Представление о насилии у девушек с разным отцовским отношением
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Представление о насилии у девушек с разным отцовским отношением»
по дисциплине: «Психология»
2022
126.00 BYN
Представление о насилии у девушек с разным отцовским отношением
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
1. Психологические аспекты гендерного насилия
1.1 Общее понятие о насилии и агрессии в психологии
1.2 Проблема гендерного насилия в психологии
1.3 Понятие о родительском отношении в психологии
Выводы по теоретической главе
Список литературы
Введение
Телесные наказания были неотъемлемой частью воспитания детей на протяжении веков. Считается, что дети должны расти «хорошими» и «правильными». Однако в действительности любая форма насилия над детьми со стороны самых близких им людей – их родителей – может повлиять на них на всю оставшуюся жизнь.
Семья – один из важнейших институтов воспитания. Человеческой природе свойственно стремление к безопасности. Семья – это место, своего рода убежище от опасностей внешнего мира, место, где человек впервые ищет любви, заботы, поддержки и защиты. Именно в семье ребенок проводит важную часть своей жизни и закладывает основы своей личности.
Межличностные отношения в семье влияют на «здоровое» формирование личности ребенка, его поведенческие реакции, эмоциональное равновесие и общее психологическое благополучие. Нарушения в функциональной структуре семьи приводят к серьезным проблемам в процессе социализации ребенка.
Это расстройство проявляется и влияет на изменение личности, как только возникает ситуация домашнего насилия. В силу своих возрастных, психологических и физических особенностей детям трудно самостоятельно справляться с ситуациями домашнего насилия и его последствиями. Дети наиболее уязвимы, поскольку не могут противостоять взрослым, не умеют справляться с конфликтными ситуациями и не знают, как защитить себя от других. Жестокое обращение с детьми может принимать различные формы, но оно неизбежно приводит к нарушению развития ребенка.
Со временем общество отказалось от старого мнения о жестокости и бесчеловечности по отношению к детям. В современном мире у детей есть права, и эти права обеспечиваются законом. Однако после воспитания многих поколений традиция телесных наказаний все еще присутствует в культуре. Это может быть отчасти причиной того, что домашнее насилие скрыто и широко отрицается и отвергается обществом. Необходимость глубокого научного исследования насилия в семье игнорируется. Многие не хотят говорить об этом, не хотят выносить это на обсуждение, если это не является абсолютно необходимым. Основополагающая природа этого явления делает невозможным установление четких статистических границ для соответствующих вопросов, поскольку домашнее насилие представлено отдельными крайними случаями, которые были выявлены и задокументированы.
Психология насилия – это большая область, которая очень быстро развивается в последние десятилетия. В зарубежной психологии психологию насилия активно изучали Д. Левинсон, Я. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер и другие. В отечественной психологии проблема относительно молодая (Т.Ю. Сафронова, Е.Т. Соколова, Е.И. Цимбал и др.).
Проблема проблемы детско-родительских отношений исследовалась в работах зарубежных и отечественных психологов: А. Адлера, К. Роджерса, Б.Ф. Скиннера, З. Фрейда, К. Юнга, Л.С. Выготского, А.С. Спиваковской, О.А. Карабановой, А.Я. Варги, В.Н. Дружинина и др.
Однако без ответа остаются многие вопросы, касающиеся сбора и систематизации данных о насилии у девушек с разным отцовским отношением.
Объект исследования – насилие в семье.
Предмет исследования – представления о насилии у девушек с разным отцовским отношением.
Цель исследования – особенности представлений о насилии у девушек с разным отцовским отношением.
1. Психологические аспекты гендерного насилия
1.1 Общее понятие о насилии и агрессии в психологии
Почти все работы, посвященные насилию и агрессии, начинаются с попытки дать определение изучаемому явлению, чтобы хотя бы в общих чертах очертить масштаб проблемы, которой посвящена работа. Это связано с огромным количеством концепций насилия и агрессии, которые охватывают большое количество поведенческих реакций.
В социальных и поведенческих науках термин «агрессия» часто рассматривается как синоним «насилия», которое является проявлением агрессии.
Наш анализ начинается с понятия насилия. Феномен насилия в настоящее время все больше привлекает внимание общества и экспертов в различных областях знаний (юристов, психологов, педагогов). О насилии пишут статьи, книги и эссе. Термин «насилие» используется в таком широком диапазоне, что иногда непонятно, о чем идет речь.
Существуют различные определения насилия. Насилие – это применение силы или угроза применения силы против субъекта или его собственности для запугивания и принуждения к определенным действиям [10, с. 355].
Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года № 122-3 «Об основах предупреждения преступности» дает определение домашнего насилия. Согласно закону, домашнее насилие – это умышленное физическое, психологическое, сексуальное поведение члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающее его права, свободы, законные интересы и причиняющее ему физические и/или психические страдания [25].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие как намеренное применение фактической или угрожающей физической силы или власти против себя или другого лица или группы лиц, которое причиняет или может причинить физическую травму, психологическую травму, смерть, нарушение развития или другой вред. Насилие отличается от других действий своим намеренным характером [13, с. 13].
Наиболее распространенные определения насилия следующие: насилие – это физическое, психическое или социальное воздействие другого человека, семьи или группы на человека, которое заставляет его прервать значимую деятельность, заняться другой деятельностью, противоречащей ей, или угрожает его физическому или психическому здоровью и целостности [8, с. 82].
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее определение: насилие – применение физической силы против кого-либо; насильственное воздействие на кого-либо. В этом определении главное – принудительное воздействие (compulsion – заставлять что-то делать против желания), а какова его природа (физическая или психологическая) – это уже детали. Таким образом, С.И. Ожегов к принудительным воздействиям относит угнетение, беззаконие. Притеснение – это несправедливое ограничение свободы, а беззаконие – нарушение законности или незаконности, то есть нарушение прав человека [28].
Психологи определяют насилие как фактическое или угрожающее намеренное применение физической силы или власти против человека, социальной группы или общества, которое приводит к негативным последствиям (боль, травма, смерть, психологическая травма, замедленное развитие или лишения), причиняющим вред человеку. Ключевым здесь является «преднамеренный (непреднамеренный) вред». Если кто-то случайно или ненароком ударит локтем стоящего рядом человека, это не будет квалифицироваться как насильственное действие, поскольку он не собирался этого делать и тем более причинять вред этому человеку [3].
1.2 Проблема гендерного насилия в психологии
Гендерное насилие – это социальное явление со сложной и многогранной структурой, которое возникло задолго до появления цивилизованного общества. В массовом сознании гендерное насилие часто стереотипизируется как чисто физическое насилие над женщинами со стороны мужчин, но это узкий, односторонний подход. По сути, гендерное насилие является социокультурной категорией в любом обществе и национальной системе, прежде всего по своим мотивам и последствиям. Она универсальна и существует во многих формах практически во всех сферах жизни: политической, экономической, духовной, а также бытовой и семейной [8].
Гендерное насилие является одной из форм агрессии и относится к использованию гендерной силы, причиняющей вред или направленной на причинение вреда другому человеку, начиная от словесных оскорблений и угроз до жестоких физических побоев и принуждения к половому акту.
В русскоязычных источниках часто можно встретить термин «гендерное насилие», но это не совсем верно. Термин «гендерное насилие» или «насилие, связанное с гендерной идентичностью» более корректно относится к насилию в отношении конкретной социальной группы. Концепция гендерного насилия усложняется тем, что зачастую трудно провести различие между полом и сексуальностью [12].
Гендер определяется первичными биологическими признаками, а пол включает в себя социокультурные конструкции женственности и мужественности. Таким образом, концепция гендера предполагает, что биологических признаков недостаточно для определения социальных ролей, приписываемых женщинам и мужчинам.
В настоящее время исследователи гендерного насилия, включая его насильственные компоненты, уделяют внимание нескольким направлениям [22]:
1. Биосоциальное, которое рассматривает взаимоотношения между биологией человека и обществом в связи с его или ее полом.
2. Культурное, которое изучает социокультурно обусловленные гендерные особенности, социальные стереотипы, приемлемые требования к поведению мужчин и женщин.
3. Политико-правовое, изучает социальные институты, созданные мужчинами, которые поддерживают власть над теми, кто менее защищен в социальном плане с точки зрения их способностей.
4. Социально-экономическое, в котором рассматривается экономика домохозяйства, низкий уровень оплаты женской деятельности и полное отсутствие материальной оценки женского труда по воспитанию детей и содержанию семьи.
5. Брачно-семейное, посвященное отношениям в патриархальных семьях, домашнему насилию и методам его предотвращения, изучению мужской агрессии, трансформации традиционной семьи и появлению новых форм, а также изменению статуса мужской и женской гендерных ролей в современной семье.
1.3 Понятие о родительском отношении в психологии
Отношения между ребенком и родителем являются самой важной подсистемой семейных отношений как целостной системы и устанавливаются как непрерывные, долгосрочные и опосредованные по возрасту отношения между ребенком и родителем.
В психологии «отношение» относится к субъективному аспекту отражения действительности в результате взаимодействия человека с окружающей средой. В социальных общностях (в том числе семейных) из составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Отношение родителей к своим детям – сложное, многомерное явление, которое еще не до конца изучено современной наукой. Родительское отношение изучается в психологии в рамках исследования психологии семьи.
Семья – самая важная ценность в жизни многих людей во все времена. Каждый член общества, независимо от социального статуса, этнической принадлежности, богатства и имущества, с момента рождения и до конца жизни обладает такими характеристиками, как семья и семейный статус.
Семья – это «небольшая группа людей, связанных браком или родством, общность жизни и взаимная моральная ответственность» [20, с. 13].
Семья – это малая социальная группа, в которой есть субъект (родитель) с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок) с определенными характеристиками [20, с. 107]. Между ними существует взаимосвязь, взаимодействие и взаимовлияние.
Формирование, развитие и функционирование детско-родительских отношений и их психологические характеристики закладываются в самой семье [13, с. 72].
В то же время отношения «родитель-ребенок» можно определить как независимую систему отношений «взрослый-ребенок», находящихся в непосредственной взаимосвязи. Они возникают вместе с вхождением ребенка в семью и процессом взаимодействия родителей и детей и имеют свою динамику и специфику.
По мере взросления ребенка и изменения возраста родителей отношения родитель-ребенок становятся отношениями родитель-дочь или родитель-сын, но отношения ребенок-родитель остаются основой этих отношений.
Специфика взаимодействия родителей и детей заключается в том, что это двустороннее взаимодействие. И родители, и дети активно формируют и регулируют систему отношений. Однако эти отношения по своей сути неравноправны, родитель играет более важную роль в процессе формирования.
Такое одностороннее понимание детско-родительских отношений является наиболее распространенным в отечественной и зарубежной психологии, что привело, в частности, к изучению типов, детерминант и причин дисфункционального отношения родителей к собственным детям.
Так, Б.Я. Шапиро, обобщая детерминанты различных концепций отношений между родителями и детьми, указывает, в частности, на следующее:
- «особенности личности родителя;
- личностные и клинико-психологические особенности;
- этнологические факторы;
- социокультурные детерминанты;
- особенности внутрисемейных отношений» [10, с. 65].
Наблюдения и исследования последствий разрушения отношений между родителями и детьми убедительны и показательны. Лишение родительских прав, считается окончательным вариантом разрушения родительских отношений и поведения [34, с. 221].
Выводы по теоретической главе
Насилие – это специфические отношения, которые предполагают использование силы для уничтожения, наказания или контроля людей против их воли; то есть оно имеет деструктивный активный компонент в действиях людей. Агрессия – это выражение эмоциональной реакции в поведении человека, показатель неудовлетворенной потребности в чем-то, которая не обязательно проявляется в насилии, но всегда через поведение; в некоторых случаях агрессия может быть естественной, вызванной фрустрирующей ситуацией. Жестокое обращение – это форма насилия, которая включает в себя обидное поведение по отношению к другому человеку и может принимать форму угроз, наказания или применения силы. Насилие, агрессия и жестокое обращение – это средства, используемые человеком для получения или сохранения доминирующего положения в отношениях с другим человеком и связанные с причинением ущерба или вреда или с созданием условий, ограничивающих права и свободы других людей. Понятия агрессии и насилия схожи, но не идентичны и понимаются в разных смыслах; одно не является частью другого, но они неразделимы, и одно не может существовать без другого. В то же время для целей данной работы понятие насилия является доминирующим. Причина этого в том, что понятие агрессии слишком широкое и многогранное. Насилие является более конкретным случаем агрессии, поэтому в данном исследовании ему отводится центральная роль.
Гендерное насилие – сложное, многогранное явление современной действительности. Это сложное, многогранное явление, существующее в современном обществе. Однако, несмотря на интерес исследователей из всех областей знаний, даже понятийный аппарат используемых терминов еще не разработан, что говорит о необходимости проведения соответствующих исследований. В нашем исследовании под гендерным насилием (или сексистским насилием, согласно другим источникам) будем понимать все виды насилия, которые вызваны причинением вреда физическому, психологическому или реляционному благополучию человека по причине его пола или гендерной идентичности. Агрессия используется преднамеренно, будь то применение физической силы или причинение вреда, принуждение, сдерживание или манипулирование жертвой насилия.
В современной науке отсутствует как общепринятое определение родительских отношений, так и четкое разграничение между понятиями, описывающими различные аспекты отношений между родителями и детьми. Родительское отношение обычно понимается как «система или набор эмоциональных установок родителя по отношению к ребенку, восприятие родителем ребенка и поведение родителя по отношению к ребенку. Несомненно, родительское отношение является самым важным фактором, влияющим на психологическое состояние детей и развитие их личности. В современном обществе наблюдается негативная тенденция в родительских установках, которая связана с кризисом семьи как социального института.
1. Адлер, А. О нервическом характере / А. Адлер; Под ред. Э. В. Соколовой / Пер. с нем. И. В. Стефанович – СПб.: Университетская книга, 2012. – 388 с.
2. Аристова, М. В. Компонент насилия в гендерных взаимодействиях: социальнофилософский анализ: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2009. С. 3.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб., 2004. 2
4. Беседина, О. А. О понятийном аппарате исследования проблемы жестокого обращения с детьми в семьях / О. А. Беседина // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 134-139.
5. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2001. – 143 с.
6. Галтунг, Д. Культурное насилие // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. Вып. 8, 1995. С. 34−38.
7. Гендерология и феминология: учеб. пособие / Л. Д. Ерохина [и др. ]. М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 120.
8. Горшкова, И. Д. Насилие против жен как проблема социологического анализа / И. Д. Горшкова, И. И. Шурыгина [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://www. gender-cent. ryazan. ru/gorshkova. htm.
9. Данилова О. Л. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты // Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. – СПб., 2003.
10. Детско-родительские отношения [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://psymania.info/femil/shnaid/deti-roditeli-3.php.
11. Журавлева, Т. М. Помощь детям – жертвам насилия / Т. М. Журавлева, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
12. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия / Авторы-составители И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – с.19-24.
13. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. – 244 с.
14. Илгамова, Э. З. Феномен семейного насилия в отношении детей / Э. З. Илгамова // Вестник Казанского технол. Ун-та. – 2011. – № 2. – С. 112-116.
15. Кавелин, К. Д. Наш умственный строй / К. Д. Кавелин. – М., 2013. -262с.
16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2004. – 342 с.
17. Клецина, И. С. Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами / И. С. Клецина, И. В. Иоффе // Женщина в российском обществе. – 2015. – № 1 (74). – С. 4-17.
18. Клецина, И. С. Психологическое насилие в гендерных отношениях: теория и практика / И. С. Клецина. – СПб. – 2004. – 39 с.
19. Клименкова, Т. А. Женщина под сексуальны взглядом. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России // Т. А. Клименкова. М., Преображение. – 1996. С. 88-117
20. Крюкова, Т.Л. Психология семьи : жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. – Кострома : РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2005. – 2009. – 321 с.
21. Лактионова, М. А. Гендерное насилие как социокультурный феномен: к постановке проблемы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2010. – №4. [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/gendernoe-nasilie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-k-postanovke-problemy.
22. Лернер, Г. «Создание патриархата» [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://urtica-monoica. livejournal. com/82032. html.
23. Липпо, С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности : автореф. диссертации на соиск. уч. степени канд. психол наук : 19.00.01 / С.В.Липпо. – Санкт-Петербург – 2006. – 24 с.
24. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 2014. – 272 с.
25. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. bsmu. by/downloads/otdeli/vospitanie/2016/122. pdf.
26. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
27. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
28. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; ок. 57000 слов / Под. Ред. Гл. – корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2010. – 797 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
30. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков / Н. М. Платонова; Учебное пособие – СПб.: РЕЧЬ, 2016. – 336 с.
31. Преступления на почве гендерной ненависти [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://www. osce. org/ru/odihr/486448.
32. Психологический словарь / Под ред. В. Н. Зинченко, Б. Г. Мещарекова. Изд-е 2-е. М. . – ФЕНИКС, 2014. – 243 с.
33. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Ю.А.Логинов, Т.В.Невская, С.В.Смирнова, И.В.Овчинникова. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2006. – 99 с.
34. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
35. Рется, С. Э. Отрицание гендерного насилия: введение в проблему С. Э. Рется, З. В. Луковцева // Психология и право. – 2019. – Том 9. – № 1. – С. 85-95.
36. Савкина, И. SO I GENERIS: мужественное и женственное в автобиографических записках Н. Дуровой // О муже(N)ственности : сборник статей / сост. С. Ушакин. – М., 2002.
37. Сандей, П. Культура кампусов, склонных к изнасилованию, и культура, свободная от изнасилования [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://web. sas. upenn. edu/psanday/articles/selected-articles/rape-prone-versus-rape-free-campus-cultures/.
38. Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми : сущность, причины социально-правовая защита / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М.: Просвещение, 2003. – 296 с.
39. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., Педагогика, 2009. – 254 с.
40. Фрейд, З. Психология Я и защитные механизмы / З. Фрейд; – М.: Педагогика. – Пресс, 2015. – 207 с.
41. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; М. – Л.: Лениздат, 2015. – 342 с.
42. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / И.Ю. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа, № 3, 2001
43. Хорни, К. Невроз и личностный рост / К. Хорни. – Перевод с английского Е. И. Замфир. – Спб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2014. – 278 с.
44. Чуркина, Н. А. Ментальные основания гендерного насилия // Манускрипт. – 2018. – №1 (87). [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/mentalnye-osnovaniya-gendernogo-nasiliya.
45. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 2. изд., расшир., доп. – СПб. и др. : Питер, 1999. – 651 с.
46. Юнг, К. Г Психологические типы / К. Г. Юнг; Пер. С. Лорис. – М.: Мн.: ООО «Харвест», 2016. – 528 с.
47. Яблоков, А. В. Чарльз Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч. Дарвин, Б. М. Медников, А. В. Яблоков. – М., «Просвещение», 2017. – 345 с.
48. Forms of violence [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://eige. europa. eu/gender-based-violence/forms-of-violence.
49. Promoting gender equality to prevent violence against women [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://apps. who. int/iris/bitstream/handle/10665/44098/9789241597883_eng. pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты