Инновационные технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Инновационные технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста»
по дисциплине: «Методы и технологии социальной работы»
2021
251.00 BYN
Инновационные технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Методы и технологии социальной работы
Организация: ТЦСОН, ГУ (Шумилинский район)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План реализации проекта «Активный возраст»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета исследования социально-психологических особенностей пожилых людей
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты применения инновационных технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста
1.1 Сущность и содержание технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста
1.2 Решение социальных проблем граждан пожилого возраста с помощью инновационных технологий
2 Практика реализации инновационных технологий в социальном обслуживании граждан пожилого возраста на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Шумилинского района»
2.1 Выявление социально-психологических проблем граждан пожилого возраста
2.2 Социальный проект для граждан пожилого возраста с применением инновационных технологий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Старение населения в современном мире – массовое явление. Развитие социальной сферы является одной из основных задач нашего государства. Постановлением Совета Министров от 21 декабря 2020 г. № 748 утверждена Государственная программа «Социальная защита» на 2021–2025 годы [1]. Ответственным заказчиком программы определено Министерство труда и социальной защиты. Госпрограмма разработана в целях дальнейшего улучшения обеспечения социальной защиты населения, формирования доступной среды жизнедеятельности. В нее включены 2 подпрограммы: «Социальное обслуживание и социальная поддержка» и «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц». В рамках реализации первой подпрограммы планируется решить такие задачи, как обеспечение социальными услугами граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказание социальной поддержки; обеспечение потребности граждан в услугах социальной реабилитации.
Также установлен перечень организационно-технических мер для решения задач подпрограмм. Среди них: организация работы советов пожилых граждан при местных исполнительных и распорядительных органах; проведение мероприятий, направленных на правовое просвещение и повышение финансовой грамотности пожилых граждан; корректировка технических нормативных правовых актов по созданию доступной среды; мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры и др. Важным элементом общественной системы для развития духовно устойчивого, демократического и правового государства является социальная технология – социальное партнерство. Осуществление социального партнерства происходит на основе указанной нами Государственной программы. В ее рамках реализуются следующие виды подпрограмм, касающихся категории граждан пожилого возраста:
1. «Повышение эффективности государственной поддержки»;
2. «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;
3. «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан».
Социальная политика для пожилых граждан эффективна тогда, когда концепция основана на знании особенностей и потребностей возраста. Социальные услуги пожилым людям оказывают геронтологические центры, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания и пр. Формами социального обслуживания являются стационарное, полустационарное обслуживание, социально-медицинское обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь.
В настоящее время социальная работа с пожилыми людьми изучается достаточно широко, что находит отражение в формировании законодательной базы, реализации программ высшего и среднего профессионального образования, изменении работы социальных учреждений и служб, находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб.
Проблемами социальной работы с пожилыми людьми занимались такие ученые, как Б. Н. Алмазов, Н. Ф. Басов, И. В. Гущин, А. А. Дыскин, М. В. Ермолаева, К. Э. Зборовский, Г. А. Миннигалеева, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, В. Д. Шапиро, Р. В. Шмелев [1, с. 160].
В современных сложившихся условиях процесс предоставления помощи пожилым людям должен носить инновационный и творческий характер, поскольку связан с постоянным поиском более эффективных и экономичных способов использования ресурсов пожилого человека, его физического и интеллектуального потенциала. Специалист социальной работы, обслуживающий пожилых людей, должен обладать и теоретическими знаниями, и технологической подготовкой, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического, проблемного и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности, адекватного выбора средств и методов решения специфических проблем людей пожилого возраста.
Проблема использования инновационных технологий в процессе социальной работы с гражданами пожилого возраста на настоящий момент является недостаточно изученной. По причине этого в данной дипломной работе остановимся на теме исследования «Инновационные технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста».
Объект исследования: технологии социальной работы.
Предмет исследования: процесс использования инновационных технологий в социальной работе с гражданами пожилого возраста.
Цель исследования: изучить инновационные технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста и проанализировать особенности их применения на практике.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– проанализировать сущность и содержание технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста;
- описать решение социальных проблем граждан пожилого возраста с помощью инновационных технологий.
1 Теоретические аспекты инновационных технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста
1.1 Сущность и содержание технологий в работе с гражданами пожилого возраста
Технология – это специальный набор методов, форм, способов, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Это совокупность методов и средств позволяющих добиваться результатов при решении задач по обеспечению качественного взаимодействия между людьми.
Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Инновации очень важны, так как инновации способны генерировать конкурентные преимущества в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Инновации имеют важное значение, для устойчивости компаний и стран в будущем. Инновации имеют возможность повысить ценность продукции компаний, дифференцируя его, даже на мгновение, в конкурентной среде. Инновации важны, поскольку они позволяют компаниям выйти на новые рынки, увеличить доходы, выполнять новые партнерские отношения, осваивать новые знания и увеличивать стоимость своих брендов.
Очевидно, что преимущества инноваций не ограничиваются только компаниями. Инновации позволяют странам и регионам повысить уровень занятости и доходов. В целом компании находятся в центре инноваций. Именно через них, технологии, изобретения, продукты, наконец, идеи приходят на рынок. Подавляющее большинство современных организаций имеют целые отделы, посвященные инновациям, представляющие научные исследования и разработки в лабораториях, которые имеют ряд исследователей. Эти отделы имеют разные функции, от проведения внешних исследований и разработки продукции и процессов, до осуществления инвестиций или субсидий, проходящих разработку прототипов, исследование рынков и планирования производства [11, с. 46]. В данной работе проанализируем инновационные технологии, которые касаются сферы обслуживания граждан пожилого возраста.
Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспечивающих инновационную деятельность. Технологии, ориентированные на формирование системного, творческого, технического мышления и способность генерировать нестандартные технические идеи, при решении творческих, производственных задач [2, с. 54].
Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных учреждениях, а также предприятиях другой формы собственности [22, с. 93].
Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста – предоставление государственных гарантий, обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности, преемственность всех видов социального обслуживания, его ориентация на индивидуальные потребности граждан, приоритет мер по социальной адаптации [15, с. 54].
В настоящее время актуальным стал вопрос повышения качества социальных услуг, предоставляемых пожилым людям. Этот вопрос решается в рамках действующих нормативных документов традиционными подходами к организации социального обслуживания. В Республике Беларусь права пожилых граждан регулируются законами [16; 17; 18]:
– «О пенсионном обеспечении»;
– «О социальном обслуживании»;
– «Об основах государственного социального страхования»;
– «О государственных минимальных социальных стандартах»;
– «О ветеранах»;
– «О социальной защите инвалидов»
– Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения».
2 Практика реализации инновационных технологий в социальном обслуживании граждан пожилого возраста на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Шумилинского района»
2.1. Выявление социально-психологических проблем граждан пожилого возраста
Доступность качественных услуг, социальные гарантии государства гражданам, социальная защищенность получателей социальных услуг – это основная цель формирования организационных, социально-экономических условий для благосостояния граждан. Чтобы социальная работа с гражданами пожилого возраста была наиболее результативной, необходимо использовать инновационные технологии. Психологические особенности пожилых людей и социальные условия, сопровождающие их жизнь, нужно понимать и изучать. Например, к числу наиболее типичных рисков в старости относят: жалость к себе, апатию, одиночество, социальную депривацию, приводящие к разрушению социальных связей. Изучение и применение инновационных технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста призвано избежать этих негативных проявлений старости.
Нами проанализированы инновационные технологии социальной работы, которые направлены на рост адаптивного потенциала и самоактивизацию пожилых людей. Важным средством роста социализированности и адаптированности, на сегодняшний день, являются информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с пожилыми людьми. К таким относятся – методика ведения онлайн приемов с помощью программы Skype, программа «Информационно-коммуникативное общение в режиме реального времени». Подобные программы особенно важны гражданам, которые находятся на надомном обслуживании. Информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с гражданами пожилого возраста являются важным средством роста адаптированности и социализированности. К ним можно отнести методику ведения онлайн-приема по средством программы Skype, реализацию программы «Информационно-коммуникативное общение в режиме реального времени», что особенно важно для граждан, находящихся на надомном социальном обслуживании. Это позволяет проводить индивидуальные консультации, веб-конференции и информировать клиентов.
Арт-терапия – это совокупность большого числа эффективных психологических технологий, образующих единый контекст, способствующий интеграции личности в социум, раскрытию творческих навыков, изменению стереотипов мышления и поведения. Арт-терапия также способна совершенствовать механизмы взаимодействия с окружающими, содействовать самокоррекции, самообучению, самодиагностике. В своем классическом понимании арт-терапия характеризуется как самовыражение сквозь визуальные искусства: фотографию, лепку, живопись, рисование. На сегодняшний день к арт-терапии относятся также трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия и много других видов, которые применяются в психотерапевтических целях.
Иными словами, арт-терапия повышает эмоциональный заряд пожилых людей и укрепляет социальные контакты. Проводить арт-терапию можно в центрах психического здоровья, социальных центрах, стационарах дневного пребывания, а также на дому – везде, где угодно, при условии обеспеченности необходимым оборудованием.
Активным методом компенсации и восстановления деформированных функций с помощью различной работы, которая направлена на формирование полезного продукта, является трудотерапия. В реабилитации пожилых применяются варианты трудотерапии, различные по задачам, методам и средствам реализации, а именно:
– тонизирующая (общеукрепляющая) – средство повышения общего тонуса пожилых людей, создающее психологические основания для реадаптации;
– бытовая реабилитация (обучение самообслуживанию) – ее следуют начинать как можно раньше, потому что его цель – устранить беспомощность пожилого человека;
– функциональная (восстановительная). Ее целью является влияние на поврежденный участок тела, систему или орган с целью восстановления нарушенной функции патологическим процессом сквозь подобранный вид трудовой деятельности;
– терапия занятостью (развлекательная).
Библиотерапия – это художественное чтение, литературные вечера, дискуссии. Задачей данной технологии является налаживание связей с пожилыми людьми, соотнесение своей личности с персонажами произведений, приобщение к культуре страны. Данный вид терапии также можно проводить на дому.
Музыкотерапией является такая технология социально-культурной реабилитации, которая использует различные музыкальные средства, чтобы скорректировать психологическую составляющую личности. Музыкотерапия позволяет развивать творческие способности личности, расширять его кругозор. Пение может обогатить пожилого человека новыми впечатлениями, развивать инициативу, тренировать память, самостоятельность. Данный вид терапии легко можно проводить на дому, используя минимум средств.
Заключение
1. Проанализирована сущность и содержание технологий в работе с гражданами пожилого возраста.
В результате проведенного анализа сущности и содержания технологий в работе с гражданами пожилого возраста пришли к следующим выводам. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов – это комплексная система социальных услуг, адресованных гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу достижения определенного возраста и состояния здоровья. Эти услуги дают им возможность восстановить социальные связи и положение в обществе. Внедрение новых инновационных технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста обусловлено наличием неудовлетворенного спроса на социальные услуги и необходимостью поиска ресурсов при их ограниченности. Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспечивающих инновационную деятельность. Технологии, ориентированные на формирование системного, творческого, технического мышления и способность генерировать нестандартные технические идеи, при решении творческих, производственных задач.
2. Описаны решения социальных проблем граждан пожилого возраста с помощью инновационных технологий;
К социальным проблемам граждан пожилого возраста относятся: именно в этот возрастной период человек чувствует себя одиноким, ощущает свою ненужность и незанятость. Позиция безучастия, пассивного отношения к окружающему миру часто оборачивается стремлением переложить свои проблемы на кого-то другого. Нередко пожилые люди дистанцированы от власти, богатства и престижа и занимают маргинальное положение. Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя рассматриваются как варианты отклоняющегося поведения. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление. В работе проанализированы инновационные технологии социальной работы, которые направлены на рост адаптивного потенциала и самоактивизацию пожилых людей. Важным средством роста социализированности и адаптированности, на сегодняшний день, являются информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с пожилыми людьми. В настоящее время применяют следующие инновационные технологии в процессе социальной работы и обслуживания граждан пожилого возраста: трудотерапия, арт-терапия, библиотерапия, музыкотерапия, информационно-коммуникационные технологии и др.
3. В результате исследования психологического состояния пожилых людей мы пришли к выводу о том, что лица пожилого возраста считают, что их жизнь неподвластна сознательному контролю, бессмысленно загадывать что-либо на будущее; проявляют признаки неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; испытуемые живут сегодняшним или вчерашним днем; доживают свою жизнь, считая, что у них все в прошлом. Результаты свидетельствуют о том, что одинокие и одиноко проживающие пожилые люди на достаточно низком уровне оценивают свое положение в обществе, в системе общечеловеческих ценностей, имеют низкую удовлетворенность своими достижениями в основных сферах жизни. Пожилые люди на низком уровне оценивают свои условия жизни и образ жизни, имеют низкую удовлетворенность условиями и образом жизни. Качество жизни во всех сферах одинокие и одиноко проживающие пожилые люди оценивают в низкой степени. Пожилые люди на низком уровне оценивают свои способности и возможности в сфере здоровья, в эмоциональной сфере, в сфере активности, социальной сфере, а также в сфере общения.
4. Разработали социальный проект для граждан пожилого возраста.
В ходе реализации в данной работе, лица старшего возраста освоят необходимые навыки в сфере современных коммуникативных технологий; будут вовлечены в различные сельские сообщества и приобщены к активному участию в деревенской и поселковой жизни; повысят собственный уровень социальной активности и психологического комфорта. Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста в Беларуси находятся в постоянной динамике. Повышается качество жизни пожилых людей, так как совершенствуется законодательно-правовая база. К инновационным технологиям мы отнесли информационно-коммуникативные технологии, а также технологии арт-терапии. Проанализировав их сущность, мы нашли возможным использование этих технологий. На заключительном этапе работы предложен социальный проект для граждан пожилого возраста с применением инновационных технологий «Активный возраст».
1. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. – Кемерово, 2004. – Вып. 2. – С. 82-90
2. Алмазов, Б. Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах социальной педагогики и социальной работы / Б. Н. Алмазов и др.; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2007. – 390 с.
3. Альперович, В. Д. Старость. Социально-философский анализ / В. Д. Альперович. – Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2008. – 314 с.
4. Арсемурзаева, И. У. Пожилая семья как объект социальной работы (проблемный аспект) / И. У. Арсемурзаева, Л. Т. Эскерханова // Высокие технологии и инновации в науке: сб. ст. Междунар. науч. конф. – 2019. – С. 85-93.
5. Архипова, О. В. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания / О. В. Архипова // Отечественный журнал социальной работы. – 2013. – № 3. – С. 133–145.
6. Бадя, Т. П. Инновационные методы социальной работы с пожилыми гражданами / Т. П. Бадя // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. – № 4. – С. 42–48.
7. Басов, Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения / Н. Ф. Басов. – М.: КноРус, 2016. – 528 с.
8. Белозерских, С. Н. Современный взгляд на старость: философско-антропологический аспект / С. Н. Белозерских // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2016. – № 5. – С. 55–61
9. Гаврилова, Е. А. Дом доброты. Улучшение качества стационарного социального обслуживания граждан в условиях автономного учреждения / Е. А. Гаврилова // Социальная работа. – 2012. – № 3. – С. 33–34.
10. Геценок, С. В. Активная старость как образ жизни: социальнофилософский анализ: дисс. ... канд. филос. наук. – СПб, 2009. – 191 с.
11. Гущин, И. В. Право социального обеспечения: Учебно-методический комплекс в 2 частях / И. В. Гущин, Л. Я. Абрамчик, С.В. Агиевец [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/soc_pravo_part2/oglavlenie.htm.
12. Демин, А.В. Особенности постурального баланса у мужчин старших возрастных групп в зависимости от показателей биологического возраста / А. В. Демин, И. Н. Крайнова // Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 577-581.
13. Дыскин, А. А. Здоровье и труд в пожилом возрасте / А. А. Дыскин. – М.: Дело, 2013. – 160 с.
14. Ермолаева, М. В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М. В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119-128.
15. Ерусланова, Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2015. – 166 с.
16. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания» №427-З от 13 июля 2012 . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/.
17. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-З в редакции от 13 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/.
18. Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» (по состоянию на 25 мая 2007 г.) http://pravo.kulichki.com/.
19. Зборовский, К. Э. Социальная реабилитация личности – главная цель комплексной реабилитации инвалида / К. Э. Зборовский // Инвалиды и общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию оо «Белои» [и др.]. – Минск: Белои, 2009. – С. 110-126.
20. Ильченко, Е. С. Роль стандартизации в развитии инновационных технологий в сфере социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста в Краснодарском крае / Е. С. Ильченко, Р. А. Кузнецова // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2012. – № 2. – С. 14-19.
21. Инновационные технологии в образовательном процессе. Сборник научных трудов Курского филиала Финуниверситета. По материалам XII Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (21 ноября 2014 года) / Под редакцией к.э.н., доцента Л.А. Дремовой. – Курск: АПИИТ «ГИРОМ», 2015. – 316 с.
22. Киселева, Т. Г. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей / Т. Г. Киселева, Т.В. Бобик // In Siru. – 2015. – № 1. – С. 90-95.
23. Климантова, Г. И. Социальный контракт – инновационная форма преодоления бедности / Г. И. Климантова // Социальное обслуживание. – 2014. – № 3. – С. 116-120.
24. Ковалева, Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие / Н. Г. Ковалева // Социологические исследования. – 2001. - № 7. – С.73-79.
25. Кошолкин, Д. Ю. Социальные инновации в обслуживании пожилых людей / Д. Ю. Колошкин // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2016. – № 4 (9). – С. 36-37.
26. Корель, Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики / Л. В. Корель. – Новосибирск: Наука, 2005. – 220 с.
27. Курбатов, В. И. Социальная работа / В. И. Курбатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 400 с.
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т.2. – М.: Педагогика, 1983. – С.159-163.
29. Литвак, Р. А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 177-179.
30. Максимова, С. Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста / С. Г. Максимова // Клиническая геронтология. – 2000. – № 5-6. – С. 58-63.
31. Малофеев, И. В. Новая модель системы надомного обслуживания населения / И. В. Малофеев // Социальное обслуживание. – 2014. – № 3. – С. 94-100.
32. Милькаманович, В. К. Социальная геронтология / В. К. Милькаманович. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 299 с.
33. Миннигалеева, Г. А. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми в учреждениях социального обслуживания нестационарного и полустационарного типа / Г. А. Миннигалеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 2. – С. 155–162.
34. Миннигалеева, Г. А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми / Г. А. Миннигалеева: дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2004. – 310 c.
35. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учеб. пособие / П. Д. Павленок. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Дашков и К°, 2009. – 568 с.
36. Петросян, В. А. Проблемы модернизации социального обслуживания населения в городе / В. А. Петросян // Социальное обслуживание. – 2014. – № 3. –С. 14-17.
37. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/.
38. Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.01.2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/.
39. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Республики Беларусь» № 724 от 30.05.2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/.
40. Прохорова, О. Г. Интерактивные и активные формы обучения в процессе повышения квалификации кадров социальной защиты населения / О. Г. Прохорова // Социальное обслуживание. – 2014. – № 3. – С. 46-52.
41. Психологические особенности третьего возраста: хрестоматия для студентов / сост. Т. А. Ахрямкина, В. В. Вельш. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. – 196 с.
42. Сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers.
43. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / под ред. А. С. Сорвиной. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 450 с.
44. Татарова, О. М. Комплексный центр социального обслуживания: опыт предоставления социальных услуг гражданам старшего поколения и инвалидам / О. М. Татарова // Социальное обслуживание. – 2016. – № 7. – С. 52-59.
45. Технология социальной работы : учеб. / под ред. А. А. Чернецкой. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 400 с.
46. Харьковская, Е. В. Социокультурная деятельность с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения: региональный аспект / Е. В. Харьковская, Е. В. Мирошниченко, Г. Н. Тутаева // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 2 (83). – С. 188-197.
47. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е. И. Холостова. – М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.
48. Шапиро, В. Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни / В. Д. Шапиро. – М.: Мысль, 1980. – 208 с.
49. Шмелев, Р. В. «Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление» / Р. В. Шмелев // Отечественный журнал социальной работы . – 2004. № 3. – С.18-21.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План реализации проекта «Активный возраст»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета исследования социально-психологических особенностей пожилых людей
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты