Негативные стереотипы многодетности у граждан Республики Беларусь
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Негативные стереотипы многодетности у граждан Республики Беларусь»
по дисциплине: «Психология»
2022
251.00 BYN
Негативные стереотипы многодетности у граждан Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Авторская анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Шкала аттитюдов многодетной семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Шкала фрустрационных реакций на многодетность» (ШФРМ).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МНОГОДЕТНОСТИ
1.1 Многодетность как проблема исследования в современной психологии
1.2 Стереотипы многодетности как объект психологического исследования
1.3 Психологические исследования негативных стереотипов многодетности в современной психологии
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МНОГОДЕТНОСТИ У ГРАЖДАН РБ
2.1 Методический аппарат исследования негативных стереотипов многодетности
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования негативных стереотипов многодетности
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире необходимо оказание социальной и педагогической поддержки семьи, так как любое общество, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения, а, ведущая роль в осуществлении этих функций принадлежит семье. Многодетные семьи уязвимы перед обществом в том числе и из-за затруднений в воспитании детей разного возраста. Многодетные семьи переживают обострение проблем в разных областях их жизнедеятельности. Это касается не только внутрисемейных аспектов их жизни, но и оказываемого влияния со стороны внешнеполитических и экономических преобразований, вызванных ситуацией, складывающейся в стране. Глава нашего Государства призывает к изменению демографического положения в Беларуси, применяется множество поддерживающих программ и мероприятий для многодетных семей, однако на деле оказывается, что уровень благосостояния и морально-нравственного благополучия многодетных семей снизился. Они оказываются в положении невозможности полноценно развивать, защищать и поддерживать в различных аспектах собственных детей.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что одной из важнейших составляющих государственной политики нашей страны является работа с многодетными семьями. По данным статистического комитета Республики Беларусь количество многодетных семей в Беларуси в 2020 году достигло 80 тысяч [1]. Безусловно, немаловажную роль в достижении таких результатов играет проводимая в Беларуси политика по поддержке семей, воспитывающих детей. При этом важное значение приобретает благополучие личности ребенка, воспитывающегося в условиях многодетной семьи. В современном обществе семья выступает как персональная микросреда развития ребенка. Однако, несмотря на государственную поддержку в последние годы, происходит сокращение количества детей в семье, нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя.
Однако, мы видим, что в современной Республике Беларусь большое внимание уделяется проблемам неоднозначного отношения к формированию определенных негативных стереотипов относительно многодетности в современных белорусских семьях.
Исходя из вышеуказанного, мы можем определить, что существуют определенные противоречия между необходимостью создания благоприятного образа многодетной семьи в общественном сознании и недостаточностью проводимых социальных государственных мер в рамках данного направления деятельности.
Исходя из данного противоречия мы можем определить проблему исследования: какие средства и методы необходимо применять для того, чтобы преодолеть негативные стереотипы многодетности в рамках РБ.
Теоретико-методологическая база исследования: В Республике Беларусь существует достаточное количество научных исследований по работе с семьей. Значительный вклад в ее научное обоснование и разработку практических рекомендаций внесли отечественные ученые: Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов, С.В. Лапина, Д.Г. Ротман, Л.П. Шахотько, Г.Ф. Бедулина, А.Н. Сизанов, Л.И. Смагина, В. В. Чечет, однако имеющиеся исследования чаще всего освещают общие вопросы социальных аспектов современной семьи, теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: стереотипы многодетности.
Предмет исследования: специфические особенности негативных стереотипов к многодетности у граждан РБ.
Гипотеза исследования: особенности формирования негативных стереотипов к многодетности у граждан РБ происходят по причине формирования определенных негативных моментов в рамках социальной политики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МНОГОДЕТНОСТИ
1.1 Многодетность как проблема исследования в современной психологии
Семья является «социальным институтом, то есть стабильной формой человеческих отношений, в которой происходит основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, роды и первичная социализация детей, неотъемлемая часть домашнего ухода, образования и медицинских услуг особенно для детей и пожилых людей» [9, с. 23].
Семья является основополагающим принципом интеллектуального, экономического и социального развития общества и выполняет следующие функции:
– хозяйственно-экономическую – планирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности по ведению домашнего хозяйства и организации семейной жизни;
– репродуктивную – продолжение человечества через рождение детей;
– коммуникативную – создание благоприятного семейного микроклимата, организация семейного общения;
– воспитательную – передача социального опыта взрослыми членами семьи детям;
– рекреативную – организация отдыха и свободного времени членов семьи, развитие их интересов и потребностей;
– психотерапевтическую – психологическое сопровождение членов семьи в различных жизненных ситуациях, создание благоприятного эмоционального климата в семье для восстановления физической и умственной силы членов семьи, которые были потрачены в различных стрессовых ситуациях [11, с. 59].
Исходя из парадигмы понимания семьи как социальной группы, ее можно определить как динамическую небольшую социальную группу людей, для которой характерны сожительство (временное отсутствие) и семейные отношения (брак, родство, усыновление, опека, своячество и т. д.), общностью формирования и удовлетворения социально-экономических и биологических потребностей, любовью, взаимной моральной ответственностью [4, с. 45].
Многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Проблемы такой семьи разнообразны, однако можно выделить основные из них:
– материальное обеспечение детей,
– нестабильность статуса в общественном сознании,
– социальная и ролевая нестабильность в семье,
– наличие отношения потребителей.
Анализируя существующую классификацию многодетных семей, отметим, что выделяют три типа многодетных семей:
– сознательная – это обычно семья с сильными родственными, семейными, религиозными или национальными традициями, с четкой внутренней структурой, значительной внутренней защитой членов и традиционным уважением к старшему поколению. В таких семьях легче разрешаются проблемы и конфликты, психологическая атмосфера – это в основном взаимопонимание, взаимопомощь, равное видение проблем и возможных решений для обоих родителей;
– смешанная – появление общего ребенка при вступлении в повторный брак при наличии других детей. Эта категория многодетных семей имеет зачатки «неполной» в воспитании;
– многодетная неблагополучная семья с родителями, которые ведут образ жизни, который не соответствует социальным и моральным нормам: родители часто являются алкоголиками, наркоманами, безработными, умственно отсталыми, а их дети часто получают материальные и безналичные пособия. В таких семьях родители имеют низкий уровень образования и социальный статус [9, с. 23-15].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МНОГОДЕТНОСТИ У ГРАЖДАН РБ
2.1 Методический аппарат исследования негативных стереотипов многодетности
База исследования: В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Выборка составила 30 мужчин и 70 женщин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Анкетирование по первой методике было нами проведено для всей выборки в общем. Для двух последующих методик выборка была разделена на 2 группы: 1 группа – люди в возрасте от 18 до 30 лет; вторая группа – 31-50 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности негативного или позитивного отношения людей к многодетным семьям.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Проанализировать результаты и сделать выводы по проведенному исследованию.
Методики исследования:
1. Авторская анкета (Приложение А)
Цель: сформировать общее представление о уровне общения и взаимодействия в рамках отношения к системе многодетности.
Данная анкета состоит из 11 вопросов. На каждый из этих вопросов необходимо дать открытый или закрытый ответ. В рамках проведения анкетирования необходимо качественно оценить наличие определенных аспектов и общих характеристик деятельности.
2. Шкала аттитюдов (Приложение Б)
Цель: определить позитивные или негативные тенденции в рамках отношения к многодетности.
Данная методика состоит из 43 утверждений. На каждое из утверждений необходимо дать варианты ответа: 1 – совершенно не согласен; 2- не согласен; 3 – скорее не согласен; 4 – скорее согласен; 5 – согласен; 6 – совершенно согласен.
Необходимо дать на каждое утверждение 1 определенный ответ. Далее подсчитываются негативные и позитивные аттитюды относительно многодетных семей.
3. Шкала фрустрационных реакций на многодетность (ШФРМ) (Приложение В)
Респондентам предлагаются определенные ситуации повседневной жизни, которые характерны для каждого человека. Респондентам необходимо представить, что каждая из ситуаций может вызвать у человека определенную негативную эмоциональную реакцию. Эти реакции необходимо оценивать по шкале от «0» до «4» в рамках определения особенностей максимальной выраженности того или иного явления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что семья является наиболее важным социальным институтом, который включает в свою деятельность такие особенности как выполнение определенных функций. Многодетная семья представляет собой семью с тремя и более детьми. Основными проблемами в современной многодетной семье являются такие как материальное обеспечение, социальная и ролевая нестабильность семьи, потребительское отношение и т.д.
Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет.
В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении Республики Беларусь. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей.
Современные многодетные семьи испытывают множество проблем и трудностей. Одной из наиболее важных проблем является отношение общественности к многодетным семьям. Это в свою очередь порождает множество социальных стереотипов, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на процессы формирования установок на многодетность у современных белорусов.
Современная многодетная семья – интересный социальный, культурный, психологический и педагогический феномен. Выделяются два образа многодетной семьи: доминирующий – позитивный и негативный. Мы видим, что существует множество негативных стереотипов относительно многодетных семей, а эти стереотипы в свою очередь оказывают влияние на демографическую и социальную ситуацию развития государства.
С целью формирования представления об уровне развития представлений о феномене многодетности у людей раннего и среднего возраста нами было проведено диагностическое исследование при помощи следующих методик:
– авторская анкета;
– методика «Шкала аттитюдов многодетной семьи»;
– «Шкала фрустрационных реакций на многодетность» (ШФРМ).
Нами было проведено эмпирическое исследование. В большинстве своем полученные результаты указывают на наличие определенных различий в рамках восприятия феномена многодетности у людей до 30 лет и людей постарше. Нами было отмечено, что существуют определенные различия в рамках формирования представления о многодетности у людей различных возрастов: более положительные реакции в большей степени характерны для таких респондентов, которые пересекли 30-летний рубеж.
Существуют определенные достоверные различия между двумя категориями респондентов на основе изучения фрустрационных показателей относительно многодетной семьи.
Для респондентов, которые участвовали в исследовании, характерными являются такие показатели как наличие среднего уровня дохода. Данные показатели формируют представление о том, что выбранные нами респонденты демонстрируют довольно общие характеристики развития, что указывает на равномерность общего развития всех респондентов.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства о системе отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 160-173.
2. Акинин, П.В. Системный анализ направлений и мер государственной поддержки многодетной семьи в векторе обеспечения экономической безопасности России / П.В. Акинин., С.Ю. Сивоплясова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2011.- № 21. -С. 50-59.
3. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
4. Аникин, А.И. Социально-демографический портрет многодетной семьи в России: проблемы, поиски, решения / Аникин П.В., Сивоплясова С.Ю. //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 23. – С. 45-49.
5. Антонова, А.И. Социология семьи: / А. И. Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 637 с.
6. Асафова, Е.В. Социальная педагогика / Е.В. Асафова. – Казань, 2014. – 83 с.
7. Ачильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Семья в России, 1994. – №2. – С. 102-117.
8. Байбородова, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : учебное пособие / Л.В. Байбородова, Т.С. Лебедева, И.Ю. Тарханова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2015. – 183 с.
9. Бароцкая, К.Б. Право семьи на социальную защиту /К.Б. Бароцкая //Социальное и пенсионное право. – 2006. – N 3. – С.23-26.
10. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию. – М.: «Академия», 2006. – 256 с.
11. Белоусов, О.А. Ресурсный потенциал современной молодой семьи: опыт комплексного подхода / О.А. Белоусов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. – 220 с.
12. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
13. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. – М.: «Академия», 2001. – 440 с.
14. Вовк, Е. Многодетность как ценность и практика: образы многодетных семей // Нормы и ценности. – 2007. – № 3. – С. 33-46.
15. Герасимов, В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с правопорядком стран ЕС/В.Н. Герасимов //Российская юстиция. – 2011. – № 2. – С. 60-62.
16. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. Пособие / М.Н. Гуслова. – М. «Академия», 2010. – С. 268 – 296.
17. Грудина Т.Н. Ценностные ориентации многодетной семьи в России: Автореферат дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2014. — 24 с.
18. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
19. Дивицина, Н. Ф. Многодетная семья и ее социальная защита: Учебное пособие / Н. Ф. Дивицина. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
20. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин; под ред. В.В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 160-195.
21. Дымнова, Д.Г. Многодетная семья - выход из демографического кризиса // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. –№ 11. – С. 18-21.
22. Касаткина, И.С. Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней / И.С. Касаткина // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 6- х Междунар. Макаренк. студ. пед. чтений, Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. /сост. Н.Г. Санникова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»., 2009. – 177 с.
23. Кудрявцева, А.Г. Многодетные семьи: образ жизни, здоровье детей, социальная защита / А.Г. Курзенева. – Казан. гос. пед. ун-т. Казань, 1999. – 17 с.
24. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпект». – Минск, 2010.
25. Кравченко, А. И. Социальная работа / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 416 с.
26. Краснослободцева, М.И. Многодетная семья как объект социальной защиты / М.И. Краснослободцева. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2008. -№ 11. -С. 176-179.
27. Кукушкин, В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы/ В.С. Кукушкин. -М.: Март, 2004.- 398 с.
28. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 1999. – 232 с.
29. Курагина, Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: Автореф. дис. на соиск. уч. степ.кандидата пед. наук / Г.С. Курагина. – СПб, 2005. – 198с.
30. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебник / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 147 с.
31. Мартынова В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов ораганов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – С.84.
32. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: «Академия», 1999. – 184 с.
33. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: «Академия», 2002. – 256 с.
34. Основы соцальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Басов, В.М. Басова, Н.Н.Бессонова и др. Под ред. Н.Ф.Басова. – М.: «Академия», 2007. – 288 с.
35. Павленок, П.Д. Социология: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 313 с.
36. Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе / П.Д. Павленок // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 2. - с. 8-16.
37. Петрова Т.Ю. Многодетные матери на рынке труда // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2014. – С. 866-868.
38. Пицхелаури, Э.М. Особенности организации социально-педагогической работы с многодетной семьей : автореф. дисс. ... канд. пед.наук : 13.00.01/Э.М. Пицхелаури.- Махачкала, 2007.- 26с.
39. Посысоева, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоева. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 328 с.
40. Расчетина, С.А. Социальная педагогика / С.А. Расчетина. – М.: Юрайт, 2018. – 416 с.
41. Соколова, Л.А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье / Л.А. Соколова // Тенденции развития современной семьи. – М., 1992. – С. 25-28.
42. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова [и др.] 2-е изд. – М.: НИЦ ИНФРАМ, 2016. – 320 с. 41
43. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.
44. Уткина, Г.Ю. Основные направления реализации семейной политики на примере работы с многодетной семьёй/Г.Ю. Уткина //Социальные аспекты здоровья населения.- 2010.- Т. 14. -№ 2.- С. 19-29.
45. Уханова, Т. О социальном воспитании детей / Т. Уханова // Социальное обеспечение. – 2004. – № 5. – С. 145 – 158.
46. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. – М.: Центр социал. прогнозирования, 2003. – 339 с.
47. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / М.В. Шакурова. – М., 2008. – 272 с.
48. Шеляг, Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика, 2005. – №1. – С.31-50.
49. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1999. — 544 с.
50. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. — 664 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Авторская анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Шкала аттитюдов многодетной семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Шкала фрустрационных реакций на многодетность» (ШФРМ).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты