Креативность и мотив достижения в структуре личности
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Креативность и мотив достижения в структуре личности»
по дисциплине: «Психология»
2021
128.00 BYN
Креативность и мотив достижения в структуре личности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И МОТИВА ДОСТИЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Проблема креативности в психологии
1.2. Экзистенциальные трактовки творчества как личностного состояния или переживания
1.3. Психофизиологические факторы креативности
1.4. Мотив достижения в структуре креативной личности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И МОТИВА ДОСТИЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Проблема креативности в психологии
На сегодняшний день в научной психологической литературе существует множество подходов к изучению творчества и креативности, однако понятийный аппарат данных феноменов все еще остается неопределенным.
Согласно многим исследователям (Брушлинский А.В., Тихомирова О.К., Выготский Л.С., Дауд Т., Уоллес Г. и др.) осмысление понятия «творчество» связано как с результатом творческой деятельности, т.е. с созданием неких новых материальных и духовных ценностей, так и с изучением самого процесса творческого акта. Т. Дауд, анализируя различные определения творчества, заявляет, что в основе данного феномена лежат два конструкта: «акт создания или производства и акт создания чего-либо нового» [44, с. 14].
Создание некого нового продукта в процессе творчества предполагает наличие особых творческих, или креативных, способностей у субъекта творческой деятельности. Такие авторы, как Дж. Гилфорд, С. Тейлор, Э.Торренс, А.Я. Пономарев и др., рассматривают креативность как универсальную познавательную способность к творчеству.
В научной литературе также распространен подход к пониманию креативности как черты личности (Роджерс К., Богоявленская Д.Б., Маслоу А., Роджерс К.). Многие зарубежные психологи считают, что для целостного понимания феномена креативности, должен включать в себя изучение таких его аспектов, как: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду [20].
В отечественной литературе термин креативность часто называют «творческостью». В частности, Д.Б. Богоявленская подразумевает под этим понятием способность к преобразованию чего-либо [7]. Креативность можно рассматривать, как умственный процесс, позволяющий, благодаря идеям, решениям и осмыслению, создать новые и уникальные продукты [36, с. 388], или как «подход к деятельности, который ведет к генерированию новых и соответствующих идей, процессов и решений».
Гейвин X., Mumford М., Gustafson R., Ochse R., Stenberg R.J. и др. отмечают, что креативные люди генерируют оригинальные идеи, которые приводят к ценным и целесообразным результатам. Так, например, Ильин Е.П. предлагает следующее определение: «креативность – это способность к оригинальной, но в то же время востребованной работе: к чему-то такому, о чем другие не подумали, что приносит некую пользу» [20, с. 175].
Креативность на сегодняшний день является сложным многомерным явлением, включающим в себя множество параметров, которые характеризуют креативную личность и креативное мышление.
Дж. Гилфорд вывел понятие «дивергентное мышление», объединяющее в себе 16 интеллектуальных критериев, характеризующих креативное мышление [12]. Дивергентное мышление противопоставляется конвергентному, которое используется при решении задач с единственно правильным ответом и является однонаправленным, логичным, последовательным, алгоритмичным. Креативность исследователи часто отождествляют с дивергентным мышлением, характеризуя его как альтернативное, интуитивное, ненаправленное, порождающие множество идей и вариантов решения задачи, позволяющие «мыслить вширь» [38].
Среди выделяемых Гилфордом факторов основными являются:
- беглость (количество сформулированных идей);
- гибкость (способность преодоления функциональной фиксированности, переход от одного класса явлений к другому);
- оригинальность (редкость по сравнению с другими ответами);
- любознательность;
- разработанность.
1.2. Экзистенциальные трактовки творчества как личностного состояния или переживания
Человек – продукт индивидуальных усилий: никто не может прожить за нас жизнь и пересадить нам свою личность. В философской литературе часто и вполне справедливо утверждается, что личность – это субъект деятельности, общения, социальных отношений и т. д. За этим уже почти тривиальным утверждением кроется важная мысль, что личность есть субъект, т. е. саморазвивающаяся индивидуальность, познающая и изменяющая мир и себя в этом мире. И весь этот процесс саморазвития, познания и преобразования мира основан на творчестве и есть само творчество.
Творчество – это разворачивание во времени и пространстве, объективирование и материализация мировоззрения субъекта творчества, его личности, в течение которого происходит взаимокорректировка, взаимоизменение, диалог всех участвующих в процессе сторон: мира во всех его аспектах (художественном, эмпирическом, экзистенциальном, материальном и т. д.) и человека.
Развитие мировоззрения, его изменение происходит по мере роста личности, по мере углубления субъекта в себя, формирования внутреннего духовного пространства, приближения к макрокосму через микрокосм, в промежутке между скриптором и Автором как ипостасями абсолютной субъективности и абсолютной объективности (или трансцендентальным и трансцендентным, субъектом и иносубъектным, единичным и всеобщим). Это и есть творческий процесс. Вот где происходит возникновение поистине нового в экзистенциальном аспекте.
Творчество, по Н.А. Бердяеву, является одной из основ мироустройства, оправдывающей и наполняющей смыслом жизнь [6]. Цель творчества провозглашается философом как «самораскрытие сил бытия», прорыв к первоначалам [6]. Творчество изначально присуще миру, так как заложено при Начале Мира самим Творцом. Творение Мира – акт творчества.
Человек призван выступать творцом, который вносит творчество во всё, что он делает. И тогда это будет не только онтологическим продолжением творчества Бога, но и совершенствованием собственной человеческой природы. Творческий подход субъекта к бытию, его обращённость к духовным аспектам своего существования, на наш взгляд, является основным мировоззренческим принципом, личностным базисом.
Обобщая различные философские подходы к пониманию статуса творчества в мире человека, можно констатировать, что его сущность раскрывается: во-первых, определением его как особого вида человеческой деятельности, результат которой может заключаться в преобразовании окружающего мира или самой личности; во-вторых, осмыслением роли человека как творческого самосозидающего существа, имеющего право на авторство своей уникальности в мире; в-третьих, творчеству отводится статус процесса, присущего природе человека, – процесса природосообразного, а потому постоянно самовоспроизводящегося в его жизнедеятельности; в-четвёртых, истоки творческой личности, способной к саморазвитию, определяются на основе телеономичности человека – устремленности в будущее как природной предпосылки заданной от рождения интенции.
Творчество – единственный адекватный ответ человеческого существования на бытие; бытие и становление составляют единый процесс, поэтому истинное бытие способно постоянно становиться, т.е. быть творческим.
Творчество человека – это не только создание творческого результата, но и построение субъективного творческого мира с собственным пространством и временем. Психо-временной мир индивида, таким образом, можно разделить на мир, изначально принадлежащий ему, состоящий из его собственных жизненных событий, основанный на хронологии его жизни (В. И. Ковалев, 1991). Присвоение жизненного мира другого человека может быть интернализовано в разной степени: от простого отражения событий в своем когнитивном поле до их переживания (эмпатии), что является присвоением в полном смысле этого слова. В этом случае отношение к их ценности приближается к ценности событий в собственной жизни.
1.3. Психофизиологические факторы креативности
Вопросы, связанные с природой творчества, впервые были рассмотрены в трудах древних философов. Если Аристотель связывал момент появления нового знания с алгоритмом логических выводов, то творчество в Древней Греции включало в себя только музыку и поэзию как эмоциональные сферы, способные создавать новые чувственные миры. Учитывая священные моменты освещения, в Древнем Риме создание художественных полотен и скульптур считалось творческим процессом. В Средние века творчество рассматривалось, прежде всего, как божественный творческий акт для всех существ, в то время как творчество по отношению к человеку считалось злым деянием «лукавого». В эпоху Возрождения оно приобрело значение высшей художественной деятельности – творческой личности, автора произведения искусства, как творца, гения.
К концу 19 века сформировались все основные отрасли современной фундаментальной психологии, в том числе и психология способностей. В рамках психологического знания понятие «творчество» приобрело смысл только в середине 20-го века. Концепция креативности как общей творческой способности была разработана в работах Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Дж. Гилфорд понимал креативность как совокупность способностей и личностных качеств, т.е. как примат личностных качеств, уровня интеллекта и типов мышления.
Его концепция творчества основана на базовом различии между конвергентным и дивергентным типами мышления. Конвергентное мышление применяется для решения проблем с единственным правильным решением, в то время как дивергентное мышление предлагает множество оригинальных и неожиданных решений поставленной задачи. Гилфорд разработал набор тестов, основанных на этой теории, включающий 10 субтестов вербальной креативности и четыре теста невербальной креативности. Эти тесты широко использовались и активно используются в различных адаптированных вариантах для диагностики современной креативности.
Концепция Дж. Гилфорда о дивергентном мышлении получила дальнейшее развитие в исследованиях Э.П. Торренса. Торренс определил креативность как «возникновение чувствительности к проблемам, связанным с недостатком знаний, признание трудностей, процесс ассоциативной догадки и формирование гипотез» [31, с. 36]. По его словам, «творческое поведение делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулирование гипотезы, проверку гипотезы, изменение гипотезы и поиск результатов» [18, с.188]. Батарея Е.П. Торренса состоит из 12 тестов, разделенных на три группы: вербальные, изобразительные (образные) и вокальные, диагностирующие вербальное, изобразительное и вербально-вокальное творческое мышление. В отличие от теста Гилфорда, тест Торренса имеет более широкую сферу применения, поскольку предназначен для всех возрастов.
Историко-теоретический анализ данной проблемы указывает на то, что феномен креативности изучался в разное время, разными исследователями, с помощью различных подходов и методов. В.Н. Дружинин рассматривает три основных подхода к проблеме творческих способностей: первый, когда доминирующими характеристиками творчества являются психические процессы – мышление, воображение, память, тогда творчество — это производное интеллекта, преломленное через личностную мотивационную структуру. Сторонниками данного подхода, который рассматривает креативность как личностную категорию, свойство или особую характеристику личности были зарубежные исследователи – Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, З.Фрейд, А. Танненбаум, А.Олох. В отечественной психологии механизмы творчества и структура креативности с позиции интеллекта разработаны в исследованиях А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, Д.В.Колесова, Е.Н.Соколова, Д.Б. Богоявленской.
1.4. Мотив достижения в структуре креативной личности
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности рассматривается как одна из ключевых областей современной психологии. Изучением мотивации, которая является движущей силой развития психики, занимались ученые различных психологических школ, что однако не исчерпало проблему, а лишь подчеркнуло ее глубину и определило ряд направлений по изучению природы мотивации, форм ее проявлений, потребностей человека.
Однако одной из проблем является большое количество соответствующих концепций в этой области. Особенно часто используются следующие термины: «мотивирование», «стимулирование», «наказание и поощрение», «побуждение», «подкрепление».
Известно, что существует два функционально взаимозависимых аспекта человеческого поведения: стимулирование и регулирование. Стимулы обеспечивают активизацию и ориентацию поведения, а регулирование отвечает за то, как оно развивается от начала до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают понимание потребностей, интересов, целей, намерений, стремлений, мотиваций, внешних факторов, которые заставляют человека вести себя определенным образом, управление деятельностью в процессе ее реализации и многое другое. Из всех понятий, используемых в психологии для описания и объяснения стимулов в поведении человека, наиболее распространенными являются понятия мотивации и мотива.
Несмотря на обилие исследований по проблеме мотивации и мотивов, сопровождающиеся и обилием точек зрения на их природу и значение в процессе становления личности, выявляется отсутствие системного подхода к рассмотрению мотивации, о чем говорит разнообразие в толковании понятия мотивов. К настоящему времени не сложилось единой точки зрения на феномен мотивации и процесса развития личности через мотивационную сферу.
Концепции мотивации и мотива включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях человека, внешних факторах, которые побуждают его вести себя определенным образом.
Термин «мотивация» является более широким понятием, чем термин «мотив».
Наиболее распространенными являются два основных подхода к изучению мотивации. Первый рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов. По этому пути «шли» такие ученые, как Мадсен, Годфруа, Платонов и Шадриков. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, процесс, механизм. Над достижением этой цели работали следующие ученые: Вилюнас, Магомед–Эминов, Джидарян, Иванников.
С точки зрения психологов, мотивирование – это то, что называется импульсом к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении ценных потребностей человека. Стимулирование – это система материального и морального поощрения, а также вознаграждения за участие в трудовой деятельности.
Большое значение имеет изучение основных форм мотивации, проявляющихся в различных сферах деятельности, определяющих творческий и проактивный подход к делу, влияющих как на характер, так и на качество работы. Одним из основных видов мотивации является мотивация достижений, которая определяет желание человека вести дело на высоком уровне качества, где есть возможность продемонстрировать свои навыки и способности. Принципиально важно, чтобы мотивация к успеху была тесно связана с такими личностными качествами, как инициативность, ответственность, добросовестность на работе, реализм в оценке их способности ставить цели и т.д., необходимые человеку для эффективного осуществления социально–экономической перестройки в нашем обществе.
1. Аристова, И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля / И.Л. Аристова. – Владивосток: ДВГУ, 2013. – 104 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 184 с.
3. Базылева, М.Н. Мотивация труда в системе отношений менеджмента / М.Н. Базылева. – Минск: ИВЦ Минфина, 2001. – 173 с.
4. Барышева, Т.А. «Креативность. Опыт самопознания» – технология рефлексивной самоорганизации (self-examination – development) студентов в информационной образовательной среде / Т. А. Барышева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена . – СПб. – 2013. – N 158. – С. 26 – 36.
5. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие : монография / Т. А. Барышева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 205 с.
6. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. С. 122
7. Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 35 – 41.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская – М.: МИОО, 2005.- 176 с.
9. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М.: Флинта, 1998. – 168 с.
10. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление ребёнка и возможности его активизации / Н.Е. Веракса // Вестник МЕПУ. – 2010. – № 2. – С. 46-53.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967. – С.7
12. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Издательство Прогресс. – 1965. – 244 с.
13. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
14. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1995.
15. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт. – сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
16. Дорфман, Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е.А. Малянов, Н.Н. Захаров, Е.М. Березина, Л.Я. Дорфман, В М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры. – 2002. – С. 89-120.
17. Дроздикова, Л.Н. Творческая самореализация студентов в условиях системно-целевой дифференциации. / Л.Н. Дроздикова // Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н.Дроздикова – Казань. – 1999. – 177 с.
18. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
19. Занюк, С. Психология мотивации / С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
20. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин – СПБ.: Питер, 2012. – 448 с.
21. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
22.Капская, А.Ю. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей / А Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
23. Козленко, В. Н. Проблема креативности личности / В.Н. Козленко // Психология творчества. – М. – 1990. – С. 131-148
24. Куприна, М.В. Мотив достижения в структуре креативной личности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / М.В. Куприна. – Хабаровск, 2004. – 22 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
26. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
27. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. – Москва, 1987. – 23 с.
28. Макаренко, А.С. Пед.соч.: В 8-ми т. – Т.4. – М.: Педагогика, 1984.- 400 с.
29. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб: Питер, 2007. – 667 с.
30. Минеева, Л.А. Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача / Л. А. Минеева, Н. А. Русина // Медицинская психология в России. – 2012. – № 2. – С. 1-8.
31. Морозов, А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 2-е изд., испр. и доп. – 560 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., – М.: «Академия», 1999. – 456 с.
33. Мюррей, Г. Исследование личности. – М.: Логос, 2001. – 234 с.
34. Одегов, Ю. Г. Мотивация персонала: учеб. пособие. / Ю.Г. Одегов, Г. Г. Руденко, С. Н. Апенько. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 640 с.
35. Пономарев, Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988. – С. 431 – 450.
36. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 1. / А. Ребер -М.: Вече, 2003.-591 с.
37. Рождественская Н.В., Толщин А.В. Креативность. Пути развития и тренинги. – Москва: Речь, 2006.
38. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствам» искусства / А.И. Савенков – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
39. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
40. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник- СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44 с.
41. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.
42. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб: Питер, 2013. – 860 с. 210
43. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
44. Яголковский, С.Р. Психология креативности и инноваций / С.Р. голковский – М.: Издательский дом ЕУ-ВШЭ, 2007. – 157 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты