Система образов в романе Срединная Англия
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Система образов в романе Срединная Англия»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
251.00 BYN
Система образов в романе Срединная Англия
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 «Образная система» как литературоведческое понятие
1.2 Способы создания образов персонажей
1.3 Средства языкового воплощения системы образов произведения
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖ. КОУ «СРЕДИННАЯ АНГЛИЯ» КАК РОМАНА О СОСТОЯНИИ НАЦИИ
2.1 Место романа «Срединная Англия» в творчестве Дж. Коу
2.2 Жанровое своеобразие произведения
2.3 Политическая тематика и проблематика романа
2.4 Образы семей Траккалей и Андертонов
2.5 Анализ ключевых персонажей системы образов романа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Каждому народу присущи определенные черты характера, которые складываются из традиций, культуры, верований, особенностей географического и экономического состояний. Английское общество является, с одной стороны, едва ли не самым противоречивым и парадоксальным среди европейских народов, почти все его особенности имеют прямо противоположные свойства, а с другой – очень цельным и определенным, прослеживающимся на протяжении многих столетий.
Приверженность традициям, консерватизм, стремление сохранить в первозданном виде особенности быта и поведения, ритуалы и привычки отличает англичан от большинства других народов. Консерватизм и эгоцентризм, чувство национального превосходства выливаются в недоверие ко всему иностранному. Традиционная английская ксенофобия куда более развита среди трудящихся, нежели среди средних классов. Британское общество до сих пор сохраняет кастовый характер. Элита и низшие классы разделены почти непроходимым барьером, а уж иностранцу стать полноправным членом элиты практически невозможно. А их в стране становится всё больше. Отсюда проблемы в обществе с иммигрантами и толерантностью. Все эти особенности отображаются в художественной литературе, особый интерес представляет литература современников.
Продолжавшаяся последние три десятка лет европейская политическая интеграция привела к большому росту недовольства среди британцев. Великобритания – страна с богатыми традициями, ставшими неотъемлемой частью британской политической культуры. В силу усложненности английского общества проблемами, с которыми столкнулась Великобритания в первые десятилетия XXI века: иммиграция, Брексит, партийная борьба, внутрипартийные конфликты, безработица и т. д. роман «Срединная Англия»
нуждается во всестороннем исследовании, что обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Объект исследования – ключевые особенности системы образов в произведении Дж. Коу «Срединная Англия».
Предмет исследования – политическая и общественная жизнь Великобритании начала XXI века на примере романа Дж. Коу «Срединная Англия».
Цель исследования – провести анализ сторон английской общественной жизни, которые нашли отражение в образной системе романе Дж. Коу «Срединная Англия».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать систему образов как литературоведческое понятие;
2. Выявить способы создания образов персонажей;
3. Установить средства языкового воплощения системы образов произведения;
4. Определить место романа «Срединная Англия» в творчестве Дж. Коу и выявить его жанровое своеобразие, политическую тематику и проблематику;
5. Провести анализ ключевых персонажей системы образов изучаемого романа.
Используемые исследовательские методы: анализ научно-теоретической литературы; текстуальный, филологический анализ произведения; культурно-исторический и социологический подходы; нарративный метод.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении зарубежной литературы второй половины ХХ века, в частности литературы Великобритании. Ввиду оригинальности авторской манеры повествования исследование способов создания образной системы в романе Дж.Коу представляет теоретическую значимость, так как оно расширяет представление о постмодернистской поэтике.
ГЛАВА 1. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 «Образная система» как литературоведческое понятие
Образно-символическая система художественного произведения представляет собой совокупность элементов (образов, концептов, символов), которые находятся во взаимосвязи и образуют определённую целостность, единство – систему. Взаимодействие между составляющими систему элементами выражает структура, в результате чего и возникают целостные системные качества, которыми не обладают ее элементы. Взаимообусловленность и взаимосвязь всех компонентов текста делают возможным создание художественного образа.
Образ является одним из важнейших понятий в литературоведении. Сложность проблемы изучения исследуемого термина объясняется во многом неоднозначностью его трактовок в различных научных областях, что подчёркивает многозначность данного понятия. Попытки многих исследователей: интерпретировать и рассмотреть данное понятие с точки зрения различных аспектов, вошли в их научные труды, благодаря которым теперь можно проследить за трансформацией трактовок термина «образ».
В учебнике «Введение в литературоведение» Г.Н. Поспелов, подводя итог принципам отражения жизни в реализме, проводит грань между двумя понятиями: «персонаж произведения» и «образ персонажа», которые зачастую по аналогии взаимозаменяются. Персонажем произведения автор называет созданную личность «во всей её индивидуальности, действующая в сюжете произведения» [23, с. 174], а его образ является системой всех средств его изображения: предметных деталей, композиционных приемов и словесных, семантических и синтаксических средств» [23]. В данном случае трактовка термина сводится к его узкому значению, которое связано исключительно с планом персонажа.
В литературоведении образ трактуется двояко. С одной стороны, понимание образа в литературоведении сближается с пониманием художественного образа в философии. Так, художественный образ есть «форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображенной в свете эстетического идеала художника: создается при помощи творческой фантазии художника» [20, с. 75]. С другой стороны, существует понятие «индивидуальный образ». В понятии «индивидуальный образ» «сочетаются черты человека и черты социального типа». Индивидуальный образ находит свое воплощение в персонажах литературных произведений [20, с. 75].
Изучению образа в художественном произведении посвящены работы следующих исследователей: Г. Т. Андреевой, В. О. Андроновой, М.Б. Борисовой, Е.И. Боровицкой, Н. А. Валгиной, Т.Г. Винокур, Н.Ю. Гончарова, Т.А. Давлетовой, С. С. Динисламовой, О.А. Дмитриева, Р.В. Епанчинцева, Т.И. Ерофеевой, С. Ю. Ждановой, О.В. Комбаровой, М.А. Контримовича, М.В. Мироненко, М.В. Мищенко, Н. М. Мамедова, А. Б. Тарасова, Дж. Горера, Дж. Вейншеймера и др.
По свидетельству Н. А. Валгиной, в персонажах художественных произведений все «спрессовано» до образа, до типа. Многие герои-персонажи воспринимаются как определенные символы (Гамлет, Буратино, Мальвина, Анна Каренина, Шерлок Холмс, Отелло, Дон Жуан, Евгений Онегин, Фауст, Родион Раскольников, Гарри Поттер, Бильбо Бэггинс и др.), поскольку становятся олицетворением специфических черт характера, поведения, отношения к жизни, и часто продолжают жить за границами авторского текста (метатекстуальный уровень бытования). Такого типа литературные имена переходят в нарицательные, они служат основой для образования имен-названий стиля, образа жизни, образа поведения, названий отвлеченных понятий типа «гамлетизм».
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖ. КОУ «СРЕДИННАЯ АНГЛИЯ» КАК РОМАНА О СОСТОЯНИИ НАЦИИ
2.1 Место романа «Срединная Англия» в творчестве Дж. Коу
Начиная с XIX века, социальный роман занимает важное место в английской литературе. Его последователем обоснованно считается Дж. Коу, который в своих произведениях подвергает критике разные стороны современной английской реальности.
Одним из последних на романов Коу является «Срединная Англия» («Middle England», 2018). По мнению профессора зарубежной литературы О.А Судленковой «Сатира определяет пафос романа, но не является в романе всеобъемлющей. Сатирические сцены соседствуют с драматическими и даже трагическими, что усиливает социальное звучание произведения. Особенность романа – смена тональности, переход от комического в разных его проявлениях к драме и затем снова к смешному и безобразному. В нем также есть драматические и даже трагические сцены, что дало основание одному из критиков назвать роман трагикомедией» [30, с. 154–155].
«Срединная Англия» – заключительная часть трилогии, начатой в романах «Клуб ракалий» и «Круг замкнулся». Три книги сложились во впечатляющую сагу новейшей истории Британии с 1970-х по наши дни.
Для Джонатана Коу, как и для многих англичан левых взглядов, самая страшная геополитическая катастрофа ХХ века случилась в 1979 году, когда к власти в Великобритании пришла Маргарет Тэтчер. Поэтому он посвятил ей дилогию «Клуб ракалий» и «Круг замкнулся», а новый роман как раз является, по сути, третьей частью. Люди, разделяющие взгляды Коу думали, что ничего хуже в их жизни уже не могло случиться, однако немного позднее «случился» Brexit.
Критиками Коу давно признан мастером сатиры. В этом, по его собственному признанию, помогли гнев и острое чувство юмора. В своих произведениях он в карикатурно-драматическом ключе оценивает политическую систему Великобритании прошлого столетия, противоборство мировых государств-лидеров и т. п. Кроме того, им созданы увлекательные детективные и философские сюжеты.
Последовательно анализируя произведения Джонатана Коу, можно найти в них много пересечений друг с другом. Такая особенность творчества писателя дает основания утверждать, что романы его не отдельные, разрозненные произведения, а своеобразные главы одного разветвленного повествования. Впрочем, нельзя отрицать жанровое движение британского писателя от сатиры к трагедии. Об этом говорит сам Джонатан Коу, книги его и рецензии критиков.
Библиография писателя насчитывает 13 произведений. 12 из которых переведены на несколько языков, в том числе и на русский, и пользуются наибольшей популярностью в Италии, Франции и Греции.
Первым серьезным опубликованным произведением считается «Случайная женщина» («The Accidental Woman»). Джонатан Коу не без присущей ему иронии исследует в нем взаимоотношения случайностей и закономерностей, пытаясь таким образом ответить на вопрос о том, есть у человека выбор в жизни или все за него решает судьба. Главная героиня – Мария – одновременно проста и загадочна. Она плывет по течению жизни без желания сопротивляться судьбе. А та, в свою очередь, затевает странную игру. Этот роман был опубликован в 1987 году и сразу обратил внимание на Джонатана Коу как на интересного и интеллектуального писателя.
За этим успешным произведением последовали другие: «Прикосновение к любви» («A Touch of Love», 1989), «Карлики смерти» («The Dwarves of Death», 1990), «Клуб ракалий» («The Rotters’ Club», 2001), «Круг замкнулся» («The Closed Circle», 2004), «Пока не выпал дождь» («The Rain before It Falls», 2007).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Понятие художественного образа изучается уже достаточно давно и рассматривается разными учеными с разных точек зрения. Художественный образ является формой отражения действительности, конкретной и вместе с тем обобщенной картиной человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала автора, созданной при помощи творческой фантазии, и несущая в себе эстетическую значимость.
2. В разные исторические периоды для писателей актуализировалась в большей степени та или иная группа образов. В основании «подчиненности» система образов ранжируется в следующем виде: образ произведения; образ автора (лирического героя); хронотоп; образы главных героев; образы героев второго плана; эпизодические персонажи; речевые, языковые образы; образы-детали, микрообразы. Среди разных образов художественного произведения самыми важными являются образы действующих персонажей.
3. Под образной системой художественного произведения понимается совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. Система образов иерархична, и в художественном произведении можно выделить четыре вида персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические.
4. Речевое поведение персонажа, являющее одну из наиболее важных составляющих сферы персонажа в художественном тексте, соотносится с такими понятиями, как «речевая характеристика» и «речевой портрет», которые выполняют эстетическую функцию, а также выступают отображением речевой деятельности персонажа в рамках данного произведения. Выразительность речевой характеристики персонажей зачастую выражается посредством парцелляции, эпифраза, парантезы, аппликации, риторических восклицаний, инверсии и иных средств выразительности.
5. Проза Дж. Коу изобилует сатирой, юмором, которые обличают взаимосвязи современного общества и государства, что делает его одним из наиболее влиятельных писателей-сатириков современности.
6. Джонатан Коу, представивший в «Срединной Англии» наглядную картину состояния британского общества накануне решающего для него политического шага, вскрывший явные и скрытые пружины, приводящие к радикальным сдвигам в общественной жизни, еще раз заявил о себе как писатель, обладающий аналитическим мышлением и способностью наглядно показать события сквозь призму человеческих судеб, умением создать убедительные правдивые образы.
7. Широкий социальный спектр персонажей отражает разные грани конфликтов, разъединяющих британское общество в данный период. Все они пытаются выжить в эти непростые времена, не растеряв своих взглядов и идеалов и каждый из них прав по-своему. Этим романом Коу еще раз подтвердил свое мастерство социального портретирования и сатирического обличения. Тем не менее это еще и чрезвычайно сентиментальная книга, осенний и печальный роман о мимолетности времени, о желании вернуть потерянные десятилетия, потраченные на нелепую ненависть, неуместную любовь и неудовлетворительные браки.
8. Коу завершает роман идиллическими дружескими посиделками, тем самым говорит о том, что в эпоху тектонических сдвигов в политическом ландшафте только умение как-то договариваться с близкими, несмотря на расхождения во взглядах, может помочь создать вокруг себя зону комфорта и просто выжить в этом новом, сложном мире.
1. Айдарова, А. М. Лексико-семантическая группа как отражение основных характеристик человеческого поведения (на материале глаголов поведения в русском и английском языках) / А.М. Айдарова // Филология и культура. Philology and Culture. – Казань, 2013. – № 4. – С. 13–18
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М., 1969. – 608 с.
3. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. – СПб.: Паритет, 2007. – 320 с.
4. Боровая, А. Р. Лексические речевые характеристики ранней прозы. Л. Н. Толстого / А. Р. Боровая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №2-1 (80). – С. 19–23.
5. Валгина, Н. С. Теория текста: учебное пособие / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 210 с.
6. Голубева, И. В. Опыт создания коллективного речевого портрета (на материале экспрессивного синтаксиса мемуарной прозы): автореф. дисс. … докт. филол. наук: 10.02.01; Краснодар, 2002. – 42 с.
7. Гончарова, Е. А. Пути лингвистического выражения категорий автор – персонаж в художественном тексте / Е. А. Гончарова. – Томск: изд-во Томского ун-та, 1984. – 150 с.
8. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 486 с.
9. Исаченко, О.М. Функционально-семантический класс глаголов поведения: системно-семантический, функциональный и лингвокультурологический аспекты: дис. … канд. филол. наук / О.М. Исаченко. – Новосибирск: Новосибирский. гос. ун-т, 2000. – 208 с.
10. Китайгородская, М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. – М.: Наука, 1995. – С. 120–123.
11. Ковалевская, Е. Г. Анализ текстов художественных произведений / Е. Г. Ковалевская. – Л., 1976. – 54 с.
12. Колокольцева, Т. Н. Конструкции разговорного синтаксиса как основа речевого портрета персонажей / Т. Н. Колокольцева // Язык как система и деятельность. – Ростов н/Д., 2012. – С. 180–182.
13. Коу, Дж. Срединная Англия / Дж. Коу ; пер. с англ. Ш. Мартыновой. – М. : Фантом Пресс, 2019. – 608 с.
14. Коу, Дж. Какое надувательство! / Дж. Коу; пер с англ. М. В. Немцова. – М.: Эксмо, 1994. – 580 с.
15. Коу Дж. Клуб ракалий / Дж. Коу; пер с англ. С. Б. Ильина. – М.: Фантом Пресс, 2008. – 640 с.
16. Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. / под ред. А. К. Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 1048 с.
17. Крысин, Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета / Л. П. Крысин // Русский язык в научном освещении. – М., 2001. – №1. – С. 90-106.
18. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
19. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/566b.html.
20. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.А. Николина. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
21. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: Интелвек, 2001. – 1600 с.
22. Полищук, Г. Г., Сиротинина О. Б. Разговорная речь и художественный диалог / Г. Г. Полищук, О. Б. Сиротинина // Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1979. – С. 188–199.
23. Поспелов, Г. Н. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П. А. Николаев, И Ф. Волков и др. // под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 163–180.
24. Русова, Н. Ю. От аллегории до ямба: терминологический словарь-тезаурус по литературоведению / под ред. Н. Ю. Русова. – М.: Наука, 2004. – 301 с.
25. Себина, Е.Н. Образ художественный / Е.Н. Себина // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Академия, 1999. – 209–220.
26. Серикова, Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование: дис. … канд. филол. наук / Л.В. Серикова. – Бийск: Бийский государственный педагогический унив, 2004. – 153 c.
27. Солцева, К. В. Типовая речевая характеристика детских персонажей в англоязычной художественной прозе / К. В. Солнцева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №39. – С. 22–26.
28. Срединная Англия Дж. Коу // М. Лаговая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proza.ru/2019/06/02/1821.
29. Судленкова, О. А. 100 писателей Великобритании / О. А. Судленкова, Л. П. Кортес. – Минск: Выш. шк., 2020. – 367с.
30. Судленкова, О. А. Великобритания накануне Брексита в романе Дж. Коу «Срединная Англия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-lib.mslu.by/handle/edoc/4810.
31. Тамарченко, Н. Д. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1. – 3-е изд. – М.: Академия, 2008. – 510 с.
32. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. – М.: Наука, 2018, – 304 с.
33. Федотов, О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие / О.И. Федотов. – М.: Академия, 1988. – 144 с.
34. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.Е. Хализев. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2009. – 432 с.
35. Coe, J. Middle England / J. Coe. – Borzoi Book, 2018. – 424 с.
36. Lester, N.B. A system for Analyzing Characters’ Values in Literary Texts [Electronic resource] / Jstor. – Mode of access: https://www.jstor.org/stable/40170946.
37. Thomas-Corr, J. Jonathan Coe’s Middle England: a delightful skewering of British nostalgia [Electronic resource] / J. N. Thomas-Corr. – Mode of access: https://www.newstatesman.com/jonathan-coe-middle-england-review.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты