Постмодернизм в литературе современности
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Постмодернизм в литературе современности»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
126.00 BYN
Постмодернизм в литературе современности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ГЛАВА 1
1.1 Теоретическое обоснование постмодернизма в философии, культуре и литературе
1.2 Особенности жанра постмодернистского романа
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1
1.1 Теоретическое обоснование постмодернизма в философии, культуре и литературе
Вот уже не одно десятилетие многочисленные издания ведут жаркие дискуссии о постмодернизме – о сущности этого явления, времени и месте его возникновения, о причинах, которые породили его, и, конечно, о соотношении его с модернизмом [10, с. 175].
О постмодернизме очень хорошо сказал Виктор Пелевин: «Что это такое постмодернизм? – подозрительно спросил Степа. Это когда ты делаешь куклу куклы. И при этом сам кукла» [21, с. 58].
Понятие «постмодернизм», а также его производные – «постмодерн», «постмодернистский» – многозначны. Их используют не только в обозначении своеобразного направления современного искусства, но так же и для периодизации культуры, обозначения соответствующей концепции, вызванной необходимостью корреляции появляющихся в культуре новаций, которые возникают в результате изменений в общественной жизни и экономических структурах, – во всем том, что принято называть модернизацией, постиндустриальным [10, с. 175].
Подавляющее большинство теоретиков и исследователей утверждают, что понятия «постмодернизм» и «постмодерн», можно соотносить со всем тем, что принято понимать под модернизмом. В рамках социально-исторического контекста термин «постмодерн» предлагается рассматривать в качестве коррелята «модерна», то есть эпохи, которая простирается приблизительно от начала Нового времени до середины ХХ столетия; в эстетическом же контексте термин «постмодернизм» рассматривают в качестве контрагента «модернизма» как этапа в развитии истории искусства [16, с. 221].
Если понятие модернизма как современности, наследующей традиции Просвещения, шире понятия модернистское искусство, то «постмодернизм» следует воспринимать в качестве амбивалентного термина, который обозначает не только продолжение, но и преодоление модернизма. В этой связи различают термины «постмодерн» – ревизия философских основ модернизма, «постмодернизм» – пересмотр искусства модернизма, «постмодерность» – «закат героического начала в этой жизни» [17, с. 122].
Большинство феноменов постмодернизма являются результатом специфической реакции на устоявшиеся формы предшествующей культуры ведущих стран Европы и Америки. Американский теоретик Ф. Джеймисон утверждает, что постмодернизм произошел в США в конце 1940-х начале 1950-х годов еще со времен послевоенного бума, а во Франции его появление он датирует с установления в 1958 году Пятой республики [9, с. 54-56].
В то время Хаг Д. Сильверман – другой американский исследователь, утверждает, что «У постмодернизма нет родины» [10, с. 176].
Постмодернистская ситуация в культуре сегодня фиксируется в различных регионах, однако, как считает Жак Деррида, самая постмодернистская страна – это Япония.
Впервые понятие «постмодернизм» в приближенном к сегодняшнему смысле, было употреблено еще в 1946 г. Арнольдом Тойнби, который с его помощью обозначил определенный этап развития западноевропейской культуры, обозначающий переход от политики, опирающейся на мышление в категориях национальных государств, к политике, учитывающий глобальный характер международных отношений [10, с. 176].
В ходе исследования генеалогии понятия «постмодернизм», немецким философом Вольфгангом Вельшем были отмечены и другие случаи его употребления:
1) в книге «Кризис европейской культуры» Р. Паннвитца (1917 год), где речь говорится о «постмодерном человеке» [10, с. 177].
2) в трудах испанского литературоведа Федерико де Ониса (1905-1914), где постмодернизм рассматривается в качестве промежуточной фазы в развитии литературы между модернизмом и так называемым «ультрамодернизмом» [5, с. 109-136].
Приведенные выше случаи употребления понятия «постмодернизм» указывают на неоднозначность его трактовки, поскольку речь в каждой ситуации идет о разных периодах и характеристике разнородных явлений. Лишь со временем понятие «постмодернизм» приобретает более четкие очертания и фиксированный смысл.
И.П. Ильин дает следующее определение постмодернизму: «Постмодернизм – это многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений» [11, с. 245].
Прежде всего постмодернизм по Ильину выступает в качестве характеристики определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире [11, с. 246].
1.2 Особенности жанра постмодернистского романа
Постмодернизм как направление в современной литературной критике основывается на теории и практике постструктурализма и деконструктивизма и характеризуется, в первую очередь, в качестве попытки определенным образом выявить на уровне организации художественного текста определенный идеологический комплекс эмоционально окрашенных представлений.
Философия постмодернистской литературы возникла в результате деконструкции культурного языка, стилей и интертекстов, а также моделирования гиперреальности. Прежде всего, это связано с тем, что литература этого жанра признает связь со всеми другими культурами, которые ей предшествовали, прибегает к различным художественным приемам при создании текста. Основными понятиями, используемыми сторонниками этого направления, являются: ризома, интуитивизм, деконструкция, репрезентация, метапроза, стилизация, «авторская маска», фабуляция, интертекст, интертекстуальность, аллюзия, языковая игра, авторская ирония. Рассмотрим каждое из них [1, с. 132-134].
Ризома
Ризома представляет собой специфическую форму корневища, центральный подземный стеблель у которого четко не выражен. Данный термин впервые был использован в 1974 году французскими философами Ж. Делез и Ф. Гваттари в книге «Ризома». Данный термин был введен в противовес понятию «структура» как четко систематизированному и иерархически упорядочивающему принципу организации природных, социальных, научно-логических и культурных явлений.
Используя в своей книге метафору «ризома», Делез и Гваттари попытались представить взаимоотношения различий, представив их в форме запутанной корневой системы, отдельные отростки у которой неразличимы, а побеги и волоски, которые регулярно отмирают и заново отрастают, пребывают в состоянии постоянного обмена с окружающей средой, что якобы «парадигматически» соответствует современному положению действительности [11, с. 262].
Ризома вторгается в чужие эволюционные цепочки и образует «перекрестные связи» между «расходящимися» линиями развития, что порождает возникновение несистемных и неожиданных различий, которые не могут быть четко противопоставлены друг другу наличием или отсутствием какого-либо признака. Таким образом, «различие» теряет свое онтологическое значение, которое оно имело в доктрине структурализма, символизируя принцип бинаризма. Исходя из этого, Делез и Гваттари постулируют тождество «плюрализма-монизма», объявляя его «магической формулой», где различие поглощается недифференцированной целостностью и теряет свой заметный характер.
Примечательно, что ризома начала рассматриваться как символическая фигура художественной практики постмодернизма. В частности, итальянским теоретиком постмодернизма У. Эко, которым был создан в 1980 году самый популярный и «эталонный» образец постмодернистского романа «Имя розы», термин «ризома» был охарактеризован в качестве прототипа символического лабиринта, характерного для менталитета постмодернизма. У. Эко отметил, что при создании своего романа, он руководствовался именно этим образом [11, с. 263].
Интуитивизм
Интуитивизм – направление в философии, согласно которому, в роли единственно достоверного средства познания как окружающего мира, так и души человека является интуиция. Интуиция, в свою очередь, выступает в роли особой способности сознания, она не сводится ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению [23, с. 163].
Интуитивизм впервые появился на рубеже XIX-XX веков. Он противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия.
Представителями интуитивизма являются Бергсон, Гуссерль, Хайдеггер, Лосский, Франкл и другие.
В интуитивизме можно выделить два основных течения. Первое течение, предложенное французским философом Анри Бергсоном, характеизуется противопоставлением интуиции и интеллекта, который определяется Бергсоном как орудие оперирования с «мёртвыми вещами» – материальными, пространственными объектами.
Возникновение второго течения в основном связано с русской философией и особенно с именем Николая Онуфриевича Лосского, который не противопоставлял интеллект и интуицию, а, наоборот, способствовал его объединению как средства познания.
Лосский понимает под интуиционизмом учение о том, что познаваемый объект, даже несмотря на то, что он является частью внешнего мира, непосредственно включается сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. Лосским выделены три вида интуиции – чувственная, интеллектуальная и мистическая [19].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Понятие «постмодернизм» возникло на основе постмодерна. Используют данный термин применительно к таким сферам как философия, литература и искусство, с целью характеристики определенных тенденций в культуре в целом. Оно служит для обозначения следующих явлений:
1) новый период в развитии культуры;
2) стиль постнеклассического научного мышления;
3) новый художественный стиль, характерный для различных видов современного искусства;
4) новое художественное направление (в архитектуре, живописи, литературе и т.д.);
5) художественно-эстетическая система, сложившаяся во второй половине XX века;
6) теоретическое осмысление этих явлений (в философии, эстетике).
Впервые понятие «постмодернизм» в приближенном к сегодняшнему смысле, было употреблено еще в 1946 г. Арнольдом Тойнби, который с его помощью обозначил определенный этап развития западноевропейской культуры, обозначающий переход от политики, которая опирается на мышление в категориях национальных государств, к политике, которая учитывает глобальный характер международных отношений.
Несмотря на то, что понятие «постмодернизм» многозначно, существуют так называемые категории, которыми в процессе написания художественных произведений и оперируют сторонники этого жанра. Таковыми являются: ризома; интуитивизм; деконструктизация; репрезентация; метапроза; пастиш; «авторская маска»; фабуляция; интертекст; интертекстуальность; аллюзивность; языковая игра; авторская ирония.
В целом, среди особых примет постмодернизма можно назвать следующие:
1) лишен традиционного «я» – его «я» множественно, безлично, неопределенно, нестабильно;
2) выявляет себя посредством комбинирования цитации;
3) обожает состояние творящего хаоса, опьяняется процессом чистого становления; закодирован, даже дважды;
4) соединяет в себе несоединимое, элитарен и эгалитарен одновременно;
5) тянется к маргинальному, любит бродить «по краям»;
6) стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры, деиерхизирует иерархии, размягчает оппозиции;
7) дистанцируется от всего линейного, однозначного;
8) всегда находит возможность ускользнуть от любой формы тотальности;
9) релятивист;
10) всем видам производства предпочитает производство желания, удовольствие, игру;
11) никому не навязывается, скорее способен увлечь, соблазнить.
Говоря о характере постмодернизма, его можно назвать независимым, скептическим, ироническим, втайне сентиментальным, толерантным; при всем том основательно закомплексованым, однако стремящимся избавиться от комплексов.
1. Абдуллаева, Е.А. Универсальные и специфические особенности постмодернистского романа / Е.А. Абдуллаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2019. – №12 (828). – С. 132-149.
2. Алтухова, О.Н. Ономастический контекст в постмодернистской литературе: (на материале произведений В. Пелевина): автореф. дис. …канд. филол. наук : 10.02.01 / О.Н. Алтухова ; Волгоград. гос. пед. ун-т. − Волгоград, 2004. − 24 с.
3. Арнольд, И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения / И.В. Арнольд // Вопросы языкознания. − 1982. − № 4. − С. 89−93.
4. Блинова М.П., Пономаренко И.Н. Языковая игра в постмодернистском дискурсе / М.П. Блинова, И.Н. Пономаренко // Культурная жизнь Юга России. – 2012. – № 2(45). – С. 49-51.
5. Вельш В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия /В. Вельш // Путь. – 1992. – № 1. – С. 109–136.
6. Грицанов А.А., Можейко М.А. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск.: Книжный дом, 2001. – 1040 с.
7. Грякалов А.А., Прозерский В.В. Деконструкция и ее социально-культурный смысл. – Л.: ЛГИТМиК, 1987. – 327 с.
8. Гульельми А. Группа 63 // Называть вещи своими именами. – М., 1986. – С.185-194.
9. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество / Ф. Джеймисон // Вопросы искусствознания. – 2014. – XI(2/97). – С. 54-61.
10. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. – СПб.: Издательство «Петрополис», 1999. – 240 с.
11. Ильин, И.П. Постмодернизм / И.П Ильин // Современное зарубежное литературоведение (страны западной Европы и США): концепции, школы, термины. – М.: Интрада, 1996. – 317 с.
12. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П Ильин – М.: Интрада, 1996. – 252 с.
13. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 160 с.
14. Лиотар, Ж.Ф. Заметки о смыслах «пост» / Ж.Ф. Лиотар // Иностранная литература. – 1994. – № 1. – С. 56-59.
15. Литературные приемы постмодернизма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/blog.
16. Малахов, В.С. Постмодернизм, постмодерн. – М.: ТОН-Остожье, 1998. – 324 с.
17. Маньковская, Н.Б. Париж со змеями: Введение в эстетику постмодернизма. – М.: ИФРАН, 1995. – 103 с.
18. Новейший большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецова. СПб.; М.: Норинт; Рипол классик, 2008. – 373 с.
19. Основные направления литературоведческой мысли ХХ века: социалистический реализм, постмодернизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfilology.ru//137/osnovnye-napravleniia-literaturovedcheskoi-mysli-khkh-veka-sotsialisticheskii-realizm-postmodernizm.
20. Патнэм Х. Философия сознания. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 345 с.
21. Пелевин, В.О. Числа. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с.
22. Пигулевский, В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму: Научное издание. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Фолиант», 2002. – 418 с.
23. Психолого-педагогический словарь / Составитель: Рапацевич Е.С. – Минск: Современное слово, 2006. – 292 с.
24. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература / И. Скоропанова – М.: Флинта: Наука, 2011. – 608 с.
25. Смирнова, Ю.А. Аллюзивные имена собственные в контексте постмодернистского произведения / Ю.А. Смирнова // Этнокультурный и социолингвистический аспекты теории и практики преподавания языков. – Минск: БНТУ, 2015. – С. 485 – 488.
26. Страда В. Модернизация и постмодерность / В. Страда // Академические тетради. – 1996. – № 2. – С. 34-36.
27. Федорова, Л.Ф. Философские основания эстетики постмодернизма. Научно-аналитический обзор. – М.: ИНИОН, 1993. – 41 с.
28. Barthes R. Texte // Encyclopaedia universalis. – P., 1973. – Vol. 15. – P. 78.
29. Derrida J. Positions, 1972. – 136 р.
30. D'haen T. Postmodernism in American fiction and art Approaching postmodernism: Papers pres..at a Workshop on postmodernism, 21-23 Sept. 1984, Univ. of Utrecht / Ed. by Fokkema D., Bertens H. – Amsterdam; Philadelphia, 1986. – P. 211-231.
31. Jameson F. The political unconscious: Narrative as a socially symbolic act. – Ithaca, 1981. – 246 p.
32. Kristeva J. Narration et transformation // Semiotica. – The Hague, 1969. – No 4. – P.422-448.
33. Malmgrem, С.D. Fictional space in the modernist and postmodernist American novel. – Lewisburg, 1985. – 240 p.
34. Poirier R. The politics of self-parody // Partisan rev. – N. Y., 1968. – Vol. 35, N 3. – P. 327-342.
35. Spaemann R., R. Löw, P. Koslowski (Hrsq.) Evolutionismus und Christentum. Weinheim. – VCH: Acta humaniova, 1986. – 214 S.
36. Vattimo G. Nihilismus und Posmoderne in der Philosophic // Wege aus Moderne: Schlüsseltexte der Postmoderne. – Diskussion. – 324 S.
37. Wellmer A. Kunst und industrielle Revolution. Zur Dialektik von Moderne und Postmoderne. – Berlin: Akad. Verl, 1994. – 240 S.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты