Социально-педагогическая деятельность по профилактике вредных привычек в школе
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-педагогическая деятельность по профилактике вредных привычек в школе»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
251.00 BYN
Социально-педагогическая деятельность по профилактике вредных привычек в школе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Коровчинская средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица по результатам анкетирования учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица по результатам анкетирования родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тренинг «Правила здорового образа жизни».
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения проблемы вредных привычек среди обучающихся
1.1 Вредные привычки: понятие, сущность, причины
1.2 Формы и методы работы педагога социального по профилактике вредных привычек в учреждении образования
2 Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике вредных привычек среди обучающихся учреждения образования
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности государственного учреждения образования «Коровчинская средняя школа» по профилактике вредных привычек среди обучающихся
2.2 Программа по профилактике вредных привычек обучающихся в условиях учреждения образования «Коровчинская средняя школа»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем − возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек детей и подростков, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, проституцию, суицидальное поведение, сексуальные отклонения, компьютерную зависимость и др. [7, с. 76].
Подростка отличает одна важная черта от взрослого человека – это закладывает основу для его физического и психического здоровья. Подростковый возраст считается одним из самых важных этапов в жизни человека. Как и на каждом этапе, у подростков есть своя задача развития. Подростковый возраст полон противоречий, противоречий и недопонимания со стороны взрослых. В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми. Но основной составляющей этого периода является формирование физического развития.
Развивающийся организм особенно чувствителен к воздействию токсичных веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. В последние годы феномен курения приобрел глобальные масштабы. В мире нет ни одного уголка, где люди не употребляли бы табак.
Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголь и табакокурение. Зная их опасность, вредность и негативное влияние на организм человека происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих эти вредные вещества. Зачастую происходит это потому, что дети постоянно наблюдают за тем, как вредные вещества используют окружающие их люди.
Для многих подростков алкоголь и никотин становится символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом, которое является не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, подросткам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен [11].
Изучением данной темы занимались такие известные российские ученые, как А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д. Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондратенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова и т.д. Проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется чрезвычайно актуальной.
Актуальность данного вопроса в том, что происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих вредные вещества: алкоголь, табакокурение, наркотизация, токсикомания, компьютерная зависимость. Ведение профилактической работы среди подростков, с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только необходима, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения в наркотизацию. Исходя из вышесказанного, актуальной является проблема разработки направлений социально-педагогической деятельности по профилактике вредных привычек среди личностей подросткового возраста в школе.
Объект исследования: профилактика вредных привычек.
Предмет исследования: направления социально-педагогической деятельности по профилактике вредных привычек в школе.
Цель исследования: изучение содержания профилактики вредных привычек среди
подростков в общеобразовательном учреждении и разработка программы профилактики.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность, причины и виды вредных привычек;
– рассмотреть формы и методы работы педагога социального по профилактике вредных привычек в учреждении образования;
– проанализировать основные направления социально-педагогической деятельности государственного учреждения образования «Коровчинская средняя школа» по профилактике вредных привычек среди обучающихся;
– разработать программу по профилактике вредных привычек обучающихся в условиях учреждения образования.
Методы исследования:
теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация);
эмпирические (эксперимент, анкетирование, анализ и интерпретация результатов, количественная обработка данных).
База исследования: ГУО «Коровчинская средняя школа».
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе представлены аспекты проблемы изуч6ения сущности, причин и видов вредных привычек, а также представлены формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике вредных привычек среди молодежи.
1 Теоретические аспекты изучения проблемы вредных привычек среди обучающихся
1.1 Вредные привычки: понятие, сущность, причины
Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие.
В последнее десятилетие в нашей стране резко обострились вес вышеперечисленные проблемы. И, несмотря на, активную пропаганду здорового образа жизни в средствах массовой информации, выпуск многочисленных книг, журналов, плакатов, буклетов и т.д., а также широкомасштабные акций по борьбе с вредными привычками, заболеваемость, инвалидность, смертность, в том числе детская, в России достигли катастрофического уровня [25, с. 137].
Проблема «вредных привычек» является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними − это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика «вредных привычек» − это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. И чем раньше мы начнем профилактику «вредных привычек» среди молодого поколения, тем быстрее удастся избежать печальных последствий (тяжелых заболеваний, инвалидности, разрушенных семей, самоубийств и т.д.), повысить процент рождаемости, сохранить численность нашей нации [5, с. 59].
Привычка – это устоявшееся поведение, реализация которого в той или иной ситуации принимает характер потребности индивида.
Привычка – это автоматизированное действие, особая форма поведения человека в определенных условиях, которая принимает характер потребности [33].
Итак, привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшая обычным явлением для человека и постоянным в жизни.
Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные). К вредным привычкам относятся те, которые, с одной стороны, вредны для здоровья самого человека (курение, алкогольное опьянение, употребление наркотиков и т.д.), а с другой стороны, вызывают у других враждебное, а иногда и отвратительное отношение к действиям выполнила [17, с. 101].
Вредные привычки детей – навязчивые действия, негативно влияющие на поведение ребенка, умственное и физическое развитие.
Вредные привычки у школьников могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем. К раннему школьному возрасту у ребенка может развиться привычка грызть ногти. Учитывая, что ребенок в течение дня соприкасается с большим количеством грязных предметов, можно представить, сколько вредных микробов скопилось под ногтями. И все они попадают в еще хрупкий детский организм [39, с. 121].
Вредная привычка – это привычки, оцениваемые негативно с точки зрения социальных норм поведения или в отношении к процессу формирования личности. Привычка – это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности [2, с. 45].
Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Привычки, наносящие вред здоровью, соответственно, вредные. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, табака, наркотиков. Под их воздействием поражаются внутренние органы: сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг и прочие. Снижается работоспособность человека, ослабевают зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни. Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки [36, с. 57].
Вредную привычку можно отличить по ее автоматизму и не полезности или нецелесообразности действия. Если автоматически повторяющееся действие несет вред делу или общественному спокойствию и благополучию, здоровью окружающих и самого этого человека, то мы можем назвать такое действие вредной привычкой. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них бывает очень трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку [1, с. 73].
Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие. К самым вредным привычкам относятся курение, алкоголизм, наркомания. Все они влияют на здоровье человека, ломают человеческие жизни, судьбы. С ними нужно бороться, хотя это и нелегко [46, с. 123].
2 Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике вредных привычек среди обучающихся учреждения образования
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности государственного учреждения образования «Коровчинская средняя школа» по профилактике вредных привычек среди обучающихся
Целью данной дипломной работы является изучение содержания профилактики вредных привычек среди подростков в общеобразовательном учреждении и разработка программы профилактики.
Анализ работы педагога социального по предупреждению вредных привычек среди учащихся осуществлялся на базе ГУО «Коровчинская средняя школа».
Целью деятельности педагога социального с подростками, склонными к появлению вредных привычек, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Для этого педагог социальный осуществляет индивидуальное изучение подростков, то есть выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей; выявление недостатков его личности и организма; оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.
На первом этапе работы педагог социальный составляет общее представление об учащемся. Для этого он знакомится с его личным делом, с условиями его жизни и воспитанием в семье, проводит беседу с ним, его родителями, проводит наблюдение за учащимся.
На втором этапе педагог социальный выявляет наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляет программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.
Третий этап изучения – определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом педагог социальный применяет комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия. Первое условие комплексного подхода – оценка развития учащегося в условиях общения, познания и труда. Второе условие – сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды. Третье условие – сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.
Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся педагог социальный осуществляет по программе-схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.
Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), разных поделок, результатов художественного творчества - рисунков, картин, стихов и другое. Основной акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков осуществляется по следующим направлениям:
1. Профилактика причин и последствий воздействия вредных привычек с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма, табакокурения; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам, принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.
2. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя, табака. Для этого педагог социальный знает интересы, увлечения склонности подростка.
3. Направление воспитания подростка против употребления вредных привычек. Антиалкогольное воспитание, которое проводит педагог социальный, направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя или табака на здоровье, сколько на вред его в социальном плане – взаимоотношении ребенка с окружающим миром.
4. Посредническая деятельность педагога социального - подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.
5. Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.
На базе ГУО «Коровчинской средней школы» с целью профилактики вредных привычек среди учащихся проводится просветительская работа, которая ведётся на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска.
Заключение
Проанализировав литературу по теме исследования, пришли к выводу, что привычка представляет собой некоторый сложившийся метод поведения личности, процесс реализации которого в некоторой сложившейся ситуации для человека выражается в потребности. В психолого-педагогической литературе привычки разделяются на: вредные и полезные. Под вредными привычками авторы понимают привычки, которые можно негативно или отрицательно оценить с моральных и социальных правил поведения, или по отношению к развитию и формированию личности человека. С другой стороны вредную привычку анализируют как заболевание или патологическую зависимость. Воздействию и приобретению вредных привычек подвержены личности подросткового возраста. К основным и самым распространенным вредным среди личностей подросткового возраста относятся алкоголизм, табакокурение, наркомания.
В современной практике социальной работы существует ряд разнообразных методов и форм профилактической работы по преодолению вредных привычек среди личностей подросткового возраста, которые должны учитываться как со стороны педагога социального, так и со стороны родителей. Важную роль здесь играют базовые характеристики и методические особенности организации социально-психологических тренингов. К основным методам профилактической работы с подростками в данном направлении можно отнести: беседу, диспут, исправление, проектирование и конструирование ситуаций морального выбора и др. Выше сказанное создает впечатление, что практически каждый подросток подвержен риску злоупотреблению спиртными напитками, поэтому надо чаще проводить профилактику вредных привычек с использованием направлений социально-педагогической деятельности среди учащихся школы подросткового возраста.
На базе школы нами был проведен анализ мероприятий по профилактике вредных привычек среди учащихся школы. Целью деятельности педагога социального с подростками, склонными к появлению вредных привычек, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Для этого педагог социальный осуществляет индивидуальное изучение подростков. Работа социального педагога в данном направлении проходит через несколько этапов: составление общего представления об ученике; выявление наиболее сильных сторон личности учащегося; определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Основной акцент работы социального педагога по профилактике вредных привычек среди подростков осуществляется по следующим направлениям: профилактика причин и последствий воздействия вредных привычек с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма, табакокурения; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам, принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя, табака. Направление воспитания подростка против употребления вредных привычек. Антиалкогольное воспитание, которое проводит педагог социальный, направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Посредническая деятельность педагога социального – подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагоги социальные в силу своего незнания или уделения меньшего внимания профилактике алкоголизма, используют однообразные методы в работе. В работе было проведено анкетирование с целью оценки отношения среди учащихся старших классов к своему здоровью и вредным привычкам. По итогам анкетирования пришли к выводу о том, что среди учащихся в школе в настоящее время вредные привычки имеют место. Некоторые вредные привычки свойственны личностям старшего подросткового возраста. В основном это употребление алкоголя и табакокурение. Результаты исследования показали, что проблема формирования здорового образа жизни и профилактики вредных привычек среди учащихся школы имеет первостепенное значение.
На заключительном этапе проделанной работы была разработана программа по профилактике вредных привычек обучающихся в условиях учреждения образования «Коровчинская средняя школа». Актуальность данной программы заключается в том , что в настоящее время в нашей стране наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности, преступности и количества детей, подверженных вредным привычкам. Вредные привычки и их последствия – это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Наиболее активно поднимают ее люди, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Учащиеся школы представляют собой группу повышенного риска. Данная программа была разработана согласно трем поставленным задачам: развивать представление учащихся о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека и его здоровье; углубление знаний учащихся о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков и психотропных веществ на организм человека; приобщить учащихся и их родителей к навыкам здорового образа жизни. Реализация данной программы должна способствовать привитию сознательного и ответственного отношения к вопросам личного здоровья, выработки умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы табакокурения, алкоголизма и наркомании.
1. Богданович, О.Н. Здоровый образ жизни: внеклассные мероприятия: практическое пособие для педагогов, классных руководителей, заместителей директоров общеобразовательных учреждений / О.Н. Богданович. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2009. – 108 c.
2. Василова, Д. Использование методов скрытой пропаганды в теленовостях / Д. Василова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
3. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение / В.А. Василенко. – М.: НУА, 2016. – 215 с.
4. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. – М.: Изд-во «Мысль», 2010. – 360 с.
5. Возьмитель, А.А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа / А.А. Возьмитель, Г.И. Осадчая // Социологические исследования. – 2009. – № 8. – С. 58–65.
6. Воробьев, В.И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьев. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 223 с.
7. Воронков, С.Г. Социализация молодежи: проблемы и перспективы / С.Г. Воронков, С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова. – М., 2006.- 117 с.
8. Вуфольв, Б.З. О науке и практике воспитания: содержание и организация деятельности / Б.З. Вуфольв. – М.: ИСП РАО, 2010. – Ч. 1. – 143 с.
9. Гавриченкова, Е.А. Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни / Е.А. Гавриченкова // Молодой ученый. – 2018. – № 18. – С. 157-161.
10. Глушанко, В.С. Общественное здоровье и здравоохранение / В.С. Глушанко; под ред. В.П. Дейкало; Витеб. гос. мед. унт, каф. обществ. здоровья и здравоохранения. – Витебск: Изд-во ВГМУ, 2011. – 491 с.
11. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2016 г., № 250. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
12. Григорьев, А. Как убедить подростка не курить? / А. Григорьев, А. Барановская // Здаровы лад жыцця. – 2013. – № 4. – С. 3-7.
13. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2012. – 1023 с.
14. Дорошкевич, М.П. основы валеологии и школьной гигиены: учеб. пособие / М.П. Дорошкевич, М.А. Нарашкевич, Д.М. Муравьёва, В.Ф. Черник. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 238 с.
15. Драгунский, Д.М. После культуры: Культурная легализация наркомании способствует ее дальнейшему распространению / Д.М. Драгунский // Итоги. – 2002. – №14. - С. 37-40
16. Ефименко, С.А. Влияние образа жизни на здоровье / С.А. Ефименко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2009. – № 1. – С. 8–14
17. Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. – Минск: Пропилеи, 2004. – 195 с.
18. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
19. Калина, М.С. Здоровый образ жизни в информационную эпоху: между ценностью и модой / М.С. Калина // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2014. – № 2. – С. 47-50.
20. Касимов, Р.А. Здоровье и СМИ: стратегия взаимодействия власти, общества и средств массовой информации в формировании у населения Вологодской области мотивации к здоровому образу жизни / науч. ред. Р.А. Касимов, А.А. Колинько, А.И. Попугаева. – Вологда: МДК, 2008. – 35 с.
21. Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г. Статья 30. Обучающиеся [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii _rb/30.htm.
22. Колесов, В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников / В.Д. Колесов. – Москва: Педагогика, 2011. – 176 с.
23. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by.
24. Косинец, А.Н. Здоровье, здравоохранение и социально-экономическое развитие страны / А.Н. Косинец, В.С. Глушанко // Здоровье населения – основа благополучия страны: Материалы V съезда организаторов здравоохранения Республики Беларусь, Минск, 11-12 мая 2006 г. – Минск, 2016. – С. 348–351.
25. Кумко, В.Д. Педагогика / В.Д. Кумко. – Минск: Веды, 2012. – 287 с.
26. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи: пособие для преподавателей и кураторов групп средних специальных и высших учебных заведений / Р.И. Купчинов. – Минск: ИВЦ Минфина, 2004. – 211 с.
27. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника / Н.Т. Лебедева – Минск: Народная асвета, 2006. – 144 с.
28. Лещинский, Л.А. Берегите здоровье / Л.А. Лещинский. – Москва: Физкультура и спорт, 2015. – 303 с.
29. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.Н. Лисицын. – М.: Медицина, 2012. – 139 с.
30. Луговцева, Е.И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общ. сред. Образования / Е.Н. Луговцева. – Минск: нац. Ин-т образования, 2012. – 192 с.
31. Лукащук, В. Тенденции развития спорта в условиях рыночных преобразований / В. Лукащук. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 228 с.
32. Матвейчик, Т.В. Содействие здоровому образу жизни: учебно-методическое пособие для педагогов и учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования / Т. В. Матвейчик [и др.]; научная редакция Т.В. Матвейчик. – Минск: Республиканский институт последипломного образования, 2011. – 275 с.
33. Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования [Электронный ресурс]: Постановление Министерства образования Респ. Беларусь. 27 апр. 2006 г., № 42. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
34. Могунова, М.Н. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование / М.Н. Могунова, Г.М. Сикорская, С.К. Валиев // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2016. – Т. 4. – № 1 (21). – С. 181-185.
35. О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь от 18 июня 1993 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : http://www.pravo.by.
36. Пилипцев, Н.Н. Здоровый образ жизни – ведущий фактор, обуславливающий здоровье / Н.Н. Пилипцев, Р.А. Часнойть, Т.П. Павлович // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2016. – № 2. – С. 55–61.
37. Ростовцев, В.Н. Основы культуры здоровья: пособие для педагогов и воспитателей учреждений образования / В.Н. Ростовцев, В.М. Ростовцева. – Минкс: Нац. ин-т образования, 2008. – 120 с.
38. Рожков, М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности / М.И. Рожков // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной научной конференции. – Ярославль, 2005. – С. 3.
39. Самусева, Н.В. Подростковый клуб «Я выбираю здоровье»: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.В. Самусева. — Минск: Национальный институт образования, 2013. – 199 с.
40. Сапожников, И.А. Основы социально-педагогической деятельности / И.А. Сапожников. – Ровно: РГГУ, 2010 – 114 с.
41. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаеф, Е.Н. Шиянова. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. – 250 с.
42. Стрельцов, В. Как мы строим «школу здоровья» [Электронный документ] // Первое сентября. – 2005. – №12. – Режим доступа: http: //zdd. 1september.ru/2005/12/9.htm.
43. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2011. – 274 с.
44. Ткаченко, В.С. Основы социальной медицины / В.С. Ткаченко – М.: Дашков и Ко, 2012. – 471 с.
45. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 / под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 387.
46. Трусь, Е.И. Формирование здорового образа жизни у студентов медицинского университета: монография / Е.И. Трусь, М.Ю. Сурмач. – Гродно, 2018. – 160 с.
47. Фурманов, А.Г. Здоровый образ жизни: 15 уроков по профилактике вредных пристрастий / А.Г. Фурманов, Ю.Н. Князев. – Минск: Тесей. – 2012. – 64 с.
48. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – М.: ОЛМА-ПРЕСС 2008. – 212 с.
49. Шпаковская, Л. Курение или здоровье? / Л. Шпаковская // Здаровы лад жыцця. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2012. – № 4. – С. 44-46
50. Шугаев, И. Свобода и зависимость: беседы со старшеклассниками о курении, алкоголизме и наркомании / Илия Шугаев, протоиерей. – Москва: Из. Совет Русской Православной Церкви, 2009. – 207 с.
51. Юковчиц, Л.К. Педагогическое воспитание / Л.К. Юковчиц. – М.: Питер, 2007. – 292 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица по результатам анкетирования учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица по результатам анкетирования родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тренинг «Правила здорового образа жизни».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты