Психологические страхи связанные с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Психологические страхи связанные с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Психологические страхи связанные с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник гестационных страхов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица первичных эмпирических данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Расчет надежности опросника гестационных страхов у женщин репродуктивного возраста по Альфа-Кронбаха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Взаимосвязь выраженности гестационных страхов и индивидуально-психологических особенностей.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
1.1 Проблема страха как психологического явления
1.2 Характеристика женщин репродуктивного возраста с точки зрения медицины
1.3 Разнообразие страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
2. Эмпирическое исследование психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
2.1 Программа эмпирического исследования психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
2.2 Результаты исследования психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста и их анализ
2.3 Статистический анализ полученных данных
Заключение
Список источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях беременность у многих женщин протекает на фоне неуверенности в завтрашнем дне, нестабильности материального положения, постоянного социального стресса. Современная женщина, решившая стать матерью, часто отягощена проблемами, связанными с соматической патологией (экологические факторы, сниженный иммунитет, гормональные нарушения, травмы и пр.), эмоциональной дисгармонией (неадекватное в прошлом воспитание, неблагоприятные жизненные обстоятельства, эмоциональные травмы), психологической дисгармонией (неумение общаться с людьми, нереализованные возможности и способности, проблемы самоконтроля).
Кроме того, сам период беременности связан с кардинальными изменениями в жизни и неопределенностью. В это время происходит преобразование эмоциональной, гормональной и физической систем организма, трансформация отношения к себе и другим людям. Такие глобальные изменения могут сопровождаться большим количеством гестационных страхов. Практически каждая беременная испытывает тревогу и эмоциональный дискомфорт, которые связаны с новым состоянием, даже при условии, что беременность не первая.
Среди причин страхов беременных женщин могут выступать новая ситуация, недостаток информированности, отсутствие опыта материнства, нарушенные отношения с собственными родителями. Также в современном обществе укрепилась ориентация супружеских пар на малодетную семью. Закрепление социальной нормы малодетной семьи в массовом сознании может привести к необратимости процесса сокращения рождаемости, а, следовательно, и численности населения. Потому несомненную актуальность приобретает изучение психологического состояния женщин в период беременности и, в частности их страхов.
Чрезмерно выраженные страхи могут негативно повлиять на состояние женщины, а также на ее ребенка. Психологические проблемы беременной могут лежать в основе многих соматических заболеваний и соответственно являться фактором риска возникновения акушерских и перинатальных осложнений [30]. Как показывают зарубежные исследования, особенности личности, психосоциальные нагрузки, психическое напряжение, тревога, депрессия, неадекватные механизмы преодоления стресса, являются, причиной спонтанного аборта или преждевременных родов [76; 77].
Каждая женщина подвержена страхам, каждой из них приходится в жизни сталкиваться не только со страхами перед реальными опасностями, но и с невротическими ирреальными страхами. Поэтому необходимо научиться в той или иной мере ими управлять и преодолевать.
Проблема материнства и такого важного этапа как подготовки к материнству, как беременность, в научной литературе представлена не очень полно. Внимание данной проблеме стало уделяться только в последние десятилетия и рассмотрение этой проблемы можно найти в трудах немногочисленного количества авторов, таких как Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман, С.Ю. Мещерякова, В.И. Брутман, Л. Стоун, Б.Ф. Скиннер, М.В. Лейбин, Э. Шортер, Дж. Каган, М.С. Радионова, Э. Бадинтер, В.А. Вагнер, Э. Эриксон и некоторых других.
Феномен страха изучали А.И. Захаров, О.Ю. Одинцова, Е.Ю. Петрова, Ю.В. Щербатых, Н. Ф. Сухарева, Е.П. Ильин, С.Ю. Мамонтов, Т.А. Бондаренко, К. Хорни. З. Фрейд, Ф. Перлз, К. Изард и др.
Особенности эмоционального состояния женщин репродуктивного возраста во время беременности и родов исследования О.А. Андриенко, В.В. Васильева, М.В. Епифанцева, А.Ю. Зорко, Е.А. Крамаренко, И.Л. Шелехов, М.А. Амвросова,
Вместе с тем, проблема страхов, возникающих с наступлением беременности и родов у женщин фертильного возраста, требует своего дальнейшего изучения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Проблема страха как психологического явления
В психологии страх выступает как врожденная эмоция, способствующая выживанию. Рассмотрим наиболее распространённые определения данного феномена. Оксфордский толковый словарь по психологии определяет страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуации опасности или при воздействии вредных стимулов, а также при их предвосхищении. Страх чаще всего проявляется в сильном эмоциональном возбуждении и желании атаковать опасный объект или бежать от него» [39, с. 383].
З. Фрейд различал реальные и невротические страхи. В первом случае индивид ощущает страх перед известной ему опасностью или угрозой. Этот страх носит рациональный характер и является реакцией на ситуацию, выражением инстинкта самосохранения. Невротический страх, наоборот, возникает даже когда индивиду неизвестна опасность, и проявляется в различных фобиях, страхе ожидания и т.д. Также З. Фрейд при изучении истоков страха указывал на внутренние переживания и внешние обстоятельства. Если при страхе внимание индивида направлено на объект, то при тревоге на первый план выходит состояние субъекта [59, с. 189].
Ф. Перлз высказывал похожее мнение и утверждал, что «страх вызывается некоторым опасным объектом в среде, с которым необходимо что-либо сделать или избежать его» [40, с. 8].
К. Хорни под страхом понимала реакцию, пропорциональную наличной опасности, а тревога - несоизмеримую реакцию на воображаемую опасность. Страх – это адекватная реакция на реальную или воображаемую опасность. Однако, при страхе опасность является очевидной, та как она вызван объективными причинами [67, с. 92].
В теории Дж. Боулби признается, что в качестве страха могут выступать следующие стимулы: природные (боль, незнакомая обстановка, одиночество, высота, внезапное изменение стимула) и производные (животные, темнота, незнакомые люди). Психолог установил, что дети с надежной привязанностью менее восприимчивы к страху. Доверие к матери служит барьером для возникновения этой эмоции. Отвержение матери, угроза потери родителей приводят к появлению страха. Тревожный тип привязанности может порождать большое количество страхов во взрослости – страх открытых пространств, социально-психологические и другие [7, с. 82].
В работе немецкого психолога Ф. Римана выделены следующие формы страха, основываясь на причинах их возникновения, которыми автор считал базовые тенденции и потребности, определяющие психическую и социальную жизнь человека:
1. Страх перед утратой собственного «Я», самоотвержением, зависимость от общества и его нужд, вызванный необходимостью стать частью общества, подчиниться требованиям и мнению большинства.
2. Страх перед отделением от общества, самостоятельностью, и, как следствие, изоляцией и одиночеством, вызванный потребностью в индивидуализации, самореализации и самостоятельности.
3. Страх перед несвободой и ограничениями, вызванный необходимостью в поддержании стабильности и соблюдении правил, причиной которого является стремление к переменам, развитию и активности.
4. Страх перед изменениями, неуверенность в будущем, вызванный необходимостью в порядке, неизменности и стабильности [45].
В работе Ч. Рикрофта рассматриваются такие формы страха, как предчувствие и тревожное беспокойство. При этом, тревожное беспокойство также имеет сходство с предчувствием в плане содержания неизвестного или нераскрытого объекта. Однако первое отличается от последнего тем, что не является вторжением иррациональных психологических факторов, а представляет собой неопределенность.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Программа эмпирического исследования психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста
Цель исследования: выявить особенности психологических страхов, связанных с беременностью и родами, у женщин репродуктивного возраста.
Для реализации цели определены следующие практические задачи:
1. Определить выраженность психологических страхов, связанных с беременностью и родами, у женщин репродуктивного возраста.
2. Изучить уровень перфекционизма у женщин репродуктивного возраста.
3. Исследовать индивидуально-психологические свойства у женщин репродуктивного возраста.
4. Установить взаимосвязь выраженности гестационных страхов и индивидуально-психологических свойств у женщин репродуктивного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь выраженности гестационных страхов и индивидуально-психологических свойств у женщин репродуктивного возраста.
База исследования: всего в исследовании приняли участие 70 беременных женщин в возрасте 18-36 лет.
Методики исследования:
1. Опросник гестационных страхов.
Опросник предназначен для выявления психологических страхов, связанных с беременностью и родами у женщин репродуктивного возраста.
Опросник гестационных страхов был разработан нами, он не имеет аналогов. Опросник содержит перечень типичных страхов и опасений, которые могут испытывать женщины в состоянии беременности, родов и ухода за новорожденным ребенком. Испытуемым предлагается оценить каждый страх по шкале от 0 до 6 баллов в зависимости от такой, в какой степени каждой из этих страхов присущ именно им (Приложение 1).
2. Методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой) [36].
Цель: выявление уровня перфекционизма.
С помощью методики можно выявить: перфекционизм, перфекционизм, ориентированный на других, социально предписанный перфекционизм, общий уровень перфекционизма.
Согласно ключу подсчитываются сырые баллы по каждой шкал. Сумма баллов, набранная испытуемыми по трем субшкалам методики, составляет общий уровень перфекционизма.
Критерии оценки:
- низкий уровень – 129-160 баллов;
- средний уровень –160-204 балла;
- высокий уровень – 204-249 баллов (Приложение 1).
3. Методика «Краткий опросник Большой пятерки (TIPI) в адаптации Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой [33].
Цель: выявление индивидуально-психологических свойств.
С помощью методики можно выявить выраженность следующих личностных черт: экстраверсия, дружелюбие, добросовестность, эмоциональная стабильность, открытость новому опыту.
Испытуемым предлагается оценить 10 личностных характере, которые могут их охарактеризовать, по шкале от 1 до 10.
Методы математической статистики.
Коэффициент альфа Кронбаха, показывающий внутреннюю согласованность характеристик. Критерий корреляции Спирмена для выявления взаимосвязи между переменными. Обработка проводилась в программе «STATISTICA» v. 12.0.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что страх – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на опасность или угрозу, проявляющееся в виде физического возбуждения, чувства волнения, тревоги и беспокойства, снижения адекватно оценивать происходящие события. Причинами страхов могут быть: внешние события, внутренние процессы, ситуации, являющиеся сигналом опасности, потребности, эмоции, когнитивные процессы индивида. Страхи могут быть ситуационными, социальными, экзистенциальными, связанными с самоактуализацией, а также рациональными и невротическими.
Репродуктивным считается возраст, в течение которого женщина способна зачать и родитель ребенка (от 15 до 49 лет). В период 15-16 лет происходит интенсивное развитие половых гормонов, появление волос на теле, менструации. Период 17-25 лет считается первой фазой детородного периода и является достаточно благоприятным для рождения первого ребенка. В период 25-35 лет тело женщины полностью готово выносить и родить ребенка, гормональный фон в этом возрасте оптимальный. Период 35-45 лет является временем окончания репродуктивного периода - женщина всё ещё может родить, но забеременеть становится сложнее, так как активность её гормонального фона начинает снижаться. Период 46-49 дет является поздним возрастом для деторождения, к его концу наступает климакс. Это состояние характеризуется резкими гормональными и физиологическими изменениями в организме, предполагает окончание менструации.
Страхи в период беременности являются естественным процессом, вытекающим из психологических особенностей женщин, неопределённости будущего, гормональных изменений. Большое количество страхов может быть связано со следующими факторами: возраст будущей мамы, отсутствие опыта беременности и родов, низкая информированность о протекании послеродового периода, недостаточная осведомленность о непосредственном процессе деторождения и факторах риска неблагополучного исхода появления ребенка, смена образа жизни, повышение ответственности, расширение обязанностей, неготовность к переменам, негативный опыт окружающих. Основными гестационными страхами являются: страх перед возникновением патологии будущего ребенка или выкидышем, страх перед предстоящей болью во время родов, страх материально не обеспечить ребенка, страх испортить фигуру, потерять прежнюю внешнюю привлекательность для супруга, страх стать плохой мамой, страх болезни ребенка, страх перед будущим.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что женщины репродуктивного возраста в первую очередь боятся за здоровье ребенка во время родов и во время беременности, что ребенок родится больным. В последнюю очередь женщины боятся выглядеть старой мамой среди молодых, остаться одной с ребенком, полюбить второго ребенка так же, как и первого, взять ребенка на руки, сожалеть о рождении ребенка. Для женщин репродуктивного возраста характерен средний уровень перфекционизма – стремление быть совершенной во всем. При этом, у них более выражен перфекционизм, ориентированный на себя, отражающий завышенные и нереалистичные требования, предъявляемые к себе, склонность и самокопанию и самокритике. Женщины репродуктивного возраста характеризуются дружелюбием, что проявляется в отзывчивости, доброжелательности, способность к сотрудничеству. У них умеренно выражена экстраверсия, эмоциональная устойчивость, открытость новому опту. У них менее всего выражена добросовестность.
Корреляционный анализ показал, что чем выше перфекционизм, ориентированный на других, эмоциональная стабильность и открытость новому опыту, тем выше выраженность гестационных страхов у женщин репродуктивного возраста.
1. Айке, Д. Страх // Тревога и тревожность. Хрестоматия / В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2017. – 53-58.
2. Амвросова, М.А. Влияние беременности на психоэмоциональное состояние женщины / М.А. Амвросова // Концепт. – 2017. – Т. 2. – С. 257–261.
3. Андриенко, О.А. Исследование тревожности у беременных женщин разных возрастных групп / О.А. Андриенко // Символ науки. – 2016. – № 5. – С. 1-2.
4. Архангельский, В.Н. Женщины и мужчины: различия в показателях рождаемости и репродуктивного поведения / В.Н. Архангельский, О.Н. Калачикова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14, № 5. – С. 165-185.
5. Астахова, И.В. Страхи и фобии в структуре явлений «Тревожного ряда» личности / И.В. Астахова // Модернизация. Инновации. Развитие. – 2012. – № 9.
6. Бондаренко, Т.А. Проблема страха как психологического явления / Т. А. Бондаренко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2021. – Т. 2, № 13-2. – С. 33-36.
7. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. – М.: Академический проект, 2006. – 232 с.
8. Брутман, В.И. Психогенные реакции у беременных - прегнантогении / В.И. Брутман // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2019. – Т. 19, № 3. – С. 114-125.
9. Васильева, В.В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения / В.В. Васильева, В.В. Авруцкая // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С.110-119.
10. Венскович, Д.А. Актуальные вопросы состояния репродуктивного здоровья студенческой молодежи / Д.А. Венскович // Вестник Белгородского института развития образования. – 2021. – Т. 8. – № 1(19). – С. 134-141.
11. Волков, В.Г. Пренатальный стресс как фактор риска преждевременных родов / В.Г. Волков, А.А. Бадаева, А.В. Бадаева // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 143-147.
12. Воронович, Д.В. Психологические особенности женщин с угрозой прерывания беременности // Материалы Первой Международной научно-практической Интернет-конференции «Актуальные проблемы гуманитарного образования». – Минск: БГУ, 2014. – С. 16-18.
13. Глобина, В.И. Когнитивные аспекты страха и боязни / В.И. Глобина // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2018. – № 3. – С. 1-8.
14. Денисова, В.А. Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности / В.А. Денисова // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т.2. – С. 54-58.
15. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. – СПб.: Питер, 2015. – 272 с.
16. Епифанцева, М.В. Психоэмоциональные и индивидуально-характерологические особенности женщин с угрозой прерывания беременности / М.В. Епифанцева, Н.В. Дейнека // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 8(11). – С. 22-24.
17. Жабченко, И.А. Особенности фертильности у женщин старшего репродуктивного возраста: проблемы отложенного деторождения и методы их коррекции / И.А. Жабченко, О.Р. Сюдмак // Репродуктивная медицина. – 2019. – № 3 (40). – С. 29-36.
18. Женщины и здоровье. ВОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/women-s-health.
19. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
20. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭкСпо, 2008. – 448 с.
21. Зорко, А.Ю. Эмоциональное состояние беременных женщин / А. Ю. Зорко, Л.В. Шлюева // Психологическая студия. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 62-64.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 2008. – 466 с.
23. Ильин, Е.П. Психология страха / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
24. Карымова, О. С. Некоторые социально-психологические особенности переживания страха материнства у беременных на разных триместрах / О. С. Карымова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-10. – С. 2253-2257.
25. Коваленко, Н.П. Перинатальная психология / Н П. Коваленко. – СПб.: Ювента, 2000. – 197 с.
26. Крамаренко, Е.А. Эмоциональное состояние женщины в течение беременности / Е.А. Крамаренко // Научные тенденции. – Москва: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2016. – С. 26-29.
27. Кузнецова, Е.Н. Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Кузнецова. – Ставрополь, 2003. – 28 с.
28. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С.178-208.
29. Ларюшева, Т.М. Особенности течения беременности и родов у юных женщин / Т.М. Ларюшева // Журнал акушерства и женских болезней. – 2012. – № 1. – С. 106-113.
30. Лохина, Е.В. Влияние психоэмоционального состояния беременной и дородовой медико-психологической подготовки на течение беременности и исход родов: автореф. дис. .. канд. мед. наук / Е.В. Лохина. – Иваново, 2013. – 28 с.
31. Мамонтов С.Ю. Страхи. Способы преодоления / С. Ю. Мамонтов. – СПб.: Питер, 2002. – 128 с.
32. Маслова, В.А. Психологическое состояние женщины в период беременности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/207/50758/.
33. Методика «Краткий опросник Большой пятерки (TIPI) в адаптации Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1259-kornilova46.html.
34. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова. – М.: Смысл, 2006. – 480 с.
35. Мисюк, М.Н. Тревожность и страхи как проявление эмоциональной сферы беременных женщин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/uses/xvii/mim_uses_xvii_34022.pdf.
36. Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта (адаптация И.И. Грачевой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/oprosnik-mnogomernaya-shkala-perfekcionizma-p-hyuitta-i-g-fletta-adaptaciya-i-i-grachevoj.
37. Мэй, Р. Смыл тревоги / Пер. с англ. – М.: Класс, 2001. – 384 с.
38. Одинцова, О.Ю. Пренатальный диадический стресс как контекст страха беременности и родов / О.Ю. Одинцова, Т.Л. Крюкова, А.Т. Барабошин // Вестник Костромского государственного университета. – 2020. – Т. 26, № 2. – С. 127–133.
39. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. – М.: Вече, АСТ, 2002. – 654 с.
40. Перлз, Ф. Практикум по гештальттерапии / Пер. М.П. Папуша. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. – 439 с.
41. Петрова, Е.Ю. Страхи женщин в связи с будущей беременностью и помощь психолога [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psy.su/feed/6684/
42. Психотехники работы с состояниями страха у беременных женщин [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/strahi_beremennyh/
43. Радзинский, В.Е. Вариальный резерв и фертильность: сложности XXI века. Рациональный подход к сохранению репродуктивного резерва как залог фертильности и осознанного деторождения / В.Е. Радзинский. – М.: StatusPraesens, 2015. – 54 с.
44. Рикрофт, Ч. Тревога, страх и ожидание // Тревога и тревожность. Хрестоматия / В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2017. – 112-117.
45. Риман, Ф. Основные формы страха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookap.info/psyanaliz/riman_osnovnye_formy_straha/.
46. Рябова, М. Г. Индивидуально-психологические особенности женщин с различными типами нарушения репродуктивной функции / М. Г. Рябова // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 9 (125). – С. 190-198.
47. Рябова, М.Г. Личностные детерминанты саморегуляции женщин в случае осложненной беременности / М.Г. Рябова // Вестник Тамбовского университета: гуманитарные науки. – 2014. – № 12. – С. 12-18.
48. Сибушева, А.Р. Репродуктивное поведение современной женщины / А.Р. Сибушева // Современные научные исследования и разработки. – 2019. – № 1(30). – С. 940-943.
49. Симонов, П.В. Избранные труды / П.В. Симонов. – М.: Наука, 2004. – 310 с.
50. Соколова, О.А. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка / О.А. Соколова, Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2007. - №6. – С.69-81.
51. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php.
52. Сухарева, Н. Ф. Страхи матерей в пренатальный и ранний постнатальный период развития ребенка / Н. Ф. Сухарева, А. А. Шелепнева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-4. – С. 360-363.
53. Тревоги и страхи беременных женщин. Как с ними справиться [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nikhospital.ru/news/6837/
54. Тузов, Д.А. Женщины репродуктивного возраста как объект статистического исследования / Д.А. Тузов // Статистика и экономика. – 2010. – № 1. – С. 1-6.
55. Ушакова, Т. И. Страхи беременных женщин перед предстоящими родами / Т. И. Ушакова // Молодой ученый. – 2021. – № 11(353). – С. 143-148.
56. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: лeчебное пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240 с.;
57. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22-36.
58. Филиппова, Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г.Г. Филиппова. – Москва, 2010. – 26 с.
59. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Азбука, 2015. – 480 с.
60. Фресс, П. Эмоции // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1975. – 113 с.
61. Фролова, Ю.Г. Психология здоровья: пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 255 с.
62. Хамитова, И.Ю. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов / И.Ю. Хамитова // Московский психотерапевтическими журнал, 2001. - № 3 (30). – С. 125-150.
63. Хамошина, М.Б. Эколого-репродуктивный диссонанс ХХІ века: предупредить негативные последствия. Информационный бюллетень / М.Б.Хамошина, М.Г. Лебедева, Х.Ю. Симоновская; под ред. В.Е. Радзинского. – М.: Редакция журнала StatusPraesens, 2015. – 24 с
64. Хеннинг, К. Загадка страха. На чем основан страх и как с ним быть / пер. с англ. - М.: Evedentis, 2003. – 210 с.
65. Хломов, К.Д. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания / К.Д. Хломов, С.Н. Ениколопов // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – №3. – C. 38–49.
66. Хломов, К.Д. Психоэмоциональные особенности беременных с угрозой прерывания: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / К.Д. Хломов. – СПб.: Российский государственный педагогический университет, 2008. – 36 с.
67. Хорни К. Наши внутренние конфликты / Пер. С. Светлова. – СПб.: Питер, 2007. – 523 с.
68. Шевляков, В.В. Медицинская психология / В.В. Шевляков. – Минск: Тесей, 2015. – 334 с.
69. Шелехов, И.Л. Личностные феномены состояния беременности / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозерова // Сибирская психология: между прошлым и будущим. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2021. – С. 259-271.
70. Шелехов, И.Л. Влияние типа акцентуации личности и структуры ценностей на формирование материнской функции беременных женщин: автореферат дис. канд. психол. наук. – Томск, 2006. – 28 с.
71. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: ЭКСМО, 2011. – 321 с.
72. Юматов, Е.А. Динамическая теория эмоций и системная организация поведения / Е.А. Юматов // Вестник Международной академии наук. Русская секция. – 2019. – № 1. – С. 56-66.
73. Ярушкин, Н.Н. Социальный страх как регулятор ответственного поведения личности / Н.Н. Ярушкин // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2007. – № 1. – С. 78-81.
74. Яцковская, М. И. Психологические аспекты совладания со страхами / М. И. Яцковская // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. – № 3. – С. 301-307.
75. Cowden A.S., Funkhouser E. Adolescent pregnancy, infant mortality, and source of payment for birth: Alabama residential live births, 1991-1994 // Adolesc Health. - 2001. - Vol. 29, № 1. - P. 37-45.
76. Dunkel Schetter C, Tanner L. Anxiety, depression and stress in pregnancy: implications for mothers, children, research, and practice // Current Opinion Psychiatry. - 2012. - № 25(2). - P. 141-148.
77. Tegethoff M., Greene N., Olsen J, Schaffner E, Meinlschmidt G. Stress during pregnancy and offspring pediatric disease: A National Cohort Study // Environmental Health Perspectives. - 2011. - № 119(11). - P. 1647-1652.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник гестационных страхов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица первичных эмпирических данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Расчет надежности опросника гестационных страхов у женщин репродуктивного возраста по Альфа-Кронбаха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Взаимосвязь выраженности гестационных страхов и индивидуально-психологических особенностей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты