Формирование творческой активной личности в рамках дополнительного образования младших школьников
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Формирование творческой активной личности в рамках дополнительного образования младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
251.00 BYN
Формирование творческой активной личности в рамках дополнительного образования младших школьников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся начальных классов, принимавших участие в исследовании
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Этапы реализации проекта «Музыкальные сказки – шумелки»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мастер-классы по изготовлению музыкальных инструментов «Весёлые шумелки»
Поделиться
Введение
1. Специфика дополнительного образования учащихся начальных классов
1.1 Сущность понятия «творчески активная личность»
1.2 Сущность и структура дополнительного образования школьников
2. Практическая работа по формированию творческой активной личности в младшем школьном возрасте
2.1 Исторические и культурные особенности городского поселка Оболь в контексте формирования творчески активной личности младшего школьного возраста
2.2 Учебно-методическое обеспечение формирования творчески активной личности младшего школьника
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
Наиболее серьезные и интересные исследования в этой области стали проводиться в конце XIX начале XX вв. Выделяются три направления в этой области: американская школа – с преобладанием моторно-волевых и аналитических процессов над эмоциональными проявлениями (Т.Б. Донцова, Б.Н. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросули др.); немецкая – с внимательным отношением к процессам свободного творчества (Л.А. Венгер, С.М. Даниэль, В.Н. Кардашов); а так же школа, объединяющая два предыдущих направления, характерная для русской художественной педагогики (А.Ф. Андронов, К.М. Багдасарян, Г.В. Беда, Ш.И. Ганелин, М.Н. Салтыкова, О.Е. Сыркина, Ж. Годфруа и др.), в которой очень индивидуально группируются и перерабатываются американские и немецкие приемы.
Период обучения в начальных классах является значимым временем для активизации творческой активности личности, индивидуальная значимость и личностные качества учащегося дают возможность создать подходящие условия для развития и становления личности, ее саморазвития, самосовершенствования, самореализации, гибкой адаптации к регулярно изменяющимся жизненным обстоятельствам, уверенности в себе и повышению уровня толерантности.
Целью педагога в данном аспекте является научить учащихся акцентировать внимание на этапе выполнения тренировочных и развивающих упражнений, находит способ решений заданий, отличающихся от решения других товарищей. Основа в творческом процессе учащихся – только так может возникнуть положительная мотивация к обучению. Каждый новый путь педагог достигает это, используя личные пути для формирования творческих и познавательных интересов. Формирование активности, любознательности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к труду и познавательной деятельности со стороны учащегося – существенная и необходимая цель для педагога начальных классов.
Основными вопросами в руководстве досуговой деятельностью учащихся начальных классов должны стать раскрытие их творческого потенциала, создание условий для формирования и саморазвития личности, использование соответствующих средств для реализации творческого потенциала учащихся начальных классов с учетом их возрастных, а также личностных особенностей.
Одним из ключевых социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и формирование личностных возможностей учащихся, их творческого, физического и научного потенциала, являются учреждения дополнительного образования. Они отличаются от учебных общеобразовательных заведений тем, что у учащихся есть возможность предпочесть вид деятельности и степень сложности изучаемого материала, работать в своем темпе и выполнять те задачи, которые ребенок сам ставит для себя. Дополнительное образование направлено на развитие и обучение учащихся творческим навыкам, значительно расширяет круг их общения, гарантирует их адаптацию к жизни в обществе, а также может стать начальным этапом их профессионального самоопределения.
У учащихся начальных классов обучения в школе есть широкий спектр возможностей для достижения этой цели. Цель учителей в начальных школах – развить эти способности, подходя к каждому ребенку индивидуально. Цель – открыть и улучшить данные возможности в легкой и доступной форме, но в то же время в увлекательной форме, чтобы сформировать заинтересованность ребенка.
1. Специфика дополнительного образования учащихся начальных классов
1.1 Сущность понятия «творчески активная личность»
Понятие «творчески активная личность» используется в педагогической теории и практике достаточно давно. Существует достаточно много определений данного понятия. Проанализируем некоторые из них.
По мнению А.В. Енина, Е.В. Лысенко и Е.Г. Казанцевой творчески активная личность формируется в результате воспитательного процесса, субъектом которого является целостная личность воспитанника. Следует отметить, что воспитательный процесс должен быть ориентирован на использование механизма творческого саморазвития личности и ее внутреннее развитие [11].
Творчески активная личность – результат воспитательного процесса, субъектом которого является целостная личность воспитанника, ориентированная на использование механизма творческого саморазвития этой личности, ее внутреннее развитие.
Под воспитанием творчески активной личности подразумевается процесс совместного целенаправленного взаимодействия педагога и самой личности, в основе которого – побуждение воспитанников к выбору и использованию способов, форм, состояний собственной активности, наиболее адекватно обеспечивающих социальное, творческое развитие личности, ее потребности в самореализации» [6, с. 23].
«Под педагогическими условиями развития творческой активности в научной литературе принято понимать определенную совокупность необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечивает достижение необходимого результата. Данный результат представляется возможным определить в качестве эффективной организации процесса творческой деятельности учащихся в условиях дополнительного образования, которая обеспечивает достижение обучающимися творческого уровня деятельности, а на его основе соответственно – развития их творческих способностей» [28, с. 23].
Исследователи в качестве педагогических условий развития творческой активности личности в условиях современного образования определяют следующие:
- включение учащихся и педагогов в совместную творческую деятельность;
- педагогическое управление процессом развития творческого потенциала учащихся в рамках дополнительного образования;
- разработка критериев оценки степени развития творческих возможностей учащихся.
«Инновационные стратегии в сфере образования предусматривают, что содержание основного и дополнительного образования должно предоставлять выбор каждому учащемуся индивидуального направления личного развития, области для самореализации. Реализация данной стратегии представляется возможной при условии изменения субъект-объектных отношений между педагогом и учащимся на субъект-субъектные, в рамках которых достигается наиболее полная самореализация личностного потенциала учащегося» [32, с. 98].
По мнению педагогов, одно из вышеперечисленных условий (включение учащегося и педагога в совместную творческую деятельность, которая ориентирована на развитие творческих способностей учащихся), позволяет осуществлять переход в направлении от установки на развитие творческих способностей непосредственно к педагогической ценности саморазвития учащегося и педагога в процессе их совместной деятельности, которая носит творческий характер [3, с. 158].
2. Практическая работа по формированию творческой активной личности в младшем школьном возрасте
2.1 Исторические и культурные особенности городского поселка Оболь в контексте формирования творчески активной личности младшего школьного возраста
Целью на данном этапе работы является изучение историко-культурных особенностей городского поселка Оболь в Витебской области, которые могут способствовать формированию и развитию активной и творческой, всесторонне развитой личности учащихся начальных классов.
Проблема исследования заключается в том, что процесс воспитания во внеурочной деятельности в небольших поселках городского типа зачастую имеет перечень трудностей, связанных с недостаточно развитой социальной и инновационной инфраструктурой, с отсутствием организаций социокультурной сферы, которые в действительности являются значимыми элементами системы воспитания учащихся.
Население городского поселка Оболь, имеющего площадь около семи тысяч квадратных километров, составляет до трех тысяч человек, что, согласно особенностям городского поселка и функционирующим классификациям поселков, говорит о небольших размерах исследуемого населенного пункта. Городскими поселками именуют те, в которых население насчитывает не менее двух тысяч человек.
Несмотря на относительную небольшую площадь, занимаемую поселком; несмотря на относительно небольшое его население, Оболь обладает своим уникальным историческим прошлым. Он являлся одной из деревень в Великом княжестве Литовском, частью Российской империи, частью волости Полоцкого уезда [19]. В XIX в. на территории поселка функционировала церковно-приходская школа, а во время Великой Отечественной войны в поселке действовало комсомольское подполье.
В годы войны поселок был оккупирован войсками немецких захватчиков, что значительно повлияло на его историческое будущее. Так, в поселке в 1965 г. был создан Музей Обольского комсомольского подполья, который изначально именовался Республиканским музеем комсомольской славы. В фонде музея хранятся личные вещи подпольщиков, уникальные документы, созданы оригинальные экспозиции и панорамы военного быта, произведения искусства, которые отражают военные события на обольской земле. Музей располагается на территории усадьбы Гребницких, которая значительно пострадала в годы войны [32]. История этого памятника культуры крайне велика, поскольку в первой половине XX века на территории усадьбы размещалась школа, а в годы войны была активной точкой комсомольской организации «Юные мстители». Также историческими памятниками лет Великой Отечественной Войны на территории поселка являются: памятник в честь комсомольцев подпольной организации «Юные мстители», памятник подпольщикам Лузгиным и памятник на братской могиле 272 воинов [33].
Посещение музея учащимися дает ряд возможностей в ключе исторического, культурного и патриотического воспитания учащихся. Так, учителя, работающие с учащимися начальных классов, могут вводить в учебный и внеурочный процесс посещение Музея Обольского комсомольского подполья в формате уроков-экскурсий, внеклассных занятий и др.
Музейная педагогика способствует проявлению интереса учащихся к исследованиям, научной деятельности; создает условия для их самореализации; обогащает словарный запас; развивает критическое и креативное мышление; развивает познавательные и творческие способности учащихся; формирует эстетические качества. Кроме того, учащиеся начальных классов при посещении музея могут увидеть историю своей малой родины по-новому, под другим углом; сформировать активную жизненную позицию.
Заключение
Творческая активность – продуктивная деятельность, форма активности личности или коллектива, максимально сориентированная на преобразование «внешних» по отношению к ним условий, направленных на создание системы воспитания и обеспечивающих оптимальное сочетание процессов взаимопреобразования, развития как самой системы, так и воспитательной среды. Формирование творческой активности в педагогическом процессе представляет собой необходимый компонент образовательного воздействия, без которого невозможно развитие личности ребенка в целом.
Дополнительное образование выстраивается на основе гуманистического, личностно ориентированного подхода, при этом открытым для обсуждения является вопрос об основных методах дополнительного образования. Дополнительное образование опирается не только на интеллектуальные способности обучающегося, но и на опыт деятельности, взаимодействия, эмоциональное переживание. Отмечается, что дополнительное образование протекает на трех уровнях «когнитивном, практическом и аффективном». Обучающийся не только получает новую информацию, но и пробует реализовать решения, тренирует навыки, осознает эмоции, ценности, формирует свое отношение.
Контрольный этап исследования показал, что уровень развития творческих способностей учащихся начальных классов по таким показателям как: умение рассуждать и делать выводы, находчивость, сообразительность и внимательность, фантазия значительно улучшился. Стоит отметить, что показатели учащихся начальных классов экспериментальной группы являются значительно более высокими по всем параметрам, в сравнении с контрольной группой исследуемых. Также, сравнительный анализ результатов исследования обеих групп на контрольном этапе позволил сделать вывод, что применяемые приёмы, формы и средства работы по развитию творческих способностей у учащихся начальных классов в процессе дополнительного образования, способствуют более ускоренному и эффективному развитию творческих способностей учащихся начальных классов. Можно говорить об эффективности использования приёмов, форм и средств работы по развитию творческих способностей у учащихся начальных классов в процессе дополнительного образования в городском поселке Оболь и рекомендовать их к применению в рамках дополнительного образования с целью развития творческих способностей учащихся начальных классов. Таким образом, небольшой городской поселок «Оболь» в Витебской области за счет своего исторического прошлого, которое в значительной степени повлияло на появление различных достопримечательностей и памятных мест, рассмотренных в работе, обладает большим потенциалом в контексте формирования творчески активной личности учащегося начальных классов.
На заключительном этапе работы было предложено учебно-методическое обеспечение формирования творчески активной личности учащегося начальных классов в рамках дополнительного образования. В работе предложен проект с использованием сказок-шумелок под названием «Музыкальные сказки-шумелки». Целью проекта являлось формирование у учащихся начальных классов вида умения воплощать музыкально-ритмические движения с помощью шумовых инструментов. Проект предусматривал работу на протяжении всего учебного года. Задачами проекта являлось создание условий для свободного экспериментирования учащегося со звуком; развивать музыкальный слух, музыкальные способности, тактильных ощущений у учащихся; создавать учащимся условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении; расширять кругозор учащихся через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами; способствовать созданию условий для творческого самовыражения учащегося, учитывая его индивидуальные особенности и т.д.
1. Белозерских, Г.М. Развитие творческого потенциала личности / Г.М. Белозерских // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 22-24.
2. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ / А.Г. Бермус // Педагогические технологии. – 2014. – № 2. – С. 84 – 85.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. для вузов / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
4. Булганина, С.В. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение / С.В. Булганина, М.П. Прохорова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (15 мая 2016 г.). – Н. Новгород: Мининский университет, 2016. – 197 с.
5. Вербицкая, С.Н. Инновации в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rud.exdat.com/docs/index-675597.html.
6. Ворошилова, О.С. Сущность и особенности обучения в течение всей жизни / О.С. Ворошилова, Ю.А. Прихунова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 4. – С. 21-29
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1981. – 356 с.
8. Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований / П. Я. Гальперин // Актуальные проблемы возрастной психологии – М., 2007. – № 3. – С. 43-51
9. Голубева, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования / О.В. Голубева, Ж.В. Чайкина // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 3. – С. 48.
10. Демская, Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью / Т.А. Демская. – М.: МГПУ, 2016. – 291 с.
11. Енин, А.В. «Творчески активная личность» как педагогическое понятие / А.В. Енин, Е.В. Лысенко, Е.Г. Казанцева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheski-aktivnaya-lichnost-kak-pedagogicheskoe ponyatie/ viewer.
12. Карпинская, Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей / Н.С. Карпинская // Художественное слово в воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1972. – № 3. – С. 14 –17.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменения и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: «Амалфея», 2006.
14. Крылов, Е. Школа творческой личности / Е. Крылов // Возрастная и педагогическая психология. – 2009. – № 8. – С. 11–20.
15. Кулагин, А.М. Обальская сядзіба // Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. – Минск.: БелЭн, 1993. – С. 375.
16. Леднев, В.С. Непрерывное образование: структура и содержание / В.С. Леднев. – М., 2008. – 316 с.
17. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по спец. «Соц. педагогика» / Т.В. Лодкина. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
18. Метлякова, Л.А. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых как фактор поддержки семейного воспитания: на примере учреждений дополнительного образования детей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Метлякова. – Ижевск, 2012. – 312 с.
19. Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н.П. Миронов // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 33–42.
20. Музей Обольского комсомольского подполья [Электронный ресурс] // http://podpolie.obol.museum.by.
21. Монахова, Л.Ю. Интегративные основы построения современной теории образования взрослых / Л.Ю. Монахова // Технологические и управленческие аспекты образования взрослых в России. – СПб.: ИОВ РАО, 2010. – С. 65–71.
22. Мухлаева, Т.В. Международный опыт дополнительного образования / Т.В. Мухлаева. – Человек и образование. – 2010. – № 4. – С. 158–162.
23. Нагибина, Н.А., Ипполитова, Н.В. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования как педагогический феномен // General and Professional Education. – 2012, № 1, pp. 36-44 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_036-044.pdf.
24. Неменова, Т.Н. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованной деятельности / Т.Н. Неменова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 27–30.
25. Новікава, Г.М. Обаль // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 11: Мугір – Паліклініка (белор.) / Рэдкал.: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭн, 2000. – С. 424–425.
26. Обольского комсомольского подполья музей // Регионы Беларуси: энциклопедия. В 7 т. Т. 2. Витебская область. В 2 кн. Кн. 2. К–Я / редкол. : Т. В. Белова (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2011. – С. 206. – 640 с.
27. Пчелкина, Е.Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ: первая ступень: методическое пособие с использованием рабочей тетради / Е.Л. Пчелкина. – 3-е изд., дополненное. – Москва: Солон-Пресс, 2019. – 187 с.
28. Руднева, Н.В. Единая методическая тема – эффективная форма организации методической работы педагогов / Н.В. Руднева // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 11. – С. 20-26.
29. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с.
30. Ситранова, С.Б. Слагаемые педагогической технологии: социальные и технические сервисы / С.Б. Ситранова // Проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2015). – Н. Новгород: Мининский университет, 2015. – 436 с.
31. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н. М. Страхова // Завуч начальной школы. – 2007. – № 3. – С. 107–109
32. Тренер, группа, семинар: другой путь образования молодежи / А. Богдзевич [и др.]. – Берлин: Коллегия им. Теодора Хойсса фонда имени Роберта Боша и объединения MitOst, 2009. – 142 с.
33. Уникальные экспонаты хранит Музей обольского комсомольского подполя [Электронный ресурс] // Сельская газета, 2018. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/komsomol-v-moey-sudbe.html.
34. Хизбуллина, Р.Р. Теоретико-методологические подходы к изучению системы непрерывного образования / Р.Р. Хизбуллина // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/04/14891/.
35. Хуторский, А.В. Развитие творческих способностей / А.В. Хуторский. – М.: Владос. – 2004. – 222 с.
36. Шадриков, В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 6–12.
37. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко // Педагогический поиск, 2012. – №2. – С. 13-16
38. Шатунова, О.В. Новые подходы к технологическому образованию / О.В. Шатунов // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары: «Издательский дом «Среда». – 2018. – С. 157–158
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. –М., 1989. – 243 с.
40. Dave, R.H. Foundation of Lifelong Education: Some Methodological Aspects / R.H. Dave // Foundation of Lifelong Education. – Hambourg, 1976. – 94 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся начальных классов, принимавших участие в исследовании
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Этапы реализации проекта «Музыкальные сказки – шумелки»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мастер-классы по изготовлению музыкальных инструментов «Весёлые шумелки»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты