПб. : Питер, 2011. – 236 с.
13. Володарская, Е.А. «Родительская» и «студенческая» модели представлений о семейной жизни / Е.А. Володарская, Н.Ю. Логинова // Психологический журнал. – 2005. – №5. – С. 26–34.
14. Голод, С.И. Социально–демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод / Сборник РФФИ «Трансформация российской семьи в условиях глобализации: теоретическое и экспериментальное моделирование процессов», 2008. – С. 1 – 24.
15. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М. : Просвещение, 2011. - 490 с.
16. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М. : Спб: Питер, 2015. - 430 с.
17. Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И.В. Грошев. – М. : Изд–во Московского психолого–социального института. – Воронеж: изд–во НПО «МОДЭК», 2012. – 464с.
18. Даниленко, О.А. Язык конфликта в трансформирующемся обществе / О.А. Даниленко. - М. : ВИЛЬНЮС ЕГУ, 2017. - 404 с.
19. Данченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е. А. Данченко. - М. : Ростов н/ Д. : Феникс, 2011. - 419с.
20. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2016. – 178 с.
21. Евграфова, Ю.А. Изучение связи распределения семейных ролей и конфликтов в молодых супружеских парах / Ю.А. Евграфова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 34. – С. 105 – 109.
22. Желдак, И.М. Искусство быть семьей / И.М. Желдак. - М. : Язь, 2018. - 160 с.
23. Зиммель, Г. Теория конфликтного функционализма / Г. Зиммель. - М. : Academia, 2013. - 415 с.
24. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 320 с.
25. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2012. – 319 с.
26. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 2016. - 208 с.
27. Костицын, Н.Л. Родительские установки как фактор личностного самоопределения в ранней юности (На примере старшеклассников с ограниченными физическими возможностями): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.Л. Костицын. – Хабаровск, 2013. - 223 с.
28. Крайлюк А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2015. – №3. – C. 78 – 82.
29. Левин, К. Супружеские конфликты / К. Левин // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ.ред. Н.В. Гришиной. – СПб. : Питер, 332 с.
30. Ляпунова, А.В. Исследование ролевых ожиданий в браке у студентов– психологов / А.В. Ляпунова // Мониторинг общественного мнения. – 2009. – №6. – С. 11–15.
31. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – М. : Гардарика, 2012. – 227 с.
32. Овдей, С.В. Гендерные основания супружеских конфликтов / С.В. Овдей // Грани познания. – 2009. – №3. – С. 104–106.
33. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич–Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб. : Речь, 2013. – 360 с.
34. Роджерс, К. Психология супружеских отношений / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 2012. - 480 с.
35. Слепкова, В.И. Психологические теории семьи / В.И. Слепкова. – Минск: БГПУ, 2006. – 79 с.
36. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии - 2000. - № 4. – С. 15 - 20
37. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А.А. Богданович. – М. : Профиздат – пособие для студ. высш. учеб.заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М. : Изд–во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2014. – 233 с.
38. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. - М. : Мысль, 2017. - 176 с.
39. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия / В.А. Сысенко. – М. : ВЛАДОС, 2011. –210 с.
40. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – СПб. : Питер. – 2011. – 311 с.
41. Фадеев, П.В. Понимание социальной установки в различных научных дисциплинах / П.В. Фадеев // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – 108 с.
42. Федотова, Н.Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений / Е.Ф. Федорова // Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно. – М. , 1991. – С. 100 – 101.
43. Харли, У. Потребности мужчины и женщины в браке / У. Харли. – Спб. : Питер, 2015. – 345 с.
44. Харчев, А.Г. Семейная педагогика / А.Г.Харчев. – М. :ВЛАДОС, 2006. – 425с.
45. Чекалина, А.А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности / А.А. Чекалина // Мир психологии. - 2014. - № 2. - С. 106-112
46. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б.Шнейдер. – М. : Изд–во Московского психолого–социального института; Воронеж: Изд–во НПО «МОДЭК», 2005.– 425с.
47. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М. : Апрель–Пресс: Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 512 с.
48. Шуман, С.Г. Семейные конфликты: причины, пути устранения / С.Г. Шуман. – Брест, 2014. – 360с.
49. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков. – СПб. : Питер, 2013. – 333 с.
50. Яковлева, Е.Н. Профилактическая диагностика межличностных супружеских конфликтов / Е.Н. Яковлева // Культурная жизнь юга России. – 2010. – №4. – С. 106 – 108.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностика семейных взаимоотношений (А.С. Кочарян).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика диагностики взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях Ю. Е. Алешиной и Л. Я. Гозмана.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты