Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках музыки
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках музыки»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
251.00 BYN
Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках музыки
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Организация: Школа №17 (г. Брест)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты диагностики уровня развития социальных качеств учащихся на констатирующем этапе исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока музыки на тему «Музыка и культура Беларуси».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные результаты диагностики уровня развития социальных качеств учащихся на контрольном этапе исследования.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения проблем нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках музыки
1.1 Понятие нравственно-эстетического воспитания
1.2 Особенности нравственно-эстетического развития учащихся
1.3 Уроки музыки как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся
Выводы по главе 1
2 Опытно-поисковая работа нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках музыки
2.1 Методика исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания учащихся
2.2 Анализ результатов исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания учащихся на констатирующем этапе эксперимента
2.3 Организация нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках музыки
2.4 Анализ результатов исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания учащихся на контрольном этапе эксперимента
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время существенной проблемой в воспитании учащихся является то, что у детей отсутствует высокий уровень духовно-нравственной и художественной культуры, который, в свою очередь, формируется в процессе целенаправленного эстетического воспитания. Важнейшими элементами содержания эстетического воспитания в школе является развитие художественного восприятия учащихся и приобщение их к художественному творчеству, развитие их творческих способностей, а также приобщение к музыке.
Изменения, происходящие в нашем обществе, то и дело влекут за собой перемены в системе образования. В нынешних условиях модифицируются нравственные цели, что актуализует исследование источников увеличивающих и регулирующих нравственные нормативы социальной жизни, стабилизирующих основы жизнедеятельности людей. Школа, как социальный институт общества, имеет возможность внести значимый вклад в вырабатывании ценностного взгляда растущего поколения к нравственным нормам и эстетическим идеалам, если определит нравственно-эстетическое воспитание как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе.
Образовывать личность и её нравственно-эстетическую культуру, как замечают многие авторы, педагоги, деятели культуры (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко и другие), особо важно в наибольшей степени благосклонном для этого школьном возрасте.
Немало важным предметом внимания нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках музыки в настоящее время становится очень актуальной. Прежде всего, это связано с тем, что неопределенность современной социальной ситуации требует от человека не только высокой интеллектуальной и физической активности, но и способности к эстетическому восприятию окружающей реальности, развитой музыкальной культуры, а также наличия сформированных навыков нравственного поведения.
Изучением данной проблемы в своей педагогической и научной деятельности занимался целый ряд ученых: О.А. Апраскина, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Карасев, С.И. Миропольский, П.П. Мироносицкий, В.Ф. Одоевский, С.В. Смоленский, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский и другие.
По мнению ученых, одним из эффективных условий формирования нравственно-эстетических ориентации учащихся выступает музыкальное воспитание. Определенный вклад в исследование проблем общего музыкального образования в Республике Беларусь и решения вопросов нравственно-эстетического воспитания средствами музыки внесли белорусские авторы: Н.Н. Гришанович, В.Я. Ковалив, Т.П. Королева, Н.Л. Кузьминич, А.Б. Нижникова, Е.С. Полякова, Е.А. Цымбалюк, В.Д. Юркевич и другие. В работах этих авторов находит развитие мысль о том, что главной целью общего музыкального образования является воспитание музыкальной культуры, как части духовной культуры личности, что предполагает ценностное отношение к музыке. Исследователи отмечают, что для достижения этой цели важна переоценка сущности урока музыки и его содержания, эффективное использование художественной культуры как наиболее значительного средства воздействия на сферу эстетических, душевных переживаний.
Объект исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Предмет исследования: возможности урока музыки в процессе нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Цель исследования: изучить проблему нравственно-эстетического воспитания детей и выявить пути нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках музыки.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание».
2. Выявить особенности нравственно-эстетического развития учащихся.
3. Проанализировать возможности уроков музыки в нравственно-эстетическом воспитании учащихся.
4. Провести диагностику уровня нравственно-эстетического развития учащихся.
5. Разработать и провести два урока музыки, направленных на решение задач нравственно-эстетического воспитания.
Гипотеза исследования: повышение уровня развития нравственно-эстетического воспитанности учащихся возможно на уроках музыки, если:
- использовать музыкальные сказки и учитывать национально-культурные особенности региона;
- использовать различный музыкальный репертуар: песни разных народов (белорусские, чешские, польские и др. народные песни);
- применять следующие методы: эмоционального воздействия, эмоциональной драматургии, размышления о музыке, музыкального обобщения, моделирования художественно-творческого процесса, сравнения или «тождества» и «контраста», метод перспективы и ретроспективы (метод «забегания» вперед или «возвращение» к пройденному), метод создания композиций, создание художественного контекста, пластического интонирования, творческих заданий, игровой (игра «Подсказки», игра «Угадай-ка»);
- применять следующие приемы работы над вокально-хоровым произведением: мелодическое эхо, пение по фразам в медленном темпе, пение по нотам, подпевание, работа над интонацией, образностью, путем сравнений, метафор, закрепление по эстафете;
- применять следующие формы организации работы на уроках музыки: индивидуальные (для работы с учащимся по усвоению сложного материала), групповые (задания выполняются группой обучающихся (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой).
1 Теоретические аспекты изучения проблем нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках музыки
1.1 Понятие нравственно-эстетического воспитания
Для последних особенностей развития формирования определенного решения проблем, которые направляют свою активность на решение экологических проблем, формирования охраны здоровья и повышения уровня культуры и воспитания. Для решения данных проблем характерными являются такие аспекты как повышение уровня активности и индивидуализации коллективного мышления и поведения людей. Основное значение при реализации данной деятельности необходимо уделить таким аспектам как формирование системы воспитания и образования. Для данных аспектов воспитание представляет собой определенную целенаправленную активность в рамках формирования отдельных качеств.
«Эстетическое воспитание является одним из важных и необходимых аспектов воспитания, так как обращено, прежде всего, к душе человека, его чувствам и эмоциям. Слово «эстетический» происходит от греческого эстес – чувство, ощущение. Чувства выступают как важнейшая сфера самовыражения человека и его творческой жизни. Свое эмоциональное отношение к окружающему миру люди выражают в словах, рисунках, линиях, красках, звуках, пластике. Отсюда и различные виды искусства, которые составили предмет изучения эстетики – науки о прекрасном» [11, с. 42].
Согласно точке зрения Ю.К. Бабанского: «эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на формирование эстетической культуры учащихся. Понятие эстетического воспитания органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Идеи эстетического воспитания зародились еще в античности. Представления о сущности эстетического воспитания, его целях и задачах менялись со времен Платона и Аристотеля до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета» [3, с. 65].
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. «Эта категория легла в основу системы эстетического воспитания. Поэтому в общем виде эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания заключается в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и жизни, развитие эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих наклонностей и талантов в области искусства» [18, с. 121].
В своей диссертационной работе кандидат культурологии Л.С. Щукина указала: «эстетическое воспитание характеризуется прежде всего формированием оценочных отношений к действительности и произведениям искусства с позиций общечеловеческих ценностей – добра, истины, красоты, справедливости, достоинства, свободы, счастья» [29, с. 840].
По определению Н.В. Архангельского, нравственность – это свойство человека, основанное на знании нравственных норм, которое проявляется в его отношении к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и в других аспектах жизнедеятельности.
«Ассимиляция нравственных норм человеком осуществляется в процессе его жизненной деятельности при поддержке окружающей среды. Одной из значимых сфер контактов человека с обществом является сфера образования. Следует отметить, что люди имеют достаточно длительные контакты с образованием, будучи студентами. Оказавшись в учебном заведении, человек становится обязанным усвоить предлагаемое ему содержание образования. Фактически, человек не может игнорировать предлагаемые ему элементы содержания образования. Содержание образования включает в себя различные элементы, которые способствуют накоплению личного опыта использования знаний, полученных в процессе обучения» [9, с. 121].
«Учитывая важную роль образования в жизни человека, мы хотели бы рассмотреть педагогические аспекты нравственности, то есть те свойства нравственности, которые являются объектом педагогического воздействия. Прежде всего, речь идет о наполнении определенных элементов содержания образования этическими знаниями в целях повышения нравственности учащихся, поскольку образовательный процесс представляет собой специально созданную среду, в которой образовательный процесс представляет собой специально созданную среду, в которой учащиеся имеют возможность формировать собственное мировоззрение и моральную ориентацию. Если до усвоения того или иного знания существовала социальная ценность, то в образовательном процессе конкретная информация становится особенно важной для учащихся, пополняя арсенал своих убеждений» [22, с. 15].
«Таким образом, содержание образования, направленного на формирование у учащихся нравственности, наполненной в определенной степени этическими знаниями, способствует «присвоению» социальных норм жизни и определяет социальную составляющую мировоззрения человека, в которой нравственность является доминирующей. Игнорирование этического знания, предлагаемого личности учащегося в элементах содержания образования, приводит к нарушению нравственных норм, что влечет за собой дисгармонию в его отношениях с обществом» [14].
2 Опытно-поисковая работа нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках музыки
2.1 Методика исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания учащихся
Опытно-поисковая работа проходила в период прохождения педагогической практики и осуществлялась в 3 этапа:
1 этап – констатирующий: подбор методик, первичная диагностика уровня развития нравственно-эстетической воспитанности учащихся.
2 этап – формирующий: организация нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках музыки: проведение уроков с применением музыкальной сказки и национально-культурных специфик региона, методов, форм и приемов для повышения уровня нравственно-эстетического развития детей;
3 этап – контрольный: осуществление повторной диагностики с целью анализа результатов экспериментальной работы.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 «В» класса ГУО «Общеобразовательная средняя школа №17 г. Брест».
Социальное совершенствование детей – это процесс, в истечении которого воспитываются ценности, ментальности, цивилизация общества, к которому принадлежит ребенок. Дискутируя с ровесниками и взрослыми, играя, состязаясь, маленький человек учится жить по определённым правилам, учитывать кругозоры других людей, морали взаимоотношения. Для общественного развития детей младшего школьного возраста громадное значение имеют игра, беседы, упражнения, занятия, знакомство с музыкой, прочитывание книг, наблюдение, обдумывание различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится клочками, из каких сформировывают фигуру человека. Взрослым необходимо помочь ребенку выработать создавшиеся моральные нормы и правила взаимоотношения, усвоить толерантное отношение к окружающим согражданам, к сущности.
Анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что в рамках теоретического исследования проблемы духовно-культурного развития учащихся на уроках музыки возможно использование концептуальной технологии характеристики социальных качеств учащегося Н.И. Монахова.
Прагматичная организация по психодиагностике уровня общественного формирования ученика предвидит обширное введение всевозможных алгоритмов (исследование, тестирование, анкетирование и т.д.). По-видимому, системообразующим алгоритмом обуславливается инструментарий совместной экспертной оценки в силу того, что социальные свойства должны проявляться в социальном окружении и оцениваться индивидуумами, среди которых ученик живет и учится. Первостепенно и осуществление мотивации.
«Метод совместной экспертной классификации как основополагающий диагностический инструментарий начинают применять с 3 класса. В 1-2 классах комбинируют метод беседы об базовых социальных свойствах и признаках их воплощения.
Внедренные Н.И. Монаховым критерии общественного совершенствования личности учащегося высказывают важный, наиболее современный уровень исследуемого явления, их можно рассматривать как мораль самовоспитания. Педагог может оценить своих учащихся сам, предложить это сделать родителям, другим педагогам и самим учащимся. Показатели заносятся в диагностические листы. Это первый этап диагностики формирования социокультурных свойств на уровне компонентной диагностики. Следующий этап – структурная диагностика, которая рассчитывает мониторинг приобретенной информации и оформление диаграмм» [39].
«Окончательная аттестационная проверка вышеупомянутого социального свойства определяется как среднее арифметическое значение аттестаций всех показателей, общий уровень социального функционирования – как среднее арифметическое значение по социальным свойствам.
Взаимоотношение учащихся в школе может быть определено как возможным, так и максимальным уровнем. Но встречаются дети, для которых присущ и средний показатель развития социальных качеств.
Выводы об уровне развития:
- низкий уровень – от 0-1,4;
- средний уровень – от 1,5-2,4;
- высокий уровень – от 2,5-3,0» [12].
Эстетическая деликатность индивида основывается на органическом единстве развитых способностей мировоззрения, эмоционального переживания, обобщения, восприятия художественно-эстетической эрудиции. На этом фундаменте зарождается и формируется творческая уникальность, ее нравственное отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и социальным взаимоотношениям, к природе и к труду. Мировоззренческая порядочность учащегося предполагает наличие у него нравственных идеалов, очевидного понятия о совершенной красоте в искусстве и в реальности. Культурологический идеал социально обусловлен и характеризует преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений.
Обновление культурологической порядочности совершается с поддержкой разнообразных приоритетов: психоэмоциональных, педагогических, социокультурных. Психологическими принципами измеряются возможности ребенка корректно оригиналу реконструировать в воображении художественные образы и воссоздавать их, любоваться, переживать и высказывать суждение вкуса.
Заключение
Нравственное воспитание учащихся средствами музыки – это не изучение теоретических основ морали, формирование этических представлений и понятий, а активное овладение красотою разножанровой музыкальной палитры, выявление нравственно-эстетической ценности художественных образов, развитие аксиологических ориентаций в сокровищнице национальной и мировой музыкальной культуры.
Анализ психолого-педагогических основ нравственного развития личности позволяет определить процесс нравственного воспитания учащихся как присвоения им нравственного опыта человечества, преобразование общечеловеческих и национальных нравственных ценностей, заложенных в музыкальном искусстве в горизонт собственного «Я», реализация личностных ценностных ориентаций в социальных отношениях.
На уроке музыки решаются нравственно-эстетические задачи музыкального образования и воспитания учащихся. Все преподавание нацелено на развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Целью практической части дипломной работы явилось изучение путей нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов на уроках музыки. Для реализации данной цели мы, протестировав испытуемых по авторской методике оценки социальных качеств учащегося Н.И. Монахова выяснили, что наибольшее количество учащихся – 9, что составляет 45% от общего числа испытуемых, – показали средний уровень социального развития; низкий уровень развития социальных качеств зафиксирован у 8 испытуемых (40%); и только у 3 испытуемых (15%) отмечен высокий уровень социального развития. Анализ результатов анкетирования показал, что в данной группе испытуемых 6 детей (30%) имеют высокий уровень эстетического развития; 9 (45%) продемонстрировали средний уровень, остальные же 5 детей (25%) имеют низкий уровень эстетического развития.
Целью формирующего этапа опытно-поисковой работы являлось подтверждение выдвинутой нами гипотезы в начале исследования. Для этого нами были разработаны и проведены урок музыки на тему «Музыка и культура Беларуси» и урок музыки с использованием музыкальной сказки на тему: «Музыкальная фантазия». В процессе данной опытно-поисковой работы мы также использовали следующие методы: эмоционального воздействия, эмоциональной драматургии, размышления о музыке, музыкального обобщения, моделирования художественно-творческого процесса, сравнения или «тождества» и «контраста», метод перспективы и ретроспективы (метод «забегания» вперед или «возвращение» к пройденному), метод создания композиций, создание художественного контекста, пластического интонирования, творческих заданий, игровой. В ходе проверки эффективности выбранных нами методов и приемов для развития нравственно-эстетической воспитанности учащихся мы использовали следующие формы организации работы на уроках музыки: индивидуальные, групповые.
По окончании формирующего этапа эксперимента нами была проведена диагностика уровня развития нравственно-эстетического воспитания испытуемых детей по первоначальным методикам. Протестировав испытуемых по авторской методике оценки социальных качеств учащегося Н.И. Монахова выяснили, что наибольшее количество учащихся на контрольном этапе эксперимента также показали высокий уровень развития социальных качеств 10 (50%) детей; средний уровень социального развития отмечен у 7 (35%) детей; низкий уровень развития социальных качеств зафиксирован у 3 (15%) детей. Таким образом, детей с высоким уровнем развития социальных качеств стало на 47% больше; детей со средним уровнем социального развития стало на 10% меньше; детей с низким уровнем развития социальных качеств стало также меньше на 25% меньше, чем на констатирующем этапе. Анализ результатов анкетирования показал, что в данной группе испытуемых к контрольному этапу 9 детей (45%) имеют высокий уровень эстетического развития; 8 (40%) продемонстрировали средний уровень, 3 детей (15%) – низкий уровень эстетического развития. Таким образом, детей с высоким уровнем эстетического развития стало на 15% больше; детей со средним уровнем социального развития стало на 5% меньше; детей с низким уровнем развития социальных качеств стало также меньше на 10% меньше, чем на констатирующем этапе.
Итак, видна положительная динамика уровня нравственно-эстетического развития, что свидетельствует об эффективности использования на уроках музыки музыкальной сказки и национально-культурных особенностей региона для нравственно-эстетического развития учащихся. Мы также получили подтверждение того, что использование выбранных методов обучения, методик, технологий является эффективным в решении проблемы развития нравственно-эстетической воспитанности учащихся.Таким образом, мы сделали вывод о том, что наша гипотеза в ходе исследования нашла свое подтверждение.
Подводя итог нашей работы необходимо ещё раз подчеркнуть актуальность изучаемого вопроса. Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки призвано раскрыть сущность прекрасного в искусстве и окружающей жизни, выработать критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, научить видеть прекрасное в человеке, в нравственных ценностях нашего общества, тем самым формируя у подрастающего поколения высокий эстетический вкус, богатые духовные потребности. Хороший урок музыки – это час вдохновенной работы души и ума, дающий радость, несущий благое мироощущение. Нравственно-эстетическое воспитание – дело серьёзное и ответственное.
1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М. : Просвещение, 2011. – 184 с.
2. Асмолов, А.Г. Образование как платформа развития образования нравственности в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. – 2017. – № 9. – С. 3-5
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Высш. шк. – 2012. – 488 с.
4. Белова, В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков / В.В. Белова. – М. : Высш. шк. – 2016. – 23 с.
5. Березина, В.А. Образование детей как средство их нравственного воспитания / В.А. Березина. – М. : Просвещение. – 2008. – 147 с.
6. Бестужев-Лада, И.В. Нравственные качества. Развитие и воспитание / И.В. Бестужев-Лада. – М. : Пед. о-во России, 2016. – 192 с.
7. Бестужев-Лада, И.В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Пед. о-во России. – 2010. – 192 с.
8. Бобровский, О.А. Методы и средства воспитания нравственности у современной молодежи / О.А. Бобровский. – М. : Астрель. – 2010. – 214 с.
9. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В. И. Петрова. 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2016. -189 с.
10. Боголюбова, М.Н. Образование от А до Я / М.Н. Боголюбова. – М. : Просвещение. – 2013. – 317 с.
11. Божович, Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович. – М. : ВЛАДОС. – 2010. – 184 с.
12. Божович, Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста / Л.И. Божович. – М., 2015. – С. 24 – 54.
13. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика. – 2010. – 198 с.
14. Болдырев, Н.И. Педагогика / Н.И. Болдырев. – М. : ВЛАДОС. – 2011. – 288 с.
15. Бруднов, А.К. Внешкольное образование – насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) / А.К. Бруднов // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 3 – 5.
16. Вачков, И.А. Сочиняем сказки / И.В. Вачков // Школьный психолог: прил. к газ. «Первое сенября». – 2013. – № 19. – С. 16 – 17
17. Верба, И.А. Внешкольная работа / И.А. Верба // Дополнительное образование. – 2010. – № 7. – С. 23 – 26
18. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы / Б.С. Волков. – М.: ВЛАДОС. – 2010. – 360 с.
19. Галузинский, В.М. Индивидуальный подход в воспитании школьников / В.М. Галузинский. – Киев : Радьян. шк. – 2012. – 285 c.
20. Горский, В.А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В.А. Горский // Дополнительное образование. – 2013. – № 2. – С. 14 -17
21. Григорович, Л.А. Педагогика / Л.А. Григорович. – М. : Гардарики. – 2014. – 188 с.
22. Девянина, И.В. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ / И.В. Девянина // Воспитание. – 2018. – № 11. – С. 31 – 33.
23. Дополнительное образование – фактор развития творческой личности / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб. : Изд-во РГПУ. – 2018. – 204 с.
24. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М. : Просвещение. – 2017. – 376 с.
25. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / А.В. Зосимовский // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 74 – 77.
26. Каиров, И.А. Нравственное развитие школьников младшего школьного возраста в процессе воспитания / И.А. Каиров. – М. : Просвещение. – 2012. – 164 с.
27. Калимуллин, Р.Х. Образование как фактор совершенствования подготовки будущих учителей к педагогической деятельности / Р.Х. Кали-муллин. – Челябинск. – 2019. – 21 с.
28. Катунова, М.Р. Формирование образовательной среды / М.Р. Катунова. – СПб. – 2018. – 26 с.
29. Коваленко, Ж.В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» / Ж.В. Коваленко // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 55-57
30. Колдунов, Л.К. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром / Л.К. Колдунов. – М. : Педагогика. – 2011. -104 с.
31. Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. – М. : Просвещение. – 2016. – 80 с.
32. Лейметс, Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х.Й. Лей-метс. – М. : Знание. – 2018. – 190 с.
33. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей. – 2014. – 340 с.
34. Логинова, Л.Г. Об одном из подходов к классификации программ учреждений дополнительного образования / Л.Г. Логинова // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. – СПб. – 2015. – С. 34 – 37.
35. Логинова, Л.Г. Требования к программам дополнительного образования детей / Л.Г. Логинова // Дополнительное образование детей – фактор развития творчества. – СПб. – 2015. – С. 49 – 58
36. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М. : Педагогика. – 2013. – 260 с.
37. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М. : Педагогика. – 2010. – 600 с.
38. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – М. : Педагогика. – 2015. -70 с.
39. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика / И.И. Монахов. – М., 1981.
40. Обухов, Д.А. Социально-педагогическая ориентация детей в школе / Д.А. Обухов. – Челябинск. – 2013. – 196 с.
41. Морозов, В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко: опыт преемственности / В.В. Морозов. – М. : Изд-во МГГУ. – 2010. – 196 с.
42. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз. – 2002. – 614 с.
43. Пильдес, И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в школе / И.В. Пильдес. – СПб. – 2015. – 154 с.
44. Плясецкая, И.А. Моделирование нравственно-эстетического воспитания в образовательной организации / И.А. Плясецкая. – М. : Просвещение. – 2018. – 174 с.
45. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС. – 2010. – 256 с.
46. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов // Классный руководитель. – 2011. – № 6. – С. 11 – 15.
47. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в учебном процессе / М.И. Рожков. – М. : ВЛАДОС. – 2011. – 256 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение. – 2016. – 300 с.
49. Скаткин, М.Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса / М.Н. Скаткин // Новые исследования в педагогических науках. – М. – 2011. – Вып. 2 (58). – С. 3-6.
50. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М. : Школа-Пресс. – 2012. – 260 с.
51. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М. : Просвещение. – 2010. – 600 с.
52. Трофимова, Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика / Н.М. Трофимова. – 2017. – № 6. – С. 7 – 9.
53. Фомина, А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования детей / А.Б. Фомина. – М. : Просвещение. – 2016. – 167 с.
54. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение. – 2011. – 195 с.
55. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение. – 2013. – 240 с.
56. Хапачева, С.М. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла / С.М. Хапачева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2012. – № 2. – С. 140-144.
57. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова // Классный руководитель. – 2011. – № 3. – С. 24 – 27
58. Штейнберг, Е.Б. Педагогические условия социализации школьников в разновозрастных внешкольных объединениях / Е.Б. Штейнберг. – М. : Просвещение. – 2010. – 200 с.
59. Щукина Г.И. Как воспитывать нравственное поведение / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение. – 2016. – 285 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты диагностики уровня развития социальных качеств учащихся на констатирующем этапе исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока музыки на тему «Музыка и культура Беларуси».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные результаты диагностики уровня развития социальных качеств учащихся на контрольном этапе исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты