Формирование интеллектуального компонента психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Формирование интеллектуального компонента психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
251.00 BYN
Формирование интеллектуального компонента психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Детская психология
Организация: Ясли-сад № 2, ГУО (г. Минск) и Ясли-сад № 60, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальных функций воспитанников (констатирующий этап эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание коррекционно-развивающей программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальных функций воспитанников (констатирующий этап эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание коррекционно-развивающей программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
(контрольный этап эксперимента).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие психологической готовности к школе, специфика ее проявления в готовности к школе
1.2 Проблема формирования интеллектуального компонента психологической готовности ребёнка к школе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика показателей сформированности интеллектуальных функций воспитанников как условия готовности к освоению школьной программы
2.2 Разработка и апробация коррекционно-развивающей программы формирования интеллектуального компонента психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности
2.3 Разработка рекомендаций для воспитателей дошкольного образования и родителей воспитанников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования психологический готовности к школе в целом, и ее интеллектуального компонента не теряет своей актуальности. Ускорение темпов социального развития в мире, интенсификация процесса обучения, не могут не затрагивать систему дошкольного образования и воспитания. К современному дошкольнику предъявляются всё более высокие требования. Школьное обучение, состоящее из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка.
Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную или игровую цель, моделировать ход и результаты своих действий, совершать логические действия анализа, сравнения, синтеза, классификации объектов, уметь устанавливать причинно-следственных отношений, поэтому интеллектуальный компонент составляет умение выделить необходимую для решения проблемы информацию, определить оптимальные способы действия, дать оценку процессу и результатам деятельности, направленной на решение проблемы.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес в среде педагогов, психологов к проблеме формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. В современной отечественной психологии является общепризнанным сложный, многогранный характер проблемы формирования ребёнка к обучению в школе. Возрастающие требования к организации воспитания и обучения актуализируют проблему поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на формирование интеллектуального компонента психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности.
В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.С. Выготского (1983), Л.И. Божович (1968), Л.А. Венгера (1978, 1994), Н.Г. Салминой (1988), Д.Б. Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л.С.Выготским и разработанные Д.Б. Элькониным, Л.А0 .Венгером положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению. В содержание психологической готовности включаются новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие психологической готовности к школе, специфика ее проявления в готовности к школе
Психологическая готовность к обучению в школе в зарубежных исследованиях рассматривается через термин «школьная зрелость». Изучением школьной зрелости занимались следующие зарубежные психологи: А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.
В зарубежной психологии выделяются две основные концепции изучения школьной зрелости. В первой концепции авторы рассматриваю школьную зрелость через три составляющие: интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость. Авторы второй концепции считают, что школьная зрелость - это совокупность знаний, умений и навыков. Роль социальных факторов зарубежные авторы практически не рассматривают. Лишь Ю.А. Вронфенвреннер, Дж. С. Врунер включают в школьную зрелость особенности общественного и семейного воспитания [35, с. 11].
Зарубежные исследователи Г. Гетцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и другие рассматривают психологическую готовность к школьному обучению в трех аспектах: интеллектуальном, эмоциональном и социальном [35, с. 12]. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению. Под эмоциональной готовностью они понимают эмоциональную устойчивость и отсутствие импульсивных реакций у ребенка. Социальную зрелость авторы раскрывают как потребность ребенка в общении с детьми и способность подчиняться интересам и правилам, принятым в группе, способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации организованного обучения.
Вторая концепция школьной зрелости, которую рассматривают зарубежные авторы заключается в совокупности знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок. Дж. Хант и Г. Кирк считали, что уровень облученности ребенка в дошкольном возрасте показывает предпосылки к школьному обучению в виде «вводных навыков». Они включают в себя знания, умения, способности и мотивацию при должном уровне, которых поступающий ребенок в школу сможет успешно освоить школьную программу [35, с. 12].
В зарубежной литературе можно найти следующие определения психологической готовности детей к школе:
– способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению (Г. Гетцер);
– потребность ребенка в общении с детьми, способность подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способность взять на себя роль школьника в общественной ситуации школьного обучения (С. Штребер);
– отсутствие импульсивных реакций (А. Гетцен, А. Керн);
– определенный уровень созревания и социальный опыт (Р. Заззо, Дж. Брунер);
– совокупность необходимых умений и навыков, знаний, мотиваций и других черт поведения, благодаря которым ученик может извлечь максимальную пользу из обучения в школе (А. Анастази) [28].
Л.А. Венгер рассматривал готовность к школе как «необходимый уровень развития совокупности всех элементов психического и физиологического развития ребёнка для начала освоения школьной программы в условиях группового обучения со сверстниками. Автор выделил следующие необходимые составляющие для обучения: умение слушать указания взрослого, действовать по правилам, наличие определенного уровня механической и логической памяти, владение обобщающими понятиями, планирование своих действий, умение сопоставлять слово и обозначенный данным словом предмет или явление [6, с. 105].
Согласно В.С. Мухиной, «готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности» [33, с. 25].
В своих работах Н.И. Гуткина определяет готовность к школьному обучение, как «оптимальный уровень развития мотивации, поведенческих характеристик, умений и знаний необходимых для усвоения школьной программы» [17, с. 63]. Основной акцент Н.И. Гуткина делает на мотивационной готовности к обучению в школе и произвольности внимания.
Согласно Н.В. Нижегородцева, «психологическая основа готовности к обучению в школе является целостным единством личностных и субъектных качеств ребенка и их взаимосвязей, которые обеспечивают побуждение, направление, регуляцию, реализацию и развитие учебной деятельности и формирующихся на ее основе новых видов деятельности, составляющих основное содержание образования» [34, с. 14].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика показателей сформированности интеллектуальных функций воспитанников как условия готовности к освоению школьной программы
Цель экспериментального исследования: разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу формирования интеллектуального компонента психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности.
База исследования: ГУО «Ясли–сад №2 г. Минск» и ГУО «Ясли-сад №60 г. Минска». В исследовании приняли участие 40 детей двух старших групп в возрасте 5-6 лет. В экспериментальную группу вошли 20 детей, контрольную группу также составили 20 детей.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности интеллектуальных функций воспитанников.
Краткое описание методик исследования:
1. Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера [6].
Цель: определение уровня интеллектуального развития для дошкольников. В данную методики входит 5 диагностических заданий, с помощью которых можно установить
- уровень развития перцептивных действий;
- степень овладения действием идентификации;
- степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам;
- уровень развития наглядно-образного мышления;
- уровень развития логического мышления (Приложение А).
Критерии оценки: 3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень.
2. Методика «Запомни двузначные числа» (Э.Р. Ахмеджанова) [38].
Цель: определить уровень слуховой памяти.
Инструкция: «Сейчас я тебе буду называть 12 двузначных чисел. Тебе нужно внимательно слушать и запоминать числа. По сигналу те числа, которые удалось запомнить, следует записать на листе бумаги в произвольном порядке. Экспериментатор, зачитывает эти числа в течение 40 секунд.
Обработка полученных данных: подсчитывается число верно воспроизведенных двузначных чисел.
Критерии оценки:
высокий уровень слуховой памяти – 9-12 правильных ответов;
средний уровень – 5-8 правильных ответов;
низкий уровень – 0-4 правильных ответа (Приложение А).
3. Методика «Домик» Н.И. Гуткиной [17].
Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Критерии оценки:
0 баллов - высокий уровень развития произвольного внимания;
1 - 2 балла - средний уровень развития произвольного внимания;
3 - 4 балла - уровень ниже среднего;
более 4 баллов - низкий уровень развития произвольного внимания (Приложение А).
Результаты констатирующего этапа исследования:
Рассмотрим результаты исследования уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста, полученные с помощью методики диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера (Приложение Б) (таблица 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическая готовность к школьному обучению – это сложное образование, отражающее уровень развития интеллектуального, личностного, мотивационного и социально-психологического компонентов. Интеллектуальная готовность к школе – это определенный уровень развития интеллектуальной сферы и способности ребенка к произвольной регуляции. Личностная готовность предполагает готовность вступить в новые отношения с социумом; способность регулировать свои взаимоотношения с социальной средой; стремление к школьной жизни. Мотивационная готовность состоит в наличии познавательных интересов, готовности к изменению социальной позиции, желании учиться, положительном отношении к школе. Эмоционально-волевая готовность к школе предполагает развитие произвольного поведения, соблюдение строгого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Коммуникативная готовность отражает потребность в общении с другими, умение поддерживать благоприятные взаимоотношения со сверстниками.
Процесс формирования интеллектуального компонента психологической готовности ребёнка к школе в дошкольном учреждении осуществляется в игровой и продуктивной деятельности. Используются дидактические игры, направленные на развитие психических процессов, дидактические упражнения, позволяющих развить произвольность. В качестве условий формирования интеллектуального компонента психологической готовности ребёнка к школе выдвигаются: учет ведущей деятельности, систематические групповые занятия. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к обучению в школе предполагает работу по формированию представлений о внешней среде, повышению дифференцированного восприятия, способности, развитие логического мышления, повышение познавательного интереса, развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
1. Антонюк, В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе. – Балтийский гуманитарный журнал. – 2013. – № 3. – С. 5-7.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 390 с.
3. Бозиева С.К. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста / С.К. Бозиева, М.Т. Ногерова // Психология и педагогика: методика и проблемы. - 2015. - № 44. - С. 30 -33.
4. Борзова, О.М. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников / О.М. Борзова, М.В. Данилова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – С. 1-8.
5. Бочкарева, Н.В. Формирование психологической готовности к учению у детей старшего дошкольного возраста в традиционных и инновационных психолого-педагогических условиях: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.В. Бочкарева. – Москва, 2004. – 25 с.
6. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 66-74.
7. Веракса А.Н. Регуляторные функции как показатель интеллектуального развития ребенка // Нижегородское образование. - 2014. -№3. - С. 65-70.
8. Веракса, А.Н. Развитие памяти дошкольников А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. – Москва : «Мозаика – Синтез», – 2008. – С. 46-54.
9. Воюшкина, Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста / Е.А. Воюшкина, Т.Е. Чернокова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. - № 2. – С. 18-28.
10. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
11. Вялых, А.В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: автореф. дис. канд. психол. наук / А.В. Вялых. – Саратов СарГУ, 2005. – 18 с.
12. Гаган С.Г. Дидактическая игра как средство развития памяти у дошкольников / С.Г. Гаган, Г.В. Куликова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2012. - №27. - С. 18-1
13. Галкина, И.А. Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольников / И.А. Галкина, Е.В. Никифорова // Молодёжь в науке : Новые аргументы. Сборник научных работ. – 2015. – С. 85-88.
14. Гараева, Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению / Е.В. Гараева // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 2. – С. 125-130.
15. Горбунова, К.В. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению / К.В. Горбунова // Аллея науки. – 2016. – № 6. – С. 348-351.
16. Гусова, А.Д. Формирование интеллектуального, мотивационного и эмоционального компонентов готовности к школе средствами коррекционно-развивающих занятий: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.Д. Гусова. – Москва, 2013. – 25 с.
17. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
18. Долгова, В. И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева // Концепт – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
19. Екшембеева, Г.Н. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии // Актуальные вопросы современной науки материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – М., 2014. – С. 61-63.
20. Захарова, Л.Е. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы старших дошкольников как фактор психологической готовности к школе. Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 2. – С. 268-271.
21. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
22. Кознеделева, К.А. Психологическая готовность ребенка к школе / К.А. Кознеделева // Современные концепции развития науки: сборник статей. – 2019. – С. 191-194.
23. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: Изд-во: АСТ, 2010. – 448 с
24. Кондратьева Н.В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н.В. Кондратьева, М.В. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 629–632.
25. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 94 с.
26. Куриленко, М.В. Игровые технологии в ДОУ // М.В. Куриленко / Актуальные вопросы образования и науки. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – М., 2018. – С. 67-68.
27. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 184 с.
28. Лобанова, А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://human.snauka.ru/2017/03/23058.
29. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти : ум мнемониста // Хрестоматия по психологии [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – Москва: ЧеРо, 2000. – С. 112–116.
30. Лыжина, А.А. Игровые технологии в детском общественном объединении / А.А. Лыжина // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 7. – С. 25-27.
31. Макарова, А.С. Характеристика компонентов психологической готовности к школьному обучению / А.С. Макарова // Наука и образование: новое время. – 2016. – №2 (13). – С. 904-908.
32. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2012. - С. 63-65.
33. Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Семья и школа. – 1987. – № 4. – С. 25-27.
34. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: автореф. дис. канд-та психол. наук / Н.В. Нижегородцева. – М.: МГУ, 2001. – 13 с.
35. Омельченко, Е.С. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Омельченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2009. – Вып. 2. – С. 10-12.
36. Орлянская, Ю.Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников / Ю.Б. Орлянская // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
37. Панова, О.В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников / О.В. Панова // Молодой ученый. – 2017. – № 38. – С. 116–118.
38. Разинова, А.А. Коррекционная программа по устранению недостатков развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А.А. Разинова. – Екатеринбург, 2018. – 79 с.
39. Рыскулова, М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе / М.М. Рыскулова // Вестник БурГУ. – 2014. – № 5. – С. 65-68.
40. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – М: Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.
41. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ. - 2008. - 72 с.
42. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] / Т. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 2002. – 190 с.
43. Уварова, Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: автореф. дис. канд-та психол. наук: 19.00.07 / Л.Н. Уварова. – Самара: СПГУ, 2000. – 16 с.
44. Хамзина, Г.Г. Игровые технологии в ДОУ / Г.Г. Хамзина // Образование, наука и технологии: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – М., 2019. – С. 27-29.
45. Чернокова, Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Т.Е. Чернокова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. - № 2. – С.62-67.
46. Чикова, И.В. Особенности и динамика формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе / И.В. Чикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 1. – С. 326-330.
47. Шаудинис, И.В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И.В. Шаудинис // Вестник экспериментального образования. – 2017. - № 2. – С. 1-10.
48. Шульга, Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников / Т.И. Шульга // Вестник МГОУ. – 2012. – № 1. – С. 158-163.
49. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
50. Юнгман, И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / И.В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. Конференции. – Чита, 2015. – С. 58-60.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальных функций воспитанников (констатирующий этап эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание коррекционно-развивающей программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальных функций воспитанников (констатирующий этап эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание коррекционно-развивающей программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
(контрольный этап эксперимента).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты