Предметный мир в художественном пространстве А.П.Чехова: семантика, типология, контекст
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Предметный мир в художественном пространстве А.П.Чехова: семантика, типология, контекст»
по дисциплине: «Русская литература»
2021
251.00 BYN
Предметный мир в художественном пространстве А.П.Чехова: семантика, типология, контекст
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русская литература
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1 Условность и системность мира произведения
1.2 Художественное время и пространство произведения
1.3 Предметный мир художественного произведения: пейзаж, интерьер, портрет, вещь
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ А.П. ЧЕХОВА
2.1 Проблема пейзажа в произведениях А.П. Чехова
2.2 Изображение интерьера в художественном пространстве А.П. Чехова
2.3 Особенности создания портрета в прозе А.П. Чехова
2.4 Образ вещи в произведениях А.П. Чехова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Литература эстетически осваивает мир в художественном слове. Ее извечной темой и предметом являются человек, природа и общество в их взаимодействии. Художественный мир литературного произведения эмоционально точен и материально насыщен. Он состоит из всех предметов, созданных природой, к которым относятся горы, леса, реки и т.д. и предметов, созданных человеком – зданий, инструментов, вещей и т.д. В мире искусства, казалось бы, незначительные, мелкие, второстепенные вещественные детали неслучайны. Как пишет отечественный исследователь, работающий в направлении раскрытия концептуализации, поэтики и типологического аспекта предметно-вещественного мира в художественной литературе Е.А. Белая, «Рэчы мастацкага свету падпарадкаваны яго ўнутранай логіцы і задачы ўздзеяння на чалавека ў патрэбным эстэтычным напрамку. Суаднесеныя з героем, яго свядомасцю, ментальнымі працэсамі, прадметы і рэчы дапамагаюць глыбей выявіць эмацыянальна-духоўны стан асобы, яе экзістэнцыю» [5, с. 76].
Предметный мир в художественном пространстве А.П. Чехова послужил предметом исследований таких авторов, как А.Я. Кубасов, Чан Юн Сон, А.П. Чудаков.
Объект исследования – предметный мир в художественном пространстве.
Предмет исследования – семантика, типология и контекст предметного мира в художественном пространстве А.П. Чехова.
Цель работы заключается в исследовании семантики, типологии и контекста предметного мира в художественном пространстве А.П. Чехова.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач работы:
1. Рассмотреть условность и системность мира произведения;
2. Определить основные характеристики художественного времени и пространства произведения;
3. Описать такие составляющие предметного мира художественного произведения, как пейзаж, интерьер, портрет, вещь;
4. Проанализировать проблему пейзажа, изображение интерьера, создание портрета и образ вещи в произведениях А.П. Чехова;
5. Сформулировать основные выводы исследования предметного мира художественного пространства А.П. Чехова.
Научная новизна работы заключается в предпринятой попытке комплексного исследования предметного мира художественного пространства А.П. Чехова.
Материалом исследования послужили произведения А.П. Чехова.
В качестве теоретической базы мы использовали труды таких следователей, как Н.В. Барковская, М.М. Бахтин, А.Б. Есин, Д.С. Лихачев, А.И. Николаев, Г.Н. Поспелов, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, И.Я. Чернухина, А.П, Чудаков и др.
Методы исследования: Работа выполнена в рамках историко-функционального подхода, применены историко-теоретический, историко-генетический, герменевтико-интерпретационный и типологический методы исследования, использовались также стандартные процедуры литературоведческого анализа: наблюдение, описание, анализ и синтез, классификация, обобщение.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1 Условность и системность мира произведения
В литературоведении и критике слово «мир» зачастую используется в качестве синонима творчества писателя. Часто можно встретить употребление данного слова как аналога своеобразия того или иного жанра. Приведем примеры, иллюстрирующие эти утверждения – так, данное явление отчетливо прослеживается в таких словосочетаниях, как «мир Пушкина», «мир Лермонтова», «мир рыцарского романа», «мир научной фантастики» и иных. Л.В. Чернец и И.Н. Исакова пишут о том, что, на их взгляд, метафора «художественный мир» очень удачна» [39]. По мнению авторов «Теории литературы», данная метафора в какой-то степени приравнивает первичную и вторичную, под которой исследователи понимают вымышленную, реальность. В силу этого художественный мир заключает в себе как со-, так и противопоставление, что рекомендовалось еще Аристотелем в его «Риторике»: «Противоположности чрезвычайно доступны пониманию, а если они стоят рядом, они [еще] понятнее…» [1, с. 41].
Мы рассмотрели значение слова «мир» в широком смысле. В свою очередь, следует отметить, что существует иное, смежное и более узкое значение анализируемого понятия, которое заключается в следующем. Мир представляет собой «предметы, которые изображены в произведении и образуют определенную систему» [39]. В «Новой философской энциклопедии» мы можем отыскать такое определение предмета: «категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе деятельности человека и познания» [23]. Отметим, что в этом случае не имеет значения природа объектов, которая может быть как материальной, так и идеальной. Перейдем к рассмотрению понятия «внутренний мир произведения», которое вошло в научный оборот благодаря Д.С. Лихачеву [18, с. 74]. Согласно исследователю, основное значение термина «внутренний мир художественного произведения» можно свести к словосочетанию «сознание человека». Для того, чтобы избегнуть возникновение омонимии, в настоящем исследовании мы будем отдавать предпочтение понятию «мир произведения», которое уже закрепилось в теоретической поэтике. Таким образом, определение мира, или, иначе, предметного мира, предметной изобразительности, предложенное Л.В. Чернец и И.Н. Исаковой, звучит так: это «сторона художественной формы, мысленно отграничиваемая от словесного строя» [39].
Следует уделить внимание структуре предметного мира. Можно прийти к выводу, что он сопоставим с миром реальным. Этот вывод сделан на основании того, что в структура предметного мира состоит из лиц в их внешних и внутренних (психологических) особенностях, из событий, из природы, из созданных человеком вещей, в него также входят время и пространство. Ввиду обозначенных фактов, когда речь идет об словесном искусстве, логичным кажется возникновение следующего вопроса: возможно ли представить мир произведения в отрыве от его воплощения в словесной форме?
Предметный мир произведения в литературе, безусловно, представляет собой не что иное, как аналитический прием. Однако его законность находит подтверждение в практике художественного перевода. Так, в переводе на иностранный язык в первую очередь передаются свойства мира произведения. В качестве иллюстрации описанной закономерности хотелось бы сослаться на произведения, созданные Ч. Диккенсом или Г. Ибсеном и др., тогда как родство искусств, которые обладают предметно-образной основой, в свою очередь подтверждается так называемыми «переводами» литературных творений на «языки» немого кино, живописи, графики и иные. Здесь в качестве примера можно рассматривать картину М.А. Врубеля «Демон».
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ А.П. ЧЕХОВА
2.1 Проблема пейзажа в произведениях А.П. Чехова
Рассмотрим, каким образом эволюционирует описание пейзажа как одного из основных видов предметной действительности в произведениях, принадлежащих перу А.П. Чехова. Здесь следует сделать небольшое отступление, пояснив, что за основу периодизации творчества А.П. Чехова мы берем временные рамки, предложенные в исследовании А.П. Чудакова, согласно которым первый период создания прозаических художественных произведений А.П. Чехова относится к промежутку 1880-1887 гг., второй период в развитии повествования А.П. Чехова приходится на промежуток с 1888 по 1894 гг., и, наконец, третий период – с 1895 по 1904 гг. [43].
Так, проследим особенности создания пейзажа в ранних произведениях писателя.
Вот как А.П. Чехов описывает день, «когда Маруся и Егорушка сидели у окна и в последний раз поджидали Топоркова» в рассказе «Цветы запоздалые»: «День ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжелыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне; он весь пропитан запахом осени. Если вы выйдите на улицу, ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука» [41].
Позицию повествователя нельзя назвать определенной, т.к. нам неясно, откуда он видит клюв у галки на колокольне; о морозном воздухе, пропитанном запахом осени, идет речь до того, как предложено выйти на улицу, и т.д. Категории общего характера («природа» – то есть совокупность элементов пейзажа, независимых от реального наблюдателя) еще больше усиливают это впечатление.
Отметим, что в сочинениях раннего Чехова пейзаж порою расширяется до практически географического описания, как это происходит в рассказе «Ненужная победа»:
«Солнце было на полдороге к западу, когда Цвибуш и Илька-Собачьи Зубки свернули с большой дороги и двинулись по направлению к саду графов Гольдауген. Было жарко и душно.
В июне венгерская степь дает себя знать. Земля трескается, и дорога обращается в реку, в которой вместо воды волнуется серая пыль. Ветер, если он и есть, горяч и сушит кожу. В воздухе тишина от утра до вечера. Тишина эта наводит на путника тоску. Одни только роскошные, всему свету известные, венгерские сады и виноградники не блекнут, не желтеют и не сохнут под жгучими лучами степного солнца. Они, разбросанные рукою культурного человека по сторонам многочисленных рек и речек, от ранней весны до середины осени щеголяют своею зеленью, манят к себе прохожего и служат убежищем всего живого, бегущего от солнца. В них царят тень, прохлада и чудный воздух» [41].
На примере этого отрывка мы можем сделать вывод, который заключается в том, что этнографизм придает описанию безотносительный характер в отношении к какому-либо конкретному воспринимающему лицу; «оптическая» позиция не определена.
В конце первого периода творчества сочинителя описание пейзажа, которое можно обнаружить в произведениях А.П. Чехова, приобретает развернутый характер. Повествователь открыто показывает свое поэтическое видение мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании теоретического анализа литературных источников по теме исследования, предпринятого в первой главе данной работы, мы можем сформулировать следующие выводы.
Понятие «мир» в литературоведении может быть истолковано в узком и широком смыслах. Так, в широком смысле под термином «мир» принято понимать творчество писателя или своеобразие того или иного жанра, тогда как в узком смысле «мир» – это не что иное, как предметы, изображенные в художественном произведении и образующие определенную систему. Под предметом мы будем понимать категорию, обозначающую некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе деятельности человека и познания. В свою очередь, предметный мир – это сторона художественной формы, мысленно отграничиваемая от словесного строя.
Нами было установлено, что структура предметного мира представлена лицами в их внешних и внутренних (психологических) особенностях, из событий, из природы, из созданных человеком вещей, в него также входят время и пространство.
Наконец, к основным свойствам предметного мира, мы, вслед за Л.В. Чернец и И.Н. Исаковой, отнесли такие, как условность и системность.
В любом литературном произведении отражено художественное время и художественное пространство, в силу чего выстраивается система условных или реалистических пространственно-временных координат. В связи с тем, что одной из основных характеристик предметного мира литературного произведения, о чем говорилось ранее, является условность, время и пространство в литературе также наделены этой чертой.
Под художественным временем, согласно А.Н. Николюкиной, понимают одну из важнейших характеристик художественного образа, обеспечивающую целостное восприятие произведения. В свою очередь Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев трактуют рассматриваемое понятие следующим образом: время в художественном пространстве представляет собой категорию поэтики художественного произведения, одну из форм бытия и мышления; которая изображается словом в процессе изображения характеров, ситуаций, жизненного пути героя, речи и пр.
В свою очередь, среди трактовок понятия «художественное пространство» можно отметить толкование, предложенное И.Я. Чернухиной, согласно которой пространство представляет собой продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов пространства в пределах прозаического и поэтического текста. В то же время Т.В. Жеребило указывает на то, что пространством можно называть неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте.
В качестве основных составляющих предметного мира художественного произведения нами были выделены следующие: пейзаж, интерьер, портрет, вещь.
В рамках настоящего исследования мы будем придерживаться определения понятия «пейзаж», предложенного Л.В. Чернец и И.Н. Исаковой, которое заключается в том, что пейзаж – это изображение любого незамкнутого пространства, чаще всего – картина природы.
В свою очередь, под интерьером мы будем понимать изображение внутренних помещений здания.
«Портретом», с нашей точки зрения, следует называть описание внешности персонажа. В силу того, что портрет литературного героя представляет собой многоаспектное понятие, существуют различные точки зрения на то, что должно быть включено в состав литературного портрета.
1. Аристотель Риторика / Аристотель. – М.: Эксмо, 2019. – 256 с.
2. Барковская, Н.В. Методические принципы анализа литературного произведения в школе : монография / Н.В. Барковская. – Екатеринбург, ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2008. – 117 с.
3. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М., 1975. – С. 234-407.
4. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. – 304 с.
5. Белая, А.І. Прадметна-рэчэўны свет у мастацкай літаратуры (канцэптуалізацыя, паэтыка, тыпалагічны аспект) / А.І. Белая // Вестник Барановичского гос. ун-та. Серия: педагогические науки, психологические науки, филологические науки (литературоведение). – 2015. – №3. – С. 76-83.
6. Белецкий, А.И. В мастерской художника слова / А.И. Белецкий; сост., вступ. ст., коммент. А.Б. Есина. – М.: Высш. шк., 1989. – 160 с.
7. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2016. – 520 с.
8. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.
9. Борисов, Б.Н. Основы теории литературы / Б.Н. Борисов. – М.: МИИТ, 2013. – 127 с.
10. Введение в литературоведение / В.Н. Чубарова, О.С. Мирошниченко, В.И. Козлов, О.А. Джумайло [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.litved.rsu.ru/.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – 4-е изд., стер. – М.: КомКнига, 2006. – 144 с.
12. Гораций Сочинения / Гораций. – М.: Художественная литература, 1970. – 480 с.
13. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – 3-е изд.. – М.: Флинта, 2000. – 248 с.
14. Жеребило, Т.В. Термины и понятия: методы исследования и анализа текста : словарь-справочник / Т.В. Жеребило. – Назрань: Кеп, 2015. – 108 с.
15. Золотова, Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. – М.: Наука, 2004. – 544 с.
16. Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. В.С. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 1987. – 751 с.
17. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК Интелвак, 2001. – 1600 с.
18. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. – 1968. – №8. – С. 74-87.
19. Лихачев, Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. – 3-е изд. – М.: Наука, 1979. – 360 с.
20. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова : Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.
21. Методологические проблемы анализа художественного текста / сост. Н.Л. Сержант, О.Р. Хомякова. – Минск: БГПУ, 2019. – 118 с.
22. Николаев, А.И. Основы литературоведения / А.И. Николаев. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.
23. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. – М.: Мысль, 2000-2001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH011d9ed4724e9ab0a1a95b1d.
24. Паперный, З.С. «Вопреки всем правилам» : пьесы и водевили Чехова / З.С. Паперный. – М.: Искусство, 1982. – 248 с.
25. Поспелов, Г.Н. Теория литературы / Г.Н. Поспелов. – М.: Высшая школа, 1978. – 351 с.
26. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня ; ред. коллегия М.Ф. Овсянников (пред.) и др. ; сост., вступит. статья и примеч. И.В. Иваньо и А.И. Колодной. – М., Искусство, 1976. – 614 с.
27. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной : Intrada, 2008. – 358 с.
28. Прокофьева, В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы / В.Ю. Прокофьева // Вестник ОГУ. – 2004. – № 11. – С. 87-91
29. Пыхтина, Ю.Г. К проблеме использования пространственной терминологии в современном литературоведении / Ю.Г. Пыхтина // Вестник ОГУ. – 2013. – № II (160). – С. 29-36.
30. Соколова, Г.А. Модели времени в художественном тексте / Г.А. Соколова // Интерактивная наука. – 2019. – №7 (41). – С. 7-9.
31. Субботина, Т.В. Локус, топос, урбоним, микротопоним : к вопросу о содержании пространственных понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lokus-topos-urbonim-mikrotoponim-k-voprosu-osoderzhanii-prostranstvennyh-ponyatiy.
32. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. – СПб.: Азбука, 2000. – 348 с.
33. Уэлдон, Ф. Письма к Алисе, приступающей к чтению Джейн Остин / Ф. Уэлдон ; пер. Р. Облонской // Эти загадочные англичанки… / Сост. Е.Ю. Гениева. – 2-е изд. – М., 1992. – С. 363-488.
34. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / ред-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
35. Фарино, Е. Введение в литературоведение / Е. Фарино. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.
36. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2004. – 405 с.
37. Хоружий, С.С. Вместо послесловия / С.С. Хоружий // Дж. Джойс . Улисс. – М.: Республика, 1993. – С. 550-554.
38. Чан Юн Сон Предметный мир прозы и драматургии А.П. Чехова : автореф. дисс. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Чан Юн Сон; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2004. – 20 с.
39. Чернец, Л.В. Теория литературы. Анализ художественного произведения : электрон. издание / Л.В. Чернец, И.Н. Исакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/3.
40. Чернухина, И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И.Я. Чернухина. – Воронеж, Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. – 115 с.
41. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения / А.П. Чехов. – М., «Наука», 1986 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/author/chekhov/l.all/index.html.
42. Чудаков, А.П. «Внешнее» Достоевского / А.П. Чудаков // Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. – М.: Современный писатель, 1992. – 320 с.
43. Чудаков, А.П. Предметный мир Чехова / А.П. Чудаков // Поэтика Чехова. – М.: «Наука», 1971. – С. 138-187.
44. Эко, У. Заметки на полях «Имени Розы» / У. Эко. – Спб.: Сипмозиум, 2007. – 92 с.
45. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени восприятия) / Е.С. Яковлева. – М.: Гвовис, 1994. – 344 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты