Профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов социальной сферы
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов социальной сферы»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
251.00 BYN
Профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов социальной сферы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Территориальный центр социального обслуживания населения, ГУ
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Содержание программы «Антивыгорание».
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения проблемы профессионального выгорания специалистов социальной сферы
1.1 Сущность и факторы риска возникновения профессионального выгорания
1.2 Направления профилактики профессионального выгорания
2 Практические аспекты профилактики синдрома профессионального выгорания специалистов социальной сферы
2.1 Диагностика уровня и особенностей профессионального выгорания специалистов социальной сферы
2.2 Программа по профилактике профессионального выгорания специалистов социальной сферы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях деятельность специалистов социальной сферы буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». «Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа специалист социальной сферы должен иметь внутренние ресурсы. Также, профессия специалистов социальной сферы является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания» [3].
Принято считать, что наиболее подверженной категорией синдрому профессионального выгорания, являются специалисты по социальной работе, что обусловлено характером их профессиональной деятельности. Многочисленные психологические исследования (К. С. Милевич, Т. В. Форманюк, Х. А. Шабарина, М. И. Эльбуздукаева), свидетельствуют о значительных масштабах проявления синдрома профессионального выгорания у специалистов социальной сферы. Проблема профессионального выгорания специалистов социальной сферы в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу синдрома профессионального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х. Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман и др.
«Возникновение профессионального выгорания у специалистов социальной сферы обусловлено системой взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, относящихся к различным уровням организации личности: на индивидуально-психологическом уровне это психодинамические особенности субъекта, характеристики ценностно-мотивационной сферы и сформированность умений и навыков саморегуляции; на социально-психологическом уровне – особенности организации деятельности и межличностного взаимодействия педагога. Но сколько бы, ни обсуждалась на конференциях, круглых столах, семинарах, ни декларировалась в литературе эта проблема, она остается актуальной для современной школы» [12].
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности специалиста социальной сферы, т.к. его профессия обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств специалиста социальной сферы, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что специалисты социальной сферы не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Руководитель сталкивается с последствиями профессионального выгорания специалистов социальной сферы в результате снижения работоспособности, ухудшения их самочувствия, апатией и нежеланием работать. Таким образом, для повышения эффективности работы специалистов социальных профессий, специалисты социально-педагогической и психологической службы должны знать природу «выгорания», способы профилактики и предотвращения профессионального выгорания учителей.
Все это обусловило выбор темы: «Профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов социальной сферы».
«Изучению вопросов профессионального выгорания посвящено множество трудов таких известных исследователей, как К. Маслач, Л. Морроу, Б. Пельман и Е. Хартман, а также и российских авторов: Н. В. Водопьянова, В. Е. Орел, В. В. Бойко и другие, но, ни в одном из них не затрагивается узкая, но вместе с тем, интересная для изучения проблема профессионального выгорания и его влияния на стиль деятельности специалистов социальной сферы. Данная тема для Республики Беларусь является слабоосвещенной, проведенных исследований, результаты которых представлены в специальной литературе недостаточно и, следовательно, необходимо провести ее исследование с разных ракурсов» [23].
Объект исследования: синдром профессионального выгорания.
Предмет исследования: профилактика синдрома профессионального выгорания.
Цель исследования: разработать направления профилактической работы по предупреждению профессионального выгорания у специалистов социальной сферы.
Задачи исследования:
– изучить сущность и факторы риска возникновения профессионального выгорания;
– проанализировать направления профилактики профессионального выгорания у специалистов социальной сферы
– выявить уровни и особенности профессионального выгорания специалистов социальной сферы.
1 Теоретические аспекты изучения проблемы профессионального выгорания специалистов социальной сферы
1.1 Сущность и факторы риска возникновения профессионального выгорания
Феномен профессионального выгорания изучали такие белорусские авторы, как: Т. А. Исакова, Т. В. Кецко, Д. А. Пахоменко, А. В. Ракицкая, Ж. В. Рзаева, М. М. Скугаревская, Г. А. Фофанова, Л. В. Финькевич и др. Белорусские авторы согласны в том, что профессиональному выгорания более всего подвержены представители профессий типа «человек-человек». Это относится, прежде всего, к специаличтам социальной сферы.
Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения [11, с. 65].
«Традиционно и в научной литературе, и в общественном сознании, акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т.д.). Совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального выгорания» [12].
Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты (Х. Дж. Фрейденбергер, К. Кондо, Е. Махер). «В связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными, и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки – выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на подбор персонала и специальную подготовку, руководство служб через некоторое время нередко сталкивалось с жалобами посетителей на невнимание, равнодушие и даже грубость сотрудников. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса – стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена профессионального выгорания» [21, с. 141].
Термин «профессиональное выгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности [39, с. 145].
«Описательный и эпизодический характер носили в основном первоначальные исследования. Но в 1981 году К. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «профессионального выгорания», детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане – утрату профессионального мастерства» [16, с. 121].
«Первая статья К. Маслач Интеграционная основа синдрома профессионального выгорания» на эту тему, опубликованная в журнале Human Behavior в 1976 году, вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Автор получила множество писем от людей самых разных профессий. По прошествии только десяти лет по проблемам синдрома выгорания было опубликовано более тысячи статей, созданы специальные методики диагностики синдрома выгорания» [13]. «И если первоначально речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования в этой области позволили распространить выявленную феноменологию на более широкий круг профессионалов» [19, с. 126]. В книге К. Маслач, «Диагностика профессионального «выгорания», опубликованной спустя шесть лет, речь идет уже и об учителях, воспитателях, полицейских и т.д.
К. Маслач в 1982 году выделила три основных признака синдрома «профессионального выгорания»:
– «индивидуальный предел возможностей эмоционального Я противостоять истощению, сгоранию, самосохраняясь;
– внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
– негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и или их негативные последствия» [14, с. 65].
Исследования А. Пайнс показали, что, если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Х. Дж. Фрейденбергер считает, что «сгорающие» люди – это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты, неустойчивые, интровертированные.
2 Практические аспекты профилактики синдрома профессионального выгорания специалистов социальной сферы
2.1 Диагностика уровня и особенностей профессионального выгорания специалистов социальной сферы
Профессиональное выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.
Как было отмечено ранее, одним из признаков профессионального выгорания специалистов социальной сферы считается эмоциональное истощение, именно потому зачастую понятие «профессиональное выгорание» сопоставляют понятию «эмоциональное выгорание». Так, синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») – специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Как было отмечено в предыдущих разделах, «профессиональный труд специалиста по социальной работе отличает высокая эмоциональная нагруженность, повышенная ответственность за свои действия и за действия школьников, повышенные требования к поддержанию профессионального уровня, недостаточно высокая общественная оценка социального статуса. Эти факторы, как следствие, снижают профессиональную продуктивность и негативно влияют на их психологическое состояние» [7].
В настоящее время изучение феномена профессионального выгорания личности социального работника приобретает все большую актуальность, так как данный синдром обусловлен ярко выраженными отрицательными последствиями, которые приводят к снижению внутриличностных ресурсов специалиста и развитию психосоматических нарушений.
Исследование проводилось на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 специалистов в возрасте от 20 до 71 года.
В государственном учреждении большое внимание уделяется становлению грамотной профессиональной позиции учителя, способного решать все задачи современной системы образования. Это особенно актуально, так как происходит естественное обновление коллектива.
Цель исследования: разработать программу по предупреждению профессионального выгорания специалистов по социальной работе.
Задачи исследования:
- «выявить качественные характеристики и стадии профессионального выгорания у специалистов по социальной работе;
- охарактеризовать содержание деятельности СППС по предупреждению профессионального выгорания специалистов по социальной работе в государственном учреждении.
Целевыми направлениями в исследовании стали: уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе, а также зависимость синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа специалистов» [33, с. 151].
Гипотеза: синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности специалиста и зависит от возраста и стажа.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
1. Беседа и анкетирование – с их помощью была получена социально-демографическая информация о специалистах государственного учреждения.
2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко (методологической основой методики является теория развития и протекания стресса Г. Селье) – предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов. На каждый вопрос испытуемый должен дать положительный или отрицательный ответ.
В соответствии с «ключом» производится подсчет:
- суммы баллов для каждого симптома «выгорания»;
- суммы баллов по каждому симптому для каждой фазы формирования «выгорания»;
- итогового балла синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех симптомов.
Исследование проводилось в групповой и индивидуальной формах. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После этого все данные были обработаны и сведены в таблицы показателей.
Заключение
Профессиональное выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения в связи с утратой специалистом психической энергии в процессе осуществления профессиональных обязанностей. Изначальным фактором профессионального выгорания является профессиональный стресс – напряженное состояние работника, которое возникает у него при воздействии факторов рабочей среды. Профессиональное выгорание – это профессиональный феномен, который возникает в результате неумения преодолевать стрессы на работе и отражается на личности и поведении работника. Профессиональное выгорание затрагивает все сферы личности специалиста, препятствует успешной работе, предполагает утрату психических ресурсов снижение эмоционального тонуса. При анализе сущности психологических особенностей специалистов социальной сферы, было определено, что данное профессиональное направление включает в себя профессии, которые направлены на оказание помощи и поддержки людям, которые остро в ней нуждаются. Главным фактором профессиональной деформации специалистов социальной сферы считается потребность выражать чувство заботы о подопечном. Основной целью профилактики профессионального выгорания у специалистов социальной сферы является достижение психического здоровья. Для профилактической психологической работы по вопросам профессионального выгорания специалистов социальной сферы имеются следующие показания: недостаточно завышенные требования к профессиональной деятельности, крайне высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность дистанцироваться от работы. Профилактическая деятельность в рамках профечссионального выгорания специалистов социальной сферы осуществляется по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии. В профилактику профессионального выгорания можно включить следующие методы арт-терапии, психогимнастику и коммуникативные тренинги.
Профилактическая деятельность в рамках профессионального выгорания специалистов социальной сферы осуществляется по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии. В профилактику профессионального выгорания можно включить следующие методы арт-терапии, психогимнастику и коммуникативные тренинги. Основной целью профилактики профессионального выгорания является достижение психического здоровья. Для профилактической психологической работы по вопросам профессионального выгорания специалистов социальной сферы имеются следующие показания: недостаточно завышенные требования к профессиональной деятельности, крайне высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность дистанцироваться от работы. основной целью профилактики профессионального выгорания у специалистов социальной сферы является достижение психического здоровья. Для профилактической психологической работы по вопросам профессионального выгорания специалистов социальной сферы имеются следующие показания: недостаточно завышенные требования к профессиональной деятельности, крайне высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность дистанцироваться от работы.
В результате исследования уровня эмоционального выгорания у специалистов социального сферы было выделено три группы специалистов по уровню сформированности синдрома эмоционального выгорания, определена выраженность фаз синдрома и его симптомов в каждой группе педагогов. В целом для специалистов социальной сферы, обследованных нами, свойственно преобладание фазы «резистенция» в общем адаптационном синдроме – функционирование в стрессовых условиях, ставших нормой. В фазе напряжения основными симптомами являются: переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия. В фазе резистенции ведущими являются: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей и расширение сферы экономии эмоций. В фазе истощения: психосоматические и психовегетативные нарушения и личностная отстраненность. В результате проведённого анкетирования было установлено, что стаж работы в большей степени определяет эмоциональное выгорание специалиста социальной сферы, чем его возраст. Однако эта зависимость не прямая, поскольку наиболее высокие показатели синдрома эмоционального выгорания отмечены не у более опытных и старших специалистов социальной сферы, т.е. эта группа работников находится в зоне особого риска в отношении развития различных деструкций и профессиональных деформаций как последствий. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов специалиста социальный сферы.
На последнем этапе деятельности разработаны содержание работы СППС по профилактике профессионального выгорания профессионалов в общественной сфере с помощью программы по профилактике профессионального выгорания под названием «Антивыгорание», основными тенденциями которого считали: развитие способностей саморегуляции, управление психоэмоциональным капиталом, но и способностей позитивного самовосприятия. Целью программы является создание психологической стабильности и предотвращение высокого уровня выгорания среди специалистов социальной сфере.
1. Акиндинова, И. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И. А. Акиндинова, А. А. Баканова // Педагогические вести. – 2003. – № 5. – С. 25–29.
2. Алексеева, Е. Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов/ Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика – 2010. – №10. – С. 52–57.
3. Алиев, Х. М. Защита от стресса: как сохранить и реализовать себя в современных условиях / Х. М. Алиев – М. : Мартин, 1996. – 412 с.
4. Ананьев, Б. А. Введение в психологию здоровья / Б. А. Ананьев. – СПб. : Питер, 1999. – 123 с.
5. Анциферова, Л. И. Условия деформации личности / Л. И. Анциферова // Новые исследования. – М. : Наука, 1998. – С. 32‒38.
6. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» / М. В. Баробанова // Вестник МГУ. – 2016. – №1. – С. 23
7. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. – 2016. – №11. – С. 43-45.
8. Березовская, Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л. Г. Березовская, В. Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
9. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
10. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М. : Наука, 1996. – 154 с.
11. Болучевская, Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : монография / В. В. Болучевская. – Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
12. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности : учебное пособие / С. А. Боровикова – М. : Просвещение, 2004. – 151 с.
13. Влах, Н. И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н. И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
14. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – С. 223.
15. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г. С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
16. Гаврилова, Л. В. Причины возникновения «синдрома эмоционального выгорания»: Методическое пособие: для социальных работников, специалистов по социальной работе, сотрудников ГАУ «КЦСОН города Каменска-Уральского» / Сост. Л. В. Гаврилова, 2016. – 12 с.
17. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
18. Демина А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения : учебное пособие / А. Д. Демина. – М. : Просвещение, 2006. – 236 с.
19. Доценко, О. Н Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03 / О. Н. Доценко. – М. : МГУ, 2008. – 28 с.
20. Елдышова, О. А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях / О. А. Елдышова // Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г. : Сборник статей выступлений. – Москва, 2006. – С. 38–41.
21. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
22. Капустина, А. Н. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. – СПб. : Речь, 2001. – 112 с.
23. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М. : Академия» 2005. – 304 с.
24. Ковальчук, В. И. Психическое «выгорание» тренеров / В. И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312–315.
25. Козлов, В. Н. Физиология и психология труда : учебное пособие / В. Н. Козлов. – М. : Просвещение, 2004. – 220 с.
26. Кораблина, Е. П. Субъект помогающей деятельности как предмет психологического исследования / Е. П. Кораблина // Психологические проблемы самореализации личности. – 2000. – Вып. 4. – С. 147–154.
27. Королева, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания / Е. Г. Королева, Э. Е. Шустер // Журнал ГрГМУ. – 2007. – № 3 (19). – С. 108–111.
28. Копина, О. С. Профессиональный стресс / О. С. Копина, Е. А. Суслова // Вопросы психологии. ‒ 2001. ‒ №3. ‒ С. 34-42.
29. Котова, С. А. Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий / С. А. Котова // Медицинская психология в России. – 2013. – №1 (18). – С. 1–8.
30. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие Л. П. Кузнецова. – Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2015. – 92 с.
31. Кухтова, Н. В. Экспресс-диагностика специалистов помогающих профессий: методические рекомендации / Н. В. Кухтова. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2013. – 55 с.
32. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса : учебное пособие / А. Б. Леонова. – Харьков, 2004. – 316 с.
33. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–16.
34. Маркарян, А. Г. Профессиональное выгорание как следствие профессионального стресса / А. Г. Маркарян // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2016. – Т. XIX. – № 3. – С. 32-34
35. Меркулова, Н. Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих профессий» / Н. Н. Меркулова // Вестник ТГУ. – 2011. – № 12. – Т. 104. – С. 199–205.
36. Милакова, В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В. В. Милакова. – Астрахань : АГУ, 2007. – 234 с.
37. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
38. Немчин, Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.
39. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования : учебное пособие / В. Е. Орел. – СПб. : прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 221 с.
40. Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций социального обслуживания: метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. Е.В. Суворова; под ред. Л.И. Ачекуловой. – Красноярск, 2017. – 63 с.
41. Ракицкая, А. В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – № 3–4. – С. 48–54.
42. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А.А. Реан, А.А. Баранов // Вопросы психологии. – М. : Школа-Пресс, 1997. – №1. – С. 45-53.
43. Редина, Т. В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дис….канд.психол. наук – М., 2010 – 211 с.
44. Роберте, Г. А. Профилактика выгорания / Г. А. Роберте // Обзор современной психиатрии. ‒ 1998. ‒ №1. ‒ С. 39‒46.
45. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. М. Исениной. – М. : Прогресс, 1994. – 465 с.
46. Романова, Е. С. Личность и эмоциональное выгорание / Е .С. Романова, М. Ю. Горохова // Вестник практической психологии образования. – №1. – 2004. – С. 18‒23.
47. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – №7 – С. 8‒15.
48. Смирнова, И. Е. Оценка и критерии профессионального выгорания / И. Е. Смирнова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 3 (20). – 43–46.
49. Смолова, Л. В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.11 / Л. В. Смолова. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 180 с.
50. Сорокоумова, С. Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С. Н. Сорокоумова, В. П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186–189.
51. Судаков, К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков – М. : Медицина, 1999. – 168 с.
52. Судаков, К. В. Эмоциональный стресс в современной жизни / К. В. Судаков, Е. А. Юматов. – М. : Медицина и здравоохранение, 2001. – 243 с.
53. Трунов, Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. – М. : Издательство МГУ, 1998. – №8. – С. 84‒89.
54. Ушаков, И. Б. Адаптационный потенциал человека / И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М. : Медицина – 2004. – №3. – С. 8‒13.
55. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
56. Физиологические и психические основы труда: учебное пособие / Под ред. А. Б. Леонова. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2007 – 138 с.
57. Физиологические и психологические основы научной организации труда: учебное пособие / Под ред. Ю. В. Моцкина. – СПб.: Мирт, 2003. – 237 с.
58. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк //вопросы психологии. – 2016. № 6 – С.57-64.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Содержание программы «Антивыгорание».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты