Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
2021
251.00 BYN
Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Музыкальный репертуар для слушания старшими дошкольниками дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки в старшей группе «Волшебные звуки музыки Петра Ильича Чайковского».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Критерии и показатели развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конспект занятия по слушанию музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Критерии и показатели развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста на контрольном этапе.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Характеристика понятия «музыкальное восприятие»
1.2. Сущность музыкально-образовательной деятельности в условиях учреждения дошкольного образования
1.3. Музыкально-тематические занятия в учреждении дошкольного образования: сущность, особенности проведения
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Выявление уровня развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста как результата музыкально-образовательной деятельности на музыкально-тематических занятиях
2.2. Организация работы по развитию музыкального восприятия у детей дошкольного возраста как результата музыкально-образовательной деятельности на музыкально-тематических занятиях
2.3. Результаты работы по развитию музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в ходе музыкально-образовательной деятельности на музыкально-тематических занятиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества невозможно без его духовного обновления. В эпоху преобразований главная роль отводится человеку с его убеждениями, способностями творчески мыслить, готовностью к реализации глобальных перемен в социуме. В современном обществе в педагогике, культуре, искусстве по-новому должна решаться проблема подготовки детей к жизни в условиях перемен.
Формирование основ музыкальной культуры человека предполагает последовательное накопление опыта восприятия музыкальных произведений высокого искусства, начиная с раннего детства. Б.В.Асафьев, подчеркивая связь музыкальных и речевых интонаций, указывал, что через интонацию музыка, подобно речи, раскрывает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания окружающего мира [2, с. 18–19].
Как сложное личностное образование музыкальная культура человека формируется поэтапно, начиная с дошкольного возраста – наиболее сензитивного периода музыкального развития ребенка. С раннего возраста проявляется эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку, затем у детей возникают первоначальные оценки музыкальных впечатлений, выражающиеся в эмоционально-интеллектуальных оценочных проявлениях. Формирование положительного отношения детей к музыке предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» лучших образцов музыкального искусства, расширяющий опыт интонационного восприятия от одной возрастной ступени к другой. Важно сохранять и обогащать музыкально-эстетический опыт, позволяющий осуществлять «сквозное», преемственное развитие музыкальной культуры личности.
Для формирования основ музыкальной культуры детей, побуждения детей к проявлениям различных форм творческой активности необходимы разные виды музыкальной деятельности. Один из таких видов – музыкально-образовательная деятельность. Музыкально-образовательная деятельность формирует знания о музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальной грамоте, средствах музыкальной выразительности. В ходе данной деятельности формируются исполнительские и творческие навыки, развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.
Теоретический анализ проблемы формирования основ музыкальной культуры детей в системе дошкольного образования показывает, что вопросам эстетического развития личности педагогическая наука всегда уделяла значительное внимание (Н.Л. Грозденская, Б.Т. Лихачев, И.Л. Люблинский, A.C. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая и др.).
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов: Л.С. Выготского, Л.Н. Леонтьева, Е.В. Назайкинского, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающие деятельностный аспект музыкальной культуры.
В исследованиях В.С. Матвеева, В.В. Молзинского, В.В. Молчанова выявляются характерные черты социокультурной ситуации, их влияние на формирование музыкальной культуры; О.П. Кееринг, А.И. Роздымаха, С.А. Феруз изучают формирование и развитие музыкальной культуры детей в определенной музыкальной среде. Вопросы формирования музыкальной культуры детей рассмотрены также в работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой и др.
Проблема развития музыкального восприятия сложна и недостаточно изучена. Большой вклад в изучение музыкального восприятия внесли педагоги-музыковеды, психологи Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский и т.д. Работы этих авторов раскрывают различные грани музыкального восприятия.
Анализ имеющихся в науке исследований по выявлению эффективных путей формирования компонентов музыкальной культуры детей дошкольного возраста и, в частности, эффективной организации музыкально-образовательной деятельности, показывает, что, несмотря на их огромную теоретическую и практическую значимость, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств, форм и методов музыкального воспитания детей.
Цель исследования: изучить проблему организации музыкально-образовательной деятельности на музыкально-тематических занятиях в учреждении дошкольного образования.
Для реализации цели исследования нами последовательно решался ряд задач:
1. Изучить сущность понятия «музыкальное восприятие».
2. Охарактеризовать сущность музыкально-образовательной деятельности в условиях учреждения дошкольного образования.
3. Раскрыть особенности музыкально-тематических занятий в учреждении дошкольного образования.
4. Провести экспериментальную работу по организации музыкально-образовательной деятельности на музыкально-тематических занятиях в учреждении дошкольного образования и представить ее результаты.
Объект исследования – музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Характеристика понятия «музыкальное восприятие»
Развитие музыкальной культуры неразрывно связано с развитием общества в целом, и изучение ее различных аспектов на каждом этапе этого развития актуально как с теоретической, так и с практической точки зрения. Это относится и к восприятию музыки – процессу, являющемуся одной из составляющих музыкальной культуры.
Восприятие музыки не может оставаться неизменным у разных поколений слушателей. В настоящее время средства массовой информации, коммерческие концертные организации, культивирующие и распространяющие развлечения, образцы музыки воспитывают слушателей с самыми простыми, примитивными музыкальными потребностями, лишая их «высших музыкальных потребностей, то есть ценности, нравственно-эстетического восприятия и знания о музыкальном искусстве» [11, с. 54].
Исследователь проблемы восприятия музыки современной молодежью Е.С. Борисова утверждает: «В связи с фундаментальным изменением музыкальной и культурной среды можно говорить о возникновении новых смысловых контекстов восприятия и понимания музыки современным слушателем» [4, с. 90].
Для того, чтобы перейти к изучению понятий «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие», необходимо сначала рассмотреть понятие «восприятие».
Приведем некоторые определения, данные учеными-психологами.
«Восприятие – это простейшая из форм психической рефлексии объективного мира в виде целостного образа, свойственного только человеку; в отличие от чувств, восприятие отражает объект целостно; в отличие от комплексов чувств, оно субъективно».
«Восприятие – это процесс формирования чувственных образов, возникающих при условии, что внешний мир воздействует на органы чувств».
«Восприятие – это мысленный процесс формирования интегральных образов объектов, непосредственно влияющих на органы чувств (анализаторы); форма мысленного отражения сложного раздражителя в его чувственно доступных пространственно-временных характеристиках; мысленное отражение действительности в виде интегральных образов объектов» [15, с. 144].
Таким образом, рассмотрев вышеприведенные определения, мы можем выделить основные характеристики восприятия:
- восприятие – это процесс;
- восприятие порождает специфический продукт – чувственный образ;
- основным условием возникновения восприятия является влияние внешнего мира на органы чувств.
И.В. Щербак подчеркивает, что образы восприятия основаны на разных чувствах, но они не являются просто суммой этих чувств [21, с. 121]. Восприятие связано с идентификацией, пониманием, осмыслением объектов и явлений, с их классификацией в определенную категорию по соответствующим признакам. Необычные, знакомые объекты воспринимаются мгновенно, незнакомые объекты – шаг за шагом, разворачиваются. Проще говоря, невозможно воспринимать человека без памяти и мыслительной деятельности. Восприятие – это не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек познает окружающий его мир, осваивая воспринимаемые объекты [5, с. 90].
Ведущие составляющие образа, возникающие при восприятии и результате: целостность, объективность, значимость, постоянство, категоричность.
Объективность является главным атрибутом восприятия. Эта собственность – способность человека чувствовать мир вокруг нас в форме объектов, которые отделены друг от друга и обладают свойствами, которые вызывают эти чувства. Как только мы сосредотачиваем наше внимание на конкретном объекте, все воспринимаемое пространство немедленно разделяется на изображение самого объекта и изображение пространства, окружающего этот объект [4, с. 32].
Целостность – дает уникальный, целостный образ, который формируется на основе общих знаний об индивидуальных свойствах и качествах изображения, приобретенных в виде различных ощущений.
Стойкость характеризуется способностью распознавать объект пропорционально тому же размеру и цвету, форме и диапазону других аспектов, независимо от изменяющихся физических условий восприятия.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1 Выявление уровня развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста как результата музыкально-образовательной деятельности на музыкально-тематических занятиях
Восприятие музыки – сложное многоуровневое явление – представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, – с возрастными особенностями ребенка-дошкольника. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее образов [18].
Слушание музыки – один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Крупный ученый и музыковед В.В. Медушевский отмечал, что в процессе слушания «развивается музыкальное восприятие – мышление» – универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.
Выдающийся композитор XX века Д. Д. Шостакович, отмечая значение слушания музыки для музыкального развития детей и ее благотворное воздействие на формирование высоких нравственных качеств и духовной сферы ребенка, подчеркивал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать... Любите музыку и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Единый по своей психофизической основе процесс формирования полноценного музыкального восприятия каждого музыкального произведения может быть условно разделен на несколько стадий, качественно отличающихся друг от друга. Эти стадии особенно четко выявляются в музыкальном восприятии неподготовленных слушателей, в частности у детей, но наличие их характерно и для восприятия музыки достаточно подготовленным слушателем [40].
С целью выявления уровня развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ГУО «Ясли-сад № 4 г. Островца» было проведено исследование.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 11 детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей от 54 до 6 лет.
Экспериментальная работа осуществлялась на тему слушания классической музыки детей дошкольного возраста.
В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
– выявить уровень музыкального восприятия у детей при слушании классической музыки;
– развивать осмысленное восприятие музыки в экспериментальной группе.
– наблюдение, сравнение и анализ данных в группе.
Опытно-экспериментальная работа была составлена из трех этапов:
– констатирующий этап;
– формирующий этап;
– контрольный этап.
Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.
На первом констатирующем этапе педагогического эксперимента в группе предлагалось детям выполнять определенные задания (слушали классическую музыку, отвечали на вопросы и т.д.), в результате которых был выявлен уровень музыкального восприятия у детей.
На начальном этапе определялось, умеют ли дети различать средства музыкальной выразительности: темп, регистр. Умеют ли дети передавать эмоциональную окраску музыки путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком, в оживленном темпе. Для этого детям было предложено послушать пьесу Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».
Дети должны были внимательно прислушаться к музыке и понять, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке. А также должны были определить, что эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая. После чего проводился сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из ярких средств воспитания является музыка. «Музыка посредница между жизнью ума и жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом искусства. Занятия музыкой включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения в хоре, но и знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так же восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых качеств и индивидуальности. С развитием всех этих навыков, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Музыкально-тематические занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Исходя из проведенного эксперимента можно сделать вывод ,что благодаря проведенным музыкально-тематическим занятиям дети намного лучше воспринимают классическую музыку, проявляют эмоциональный отклик, способны внимательно и до конца прослушать музыку. Не возникает трудностей при определении жанра классической музыки, могут определить и охарактеризовать марш, вальс, правильно определять настроение музыки. Значительно расширился словарь детей и они могут использовать более сложные слова как: улыбающаяся, плачущая, мечтательная, беспокойная. Многие дети могут под музыку представлять развитие сюжета, а затем активно рассказывать его другим. Дети стали понимать суть музыкального произведения.
Музыкально-тематические занятия имеет ясную структуру, которая завуалирована в игру для легкого восприятия детьми. На занятиях не нужно навязывать свое решение и мнение ребенку, необходимо побуждать мыслить его самостоятельно, творчески.
Дети дошкольного возраста не умеют самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, может сопереживать, сочувствовать, разыгрывать, передавать различные эмоциональные состояния героев.
Музыкально-тематические занятия наиболее глубоко захватывают ребенка и организуют его эмоциональное восприятие. В общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является условием его успешного музыкального - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения.
Чувства и настроения, вызванные музыкально-тематическими занятиями, придают движению, эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Как отмечают исследователи, музыкально - двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях, остаются на всю жизнь.
Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней малышам и в учреждении дошкольного образования.
1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе) / Ю. Б. Алиев. – Воронеж : МОДЕК, 1998. – 352 с.
2. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – M.-Л. : Музыка, 1965. – 152 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения : методические основы / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1982. – 247 с.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 323 с.
5. Бочкарева, О. В. Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге / О. В. Бочкарева // Интеграция образования. – 1997. – № 1–2. – С. 75–78.
6. Ветлугина, Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость / Н. А. Ветлугина // Восприятие музыки. – М. : Музыка, 1980. – С. 229–244.
7. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1974. – 175 с.
8. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1983. – 255 с.
9. Вышкина, А. Р. Музыкальное развитие детей. Теория. Методика : учеб.-метод. пособие / А. Р. Вышкина, К. Н. Чернова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород : изд. НовГУ, 2006. – 406 с.
10. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 321 с.
11. Груздова, И. В. Процесс формирования основ музыкально–эстетической культуры у дошкольников: сущность, проблемы, решения / И. В. Груздова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 13–21.
12. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги / М. А. Давыдова. – М. : ВАКО, 2006. – 314 с.
13. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы / М. А. Давыдова. – М. : ВАКО, 2006. – 240 с.
14. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду : программы и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 134 с.
15. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н.Зимина. – М. : Академия, 2000. – 193 с.
16. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1977. – 390 с.
17. Картушина, М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М. Ю. Картушина // Управление ДОУ. – 2005. – № 5. – С. 42–46.
18. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие / Д. К. Кирнарская. – М., 1997. – 138 с.
19. Кононова, Н. Г. Музыкально–дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
20. Комисарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. – М. : Просвещение, 1986. – 211 с.
21. Костина, Э. П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования детей / Э. П. Костина // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3. – С. 30–35.
22. Костина, Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э. П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 37–44.
23. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования / А. И. Кочетов. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 1996. – 312 с.
24. Малахова, Л. А. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л. А. Малахова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 199 с.
25. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – Ярославль : Академия развития, 2003. – 190 с.
26. Новикова, Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников / Г. П. Новикова. – М. : Аркти, 2000. – 256 с.
27. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. чл.-корр. Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М. : Русский язык, 1988. – 748 с.
28. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. : Наука, 2000. – 236 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
30. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 214 с.
31. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Просвещение, 2003. – 189 с.
32. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 1994. – 388 с.
33. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : учебник для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М., Academiа, 1998. – 287 с.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.
35. Рувинский, Л. И. Самовоспитание личности / Л. И. Рувинский. – М. : Мысль, 1984. – 140 с.
36. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – М., 1982. – 288 c.
37. Тарасов, Г. С. Педагогика в системе музыкального образования / Г. С. Тарасов. – М. : Просвещение, 1986. – 187 с.
38. Тарас, А. Е. Психология музыки и музыкальных способностей / А. Е. Тарас. – М. : АСТ, Харвест, 2005. – 367 с.
39. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М.Теплов // Избр. труды: в 2 т. – М. : Мысль,1985. – Т. 1. – 389 с.
40. Тютюнникова, Т. Э. Музыка и движение/ Т. Э. Тютюнникова// Дошкольное воспитание. – 1999 г. – № 4, – С. 107–111.
41. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 1996. – 389 с.
42. Учебная программа дошкольного образования / МО РБ. – Минск : НИО; Аверсев, 2019. – 417 с.
43. Ходонович, Л. С. Развитие музыкального творчества дошкольников / Л. С.Ходонович. – Минск : ИВЦ Минфина, 2007. – 144 с.
44. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей / М. С.Красильникова [и др.]. – М. : Флинта–Наука, 1998. – 329 с.
45. Штанько, И. В. Музыкальное развитие / И. В. Штанько // Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 144 с.
46. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. – М., 1978. – 64 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Музыкальный репертуар для слушания старшими дошкольниками дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки в старшей группе «Волшебные звуки музыки Петра Ильича Чайковского».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Критерии и показатели развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конспект занятия по слушанию музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Критерии и показатели развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста на контрольном этапе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты