Связь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у врачей
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Связь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у врачей»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
251.00 BYN
Связь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у врачей
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная психология
Организация: Военный госпиталь № 432 (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник на эмоциональный интеллект (ЭмИн) Д.В. Люсина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Эмоциональное выгорание как психологический феномен
1.2. Понятие и сущность эмоционального интеллекта
1.3. Эмоциональный интеллект и синдром выгорания у врачей
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ
2.1. Программа эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования эмоционального интеллекта врачей различных специальностей
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования эмоционального выгорания врачей различных специальностей
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования связи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания врачей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях распространения коронавирусной инфекции, необходимости сохранения здоровья населения профессия медицинского работника приобретает особую востребованность и значимость. Усилия врачей, которые они прилагают для ответственного выполнения своей работы, не всегда возмещаются. Кроме того, работа в стрессовых и напряжённых условиях, с пациентами, испытывающими страх, тревогу и недоверие к другим может привести к появлению синдрома эмоционального выгорания. Развитие данного синдрома негативно отражается на эффективности труда врача, а также на самой личности специалиста.
В основе профессиональной деятельности врачей лежит эмоциогенность. Специалист в связи с необходимостью качественного выполнения своих обязанностей вынужден управлять своими эмоциями, сохранять спокойствие, несмотря на нахождение в поле отрицательных эмоций, взаимодействие с пациентами, которые часто проявляют агрессию, требуют проявления сочувствия и поддержки.
В этой связи эмоциональный интеллект можно рассматривать в качестве профессионального качества врача, которое позволяет понимать эмоции пациента, оказывать необходимую помощь, вызывать у него положительные эмоции, давать надежду на выздоровление. Кроме того, эмоциональный интеллект может выступать личностным ресурсом врача, позволяющим регулировать собственные эмоции, не допускать негативного влияния особенностей профессиональной деятельности на личность и эмоциональное состояние. Иначе на фоне снижения внутренних ресурсов и появления профессионального стресса повышается риск развития эмоционального выгорания.
В современной психологии феномен эмоционального выгорания является достаточно изученной проблемой, в том числе в сфере здравоохранения. К этому вопросу обращались К. Масла, С. Джексон, М.Э. Далин, Б. Рунесон, Н.Е. Водопьянова, А.Ю. Василенкo, Л.Г. Дикая, В.В. Косарев, В.Е. Орел, Т. В. Фoрманюк, А.А. Винокур др. Стрессовые состояния в профессиональной рабочей среде рассматривали А.А. Винокур, Э.Ф. Зеер, Л.И. Ларенцова, М.Д. Петраш и другие.
Достаточно много диссертационных работ посвящается изучению эмоционального выгорания у врачей различных специальностей (Н.А. Багрий, Л.В. Золотухина, В.В. Лукьянов, В.Я. Сазонов, Т.Ю. Фокина и др.).
Феномен эмоционального интеллекта подробно рассмотрен зарубежными специалистами и отечественными авторами (Дж. Майер, Д. Гоулман, Ю.Н. Алпаева, И.Н. Андреева, O.A. Белкина, Н.Н. Демиденко, А.В. Карпов, Д.В. Люсин, Т.И. Солодкова, С.В. Умняшкина и др.). \Вместе с тем, проблема связи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у врачей недостаточно освещена в современной психологии. Имеются единичные исследования, посвященные данной проблематике (Н.Г. Васильева, О.И. Лебединцева).
Несмотря на множество научных трудов в области эмоционального интеллекта, в частности работы, связанные с изучением свойств личности и способностей личности, которые являются частью структуры эмоционального интеллекта и имеют ключевое значение в жизни человека, его влияние на профессиональную деятельность все же остается исследованной недостаточно полно. В целом, ученые сходятся в том, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем более продуктивно поведение. И, наоборот, чем ниже его уровень, тем выше риск развития различных форм социальной дезадаптации личности.
Актуальность темы обусловлена ростом эмоционального выгорания врачей на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в нашей стране и во всём мире. Сегодня в руках врачей находится не только здоровье населения, но и собственное психическое и соматическое здоровье.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Эмоциональное выгорание как психологический феномен
Личность человека подвергается негативным влияниям, которые обусловлены профессиональной деятельностью. Специалист, работающий в напряженных условиях, подвергающийся давлению ряда факторов, особенно подвержен профессиональной деформации. В таком случае происходят изменения в когнитивной и эмоциональной сфере, трансформируется система отношений, установки к субъектам деятельности, характер взаимодействия с ними, психическое состояние.
В процессе эмоционального выгорания ослабевают защитные механизмы, потому часто работник не может противостоять негативным внешним влияниям, что вызывает процесс деформации. Синдром психоэмоционального выгорания работника уже более 30 лет является объектом исследований, проводимых в рамках зарубежной психологии. В отечественной науке данная проблема стала разрабатываться сравнительно недавно. В связи с этим исследователь Э.Э. Сыманюк отмечает, что в отечественной психологии научный интерес к данной проблеме пробудился относительно недавно [49, с. 4].
Труды, посвященные эмоциональному выгоранию, берут свое начало в 1970-е гг. в США. Американскому психиатру Х. Фреденбергеру принадлежит заслуга в том, что ему удалось впервые описать и охарактеризовать данный синдром на примере своих коллег, которые демонстрировали признаки эмоционального выгорания. Психиатр выделил в синдроме эмоциональную опустошенность, утрату желания работать, стремление снять с себя ответственность и снизить степень обязанностей. При этом, Х. Фреденбергер предпочитал использовать термин «burnout» («сгорание»), которым затем обозначил характеристику психологического состояния здорового специалиста, который на фоне требований к профессии часто и интенсивно вступает в контакты с другими людьми, вынужден находится в напряженной атмосфере и помогать им [41, с. 92].
В литературе можно обнаружить огромное число определений эмоционального выгорания. Представители различных подходов подчеркивают конкретные спектры в предлагаемых определениях. С позиций интерперсонального подхода К. Маслач и С. Джексон рассматривали эмоциональное выгорание как «ответную реакцию на продолжительные профессиональные стрессы в коммуникативной области, включающую в себя три базовых компонента: деперсонализацию, сильнейшее эмоциональное истощение, редукцию персональных достижений» [35].
В модели К. Маслач и С. Джексона эмоциональное выгорание включает такие компоненты, как: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений [35].
Эмоциональное истощение проявляется в появлении чувства пустоты, напряжения, угнетенности, психической усталости, снижении энергичности и общего тонуса, появлении эмоциональных срывов. Человек теряет интерес выполняемой работе, ощущает, что его ресурсы снижаются. Чувства начинают приобретать негативный окрас [56, с. 230].
Деперсонализация предполагает появление у специалиста негативного и циничного отношения к другим. Работника начинает безразлично относиться к пациентами или клиентам, формально выполнять свою работу. У лиц, неспособных контролировать свои эмоциональные реакции, могут наблюдаться не только открытый негативизм, но и вспышки гнева, агрессивные реакции [1].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ
2.1. Программа эмпирического исследования
В ходе работы было организовано исследование связи уровня эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей.
Цель исследования: выявить наличие или отсутствие связи между уровнем эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- определить и сравнить уровень эмоционального интеллекта у врачей в зависимости от специальности и пола;
- диагностировать и уровень профессионального, эмоционального выгорания у врачей в зависимости от пола, возраста, стажа работы, специальности, уровня удовлетворённости условиями труда;
- выявить наличие или отсутствие связи уровня эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей.
В исследовании приняли участие 75 врачей Военного госпиталя № 432 г. Минск. Выборку составили 3 группы: 30 хирургов, 30 терапевтов и 15 психотерапевтов-психиатров. Возраст исследуемых от 25 до 63 лет. Среди врачей 56 мужчин и 19 женщин. Стаж работы от 2 лет до 40 лет.
В ходе проведения исследования наряду с возрастом, стажем работы испытуемые отвечали на вопрос: «Удовлетворены ли Вы условиями своего труда». В качестве ответа респондентам предлагалось оценить уровень удовлетворенности условиями труда по шкале от 1 до 10 баллов.
Для получения достоверных данных было принято решение использовать следующие методики:
1. Для измерения уровня эмоционального интеллекта – тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина – 46 вопросов. Тест содержит 9 шкал:
- межличностный ЭИ, отражающий способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими;
- внутриличностный ЭИ - способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими;
- понимание эмоций (ПЭ) - способность к пониманию своих и чужих эмоций;
- управление эмоциями (УЭ) - способность к управлению своими и чужими эмоциями;
- понимание чужих эмоций (МП) - способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей;
- управление чужими эмоциями (МУ) - способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций;
- понимание своих эмоций (ВП) - способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию;
- управление своими эмоциями (ВУ) - способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные;
- контроль экспрессии (ВЭ) – способность контролировать внешние проявления своих эмоций (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Эмоциональное выгорание рассматривается как состояние эмоционального истощения и физического утомления, сопровождающееся изменениям когнитивной сферы, угасанием внутренних ресурсов. В качестве причины выгорания выступает стресс на работе, который может быть вызван условиями труда, межличностными контактами, несоответствием личности работника требованиям профессии. Основными факторами выгорания являются внутренние (личностные качества субъекта) и внешние (условия труда, содержание профессиональной деятельности).
2. Эмоциональный интеллект рассматривается как интегральное личностное образование, состоящее из ряда способностей и личностных особенностей, позволяющих понимать собственный мир, эмоциональные состояния других людей, воздействовать на их эмоции, управлять собственными эмоциональными реакциями, использовать эти способности для эффективного взаимодействия с самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект может быть межличностным и внутриличностным, выступать ценным личностным ресурсом и профессиональным качеством.
3. Эмоциональное выгорание у врачей обусловлено спецификой профессиональной деятельности и проявляется в эмоциональном истощении, циничном отношении к пациентам, редукции личных достижений. Факторами возникновения эмоционального выгорания у медицинских работников являются: возраст, опыт работы, пол, специальность, личностные особенности. Эмоциональный интеллект выступать личностным ресурсом в борьбе с эмоциональным выгоранием, так как он обеспечивает саморегуляцию, адекватное ситуации выражение эмоций, высокую стрессоустойчивость, адекватное понимание эмоций и умение их анализировать, позволяет сохранить психологическое здоровье медицинского работника. Эмоциональный интеллект может выступать профессиональным качеством медицинского работника, та как он позволяет более эффективно выстраивать взаимодействие с пациентами и выполнять свои профессиональны обязанности.
4. В результате исследовании выявлены различия в уровне эмоционального интеллекта у врачей в зависимости от пола и специальности. У хирургов на достоверном уровне более развит эмоциональный интеллект и выраженность всех его компонентов, по сравнению с терапевтами. Показатели эмоционального интеллекта у врачей в зависимости от пола достоверно не различаются. При этом, эмоциональный интеллект более развит у врачей, которые удовлетворены своим трудом.
Выявлены различия в уровне эмоционального интеллекта у врачей в зависимости от пола, возраста, стажа работы, специальности, уровня удовлетворённости условиями труда. В частности, у терапевтов более выражен синдром эмоционального выгорания в целом и выраженность таких его компонентов, как эмоциональное истощение и деперсонализация, чем у хирургов. Среди хирургов и терапевтов у мужчин выше редукция личных достижений, чем у женщин. Следовательно, в ходе исследования также были доказаны следующие гипотезы: 1) существуют различия в уровне эмоционального выгорания у врачей в зависимости от пола и специальности (подтвердилась частично); 2) существуют различия в уровне эмоционального интеллекта у врачей в зависимости от пола, возраста, стажа работы, специальности, уровня удовлетворённости условиями труда.
Выявлены отрицательные связи между эмоциональным интеллектом и синдромом выгорания у врачей. Чем выше способности к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями, тем ниже выраженность синдрома эмоционального выгорания. Следовательно, в ходе исследования была доказана гипотеза о том, что существует связь между эмоциональным интеллектом и синдромом выгорания у врачей: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ниже эмоциональное выгорание.
1. Алпатьева, Ю.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у медицинских работников / Ю.Н. Алпатьева. – Челябинск, 2010. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info.
2. Андреева И.Н. О становлении понятая «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83-96.
3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
4. Багрий, М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.А. Багрий. – Москва, 2009. – 27 с.
5. Белкина O.A. Феноменология эмоционального интеллекта / O.A. Белкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2009. – № 4. – С. 47-62.
6. Береснева, О.Е. Эмоциональный интеллект как ресурс регуляции профессиональной деятельности медицинского работника / О.Е. Береснева // Школа Науки. – 2021. – № 5 (42). – С. 83-85.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 469 с.
8. Булыгина, В.Г. Эмоциональное выгорание у специалистов общей и судебно-психиатрической практики (аналитический обзор) / В.Г. Булыгина, А.С.Петелина // Российский психиатрический журнал. – 2013. – № 6. – С. 24–30.
9. Васильева, Н.Г. Взаимосвязь особенностей эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.Г. Васильева. – СПб., 2016. – 26 с.
10. Великанова, Л.П. Динамические характеристики синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Л.П. Великанова // Медицинская сестра. – 2014. – № 8. – С. 22-25.
11. Ветлужская, М.В. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза / М.В. Ветлужская // Интеграция образования. – 2019. – № 3. – С. 404-422.
12. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
13. Говорин, Н.В. Синдром эмоционального выгорания у врачей / Н. В. Говорин, Е.А. Бодагова // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. – 2016. – № 1 (3). – С. 98–106.
14. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта Текст. / Дэ. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 301 с.
15. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман: пер. с англ. – М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 454 с.
16. Григорьева, П.М. Эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект у работников здравоохранения: эмпирическое исследование / П.М. Григорьева, Е.Е. Сапожникова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 7 (109). – С. 133-137.
17. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. – СПб., 2014. – 332 с.
18. Демиденко, Н.Н. Эмоциональный интеллект и уровень субъективного контроля личности врачей онкологических клиник как факторы превенции профессионального стресса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izron.ru.
19. Еренжан, К.Е. Эмоциональное выгорание у врачей общей практики / К. Е. Еренжан, М. М. Асуханова, Г. С. Дильмагамбетова [и др.] // West Kazakhstan Medical Journal. – 2021. – № 2 (63). – С. 117-122.
20. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
21. Золотухина, Л.В. Особенности психического здоровья врачей-психиатров с синдромом профессионального выгорания: автореф. дис. … канд. мед. наук / Л.В. Золотухина. – СПб., 2011. – 25 с.
22. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 752 с.
23. Качаева, М.А. Эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект врачей психиатров и судебных психиатров: диагностика и профилактика / М.А. Качаева, К.Г. Сердакова // Вестник Екатерининского института. – 2015. – № 1(29). – С. 92-94.
24. Кецко, Т.В. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов / Т.В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология. – Мн.: БГПУ, 2005. – С. 198-206.
25. Корехова, М.В. Профессиональный стресс врачей анестезиологов-реаниматологов / М.В. Корехова, И.А. Новикова, А.Г. Соловьев // Современная психология и педагогика: проблемы и решения, 2018. – С. 41-45.
26. Костина, Э.С. Влияние эмоционального интеллекта на профессиональную деятельность человека / Э.С. Костина, М.Т. Суйналиева, А.А. Камелова, А.А. Сахипова // Весенние психолого-педагогические чтения. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – С. 253-256.
27. Курапова, И.А. Преодоление профессионального выгорания субъекта труда: проблемы и подходы / И. А. Курапова // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 5 (20). – С. 74-78.
28. Ларионова, Т.Д. Влияние уровня эмоционального интеллекта человека на успешность в профессиональной деятельности / Т.Д. Ларионова // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62-19. – С. 80-83. –
29. Лебединцева, О.И. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания как актуальная проблема современной психологии / О.И. Лебединцева // Живая психология, 2017. – Том 4, № 4. – С. 337-346.
30. Лёшенко, А.А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности / А.А. Лёщенко // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 2. – С. 104–107.
31. Лукьянов, В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / В.В. Лукьянов. – СПб., 2007. – 46 с.
32. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
33. Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М.А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
34. Маркарян, А.Г. Профессиональное выгорание как следствие профессионального стресса / А.Г. Маркарян // Учёные записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2017. – № 3. – С.32-34.
35. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2.
36. Мурашова, Л. А. Рефлексивность, ответственность, эмоциональный интеллект как предикторы профессионализации врача / Л.А. Мурашова // Вестник Тверского государственного университета. – 2021. – № 1 (54). – С. 52-60.
37. Нарыков, А.В. Профессиональная культура врача / А.В. Нарыков // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. – № 3(40). – С. 15-18.
38. Несын, В.В. Эмоциональное выгорание врачей / В.В. Несын, С В. Несына // Здоровье и образование в XXI веке. – 2019. – Т. 21, № 6. – С. 19-23.
39. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена: основные функции: монография / Е.Л. Носенко, Н.В. Коврига. – Київ: Вища школа, 2003. – 126 с.
40. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90-101.
41. Панасенко, Т.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Т.В. Панасенко, Е.М. Азарко // Молодой исследователь Дона. – 2021. – № 5(32). – С. 97-103.
42. Панкратова, А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера-Сэловея-Карузо / А.А. Панкратова // Вестник Московского университета. – 2010. - № 3. – С. 52-64.
43. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2011. – №5. – С. 92-97.
44. Рубанова, Е.Ю. Эмоциональный интеллект как ресурс личности / Е.Ю. Рубанова // Национальное здоровье. – 2020. – № 4. – С. 93-94.
45. Савинская, Е.С. Проблема эмоционального выгорания у врачей / Е. С. Савинская, О.А. Харькова // Инновационная наука. – 2020. – № 12. – С. 178-180.
46. Сазонов, В.Я. Профессиональное выгорание у врачей-онкологов, особенности его формирования и психопрофилактика: автореф. дис. … канд. мед. наук / В.Я. Сазонов. – СПб., 2012. – 26 с.
47. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003. – 219 с.
48. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25-32.
49. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк. – М: Изд-во МПСИ, 2004. – 320 с.
50. Тананаева, О.А. Синдром профессионального выгорания медицинского работника / О.А. Тананаева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. – Белгород, 2020. – С 42-46.
51. Трунов, Д. И снова о «профессиональной деформации» / Д. Трунов // Психологическая газета. – 2004. – № 6. – С.32-34.
52. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дис. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
53. Фокина, Т.Ю. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: автореф. дис. … канд. мед. наук / Т.Ю. Фокина. – Москва, 2009. – 27 с.
54. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С.54-67.
55. Хайрушева, Д.А. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор) / Д.А. Хайрушева, А.Г. Белтенова // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. – 2017. – № 3. – С. 77-85.
56. Хакимова, В.Б. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как современной проблемы профессиональной деятельности / В.Б. Хакимова // World science: problems and innovation. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 229-231.
57. Цветкова, Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Л.А. Цветкова. – Санкт-Петербург, 1994. – 168 с.
58. Шишкова, И.М. Сравнительное изучение эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере врачей и педагогов) / И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2. – С. 112-117.
59. Шнайдер, М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58–64.
60. Штайнер, К. «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем». – Киев, ТОВ «НВП «Интерсервис», 2016. – 334 с.
61. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.
62. Ясникова, Е.Е. Проблема профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания медицинских работников / Е.Е. Ясникова // Актуальные вопросы совершенствования методологии социальной и профилактической медицины. – Иркутск, 2019. – С. 69-78.
63. Ясько, Б.А. Психология личности и труда врача: Курс лекций / Б.А. Ясько. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 320 с.
64. Beldock, M. Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, 1964.
65. DahLin M.E., Runeson B. Mental iLLness common among physicians. To seek help for stress and mental problems is not always easy // Lakartidningen. 2009. VoL. 106 (38). P. 23-46.
66. Greenberger, R.S. Job hazard – how «bornout» aff ects corporate managers and their performances / R.S. Greenberger // The Wall Street Journal. April 23, 1981. – 245 p.
67. Loyner B. Emotional intelligence and emancipation (emotional intelligence and emancipation), 1966.
68. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. - N.Y., 2005.
69. Rotenstein L.S. Prevalence of Burnout Among Physicians: A Systematic Review // AMA. – 2018. – № 11. – Р. 1131-1150.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник на эмоциональный интеллект (ЭмИн) Д.В. Люсина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты