Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у социальных педагогов с разным трудовым стажем
МИПКиПК
Диплом
на тему: «Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у социальных педагогов с разным трудовым стажем»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у социальных педагогов с разным трудовым стажем
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика профессионального (эмоционального) выгорания К. Маслач и С.Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Удовлетворенность работой» (В.А. Розанова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Упражнения в рамках арт-терапия для преодоления эмоционального выгорания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Удовлетворенность работой» (В.А. Розанова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Упражнения в рамках арт-терапия для преодоления эмоционального выгорания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНЫХ
1.1 Сущность понятий «эмоциональное выгорание», «синдром эмоционального выгорания»
1.2 Этапы эмоционального выгорания педагогических работников
1.3 Факторы профессиональной деятельности педагогов социальных, обуславливающие проявление синдрома эмоционального выгорания
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНЫХ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
2.3 Методические рекомендации педагогам социальным по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.
Синдром эмоционального выгорания – острая проблема современности. Высокий темп жизни, рост конкуренции на рынке труда, экономическая нестабильность создают напряжение и негативно влияют на психическое здоровье и стрессоустойчивость современных специалистов Особенно этап проблема касается педагога социального, который по роду своей деятельности должен сам осуществлять профилактическую работу, призван способствовать развитию личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать совокупность всех сил и возможностей общества по отношению к ребенка, развивая его активность как субъекта своей деятельности.
Вместе с тем, педагог социальный нуждается в сохранении собственного психологического здоровья. Представители педагогических профессий особенно подвержены синдрома выгорания. Высокая эмоциональная напряженность вызывается наличием большого числа стресс-факторов, постоянно присутствующих в работе социального педагога. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка и т.д. Специфика педагогического общения включает в себя необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами.
Эмоциональное выгорание оказывает негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Современные исследования показывают, что синдром психического выгорания приводит к негативным последствиям, таким как ухудшение психического и физического здоровья, нарушение системы межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие негативных установок по отношению к коллегам, субъектам профессиональной деятельности и др. [25, с. 5].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНЫХ
1.1 Сущность понятий «эмоциональное выгорание», «синдром эмоционального выгорания»
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6, с. 104].
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [11, с. 7].
Феномен эмоционального выгорания изучали такие белорусские авторы, как: Т.А. Исакова, Т.В. Кецко, Д.А. Пахоменко, А.В. Ракицкая, Ж.В. Рзаева, М.М. Скугаревская, Г.А. Фофанова, Л.В. Финькевич и др. Белорусские авторы согласны в том, что эмоциональному выгорания более всего подвержены представители профессий типа «человек-человек». Это относится, прежде всего, к педагогическим работникам.
А.В. Ракицкая под эмоциональным выгоранием понимает «устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией» [39, с. 327].
А.А. Скугаревская пришла к тому, что большой вклад в формирование синдрома эмоционального выгорания вносят личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интроверсии, а также локус контроля. Психопатологические структуры синдрома эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья во многом основываются на личностной тревожности. Так, личностные черты тесно связаны с тревожно-депрессивным компонентом выгорания, психосоматическими и психовегетативными нарушениями. Развитие синдрома эмоционального выгорания влечет за собой снижение уровня психической адаптации» [50, с. 9].
В работе Д.А. Пархоменко рассматривается проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания. По мнению автора, целесообразно информировать педагогов о симптомах, стадиях развития и причинах эмоционального выгорания, проводить своевременную его диагностику, групповые обсуждения профессиональных проблем педагогов, обсуждать путей их преодоления в рамках практических занятий, конференций, круглых столов по педагогической психологии, основам профессиональной деятельности педагога и другим дисциплинам [36, с. 134].
Ряд российских ученых рассматривают эмоциональное выгорание как форму деформации личности, связанной с профессиональной деятельностью. Так, в работе Н.Е. Водопьянова эмоциональное выгорание определяется как «личностная деформация, сложный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, что предполагает эмоциональную насыщенность или когнитивную сложность» [11, с. 41].
В.Е. Орел выгорание определяет, как профессиональный феномен, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы. Качественной спецификой выгорания по сравнению с иными профессиональными деструкциями является то, что оно является проявлением полного профессионального регресса личности, проникая практически во все ее подструктуры и нарушая их оптимальное функционирование [33, с. 37].
В зарубежной психологии сложились одномерные, двухкомпонентные и трёхкомпонентные модели эмоционального выгорания. Так, в рамках одномерной модели эмоционального выгорания Э. Пайнс и Э. Аронсон рассматривают эмоциональное выгорание как состояние эмоционального, когнитивного и физического истощения, инициированного продолжительным пребыванием в эмоционально перегруженных обстоятельствах. В качестве основной причины здесь выступает эмоциональное истощение, а остальные аспекты проявления дисгармонии поведения и переживаний являются лишь его последствием. А. Пайнс пришла к тому, что, «если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. При этом выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний» [цит. по: 42, с. 431].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНЫХ
2.1 Организация и методики исследования
С целью изучения проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов социальных с разным трудовым стажем нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов социальных с разным трудовым стажем с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, разработка методических рекомендаций педагогам социальным по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания.
Исследование проводилось на базе БГПУ Институт повышения квалификации и переподготовки. В исследовании приняли участие 89 педагогов социальных со стажем работы от 1 до 25 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 46 педагогов со стажем работы до 15 лет и 43 педагогов со стажем работы более 15 лет.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в проявлениях синдрома эмоционального выгорания у педагогов социальных с разным трудовым стажем.
2. Существует взаимосвязь эмоционального выгорания и уровня удовлетворённости трудом и педагогов социальных.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [29].
Цель: определение уровня профессионального (эмоционального) выгорания.
Шкалы методики: эмоциональное истощение, деперсонализация и профессиональная успешность.
Опросник содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Уровень выгорания определяется в соответствии с нормативными значениями.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «редукция личных достижений» (Приложение А).
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [30].
Цель: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания.
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Опросник содержит 84 вопроса, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». В соответствии с ключом обработка полученных показателей осуществляется следующим образом: подсчитывается сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания; сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования эмоционального выгорания.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более – сложившийся симптом (Приложение Б).
3. Методика «Оценка удовлетворенности работой» В.А. Розановой [17].
Цель: диагностика удовлетворенности своим трудом, а также ее составляющих.
Испытуемому предлагается опросник для самооценки, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Критерии оценки:
15-20 баллов – вполне удовлетворен работой;
21-32 балла – удовлетворен;
3-44 балла – не вполне удовлетворен;
45-60 баллов – не удовлетворен;
более 60 баллов – крайне не удовлетворен (Приложение В).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в научной литературе эмоциональное выгорание рассматривается как профессиональный феномен, возникающий в результате воздействия длительных профессиональных стрессов, связанный с интенсивными межличностными контактами. На наш взгляд, методологической основой исследования должна выступить модель эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексона. Вслед за ними мы под эмоциональным выгоранием пониманием состояние физического, эмоционального и умственного истощения личности, которое включает в себя три компонента: эмоциональнее истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Синдром эмоционального выгорания у педагогических работников развивается поэтапно. Мы придерживаемся взглядов В.В. Бойков и в качестве основных этапов выделяем: фазу напряжения, фазу резистенции и фазу истощения. В зависимости от этапов наблюдаются различные симптомы выгорания во всех сферах личности и поведения педагогов.
Факторы профессиональной деятельности педагогов социальных, обуславливающие проявление синдрома эмоционального выгорания, можно разделить н внутренние и внешние. Основная роль в возникновении эмоционального выгорания у педагогов принадлежит индивидуально-психологическим факторам. Сочетание внутренних и внешних факторов определяет уровень и структуру психического выгорания педагогов. Эмоциональное выгорание у педагогов социальных может быть связано с их спецификой профессиональной деятельности. Синдром эмоционального выгорания педагогов является результатом взаимодействия сложной системы внутренних и внешних ресурсов и факторов выгорания. Каждой из трех фаз выгорания противодействуют определенные личностные ресурсы, обеспечивающие способность личности менять негативное влияние факторов выгорания на позитивное для личности действие.
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека монография / Л.М. Аболин. – Казань : Издательство Казанского университета, 1987. – 264 с.
2. Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. – 2001. –№4. – С. 56–72.
3. Бабич, О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов : автореф. дис. канд. психол. наук / О. И. Бабич. – Хабаровск, 2015. – 26 с.
4. Бажук, О.В. Социально-педагогическая профилактика синдрома профессионального выгорания студентов педагогического вуза / О.В. Бажук // Омский научный вестник. – 2010. – № 2. – С. 156-159.
5. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь. –2004. – 272 с.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. – 452 с.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1997. – 226 с.
8. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. –2005. –№ 2. – С. 11-55.
9. Борисова, М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: автореф. дис. канд. психол. наук / М.В. Борисов. – Ярославль, 2003. – 24 с.
10. Винокурова, Л.В. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов // сост. и ред. Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
11. Водопьянова. Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 245 с.
12. Волков, Б.С. Возрастная психология / Н.В. Волков. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
13. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: автореф. дис. канд. психол. наук / М.А. Воробьева. – Екатеринбург, 2008. – 26 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 247 с.
15. Вылегжанина, О.Е. Синдром эмоционального выгорания в педагогической практике / О.Е. Вылегжанина // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2010. – № 3. – С. 106-108.
16. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е. В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог: вызовы, миссия, призвание: сб. науч. статей / редкол. : Л.И. Селиванова (отв. ред.), С. Н. Жеребцов, И. В. Сильченко. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
17. Диагностика удовлетворенности работой (А.В. Розанова) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлв. – М., 2002. – С. 473-474.
18. Дорохова, Т.С. Специфика социально-педагогической деятельности частной школы: история и современность / Т.С. Дорохова // Социальная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 119-123.
19. Исакова, Т. А. Синдром профессионального выгорания во взаимосвязи с коммуникативной толерантностью у педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Исакова // Актуальные проблемы социальной психологии: сб. науч. Трудов. – Минск 2014. – С. 21-24.
20. Кецко, Т. В. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов / Т. В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. Вып. 6. – Мн.: БГПУ, 2005. – С. 198-206.
21. Кецко, Т.В. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т.В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология : сборник научных трудов. – Мн. : БГПУ, 2007. – С. 294-303.
22. Колесов, В. И. Факторы эмоционального выгорания педагогов в начале 21 века / В. И Колесов // Современное научное знание : теория, методологи, практика. – Смоленск, 2019. – С. 16-18.
23. Кустова, В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов-социальных педагогов: автореф. дис. канд. психол. наук / В.В. Кустова. – Иркутск, 2007. – 26 с.
24. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
25. Мальцева, Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.В. Мальцева. – Екатеринбург, 2005. – 20 с.
26. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. – М.: Академия, 2015. – 236 с.
27. Медведская, Е. И. Учимся управлять эмоциями / Е. И. Медведская // Пачатковая школа. - 2007. - № 3. - С. 38-40.
28. Мельник, А.Я. Предупреждение и профилактика синдрома эмоционального выгорания / А.Я. Мельник // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2020. – № 1. – С. 256-26.
29. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е. С. Старченковой // Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб., 2005. – С. 326-334.
30. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – С. 225-227.
31. Молокоедов, А.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / А.В. Молокоедов, И.М. Слободчиков, С.В. Удовик. – Левъ, 2018.
32. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.Г. Ожогова. – Саратов, 2008. – 26 с.
33. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 34-42.
34. Орел, Е.В. Синдром психического выгорания личности / Е. В. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
35. Панова, В.Н. Профилактика эмоционального выгорания педагога в профессиональной деятельности / В.Н. Панова // Мастерство педагога: от вопросов к решениям. – Чебоксары, 2020. – С. 24-27.
36. Пархоменко, Д. А. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика, перспективы коррекции / Д. А. Пархоменко, А.Г. Давыдовский // Медэлектроника – 2015. Средства медицинской электроники и новые медицинские технологии : сборник научных статей IX Международная научно-техническая конференция (Минск, 4 – 5 декабря 2015 г.). – Минск : БГУИР, 2015. – С. 133-135.
37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 214 с.
38. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М. : Высш. шк., 2004. – 511 с.
39. Ракицкая, А. В. Влияние эмоционального интеллекта педагога на синдром его эмоционального выгорания / А. В. Ракицкая // Психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности и общения : материалы I международной научно-практической конференции (Гродно, 17 апреля 2009 г.). – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 323-329.
40. Ракицкая, А. В. Социодемографические характеристики и синдром эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая //Научное обозрение: гуманитарные исследования. –2014. – № 8. – С. 57 –63
41. Ракицкая, А. К вопросу о факторах, модерирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Ступени: сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов, ГрГУ, Гродно; ред. кол. Л. М. Даукша. – Минск, 2014. – С. 188-201.
42. Ракицкая, А.В. Синдром эмоционального выгорания как предмет социально-психологических исследований / А.В. Ракицкая // Современные компьютерные технологии в условиях информатизации образования: сб. науч. ст. – Минск, 2011. – С. 430-435.
43. Рзаева, Ж. В. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» у работников системы образования / Ж. В. Рзаева, Т. Е. Кухта // Здоровьесберегающие психолого-педагогические технологии и медико-биологические системы оздоровления: материалы I Междунар. научн.-практ. конф., 28 апреля 2014 г. / редкол. : А. В. Никишова (гл. ред.), И. А. Ножко (отв. ред) [и др.] – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – С. 140-144.
44. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – 287 с.
45. Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: автореф. дис. канд. психол. наук / А.А. Рукавишников. – Ярославль, 2003. – 26 с.
46. Сайбулаева, Д.Г. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов / Д.Г. Сайбулаева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2. – С. 368-371.
47. Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. - 2014. - № 5 (64). - С. 459-461.
48. Санькова, М.И. Синдром «Эмоционального выгорания» у социальных работников: теоретический анализ понятия / М.И. Санькова // Южно-российский журнал социальных наук. – 2004. - № 2. – С. 30-43.
49. Сафонов, В.Г. Особенности стресса и эмоционального выгорания / В.Г. Сафонов. – М.: Академия, 2014. – 245 с.
50. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья : автореф. дис. канд. мед. наук / М. М. Скугаревская ; Белорус. гос. мед. ун-т. - Минск, 2003. - 20 с.
51. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Медицинские новости – 2002. – №7 – С.22–25.
52. Сыманюк, Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии – 2005. – № 1. – С. 11-22.
53. Темиров, Т.В. Психологические закономерности динамики психического выгорания личности педагога в современных социальных условиях: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.В. Темиров. – Нижний Новгород, 2011. – 25 с.
54. Торохтий, В.С. Социально-педагогическая поддержка детей как форма социально-педагогической деятельности / В.С. Торохтий // Социально-педагогическая поддержка ребёнка: материалы Международ. научно-практич. Конференции. – М.: АПКиППРО, 2009. – С. 55-63.
55. Трунов, Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. //Журнал практического психолога / Д.В. Трунов. – М.: Издательство МГУ, 2008. – 245 с.
56. Трухан, Е. А. Синдром эмоционального выгорания в педагогической деятельности / Е. А. Трухан, И. А. Фурманов // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 5. – С. 29–36.
57. Туговикова, А. В. Пeрвичнaя профилактика профессиoнальнoго «выгорания» социальных педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4336–4340. –
58. Финькевич, Л. В. Удовлетворенность трудом как показатель психологического здоровья педагога / Л. В. Финькевич // Дошкольное образование: история и современность : сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. А.Н. Касперович, Т.В. Поздеева, О.В. Леганькова и др.; под общ. ред. А.Н. Касперовича . –Мн. : БГПУ, 2015. – С. 11-13.
59. Фофанова, Г. А. Удовлетворенность трудом сотрудников социономических профессий / Г. А. Фофанова, А. С. Мамедова // София. – 2018. – № 2. – С. 13-19.
60. Цюхай, Е.И. Особенности стресса и эмоционального выгорания / Е.И. Цюхай. – Мн.: Асвета, 2015. – 247 с.
61. Шепель, В.М. Как жить долго и радостно / В.М. Шепель. – М.: АНТИКВА, 2006.
62. Шерягина, Е.В. Синдром сгорания / Е.В. Шерягина. – М.: Академия, 2015. –268 с.
63. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
64. Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. –2008. – № 7. – С.15-17.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика профессионального (эмоционального) выгорания К. Маслач и С.Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Удовлетворенность работой» (В.А. Розанова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Упражнения в рамках арт-терапия для преодоления эмоционального выгорания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Удовлетворенность работой» (В.А. Розанова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Упражнения в рамках арт-терапия для преодоления эмоционального выгорания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты