Взаимосвязь форм агрессии и ролевых ожиданий-притязаний в супружеских парах с детьми младенческого возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь форм агрессии и ролевых ожиданий-притязаний в супружеских парах с детьми младенческого возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Взаимосвязь форм агрессии и ролевых ожиданий-притязаний в супружеских парах с детьми младенческого возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ФОРМ АГРЕССИИ И РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ-ПРИТЯЗАНИЙ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические аспекты агрессии в супружеских парах
1.2 Влияние ребенка младенческого возраста на проявления агрессии в супружеских парах
1.3 Ролевые ожидания и притязания в современных супружеских парах
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФОРМ АГРЕССИИ И РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ-ПРИТЯЗАНИЙ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования доминирующих форм агрессии и ролевых ожиданий в супружеских парах
2.2 Особенности проявления агрессии и ролевых ожиданий-притязаний в супружеских парах без ребенка младенческого возраста
2.3 Особенности проявления агрессии и ролевых ожиданий-притязаний в супружеских парах с ребенком младенческого возраста
2.4 Сравнительный анализ результатов исследования доминирующих форм агрессии, ролевых ожиданий и притязаний в супружеских парах
ГЛАВА 3 ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
3.1 Рекомендации психологу по предупреждению агрессии в супружеских парах с детьми младенческого возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе четко прослеживаются изменения в сфере супружеской жизни. В частности, широко распространяется феномен «двухкарьерного» брака, при котором оба супруга выстраивают карьеру [50], сознательно-бездетного брака, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей [12]. Кроме того, социальные и воспитательные функции семьи уходят на второй план [25], традиционные представления о браке сменяются эгалитарными [29], происходит интимизация семейных отношений, все большая ценность придается психологической близости между супругами [21]. С одной стороны, это повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи. С другой стороны, это порождает особые завышенные требования к супругу и ожидания в браке.
Для гармоничного функционирования семьи недостаточно материального благополучия и наличия детей. Характер супружеских отношений во многом зависит от ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы [51; 58]. Взаимодействие супругов, в семье которых наблюдается рассогласование ролевых ожиданий и притязании в браке, часто носит конфликтный характер. Противоречия, возникающие между супружескими парами, могут решаться с помощью агрессии.
Рассогласование ролевых ожиданий и притязаний в браке может негативно отражаться на взаимоотношениях супругов, приводит к частным ссорам, конфликтам, проявлениям агрессии. В крайнем случае возможен развод Специалисты утверждают, что частой причиной разводов является деструкция ролевого поведения супругов в браках [49].
Цель исследования - выявить взаимосвязь форм агрессии и ролевых ожиданий-притязаний в браке в супружеских парах при воспитании детей младенческого возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы взаимосвязи форм агрессии и ролевых ожиданий и притязаний в супружеских парах с детьми младенческого возраста.
2. Выявить преобладающие формы агрессии в супружеских парах с детьми младенческого возраста.
3. Определить ролевые ожидания и притязания в супружеских парах с детьми младенческого возраста.
4. Сравнить формы агрессии, ролевые ожидания и притязания в супружеских парах с ребенком младенческого возраста и супружеских парах без ребенка младенческого возраста.
5. Установить взаимосвязь доминирующих форм агрессии с ролевыми ожиданиями и притязаниями в супружеских парах с детьми младенческого возраста.
6. Предложить рекомендации по профилактике агрессии в супружеских парах с детьми младенческого возраста.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь доминирующих форм агрессии с ролевыми ожиданиями и притязаниями в супружеских парах при воспитании ребенка младенческого возраста.
Объектом исследования являются формы и уровень проявления агрессии, ролевые ожидания и притязания супругов.
Предмет исследования – взаимосвязь форм агрессии, ролевых ожидании и притязаний в супружеских парах при воспитании ребенка младенческого возраста.
При проведении данного исследования зависимой переменной являются формы агрессии, ролевые ожидания и притязания супругов, независимой – воспитание супружеской парой ребенка младенческого возраста.
Для достижения поставленных задач использовались такие теоретические методы исследования, как анализ, синтез, обобщение и систематизация научных данных, а также психодиагностические методы, сравнительный метод, и методы количественного и качественного анализа.
При математико-статистической обработке данных для установления статистической связи был использован критерий ранговой корреляции
rs-Спирмена, а для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни. Обработка данных осуществлялась в программе «STATISTICA» v. 12.0.
Методики исследования:
1. Опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки.
2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
3. Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский).
4. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова).
В исследовании приняли участие 60 человек, или 30 супружеских пар (30 мужчин и 30 женщин) в возрасте 27-35 лет. Выборку исследования составили 2 группы. В экспериментальную группу вошли 15 супружеских пар, которые имеют ребенка младенческого возраста (от 3-х до 11 месяцев). В контрольную группу вошли 15 супружеских пар, которые не имеют детей.
Исследование проводилось на базе образовательного центра и свободного пространства для родителей, основной аудиторией которого являются женщины возрастом от 25 до 37 лет, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ФОРМ АГРЕССИИ И РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ-ПРИТЯЗАНИЙ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические аспекты агрессии в супружеских парах
Распространение насилия в различных сферах социальной жизни современного общества, и в семье в том числе, делает понятие агрессии довольно часто используемым конструктом в обиходе каждого человека. При этом широта использования данного термина препятствует формулировке единого всеобъемлющего определения феномена агрессии.
Рассмотрение проблемы агрессии в супружеских парах предполагает, прежде всего, определение понятий «агрессия», «семья», супружество».
Большой психологический словарь дает следующее определение термина «агрессия» (от лат. agressio – нападение) – «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)» [11, с. 48].
Зарубежные психологи (Л. Берковиц, Р. Бэрон, А. Басс, Э. Фромм и другие) рассматривали агрессию как поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, наличие деструктивных паттернов во взаимодействии с окружающими [9; 10; 53].
Анализ существующих теорий нарушения поведения, собственные исследования и их феноменологическое осмысление дало возможность современному белорусскому психологу И.А. Фурманову разработать новый подход к пониманию феномена агрессии – аффективно-динамический. Он определил, что нарушения поведения – это действия, затрудняющие биологическую, психологическую и социальную адаптацию человека, которые сопровождаются намеренным причинением страдания или вреда себе, окружающим или обществу. А в основе таких нарушений поведения он расположил именно агрессию, которую он трактовал как модель поведения, обеспечивающую адаптацию человека, а также один из способов удовлетворить актуальные потребности в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (депривации, фрустрации) [53, с. 43].
И.А. Фурманов условно разделяет агрессию на различные типы по следующим признакам: по степени осознанности (осознанная и неосознанная); по способу регуляции (произвольная и непроизвольная); о направленности на объект (внешняя или гетероагрессия, внутренняя или аутоагрессия); по скорости агрессивной реакции (неотложная и отсроченная агрессия); по частоте проявления (эпизодическая, периодическая и систематическая); по локализации агрессивного импульса (личностная и ситуативная); по конечной цели; по локализации субъектов взаимодействия; по характеру стимуляции (реактивная и проактивная); по степени активности (активная и пассивная); по способу выражения; по форме выражения (физическая, вербальная, косвенная и негативизм) [53, с. 10].
Анализируя исследования И.А. Фурманова и зарубежных авторов, можно заключить, что агрессия как форма взаимодействия предполагает наличие некоего объекта, на который направляется агрессивный импульс, наносится некий «вред». Это означает, что агрессия проявляется во взаимоотношениях с другим или с собой. Следовательно, она проявляется и в супружеской паре, в семье в процессе взаимодействия супругов.
Психологический словарь определяет понятие «семья» как «соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: муж - жена, родители - дети, дети – дети» [11, с. 567]. Так, семья - это группа людей, объединенная разнообразными отношениями между супругами, родителями, детьми. И конфликтность в подобного рода отношениях является их нормальной составляющей в случае конструктивного разрешения конфликтных вопросов.
Агрессия в супружеских парах может быть обусловлена различными причинами. Например, в рамках своей системной теории эмоционального функционирования Мюррей Боуэн указывал как причину возникновения конфликтов в семье низкий уровень дифференциации супругов. Это означает, что высокой конфликтностью характеризуются те семьи, члены которой обладают низким уровнем функционирования, а также низкой степенью успешности и социальной адаптации [14, с. 5]. Отсюда можно сделать вывод, что низкий уровень дифференциации супругов может привести и к появлению агрессии между ними.
Независимо от своей природы, супружеский конфликт - это противостояние интересов, потребностей, взглядов, представлений супругов. По мнению В.А. Сысенко, «подобное противостояние рассматривается как преграда, препятствие, тормоз к осуществлению интересов и намерений другого партнера. В связи с этим появляется чувство раздраженности, протеста, неудовольствия, враждебности, агрессии» [48, с. 16]. Муж и жена могут ожидать от супружества очень многого и по-разному представлять свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше возникает опасных для нее ситуаций. В подобном случае можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте или, более широко, о конфликте представлений.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФОРМ АГРЕССИИ И РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ-ПРИТЯЗАНИЙ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования доминирующих форм агрессии и ролевых ожиданий в супружеских парах
С целью выявления взаимосвязи форм агрессии и ролевых ожиданий-притязаний в браке в супружеских парах при воспитании детей младенческого возраста было проведено эмпирическое исследование.
Данное исследование проводилось на базе образовательного центра и свободного пространства для родителей, основной аудиторией которого являются женщины возрастом от 25 до 37 лет, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление преобладающих форм проявления агрессии, субъективной оценки межличностных отношений, а также ролевых ожиданий-притязаний в супружеских парах с ребенком младенческого возраста и в парах, не воспитывающих ребенка возрастом до 1 года, с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
В исследовании приняли участие 60 человек, или 30 супружеских пар (30 мужчин и 30 женщин) в возрасте 27-35 лет. Выборку исследования составили 2 группы. В экспериментальную группу вошли 15 супружеских пар, которые имеют ребенка младенческого возраста (от 3-х до 11 месяцев). В контрольную группу вошли 15 супружеских пар, которые либо не имеют детей (16,7%), либо имеют ребенка раннего (50%), дошкольного (33,3%) либо младшего школьного возраста (16,7%).
Для достижения поставленных задач данного исследования использовались такие теоретические методы исследования, как анализ, синтез, обобщение и систематизация научных данных, а также психодиагностические методы, сравнительный метод, и методы количественного и качественного анализа.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь доминирующих форм агрессии с ролевыми ожиданиями и притязаниями в супружеских парах при воспитании ребенка младенческого возраста.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы был использован следующий психодиагностический инструментарий: опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки (Приложение А), методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева (Приложение Б), опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского (Приложение В), а также опросник А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Приложение Г).
Опросник исследований уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [41].
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности испытуемого к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.
ГЛАВА 3 ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
3.1 Рекомендации психологу по предупреждению агрессии в супружеских парах с детьми младенческого возраста
На основании результатов исследования нами разработаны рекомендации по профилактике агрессии в супружеских парах с детьми младенческого возраста.
Психологическую работу по предупреждению агрессии в супружеских парах с ребенком младенческого возраста рекомендуется осуществлять в различных направлениях:
– психодиагностика с целью выявления уровня выраженности агрессии, ее фактор и особенностей проявления;
– психологическое просвещение, направленное на повышение знаний об особенностях функционирования семьи на этапе появления ребенка, о способах конструктивного поведения в ситуации семейного конфликта;
– психологическое консультирование, как в форме семейного консультирования, так и индивидуального (с каждым супругом), цель которых состоит в выявлении проблем, их осознании супругами, построении плана по их разрешению;
– психологическая коррекция, то есть система мероприятий по исправлению недостатков личности или поведения;
– психологический тренинг, предполагающий активное обучение супругов навыкам поведения, развития личностных характеристик и свойств.
Большое внимание следует уделить психологическому тренингу. Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть ситуацию привычного семейного конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения. В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. Оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Работая в группе, каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Участники получают возможность попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-другому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
В содержание тренинга по предупреждению агрессии в супружеских парах с детьми младенческого возраста могут быть включены:
• Вводные техники (ритуал приветствия, игры с именами), направленные на то, чтобы настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
• Внутригрупповая дискуссия – групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы и возможных вариантов ее разрешения. Целевая направленность внутригрупповой дискуссии состоит в следующем:
- установление соотношения позитивного и негативного в поведении;
- формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы;
- эмоциональный и ролевой обмен, проработка супружеских отношений [55].
• Коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие умения анализировать свою агрессию через игру, способности к самовыражению, предоставление возможности посмотреть на себя со стороны; способности к самоанализу; отработка навыков самоконтроля; развитие умения принимать на себя ответственность, заботу о других и т.п.
В качестве примером можно привести следующие упражнения [42]:
Упражнение «Портрет агрессивного человека»
Цель: развитие способности к самоанализу.
Все участники группы обсуждают, как выглядит агрессивный человек: черты его лица, походка, жесты, мимика. Нарисовать всей группой собирательный портрет агрессивного человека.
Упражнение «Хорошо или плохо проявлять агрессию»
Цель: развитие способности посмотреть на явление с разных точек зрения. Все участники тренинга, по очереди, говорят, почему быть агрессивным плохо и почему быть агрессивным хорошо. Например, хорошо быть агрессивным потому, что все тебя боятся. Плохо быть агрессивным, потому что никто не хочет с тобой дружить.
Упражнение «Толкалки»
Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, отработка навыков самоконтроля и игры по правилам, снятие напряженности, расширение контакта в группе.
Упражнение выполняется в парах. По знаку ведущего участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит затем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков. Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что агрессия в супружеских парах представляет собой негативный феномен, отражающий деструктивное поведение супругов, направленное на нанесения вреда другому лицу в физической или психологической формах. Современные исследования И.А. Фурманова, В.А. Сысенко, А.С. Ватуниной и др. показывают, что агрессия в супружеских парах может быть обусловлена личностными особенностями супругов, их установками, гендерными стереотипами, согласованностью ролевых ожиданий, особенностями социализации супругов. Более того, некоторые авторы (И.А. Фурманов, М.С. Городештян) связывают агрессию в супружеских парах с понятием супружеского насилия, которое свойственно в большей степени для пар, в которых преобладают патриархальные отношения.
Кроме того, в результате некоторых современных исследований Ф.А Кована, К.П. Кован, Дж. Белского, Ю.А. Алешиной и др. было выявлено, что появление и воспитание ребенка младенческого возраста приводит к резким переменам во всех основных сферах жизни супругов, что требует от них новых способов взаимодействия и адаптации. Однако при неумении или нежелании супругов приспосабливаться к изменениям в семье, рассогласованность их мнений и установок касательно профессиональной деятельности и совместного времяпрепровождения, распределение ролей, а также неудовлетворенность супругом или браком в целом может привести к росту напряженности в молодой семье, усилению конфликтов между молодыми супругами и появлению агрессии.
При этом в молодых супружеских парах, где супруги находятся в возрасте до 35 лет, согласно некоторым исследованиям, проведенным В.П. Левкович, О.Э. Зуськовой и В.Н. Дружининым, часто возникает расхождение ролевых ожиданий, неадекватное решение проблемы главенства в семье, нарушение ролевого соответствия, что в дальнейшем приводит к неблагополучию в отношениях молодых супругов и их дезадаптации в семейной жизни. Рассогласование ролевых ожидании и притязаний повышает агрессию между супругами как в скрытой форме (негативизм и подозрительность), так и в открытой (вербальная агрессия).
В результате эмпирического исследования было выявлено, что преобладающими формами агрессии в супружеских парах без ребенка младенческого возраста являются: вербальная агрессия и обида. Для этих супругов характерен средний уровень агрессивности и средний уровень враждебности. При исследовании личностной агрессивности и конфликтности было выявлено, что для супружеских пар без ребенка младенческого возраста характерна позитивная агрессивность, умеренно выражены вспыльчивость, напористость, бескомпромиссность и подозрительность. В супружеских парах без ребенка младенческого возраста умеренно выражена напряжённость отношений, отчужденность и агрессия в отношениях, а также слабо выражена конфликтность в отношениях. Анализ результатов исследования ролевых ожиданий и притязаний в браке выявил, что в супружеских парах без ребенка младенческого возраста наиболее важна эмоционально-терапевтическая функция, что проявляется во взаимной моральной и эмоциональной поддержке членов семьи, ориентации на брак как среду, способствующей психологической разрядке и стабилизации.
Установлено, что преобладающими формами агрессии в супружеских парах с ребенком младенческого возраста являются: раздражение, вербальная и физическая агрессия. Для этих супругов характерен повышенный уровень агрессивности и повышенный уровень враждебности. При этом результаты исследования демонстрируют, что для супружеских пар с ребенком младенческого возраста также характерна негативная агрессивность и бескомпромиссность. В данных парах умеренно выражена напряжённость отношений, отчужденность в отношениях, а также ярко выражена конфликтность и агрессия в отношениях. Анализ ролевых ожиданий и притязаний выявил, что в супружеских парах с ребенком младенческого возраста наиболее важна хозяйственно-бытовая функция семьи.
Сравнительный анализ показал, что в супружеских парах с ребенком младенческого возраста на достоверном уровне более выражена физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия, подозрительность, негативизм и индекс агрессии. Супружеские пары с ребенком младенческого возраста склонны к проявлению агрессивных реакций чаще в ситуациях взаимодействия. В супружеских парах с ребенком младенческого возраста выше показатели по всем шкалам личностной агрессивности и конфликтности, кроме напористости. В супружеских парах с ребенком младенческого возраста выражены в большей степени позитивная и негативная агрессивность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, мстительность, нетерпимость к мнению других и подозрительность. Также выявлены более выраженные дисгармония, напряженность отношений, отчуждённость, конфликтность и агрессия в супружеских парах с ребенком младенческого возраста по сравнению с супружескими парами, не воспитывающими ребенка до 1 года. Существуют достоверные различия в формах проявления агрессии, характере взаимоотношений, а также в ролевых ожиданиях и притязаниях в браке в супружеских парах без ребенка младенческого возраста и супружеских парах с ребенком младенческого возраста.
Гипотеза данного исследования о том, что существует взаимосвязь доминирующих форм агрессии с ролевыми ожиданиями и притязаниями в супружеских парах при воспитании ребенка младенческого возраста, подтвердилась.
1. Адлер, А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Адлер. – СПБ. : «Академический проект», 2019. – 297 с.
2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М. : Класс, 2004. – 284 с
3. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы / Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. Психология. – 2017. – № 2. – С. 60–72.
4. Андреева, Т. В. Представления молодых супругов (с ребенком-первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком / Т. В. Андреева // Психология : итоги и перспективы. Тезисы конференции. – СПб., 1996. – С. 204-231.
5. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
6. Андреева. Т.В Распределение ролей в молодой семье // Психология и политика. Тезисы научно-практической конференции Ананьевские чтения, 2002. – СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 2002. – С. 117-138.
7. Бакланова, О. Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Э. Бакланова. – СПб., 2012. - 25 с.
8. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль : лучший в мире учебник по психологии агрессии / Л.Берковиц. Пер. А. Боричев, Л.Царук, Л. Ардановская. – Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510 с.
10. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
11. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
12. Борисова, О. В. Основные тенденции развития брачно-семейных отношений / О. В. Борисова // Итоги научных ученых МГУ имени А.А. Кулешова. – Могилев, 2018. - С. 221-223.
13. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. – СПБ.: Речь, 2001. – 144 с.
14. Варга, А. Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / А.Я. Варга // Журнал Практической Психологии и Психоанализа. – 2005. – № 4. – С. 1-6.
15. Ватунина, А. С. Аналитический аспект проблемы современных проявлений супругов в современной молодой семье / А.С. Ватунина // Вестник педагогических наук. – 2020. – № 4. – С. 112-117.
16. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений А.Н. Волкова // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 110-116.
17. Городештян, М.С. Влияние агрессивного поведение на насилие семье / М.С. Городештян // Инновационное развитие науки и образования. – Пенза, 2019. – С. 205-208.
18. Дементьева, И. Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи / И.Ф. Дементьева. – Москва, 1991. – 109 с.
19. Долгих, Н.П. Ролевые ожидания супругов и их влияния на удовлетворенность браком / Н.П. Долгих // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. – Хабаровск, 2017. – С. 223-230.
20. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 208 с.
21. Духновский, С.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция / С.В. Духновский, Л.В. Куликова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. – 2009. С. 14−20.
22. Евграфова, Ю. А. Ролевая структура в молодой супружеской паре / Ю.А. Евграфова // Вестник Санкт-Петербургского университета. –2019. – Т. 9, Вып. 4. – С. 411–423.
23. Зубакова, Ю.В. Влияние рождения ребенка на супружеские взаимоотношения / Ю.В. Зубакова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 67-70.
24. Ильин, Е. Психология агрессивного поведения / Е. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер СПб, 2014. – 368 с.
25. Ильясов, Т.З. Семья как первичный социальный институт. Ее воспитательная функция / Т.З. Ильясов // Вестник Башкирского университета. - 2017. – № 2. – С. 11-14.
26. Конарева, И.Н. Связь между уровнем агрессивности личности и характеристиками частотных компонентов ЭЭГ / И.Н. Конарева // Нейрофизиология / Neurophysiology. – Нью-Йорк: Springer New York Consultants Bureau, 2006. – Т. 38, № 5/6. – С. 448-457.
27. Котельникова, Ю.С. Психологическая характеристика нормативных кризисов супружеских отношений в молодой семье / Ю.С. Котельникова Наука и образование сегодня. – 2018. – № 4. – С. 112–116.
28. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
29. Лебедева, Л.А. Психологические особенности семейных ценностей и ролевых установок в супружеских отношениях / Л.А. Лебедева // Инженерные технологии и системы. - 2011. - № 2. - С. 121-123.
30. Левкович В. П. Взаимоотношения супругов в семьях предпринимателей // Психологический журнал. - 2004. - № 5. - С. 24-31.
31. Лысова, А.В. Доминирование и насилие в супружеских отношениях / А.В. Лысова Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 2. – С. 133-141.
32. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1008 с.
33. Мамонова, Е.Б. Особенности удовлетворённости браком молодых семей / Е.Б. Мамонова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 2. – С. 437-440.
34. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, А.А. Ковалева) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. - С. 142-146.
35. Нечепоренко, О.П. Ролевые установки и удовлетворенность семейными отношениями у молодых супругов без детей: гендерные установки / О.П. Нечепоренко, О.В. Уфимцева // Омский научный вестник. – 2015. - № 2. – С. 144-158.
36. Обозов, Н.Н. Психология конфликта / Н.Н Обозов. – Санкт-Петербург: Облик, 2001. – 51 с.
37. Овсяникова, Е. А. Удовлетворенность браком супругов и их взаимоотношения с детьми / Е. А. Овсяникова, Э. Н. Эдемова // Молодой ученый. - 2017. - № 1 (135). - С. 411-414.
38. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
39. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) // Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – С. 412-416.
40. Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/427-test-somo-metodika-s-v-dukhnovskogo-oprosnik-sub-ektivnaya-otsenka-mezhlichnostnykh-otnoshenij-dlya-diagnostiki-i-korrektsii-supruzheskikh-vzaimootnoshenij.
41. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylab.info.
42. Основы антинаркотической профилактической работы с семьёй. Сборник методических рекомендаций по организации профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими психоактивные вещества, и их семьями [Электронный ресурс]. - ежим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/sbornik_metodicheskih_rekomendacijj_po_organ.pdf.
43. Петрякова, О.Л. Семейный образ жизни в системе ценностей поколений / О.Л. Петрякова // Социальная педагогика. – 2013. – № 6. – С. 72–75.
44. Полякова, В. В. Специфика коммуникативного взаимодействия в молодой семье после рождения ребенка / В. В. Полякова // Известия Уральского федерального университета. – 2018. – Т. 13, № 4 (182). – С. 144-153.
45. Попова Л. Г. Особенности поведения супругов с разной степенью удовлетворенности браком в конфликтных ситуациях / Л. Г. Попова, С. Е. Балина // Психологический вестник Уральского государственного университета. – 2009. – Вып. 7. – С. 93-108.
46. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, отв. редактор С.Б. Крымский. - Киев: Наук. Думка, 1989. – 200 с.
47. Суслова, Т. Ф. Личностные детерминанты совмещения профессиональных и семейных ролей женщинами-предпринимателями: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.Ф. Суслова. - М, 1999. – 26 с.
48. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 342 с.
49. Тащёва, А. И. Особенности ролевого поведения супружеских пар с различным стажем брака / А.И. Тащёва // Психологический вестник РГУ. – 2000. - Вып. 5. - С. 140-146.
50. Тащёва, А.И. Ролевое поведение супругов «Двухкарьерного» брака / А.И. Тащёва // Российский психологический журнал. - 2011. - № 2. - С. 44-56.
51. Фещенко, Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи / Е.М. Фещенко // Вестник БГУ. - 2012. – № 1 (2). – С. 172-175.
52. Фомина, Н.А. Особенности самооценки личности у супружеских пар / Н.А. Фомина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. – Рязань, 2018. – С. 286-289.
53. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. – Москва: АСТ, 2004. - 635 с.
54. Фурманов, И.А. Межпоколенная эстафета агрессии и насилия в семье: эндогенные и экзогенные факторы / И.А. Фурманов // Вестник БГУ. – 2009. – № 1. – С. 67-75.
55. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебное пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392 с.
56. Хван, А.А. Опыт стандартизации измерения агрессивных и враждебных реакций А.Басса и А.Дарки [Текст] / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова // Психологическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 35-58:
57. Хейли, Дж. Необычайная психотерапия / Дж. Хейл. – СПб.: Белый кролик, 1995. – 142 с.
58. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 512 с.
59. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е издание. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
60. Bandura, A. Aggression: a social learning analysis. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1973. – 400 p.
61. Belsky J., Spanier G. В., Rovine M. Stability and change in marriage across the transition to parenthood // J. of Marriage and the Family. 1983. N 45. -P. 567.
62. Cowan С. Раре, Cowan P. A. A preventive intervention for couples becoming parents // Boukydis C. F. Z. (ed.) Research on support for parents and infants in the postnatal period. New Jersey: Ablex, 1987. – 508 с.
63. Straus, M.A., Gelles R.J. Physical violence in American families: risk factors and adaptations to violence in 8,145 families / Murray A. Straus and Richard J. Gelles. – New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1990. – 622 p.
64. Wallerstein J.S. Psychological tasks of marriage: part 2. \\ American Journal of Orthopsychiatry. 66(2), 1999. – 543 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты