Экономическая основа местного самоуправления
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Экономическая основа местного самоуправления»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Экономическая основа местного самоуправления
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
Введение
1. Понятие и сущность экономической основы местного самоуправления
1.1 Понятие, признаки, состав экономической основы местного самоуправления
1.2 Принципы экономической основы местного самоуправления
2. Общая характеристика основных элементов экономической основы местного самоуправления
2.1 Коммунальное имущество
2.2 Местный бюджет
2.3 Система местных налогов и сборов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Финансовая основа составляет фундамент муниципальной власти. От состояния финансовой основы зависит состояние самой публичной власти, ее реальная способность решать задачи местного значения.
Одним из важнейших аспектов деятельности местного самоуправления является финансовой обеспечение его функционирования. Именно финансовая база местного самоуправления делает его реальным и во многом обеспечивает его эффективность. В связи с этим особую актуальность имеют проблемы законодательного закрепления определения финансовой основы местного самоуправления и принципов ее формирования. Законодательство Республики Беларусь не содержит четкого легального определения понятия финансовой основы местного самоуправления.
Понятие «финансовая основа местного самоуправления» в практике появилось в 1990 г. в связи с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Данное понятие в последующем было закреплено в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь», но определения данному понятию в законе дано не было. Различные определения финансовой основы местного самоуправления можно найти в трудах ученых-правоведов. В науке под финансовой основой следует понимать совокупность норм и принципов, регламентирующих экономические вопросы осуществления местного самоуправления, а также совокупность средств и ресурсов предназначенных для решения вопросов местного значения [1]. Данное определение сводиться исключительно к перечислению компонентов, составляющих финансовую основу местного самоуправления, и не отражает сущности данного явления. Следует отметить, что такой подход к определению финансовой основы местного самоуправления весьма распространен в науке. Так, например, В. Н. Бутов, определяя анализируемое понятие, указывает, что финансовую основу образуют местные финансы и муниципальная собственность, а также имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления [2]. Н.В. Талалаев определяет финансовую основу местного самоуправления, как институт муниципального права, который представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Финансовая основа, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служит, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления [3].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с экономической основой местного самоуправления.
Предмет работы - нормы права и научная литература, связанная с экономической основой местного самоуправления.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с экономической основой местного самоуправления.
Цель образует задачи:
- понятие экономической основы местного самоуправления;
- особенности, связанные с экономической основой местного самоуправления.
Методы:
- анализа и синтеза;
- индукции и дедукции.
Анализ степени изученности темы в юридической литературе: вопросам материально-финансового обеспечения деятельности .местных органов власти уже давно отводится серьезное внимание в экономической науке. К основоположникам теоретического анализа проблем муниципальной экономики и местных финансов можно отнести таких выдающихся ученых первой половины XX века, как Л. Велихов, П. Гензель, Р. Кауфман, М. Курчинский, П. Сытин, В. Твер-дохлебов и др.
1. Понятие и сущность экономической основы местного самоуправления
1.1 Понятие, признаки, состав экономической основы местного самоуправления
Н.А. Игнатюк под финансовой основой местного самоуправления понимает совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципального образования. Однако следует иметь в виду, что финансово-экономическая независимость муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансами и финансированием из государственного бюджета [4]. В.Н. Фадеев утверждает, что финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципальных образований [5]. А.А. Васильев считает, что финансовой основой местного самоуправления (муниципального управления) является бюджет муниципального образования. В местные бюджеты также входят дотации и субвенции из федерального и региональных бюджетов, а также заемные и иные средства, полученные из легальных источников [6]. В.Л. Лутцер считает, что финансовая основа местного самоуправления как часть экономической основы и института муниципального права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и порядок формирования, распределения и использования местных фондов. В то же время укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическую и финансовую ситуацию в стране в целом. При этом следует иметь в виду, что финансово-экономическая независимость муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансами [7, с. 97]. М.Н. Кудилинский пишет, что финансовую основу местного самоуправления можно определить как совокупность отношений в бюджетной и налоговой сферах, регулируемых нормами финансового права с целью создания механизма формирования и расходования финансовых ресурсов на финансовую поддержку. решение вопросов местного значения и переданные государственные полномочия. Государство также обязано компенсировать те дополнительные расходы органов местного самоуправления, которые возникли в результате решений государственных органов [8, с. 88].
Определение понятия финансовой основы местного самоуправления дано в Европейской хартии местного самоуправления: финансовая основа местного самоуправления - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с образованием. и использование муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципальных образований [9, с. 12]. Полагаем, что данное определение наиболее полно раскрывает суть концепции финансовой основы местного самоуправления.
Местное самоуправление и самоуправление - важнейшие элементы правового демократического государства и гражданского общества, которые являются гарантами стабильности и прогресса. Как показывает практика развитых стран, местные власти призваны решать широкий круг повседневных насущных вопросов по обеспечению нормальных условий жизни населения соответствующей территории.
В Республике Беларусь вопросы организации и деятельности местного управления и самоуправления регулируются в разделе V Конституции «Местное управление и самоуправление», также в ряде Указов Президента Республики Беларусь. Следует отметить, что Беларусь до сегодняшнего дня не ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, которая является одним из главных источников муниципального права европейских государств.
Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» разграничивает понятия «местное управление» и «местное самоуправление».
Таким образом, можно отметить, что структура исполкомов зависит от их уровня. Реальная структура местных исполнительных и распорядительных органов разного уровня не всегда соответствует типовой структуре, определенной Указом Президента Республики Беларусь № 631 от 23 октября 2006 года «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов». С одной стороны, данное обстоятельство можно рассматривать с положительной стороны. Такого рода несоответствие может свидетельствовать о том, например, что местные исполнительные и распорядительные органы обладают высоким уровнем инициативности.
2. Общая характеристика основных элементов экономической основы местного самоуправления
2.1 Коммунальное имущество
С 2001 года в Республике Беларусь разработана Концепция управления государственным имуществом, направленная на повышение эффективности его использования и оптимизацию структуры собственности республики. В соответствии с Концепцией основными задачами управления государственным имуществом являются: повышение эффективности отдельных предприятий; совершенствование структуры управления; повышение эффективности использования имущества и поступления дополнительных средств в бюджет.
Так, например, только в собственности Гродненской области находятся объекты недвижимости общей площадью 1,66 миллиона квадратных метров. м., из которых только 29,3 тыс. кв. по состоянию на 1 января 2017 года не использовалась. Информация об участках, подлежащих перепрофилированию, ежеквартально публикуется в СМИ и в сети Интернет на сайте Гродненского облисполкома.
Все государственные активы подвергаются тщательному анализу эффективности, который проводится на основании специально разработанной Инструкции по определению критериев отнесения зданий, сооружений и нежилых помещений к неэффективно используемым. Затем по последнему принимается оптимальное решение.
Исходя из применения системного подхода в республике, было принято решение оставить в государственной собственности только те активы, управление которыми не может осуществляться организациями других организационно-правовых форм.
Одним из основных инструментов вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости является их продажа. В стране проводятся аукционы и торги по продаже акций. Также осуществляется продажа государственных акций «на льготных условиях». Последнее предполагает распределение акций среди сотрудников или приравненных к ним лиц по цене на 20% ниже номинала. В то же время государственная политика управления и распоряжения государственным имуществом в Республике Беларусь не рассматривает продажу как действующих, так и неиспользуемого имущества как самоцель. Конечная цель - повысить эффективность производства.
Так, например, в 2016 году введено в эксплуатацию 55 объектов коммунальной собственности Гродненской области: изолированное помещение республиканского унитарного предприятия связи.
Белтелеком в Мостах (продажа через аукцион), капитальное строение (пожарно-аварийный пост №1) учреждения «Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь» (дарение) в селе Подвеликое, Дятловский район, недостроенное капитальное строение - реабилитационно-восстановительный центр на 124 места учреждения «Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь» (продажа) в селе Лавриновичи Зельвенского района и др.
Вторым инструментом вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости является их аренда. В республике действует единый порядок определения размера арендной платы и установления базовых ставок, порядок заключения договора. Для объектов, которые неэффективно использовались в течение последних 2 лет, арендная плата устанавливается в размере от 2 до 10% от базовой ставки. Это позволило увеличить доходы бюджета только по Гродненской области с 2099,3 тыс. Руб. в 2014 г. до 2868,3 - в 2016 г. [35]
Государство в нашей стране остается крупным акционером: ему принадлежат доли в 601 акционерном обществе, в 320 из которых доля государства составляет более 75%. Управление в них осуществляется через представительство государства в советах директоров этих компаний. В целях защиты интересов государства и трудовых коллективов некоторые компании ввели специальное правило «золотой акции» государства за участие в управлении. Решения государственных органов в таких компаниях обязательны.
В республике развивается практика передачи госпакета в доверительное управление: например, акции ОАО «Криница» переданы в доверительное управление Приорбанку, который в рамках договора предоставил финансирование на реструктуризацию завода. Однако широкого распространения в стране это средство пока не получило.
Все решения в области вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости поддерживаются в республике законодательно.
Заключение
В качестве основных направлений дальнейшего повышения роли органов местного самоуправления Беларуси в социальной сфере можно предложить следующие изменения законодательства:
разграничить компетенцию в социальной сфере между органами местного управления и органами местного самоуправления на основе сочетания принципов централизации и децентрализации;
оптимизировать функции управления социально-экономическим развитием административно-территориальных единиц, в частности, усилить функцию планирования и текущего контроля за реализацией среднесрочных Программ развития АТЕ;
конкретизировать компетенцию местных Советов различных уровней управления;
дополнить ст. 17 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» таким элементом компетенции Советов, как обязательное вынесение для публичного обсуждения населением Программ и Концепции по вопросам социального развития АТЕ, социального обслуживания и социальной адресной помощи гражданам;
предложить закрепить в законодательстве (Устав АТЕ, Регламент регионального собрания депутатов местных Советов и др.) новые формы публичного обсуждения: 1) общественные слушанья в местном Совете; 2) региональные собрания депутатов местных Советов; 3) общественные координационные советы при органах местного управления;
дополнить перечень задач ОТОС, закрепленный в ст. 26 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», следующими задачами: выявлять мнение населения по вопросам социального развития через проведение консультативного опроса населения; составлять социальный паспорт территории ОТОС.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы:
1. Принципиальное значение для развития предпринимательской деятельности имеют положения Конституции, провозгласившие права и свободы человека высшей ценностью, а Республику Беларусь – социальным государством, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, в том числе и в сфере экономики и предпринимательства.
2. Законные интересы граждан Республики Беларусь, в том числе и хозяйствующих субъектов, подлежат обязательному закреплению в Конституции Республики Беларусь, поскольку их целью является достижение общего блага. Главным учредительным и одновременно политико-правовым актом в Республике Беларусь, имеющим высшую юридическую силу, который может обеспечить реализацию данных интересов, является Конституция.
3. Посредством анализа норм Конституции Республики Беларусь выявлена сущность понятий «предпринимательская деятельность» и «экономическая деятельность», раскрыты их сходства и отличия.
4. Обоснована конституционная природа защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов Республики Беларусь.
1. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З : с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г. № 159-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000108.
2. Доходы и расходы местных бюджетов за 2016—2018 гг. [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. — Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/analytical_information.
3. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2021.
4. Налоговый Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2021.
5. Бюллетень «Социально-экономическое развитие регионов Республики Беларусь» статистические данные по периодам 2016—2018 гг. [Электронный ресурс] // Главное статистическое управление Гродненской области. — Режим доступа: https:// www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_bulletin/.
6. Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2017—2019 гг. [Электронный ресурс] // Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. — Режим доступа: http://gki.gov.by/ru/activity_branchesland-reestr/.
7. Определить ключевые проблемы эффективного функционирования системы местного управления и самоуправления Республики Беларусь : отчет о НИР / НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь ; рук. Н. Г. Берченко, Е. С. Данилюк.— Гродно, 2019. — № 600.
8. Пилипенко, А.А. Налоговое право: учеб. пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 448 с.
9. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учебник для бакалавров / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 495 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
10. Демин, А.В. Налоговое право России: учеб. пособие / А.В. Демин. – М.: РИОР, 2008. – 382 с.
11. Налоговое право: учебник / С.Г. Пепеляев [и др.]; под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004. – 591 с.
12. Миляков, Н.В. Налоговое право : учебник / Н.В. Миляков. – М.: Инфра-М, 2008. – 383 с.
13. Налоговое право России : учебник / Н.С. Бондарь [и др.]; отв. ред. Ю.А. Крохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 752 с.
14. Парыгина, В.А. Налоговое право : учебник / В.А. Парыгина. – 3-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011 — 576 с.
15. Бойко, Т.С. Финансовое право : учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
16. Воробей, Г.А. Финансовое право : учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 434 с.
17. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 688 с.
18. Налоги и налогообложение : сб. задач / Т.А. Верезубова [и др.]; под ред. Т.А. Верезубовой, В.К. Ханкевич. – Минск: БГЭУ, 2003. – 131с.
19. Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория и практика.) : учебное пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – 2-е изд. перераб. и доп.– Минск: Элайда, 2005. – 567с.
20. Бобоев, М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: СНГ : учебное пособие: / М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбетолиев, Н.И. Тютюруков – М.: Гелиос АРВ, 2002 – 624с.
21. Черник, Д.Г. Основы налоговой системы : учебник / Д.Г. Черник., А.П. Поченок., В.П. Морозов – 3-е изд. перераб. и доп. – М.ЮНИТИДАНА, 2002. – 517с.
22. Налоговое право России : учебник / Н.С. Бондарь [и др.]; отв. ред. Ю.А. Крохина – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 752 с.
23. Алиев, Б.Х. Теоретические основы налогообложения: учеб. пособие / Б.Х. Алиев, А.Н. Абдулгалимов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 159 с.
24. Барулин, С.В. Налоги и налогообложение: учебник / С.В. Барулин, О.С. Кирилова, Т.В. Муравлева. – М.: Экономистъ, 2006. – 398 с.
25. Бельский, К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы / К.С. Бельский // Государство и право. – 2006. – № 9. – С. 48–55.
26. Березин, М.Ю. Императивные и диспозитивные элементы налога / М.Ю. Березин // Государство и право. – 2006. – № 5. – С. 56–66.
27. Бойко, Т.С. Правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь в связи с реализацией основных принципов налогообложения / Т.С. Бойко // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. – 2006. – № 2. С. 80–86.
28. Брызгалин, А.В., Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. – 2000. – № 6. – С. 61–67
29. Винницкий, Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис / Д.В. Винницкий. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – 144 с.
30. Винницкий, Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики / Д.В. Винницкий. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 397 с.
31. Гаврилюк, Р.А. Функции налога: методологические подходы к определению / Р.А. Гаврилюк // Финансовое право. – 2003. – № 4. – С. 35–37.
32. Гаджиев Г.А. Предприниматель – налогоплательщик – государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: учеб. пособие / Г.А. Гаджиев, С.Г. Пепеляев. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 592 с.
33. Гуреев, В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины / В.И. Гуреев // Государство и право. – 2005. – № 4. – С. 49–54.
34. Демин, А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения / А.В. Демин // Журн. рос. права. – 2002. – № 4. – С. 54–62.
35. Демин, А.В. Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики) / А.В. Демин // Хозяйство и право. – 1998. –№ 2. – С. 95–100; № 3. – С. 82–87.
36. Журавлева, О.О. Эволюция научных представлений о юридической конструкции налога / О.О. Журавлева // Финансовое право. – 2002. – № 2. – С. 3–8.
37. Злобин, Н.Н. Налог как правовая категория / Н.Н. Злобин; под ред. Ю.А. Крохиной. – М.: РПА МЮ РФ, 2003. – 170 с.
38. Коровкин, В.В. Основы теории налогообложения: учеб. пособие / В.В. Коровкин. – М.: Экономистъ, 2006. – 576 с.
39. Кучерявенко, Н.П. Роль дефиниции «налог» в содержании института налогового права / Н.П. Кучерявенко // Финансовое право. – 2002. – № 3. – С. 7–10.
40. Львова, Е.Г. Проблемы общих теорий налогов в литературе / Е.Г. Львова // Финансовое право. – 2005. – № 1. – С. 27–30.
41. Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения: учебник / И.А. Майбуров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
42. Мясникова, А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство / А.В. Мясников // Государство и право. – 2002. – № 9. – С. 49–56.
43. Bierman Н. Strategic financial planning/ Н. Bierman/- The free press -1989.-520p.
44. Kirkow P. Local Self-Government in Russia: Awakening from Slumber? Europa-Asia Studies. 1997. vol.49. - N1 -P.43-58
45. Skott R. Gender Budgeting // World Dank Institute 2002. - P.7-15
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты