Этическая проблематика в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Этическая проблематика в комедии Н. В. Гоголя Ревизор»
по дисциплине: «Методика преподавания русской литературы»
2021
251.00 BYN
Этическая проблематика в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Методика преподавания русской литературы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
1.1 Сущность и особенности художественной интерпретации этических проблем в литературе
1.2 Изучение этических аспектов в творчестве Н. В. Гоголя в русском литературоведении
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
2.1 Этическая проблематика в творчестве Н.В. Гоголя
2.2 Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
2.2 Авторские способы раскрытия этических проблем в комедии «Ревизор»
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать сферу осмысления, понимания конкретным писателем воссозданной им действительности. Это сфера, в которой проявляется индивидуально авторская концепция мира и человека, в которой получили реализацию раздумья и переживания писателя, в которой тема рассматривается под определенным углом видения. На уровне проблематики, как правило, читателю предлагается своего рода диалог, обсуждается та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные аргументы «за» и «против» некого жизненного мировидения. Так, например, определение термина проблематика Е.В. Волкова дефинирует как «круг проблем, охваченных авторским интересом, вопросов, поставленных в произведении, составляет его проблематику» [5, с. 163].
Разумеется, проблематика художественного произведения является его неотъемлемой частью, поскольку связывается непосредственно с авторским замыслом. Способ ее отражения несет в себе специфику произведения в целом. А.Б. Есин также отмечает: «В отличие от тематики проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир» [21].
Проблеме классификации типов проблематики в художественном произведении посвящены многие литературоведческие труды. В частности, в рамках данной дипломной работы нами будут рассмотрены две классификации Г.Н. Поспелова и А.Б. Есина. Более ранний результат научных поисков А.Г. Поспелова, который выделяет мифологическую, национальную, социально-культурную и романную типы проблематики художественно-литературного произведения [35].
А.Б. Есин упорядочил вышеназванную концепцию, привел в порядок терминологическую ее систему, а также добавил пятый тип проблематики – философская, которая ранее не рассматривалась как самостоятельный аспект. Кроме того, ученый предлагает конкретизировать проблематику любого художественного произведения: «…определив проблематику произведения как социокультурную, необходимо затем перейти к более подробному делению и посмотреть, какие именно стороны устойчивого жизненного уклада интересуют писателя. Затем следует переходить уже непосредственно к тем конкретным проблемам, которые ставятся в данном произведении в рамках того или иного типа и подтипа проблематики» [21]. Таким образом, проблематика художественного текста требует детального анализа всех аспектов затронутых проблем.
Романная проблематика произведения включает в себя некоторые подтипы проблематик, среди которых выделяется и этическая. Она предполагает в тексте художественную интерпретацию понятий нравственности человека, морального, духовного потенциала личности и др.
Личность Николая Васильевича Гоголя – одна из самых загадочных и таинственных в истории русской литературы. Его творческая деятельность, по праву, считается классической. Исследованию ее философской, эстетической, культурологической, художественной ценности посвящены многочисленные литературоведческие и критические монографические и диссертационные работы.
В литературных произведениях Н.В. Гоголя близким к религиозной тематике является этический аспект. В середине ХХ в. получило должное распространение исследование мировоззренческой основы православных традиций в художественном методе писателя, который тесно связан с законами незыблемых морали и нравственности, которые и определяли поведение праведного человека. Таким образом, применительно к творчеству Николая Васильевича, рассмотрение этического аспекта творчества должно происходить неразрывно с религиозно-духовным началом.
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор», написанная в 1835 году, традиционно рассматривается с точки зрения ее направленности на сатирическое разоблачение духовно вымирающего общества. Сам писатель также отмечал, что ставил целью собрать в «Ревизоре» всё плохое, несправедливое из жизни российского общества. Актуальность данного исследования заключается в необходимости исследования этической составляющей комедии.
Основными исследователями творчества Н.В. Гоголя в русском литературоведении считаются Ю.В. Манн [27, 28, 29, 30], В.В. Вересаев [6], К.В. Мочульский [33] и другие. В работах названных ученых рассматриваются, главным образом, проблема определения художественного метода и творческой манеры писателя, становление мировоззренческих взглядов и концептов, эволюция системы персонажей и образов, тематики и проблематики произведений. В частности, этическому аспекту литературного наследия Николая Васильевича посвящены работы В. Воропаева [8,9], М. Дунаева [18], И. Есаулова [19, 20] и др.
ГЛАВА 1. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
1.1 Сущность и особенности художественной интерпретации этических проблем в литературе
Прежде чем перейти к анализу этической проблематики в творчестве Н.В. Гоголя, считаем необходимым рассмотреть теорию этики как науки, ее основные понятия, элементы и классификацию этических проблем.
Современная этика входит в перечень философских дисциплин и является учением о сути морали (рассматривая ее через призму того, что должно быть, и того, что существует), ее структуру, функции, закономерности исторического развития, роль в общественной жизни. Соответственно, и перечень этических проблем будет правомерно отнести к числу философских.
Понятие морали является многозначным. Так, например, в «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой встречаем следующие определения:
«1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность: коммунистическая мораль.
2. Нравственный вывод, урок из чего-л.: У басенки моей мораль весьма проста: Зависит многое от малого винта! (С. Михалков, «Винтик»).
3. Разг. Нравоучение, наставление: читать мораль» [43].
В «Современной иллюстрированной энциклопедии. Язык и литература» под общей редакцией П.А. Николаева и М.В. Строгановой представлена такая дефиниция: «Мораль – этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение. В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод. В баснях и притчах мораль прямо сформулирована в конце произведения в виде двустишия или заключительной фразы» [44].
Таким образом, видим, что сущность анализируемого понятия заключается в определении системы нравственных законов и правил, принятых в обществе, а также конкретного результата выполнения или невыполнения этих принципов. В данной работе нас будет интересовать именно совокупность нравственных принципов и норм поведения, поскольку суть нашего исследования заключается не в анализе нравственного вывода, который должен сделать читатель литературного произведения, а в раскрытии нравственных законов и их интерпретации в художественном тексте.
Для того чтобы выделить этические проблемы, необходимо раскрыть сущность такого понятия, как нравственность. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона со статьи «Нравственность» делается ссылка на статью «Этика» [4, с. 409]. К слову, такую же переадресацию встречаем и в статье «Мораль» [4, с. 385]. Можно сделать вывод, что авторы словаря объединяют термины этика, мораль и нравственность в один синонимический ряд под определением «учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле» [4, с. 659]. Неточность данного определения в его тавтологичности: этика определяется через нравственность, которая, в свою очередь, и есть этика. К тому же, сведение определений к пониманию добра и зла также существенно сужает объем понятий Таким, образом, исходя из данных словаря, нравственность формируется в обществе путем нормирования человеческой деятельности.
В Советском энциклопедическом словаре статья «Нравственность» так же отсылает к другой статье «Мораль» [36, с. 904]. А «Этика» определяется более узко как «филос. дисциплина, изучающая мораль, нравственность» [36, с. 1567]). Мораль же трактуется как «нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм» [36, с. 831].
С.С. Гаращук приводит более широкое и объемное определение: «Нравственность – это специфическая форма общественного сознания, обусловливаемая определенным менталитетом и объективируемая в конкретно-исторических системах норм деятельности, представляющих собой динамичную совокупность как общечеловеческих, так и особенных норм, регулирующих социальную жизнь посредством внутренних (самооценка) и внешних (общественное мнение) аксиологических механизмов поведенческого контроля» [12, с. 144].
С точки зрения философской науки, термины этика, мораль и нравственность действительно не могут рассматриваться как заменяющие друг друга аналоги, ведь они направлены на рассмотрение различных аспектов одного предмета исследования – поведение человека. Однако в рамках данной литературоведческой работы эти понятия будут нами включены в один синонимический ряд, определяющий систему мировоззренческих установок, ценностных ориентиров на природу человеческих отношений к себе и обществу.
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
2.1 Этическая проблематика в творчестве Н.В. Гоголя
Обзор научной литературы показал, что этическая проблематика в творчестве Н.В. Гоголя своими корнями уходит в религиозно-христианское мировоззрение писателя. Кроме того, необходимо отметить специфику собственно личности Николая Васильевича, который сформировал в своих произведения систему морально-нравственных идеалов, которые не мог найти ни в своем окружении, ни в самом себе.
Рассмотрим далее повести писателя «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», которые объединяются исследователями в «петербургский» цикл творчества. Данное наименование является условным, поскольку имеется в виду общее место действия (Петербург 1830 1840-х гг.). По замыслу самого Николая Васильевича к названным произведения присоединяются еще повести «Коляска» и «Рим», однако так сложилось, что цикл известен в числе пяти произведений.
Николай Васильевич обучался юстиции в Нежинской гимназии, однако его успеваемость, по мнению многих биографов классика, была достаточно посредственной. Куда более писателя интересовал драматический кружок, в котором он был задействован в качестве реквизитора и сценариста. В диссертационном исследовании К.Г. Кацадзе отмечается: «На творчество Гоголя в гимнастический период оказывала влияние романтическая риторика того времени, творческий стиль Бестужева-Марлинского, образ и характер Пушкина» [23, с. 88].
Кроме того, К.Г. Кацадзе отмечает, что «в раннем творчестве ощущается целостность авторского стремления к изображению психосоциальных проблем, то «взросление» приводит Гоголя к осознанию раздвоенности своей жизни» [23, с. 92].
В центре внимания читателя в «петербургских» повестях предстает типичный быт, светская жизнь, обычаи и устои, нравы и характеры, как правило, верхушки петербургского общества. Н.В. Гоголь создает художественный мир реального Петербурга, в котором высмеивает не самые пристойные проявления жизни. Тот же пресловутый невский проспект из одноименной повести сознается автором как что-то нелепое, бессмысленное. Люди там не находятся по работе, только с целью праздного времяпрепровождения. Только на таком проспекте может самостоятельно прогуливаться нос без своего обладателя или призрак безутешного Акакия Акакиевича. Образ города воплощен как сборище разврата и пошлости, бездуховности и бесчеловечности. И.Д. Таумов также отмечает: «Петербург – столица секуляризованной цивилизации, такая же мелкая, как и проблема, трогающие ее мелких жителей. Радикальная критика окрестила государственный механизм как бездушный, а значит, не способный на искреннее рассмотрение этичности во взаимоотношениях» [39, с. 69].
По мнению литературоведа А.А. Суворова, именно в «петербургских» повестях впервые проявился мотив, который сам Н.В. Гоголь назвал «пошлость пошлого человека» [38, с. 28]. Это значит, что герои гоголевских повестей, по сути, лишены духовного начала в своем существовании, которое сведено к стремлению получения материальных благ любой ценой. Такие люди не гнушаются коварства, лжи, хитрости, расчетливости, открытой и скрытой подлости для удовлетворения своих потребностей.
Например, в повести «Невский проспект» Н.В. Гоголь сталкивает противоположные романтический мир нищего художника Пискарева и пошлый мир Пирогова. Интересным, на наш взгляд, является то, что автор, намеренно противопоставляя две концепции мировоззрения, не принимает сторону ни одного, ни другого персонажа. Добрый, застенчивый художник в исполнении Н.В. Гоголя был «чист и непорочен, как девственный юноша, ещё дышащий неопределённою духовною потребностью любви» [15, Т.3, с. 23]. Известный исследователь творчества Н. Гоголя Ю. Манн отмечает, что одним из способов создания образа Пискарева является комизм, «но, как правило, это комизм внешней неловкости, неуклюжести, неприспособленности к повседневной жизни; это комизм наивности, трогательной беспомощности, непреодоленной детскости» [28, с. 427].
Казалось бы, это классический носитель этического идеала поведения: влюбившись в девушку легкого поведения, Пискарев предложил ей бедную, но честную жизнь. Однако мнимая праведность Пискарева мыслится Гоголем как мечта, которая не имеет ничего общего с суровой действительностью. Влюбленность художника появилась лишь во сне, когда он увидел свою избранницу в образе богатой дамы. Сон стал для него важнее реальности, в которой не могут существовать его романтические идеалы: «Так это он спал! Боже, какой сон! И зачем было просыпаться? зачем было одной минуты не подождать: она бы, верно, опять явилась!» [15, Т.3, с. 26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество Николая Васильевича Гоголя является жемчужиной театрального и литературного искусства не только России, но и всего мира. Будучи самокритичным человеком с высокой нравственно-этической культурой, он отчаянно боролся с приземленностью современных нравов, чопорностью и жеманностью общества. Его произведения основаны, как правило, на случайностях, парадоксах, анекдотичных ситуациях, которые своей антинравственностью призваны разбудить в читателе самоанализ собственной личности.
Герои повестей Николая Васильевича названы в литературоведении «маленькими», поскольку автор не стремился к изображению величественных особ или великих событий. Они «маленькие» в своей ничтожности и приземленности, неспособности на высокие чувства и переживания. Основная цель многих произведений – изображение «пошлости пошлого человека». На наш взгляд, в этой авторской формулировке и заключается основная этическая проблематика творчества Гоголя, которая соотносится с общей бездуховностью общества.
Этическая проблематика произведений Н.В. Гоголя проявляется в следующих морально-нравственных аспектах:
- поиск смысла и предназначения жизни человека (повести «Шинель», «Старосветские помещики», «Записки сумасшедшего»);
- нравственный выбор и моральный облик человека (повести «Невский проспект», «Нос», пьеса «Женитьба»);
- нравственный выбор между христианскими и общечеловеческими ценностями (повесть «Тарас Бульба»);
- проблема истинности искусства и художника (повесть «Портрет»).
- проблема богоотступничества (пьеса «Ревизор»);
- нравственное вырождение личности и др.
Этическая проблематика в творчестве Н.В. Гоголя, особенно – позднего периода, выражалась в тесной связи с христианскими ценностями, религиозной праведностью человека. Именно в вере писатель видел путь духовного спасения общества.
Одним из наиболее ярких драматических произведений Н. Гоголя считается комедия «Ревизор». В ходе данного исследования нами были проанализированы жанрово-стилевая и сюжетно-композиционная структура пьесы с целью выявления в них этического компонента. Так, сюжетно-композиционная система произведения характеризуется своеобразным развитием «ситуации ревизора», в которой выражается взаимодействие между чиновниками уездного города N и «мнимым» ревизором. Данная ситуация осложняется тем, что ни проверяемая, ни проверяющая сторона не являются честными по отношению друг к другу. Сатира, характерная для жанрово-стилевой организации художественного текста, выворачивает наизнанку человеческие пороки, «пошлую пошлость» жителей города.
Образная система комедии «Ревизор» создает «сборный город», в котором нет положительных героев. Традиционно, этическая проблематика преподносится в литературном произведении посредством сравнения морально-нравственных категорий героев-антагонистов. Н.В. Гоголь создал персонажей пьесы отрицательными, что так же характеризует комедию как однополярную, с точки зрения этических устоев.
Среди способов художественного раскрытия морально-этической проблематики нами были выделены следующие: смех, страх, обман, ложная добродетель, грешность, «немая сцена», этическая однотипность и некоторые языковые средства.
Так, смех является основной смысловой категорией Н.В. Гоголя. Иронизируя над пошлостью героев пьесы, автор заставляет задуматься над ними и читателя. Повседневный быт мелких чиновников уездного города N показан с помощью сатиры в самых нежелательных проявлениях: взяточничество, кумовство, алчность, богоотступничество.
Категория комического порождает в комедии градацию страха. По мере нарастания смешного, возрастает страх, который заставляет героев показывать свою неприглядную сущность. Именно страх активизирует в людях изворотливость, притворство, жадность, глупость.
В свою очередь, напуганные герои стремятся улучшить свое положение с помощью обмана. Ложь – один из самых распространенных пороков в пьесе. Нами выделены основные типы обмана в комедии: преднамеренный, непреднамеренный, вынужденный. Сопутствующей категорией лжи представлена ложная добродетель. Ложь и коррупция, в понимании героев комедии, теряют свою первоначальную порочность. Высокие же чувства (любовь, например) воплощены как мимолетные ощущения.
Грех выступает показателем этической проблемы богоотступничества героев комедии «Ревизор». Он становится неотъемлемой частью жизни, в которой не видится ничего предосудительного. Герои прибегают к обсуждению религиозных тем, но и «верующие», и «неверующие», по сути, одинаковы в своих взглядах на жизнь.
1) Аминева, В. Р. Проблема судьбы и случая в русском и татарском романах классического периода / В. Р. Аминева, Л. Г. Гибадуллина // Дергачевские чтения – 2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности : материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 10–11 октября 2000 г. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2001 . – ч. 1. – с. 10-12.
2) Барабаш Ю. «Тайная любовь» Гоголя // Вопросы литературы. – 1987. –№ 1. – С.
3) Белькинд, B. C. Взаимосвязь эстетического и этического в повести Н. В. Гоголя «Шинель» / В. С. Белькинд // Ученые записки /Великолукский гос. пед. ин-т. – 1964. – Вып. 24. – Кафедры литературы и истории. – С. 28 - 36
4) Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М.: Эксмо, 2003. – 672 с
5) Введение в литературоведение : учебник для бакалавров / Н.Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др.; Под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Издательство Оникс, 2005. – 416 с.
6) Вересаев, В. В. Гоголь в жизни [Электронный ресурс] / В.В. Вересаев. – Т.1 – 1933. – Режим доступа: http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0220.shtml.
7) Виноградов, И. А. Гоголь – художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания / И. А. Виноградов. – М.. ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. – 276 с.
8) Воропаев, В. Духом схимник сокрушенный: жизнь и творчество Н.В.Гоголя в свете Православия / В. Воропаев. – М., 1994.
9) Воропаев, В. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии [Электронный ресурс] / Воропаев В.А. – Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-opyt-dukhovnoj-biografii/.
10) Гаджиева Т.Е. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и религиозная позиция ее автора [Электронный ресурс] / Т.Е. Гаджиева // Научная мысль Кавказа. 2007. №4 (52). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povest-n-v-gogolya-taras-bulba-i-religioznaya-pozitsiya-ee-avtora.
11) Гаджиева, Т.Б. Нравственный и эстетический идеал Н.В. Гоголя в повестях миргородского цикла: автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук / Т.Б. Гаджиева. – Махачкала, 2008. – 29 с.
12) Гаращук С.С. Нравственность: к вопросу об определении понятия [Электронный ресурс] / С.С. Гаращук // Символ науки. 2015. №8. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennost-k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya.
13) Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2000 – 472 с.
14) Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 томах/ под ред. Н.Ф. Бельчикова, Б.В. Томашевского. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1937.
15) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7 томах/ под ред. С.И. Машинского и М.Б. Храпченко. – М.: Художественная литература, 1977
16) Гоголь, Н.В. Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» [Электронный ресурс] / Н.В. Гоголь. – Режим доступа: https://rvb.ru/gogol/01text/vol_04/02_annex/0089.htm.
17) Гоголь, Н.В. Развязка Ревизора [Электронный ресурс] / Н.В. Гоголь. – Режим доступа: https://rvb.ru/gogol/01text/vol_04/02_annex/0090.htm
18) Дунаев, М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. I - II. Издание второе, исправленное, дополненное.– М., Христианская литература. 2001.– 736 с.
19) Есаулов, И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения / И. А. Есаулов. – М. : Рос.гос. гуманит. ун-т, 1995. – 102 с.
20) Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. – Петрозаводск, 1995.
21) Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие / А.Б. Есин. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.
22) История русской литературы ХIХ в. [Электронный ресурс] / под общ.ред. В.И. Коровина. – Режим доступа: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/korovin-istoriya-literatury/gogol.htm.
23) Кацадзе, К. Г. Многомерность прозы Н.В. Гоголя : дис. … на соиск. учён. степени канд. филол. наук :спец. 10.01.01 / К. Г. Кацадзе. – Иваново : ИГУ, 2011. – 201 с.
24) Ким Хюн, И. Проблема души человека в петербургских повестях Н.В. Гоголя : дис. … на соиск. учён. степени канд. филол. наук :спец. 10.01.01 / Хюн И Ким; Институт мировой литературы им. А.М. Горького. – М., 2004. – 186 с.
25) Ковалева, Т. М. Категория идеального читателя в повестях Н.В. Гоголя : дис. … на соиск. учён. степени канд. филол. наук :спец. 10.01.08 Теория литературы / Т. М. Ковалева. – Новосибирск : НГПУ, 2012. – 284
26) Кондаков, Б.В. «Этическое пространство» русской литературы 1880-х гг [Электронный ресурс] / Б.В. Кондаков // Вестник ВятГУ. 2010. №4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskoe-prostranstvo-russkoy-literatury-1880-h-gg.
27) Манн, Ю. Комедия Гоголя «Ревизор» / Ю.Манн. – М.: Худож. лит., 1966. — 112 с.
28) Манн, Ю. Поэтика Гоголя. Вариации / Ю.Манн. — М.: Художественная литература, 1996. — 395 с.
29) Манн, Ю. Поэтика русского романтизма / Ю.Манн. — М.: Наука, 1976. — 375 с.
30) Манн, Ю. Н.В. Гоголь. Тайны биографии и тайны творчества / Ю.Манн. – М.: РГГУ, 2019. – 143 с.
31) Мезенцев, П.А. Творчество Н.В. Гоголя [Электронный ресурс] // История русской литературы ХIХ в. / П.А. Мезенцев. – Режим доступа: http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/mezencev-literatura-xix-veka/tvorchestvo-gogolya-1809-1852.htm.
32) Минин, П.М. К характеристике личности Н.В. Гоголя / П.М. Минин // Богословский вестник. – №3 (1902). – С. 621–637
33) Мочульский, К.В. Духовный путь Гоголя / К.В. Мочульский. – Париж, 1934.
34) Полежаева, Т.В. Функция и цель «Немой сцены» в комедии Гоголя «Ревизор» [Электронный ресурс] / Т.В. Полежаева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2011. №2-2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsiya-i-tsel-nemoy-stseny-v-komedii-gogolya-revizor.
35) Поспелов, Г.Н. Теория литературы : Учебник для филол. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов. – Москва : Высш. школа, 1978. – 351 с.
36) Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1600 с
37) Субботина, И. А. Временная поэтика конфликта и сюжета в драматургии Н.В. Гоголя : дис. … на соиск. учён.степени канд. филол. наук : спец. 10.01.01 Русская литературы / И. А. Субботина. – Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. – 212 с.
38) Суворов, А. А. Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" и в журнальной литературе его времени : дис. … на соиск. учён.степени канд. филол. наук : спец. 10.01.01 Русская литературы / А. А. Суворов. – Саратов : СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2008. – 201 с.
39) Таумов, И. Д. Формы выражения авторского сознания в драматургии Н.В. Гоголя : дис. … на соиск. учён.степени канд. филол. наук : спец. 10.01.01 Русская литературы / И. Д. Таумов. – Самара : СГПУ, 2006. – 176 с.
40) Теплинский, М. В. Литература. 9 класс / М. В. Теплинский, Ю.И. Султанов. – К.; Ірпінь: Перун, 1997. – 446 с.
41) Труайя, А. Николай Гоголь / А. Труайя. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 640 с.
42) Чотчаева, М.Ю. Художественное осмысление проблемы свободы личности в произведениях Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, В.Т. Шаламова [Электронный ресурс] / М.Ю. Чотчаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2008. – №6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-osmyslenie-problemy-svobody-lichnosti-v-proizvedeniyah-f-m-dostoevskogo-a-p-chehova-v-t-shalamova.
43) Словарь русского языка в 4 томах (Малый академический словарь) / под ред. А.П. Евгеньевой. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-russkogo-jazyka-v-4-tomah-malyj-akademicheskij-slovar/.
44) Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией проф. Горкина А.П. – Режим доступа: Источник: http://niv.ru/doc/dictionary/literature-and-language/index.htm.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты