Право на здоровье как международно-правовая категория
МИТСО (Международный университет) Витебский филиал
Диплом
на тему: «Право на здоровье как международно-правовая категория»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Право на здоровье как международно-правовая категория
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ
1.1 Исторические предпосылки международно-правового закрепления права на здоровье
1.2 Концептуальные основы выделения права на здоровье в отдельную категорию социальных прав человека
2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ ПО ПРАВУ НА ЗДОРОВЬЕ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1 Понятие и содержание «права на здоровье» по международному законодательству и законодательству Республики Беларусь
2.2 Характер международных обязательств по праву на здоровье и международно-правовые критерии по его реализации
2.3 Международное сотрудничество по обеспечению качества системы здравоохранения
3 ВКЛАД НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В ТОЛКОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДОРОВЬЕ
3.1 Законодательство государств по праву на здоровье и основные виды его нарушений
3.2 Судебная практика государств по защите права на здоровье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. Конституция Республики Беларусь содержит широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которые необходимо полностью обеспечивать и защищать. Одна из основных позиций основы правового статуса личности в нашей стране принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья (ст. 45) [30].
Здоровье человека – одна из основных социальных ценностей и предпочтений современного цивилизованного общества, величайший общественный и личный интерес и богатство, а также основа национальной безопасности. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это определение получило широкое распространение и стало стандартом в концепции здоровья человека [49].
Благополучное состояние здоровья населения есть фактор устойчивого развития государства и общества. В Указе Президента Республики Беларусь «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» № 575 от 9 ноября 2010 года, среди факторов национальной безопасности Республики Беларусь было выделено повышение общего уровня здоровья населения, охрана здоровья матери и ребенка [42].
Факторами, оказывающими негативное влияние на национальную безопасность в области общественного здравоохранения, являются неадекватность национальной политики в области общественного здравоохранения в обеспечении доступности медицинских услуг и реализации медицинской безопасности для людей, несовершенная действующая система медицинского страхования. Научно-техническая медицинская система недофинансируется, квалификация медицинского персонала и медицинского персонала невысока, а нормативно-правовая база в этой области несовершенна.
Существуют все основания утверждать, что система здравоохранения вносит существенный «вклад» в тревожный процесс повышения уровня смертности – и в силу нехватки средств, и потому, что система управления, организации и финансирования отрасли не позволяет эффективно распорядиться имеющимися средствами. Медицинское обслуживание – важнейшая отрасль социальной сферы, которая также находится в центре внимания многих вопросов. Организация и функционирование частного здравоохранения фактически выходят за рамки законодательства, что не способствует эффективной реализации права на охрану здоровья и его важнейшего компонента – права на охрану здоровья. В настоящее время становится все более очевидным, что одно лишь лечение не может предотвратить ухудшение показателей здоровья. В связи с этим необходимы новые и эффективные меры по обеспечению качества, особенно для формирования стереотипов здорового образа жизни у каждого человека.
Указанные обстоятельства указывают на актуальность данного исследования. Прогрессирующее ухудшения здоровья человека в Республике Беларусь неизбежна, если уже сейчас не признать на деле, что общественное и индивидуальное здоровье человека является приоритетным правом и благом, нуждающимся в полноценном обеспечении и защите любыми не запрещенными законом средствами и способами.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и медицинского обеспечения, возникающие в процессе закрепления, реализации и защиты права граждан на охрану здоровья.
Предмет исследования – нормы международного права, обеспечивающие право на здоровье, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях по теме исследования, материалы судебной практики.
Цель дипломной работы – комплексный и всесторонний анализ права на здоровье как международно-правовой категории.
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ
1.1 Исторические предпосылки международно-правового закрепления права на здоровье
В настоящее время как важное право человека право на здоровье включено во многие универсальные и региональные международно-правовые документы. Оно занимает должное место в основных социальных правах человека.
Хотя право каждого человека на здоровье общепризнано, следует отметить, что это право не в полной мере учитывается во внутренних социальных проектах и процессах нормотворчества. В этой связи задача состоит в том, чтобы объяснить значение и содержание права на здоровье и его взаимодействие с другими основными правами человека, что нашло отражение в некоторых научных исследованиях. В данной статье предпринята попытка проанализировать происхождение права на здоровье и факторы, которые способствовали продвижению этого права на уровень международного права [2, c. 71].
В науке международного права нет фундаментальных работ по истории права на здоровье. Эти аспекты носят фрагментарный характер и должны обсуждаться в контексте анализа истории становления и развития международного права в области прав человека.
Истоки права на здоровье логично следует искать в рамках общих истоков становления прав человека. Мнения ученых по вопросу о первом упоминании о правах человека во внутригосударственных актах существенно рознятся. Например, профессор Л. Харт считает, что истоки прав человека следует искать в Декларации независимости США 1776 года, которая гласит: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» [17, с. 26].
Другие ученые полагают, что права человека в их нынешнем виде берут начало во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в преамбуле которой сказано, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» [18]. Но, ни в первом, ни во втором из этих актов нет прямого упоминания о праве на здоровье. Так же не упоминается о праве на здоровье ни в американском Билле о правах 1791 года, ни в британской Великой хартии вольностей (Magna Charta) 1215 года [43] и британском Билле о правах 1689 года [10, с. 239]
Особое внимание заслуживает мнение проф. Дж. Морсинка, который считает, что положение о медицинском уходе во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. оказалось «под влиянием социалистических идей, пришедших из Латинской Америки» [57, с. 192].
В связи с этим утверждением обратимся к работе профессор М.-А. Глендон, в которой дается анализ возникновения и развития прав человека в Латинской Америке. Ученые пришли к выводу, что это право не является продуктом социалистической идеологии. Оно основано главным образом на христианском учении церкви о защите человеческого достоинства и социальной справедливости [53, с. 29]. Этот пункт был впервые нормативно закреплен в Латинской Америке, в частности в Конституции Мексики 1917 года. Конституция Мексики 1917 года содержала элементы права на здоровье, такие как право женщин на медицинские и акушерские осмотры, лекарства, помощь няни и присмотр за детьми. Также в Конституции Мексики 1917 года были предусмотрены положения о предоставлении лекарств и медицинской помощи всем членам семей рабочих. Мексика обязуется принимать профилактические меры в соответствии с Конституцией для предотвращения возникновения серьезных заболеваний и эпидемий.
2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ ПО ПРАВУ НА ЗДОРОВЬЕ НА УНИВЕРСАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1 Понятие и содержание «права на здоровье» по международному законодательству и законодательству Республики Беларусь
Право на здоровье принадлежит ко второму поколению прав человека, так называемым социальным правам, а также к праву на труд, образование, жилище, достойную жизнь, социальное обеспечение и социальную защиту. По сравнению с первым поколением (гражданские права и политические права) это право позже было введено в оборот науки. Социальные права и свободы, а также экономические права и свободы считаются положительными, поскольку реализация этих прав и свобод требует, чтобы государство напрямую участвовало в планировании, координации, организации, составлении и реализации других мер по обеспечению этих прав, включая создание и реализация этого набора прав и свободных институтов (особенно создание специальных государственных институтов), материальные, финансовые и правовые условия, а также реализация этих прав и свобод должны быть гарантированы. Государство должно делать все возможное для содействия юридическому сопровождению и созданию эффективных условий для его реализации [57, с. 120].
На сегодняшний день исследования международного поведения, внутреннего права и прав человека предоставили множество способов определить концепцию права на здоровье и выделить структурные элементы этого права. Отсутствие единого подхода к содержанию права на здоровье может стать препятствием для реализации этого права на национальном и международном уровнях. В связи с этим необходимо достичь консенсуса по единому определению права на здоровье, выделить его структурные элементы и помочь сформулировать направления национальной политики [21, c. 151].
Обычно здоровье определяется болезнью, а точнее ее отсутствием. Определение болезни (заболевания) обычно принимается как нарушение, неисправность, дефект физической и/или психической функции. Принято считать, что это заболевание нарушает физиологические нормы. С биологической точки зрения здоровье – это отсутствие болезней (физических и психических), дефектов, физических неудач и всех этих патологических явлений (нарушения адаптации, контроля физической активности, изменения энергетического баланса и прочее) [1, с. 29]. Например, Сигерист считал, что «здоровье – это не просто отсутствие болезней: это нечто положительное, радость жизни, бодрое принятие личностью всей ответственности, возлагаемой на человека жизнью. В соответствии с этим определением он утверждал, что мы должны воспринимать здоровье не только как физическое или душевное состояние человека, но и как социальное явление» [2, с. 56].
Поэтому здоровье человека нельзя просто объяснить отсутствием болезней, дискомфорта и дискомфорта. Здоровье – это состояние, позволяющее человеку вести неограниченный свободный и здоровый образ жизни, то есть состояние духовного, физического и социального благополучия. Но в данном случае речь идет о личном здоровье, личном состоянии.
Если говорить об обществе как социальном организме, то в данном случае его характеристикой будет понятие «общественное здоровье», которое можно определить как такое состояние. Это социальное качество – отсутствие болезней и организма [1, с. 32].
С точки зрения условий и образа жизни концепция общественного здравоохранения напрямую связана со стратегиями и социальной политикой по защите и улучшению здоровья человека, что позволяет нам более всесторонне и всесторонне выявлять социальные условия здоровья человека, формулировать эффективные меры профилактики заболеваний и способствовать здоровью и здоровому развитию.
3 ВКЛАД НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В ТОЛКОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДОРОВЬЕ
3.1 Законодательство государств по праву на здоровье и основные виды его нарушений
Первое место по правовому регулированию права на охрану здоровья занимает Основной Закон нашего государства – Конституция. Как уже упоминалось ранее, он гарантирует право граждан Республики Беларусь на получение медицинской помощи, в том числе на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия для получения всеми гражданами доступной медицинской помощи [30].
В Республике Беларусь принято большое количество законов и подзаконных актов в области законодательства в области здравоохранения, отражающих права пациентов. Так, например, к их числу относятся закон «О здравоохранении», законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О трансплантации органов и тканей человека», «О донорстве крови и ее компонентов» и другие.
В законе «О здравоохранении» правам граждан и отдельных групп населения посвящены специальные главы [37]. Впервые широко представлены права пациентов, включая право пациента на информацию о состоянии своего здоровья (статья 30), право выбора врача (статья 29), право на согласие и отказ от медицинского вмешательства (статьи 27, 28), право на допуск священнослужителя для отправления культовых обрядов в стационаре (статья 29).
Закон «О здравоохранении» предусматривает, что все граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья. Это право включает бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения.
Вопросы страхования жизни и здоровья граждан Республики Беларусь нашли свое отражение в законе «О страховании» [40].
В 1997 году был принят Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» [38]. Отмечая важность каждой статьи закона, необходимо указать на ее общие недостатки. Трансплантат относится к органу или ткани, используемым для трансплантации. Закон не предусматривает возможности трансплантации. Перечень трансплантатов определяется республиканским государственным органом по вопросам здоровья. Закон не распространяет права человека на сферу эмбриональной трансплантологии.
Юридическое оформление трансплантации еще не нашло отражения в законе и соответствующих правовых нормах. Это также не отражено в Гражданском кодексе Республики Беларусь. В современной мировой практике трансплантация оформляется двумя соглашениями. Один из них – это отчуждение органов или тканей между донором и медицинским учреждением; его наиболее приемлемое название – договор о донорстве. Второй договор фиксирует отношения между медицинским учреждением и реципиентом в отношении трансплантации органа или ткани реципиенту в целях спасения жизни и восстановления здоровья и может рассматриваться как договор на оказание медицинских услуг.
Забор и заготовку органов и тканей могут осуществлять только государственные учреждения здравоохранения. Во избежание злоупотреблений в отношении предполагаемого донора. Изъятие органов и тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время как важное право человека право на здоровье закреплено во многих универсальных и региональных международно-правовых документах. Он занимает должное место в основных социальных правах человека.
Хотя право каждого на здоровье общепризнано, необходимо признать, что этому праву не уделялось достаточного внимания в процессе внутренних социальных проектов и нормотворчества. В связи с этим задача состоит в том, чтобы прояснить значение и содержание права на здоровье и взаимодействовать с другими основными правами человека, что нашло отражение во многих научных исследованиях. В данной статье делается попытка проанализировать происхождение права на здоровье и факторы, способствующие достижению права подняться до уровня международного права.
Концепция неотъемлемых прав, присущих каждому, не является достаточной концептуальной основой для оправдания права на здоровье. Путем анализа различных теорий, концепций и методов, связанных с ролью социальных интересов (государственных и общественных), пришли к выводу, что существующие научные разработки не дают подробных ответов на вопрос о том, каковы могут быть общественные интересы. Вместе с тем, анализ научных подходов, построенных на «общественном интересе», позволяет признать, что выявление социального интереса, на котором базируется право на здоровье, является результатом общественного процесса. Консенсус, требуемый для достижения подобного результата в международных договорах по правам человека, всегда будет носить незавершенный в концептуальном плане характер. Таким образом, действующие основные международные договоры о правах человека отражают общий консенсус в отношении неотъемлемых моральных ценностей человека и должны рассматриваться как цель, а не средство. Из этого следует, что наивысший достижимый уровень здоровья человека полностью отвечает интересам общества, и право на здоровье концептуально основано на этом.
Право на охрану здоровья принадлежит ко второму поколению прав человека, так называемым социальным правам, которые соседствуют с правом на работу, образование, жилище, достойную жизнь, социальное обеспечение и социальную защиту. Это право было введено в оборот науки несколько позже, чем права первого поколения (гражданского и политического). Социальные права и свободы, такие как экономические права и свободы, классифицируются как позитивные, потому что их реализация требует от государства прямого участия в реализации планирования, координации, организации, организации и других мероприятий по обеспечению этих прав, включая создание систем. (в частности, создание специальных государственных учреждений), должны быть гарантированы материальные, финансовые и правовые условия для реализации этого набора прав и свобод, а также их практическое применение. Государство должно всеми возможными способами обеспечить его правовое сопровождение и создать эффективные условия для его реализации.
К настоящему времени исследования в области международного права, национального законодательства и прав человека предложили множество методов для определения концепции права на охрану здоровья и выделения структурных элементов этого права. Отсутствие единого подхода к содержанию права на здоровье может стать препятствием для его реализации на национальном и международном уровнях. Поэтому представляется необходимым достичь консенсуса в отношении права на здоровье и дать единое определение внимания и выделить его структурные элементы, которые помогут определить направление политики страны.
1. Абашидзе, А.Х. Всеобщая декларация прав человека — величайший акт в истории человечества / А.Х. Абашидзе // Российский ежегодник международного права, 2008. – СПб., 2009. – С. 209-214.
2. Абашидзе, А.А. Новое поколение прав человека: соматические права / А.Х. Абашидзе // Московский журнал международного права. – 2009. – № 1 (73). – C. 69-82.
3. Абашидзе, А.Х. Юбилей африканской системы прав человека и народов / А.Х. Абашидзе // Евразийский юридический журнал. – 2012. –№ 2 (45). – С. 22-25.
4. Абашидзе, А.Х. Дерендяева Э.Б., Музалева О.С. Межамериканская система защиты прав человека // Региональные системы защиты прав человека: Учеб. пособие / Отв. ред. А.Х. Абашидзе. – М.: РУДН, 2012. – С. 276-337.
5. Арстамбек, А.А. Международное сотрудничество в сфере здравоохранения: проблемы и тенденции на современном этапе / А.А. Арстамбек // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2014. – № 6. – Режим доступа: http:www.eizvestia.isea.ru›pdf.aspx?id=19815.
6. Африканская хартия о правах и благосостоянии ребенка 1990 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.applyhumanrights.com/ru/kb/children/14/101-africa.
7. Аюшиев, А.Д. Финансирование здравоохранения в России: результаты и пути развития / А. Д. Аюшиев, А. М. Баженов. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 159 с.
8. Баева, О.Н. Сфера социально значимых услуг: теоретические и прикладные аспекты деятельности организаций: в 2 ч. / под общ. ред. Т.Д. Бурменко, О.Н. Баевой. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. –Ч. 1. – 380 с.
9. Балашенко, С.А. Права человека: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; науч. ред.: С.А. Балашенко, Е.А. Дейкало. – Минск: Юнипак, 2015. – 200 с.
10. Безручко, Е.В. Право человека на охрану здоровья в международном законодательстве / Е. В. Безручко // Юристъ-Правоведъ. – 2010. – № 3(40). – С. 110-112.
11. Белоусова, А.А. Обеспечение права человека по современному международному праву / А.А. Белоусова // Актуальные проблемы современного международного права: материалы ежегодной Межвузовской научно- практической конференции (Москва, 8–9 апреля 2011 г.) / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева: в 2 ч. – М.: РУДН, 2012. – С. 318–322.
12. Белоусова, А. А. Право на здоровье в международном праве: история становления / А. А. Белоусова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. – № 3. – С. 270-278.
13. Белоусова, А.А. Концептуальные аспекты, повлиявшие на международно-правовое закрепление права человека на здоровье / А.А. Белоусова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. – М.: РУДН, 2014. – № 4. – С. 314-329.
14. Борисова-Жарова, В.Г. Международно-правовые основы обеспечения права человека на здоровье: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10 / В.Г. Борисова-Жарова. – М., 2008. – 175 л.
15. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
16. Горев, В.П. Экономика России в системе международных конкурентных отношений / В. П. Горев. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 161 с.
17. Декларация независимости США 1776 г. // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство: Пер. с англ. / Сост. В.И. Лафитский; под ред. и со вступ. ст. О.А. Жидкова. – М.: Прогресс, Универс, 1993. – С. 25-28.
18. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Французская Республика: Конституция и законодательные акты. – М., 1989. – С. 26-29.
19. Диалло, С. Актуальные проблемы современного международного права: материалы X ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. П. Блищенко : в 2 ч., Москва, 13–14 апреля 2012 года / Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2012. – 636 с.
20. Дополнительном протоколе к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав 1988 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39605365.
21. Дорина, В.В. Понятие и структура права охраны на здоровье в международном праве / В.В, Дорина // Вестник Полоцкого государственного университета, серия D. Экономические и юридические науки. – 2019. – № 5. – С. 149-156.
22. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/.
23. Европейский Суд в Постановлении от 18 июня 2015 года по делу «Фанзиева (Fanziyeva) против России», принятом по жалобе № 41675/08.
24. 60. Замечание общего порядка № 14 : Право на наивысший достижимый уровень здоровья (статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), 11 августа 2000 г., E/C.12/2000/4 [Электронный ресурс] : Портал УВКБ ООН. – Режим доступа: https://www.refworld.org.ru/docid/ 47ebcc3c2.html.
25. Капралова, Е.В. Конституционное право на охрану здоровья: его содержание и законодательное обеспечение / Е.В. Капралова, Е.С. Сергеева // Вестн. Нижегород. гос. ун-та им. Лобачевского. – 2011. – № 1. – С. 295–302.
26. Кесслер, К. Здравоохранение в Германии / К. Кесслер // Медицинский экспресс. 25 ноября 2012. – Режим доступа: http://med-express.blogspot.ru/ 2012/11/GermanHealth.html.
27. Климова, Н.Б. Здравоохранение Франции / Н.Б. Климова // Экономика и практика обязательного медицинского страхования. – 2002. – № 5. – С. 4–7.
28. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.
29. Конвенция Организации Объединённых Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1010712.
30. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
31. Конституция США 1787 г. // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство: Пер. с англ. / Сост. В.И. Лафитский; под ред. и со вступ. ст. О.А. Жидкова. – М.: Прогресс, Универс, 1993. – С. 29-50.
32. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.
33. Медведев, С. Концепция глобальных общественных благ: возможности и ограничения / С. Медведев, И. Томашов // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – № 12. – С. 38-40.
34. Медицина и здравоохранение в США. URL: https://usaprosto.ru/zhizn/besplatnaya-medicina-v-ssha.html.
35. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
36. Москаленок, В.Ф. Объем и принципиальное содержание права на здоровье в международных нормативноправовых актах / В.Ф. Москаленок // Медицинское право. – 2006. – № 4 (14). – С. 10–21.
37. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-XII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.12.2020 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
38. О трансплантации органов и тканей человека: Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 года № 28-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2021 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
39. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 года № 340-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2019 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
40. Об основах государственного социального страхования Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 года № 3563-XII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2017 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
41. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г., № 323-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/.
42. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» № 575 от 9 ноября 2010 года: Указ Президента Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями от 24.01.2014 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
43. Петрушевский, Д.М. Великая Хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века / Д.М. Петрушевский. – М., Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1915. – 263 с.
44. Помазкова, С.И. Проблемы соотношения международного и национального права в сфере здравоохранения / С.И. Помазкова // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 3. – С. 33-36.
45. Пучкова, В. В. Зарубежный опыт реализации конституционного права граждан на охрану здоровья: проблемы и перспективы правового обеспечения / В. В. Пучкова, В. И. Цергер // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 1(46). – С. 375-379.
46. Сорокина, Т.В. Финансовое обеспечение социально значимого бюджетного сектора региона в условиях российского федерализма / Т. В. Сорокина. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. – 280 с.
47. Тоебес, Б. Право на здоровье: Теория и практика / Б. Тоебес. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 370 с.
48. Томсинов, В.А. Славная революция 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах / В.А. Томсинов. – М.: Зерцало-М, 2010. – 250 с.
49. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (г. Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901977493.
50. Хасан, Мохаммад. Право человека на охрану здоровья в международном праве / М. Хасан // LexRussica // Науч. труды МГЮА. – 2008. – № 6. – С. 1495–1505
51. Эртель, Л.А. Право на здоровье: некоторые институциональные новеллы [Электронный ресурс] / Л.А. Эртель // КиберЛенинка. – Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-prava-na-zdorovie-nekotorye-institutsionalnye-novelly. – Дата доступа: 20.02.2019.
52. Carroza P. From Conquest to Constitution: Retrieving a Latin American Tradition of the Idea of Human Rights // Human Rights Quarterly. — 2003. — Vol. 25.
53. Glendon M.-A. The Forgotten Crucible: The Latin American Influence of the Universal Human Rights Idea// Harvard Human Rights Journal. — Vol. 16. — P.27-39.
54. Griffin, J. On Human Rights / J. Griffin. – Oxford: OUP, 2008. – 177 р.
55. Guess R. History and Illusion in Politics. CUP, 2001. – 350 р.
56. Kinney E. D. Yealth care financing and delivery on the United States, Mexico, and Canada: establishing intentional principles for sound integration / E. D. Kinney // Wisconsin International Law Journal. — 2009. — № 3. — P. 935-965.
57. Morsink Jh. The Universal Declaration of Human Rights: Origins, Drafting and Intent. – University of Pennsylvania Press 1999. – 378 р.
58. Riedel E. The Human Right to Health: Conceptual Foundations // Chapham A., Robinson M., Mahon Ch., Jerbi S. (eds.). Realizing the Right to Health. Ruffer and Rub. – Zurich, 2009. – Р. 32.
59. Roosevelt F.D. The State of the Union Address to Congress, 6 January 1941// Rosenman S. (ed.). The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt. – Random House, 19381950.
60. O`Neill O. The Dark Side of Human Rights // Intl Affairs. – 2005. – № 81. – Р. 427
61. Schroeder, D. Digniti: One, two, three, four, five, still counting // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. – 2010. – 19 (1). – Р. 118-125.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты