Особенности эмоционального интеллекта в период ранней взрослости. IT сфера
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности эмоционального интеллекта в период ранней взрослости. IT сфера»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности эмоционального интеллекта в период ранней взрослости. IT сфера
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Особенности проявления эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник ECV А. Маусс.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Статистическая обработка данных с помощью критерия Манна-Уитни.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Тренинг по повышению эмоционального интеллекта в период ранней взрослости у мужчин и женщин, работающих в IТ-сфере.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.2 Особенности развития личности в период ранней взрослости
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ИТ-СФЕРЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Практические рекомендации
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Технический прогресс XXI век, смена морально-нравственных устоев общества, насыщенный темп жизни, стремление к успеху, материальным благам и реализации себя в карьере и личной жизни формируют новую активную жизненную позицию человека, заставляют его задуматься о выборе целей и средств их достижения, делают людей работоспособнее, энергичнее, изобретательнее. В контексте таких процессов возникает необходимость построения благоприятных и продуктивных взаимоотношений с окружающими. Важным условием, позволяющим успешно выстраивать отношения с другими, выступает эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект представляет собой сложное образование, которое представлено на всех четырех уровнях психики: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, личностном. Эмоциональный интеллект означает способность понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции, а также управлять ими. Наличие развитого эмоционального интеллекта у сотрудников позволяет повысить эффективность профессиональной деятельности в сфере межличностных коммуникаций.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом отличаются гибкостью, целеустремленностью. Как правило, это продуктивные сотрудники, которые в наибольшей степени реализуют свои профессиональные навыки и компетенции. Сотрудник с высоким уровнем эмоциональным интеллектом не только способен к более объективной оценке сложной ситуации, но и обладает большей мотивацией к достижению поставленной цели. Поэтому он полон оптимизма по отношению к себе и другим, а это позволяет ему легко преодолевать негативные моменты, эффективно решать деловые задачи и в хорошем настроении подниматься по карьерной лестнице.
В последние годы широко распространяются профессии в сфере информационных технологий. Профессиональная деятельность сотрудников IT-сферы достаточно разнообразна и определяется профилем специалиста. Вместе с тем, специалисты, работающие в IT-сфере, обычно работают в команде, потому они должны обладать способностями понимать эмоции других людей, а также управлять своими, чтобы обеспечить качественное выполнение своих задач.
Изменяющиеся условия работы, ее интенсивность и напряженность в профессиональной деятельности сотрудников IT-сферы предъявляет новые требования к профессиональной компетенции сотрудников. Одной из важнейшей составляющей которой становится эмоциональная компетенция работника, позволяющая сотруднику использовать знания о своих эмоциях и окружающих не только для управления эмоциями, но и выстраивания социального взаимодействия для достижения обозначенных целей. Кроме того, эмоциональный интеллект как способность тщательно постигать эмоции и эмоциональные знания, оценивать и выражать свои эмоции, а также управлять ими, способствует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.
Современное состояние проблемы
Эмоциональный интеллект изучали российские (И.Н. Андреева, А.В. Будакова Д.Р. Гасанов, С.П. Деревянко, Д.В. Люсин, Е.Л. Носенко,) и зарубежные (Р. Бар-Он, Дж. Майер и П. Селовей, Р.К. Купер, А. Саваф, Д. Гоулман, X. Вейзингер, С. Крэйг, А. Эндрюс-Браун) психологи.
Особый интерес представляют исследования эмоционального интеллекта в организационной психологии (О.Ю. Ангел, А.Д. Ложечкина, В.П. Маслов, Л.С. Радькова, Е.А. Серобабина, И.С. Степанов и др.). Ученые называют эмоциональный интеллект одним из факторов профессиональной успешности сотрудников.
Особенности развития личности в период ранней взрослости изучали советские ученые (А.С. Балык, А.А. Бодалев, С.Г. Вершловский, М.А. Лебедев, Н.В. Фурманова и др.) и белорусские авторы (О.В. Белановская, В.С. Волченков, В.И. Слепкова и др.).
Исследования, посвященные изучению особенностей эмоционального интеллекта в период ранней взрослости у сотрудников IT-сферы, носят единичный и фрагментарный характер, что делает эту тему актуальной.
Цель исследования: выявить особенности эмоционального интеллекта в период ранней взрослости в IT-сфере.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта в период ранней взрослости в IT-сфере.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен эмоционального интеллекта в психологии.
2. Рассмотреть особенности развития личности в период ранней взрослости.
3. Определить уровень эмоционального интеллекта у сотрудников IT-сферы.
4. Установить половые особенности эмоционального интеллекта в период ранней взрослости в IT-сфере.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Психолог предположил, что существует такой вид интеллекта, который положительно влияет на жизнедеятельность человека, как эмоциональный. Позднее Г. Гарднер сформулировал теорию множественных интеллектов, где указал на наличие внутриличностного и межличностного интеллекта. Внутриличностный интеллект понимается автором в качестве доступа к своей эмоциональной жизни, к собственным эмоциям: это способность быстро различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением. Под межличностным интеллектом психолог понимал способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей [3].
Изначально эмоциональная регуляция изучалась в контексте социального взаимодействия в качестве вида интеллекта. В работах Э. Торндайка были описаны три вида интеллект: конкретный, абстрактный и социальный, как способность понимать людей и взаимодействовать с ними [29].
Ряд психологов (И Г. Олпорт, и Дж. Гилфорд, и Э. Торндайк) согласны в том, что эмоции оказывают положительное влияние на продуктивность функционирования эмоционального интеллекта и результативность процесса взаимодействия с другими людьми. Переживая и чувствуя, человеку необходимо адекватно вербализировать свои эмоции и переживания. При этом, особенно важно правильно идентифицировать эмоциональные состояния других людей [63].
Первые экспериментальные данные эмоционального интеллекта нашли свое отражение в работах таких психологов, как Дж. Майер и П. Селовей (1990). Психологи предложили определять эмоциональный интеллект, как «способность контролировать собственные эмоции, идентифицировать свои эмоции и эмоции других людей, использовать полученную информацию для определения дальнейших своих действий» [69, с. 47].
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил П. Сэловею и Ю. Мэйеру выделить четыре компонента изучаемого феномена, которые выстраиваются в иерархию, уровни которой осваиваются в онтогенезе последовательно. При этом, каждый компонент касается как собственных эмоций личности, так и эмоций других людей [69]. Предложенная авторами четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта включает следующие компоненты: восприятие, идентификация эмоций, их выражение, фасилитация мышления, понимание эмоций, управление эмоциями [69].
Д. Гоулмен соединил когнитивные способности, входившие в модель Дж. Мэйера – П. Сэловея, с личностными характеристиками и определил эмоциональный интеллект, как набор приобретенных компетенций. Согласно Д. Гоулману, «эмоциональный интеллект – это способность индивида истолковывать собственные эмоции и эмоции других для того, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей» [16, с. 157]. При этом, структура эмоционального интеллекта представлена такими компонентами, как: идентификация и вербализация эмоций, умение заменять одни эмоции другими, способность входить в положительные эмоциональные состояния, умение понимать эмоции окружающих, управлять ими, а также способность создавать поддерживать удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми [15, с. 158].
Продолжили исследование эмоционального интеллекта такие зарубежные психологи, как М. Зайднер, Дж. Мэттьюс и Р. Робертс, которые определили его как «способность идентифицировать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции в мышление и регулировать как позитивные, так и негативные эмоции у себя и других людей» [70, с. 71]. Психологи в рамках разработанной модели способностей, лежащих в основе эмоционального интеллекта, выделили: эмоциональный интеллект как темперамент, эмоциональный интеллект как сознательная регуляция эмоций, эмоциональный интеллект как система навыков. В последнем случае эмоциональный интеллект выступает как эмоциональная компетентность, позволяющая достигать высоких результатов в различных сферах деятельности.
Исследователи Р. Купер и А. Саваф под эмоциональным интеллектом понимали «способность чувствовать, понимать и эффективно применять силу и проницательность эмоций как источник энергии, информации, связи, влияния человека» [17, с. 107].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ИТ-СФЕРЕ
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления особенностей развития и проявления эмоционального интеллекта в период ранней взрослости у мужчин и женщин в IT-сфере нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей развития и проявления эмоционального интеллекта в период ранней взрослости у мужчин и женщин в IT-сфере с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ООО «__________________________________». В исследовании приняли участие 60 сотрудников в возрасте 20-40 лет (период ранней взрослости по периодизации Г. Крайг). Границы возрастов, которые выделила Грэйс Крайг, представляют собой возрастные кризисы – переломные моменты, когда значительно изменяется социальная ситуация развития и преобразуется личность человека, происходят качественные изменения во всех сферах (ранняя взрослость 20–40 лет; средняя взрослость 40–60 лет; поздняя взрослость от 60 лет). Кроме того, данная возрастная периодизация наиболее близка к международной возрастной классификации, принятой ВОЗ, где выделяются: молодой возраст (1-44 года), средний возраст (45-59 лет) пожилой возраст (60-74 лет).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют половые различия в особенностях эмоционального интеллекта в период ранней взрослости у сотрудников IT-сферы.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Анкета разработанная (Приложение А).
Цель: выявление особенностей эмоционального интеллекта в период ранней взрослости.
Обоснование: данная анкета нами разработана для того, чтобы определить особенности эмоционального интеллекта в период ранней взрослости. Уже существующих подобных анкет нами не обнаружено.
2. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл) [35].
Цель: выявление уровня эмоционального интеллекта, способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Обоснование: данная методика была выбрана потому, что она соответствует цели исследования, позволяет выявить компоненты и уровень эмоционального интеллекта. Преимущество методики перед другими диагностическими инструментами эмоционального интеллекта состоит в информативности шкал.
Опросник включает 30 утверждений и содержит 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. Испытуемым предлагается оценить ряд утверждений по степени того, насколько точно они отражают разные стороны их жизни (от -3 до +3 баллов). Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Критерии оценки уровня компонентов эмоционального интеллекта:
14 и более баллов – высокий;
8-13 баллов – средний;
7 и менее баллов – низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим показателям:
70 и более баллов – высокий;
40-69 баллов – средний;
39 и менее баллов – низкий (Приложение Б).
3. Опросник ECV А. Маусс [41].
Обоснование: данная методика была выбрана потому, что она исследует эмоциональный контроль – важнейший компонент эмоционального интеллекта. Данная методика позволяет выявить компонент по Холлу – управление своими эмоциями. Контролировать свои эмоции – значит управлять ими. Преимущество методики состоит в простоте проведения и обработки полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы установлено, что понятие эмоционального интеллекта в зарубежной и советской психологии рассматривается в рамках различных моделей. Зарубежные психологи (Д. Гоулман, Р. Бар-Он) под эмоциональным интеллектом понимают совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик, отражающих способность индивида к осознанию, принятию и регулированию эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. Советские психологи (М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко и Н.В. Коврига) при рассмотрении эмоционального интеллекта делают акцент на его составляющих как основы благоприятного эмоционального состояния и успешного построения межличностных отношений. Под эмоциональным интеллектом в настоящем исследовании понимается способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий (наше понятие).
Возраст ранней взрослости представляет собой период стабилизации личностных характеристик в результате накопления жизненного опыта при сохранении достаточно далекой жизненной перспективы (Г. Крайг). Основными задачами развития в период взрослости являются: достижение зрелости, построение семьи, выбор профессиональной деятельности, закрепление социальных ролей (Р. Хейвигхерст). Новообразованиями данного возраста выступают: формирование умения планировать на когнитивном уровне и на основе этого реализовывать планы в поступках в соответствии с внутренними ценностями, реалистичная самооценка, повышение ответственности за себя и других, рост эмпатии, чувство профессиональной компетентности (А.А. Бодалев).
В результате эмпирического исследования было выявлено, что среди респондентов IT-сферы в период ранней взрослости большая часть мужчин и женщин имеют стаж работы до 5 лет. У мужчин преобладает высокая удовлетворенность работой, женщины же в средней степени удовлетворены своей работой. В трудовом коллективе мужчины выстраивают деловые отношения, а женщины - формальные. Большинство мужчин и женщин в период ранней взрослости, работающих в IT-сферы, отмечают, что умеют замечать настроение коллег - мужчины по речи и теме разговора, а женщины – по невербальным признакам. Большая часть мужчин и женщин не учитывает настроение коллег в совместной деятельности. Мужчины считают себя способными сдерживать негативные эмоции в напряжённых ситуациях на работе, а у женщин эта способность носит ситуативный характер. На стрессовую ситуацию на работе мужчины в период ранней взрослости реагируют путем сохранения спокойствия, нахождения решения проблемы либо нахождением в данном ситуации положительных сторон, а женщины стремятся подавить негативные эмоции, изменить отношение к ситуации. Большая часть мужчин и женщин в период ранней взрослости, работающих в IT-сферы, согласны с тем, что важно обладать развитым эмоциональным интеллектом.
Выявлено, что большинство мужчин, работающих в IT-сфере, обладают низким уровнем эмоционального интеллекта, что свидетельствует о слабо развитой способности отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий. У женщин преобладает средний уровень эмоционального интеллекта – они используют эмоции в своей жизни по мере необходимости, порой выражают с помощью них отношение к себе и к окружающим, способны их распознавать и регулировать. Большая часть мужчин, работающих в IT-сфере, обладает умеренной развитой эмоциональной осведомленностью, умеренно развитыми способностями к управлению своими эмоциями, низкой самомотивацией, низкой эмпатией, слабо развитыми способностями к распознаванию эмоций других людей. У женщин, работающих в IT-сфере, преобладает средний уровень эмоциональной осведомленности, управления управлению своими эмоциями и эмпатии. Менее развита у них самомотивация и способности к распознаванию эмоций других людей. Сравнительный анализ показал, что у женщин, работающих в IТ-сфере, достоверно выше эмпатия и уровень развития эмоционального интеллекта, по сравнению с мужчинами.
Установлено, что мужчины, работающие в IT-сфере, придают умеренную ценность эмоциональной контролю и в средней степени оценивают свои способности контролировать собственные эмоции. У них умеренно выражена убежденность в том, что важно контролировать свои эмоции и не показывать их другим людям, что они поддаются сознательному контролю. Для женщин, работающих в IT-сфере, характерна высокая ценность эмоционального контроля и средняя оценка самоэффективности эмоционального контроля. У них ярко выражена установка на запрет открытого выражения эмоций перед другими, их сознательное подавление. Женщины в средней степени оценивают свои способности контролировать сильные эмоции, целенаправленно изменять свое эмоциональное состояние при необходимости. Существуют достоверные различия между показателями эмоционального контроля у мужчин и женщин, работающих в IТ-сфере. Так, ценность эмоционального контроля выше у мужчин, чем у женщин.
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 260 с.
2. Ангел, О. Ю. Роль эмоционального интеллекта сотрудника в карьерном росте / О. Ю. Ангел // Научный потенциал. – 2021. – № 2. – С. 85-87.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
4. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И.Н. Андреева // Философия и соц. науки. – 2010. – № 3. – С. 8–12.
5. Балык, А. С. Развитие личности в период зрелости / А. С. Балык // Научный вестник ГАОУ ВПО. – 2016. – Т. 3. – С. 86–91.
6. Белановская, О. В. Жизненные планы и жизненные ценности у женщин в ранней и средней взрослости / О. В. Белановская // Актуальные научные исследования в современном мире : сб. научных трудов. – Переяслав-Хмельницкий, 2017. – С. 108-113.
7. Белановская, О. В. Ценностные ориентации у мужчин и женщин возраста ранней взрослости / О. В. Белановская // Актуальные научные исследования в современном мире : сб. научных трудов. – Переяслав-Хмельницкий, 2016. – С. 3-22.
8. Бодалев, А. А. Вершины в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев. – СПб. : Питер, 2007. – 456 c.
9. Болдырева, Н.В. Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе / Н. В. Болдырева // Мировые цивилизации. – 2018. – № 2. – С. 1-12.
10. Будакова А. В. Эмоциональный интеллект как условие развития самодетерминации / А. В. Будакова // Психология индивидуальности : материалы научной конференции. – М. : Логос, 2012. – С. 41–42.
11. Вершловский, С. Г. Взрослость как категория андрагогики / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – С. 285-292.
12. Волченков, В. С. Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости / В. С. Волченков и В. И. Слепкова // Известия Саратовского университета. – 2013. – № 2. – С. 15–23.
13. Вороненко, Ю. Д. Особенности IT-рекрутинга в России / Ю. Д. Вороненко // Актуальные вопросы управления персоналом. – Москва, 2019. – С. 19-27.
14. Гасанов, Д. Р. Развитие эмоционального интеллекта специалистов сферы «человек-человек» / Д. Р. Гасанов. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2019. – 67 с.
15. Гнездилов, Г. В. Возрастная психология и психология развития / Г. В. Гнездилов. – М. : Изд-во Современного гуманитарного университета, 2013. – 204 с.
16. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
17. Григорьев, С. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов / С. А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 2. – С. 106–118.
18. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. – М. : Владос, 2003. – 264 с.
19. Деревянко, С. П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С. П. Деревянко // Психологический журнал. – 2008. – №2 (18). – С. 79-84.
20. Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2001. – С. 486-490.
21. Егоров, И. А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. А. Егоров. – Москва, 2006. – 24 с.
22. Ерохина, Е. В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. В. Ерохина. – Краснодар, 2011. – 23 с.
23. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 468 с.
24. Картавщикова, Е. В. Смысложизненные стратегии совладания в контексте кризиса 30 лет / Е. В. Картавщикова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 2. – С. 1-6.
25. Карякина, Т. Н. Кризисы периода взрослости / Т. Н. Карякина // Форум. – 2016. – № 1. – С. 156-163.
26. Комарова, А. И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А. И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 4. – С. 23–26.
27. Костакова, И. В. Эмоциональный интеллект как фактор профессиональной самореализации психологов / И. В. Костакова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 4 (19). – С. 84-87.
28. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
29. Крайторов, А. Н. Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта / А. Н. Крайторов // Научный альманах. – 2017. – № 4. – С. 212-215.
30. Лебедев, М. А. Психологические аспекты адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. А. Лебедев. – Москва, 2013. – 25 с.
31. Лёшенко, А. А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности / А.А. Лёщенко // Альманах современной науки и образования. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 2. – С. 104–107.
32. Ложечкина, А. Д. Исследование влияния эмоционального интеллект сотрудников на социально-психологический климат в коллективе / А. Д. Ложечкина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – № 1. – С. 37-44.
33. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
34. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
35. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.
36. Методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 57–59.
37. Митина, Л. М. Психология труда учителя : учебное пособие для вузов / Л. М. Митина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 337 с.
38. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект : концептуализация феномена: основные функции : монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
39. Овчинникова, Ю. Г. Временная перспектива и кризисы зрелости / Ю. Г. Овчинников, И. А. Яксина // Психология взрослости и старения. – 2009. – № 2. – С. 13–20.
40. Пазенко, Е. А. Эмоциональный интеллект как профессионально значимое качество воспитателя / Е. А. Пазенко // Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Благовещенск, 2018. – С. 165-169.
41. Панкова, Т. А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. А. Панкова. – Москва, 2011. – 24 с.
42. Панкратова, А. А. Кросс-культурное исследование особенностей эмоционального контроля (Россия, Азербайджан) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psystudy.ru/num/2015v8n44/1210-pankratova44#r1.
43. Панфилова, А. П. Развитие эмоционального интеллекта как составляющей социальной компетентности менеджеров / А. П. Панфилова, С. С. Михальченко // Человек и общество. – 2013. – № 4. – С. 1-7.
44. Паттурина, Н. П. Проблема зрелости в современной психологии / Н. П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
45. Пащенко, О. И. Определение способностей к программированию как условие эффективной подготовки к профессиональной деятельности / О. И. Пащенко // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – № 2. – С. 1-8.
46. Порхачева, Л. В. Особенности развития личности в период ранней взрослости / Л. В. Порхачева // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. – 2008. – № 3. – С. 51–53.
47. Порядина, В. А. Гендерные различия в уровне социализации личности в период ранней взрослости / В. А. Порядина // Вестник Екатерининского института. – 2014. – № 2 (26). – С. 68-75.
48. Радькова, Л. С. Влияние уровня интеллекта на мотивацию карьерного роста сотрудников организации / Л. С. Радькова // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. – Брянск, 2017. – С. 68-73.
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2008. – 713 с.
50. Савентышева, С. С. Самоактуализация, психологическое благополучие и повседневный стресс в период взрослости / С. С. Савентышева, Л. А. Головей, М. Д. Петраш // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – Т. 21, № 1 (77). – С. 130-140.
51. Сазонов, М. А. Ценностная обусловленность проявлений феминности и маскулинности лиц периода ранней взрослости / М. А. Сазонов // Вестник Челябинского гос. пед. университета. – 2010. – № 5. – С. 169-178.
52. Серобабина, Е. А. Эмоциональный интеллект в управлении персоналом / Е. А. Серобабина, Н. Г. Трегулова // Теоретические и практические аспекты развития современной науки. – Нефтекамск, 2017. – С. 135-140.
53. Соколович, Е. А. Прогностические личностные показатели перфекционизма в период ранней взрослости / Е. А. Соколович // Журнал Белорусского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 99-108.
54. Степанов, И. С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: на примере лиц, занимающихся управленческой деятельностью: автореф. дис. канд. психол. наук / И.С. Степанов. – Новосибирск, 2010. – 24 с.
55. Уваров, Е. А. Влияние осмысленности жизни на выстраивание временной перспективы современной молодежью / Е. А. Уваров // Вестник Тамбовского университета. – 2017. – № 2. – С. 66-75.
56. Фадеева, М. В. Теоретические подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической наук / М. В. Фадеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 2. – С. 472-475.
57. Фурманова, Н. В. Психологические характеристики адаптивной личности в период перехода к ранней взрослости : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. В. Фурманова. – Ярославль, 2008. – 23 с.
58. Харченко, С. В. Особенности взаимосвязей способностей общего и социального интеллекта у мужчин и женщин / С. В. Харченко // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2017. – № 2. – С. 163-175.
59. Хижняк, Ю. В. Особенности мотивации и самоэффективности сотрудников в сфере информационных технологий / Ю. В. Хижняк // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2016. – № 27-2. – С. 129-134.
60. Хлевная, Е. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности: на примере руководителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Хлевная. – Москва, 2012. – 26 с.
61. Царева, Н. А. Эмоциональная компетенция сотрудника и ее оценка: Роттердамская шкала эмоционального интеллекта / Н. А. Царева // Азиумт научных исследований : педагогика и психология – 2018. – № 2. – С. 417-420.
62. Шингаев, С. М. Теоретико-методологические основы изучения проблемы эмоционального интеллекта / С. М. Шингаев // Методология современной психологии. – 2020. – № 12. – С. 216-227.
63. Шнайдер, М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58–64.
64. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризисы: пер. с англ. / Э. Эриксон. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.
65. Юнг, К. Г. Стадии жизни. Современный человек в поисках души / Пер. с англ. // Человек и его символы / Под ред. С. Н. Сиренко. – М., 1997. – С. 321-322.
66. Юрьева, О. В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности / О. В. Юрьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2019. – № 1. – С. 55-65.
67. Bar-On, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema. – 2006. – № 18. – P. 13–25.
68. Craig, R. Seal, Andrews-Brown A. An integrative model of emotional intelligence // University of the Pacific, Stockton, California, USA. Organization Management Journal. – 2010. – Vol. 7.
69. Salovey, P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality. – 1990. – № 9. – P.185– 211.
70. Zeidner, M., Matthews G., Roberts R.D., McCann C. Development of emotional intelligence: Towards a multilevel investment model // Human Development. -–2003. – № 46. – P. 69–96.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Особенности проявления эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник ECV А. Маусс.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Статистическая обработка данных с помощью критерия Манна-Уитни.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Тренинг по повышению эмоционального интеллекта в период ранней взрослости у мужчин и женщин, работающих в IТ-сфере.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты