Развитие теории и практики архивного дела во Франции в ХIX-ХХ вв.
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие теории и практики архивного дела во Франции в ХIX-ХХ вв.»
по дисциплине: «Источниковедение»
2021
251.00 BYN
Развитие теории и практики архивного дела во Франции в ХIX-ХХ вв.
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Источниковедение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ АРХИВНОЙ НАУКИ ВО ФРАНЦИИ
1.1. Развитие архивоведческих знаний во Франции до конца XIX века
1.2. Расширение области французской архивной науки
ГЛАВА 2. ФРАНЦУЗСКОЕ АРХИВОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945 - 1979 гг.)
2.1. Основные достижения французской архивной практики
2.2. Появление закона об архивах
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО АРХИВОВЕДЕНИЯ В 1979 - 1999 гг.
3.1. Дальнейшее развитие архивного дела во Франции
3.2. История архивов: появление новых схем периодизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время белорусское архивоведение переживает интенсивную трансформацию. Несмотря на сложность процессов, формирующих содержание этой трансформации, ее общее состояние определяет направление значительного расширения пространства «знаний и приобретения».
В настоящее время можно наблюдать интерес отечественных ученых к уникальному историческому опыту зарубежного архивирования, связанному с разработкой национальных моделей архивных систем, развитием архивного законодательства, научно обоснованными принципами организации архивных документов, обеспечением интеллектуального доступа к архивной информации.
Актуальность изучения этой темы подчеркивает тот факт, что сотрудничество Республики Беларусьи Франции в области архивного дела и, в частности, архивного образования в последние годы заметно расширилось. Это предполагает проявление большего внимания в нашей стране к французскому архивоведению и его достижениям, что позволит достичь большего взаимопонимания, подведет более глубокие основы под русско-французское сотрудничество в области архивного дела.
Франция является важным партнером для архивного сотрудничества. Она имеет огромный опыт в организации архивного дела, одна из первых стала на путь централизации архивной системы. Парижская Школа хартий является старейшим высшим учебным заведением по подготовке кадров архивистов, а международные архивные курсы проводятся в Париже на основе французского материала. Франция принимала участие во всех крупных начинаниях международного архивного сотрудничества, стояла у истоков его зарождения. Архивы Франции содержат значительный информационный массив, в том числе по истории Республики Беларусь и российской диаспоры за рубежом, работают на основе новейших достижений науки и техники, имеют правовые, организационные и финансовые возможности для широкого международного сотрудничества.
В научно-теоретическом и методологическом плане этот опыт приобретает статус влиятельного фактора для развития архивной отрасли Украины, решения проблемы организации, формирования и сохранения совокупного архивного наследия нашей страны – Национальных архивных фондов.
В контексте вышесказанного достижения французских архивистов представляются ценными и авторитетными, представленными древними архивными традициями, национальной архивной школой с сильными теоретическими разработками, методологическим плюрализмом, международными отношениями и значительным влиянием на развитие архивоведческой мысли в мире.
Основатели и ведущие представители французского архивоведения вырабатывали научные идеи, были инициаторами и пропагандистами законодательных, организационных и практических инноваций, которые стали решающими для развития архивного дела государства, а впоследствии распространялись и использовались в других странах.
В частности, французские архивисты в сложный и драматический период своей национальной истории – революцию конца XVIII века, провели ряд мероприятий в направлении реформирования архивной отрасли, наметив на их фоне перспективный вариант основных принципов архивного строительства. Несмотря на несколько противоречивый характер этих мер, как показало время, они послужили толчком для европейского архивного сообщества к переосмыслению устоявшихся традиций, принципов организации архивов, методов повседневной практики, нового самосознания профессиональной идентичности архивиста [2, c. 71].
Этим, собственно, и объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Историография исследуемой проблемы – широкая и многогранная. Это, в частности, работы российских историков и архивознавцев В. Автократов (1922-1992)1, В. Агеева (Прозоров), А. Адо (1928-995), Н. Бржостовская (1915-1994), А. Воронова (1864-1912), А. Добиаш-Рождественская (1874-1939), А. Кальсинф, К. Лапп–Старженецкой (1884, другие источники 1886-1971), О. Люблинская (1902-1980), И. Маяковский (1878-1954), Д. Самоквасова (1843-1911), Е. Старостин (1935-2011), Е. Тарле (1874-1955), И. Филиппова [18, c. 23].
Важный источник углубленного изучения тем, представленных Е. Старостин и И. Филиппов аналитические обзоры интерпретаций архивной политики революционной власти в студиях европейских историков и архивистов А. Л. Бурдье (Анрилеонар Бордье, (1817-1888), Р. Ботье (Робер-Анри Эмиль Батье), М. Дюшен (Мишель Дюшен), Э. Казанова (Эудженио Казанова, 1867-1951), Л. де Лаборд (Леон де Лаборд, 1807-1869), Ш.В. Лянглуа (Шарль-Виктор Ланглуа, 1863-1929) и Ш. Сенобоса (Шарль Сеньобос, 1854-1942), П. Сантони (Пьер Сантони) и др., а также в материалах коллоквиума «Архивы и революция» (Archives et Révolution. Создание или разрушение. Акты коллективной организации Французской ассоциации архивов (региональная группа Прованс-Альпы-Лазурный Берег), проведенные Французским обществом архивистов в 1988 году.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА ВО ФРАНЦИИ
1.1. Развитие архивоведческих знаний во Франции до конца XIX века
Ключевым и перспективным направлением развития архивного дела в странах Западной Европы с конца XVIII в. и на протяжении XIX в. стала четко очерченная тенденция к ее централизации, главная сущность которой заключалась:
– в образовании сети государственных архивов с правом постоянного хранения архивных документов, в определении их статуса, формировании состава документальных комплексов преимущественно, на то время, через концентрацию документов ликвидированных правительственных учреждений;
– в подчиненности этих архивов Единому государственному органу управления [3, c. 145].
Франция – одна из ведущих архивных держав, страна с сильными государственными и бюрократическими традициями, повлиявшими на архивное законодательство других стран, что отмечали виднейшие российские специалисты Н.В. Бржостовская и Е.В. Старостин. В развитие трудов Е.В. Старостина предлагаем следующую периодизацию истории архивов Франции.
I период – развитие эмпирического архивоведения (или начало допарадигмального периода): рецепция римского права, рост значения архивов и их отделение от библиотек, проекты создания архивных учреждений (XI–XVII вв.).
II период – расцвет эмпирического архивоведения (допарадигмальный период): создание специальных подразделений в учреждениях, издание первых учебников, основы юридической защиты и публичности архивов (середина XVII – конец XVIII в. (1789 г.)).
III период – переходный от эмпирического к парадигмальному в рамках самостоятельных архивных учреждений: концентрация фондов и создание государственных архивов в период Революции, уточнение их функций, решение первых проблем классификации и реституции (1789 г. – 1820-е годы).
IV период – парадигмальный: созревание и формулировка (1841 г.) принципа единства фонда, формирование «жесткого ядра» французского архивоведения, оформление его научного (теоретические труды) и учебного (учебные заведения) правового дискурса, формирование архивной отрасли (1826–1926 гг.).
V период – «нормальной науки»: расцвет французского архивного дела, формирование архивной отрасли, создание законодательной базы (1926–1979 гг.).
VI период – постпарадигмальный: унификация методики и практики в международном масштабе, архивы воспринимаются как часть «национального достояния» (с 1979 г. по настоящее время) [5, c. 124].
Именно Франции суждено было первой на европейском континенте в сложный и драматический период собственной национальной истории-Великой Французской революции конца XVIII в. – осуществить ряд мер в направлении централизации архивного дела, обозначить на их фоне перспективную версию базовых основ архивного строительства. Подводя итог организационным и законодательным мерам в архивной отрасли страны на протяжении 1789-1794 гг., к их положительным сторонам относятся:
– основание главного архива государства-Национального архива;
– определение сети государственных архивов Франции и специфики документов, которые должны были в них храниться;
– создание архивной администрации для обеспечения управления деятельностью архивных учреждений в общегосударственном масштабе;
– демократизация доступа к архивной информации;
– признание властью общественного значения архивов и архивного дела, а также своей ответственности за сохранение архивов.
Архивная отрасль Франции накануне революционных событий представляла собой пеструю картину – по всей стране было разбросано более 1225 архивов, из которых только 405 действовали в Париже.
Архива со статусом национального или центрального не существовало. «Казначейские хартии» (Trésor des Chartes) – главный королевский архив страны, начиная с XII века, тесно связанный с судьбой монархии, ее политикой централизации, знавший периоды процветания во времена правления лучших представителей династии Капетингов, находился в запущенном состоянии.
Для случайного пополнения вновь прибывших, функционирующего в основном как хранилище исторических источников, архив конца XVIII века мало интересовал правительство.
Важные и актуальные документы государственного значения (внутренняя политика, законодательство, международные отношения, династические права, борьба за власть в стране и т.д.) хранились в секретных архивах Королевской канцелярии, консультативного органа при особе короля, в архивах Министерства иностранных дел (с 1671 года), военного (1701) и морского (1659). Государственные органы власти, судебные, финансовые, местные государственные учреждения, частные организации, церкви, монастыри, ордена, школы, семьи, частные лица также накапливают и хранят ваш «документальный арсенал».
ГЛАВА 2. ФРАНЦУЗСКОЕ АРХИВОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945 - 1979 гг.)
2.1. Основные достижения французской архивной практики
Последствия Второй мировой войны поставили перед архивным бизнесом Франции очень серьезную задачу. Во время военных действий и воздушных бомбардировок были разрушены многие здания архивов, в том числе некоторые архивы департаментов. Например, здания архивов департаментов в Орлеане, Мезьере, Сен-Ло, Лаоне и других городах были полностью разрушены, а некоторые материалы, полученные другими, также были утеряны. Это правда, что французские архивисты приняли меры по сохранению архивов в сложных условиях войны и нацистской оккупации, и некоторые из наиболее ценных документов были вывезены из городов, находящихся под угрозой, и укрыты в более тихом месте.
Во время оккупации некоторые ведомственные архивы были серьезно повреждены. В то же время было замечено переполнение архивов, произошедшее после войны. Для того чтобы архивное управление могло справляться со своими задачами, необходимо укрепить архивы.
В 1945 году был обнародован новый указ об управлении архивами (Главное управление архивов). Он очень широко определил задачи этого учреждения: "Департамент архивов Франции занимается всеми вопросами, связанными с государственной и частной архивной деятельностью. В его задачи в основном входит решение таких проблем, как сохранение, классификация, инвентаризация, информация и использование документов и материалов в административных и исторических целях."
Однако таким образом были определены задачи архивного отдела, и указ не наделил его достаточными полномочиями. Не говоря уже о том, что в соответствии с правилом частной собственности архивный департамент не может получить никаких прав в деятельности частных архивов, но указ не предоставляет достаточных гарантий для "государственных" архивов [29].
Как и в случае с предыдущим законодательством, департамент архивов не установил обязательный крайний срок для передачи материалов из учреждения в Национальный архив. Департаменту архивов не было предоставлено формальное право контролировать архивы и не сформулировал обязательный крайний срок для передачи материалов из учреждения в Национальный архив.
Однако, несмотря на недостатки законодательства, после войны его возглавил энергичный лидер С.R. Брабан, получило дальнейшее развитие, и по сравнению со спокойствием последних двух десятилетий войны появилось несколько новых.
Если до Второй мировой войны архивный департамент фактически был вспомогательным подразделением Национального архива, контролируя деятельность архивов департамента с помощью нескольких инспекторов, то после войны он превратился в независимое учреждение (хотя до сих пор директор французских архивов лично связывался с Национальным архивом), со значительным количеством сотрудников. Его бюджет также увеличился.
С 1959 года архивный департамент входит в состав Министерства культуры. Гордостью французских архивистов по-прежнему является Национальный архив в Париже, который является одним из крупнейших и наиболее организованных национальных архивов в мире. После войны состав документов и материалов в Национальных архивах значительно увеличился. Он дополняет большое количество материалов из центральных учреждений девятнадцатого и двадцатого веков.
Фонды Министерства иностранных дел и Министерства морских дел хранились в них до начала девятнадцатого века, а также упраздненного Министерства колоний (последний фонд, официально входящий в состав Национального архива, фактически находится в городе Эксе.
Сотрудники архивов и соответствующие представители научного сообщества провели большую кропотливую работу по сбору исторических документов движения сопротивления. Эти документы образуют специальный отдел "современные документы" в архивах [19, c. 155]
Начавшаяся ранее концентрация нотариального фонда 125-летней давности также продолжается. Теперь нотариально заверенные фонды занимают все здание отеля Roan, представляя собой ценную коллекцию частных юридических действий, которая является отличным источников социально-экономической истории.
Таким образом, нынешние Национальные архивы отражают историю Франции более полно, чем раньше, как с точки зрения административных департаментов, так и с точки зрения временных рамок материалов, охватывающих период с 7 века по настоящее время.
Некоторые из новых направлений его деятельности связаны с расширением архивов. Прежде всего, новое направление проявляется в том, что большое внимание уделяется документам новой эпохи. Самостоятельное создание архивов для поиска связей с существующими институциональными архивами. Для этих контактов была найдена форма в виде так называемых "миссий национальных архивов" различных министерств. Сотрудники Национальных архивов прикреплены к отдельным министерствам, и, в свою очередь, в министерство назначается лицо, которое поддерживает связь с Национальными архивами (обычно ответственное лицо или сотрудник архивов министерства).
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО АРХИВОВЕДЕНИЯ В 1979 - 1999 гг.
3.1. Дальнейшее развитие архивного дела во Франции
В период 1979-1999 годов продолжалось активное развитие французской архивоведения и архивоведения, которое было тесно связано с тенденциями, сформировавшимися в предыдущий период.
Начиная с 1984 года при каждой смене правительства члены правительства получают письменные инструкции от директора канцелярии премьер-министра и генерального секретаря правительства, в которых им предлагается сдать свои архивы в Национальные архивы в соответствии с протоколами передачи. Таким образом, были собраны досье семи премьер-министров и подавляющего большинства членов правительств, сменивших друг друга с 1981 года
Успехи, достигнутые управлением архивов Франции, в значительной степени основаны на преимуществах, которые эти «протоколы передачи.» дают согласие на личность вкладчика. Таким образом, управление имеет полный контроль над доступом к документам на срок от 30 до 60 лет: оно может получить к ним доступ самостоятельно без каких-либо ограничений, а любые другие сообщения, в том числе своему правопреемнику, подлежат его письменному разрешению. По истечении этого срока документы подпадают под общее право публичного архива.
Желание заинтересованных лиц сохранить контроль над доступом к своим архивам в значительной степени законно. За пределами традиции "мемуары" написанные государственными деятелями, этим деятелям, возможно, придется использовать эти архивы для оправдания своих прошлых действий. Что касается контроля за предоставленным им доступом, то он является гарантией конфиденциальности, которая позволяет осуществлять полную выплату и избегать оскорблений в чисто политических и полемических целях.
Однако необходимо отметить, что "протоколы передачи" находятся в стороне от закона от 3 января 1979 года, ни одно из положений которого не разрешает предоставлять государственным служащим такие привилегии для доступа к публичным архивам, которые они создали. Кроме того, они не позволяют правопреемникам заинтересованного лица выступать против сообщений, которые могут нанести ущерб общественным интересам, которые они несут. Наконец, доверяя этой личности или назначенным ею доверенным лицам исключительный контроль доступа к ее архивам, они способствуют развитию агиографических исследований или отказу историков и исследователей от важных документов [43].
Национальные государственные учреждения не имеют такой строгой политики сбора, как центральные органы власти. В принципе, они должны предоставить свои архивы национальным архивам (статья 5 Указа № 79-1037 от 3 декабря 1979 года). Но только Национальный центр научных исследований имеет миссию Национального архива. Для наиболее важных из них эта ситуация объясняется только тем фактом, что они непосредственно обеспечивают управление и хранение своих архивов. В заключительной части этого доклада будет рассмотрено увеличение числа организаций, имеющих собственные архивные службы. Подчеркнем, однако, что проблема здесь заключается не в восстановлении иллюзорной монополии на Национальные архивы, а в обеспечении эффективности научно-технического контроля управления архивов Франции над этими службами.
Несмотря на игнорирование статьи 10 декрета № 79-1037 от 3 декабря 1979 года, согласно которой государственные учреждения, желающие управлять своими собственными архивами, должны быть лицензированы на них совместным решением Дирекции архивов Франции и их министерства по опеке, было принято очень мало таких решений, в то время как почти все государственные учреждения, особенно промышленные и коммерческие, относятся к этой категории. Здесь существует значительный разрыв между правом и фактом. Дело не в том, что право неадекватно, потому что принцип совместного принятия решений превосходен. Дело в том, что усилия по его осуществлению были очень недостаточными. Это правда, что некоторые крупные государственные учреждения, такие как Electric de France, автономное транспортное управление Парижа, а также некоторые другие, хорошо управляют своими архивами. Но нельзя утверждать, что так обстоит дело с большинством.
Для исправления этой ситуации необходимо было предпринять три меры:
– дирекция архивов Франции должна позаботиться о том, чтобы оперативно принять совместные решения, предусмотренные статьей 10 декрета 79-1037 от 3 декабря 1979 г.;
– премьер-министр может напомнить об этом положении в циркулярах, прося их обеспечить его соблюдение учреждениями, прикрепленными к их департаменту;
– компетенция архивистов в командировках должна распространяться на государственные учреждения [38].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, с конца девятнадцатого века по 1999 год французская архивная наука прошла сложный путь развития, и мы разделили его на три периода.
Первый рассматриваемый период с конца девятнадцатого века по 1945 год был периодом формирования молодой науки французской "архивоведения". В конце девятнадцатого века было объявлено о его существовании, был заложен его основной фундамент, и началось постепенное расширение тематики исследований. Вторая мировая война была периодом, когда развитие архивоведения во Франции было прервано.
Франция – одна из ведущих архивных держав, страна с сильными государственными и бюрократическими традициями, повлиявшими на архивное законодательство других стран.
Именно Франции суждено было первой на европейском континенте в сложный и драматический период собственной национальной истории-Великой Французской революции конца XVIII в. – осуществить ряд мер в направлении централизации архивного дела, обозначить на их фоне перспективную версию базовых основ архивного строительства.
Архивный сектор Франции ощутил острую необходимость в существенной реформе, развитии системы самостоятельного архивирования с ее основными компонентами - специально уполномоченным центральным правительством; сетью государственных архивных учреждений; национальное архивное законодательство, которое установило бы правовое регулирование передачи документов из учреждений в архивы, узаконило бы оценку архивных документов и приказало уничтожить те, которые подлежат вторичной переработке, оказало поддержку для улучшения архивной работы, связанной с организацией, формированием и сохранением национального архивного наследия, демократизации доступа к архивной информации. Исторический контекст требовал четкого определения взаимосвязи между архивами и архивами государства и общества
Второй период с 1945 по 1979 год был периодом бурного развития французской архивной науки, ее дифференциации и специализации. Жизненность архивных научных достижений в этот период, богатство и значимость предмета позволили ему получить прозвище "блестящий".
В XIX веке Национальные архивы начинают собирать документы министерств и ведомств, публикуют архивные документы из запасников, персонал проходит специальное обучение в Школе хартий. В 1857 году на первом этаже отеля де Субиз открылся Музей национальных архивов, в котором представлены уникальные документы.
Во Франции сложилось несколько категорий государственных архивов, но все они не были связаны в одну систему, подчинялись разным ведомствам. Местные архивы находились в ведении префектур.
В местные архивы еще сдавались дела 50-летней давности из местных учреждений. Наладить же планомерное, в определенные сроки поступление материалов из центральных учреждений в Национальный архив так и не удалось.
Учреждения сдавали от случая к случаю, что хотели и когда хотели. Большая часть документов оставалась в ведомственных архивах. Некоторые ведомства совсем не сдавали материалы: парламент, министерство иностранных дел, военное министерство, министерство колоний и другие, Недейственные архивы совершенно не подчинялись архивным органам. Все попытки установить над ними руководство и контроль оканчивались неудачей. Не было контроля даже в области материалов, не подлежащих хранению.
В девятнадцатом веке Национальный архив пытался настоять на передаче исторических документов, особенно сборных материалов, из библиотеки в архив. Но эти попытки оказались безуспешными. Единственное, что достигнуто, - это частичный обмен документами и материалами.
С середины девятнадцатого века все национальные архивы утвердили одну и ту же структуру.
В третий период с 1979 по 1999 год обобщение и модернизация архивного нормативного корпуса вывели французскую архивную науку на новый уровень. Фактические изменения, которые произошли, привели к появлению новых тем в историографии и постоянному совершенствованию традиционного спектра архивных исследований. Область архивных исследований расширилась и более тесно пересекается с другими дисциплинами (такими как информатика, менеджмент и дипломатия).
Архивная отрасль Франции накануне революционных событий представляла собой пеструю картину – по всей стране было разбросано более 1225 архивов, из которых только 405 действовали в Париже.
Архива со статусом национального или центрального не существовало. «Казначейские хартии» (Trésor des Chartes) – главный королевский архив страны, начиная с XII века, тесно связанный с судьбой монархии, ее политикой централизации, знавший периоды процветания во времена правления лучших представителей династии Капетингов, находился в запущенном состоянии.
1. Архивное дело в странах Европы и США в конце XX – начале XXI в.: учебное пособие / А. А. Бакшаев; под ред. А. В. Черноухова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 160 с
2. Блонштейн, E. А. О деятельности ассоциации французских архивистов / Е. А. Блонштейн, Л. Н. Воронова. // Вестник архивиста. 1991. - № 4. - С. 71-72.
3. Бржостовская, Н. В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах (история и современная организация) / Н. В. Бржостовская : уч. пособие. -М., 1971.-311 с.
4. Бржостовская, Н. В. Архивы и архивное дело в иностранных государствах / Н. В. Бржостовская. Вып. 2. - М., 1957. - 95 с.
5. Бржостовская, Н. В. Основные направления развития архивного дела в новейшее время (1917 1980) / Н. В. Бржостовская. - М., 1986.
6. Ермакова Н. Л., Сагина М. С. Особенности развития и становления системы архивного хранения документов за рубежом (на примере стран Европы, Америки, Японии и Индии) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2571–2575.
7. Карпинская Э.Ю., Анохина Т.Я. Сравнительный анализ формирования архивов в России и Франции // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. сборник трудов X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. С. 243-248.
8. Кечкемети, Ш. Всеобщая история архивов. История и организация архивного дела в странах Европы. В 3 частях. Часть 1: учебник / Кечкемети Ш., Мазин К. А., Петкова С. и др.; отв. ред. Т. И. Хорхордина. - 2-е изд. - Москва: Рос. гос. гуманитарн. ун-т, 2020. - 382 с
9. Краснослободцев К.В. Комплектование фондов для изучения современности: опыт муниципального архива Тулузы (Франция) // История современности: информационные ресурсы, методы и исследовательские практики в России и за рубежом. доклады Международной научно-практической конференции. Москва, 2019. С. 242-247.
10. Кулыгина Н.А. Архив Мессиана–Лорио в национальной библиотеке Франции // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 74-75.
11. Магадиева А.С. Архивы Франции // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 2-2. С. 80-82.
12. Попов, А. В. Архивоведение: зарубежная россика: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Попов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 168 с
13. Прозорова В.Б. Национальный архив Франции - возможности и проблемы заимствования его модели другими странами в ХХ в // История и архивы. 2020. №1.
14. Прозорова В.Б. Архивы - национальное достояние Франции XVIII - XX веков // Санкт-Петербург, 2017.
15. Прозорова В. Б. Новый закон об архивах Франции / В. Б. Прозорова // Отечественные архивы. – 2010. – № 1. – С. 59–69.
16. Прозорова В. Б. Проблемы и реформы архивного законодательства Франции 1994–2008 гг. / В. Б. Прозорова // Вестн. архивиста. – 2012. – № 2. – С. 256–264.
17. Прозорова В. Б. Французский закон об архивах от 15 июля 2008 г.: история подготовки / В. Б. Прозорова // Вестн. архивиста. – 2012. – № 2. – С. 183–192.
18. Раскин, Д. И. Архивоведение: учебник для академического бакалавриата / Д. И. Раскин, А. Р. Со колов. — М.: Юрайт, 2016. — 383 с
19. Старостин, Е. В. XVI Международная конференция Круглого стола архивов // Вопросы критики методологии и теории буржуазного архивоведения: сборник статей. М., 1980. - С. 153 - 164.
20. Старостин, Е. В. Международный симпозиум по архивному образованию (11-12 сентября 1990 г., Гаага) // Советские архивы. 1991. - № 1. - С. 111-112.
21. Храмцовская, Н.А. Новый французский закон об архивах: России есть чему поучиться. [Электронный ресурс] / Н.А. Храмцовская // Делопроизводство и документооборот на предприятии: журн. – 2008. - № 9.
22. Actes de la IVeme table ronde des archives (Histoire litteraire, geographie, economie actuelle) / C. Braibant, R.-H. Bautier. Paris : Imprimerie nationale, 1959. - 87 p.
23. Actes de la Vlleme Conference de la Table ronde internationale des archives (Le concept d'archives et les frontieres de l'archivistique) / Rapport general par Yves Perotin. Paris : Imprimerie nationale, 1963. - 75 p.
24. Actes du Xle Congres international des archives (Paris, 22 26 aout 1988) // Archivum. - 1989. - Vol. XXXV.
25. Actes du XXVIIe Congres national des archivistes fransais (Limoges, 27 septembre 1985 / Archives nationales. Paris, 1986. - P. 83-97.
26. Actes du XXXIIIe Congres des archivistes fran?ais (Roubaix, 5-7 octobre 1993. Les archives du monde du travail) / Jean Favier, Franfoise Hildesheimer, Herve Bastien. Paris : Archives Nationales, 1995. - 196 p.
27. Archives et Revolution : creation ou destruction ? : actes de colloque de Chateauvallon, mars 1988 // La Gazette des archives. 3 - 4 trimestres 1989. -№ 146- 147.-215 p.
28. Bautier, R.-H. Une table ronde utile a l'histoire / R.-H. Bautier, C. Braibant; Direction des Archives de France. Paris, 1958. - 125 p.
29. Batteney. L'archiviste franfais ou methode sure pour apprendre a arranger les archives / Batteney. 2 ed. - Paris, 1775.
30. Bordier, H. Les archives de la France, ou Histoire des Archives de l'Empire / H. Bordier. Paris, 1855. - 412 p.
31. Albert, M. Conserver ou pilonner: les archives de la fonction Personnel // Archibald Magazine. 1986, janvier-fevrier. - № 3. - P. 41 - 44.
32. Baudot, M. En quoi innover? // La Gazette des archives. ler trimestre 1966. -Nouvelle serie, № 52. - P. 37 - 39.
33. Bloch, M. Pour mieux chercher ( Henri Forestier. Les archives de l'Yonne, 1790 1932. Raoul Busquet. Les fonds des Archives departementales des Bouches-du-Rhone (Archives centrales de Provence). T.I Depot principal de
34. Marseille, Series anciennes de A a F.) // Annales d'histoire economique et sociale. Т. X. - Paris : A.Colin, 1938. - P. 429 - 430.
35. Champollion-Figeac, A. Manuel de l'archiviste des prefectures, des mairies et des hospices / A. Champollion-Figeac. Paris : Paul Dupont-J.-H. Dumoulin, 1860.-400 p.
36. Chevrieres. Le nouvel archiviste, contenant une nouvelle methode de ranger un chartrier dont l'ordre chronologique est la base / Chevrieres. Paris, 1775
37. Chauleur, A. Bibliotheques et archives: comment se documenter? Guide pratique a l'usage des etudiants, des professeurs, des documentalistes. / A. Chauleur. Paris : Economica, 1978. - 151 p.
38. Chomereau, A. de. Les archives du groupe Rhone-Poulenc // La Gazette des archives. 3e trimestre 1979. - № 106 (consacre aux archives d'entreprises). - P. 165-175.
39. Conchon, M. L'archivage des fichiers informatiques. Bilan de la mise en ceuvre de Constance (1982-1988) // La Gazette des archives. 2e trimestre 1988.-№ 141.-P. 61-66.
40. Desjardins, G. Le service des archives departementales / G. Desjardins : cujnferences faites aux eleves de l'Ecole des chartes. Paris : E. Bourloton, 1890.- 104 p.
41. Giry, A. Manuel de diplomatique / A. Giry. Paris, 1894. - 944 p.
42. Flieder, F. La conservation des documents graphiques, recherches experimental / F. Flieder. Paris, 1969. - 188 p.
43. Fournier, P. F. Conseils pratiques pour le classement et 1'inventaire des archives et Г edition des documents historiques ecrits / P. F. Fournier. Paris : Champion, 1924. - III; 92 p.
44. Laborde, L. de. Les Archives de la France, leurs vicissitudes pendant la Revolution, leur regeneration sous L'Empire / L. de. Laborde. Paris, 1855.
45. Le Moine, P.-C. Diplomatique pratique ou traite de Г arrangement des archives et tresors des chartes / P. C. Le Moine. - Metz, 1765.
46. Lelong, E. Archives // Fuzier-Herman. Repertoire general alphabetique du droit fran?ais et etranger. Т. V. - Paris, 1889. - P. 53 - 114.
47. Circulaire AD 79-6 du 31 decembre 1979. Instruction sur le traitement des documents des Archives departementales posterieurs au 10 juillet 1940 // Recueil des lois et reglements relatifs aux archives, 1958 1988. - Paris : AN, 1988.-Tome II.-P. 857-861.
48. Decret № 62-884 du 31 juillet 1962: Communicabilite des documents verses aux Archives Nationales // JO. 1962, 4 aout. - P. 7747.
49. Decret № 70-1066 du 19 novembre 1970: communication au public des documents des Archives Nationales et departementales// JO. 1970, 22 novembre. - P. 10723-10724.
50. Decret № 79-1037 du 3 decembre 1979: competence des services d'archives publics. Cooperation entre les administrations pour la collecte, la conservation et la communication des archives publiques// JO. 1979, 5 decembre. - P. 3056.
51. Decret № 81-428 du 28 avril 1981 : protection des collections publiques contre les actes de malveillance //JO. 1981, 3 mai. - P. 1248.
52. La note AD 8270/4140 du 15 avril 1988 "Application de la loi N 78-753 du 17 juillet 1978 sur l'acces du public aux documents administratifs" // Recueil des lois et reglements relatifs aux archives 1958 1988. - P. 1072 - 1077.
53. Loi du 29 avril 1924 concernant les Archives communales // Loi, reglement et instruction concernant les archives communales. Melun: Imprimerie administrative, 1942. - P. 3.
54. Loi № 79-18 du 3 janvier 1979 : loi sur les archives // Recueil des lois et reglements relatifs aux archives, 1958 1988. - Paris : AN, 1988. - Tome I. - P. 44 - 50.
55. Loi № 80-525: preuve des actes juridiques (en matiere civile) // Recueil des lois et reglements relatifs aux archives, 1958 1988. - Paris : AN, 1988. - Tome I. -P. 67.
56. Loi № 80-532 du 15 juillet 1980 : protection des collections publiques contre les actes de malveillance // JO. 1980, 13 juillet. - P. 1755.
57. Loi № 83-663 du 22 juillet 1983 : repartition des competences entre les communes, les departements, les regions et l'Etat// JO. 1983, 23 juillet. - P. 2286-2299.
58. Lois, decrets, arretes, reglements et instructions concernant le Service des Archives departementales. Melun, 1922.
59. Principaux textes relatifs aux Archives franfaises de 1939 a 1951 / R.-H. Bautier. Paris, 1951.-7 p.
60. Recueil des lois et reglements relatifs aux archives 1958 1988. - 2 tomes. -Paris: AN, 1988- 1989.- 1175 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты