Социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
126.00 BYN
Социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
1.1 Многодетная семья в педагогическом, социальном и психологическом аспекте
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей
1.3 Особенности социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
1.4 Методы и формы и социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
Выводы по главе 1
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире необходимо оказание социальной и педагогической поддержки семьи, так как любое общество, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения, а, ведущая роль в осуществлении этих функций принадлежит семье. Многодетные семьи уязвимы перед обществом в том числе и из-за затруднений в воспитании детей разного возраста. Многодетные семьи переживают обострение проблем в разных областях их жизнедеятельности. Это касается не только внутрисемейных аспектов их жизни, но и оказываемого влияния со стороны внешнеполитических и экономических преобразований, вызванных ситуацией, складывающейся в стране. Глава нашего Государства призывает к изменению демографического положения в Беларуси, применяется множество поддерживающих программ и мероприятий для многодетных семей, однако на деле оказывается, что уровень благосостояния и морально-нравственного благополучия многодетных семей снизился. Они оказываются в положении невозможности полноценно развивать, защищать и поддерживать в различных аспектах собственных детей.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что одной из важнейших составляющих государственной политики нашей страны является работа с многодетными семьями. По данным статистического комитета Республики Беларусь количество многодетных семей в Беларуси в 2020 году достигло 80 тысяч [1]. Безусловно, немаловажную роль в достижении таких результатов играет проводимая в Беларуси политика по поддержке семей, воспитывающих детей. При этом важное значение приобретает благополучие личности ребенка, воспитывающегося в условиях многодетной семьи. В современном обществе семья выступает как персональная микросреда развития ребенка. Однако, несмотря на государственную поддержку в последние годы, происходит сокращение количества детей в семье, нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя.
В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако, по мере развития социальной педагогики как особой области знания, категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.
Помимо семьи воспитательную, защитную и прочие функции выполняют общеобразовательные организации. Они не только принимают участие в воспитательных и педагогических процессах, но и априори имеют возможность, при необходимости, для осуществления социально-педагогического сопровождения нуждающихся семей, к числу которых относятся многодетные семьи. Несмотря на большое количество теоретических исследований и комплекс проводимых государственных мероприятий, современные многодетные семьи сталкиваются с целым комплексом социальных и педагогических проблем. В сложившихся условиях особенно актуальным становится вопрос совершенствования технологий социально-педагогической работы с многодетной семьей. В связи с этим была сформулированы следующая цель исследования.
Цель исследования – теоретически и эмпирически обосновать, разработать и частично апробировать программу социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей.
Предмет исследования – содержание социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть педагогический, социальный и психологический аспекты многодетной семьи
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей
2. Определить особенности социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
3. Определить методы и формы и социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
4. Выявить социально-педагогические проблемы детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей
5. Разработать и частично апробировать программу социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
1.1 Многодетная семья в педагогическом, социальном и психологическом аспекте
Выделяя основные проблемы многодетных семей, можно увидеть круг задач, которые необходимо решать в этой сфере. Они включают в себя оказание поддержки в следующих направлениях: материально-бытовая поддержка (оказывается государством на достаточно высоком уровне), трудоустройство родителей (родители, имеющие многодетные семьи, получают преимущество на бирже труда), медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка и формирование адекватных взаимоотношений внутри семьи.
Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть жизни находится человек. А.И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства родства, и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [2, 121].
А.Г. Харчев представляет семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» [26, с. 145]. По его мнению, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. По определению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [4 с. 86]. Он выделяет следующие параметры семьи:
− демографический – структура семьи (бездетная, однодетная, мало или многодетная, полная или неполная);
− социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
− социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
− технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
В литературе по психологии, педагогике, социологии существует достаточно много различных классификаций семей по различным основаниям: полные, неполные, благополучные, проблемные и т.п. Из множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога с многодетной семьей может отвечать следующая комплексная типология, в которой многодетные семьи различают по уровню их социальной адаптации к современным условиям Беларуси: благополучные многодетные семьи – они вполне успешно справляются со своими функциями, особенно не нуждаются в поддержке социального педагога, ввиду своих адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития. В ситуации возникновения проблем, им может быть достаточно однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы социального педагога.
Благополучная семья построена на основе взаимной любви супругов, в основе их взаимоотношений положены взаимное уважение, взаимопомощь, со временем появляющиеся схожие оценочные суждения. С появлением ребенка в семье складываются вновь приобретенные признаки коллектива:
− совместные цели и перспективы, совместно осуществляемая деятельность по уходу за ребенком, общие переживания, связанные с его рождением и развитием. Ведущим, характерным для совместной коллективной деятельности должен быть элемент сопереживания членов коллектива, в том числе и семейного (удача, неудача, ожидание результатов, поиск путей решения и т.д.);
− многодетные семьи из категории группы риска – их характеризует наличие некоторых отклонений от норм, следовательно, не позволяющего определить их как благополучные, допустим, неполная семья, малообеспеченная семья, семья, имеющая детей-инвалидов и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Можно сказать, такие семьи выполняют задачи воспитания детей с немалым напряжением собственных сил, по этой причине социальный педагог обязательно наблюдает за состоянием такой семьи, за имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживает, в какой степени они компенсированы прочими положительными характеристиками, и при возникновении необходимости предлагает своевременную помощь [11 с. 240];
− неблагополучные многодетные семьи – в такой семье ребенок переживает и испытывает часто повторяющийся или постоянный дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокое к себе отношение, моральное или физическое насилие, пренебрежение, голод – т.е. неблагополучие.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей – свои трудности, проблемы.
С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.
Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив.
В-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей.
Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.
Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально-экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности [15, с. 43].
1. Дети из многодетных семей вырастают дружными.
В таких семьях дети привыкают заботиться друг о друге, проявляют уважение к интересам других, учитывают мнение окружающих. Когда-то старшему ребенку (первенцу) доставалась вся любовь и ласка в семье. Он рос единственным до появления второго ребенка. Родители всегда проявляют больше заботы о младших, но это не означает, что любят кого-то меньше. С появлением следующего ребенка, внимание снова переключается на младшего, и старший ребенок понимает, что причина этого в беспомощности малыша, а не в отсутствии любви. Старший ребенок уже переживал этот момент, такое поведение родителей его не удивляет, а значит, полностью отсутствует ревность, как это случается в семьях с двумя детьми. Напротив, в многодетной семье старшие дети помогают взрослым в заботе о младших, а это укрепляет братско-сестринские отношения.
2. Многодетные семьи более крепкие.
Родители в многодетной семье заняты важными делами – воспитанием детей. У них нет возможности на проявление негатива, так как необходимо ежедневно решать экономические, хозяйственные, психологические и другие проблемы. При этом важно принимать общее решение, так как оно затрагивает каждого человека. Общая ответственность за семью объединяет всех. По статистике разводы в многодетных семьях встречаются гораздо реже, чем в парах с 1–2 детьми.
Возможно, у родителей нет времени на удовлетворение личных интересов, но это только на начальном этапе становления семьи. Со временем в ежедневные дела будут вовлекаться дети, а значит, у родителей будет появляться свободное время. Да и отдыхать интереснее вместе с детьми, поэтому возникают целые семейные традиции, вырастающие из хобби родителей.
1.3 Особенности социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
Для наиболее эффективного решения проблем детей в дошкольном образовательном учреждении, должна организовываться система социально-педагогической поддержки. Если раскрывать содержание понятия «социально-педагогической поддержка» с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить, как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
Социально-педагогическая поддержка предполагает оказание социально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития, сопровождаемого; при этом основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации воспитанника посредством изменения отношения к нему со стороны ближайшего окружения. Социально-педагогическая поддержка ориентирована на решение конкретной проблемы воспитанника, причем в фокус работы попадает преимущественно сам ребенок [9, с. 34].
В процессе изучения психолого-педагогической литературы определено, что социально-педагогическая поддержка рассматривается как оказание помощи, направленной на развитие и саморазвитие личности, активизацию собственных ресурсов человека. Далее следует рассмотреть направления, в которых осуществляется социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования:
− решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
− решение социально-эмоциональных проблем;
− преодоление затруднений в процессе обучения, которая является основным компонентом жизнедеятельности ребенка;
− помощь ребенку в выборе образовательного маршрута;
− помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации [10, с. 26].
Целью социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей является формирование у ребенка способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления [11].
Исходя из представленной цели, задачами социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей являются:
− создание оптимальных условий для осуществления ситуации жизненного выбора ребенка;
− посредничество в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, таких как, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями;
− развитие психолого-педагогической компетентности у ближайшего социального окружения ребенка (родителей, педагогов);
− улучшение социального статуса развивающейся личности ребенка;
− профилактика возникновения эмоционально-личностных проблем у ребенка [12; 13].
Принципы социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей:
− активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
− «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников воспитательного процесса;
− автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка;
− непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, начального среднего образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;
− комплексность: координация различных специалистов в решении задач сопровождения: воспитателей, психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
− превентивность: необходимо обеспечить переход от реагирования на уже возникшие проблемы, к предупреждению возникновения проблемных ситуаций [14, с. 67].
Выводы по главе 1
Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении Республики Беларусь. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей.
В старшем дошкольном возрасте дети из многодетных семей могут иметь нарушения социальных форм поведения вследствие более высокого уровня тревожности, боязливости, дети могут проявлять неуверенность. При этом дети из многодетных семей при построении отношений с окружающими могут проявлять чрезмерную конформность, стремление понравится, могут демонстрировать эго-защитные реакции в ситуации соперничества. С братьями и сестрами дошкольники из многодетных семей привыкли взаимодействовать определенным образом. При общении с другими детьми могут возникать ситуации, требующие иного опыта, иных схем взаимодействия, к которым они психологически не готовы. Выделяя основные проблемы детей старшего дошкольного возраста, можно увидеть круг задач, которые необходимо решать в этой сфере. Они включают в себя оказание поддержки ребенку из многодетной семьи в следующих направлениях: формирование адекватных взаимоотношений внутри семьи, а также поддержка продуктивных отношений в коллективе сверстников.
Деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных. Одной из форм социально-педагогической деятельности является поддержка. Социально-педагогическая поддержка предполагает оказание социально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития; при этом основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации воспитанника посредством изменения отношения к нему со стороны ближайшего окружения.
В практике социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования существуют различные формы реализации данного направления работы: посещение семьи ребенка, беседы с ребенком и его родителями как форма социально-педагогической поддержки; консультации (индивидуальные и групповые) с ребенком и его родителями; совместные мероприятия с детьми из многодетных семей по повышению их социальной адаптированности. В процессе реализации социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей может быть применен комплекс психолого-педагогических методов, направленных на решение различных профессиональных задач, с учетом индивидуальных качеств ребенка: убеждение, внушение, стимулирование и др. Применительно к условиям дошкольного учреждения широкое применение получили художественно-педагогические методы работы с детьми из многодетных семей, используемые в культурно-досуговой деятельности - это театрализация, художественное творчество, игра.
1. Бойченко, Я.С. Энергосебрежение современной молодежи : монография / Я.С. Бойченко. – Scientific magazine "Kontsep, 2013 г. – 195 с.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
3. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
4. Касаткина, И.С. Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней / И.С. Касаткина // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 6- х Междунар. Макаренк. студ. пед. чтений, Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. /сост. Н.Г. Санникова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»., 2009. – 177 с.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпект». – Минск, 2010.
6. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / М.В. Шакурова. – М., 2008. – 272 с.
7. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
8. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. Пособие / М.Н. Гуслова. – М. «Академия», 2010. – С. 268 – 296.
9. Гонтмахер, Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х / Е.Ш. Гонтмахер. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – С. 140 –147.
10. Уханова, Т. О социальном воспитании детей / Т. Уханова // Социальное обеспечение. – 2004. – № 5. – С. 145 – 158.
11. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
12. Байбородова, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : учебное пособие / Л.В. Байбородова, Т.С. Лебедева, И.Ю. Тарханова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2015. – 183 с.
13. 15 мая – День семьи : Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by /ru/news_ru/view/-15-maja---den-semjinbsp-_3544/.
14. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебник / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 147 с.
15. Павленок, П.Д. Социология: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 313 с.
16. Венгер, Л.А. Психолог в детском саду. Руководство для работы психолога в детском саду / Л.А. Вегнер, Е.Л. Агаева. – М., 1990. – 230 с.
17. Абрамова, Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Оценка готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе / Т.В. Абрамова, Н.Г. Корнещук, Ш.Г. Рубин // Оценка качества образования. – 2007. – №1. – С. 66 – 70.
18. Безруких, М.М. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Дрофа, 2014. – 39 с.
19. Дубровина, И В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И.В. Дубровина. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.
20. Денисова, Р. Приоритеты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – С.81.
21. Гуцалюк, Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе / Л.Б. Гуцалюк // Начальная школа. – 2000. – №4. – С.11.
22. Агапова, И.Ю. Подготовка детей к школе / И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19-25.
23. Гришаева, Н.П. Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении / Н.П. Гришаева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №3. – С.61.
24. Голикова, Н. Формирование мотивационной готовности к школе / Н. Голикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №4. – С.42.
25. Безруких, М. Портрет будущих первоклассников / М. Безруких // Дошкольное образование. – 2003. – №6. – С.94
26. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.
27. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Просвещение, 1999. – 235 с.
28. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды 3-е изд / Л.И. Божович. — М.: Московский психологосоциальный институт, 2001. – 352 с.
29. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова [и др.] 2-е изд. – М.: НИЦ ИНФРАМ, 2016. – 320 с. 41
30. Асафова, Е.В. Социальная педагогика / Е.В. Асафова. – Казань, 2014. – 83 с.
31. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.
32. Расчетина, С.А. Социальная педагогика / С.А. Расчетина. – М.: Юрайт, 2018. – 416 с.
33. Абрамовских, Н.В. Сущность и особеннсти социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennostisotsialnopedagogicheskoy-deyatelnosti.
34. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М.: АСТ, 2018. – 736 c.
35. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/327
36. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] Методист: науч.-метод. журн. [Текст] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская. – 2004. - № 5. - С. 57-61.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты