Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в агропромышленном комплексе
БГСХА (Белорусская государственная сельскохозяйственная академия)
Диплом
на тему: «Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в агропромышленном комплексе»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в агропромышленном комплексе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Поделиться
Введение
Глава 1 Общая характеристика преступлений, совершаемых в АПК
1.1 Понятие и особенности преступлений, совершаемых в АПК
1.2 Виды преступлений, совершаемых в АПК
Глава 2 Хищения и коррупционные преступления как виды преступлений в АПК
2.1 Хищения в АПК
2.2 Коррупционные преступления в сфере АПК
Глава 3 Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в АПК (на примере хищений и коррупционных преступлений)
3.1 Обстановка совершения преступлений
3.2 Механизм совершения преступлений
3.3 Субъект преступления
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что становление и развитие рыночных отношений имеет ряд негативных особенностей, связанных с разрушением существовавших хозяйственных связей и ослаблением государственного контроля за экономической деятельностью. До настоящего времени не все из названных проблем получили законодательные и практические решения.
Сложившаяся тенденция гуманизации уголовного законодательства в области установления ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности привела к существенному сокращению зарегистрированной преступности экономической направленности, однако не позволила в полной мере нормализовать экономические отношения и «очистить» их от криминальных посягательств. Особо уязвимой в этой части представляется деятельность агропромышленного комплекса (далее – АПК).
С одной стороны, сельское хозяйство и производство сельхозпродукции составляют основу национальной экономики и способствуют формированию продовольственной безопасности, обеспечению занятости населения и поддержанию независимого экономического положения страны. С другой стороны, в условиях нестабильности и тенденции к импортозамещению агропромышленная деятельность нуждается в серьезной государственной поддержке.
Одной из таких мер выступает предоставление субсидий фермерским хозяйствам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, занимающимся производством и реализацией сельхозпродукции. Действующее уголовное законодательство в исследуемой области как инструмент государственной защиты в настоящее время имеет некоторые внутренние противоречия, не позволяющие правильно квалифицировать общественно опасные посягательства, направленные на завладение денежными средствами, выделяемыми на поддержку агропромышленной деятельности.
Так, положения специальных норм, устанавливающих ответственность за отдельные виды мошенничества (в сфере кредитования, при получении выплат), зачастую не могут быть применены к лицам, совершившим преступления в сфере субсидирования агропромышленного комплекса. Причиной этого является четко сформулированный предмет таких деяний и способы их совершения.
Общая норма о мошенничестве, хотя и содержит признаки посягательств, совершаемых при ведении предпринимательской деятельности, однако, основной акцент в ней сделан на преднамеренном неисполнении договорных обязательств. При этом преступления, совершаемые в сфере субсидирования агропромышленного комплекса, не подразумевают преднамеренного использования объективно существующих договорных отношений, поскольку таковые отсутствуют.
Кроме того, в действующем законодательстве окончательно не решен вопрос о коррупционной составляющей при проведении конкурсных и иных процедур, в ходе которых осуществляется отбор кандидатов на предоставление мер государственной поддержки.
Об актуальности темы исследования свидетельствуют также статистические данные. Например, с начала года подразделениями Департамента охраны Могилевской области выявлено 154 факта хищения имущества в сфере АПК [8]. Также прокурор Минской области отметил в 2019 году, что коррупционные преступления чаще всего выявляли в сфере транспортной деятельности (92, или 24,1%), сельского хозяйства и на предприятиях АПК (67, или 17,5%), государственного управления (37, или 9,6%) [35].
Следовательно, актуальность темы этого исследования объясняется как теоретическими, так и практическими причинами.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с уголовно-правовой и криминалистической характеристикой преступлений, совершаемых в АПК.
Предмет исследования – нормы права и научная литература, связанные с уголовно-правовой и криминалистической характеристикой преступлений, совершаемых в АПК.
Цель работы – комплексное исследование вопросов уголовно-правовой и криминалистической характеристики преступлений, совершаемых в АПК, в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В АПК
1.1 Понятие и особенности преступлений, совершаемых в АПК
Наряду с предпринимаемыми мерами по обеспечению продовольственной безопасности, отраженными в Государственной программе «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2021 г. № 59 (далее – Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы) [6] и Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. №10 (далее – Стратегия социально-экономического развития) [7], актуализируется проблема предотвращения преступлений, совершаемых в агропромышленном комплексе страны. Многообразие сфер агропромышленной деятельности, недостаточная система контроля за ее осуществлением, несовершенство законодательного регулирования АПК создают предпосылки для совершения преступлений, подпадающих под действие статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь), помещенных в разные его разделы и главы.
Разные по объекту преступления, совершаемые в данной сфере, характеризуются наличием общих признаков, требующих анализа и классифицирования. В свою очередь общность уголовно-правовых признаков позволяет провести криминалистические классификации преступлений и выявить криминалистически значимые закономерности для разработки комплексной методики расследования преступлений в сфере агропромышленного комплекса.
При возникновении деликтов такие отношения регулируются административным либо гражданским законодательством. При наступлении последствий повышенной общественной опасности применяются нормы уголовного законодательства.
Государственное регулирование АПК имеет косвенный характер и выражается в определении цен, реализации бюджетной, кредитной и налоговой политики, разработке программ по развитию комплекса, в обеспечении баланса производств различных секторов АПК с учетом объема и структуры потребностей сельского хозяйства [17, с. 66].
АПК в силу значительных межотраслевых связей является объектом обширного законодательного регулирования. Важнейшие аспекты его экономического развития напрямую зависят от эффективной законодательной и регулятивной деятельности как высших органов государственной власти, так региональных структур. Следует отметить, что сами правоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления урегулированы слабо. Это приводит к тому, что на региональном уровне при отсутствии концептуального законодательного закрепления программ поддержки АПК выносятся запреты (ограничения) на ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции, устанавливается протекционизм отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям в ущерб другим [17, с. 68].
Общественные отношения в сфере АПК регламентируются положениями кодифицированных законов (Гражданского кодекса Республики Беларусь, Налогового кодекса Республики Беларусь и др.), постановлений Правительства Республики Беларусь, специальных нормативных актов, государственных программ и т. д.
В рамках производственных, ресурсообеспечительных процессов, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции возникают соответствующие уровни правоотношений. Множественность социально-экономических и организационно-правовых отношений между субъектами агропромышленной сферы обусловливают деликты, разрешаемые нормами гражданского права. Вместе с тем АПК являются привлекательными для лиц, чей умысел направлен на совершение действий, имеющих повышенную степень общественной опасности, что требует принятия мер уголовно-правового характера.
Таким образом, уголовно-правовая охрана общественных отношений в сфере АПК не исключает того, что они могут регулироваться иными отраслями права. Отличие заключается в том, что одни отраслевые нормы выполняют регулятивные функции, формируют предметную область общественных отношений конкретного вида, другие же на основе признаков, выражающихся в несоблюдении регулятивных предписаний, определяют наказуемость деяний.
Если рассматривать АПК с позиции общепринятого подхода как межотраслевой объект, объединяющий несколько секторов экономики, занимающихся производством, переработкой сельскохозяйственного сырья и изготовления из него продукции, доводимой до конечного потребителя, то вполне закономерен вывод о том, что общим объектом преступлений, совершаемых в АПК, выступает экономическая безопасность государства.
ГЛАВА 2 ХИЩЕНИЯ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В АПК
2.1 Хищения в АПК
В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (далее – Концепция национальной безопасности) перечислены вызовы и угрозы, среди которых немалое место занимают высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, а также сохранение значительной доли теневой экономики [5]. К сожалению, сфера АПК в этом плане не является исключением.
Как показывает изучение, экономическая деятельность, осуществляемая и поддерживаемая государством, находится под пристальным вниманием криминальных структур. С их участием нередко совершаются операции (сделки), связанные с хищением бюджетных денежных средств и их нецелевым расходованием. Таким образом, данные деяния представляют повышенную общественную опасность [54, с. 54].
Исследователи констатируют, что ни одно хищение не обходится без использования фирм-однодневок. Безусловно, данный факт обязывает подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБиПК) учитывать это как один из существенных признаков при осуществлении ими поисковой работы в сфере АПК.
Между тем, для надежной защиты собственности тех же сельхозтоваропроизводителей от преступных посягательств на сегодня созданы необходимые предпосылки.
Законодательство Республики Беларусь закрепило следующие концептуальные положения, которыми правоохранительные органы должны руководствоваться, решая указанную задачу, к их числу которых следует отнести:
– обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
– равную защиту частной, государственной форм собственности.
В Конституции в отдельной статье закреплено право собственности на землю, последняя может находиться в частной, государственной формах собственности [2]. Причем подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда;
– возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, способов распределения доходов, потребления материальных благ;
– недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
– гарантию прав на свободу и личную неприкосновенность (всякое ограничение – только в судебном порядке; виновность лица устанавливается вступившим в законную силу приговором суда; доказывание невиновности ложится не на обвиняемого; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; возмещение вреда, причиненного должностными лицами органов государственной власти);
– налоговую систему государства.
В настоящее время успешной реализации перечисленных положений во многом способствует принятая Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы [6].
Специалистами в области теории оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) давно доказано, что разработке комплекса мер по предупреждению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений должно предшествовать углубленное изучение и анализ экономического положения сферы АПК, нормативного правового ее регулирования, а также состояния оперативной обстановки, складывающейся на объектах названной отрасли экономики [12, с.12].
Придерживаясь этого, отметим, что экономическое положение на сегодня характеризуют: растениеводство; обеспечение минеральными удобрениями; техническое обеспечение; обеспечение горюче-смазочными материалами; кредитование сезонных полевых работ; животноводство; финансовое обеспечение сельхозтоваропроизводителей; состояние пищевой и перерабатывающей промышленности, внешнеэкономическая деятельность в АПК.
Агропромышленный комплекс на сегодня является одной из системообразующих отраслей экономики. Его место в структуре экономики, прежде всего, определяется тем, что:
– обеспечивает продуктами питания и способствует решению проблем, связанных с продовольственной безопасностью;
– обеспечивает также сырьем для промышленности;
– является многоотраслевой системой, включающей в себя более 60 отраслей;
– рассматриваемая отрасль – не только производственная сфера, но и сфера обитания значительной части населения страны;
– это социально значимый сектор экономики и важнейший структурный элемент народного хозяйства [39, с.15].
ГЛАВА 3 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В АПК (НА ПРИМЕРЕ ХИЩЕНИЙ И КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ)
3.1 Обстановка совершения преступлений
АПК – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, производящих, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и доводящих её до потребителя. АПК является важной составляющей экономики страны.
Его развитие имеет большое значение, что обусловлено рядом объективных причин:
– необходимостью обеспечения продовольственной безопасности государства [15, с. 117];
– реализацией тесной связи других отраслей народного хозяйства с аграрным сектором экономики;
– занятостью большого числа трудоспособных людей;
– наличием одного из крупнейших в мире сельскохозяйственных потенциалов и необходимость интеграции Беларуси в мировое сообщество.
Представляется, что необходимость обеспечения продовольственной безопасности выступает важным фактором устойчивого развития АПК. Правительство взяло курс на использование инновационных форм модернизации промышленности и экономики, и сельскохозяйственный сектор не является исключением [45, с.2].
При этом декриминализация агропромышленного комплекса является необходимым условием его успешного развития, поскольку хищение в различных формах, имеющее место в этой области, может свести на нет все усилия по возрождению сельского хозяйства.
Хищения и иные «хозяйственные» преступления в рассматриваемой сфере обладают значительной вредоносностью и, безусловно, общественной опасностью. Ведь «любой вид человеческого поведения, несмотря на воплощение в нем свойств человеческой практики, не может быть криминализирован, если не обладает свойством вредоносности. Именно это свойство служит основной составляющей общественной опасности преступления» [27, с. 36].
Как показывает практика, чаще всего органы предварительного следствия системы МВД в сфере агропромышленного комплекса расследуют преступление в виде мошенничества при получении платежей. Речь идет о мошенничестве при получении субсидий на страхование урожая, а также о краже бюджетных средств, полученных сельхозпроизводителями в виде различных субсидий на строительство жилья в сельской местности и пр.
В результате изучения судебно-следственной практики были определены основные ситуации совершения преступлений в сфере АПК. Наиболее распространенными являются следующие:
1. Связанные со страхованием урожая сельскохозяйственных культур, инициаторами которых являются, как правило, страховые компании. В обобщенном виде данные способы заключаются в хищениях средств бюджета в результате совершения фиктивных сделок по страхованию, завышения размеров посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственных культур, прогнозируемых рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию [36, с. 178].
2. Связанные с хищением бюджетных средств, полученных сельхозтоваропроизводителями в виде различных субсидий для выполнения различных работ в сфере АПК.
В данном случае речь, как правило, идет о незаконном получении грантов, субсидий, выделяемых на реконструкцию животноводческих ферм; на развитие племенного дела в животноводстве; на закупку крупного рогатого скота, сельскохозяйственной техники, семян; на развитие личных подсобных хозяйств, садоводства [36, с. 179].
Эффективность выявления и последующего расследования рассматриваемых преступлений во многом зависит от качества проведенных оперативно-розыскных мероприятий, объема и качества собранного материала. Немаловажную роль имеют результаты доследственной проверки – первоначальных действий по раскрытию преступлений в сфере АПК, проводимых оперативными сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, которые состоят в сборе информации о совершенном или совершаемом преступлении [48, с. 348].
Анализ такого рода уголовных дел показывает, что при доказывании самым важным и сложным моментом является установление прямого умысла на хищение уже при оформлении документов на получение субсидии (страховки и пр.) и отсутствие желания выполнять свои обязательства.
Учитывая, что каждое преступление в сфере агропромышленного комплекса является индивидуальным (обладает уникальным набором уголовно-правовых признаков), поэтому обозначить весь перечень процессуальных действий указать крайне сложно. Поскольку экономические условия в стране совершенствуются и видоизменяются, то способы совершения преступлений не стоят на месте и таким же образом видоизменяются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Объединение отраслей агропромышленного комплекса с учетом экономических отношений, возникающих в процессе производства, переработки сельскохозяйственного сырья и изготовления из него продукции, требует обеспечения безопасности таких отношений.
Наряду с мерами экономического, социального, технологического характера, нацеленных на устойчивое и эффективное функционирование АПК, осуществляется законодательное регулирование данной экономической системы, в том числе и нормами уголовного законодательства.
Система преступлений, совершаемых в АПК, должна основываться на взаимосвязи:
а) элементов экономических отношений в сфере АПК;
б) экономических интересов субъектов данной деятельности;
в) системы признаков, по которым можно провести классификацию родовых групп таких отношений.
Под преступлениями, совершаемыми в сфере АПК, следует понимать общественно опасные деяния, посягающие на отношения в сфере производства сельскохозяйственной продукции, ее заготовки, переработки, распределении и потреблении, а также на организацию в установленном порядке агропромышленной деятельности, которые выражаются в причинении имущественного ущерба государству, организациям, физическим лицам и (или) сопряжены с причинением вреда окружающей среде.
Деяния, совершаемые в сфере агропромышленного комплекса, характеризуются множественностью родовых объектов и образуют межродовой объект.
Для нейтрализации (минимизации) негативных процессов в отрасли при сегодняшних предпосылках к ее благоприятному развитию необходимо воздействовать на эти недостатки, как и на саму угрозу в виде экономической преступности.
Иными словами, необходимо совершенствовать организационно-экономический механизм противодействия экономической преступности в АПК. При этом современный механизм должен иметь двухвекторную модель. С одной стороны, быть направленным на предупреждение (профилактику, предотвращение, пресечение) экономической преступности, с другой – на обеспечение возмещение материального ущерба от преступных проявлений в отрасли.
Во-первых, огромные государственные финансовые ресурсы, товарно-материальные ценности, львиная доля сельхозугодий, находящаяся в государственной собственности, а также иные ресурсы делают АПК и его аграрный сектор остро нуждающимся в условиях рыночных отношений в защите экономических интересов государства и его собственности от преступных посягательств. К тому же осуществляемая в указанном комплексе экономическая деятельность сопровождается дальнейшей ее криминализацией.
Во-вторых, степень криминализации экономических отношений в АПК зависит от многих факторов, в том числе финансовых вливаний, особенно это касается процесса освоения средств (отсутствует современная система оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности сферы АПК).
В настоящее время задача разработки такой системы стоит не только перед практическими работниками, но и учеными в области теории ОРД.
В-третьих, принятие комплекса оперативно-розыскных мер, направленных на стабилизацию оперативной обстановки в рассматриваемой сфере экономики, предполагает решение трех взаимосвязанных задач:
1) осуществление глубокого мониторинга на объектах АПК криминогенной ситуации;
2) оптимизацию использования сил и средств оперативных подразделений милиции на основе мониторинга криминогенной ситуации;
3) создание организационно-правовых основ информационного взаимодействия оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД.
Предупреждение преступлений в сфере АПК существенно осложняется наличием проблем правового регулирования, наличием коллизионных положений нормативных правовых актов и отсутствием единого подхода к профилактической деятельности.
Поскольку институт АПК является относительно новым, а система профилактики правонарушений появилась сравнительно недавно, то после этапа ее апробации должны быть внесены существенные изменения в действующее законодательство.
Сотрудники ЭБиПК в современных условиях борьбы с хищениями, осуществляя на объектах АПК оперативно-розыскные мероприятия, должны знать наиболее характерные признаки, указывающие на наличие преступных действий, а также способы совершения и сокрытия преступлений в рассматриваемой сфере.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [Электронный ресурс] : [принята 31.10.2003 резолюцией 58/4 на 51 пленарном заседании 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: Амалфея, 2005. – 48с.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 26 мая 2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
5. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 9 ноября 2010 г. № 575: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24 января 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
6. О Государственной программе «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 1 февр. 2021 г., № 59 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
7. О Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]: одобр. Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, 2 мая 2017 г., № 10 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
8. 154 факта хищения имущества в сфере АПК выявлено Департаментом охраны Могилевской области [Электронный ресурс] // MOGILEVNEWS.by. – Режим доступа: https://mogilevnews.by/news/30-07-2021-18-15/73912.
9. Аветисян, С.С. Проблемы соучастия в преступлении со специальным субъектом (специальном составом) / С.С. Аветисян // Уголовное право. – 2014. – № 1. – С. 4-6.
10. Агропромышленный комплекс: понятие, становление, развитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа://ге$еагсп-1оигпа1.ог9/есопот1са1/а9горготу$п1еппу1-Котр1еК$-ропуа11е-Яапоv1еп1е-гагv1йе/.
11. Антонов, В.В., Иванов, П.И. Экономическая безопасность и криминализация аграрного сектора экономики: учебное пособие / В.В. Антонов, П.И. Иванов. – М: Издательский дом Шумиловой И.И., 2018. – 283 c.
12. Бахаев, Л.-А. Ш. Уголовно-правовое и криминологическое противодействие преступлениям, совершаемым в сфере безопасности пищевых продуктов: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Л.-А. Ш. Бахаев. – М., 2019. – 33 с.
13. Бертовский, Л.В. Проблемы теории и практики выявления и расследования преступного нарушения правил экономической деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук / Л.В. Бертовский. – М., 2015. – 526 с.
14. Борьба с налоговой и коррупционной преступностью. Вопросы теории и практики: монография / под ред. П.И. Иванова. – М.: ЮНИТА-ДАНА: Закон и право, 2017. – 292 с.
15. Власов, В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в условиях ВТО / В.А. Власов // Аграрное и земельное право. – 2018. – № 4 (160). – С. 117-123.
16. Волженкин, Б.В. Ответственность за взяточничество по уголовному законодательству второй половины ХIХ–начала ХХ в. / Б.В. Волженкин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 1991. – № 2. – С.62-71.
17. Галиновская, Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса / Е.А. Галиновская // Журнал права. – 2016. – № 9(4). – С. 62-70.
18. Григорьева, И. В. Уголовно-правовые меры противодействия хищениям бюджетных средст: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.В. Григорьева. – М., 2019. – 35 с.
19. Густов, Г. А. Расследование хищений на хлебоприемных пунктах и мукомольных предприятиях / Г.А. Густов. – М.: Библиотека следователя, 1971. – 328 с.
20. Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь : материал для информационно-пропагандистских групп [Электронный ресурс] // Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи. – Режим доступа: https://baa.by/upload/uvrm/informirovanie/may18.pdf.
21. Корепанова-Камская, Д.С., Зварыгин, В.Е. Экономическая безопасность как родовой объект преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности / Д.С. Корепанова-Камская, В.Е. Зварыгин // Экономика и право. – Ижевск, 2018. – №9. – С. 115-121.
22. Кузнецова, И.А. Система преступлений в сфере экономической деятельности / И.А. Кузнецова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2017. – С. 65-72.
23. Куранова, Э. Д. Об основных положениях методики расследования отдельных видов преступлений / Э.Д. Куранова. – М.: Вопросы криминалистики, 1970. – 491 с.
24. Курс уголовного права: в 2 т. Т. 1: Общая часть / Н. Ф. Кузнецова [и др.]. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2019. – 407 с.
25. Лопашенко, Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК) / Н.А. Лопашенко. – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 720 с.
26. Магомедов, Н.Н. Понятие коррупции / Н.Н. Магомедов // Российский следователь. – 2015. – № 3. – С.22-33.
27. Мальков, С.М., Шеслер, А.В., Тепляшин, П.В. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная политика: монография / С.М. Мальков, А.В. Шеслер, П.В. Тепляшин. – Красноярск :СибЮИ МВД России, 2018. – 128 с.
28. На заседании Гомельского облисполкома с участием прокуратуры проанализировали состояние борьбы с коррупцией в АПК [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Режим доступа: https://prokuratura.gov.by/ru/media/novosti/borba-s-korruptsiey/na-zasedanii-gomelskogo-oblispolkoma-s-uchastiem-prokuratury-proanalizirovali-sostoyanie-borby-s-kor/.
29. Наумов, А.В. Уголовное право. Общая часть / А.В. Наумов. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2016. – 424 с.
30. О состоянии работы по выявлению преступлений коррупционной направленности на территории Могилевской области в первом квартале 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://giprozem.by/files/ideology/2021/2021_05_part2.pdf.
31. Охотский, И.Е. Правовой механизм государственной стратегии противодействия коррупции: конституционно-правовые основы: дис. … канд. юрид. наук / И.Е. Охотский. – М., 2015. – 345 с.
32. Павлухин, А.Н. Виды и ответственность соучастников преступления / А.Н. Павлухин, Р.С. Рыжков, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. – 139 с.
33. Пинкевич, Т.В. Особенности уголовной политики: структура и состояние / Т.В. Пинкевич // Юридическая наука и практика. – 2016. – № 3 (35). – С. 297-300.
34. Плужников, А.В. Проблема соучастия общих и специальных субъектов / А.В. Плужников // Закон и право. – 2017. – № 9. – С. 73-76.
35. По итогам работы за 2018 год прокурор Минской области Олег Лаврухин провел пресс-конференцию [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.prokuratura.gov.by/ru/media/sobytiya-i-meropriyatiya/po-itogam-raboty-za-2018-god-prokuror-minskoy-oblasti-oleg-lavrukhin-provel-press-konferentsiyu/.
36. Репин, М.Е. Характеристика преступлений мошеннического характера, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса / М.Е. Репин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2015. – № 2 (30). – С. 177-181.
37. Российское законодательство Х–ХХ веков в девяти томах / под общ. ред. А.И. Чистякова. – М., 1985. – Т. 2. – 764 с.
38. Сахаров, Г. Б., Шрага, И. Л. Расследование и предупреждение хищений на мясокомбинатах / Г.Б. Сахаров, И.Л. Шрага. – М., 1964. – 542 с.
39. Соколов, Е. В. Правовое обеспечение и организация деятельности территориальных органов МВД по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е.В. Соколов. – М., 2019. – 40 с.
40. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – СПб, 1896. – Т. 14. Книга 7. – 838 с.
41. Соучастие в преступлениях со специальным составом: теория и практика правового регулирования: автореф. дисс. … кандидата юридических наук: 12.00.08 / С.С. Аветисян. – Москва, 2015. – 39 с.
42. Столярова, О.И. Российский и зарубежный опыт борьбы с коррупцией / О.И. Столярова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2016. – № 2 (14). – С.6-15.
43. Тепляшин, И.В. Общественные советы в системе субъектов общественного контроля / И.В. Тепляшин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – № 9. – С. 3-7.
44. Тепляшин, П.В. Тенденции преступности в Сибирском федеральном округе (глубина анализа 6 лет) / П.В. Тепляшин // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIV международной научно-практич. конференции (6-7 июня 2019 г.). – Иркутск: Восточно-Сибирский ин-т МВД России, 2019. – С. 92-94.
45. Тепляшин, И.В., Богатова, Е.В. Правовые инновации в агропромышленном комплексе: направления реализации / И.В. Тепляшин, Е.В. Богатова // Сельское хозяйство. – 2019. – № 3. – С. 1-6.
46. Тепляшин, И.В., Фастович, Г.Г. Эффективность механизма правового регулирования: анализ подходов / И.В. Телпяшин, Г.Г. Фастович // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – № 3 (51). – С. 26-30.
47. Тер-Акопов, А.А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения / А.А. Тер-Акопов. – М.: Юр. лит., 2015. – 210 с.
48. Теунаев, А.С.-У. Актуальные вопросы противодействия преступлениям против собственности, совершаемым в сфере агропромышленного комплекса / А.С.-У. Теунаев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 2 (34). – С. 347-351.
49. Теунаев, А.С.-У. Коллизии в правовом регулировании как условие, способствующее совершению преступлений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса / А.С.-У. Теунаев // Юридическая техника. –2017. – № 11. – С. 714-715.
50. Уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 2016. – 509 с.
51. Уголовное право. Общая часть: учебник / И.Э. Звечаровский [и др.]; под общ. ред. И.Э. Звечаровского. – М.: Юристъ, 2016. – 461 с.
52. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ь11ры // д1с.асадет1с.ги.
53. Что такое «криминализация экономики» и как с ней бороться / Алабердеев Р.Р. [и др.]; под редакцией А.А.Крылова. – М.: Экономика, 2017. – 314 с.
54. Шегабудинов, Р. Ш. Организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией: состояние, тенденции и меры борьбы с ней: монография / Р.Ш. Шегабудинов. – М., 2016. – 277 с.
55. Шегабудинов, Р. Ш. Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией: вопросы теории и практики: монография / Р.Ш. Шегабудинов. – М., 2016. – 366 с.
56. Шутьков, А.А. Система управления агропромышленным комплексом: теория, политика и практика / А.А. Шутьков. – М.: Норма, 2015. – 402 с.
57. Экономическая безопасность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: М1р://о1Iгапа-ЬВд.ги/ЬВдоЬ511/ ЬуIоЬМ _ 23.1Нт1.
58. Экономическая безопасность: понятие, структура, сравнительная и перспективная оценка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 1УI?IЯ п1[р://с5е£.ММро11[1са-1-9еоро11[1ст223/ еКопопйсЬ- е$Кауа-Ье2ора5по$1-го$$11-ропуа11е-$1шК1ига-5гаvп11е1пауа-1-рег5реК[1vпауа-ос2е^а-905.
59. Энциклопедия уголовного права: в 35 т. Т. 6 / Л.Д. Ермакова [и др.]; отв. ред. В. Б. Малинин. – СПб.: издание Малинина, 2016. – 562 с.
60. Янишевский, А. Б. Сфера бюджетного финансирования – объект пристального внимания со стороны подразделений ЭБиПК органов внутренних дел / А.Б. Янишевский // Государственная служба и кадры. – 2016. – № 3. – С.39-57.
61. Янишевский, А. Б., Иванов, П. И. Подрыв экономических основ организованной преступности экономической направленности / А.Б. Янишевский, П.И. Иванов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2016. – № 1. – С.50-69.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты