Аттитюды незапланированной беременности у детей старшего школьного возраста
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Аттитюды незапланированной беременности у детей старшего школьного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2022
126.00 BYN
Аттитюды незапланированной беременности у детей старшего школьного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения социальных аттитюдов беременности
1.1 Понятие «социальные аттитюды» в психологии
1.2 Психологические особенности беременных женщин
1.3 Социальные аттитюды о беременности у представителей молодежной среды
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Семья, независимо от обстоятельств социального и финансового формирования сообщества, а также государственного аппарата, считается основной ячейкой нашего общества и существования в ней. По этой причине можно утверждать, что семья является базовым социумом, в котором до человека доводятся основные принципы внутренних, а также морально признанных норм. В настоящее время сексуальные отношения между несовершеннолетними личностями подросткового возраста считаются обычным явлением и не воспринимаются как нарушение правил. Учитывая эти соображения о законах индивидуальной гигиены, контрацепции в семье не уделяется много внимания; напротив, она часто игнорируется.
В основе этого в современном обществе лежит приписывание преждевременных сексуальных отношений между нациями, но половой акт до брака – принято считать уже нормой. Проблема подростковой незапланированной беременности продолжает вызывать повышенный социальный интерес. В настоящее время растет число женщин, которые приобретают свой первый сексуальный опыт в период обучения в школе. Этот возрастной период характеризуется не сформированным уровнем ответственности за свои поступки, в том числе и в сексуальной сфере.
В нашей стране ранняя беременность в период подросткового возраста чаще встречается среди учащихся из неблагополучных семей.
Следовательно, проблему незапланированной беременности у детей старшего школьного возраста необходимо рассматривать как результат неправильного полового воспитания или его отсутствия в целом. В советский период изучением данной проблемы занимались ученые различных областей науки такие как В.И. Брутман, Ю.А. Гуркин, Т.А. Гурко, В.В. Нагаев, Н.Н. Нарицын, Г.Г. Филиппова, Л. Фридман и др. Они рассматривали не только с теоретической точки зрения проблему ранней беременности, но и с практической – поиск средств и методов решения.
В психолого-педагогической и другой научной литературе в настоящее время остается недостаточно изученной проблема социальных представлений о незапланированной беременности у учащихся старших классов подросткового возраста. По причине этого в данной работе остановимся на теме исследования «Аттитюды незапланированной беременности у детей старшего школьного возраста».
Объект исследования: аттитюды незапланированной беременности.
Предмет исследования: аттитюды незапланированной беременности у детей старшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить аттитюды незапланированной беременности у детей старшего школьного возраста.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность понятия «социальные аттитюды» в психологии;
–описать психологические особенности беременных женщин;
– проанализировать социальные представления о беременности у представленной молодежной среды.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АТТИТЮДОВ БЕРЕМЕННОСТИ
1.1 Понятие «социальные аттитюды» в психологии
Первое определение аттитюда (attitude), либо социальной установки, было сформулировано приблизительно семьдесят лет назад Г. Олпортом. Проанализировав 10-ки разных трудов, он описывал аттитюд как положение эмоциональной и нервной готовности, сформировавшееся на основе опыта и оказывающее устремляющее и (либо) динамическое воздействие на действия индивида сравнительно абсолютно всех объектов или ситуаций, с какими он сопряжен. Подобным способом, Г. Олпорт выделил близкую взаимосвязь социальных установок с реальным поведением.
С недавних пор был сформулирован целый ряд ограниченных определений, создатели которых (Ф. Зимбарде, М. Ляйппе) изучали социальную установку как положительную или отрицательную оценку объектов, случайностей и явлений социальной жизни по данным «полезно – вредно», «приятно – неприятно», «хорошо – плохо». Согласно другому подходу (Д. Н. Узнадзе), аттитюд – это заданная ассоциация между объектом (явлением) и положительной или отрицательной оценкой.
Социальная установка или аттитюд в равной степени означает готовность к определенному виду социальной деятельности, ориентация на то или иное отношение к чему-то или кому-то.
Социальные установки также напрямую связаны с межгрупповыми отношениями. Межгрупповые отношения – это комплекс социально-эмоциональных явлений, определяющих индивидуальное восприятие (понимание) различных отношений между социальными группами, а также определенный тип взаимодействия между группами [3, с. 121].
Каждый человек формирует личные конструкции через линию принятия чужих систем; непосредственно «другие», значимые для целей общества, являются основными обстоятельствами в формировании наших конструкций.
Аналогичным образом, можно отметить, что социальные установки индивидов также отражают характер их отношений с близкими и окружающими людьми. Установка направляет человека к этим дисциплинам, чтобы сделать его более полным, но определения об информационных целях, а также способы их выполнения как принцип, формируются в прошлом эксперименте, на основе которого создается и установка.
Аттитюд обладает следующими особенностями:
– аттитюд касается не одного объекта, а комплекса объектов, лиц, явлений или событий. Например, отношение к газированным напиткам, курению, абортам, политическим деятелям, высшему образованию, здоровому образу жизни и т.д.;
– аттитюды могут быть основаны как на качествах, которые присваиваются объектам (когнитивная основа), так и на чувствах, которые личность испытывает по отношению к ним (чувственная основа). По этой причине основа, как правило, бывает когнитивной, эмоциональной или др.;
– аттитюд создается из некоторой индивидуальной оценки объекта. Таким образом, если человек считает, что реализация гордости является данным способом реализации праведной личности (позитивный анализ) и в то же время представляет угрозу социальной безопасности (негативный анализ), то результирующее отношение зависит от значения каждого суждения;
– человек способен принимать несколько различных установок по отношению к одному и тому же объекту или действию. В этом случае их реализация существенно зависит от условий. Например, общественность выражает положительное отношение к политикам в целом, когда ей предварительно напоминают о популярном общественном деятеле, который говорит правдиво и здраво, и отрицательное отношение, когда ей напоминают о политике, замешанном в коррупционных скандалах [12, с. 215].
1.2 Психологические особенности беременных женщин
В современной эмоциональной литературе беременность определяется как предельная фаза в существовании девушки, особое состояние с целью адаптации, интервал психологического спада или стресса.
Беременность представляет собой сложный этап в жизни девушки, когда ее личность меняется во всех сферах: физической, поведенческой, чувственной, когнитивной и экзистенциальной.
Беременность – это неблагоприятный промежуточный период в жизни девушки, в течение которого ее суждения и отношения с обществом, в котором она живет, значительно меняются [11, с. 13].
Беременность настраивает организм девушки на качественно новые требования жизни. Половое созревание, которое по своей природе считается телесным процессом, способствует не только постоянным изменениям в многофункциональном капитале, но и изменениям в нервной системе девочек.
Существует предположение В.А. Брутман, что наиболее сложным и особенно напряженным является как раз-таки первая беременность, знаменующая собой завершение первой самостоятельной цельной жизни девочки и установление отношений матери и ребенка. Характеристика значения в предположении о важности материнства относится к этому значению, которое имеет важность материнства для девочки, но не лично капризы беременности [8, с. 63].
В работах Н.И. Олифирович [21] прослеживается мысль о том, что женщины, ожидая ребенка, могут испытывать состояние эмоционального кризиса, стресса. Первая беременность является кризисным моментом, связанным с такими аспектами как формирование женской идентичности и подтверждение половой принадлежности будущей матери. Беременная женщина отличается тем, что у нее возникает повышенное внимание к своему внутреннему миру, к своим переживаниям и ощущениям. Такое состояние женщины Н.И. Олифирович называет «эгоцентрической ориентацией беременных». В это время происходит снижение значимости событий и явлений окружающего мира, изменение восприятия реальной действительности [21, с. 213].
Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативным эмоциональным состояниями. По мнению Е.С. Карасевой [15] у многих женщин с наступление первой беременности формируется эмоционально-негативное отношение к родам, возникающее вследствие совокупности таких факторов как дефицит информации и ее негативный характер. Беременные женщины в это время могут характеризоваться раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, особой чувствительностью к стрессогенным факторам, неясностью жизненной перспективы.
«Беременность женщины сопровождается различного рода переживаниями. Переживание представляет собой пристрастное отражение мира, которое окрашено эмоциями индивида и является событием его внутренней жизни, комплекс целей и желаний, обусловливающих процесс выбора индивидом мотивов его деятельности» [16, с. 17].
Переживание как форма активности возникает как продукт невозможности достижения личностью доминирующих мотивов жизни, разрушением ценностей, проявляется в трансформации психологического мира, направленного на переосмысление собственного существования.
По мнению Н.П. Коваленко [16], беременность и роды для женщины представляют собой время значительных психосоциальных и физиологических перемен, нередко сопровождающееся депрессивными состояниями различной степени выраженности, относящихся к ряду психосоматических.
1.3 Социальные представления о беременности у молодежной среды
Проблема ранней беременности в наши дни становится всё актуальней т.к. с каждым годом возрастает число ранней беременности и родов у подростков. Одним из отрицательных моментов ранней беременности является причинение вреда здоровью матери-подростка и ее ребенку.
По медицинским показателям, ранней считается беременность, наступившая у девочки в возрасте до восемнадцати лет. Только к восемнадцати годам организм девушки уже достаточно сформирован и полностью готов к вынашиванию и рождению малыша. К отрицательным моментам ранней беременности относят и то, что 70% беременностей у подростков заканчиваются абортами, еще около 15% – это выкидыши. И только 15% девочек могут благополучно донашивать и рожать малышей.
Беременность у девочек–подростков 13-17 лет с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие их эмоционально – волевой сферы, ценностных ориентаций, на формирование полового и материнского поведения.
«Ранняя беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс психофизиологического роста и развития девушек. Кроме того, беременность создает для них особую ситуацию психологического дискомфорта, последствия которого либо формируют чувство вины, стыда, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего данному возрасту. Переживания девочки-подростка, связанные с ее беременностью, усугубляют также отношения с родителями, которые чаще всего принимают репрессии к своему ребенку и устраивают семейные скандалы. Не в лучшем положении находится и молодой отец, который просто еще не в состоянии принять на себя такой груз ответственности. Как мы считаем, отчетливо видна взаимосвязь между изменением морального и социального состояния подростковой молодежи и ростом добрачных сексуальных отношений в данной возрастной группе, что в свою очередь может привести к возникновению ранних браков» [23, с. 39].
Раннее начало сексуальной жизни имеет много негативных последствий, в первую очередь – это заболевания, передающиеся половым путем и ранняя беременность. Чтобы предотвратить такое негативное явление как раннее материнство необходимо проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков.
«Раннее начало сексуальных отношений в сочетании с низким уровнем знаний в этой области, плохой осведомленностью о средствах и методах контрацепции и недостаточным их применением приводит к росту числа беременностей у подростков и, как следствие, к увеличению числа абортов, неблагоприятных исходов родов и ухудшению репродуктивного здоровья подростков. Недостаток знаний о средствах контрацепции является высоким риском возникновения нежелательной беременности. Причем, чем моложе возраст подростков, тем чаще они делают аборты» [10, с. 157].
На сегодняшний день ситуация в Беларуси характеризуется низким уровнем информированности подростков о планировании семьи, сексуальности, болезнях, передаваемых половым путем, способах эффективной комплексной контрацепции, безопасного секса и т.д.
Сексуальное просвещение поможет избежать проблем, связанных с подростковой сексуальностью. Но вопрос заключается не в том, чтобы «уберечь» от знаний о своей сексуальности либо проинформировать о возможностях заражения инфекциями, передающимися половым путем, увеличении вероятности «заразиться» при алкогольном опьянении, о ВИЧ или СПИДе. Большинство исследователей в половом воспитании видят не только информирование по вопросам биологии и контрацепции. Главное – воспитать позитивные стандарты у подрастающих поколений и дать основы нравственности: формирование ценностей здорового образа жизни, самоценности детей, сознательного отношения к родительству, позитивных брачно-семейных установок, культуры гендерных отношений.
1. Абрамченко, В.В. Перинатальная психология, теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко, Н.В. Коваленко. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. – 348 с.
2. Анисимова, К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности / К.А. Анисимова // Психология и психотехника. – 2014. – № 1. – С. 43-51
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М., 2009. – 267 c.
4. Аронсон, Э. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Олма-Пресс 2012. – 558 с.
5. Асмолов, А.Г. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: Изд-во Мос. ун-та, 2007. – c. 143–163.
6. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 159 c.
7. Брутман, В.И. Методики изучения психологического состояния женщин / В.И. Брутман, Г.Г. Филилпова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С. 110–118.
8. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филлипова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 59-68.
9. Валитова, И.Е. Психологическая готовность к материнству у девушек разного возраста / И.Е. Валитова // Вестник Брестского университета, 2014. – № 1. – С. 121–126.
10. Введение в социальную психологию. Европейский подход / под ред. М. Хьюстона, В. Штребе. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 216 c.
11. Ветчанина, В.Г. Психологические состояния беременных женщин в условиях острого и хронического стресса и особенности их психокоррекции: автореф. дис … канд. психол. наук, Томск: ТГУ, 2003. – 25 с.
12. Емельянова, Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества / Т.П. Емельянова. – М., 2006. – 398 c.
13. Емельянова, Т.П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т.П. Емельянова // Психологический журнал. – 2011. – Т. 22. – №6. – c. 59–66.
14. Земзюлина, И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли-роли матери: автореф. дис. … канд. психол. наук, Курск: КГМУ, 2009. – 19 с.
15. Карасева, А.Э. Психологические особенности беременных женщин с различным характером родовой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук, Томск: ТГУ, 2005. – 16 с.
16. Коваленко, Н.П. Профилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов: медико-социальные проблемы: автореф. дис. … доктора психол. наук. – СПб., 2002. – 29 с.
17. Корнетов, Н.А. Послеродовая депрессия – центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства / Н.А. Корнетов // Бюллетень сибирской медицины, 2015. – № 6. – Т. 14. С. 5-20.
18. Кулага, М.С. Динамика тревожных состояний женщин в дородовый и послеродовый период / М.С. Кулага // Актуальные психологические исследования, 2015. – № 1. – С. 68-71.
19. Надирашвили, Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш.А. Надирашвили. – Тбилиси, 2004. – 217 c.
20. Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Л.: ЛГУ, 1988. – 243 с.
21. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.
22. Селье, Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье; под ред. Е. М. Крепса; предисл. Ю.М. Саарма; пер. с англ. А.Н. Лука, И.С. Хорола. – Москва: Прогресс, 1979. – 124 с.
23. Сусанова, И.А. Влияние социальных представлений и аттитюдов на принятие решения в разных культурах / И.А. Сусанова // Известия АлтГУ. – 2013. – №2 (78). – c. 37-51.
24. Тихомандрицкая, О.А. Социальные изменения и изменение социальных установок / О.А. Тихомандрицкая // Социальная психология в современном мире. – М., 2012. – c. 162-182.
25. Узнадзе, Д.И. Экспериментальные основы исследования установки / Д.И. Узнадзе // Психологические исследования. – М., 2006. – c. 125
26. LaPierre R. T Attitudes vs. actions // Social Forces. – 1934. – V. 13. – P. 230-237.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты