Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
251.00 BYN
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Дошкольное образование
Организация: Ясли-сад № 56, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты проверки предметного и глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты проверки предметного и глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста (контрольный этап).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
1.2 Характеристика игровой деятельности в период дошкольного возраста
1.3 Сущность и значение игровой деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений и рекомендаций по использованию игровой деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
2.3 Динамика развития речи детей младшего дошкольного возраста после применения игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значение речи в жизни человека является неоспоримым. Эмоционально окрашенное слово является важным средством общения. Ребенок в период старшего дошкольного возраста готовится к обучению в школе. Одной из детерминант развития речи ребенка является воспитание в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, желания и способности заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим организация процесса воспитания в дошкольных образовательных учреждениях призвана помочь семье развить в ребенке качества культуры речи, в том числе последовательность, выразительность, аккуратность и эффективность.
Однако в современной методике, посвященной вопросам развития речи, еще до конца не разработана система обучения детей дошкольного возраста разным видам устных высказываний, не решен вопрос о последовательности овладения различными конструктивными элементами устного рассказа; не определены уровни развития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста не разработаны детально критерии и оценки устного рассказа для каждого года обучения.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, определяющей характер развития ребенка, становится игра, то и процесс формирования словарного запаса ребенка по большей части происходит именно в процессе игровой деятельности. В процессе игровой деятельности совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности. Игровая деятельность, так притягивающая к себе детей, привлекала и внимание ученых разных областей знаний. Основоположник педагогической психологии К.Д. Ушинский считал, что игра для ребенка – это действительность, и действительность гораздо более интересная, нежели та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание.
В настоящее время у детей дошкольного возраста слабо развита речь. Учреждения дошкольного образования должны создать все необходимые условия для разностороннего развития детей, в том числе для развития их речи. Речь детей среднего дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игр, в которых присутствует эмоциональная насыщенность детей, увлеченность, самостоятельность, активность, наличие воображаемой ситуации, которая складывается из ролей.
«Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Таким образом, вопрос применения игровой деятельности в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста особенно актуален» [13].
Объект исследования: уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: проанализировать процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– выявить психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста;
– охарактеризовать игровую деятельность в период дошкольного возраста;
– установить сущность и значение игровой деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;
– провести диагностику уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста;
– разработать направления и рекомендации по использованию игровой деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;
– отследить динамику развития речи детей младшего дошкольного возраста после применения игровой деятельности.
Гипотеза исследования: в данной работе мы предполагаем, что игровая деятельность является эффективным средством в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация);
эмпирические (диагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных, сравнение).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в нем представлены направления игровой деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы педагогами в учреждениях дошкольного образования в процессе обучения и воспитания детей.
Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
Язык – это естественная система знаков, которая служит целям общения и является средством мышления человека. Это социальный элемент речевой деятельности, внешний по отношению к человеку. Улучшение речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике следует понимать, как формирование языковых способностей.
В настоящее время овладение речью является важной проблемой психологии и педагогики.
Речь относится к определенным высказываниям в звуковой (включая внутреннее произнесение) или письменной форме. Речь относится как к самому процессу говорения, так и к результату (речевые произведения, зафиксированные в памяти или в письменной форме) [17, с. 131].
«Речь и язык (код) представляют собой общее явление для каждого конкретного языка, приобретенного в определенном состоянии. Речь – это воплощение, реализация языка (кода), который находит себя в речи и достигает своего коммуникативного предназначения исключительно через речь. Речь вводит язык в контекст использования» [4, с. 15].
В позиции психолингвистического направления языковая способность изучается как один из элементов языковой модели наряду с речевой деятельностью и языковой системой. А.А. Леонтьев характеризует его как сложную психолого-физиологическую среду, определяющую понимание, развитие и адекватное восприятие языковых символов участниками языковой группы [32, с. 441]. Развитие языковых навыков взаимодействует с развитием правильной речи и когнитивных способностей.
Со временем у ребенка проявляется способность идентифицировать высказывания (правильные или неправильные), соотносить суть высказываний, осознавать неясности, различать рифмы или глупости и тому подобное. Это демонстрирует, что формирование языковых способностей следует не столько за счет физического усиления и расширения, сколько за счет обогащения доступных компонентов. По мнению, О.А. Михайловой языковая способность человека – это специфический объект, который постепенно выстраивается, состоящий из ряда компонентов: фонетического, лексического, морфологического (в том числе словообразования), синтаксического, семантического [38, с. 229].
Компоненты, а также их составные части взаимодействуют друг с другом в соответствии с определенными принципами. Эти принципы характеризуются предписывающим характером (то есть их определяет носитель конкретного использования и комбинации элементов), которые связаны с элементами лингвистических способностей. Принципы создают комплекс, в котором руководящим принципом является принцип выбора, соответствующий проблемам смысла общения. Выбор компонентов контента является обязательным шагом для создания речевого высказывания. Выбор контента, адекватного условиям, осуществляется с целью коммуникации (для понимания партнера) и осуществляется с использованием методов, накопленных докладчиком, для выражения информации о реальной ситуации. Семантический компонент является «ключом» в составе языковых способностей; поэтому одним из важных вопросов развития речи является проблема формирования языкового значения [54, с. 103].
Развитие речевой деятельности в онтогенезе рассматривается как формирование отношений между субъектом между языковыми символами и реальностью. Их формирование происходит по мере того, как ребенок развивает познавательные способности, так как спектр коммуникативных ситуаций и объективных действий увеличивается и становится более сложным и сопровождается общением. Улучшение этих связей является наиболее важным процессом развития речи; следовательно, его нельзя отделить от процесса общего психического развития. «Речь – это особый тип говорений, текущий во времени и одетый в звук (включая внутреннее произношение) или в письменной форме. Речь понимается как процесс речи (речевая деятельность) и ее результат (речевые произведения, записанные по памяти или письму) (В.А. Шуритенкова)» [31, с. 77].
Процесс речи характеризуется определенным ритмом, длительностью, тембровыми характеристиками, громкостью, четкостью артикуляции, акцентом и т.д. Речь может быть описана психическим состоянием говорящего, коммуникативным заданием, режимом контакта с собеседником, доступностью, признаками формальной и семантической структуры. Эстетическая (стилистическая) и этическая (нормативная) оценки применимы к речи. Индивидуальность – самая важная особенность речи. Субъективность речи выражается в том, что в речи есть автор, который передает свои мысли и чувства, который пытается выбрать слова и структуру предложения для выражения таких мыслей и чувств, который включает языковые номинации в определенные реальные объекты, придавая им вербальное значение. Докладчик или автор отдает предпочтение тому или иному коммуникативному стилю и сообщению (знакомому, формальному, уважительному, пренебрежительному, прямому, косвенному и т.д.), используя в своих целях высказывания с необходимыми коммуникативными заданиями. Речевые акты являются основными характеристиками человека.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста
Диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 56 г. Минска».
Выборка: в исследовании приняли участие 25 детей младшего дошкольного возраста в возрасте 3-4 лет. Среди испытуемых детей было 14 мальчиков и 11 девочек.
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в игровой комнате группы, между режимными моментами: утренней прогулкой и обедом. Беседа длилась не более пятнадцати минут. Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы ребенка вызывали одобрение, поддержку. Если у малыша возникали затруднения с ответом, ему была оказана помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, но в протоколе отмечалось невыполнение задания.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
– методика «Назови, что покажу»;
– методика «Назови одним словом»;
– методика «Скажи наоборот».
1. Методика «Назови, что покажу»
«Цель: проверка предметного и глагольного словаря.
Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты; груша, кастрюля, корова, корабль, лук, шарф, лиса, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, памятник.
Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катается, кормит.
Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их. В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, а затем ее назвать» [12].
2. Методика «Назови одним словом»
«Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. игрушки – машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка, картинки с изображением нескольких предметов: одежда и овощи.
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушки и назвать их, одним словом» [48].
3. Методика «Скажи наоборот»
«Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая – больная; чистые – грязные, белый –черный; толстая – тонкая; высокий – низкий» [21].
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть, подобрав слова-признаки с противоположным значением. Например, «У одного мальчика чистые руки, а у другого – какие?»
Интерпретация полученных результатов:
«I уровень – высокий уровень развития словаря – ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень – средний уровень развития словаря – ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом.
III уровень – низкий уровень развития словаря – ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний» [19, с. 165].
Таким образом, проанализируем полученные результаты по каждой из методик:
3. Методика «Назови, что покажу».
«Целью данной методики является проверка предметного и глагольного словаря. Для выполнения задания необходимо 23 картинки с изображением предметов, встречающихся повседневно в жизни ребенка или просто знакомых ему уже в это возрасте, а также 3 картинки с изображением действий, которые также в полной мере знакомы детям» [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем в дошкольном образовании, поэтому необходимо воспитателям быть компетентными в данном вопросе, владеть различными методами, способами развития речи детей. В младшем дошкольном возрасте отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Ребенок начинает понимать правильное произношение и правильное понимание обращенной к нему речи, значительно увеличивается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней.
Игра сильнейшее средство социализации ребенка дошкольного возраста, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или конкретной социальной общности. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни, в огромной гамме чувствования. Игра позволяет ребенку дошкольнику самореализоваться. Это одна из основных функций игры. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит ребенка в реальный контакт сложных человеческих отношений. Любое игровое общество (кратковременное или долговременное) – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку, как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.
Все виды игры играют огромную роль в развитии речи ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли побуждает детей к общению друг с другом, способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, все это возможно при условии совершенствования разговорной речи и постоянному обогащению словаря.
На констатирующем этапе эмпирического исследования проведена диагностика уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста. В ходе исследования были использованы следующие методики: методика «Назови, что покажу»; методика «Назови одним словом»; методика «Скажи наоборот». На констатирующем этапе исследования были получены следующие данные: высокий уровень развития речи выявлен у 28% ребенка младшего дошкольного возраста; средний уровень речевого развития у 41,3% ребят, а низкий уровень развития словаря у 29,5% испытуемых детей. Дети, у которых выявлен высокий уровень развития речевого словаря, являются более общительными и коммуникабельными. Они свободно вступают в процесс речевого общения как с детьми, со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Такие дети младшего дошкольного возраста свободно и без проблем выражают свои идеи и мысли, в процессе выполнения диагностических заданий дают полную формулировку или объяснение своим выполненным действиям. Свободно характеризуют свое отношение в происходящему и объясняют как именно они это воспринимают. Дети младшего дошкольного возраста со средним уровнем развития речи хорошо понимают и слушают, а также воспринимают речь со стороны посторонних. Такие дети чаще принимают участие в процессе общения, если проявлена инициатива со стороны окружающих людей. Сами первыми, скорее всего не пойдут на контакт. В процессе выполнения диагностических заданий допускают паузы, иногда возникают сомнения в правильности их выполнения. В процессе выполнения заданий и общения опираются на опыт педагога. Дети младшего дошкольного возраста с низким уровнем развития речи характеризуются низким уровнем активности и мало разговорчивостью в процессе общения с детьми, взрослыми и педагогами. Такую группу детей можно охарактеризовать как невнимательные, у них возникают трудности в последовательности изложения своих собственных мыслей. Словарный запас у детей с низким уровнем речевого развития является достаточно скудным, фразы у детей однообразны. В процессе выполнения диагностических заданий дети испытывают чувство неуверенности и скованности. Полученные данные обусловили разработку комплекса игр, направленных на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе исследования разработаны направления и рекомендации по использованию игровой деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Особенную роль в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста играют дидактические и подвижные игры. В данной работе подобран комплекс дидактических игр, которые были разделены на три группы: дидактические игры с предметами, настольно-печатные дидактические игры и словесный тип игр. В процессе развития речевых навыков и навыков общения у детей младшего дошкольного возраста все предложенные виды игр необходимо совмещать. Все представленные в работе дидактические игры будут способствовать более быстрому и результативному обогащению и расширению словарного запаса ребенка. Дети младшего дошкольного возраста обладают способностями легко воспринимать правила дидактических и не только игр, подстраиваться под новые условия, менять правила игры.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Анохина, В. С. Специфика речевого общения в семьях разных типов / В. С. Анохина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – Вып. № 3. – С. 110-115.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
4. Байкулова, А. Н. Речевое общение в семье : автореф. дис. ... канд. фил. наук / А. Н. Байкулова. – Саратов, 2006. – 24 с.
5. Белогай, К. Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами / К. Н. Белогай, Н. А. Сонина // Л. И. Божович и современная психология личности : тез. междунар. науч. конф. – М., 2008. – С. 36-42.
6. Бордовская, Е. В. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с психической депривацией : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. В. Бордовская. – СПб., 2002. – 23 с.
7. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М. : Гардарики, 2003. – 563 с.
8. Брунер, Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации : научное издание / Д. Брунер. – М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. – 782 с.
9. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М. : Владос, 2011. – 269 c.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев : – М. : Просвещение, 1961. – 265 с.
11. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова // Программа и методические рекомендации для работы с детьми / В. В. Гербова. – М. : Владос, 2007. – 64 c.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, Р. И. Попова ; под ред. Р. И. Поповой, Е. П. Трухановой. – М. : АРКТИ, 2006. – 182 с.
13. Давидович, А. Л. Развитие речевого творчества младших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А. Л. Давидович. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 191 c.
14. Доронова, Т. Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. – М. : Просвещение, 2007. – 211 с.
15. Ермакова, Е. В. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования : монография, 2-е изд. / Е. В. Ермакова, А. А. Ворожбитова. – М. : Флинта, 2014. –154 с.
16. Жинкин, Н. И. Язык – речь – творчество : исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин – М. : Лабиринт, 1998. – 366 с.
17. Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи младших дошкольников / А. Л. Колунова // Проблемы изучения речи дошкольников / Л. А. Колунова. – М. : Просвещение, 1994. – 227 c.
18. Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева // Молодой ученый. – 2019. – № 5. – С. 175-177.
19. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация / Е. В. Клюев. – М. : Рипол Классик, 2002. – 320 с.
20. Ковалева, М. Н. Речевая активность ребенка и психологические условия ее развития / М. Н. Ковалева // Сборник статей по итогам 50-й научной конференции преподавателей. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ 2004. – С. 20-27.
21. Кондрашина, О. Е. Речевое развитие школьника : сущность, структура, содержание / О. Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 2. – С. 72-76.
22. Купина, Н. А. Работа над словом / Н. А. Купина // Методика развития речи на уроках русского язык. – 2009. – № 4. – С. 110-141
23. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская. – М. : Радуга, 2011. – 245 с.
24. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н. И. Левшина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 127-129.
25. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
26. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – Воронеж : МОТЭК, 2001. – 448 с.
27. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. –156 с.
28. Логинова, В. И. Формирование словаря / В. И. Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста. – 2014. – С. 83-101
29. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Хомской. – М., 2013. – 165 с.
30. Львов, М Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
31. Назарова, А. А. К вопросу о функциях языка и речи / А. А. Назарова // Гуманитарный вектор. – 2009. – № 3. – С. 75-79.
32. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2002. – 640 с.
33. Орусбаева, Т. А. О воспитании и обучении детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Т. А. Орусбаева // Научный журнал. – 2016. – №2. – С. 55-59.
34. Павлова, Н. Д. Коммуникативная функция речи : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. Д. Павлова. – Москва, 2000. – 20 с.
35. Паклина, А. В. Речевое развитие дошкольников в психолого-педагогических и лингвостических исследованиях / А. В. Паклина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2. – С. 246-247.
36. Петрикевич, А. А. Веселые игры: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. – Минск : Жасскон, 2012. – 40 c.
37. Ракич, А. М. Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста / А. М. Ракич // Символ науки. – 2019. – № 12. – С. 93-96.
38. Русанова, Л. С. Речевое развитие в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации / Л. С. Русанова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 229-235.
39. Садовская, Ю. В. Коммуникативные помехи в детской речи / Ю. В. Садовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. –2010. – Вып. № 1 (9). – С. 132-138.
40. Сат, Н. Д. Некоторые аспекты речевого развития дошкольника / Н. Д. Сат // Вестник Тувинского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 46-50.
41. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21-23.
42. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Воронеж : НПО «Модек», 2002. – 224 с.
43. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
44. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия. 2006. – 256 с.
45. Тагаева, Е. Ю. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи / Е. Ю. Тагаева, Л. А. Савицкая // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2013. – С. 52-54.
46. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е И. Тихеева. – М. : Академия, 2002. – 229 c.
47. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 287 с.
48. Ушакова, О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О. С. Ушакова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 5-12.
49. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Академия. 1989. – 455 с.
50. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.
51. Шипицына, Л. М. Психология детей-сирот / Л. М. Шипицин. – СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. – 628 с.
52. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн // История зарубежной психологии конца XIX – начала XX века : хрестоматия / под ред. Е. С. Минькова. – М. : Флинта: МПСИ, 2009. – С. 80-87.
53. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
54. Якубинский, Л. Л. О диалогической речи // Русская речь / Л. Л. Якубинский, Л. В. Щерба ; под ред. Л. В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков, 1923. – 96-195 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты проверки предметного и глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты проверки предметного и глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста (контрольный этап).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты